Главная страница

Добротина. ЗАНЯТИЕ 5. Языковые нормы. Выразител... Занятие языковые нормы. Выразительность русской речи С русским языком можно творить чудеса


Скачать 129.5 Kb.
НазваниеЗанятие языковые нормы. Выразительность русской речи С русским языком можно творить чудеса
АнкорДобротина. ЗАНЯТИЕ 5. Языковые нормы. Выразител.
Дата02.05.2018
Размер129.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаДобротина. ЗАНЯТИЕ 5. Языковые нормы. Выразител...doc
ТипДокументы
#40165
Каталогid95302636

С этим файлом связано 34 файл(ов). Среди них: ottsy_deti_primer1.pdf, 4c236fbb269a70a5504b5304d119fd64_154152_1533438619.gif, Пояснение к НИКО. 8 кл. Литература.docx, konkurs.jpg, 8_kl_Literatura.pdf, Добротина. ЗАНЯТИЕ 7. Формулировка проблемы.doc, Добротина. ЗАНЯТИЕ 6. Начало сочинения.doc, Добротина. ЗАНЯТИЕ 5. Языковые нормы. Выразител...doc, КТП Литература 7 кл. В.Ф. Чертов. ФГОС.docx, Programma_kursa_Lit_5-9_kl_k_uch_G_S_Merkina_M_Russkoe_slovo_201 и ещё 24 файл(а).
Показать все связанные файлы


Добротина И.Г. Русский язык. Теория, тренинги, решения

ЗАНЯТИЕ 5. Языковые нормы. Выразительность русской речи

«С русским языком можно творить чудеса», - написал когда-то К. Г. Паустовский. Эту фразу можно истолковать по-разному, со­гласитесь? Искренне надеюсь, что наше «языковое творчество» не приведёт к ситуации, когда мы все начнём говорить на языке, спародированном в стихотворении Александра Иванова:

В худой котомк поклав ржаное хлеба,

Я ухожу туда, где птичье звон,

Где надо мной синеет синий небо,

Далёкий облак и высокий крон.

Я дома здесь, я здесь пришёл не в гости.

Поправлю кепк, надетый набекрень...

Весёлый птичк, помахивая хвостик,

Насвистывает мой стихотворень.

Смотрю в поля, засетые хлебами...

Само к бумаге тянется рука,

И я шепчу дрожащие губами:

«Велик могучим русской языка!»

Улыбнулись? Значит, вы готовы к очередному занятию, на котором речь пойдёт о языковых нормах и средствах художе­ственной выразительности.

В блок «Языковые нормы. Выразительность русской речи» вхо­дят следующие тестовые задания:

Позиция

задания

Что проверяется

Примерные формулировки заданий

А1

Орфоэпические нормы (произношение согласных звуков, ударение)

В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

А21

Лексические нормы (употребление слова)

В каком предложении вместо слова ... нужно употребить слово ... (задание на разграничение паронимов)

А3

Морфологические нормы

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

А4

Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием)

Выберите грамматически правильное продолжение предложения

А5

Синтаксические нормы. Нормы согласования. По­строение предложений с однородными членами. Нормы управления. По­строение сложноподчи­нённых предложений




А6

Синтаксические нормы

В каком предложении при­даточную часть сложноподчи­нённого предложения нельзя заменить обособленным опре­делением, выраженным при­частным оборотом?

В8

Речь. Анализ средств выразительности





ЗАДАНИЕ А3. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского языка

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) в шкафу; 2) пять полотенец; 3) шестисот семи человек; 4) ихние дела.

ТРЕНИРУЕМСЯ!

Образуйте форму множественного числа родительного падежа следу­ющих имён существительных, например: лимон - лимонов.

Банан, баклажан, джинсы, гектар, нерв, солдат, сапог, носок, консервы. (Банан - бананов, баклажан - баклажанов, джинсы - джинсов, гектар - гектаров, нерв - нервов, солдат - солдат, сапог - сапог, носок - носков, консервы - консервов.)


СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Определённую трудность вызывает склонение сложных количествен­ных числительных. Следует помнить, что изменяются ОБЕ части сложного слова:

Им. п. пятьдесят, двести, пятьсот Р. п. пятидесяти, двухсот, пятисот Д. п. пятидесяти, двумстам, пятистам

В. п. пятьдесят, двести, пятьсот

Т. п. пятьюдесятью, двумястами, пятьюстами

П. п. (о) пятидесяти, (о) двухстах, (о) пятистах

При изменении составных количественных числительных изме­няется КАЖДОЕ слово:

Им. п. тридцать четыре, семьсот семьдесят семь

Р. п. тридцати четырёх, семисот семидесяти семи

Д. п. тридцати четырём, семистам семидесяти семи

В. п. тридцать четыре, семьсот семьдесят семь

Т. п. тридцатью четырьмя, семьюстами семьюдесятью семью

П. п. (о) тридцати четырёх, (о) семистах семидесяти семи


ЗАДАНИЕ А4. Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием)

Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Играя в футбол,

1) воспитывается чувство коллективизма; 2) у меня подвернулась нога;

3) незаметно пролетело время; 4) вы должны соблюдать правила.

Надо отметить, что часто, выполнив успешно это тестовое задание, учащиеся допускают ошибки в собственном тексте - в сочинении. Проблема в том, что забывают важное положение: деепричастие обо­значает дополнительное действие.

Предлагаем такой алгоритм: найти подлежащее - выяснить возмож­ность подлежащего выполнять то добавочное действие, которое обо­значено деепричастием. Например: Размышляя над этим вопросом, я пришёл к выводу. Проверяем: Я размышлял и пришёл к выводу.

СПРАВОЧНЫЙ материал

Начало предложения

Грамматически верные продолжения предложения

Деепричастный оборот (добавочное действие)

Разговаривая по телефону,...

Подлежащее в Им. п., которое выполняет и основное, и добавочное действие.

Я всегда называю собеседника по имени

Глагол-сказуемое в форме повелительного наклонения в определённо-личном или неопределённо-личном предложении.

Всегда называйте собеседника по имени

Составное глагольное сказуемое в значении повелительного наклонения в определённо-личном или неопределённо-личном предложении.

Надо всегда называть собеседника по имени

Глагол-сказуемое в определённо-личном или неопределённо-личном предложении в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения. Всегда называю собеседника по имени


Вернёмся к заданию:

Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Играя в футбол,

1) воспитывается чувство коллективизма; 2) у меня подвернулась нога;

3) незаметно пролетело время; 4) вы должны соблюдать правила.

Анализируем предложенные варианты:

1) Чувство играет и воспитывается? - Нет. 2) Нога играла и подвернулась? - Нет.

3) Время играло и пролетело? - Нет. 4) Вы играете и должны соблюдать правила? - Да.

Ответ: 4.


ТРЕНИРУЕМСЯ!

Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Работая над сочинением,

  1. сначала составляется план;

  2. вам помогут тезисы;

  3. у вас должно быть ясное представление о том, что вы доказы­ваете;

  4. составьте краткие тезисы.

Здесь явная подсказка: в 4-м предложении глагол в форме повели­тельного наклонения - составьте.

Убедимся: вы работаете и вы же составьте.

Ответ: 4.
ЗАДАНИЕ В8. Речь. Анализ средств выразительности

За выполнение задания В8 может быть начислено от 0 до 4 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру терми­на из списка, экзаменуемый получает 1 балл (4 балла: нет ошибок; 3 балла: допущена 1 ошибка; 2 балла: допущены 2 ошибки; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный от­вет (неверный набор цифр) или его отсутствие). Порядок записи цифр в ответе имеет значение.


СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Фонетические средства

Аллитерация - повтор согласных звуков. Является приёмом выделе­ния и скрепления слов в строке. Увеличивает благозвучие стиха.

Ассонанс - повторение гласных звуков.

Лексические средства

Антонимы - слова, относящиеся к одной части речи, но противо­положные по значению (добрый - злой, могучая - бессильная). Ис­пользование антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи: Он был слаб те­лом, но силён духом.

Контекстные (или контекстуальные) антонимы - это слова, кото­рые в языке не противопоставлены по значению и являются антони­мами только в тексте: Ум и сердце - лёд и пламень - вот основное, что отличало этого героя.

Гипербола - образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление: Снег валил с неба пудами.

Литота - художественное преуменьшение: Мужичок с ноготок.

Индивидуально-авторские неологизмы (окказионализмы) - бла­годаря своей новизне позволяют создавать определённые художе­ственные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или пробле­мы: ...как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счёт прав других? (А. Солженицын)

Синонимы - это слова, относящиеся к одной части речи, выражаю­щие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенка­ми значения: Влюблённость - любовь, приятель - друг.

Контекстные (или контекстуальные) синонимы - слова, являющие­ся синонимами только в данном тексте: Ломоносов – гений - любимое дитя природы (В. Г. Белинский).

Стилистические синонимы - отличаются стилистической окраской, сферой употребления: усмехнулся - хихикнул - засмеялся - заржал.

Метафора - скрытое сравнение, основанное на сходстве между да­лёкими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими об­щий признак.

В художественной речи автор употребляет метафоры для усиле­ния выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора.

Эпитет, олицетворение, оксюморон, антитеза могут рассматривать­ся как разновидность метафоры.

Развёрнутая метафора - развёрнутое перенесение свойств одного предмета, явления или аспекта бытия на другой по принципу сходства или контрасту. Метафора отличается особой экспрессивностью. Об­ладая неограниченными возможностями в сближении самых разных предметов или явлений, метафора позволяет по-новому осмыслить предмет, вскрыть, обнажить его внутреннюю природу.

Метонимия - перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса:

а) с человека на его какие-либо внешние признаки: Скоро ли обед? - спросил постоялец, обращаясь к стёганой жилетке;

б) с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал пре­восходство Д. И. Писарева;

в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульп­туру): Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре), читая Белинского...

Синекдоха - приём, посредством которого целое выражается че­рез его часть (нечто меньшее, входящее в нечто большее). Разновид­ность метонимии. Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?

Оксюморон - сочетание контрастных по значению слов, создаю­щих новое понятие или представление. Это соединение логически не­совместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот приём настраивает читателя на вос­приятие противоречивых, сложных явлений, нередко - борьбы проти­воположностей. Чаще всего оксюморон передаёт отношение автора к предмету или явлению: Грустное веселье продолжалось...

Олицетворение - один из видов метафоры, когда перенос призна­ка осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворе­нии описываемый предмет внешне уподобляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Дождь зашлёпал босыми ножками по дорожкам сада.

Перифраз(а) - использование описания вместо собственного име­ни или названия; описательное выражение, оборот речи, замещаю­щее слово. Используется для украшения речи, замены повтора: Город на Неве приютил Гоголя.

В широком понимании перифразой считается любой описательный оборот вторичной номинации.

В отличие от эвфемизмов, которые участвуют в речевом акте для смягчения речи, чтобы заменить грубые или нетактичные выражения на иные, перифраза - прежде всего украшающий элемент поэтической речи и публицистического текста, средство, помогающее избежать по­второв в наименовании чего-либо в пределах одного контекста.

Богатый арсенал общеизвестных и индивидуально-авторских поэти­ческих перифраз приведён в «Словаре языка поэзии», созданном на литературном материале конца XVIII - начала XX века:

О любви - рана в сердце, пятое время года.

О ночи - солнце чёрное, богиня тьмы и привидений, наперсница любви.

О скуке - мука душ холодных, туман неверный, змея сердец, гостья злая.

О море - владенья Нептуна, страна коралловых гробниц, гробница голубая, чертог лазурный без границ.

Перифразы органически присущи языку прессы любого периода.

Публицистические перифразы ушедшей эпохи образно обозначали советские реалии:

Красная суббота - субботник.

Юный ленинец - пионер.

Часовой границ - пограничник.

Дядя Сэм - США.

Сейчас диапазон перифраз расширился:

Чёрный континент - Африка.

Фабрика холода - холодильник.

Обувь для автомобиля - шины.

Белая Олимпиада - Зимние Олимпийские игры.

Сравнение - одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. В сравнении одно явление по­казывается и оценивается путём сопоставления его с другим явлени­ем. Сравнение обычно присоединяется союзами: как, словно, будто, точно, и т. д., но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий, помогает дать точное опи­сание цвета: Как ночь, черны его глаза.

Часто встречается форма сравнения, выраженного существитель­ным в творительном падеже: Тревога змеёю вползла в наши сердца.

Есть сравнения, которые включаются в предложение с помощью слов «похож», «подобен», «напоминает»: Бабочки похожи на цветы.

Сравнение может представлять и несколько предложений, связан­ных по смыслу и грамматически. Таких сравнений две разновидности:

  1. развёрнутое, разветвлённое сравнение-образ, в котором основное, исходное сравнение конкретизируется рядом дру­гих: Звёзды вышли на небо. Тысячами любопытных глаз они устремились к земле, тысячами светлячков зажгли ночь;

  2. развёрнутый параллелизм (вторая часть таких сравнений обычно начинается словом «так»): Церковь вздрогнула. Так вздрагивает застигнутый врасплох человек, так лань трепетная срывается с места, ещё даже не поняв, что произошло, но уже ощутив опасность.

Фразеологизмы - это почти всегда яркие выражения. Поэто­му они - важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружа­ющей действительности и т. д.: У таких людей, как мой герой, есть искра божия.

Цитаты из других произведений помогают автору доказать какой- либо тезис, положение статьи, показать его пристрастия и интересы, делают речь более эмоциональной, выразительной: А С. Пушкина, «как первую любовь», не забудет не только «России сердце», но и ми­ровая культура.

Эпитет - слово, выделяющее в предмете или явлении какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художе­ственное определение, то есть красочное, образное, которое под­чёркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:

  1. существительное: болтушка сорока;

  2. прилагательное: роковые часы;

  3. наречие и деепричастие: жадно всматривается; слушает замерев; но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, упо­треблённых в переносном значении: взоры полусонные, нежные, влю­блённые.

Аллюзия - стилистическая фигура, намёк на реальный литератур­ный, исторический, политический факт, который предполагается из­вестным.

Реминисценция - черты в художественном произведении, наводя­щие на воспоминание о другом произведении. Использование приёма рассчитано на память и ассоциативное восприятие читателя.


Синтаксические средства

Анафора, или единоначатие, - это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется для усиления выска­занной мысли, образа, явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?

Антитеза - стилистический приём, который состоит в резком про­тивопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить проти­воречия, противопоставить явления. Служит способом выражения ав­торского взгляда на описываемые явления, образы и т. д.

Восклицательные предложения выражают эмоциональное от­ношение автора к описываемому (гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение): Безобразное отношение! Как можно беречь счастье! Восклицательные предложения выражают также побуждение к дей­ствию: Сбережём свою душу как святыню!

Градация - стилистическая фигура, заключающаяся в после­довательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, об­разов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художе­ственной речи: Ради своего ребёнка, ради семьи, ради народа, ради человечества - берегите мир! Градация бывает восходящая (усиление признака) и нисходящая (ослабление признака).

Инверсия - обратный порядок слов в предложении. При пря­мом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное - после него, дополнение - после управляющего слова, обстоятель­ство образа действия - перед глаголом: Современная молодёжь быстро поняла ложность этой истины. А при инверсии слова рас­полагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам беречь!

Парцелляция - приём расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Её цель - придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения: Поэт внезапно встал. Побледнел.

Повтор - сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т. д.: Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

Риторические вопросы и риторические восклицания - особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции.

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не брани- вался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским раз­бойникам?

Какое лето, что за лето? Да это просто колдовство!

Синтаксический параллелизм - одинаковое построение несколь­ких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стре­мится выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать - это чудо земное. Мать - это слово святое.

Эпифора - одинаковая концовка нескольких предложений, уси­ливающая значение этого образа, понятия и т. д.: Я всю жизнь шёл к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.
Обратимся к заданию

Прочитаем текст:

(1)Ещё недавно и мне, и многим другим писателям представлялась очевидной мысль, что искусство - это средство познания жизни с целью её совершенствования. (2) Неслучайно лучшие произведения искусства всегда будят человеческую душу, лишают человека самоуспокоенности и удовлетворённости собой и своим образом жизни, заставляют его по- новому взглянуть на мир. (3) Известно множество тому примеров во все времена - от Сервантеса до Айтматова.

(4)Но нельзя игнорировать и то обстоятельство, что с некоторых пор искусство нередко становится средством уик-энда, сонливого отдыха, голосом шумного фестивального празднества. (5) Один уважаемый ки­норежиссёр в недавней дискуссии в «Литгазете» так и писал: «Чело­век идёт в кино развлечься, значит, задача кино - развлекать его, коль оно взяло с него деньги за билет». (6) Книги нынче тоже стоят немало.

(7)Неужели это значит, что мы, писатели, тоже должны постараться, чтобы развлечь своих читателей на пару рубликов? (8) Если это роман, то нам, может быть, перепадёт даже трёшка или больше!

(9)Разумеется, я несколько утрирую, и всё же я не могу отделаться от вопроса: что должна литература? (10) Должна учить? (11) Вряд ли. (12) В наш век наставников и проповедников мудрости хватает без ли­тературы. (13) Должна пробуждать чувства добрые? (14) Но в области чувств мир дожил до ядерного топора, тут не до добрых чувств - не потерять бы рассудок от ненависти! (15) Может быть, в заниматель­ной форме средствами беллетристики преподносить истины, которые в другой, не столь занимательной форме уже не усваиваются обще­ством? (16) Чем больше размышляешь над этими и схожими с ними вопросами, столь естественными для людей нашей профессии, тем всё больше склоняешься к единственно разумной возможности искус­ства: показать человеку человека таким, каков он есть, и пусть он ре­шает сам, каким ему быть. (17) Пусть он сам и выбирает свою судьбу, альтернативность которой в наше время выражается предельно про­сто: жить или умереть.

(По В. Быкову)

Задание:

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, ко­торый вы анализировали.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставь­те на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с при­ведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
Особенность публицистики Василя Быкова - сочетание развёрнуто­го монолога с элементами эмоционального диалога. Это ярко отража­ется в синтаксисе: текст насыщен____(А) (предложения 8, 14),

обращают на себя внимание____(Б) (предложения 10,11, 13). В лексике же особую роль в создании полемического тона авторской речи играют____(В): «на пару рубликов», «трёшка» (в предложениях 7, 8), а эмоциональный настрой автора подчёркивают не­частые____(Г) (предложения 2,4).

Список терминов:

  1. сравнительный(-ые) оборот(-ы);

  2. разговорная и просторечная лексика;

  3. фразеологизм(-ы);

  4. литота(-ы);

  5. риторический(-ие) вопрос(-ы);

  6. неполное(-ые) предложение(-я);

  7. гипербола(-ы);

  8. метафора(-ы);

  9. восклицательное(-ые) предложение(-ия) (риторическое(-ие) восклицание(-ия).

Ответ: А Б В Г.

Как выполняем? Обращаем внимание на подсказки, данные в самом тексте рецензии:

Это ярко отражается в синтаксисе...

Значит, ищем среди синтаксических средств, в нашем перечне это:

5) риторический(-ие) вопрос(-ы);

6) неполное(-ые) предложение(-ия);

9) восклицательное(-ые) предложение(-ия) (риторическое(-ие) восклицание(-ия).

Обязательно перечитываем указанные предложения!

...текст насыщен____(А) (предложения 8, 14)...

(8) Если это роман, то нам, может быть, перепадёт даже трёшка или больше!

(14) Но в области чувств мир дожил до ядерного топора, тут не до добрых чувств - не потерять бы рассудок от ненависти!

Восклицательные предложения, А-9

...обращают на себя внимание____(Б) (предложения 10, 11, 13).

(10) Должна учить? (11) Вряд ли. (13) Должна пробуждать чувства до­брые?

Неполные предложения, Б-6

В лексике же особую роль...

Ищем среди лексических средств, в нашем списке это:

1) сравнительный(-ые) оборот(-ы);

2) разговорная и просторечная лексика;

3) фразеологизм(-ы);

4) литота(-ы);

7) гипербола(-ы);

8) метафора(-ы).

...в создании полемического тона авторской речи играют____(В): «на пару рубликов», «трёшка» (в предложениях 7, 8)...

Разговорная и просторечная лексика, В-2

...эмоциональный настрой автора подчёркивают нечастые___(Г) (предложения 2, 4).

(2)Неслучайно лучшие произведения искусства всегда будят чело­веческую душу, лишают человека самоуспокоенности и удовлетво­рённости собой и своим образом жизни, заставляют его по-новому взглянуть на мир. (4) Но нельзя игнорировать и то обстоятельство, что с некоторых пор искусство нередко становится средством уик-энда, сонливого отдыха, голосом шумного фестивального празднества.

Метафоры, Г-8

Осталось записать в соответствии с требованиями наш ответ: 9,6,2,8.
ТРЕНИРУЕМСЯ!

Прочитайте строки из произведений и определите, какие изобрази­тельные средства языка использованы.

  1. Ложь бывает доброй или злой,

Сердобольной или беспощадной (Ф. Кривин).

  1. Для женщины, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни - всю вселенную (А. Куприн).

  2. Чёрные фраки мелькали и носились врозь и кучами там и там... (Н. Гоголь).

  3. Бессмертные все умерли. Осталось два-три долгожителя (В. Шендерович).

  4. Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана... (М. Лермонтов).

  5. Ангелы опальные,

Светлые, печальные... (К. Бальмонт).

  1. Каждый счастлив, словно узник,

Выйдя из тюрьмы! (В. Брюсов).

  1. Где говорят о рае, дышат адом (Г. Иванов).

  2. Шёл я на север безлиственный,

Шёл я в морозной пыли (А. Блок).

  1. Зачем мне рай, которым грезят все? (И. Анненский).

Ответы:

  1. антонимы (добрый - злой, беспощадной - сердобольной);

  2. гипербола;

  3. метонимия (перенос значения, переименование: человек назы­вается по какому-либо внешнему признаку, в данном случа* - по одежде);

  4. оксюморон (бессмертные умерли);

  5. синекдоха (Москва отдана французу - понятно, что речь не об одном человеке);

  6. эпитет;

  7. сравнение (счастлив, словно узник);

  8. антитеза (антонимы) (части предложения противопоста использованы антонимы рай - ад);

  9. анафора (шёл..., шёл);

  10. риторический вопрос.

Важно помнить о том, что рассмотрение и определение отдельных художественных особенностей художественного произведения - мета­фор, олицетворений, эпитетов, гипербол, синтаксических особенно­стей фразы - вне связи целого, вне целостной словесной организации не даёт понимания произведения: «Сколько ни изучай кирпичи, не из­учишь здания, не поймёшь смысл и идеи архитектора»(Г.А Гуковский).

Иначе говоря, после того как нашли и рассмотрели нужные «кирпи­чи», верните их на место, чтобы воспринять произведение или фраг­мент целостно. И восхититься красотой и гармонией.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 5

1) А4. Синтаксические нормы

Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Слушая песню,

представляется бескрайняя степь.

вспоминаешь родные места.

у всех стали взволнованными лица.

мелодия показалась мне знакомой.

2) В8. Речь. Анализ средств выразительности

Прочитайте текст, выполните задание В8:

(1) Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (2) Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3) На освещённом мощными огнями теплоходе. (4) И в этом туманном мире возникли усталые созвездия...

(5)Я вышел из рубки на крыло мостика, (б) Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (7) Я поднял к глазам бинокль. (8) В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы - распушённые ветром мокрые ко­мочки. (9) Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.

(10)Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстраш­ные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. (11) Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (12) И всё вообще вспомнилось, что бы­вает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит рус­ская весна и прилетают грачи и скворцы. (13) Это не опишешь. (14) Это возвращает в детство. (15) И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.

(16) И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. (17) За именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искус­стве радость жизни. (18) Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19) И как проста русская песня, так проста живопись.

(20)И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейше­го анализа жизни общества, - в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства - будить и освещать в соплеменнике чувство родины.

(21)Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22) Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. (23) Искусство тогда ис­кусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолёт­ного, но счастья. (24) А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. (25) Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины... (По В. Конецкому)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, ко­торый вы анализировали.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставь­те на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Скворцы пробудили в душе автора текста воспоминания о Родине и множество других тёплых чувств, для которых он пытается найти точ­ные слова, прибегая при этом к использованию таких изобразитель­ных средств, как____(А)(«деревья проснулись»), ____(Б) («вообще вспомнилось» в предложении 12, «вспомнился Саврасов...» в пред­ложении 11) и____(В) («пронзительное счастье» в предложении 24).

Позицию автора помогает выразить такое синтаксическое средство, как___(Г) (предложение 25).

Список терминов:

  1. лексический повтор;

  2. олицетворение;

  3. синтаксический параллелизм;

  4. парцелляция;

  5. эпитет;

  6. литота;

  7. просторечное слово;

  8. риторическое обращение;

  9. сравнительный оборот;

  10. риторический вопрос.

3) Задание «Копилка аргументов»

Подумайте, какие произведения художественной (публицистической, научной) литературы вспоминаются, когда вам предлагают следую­щий тезис: Искусство тогда искусство, когда оно вызываете чело­веке ощущение пусть мимолётного, но счастья.

  1. Перечислите произведения художественной (публицистической, научной) литературы (обязательно укажите название произведе­ния и его автора), примеры из которых могли бы стать аргументом для данного тезиса, - не менее 2 произведений.

  2. Сформулируйте и запишите свой аргумент, опираясь на указан­ные вами источники.

1 Алгоритм выполнения - см. 2-е занятие.


перейти в каталог файлов
связь с админом