Главная страница
qrcode

1. Понятие акселерация


Скачать 16.77 Kb.
Название1. Понятие акселерация
Дата29.09.2019
Размер16.77 Kb.
Формат файлаodt
Имя файлафиноугры 2.odt
ТипДокументы
#65382
Каталог

Содержание:

1.Понятие «Акселерация»

2.Виды акселерации

3.Причины акселерации

4.Социально-гигиенические проблемы

1. Понятие "акселерация"

Акселерация, или акцелерация (от лат. acceleratio - ускорение), - это ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Явление акселерации наблюдается прежде всего в экономически развитых странах. Термин "акселерация" был введен в научный обиход немецким ученым Е. Кохом в 1935 г. Большинство исследователей под акселерацией понимали ускорение в основном физического развития детей и подростков. Впоследствии это понятие было существенно расширено. Акселерацией стали называть увеличение размеров тела и наступление созревания в более ранние сроки. Традиционно длина тела, объем груди и масса тела рассматривались как наиболее важные признаки физического развития. Но, учитывая, что морфологические особенности организма тесно связаны с его функциональной деятельностью, ряд авторов в качестве признаков физического развития стали рассматривать жизненную емкость легких, силу отдельных мышечных групп, степень окостенения скелета (в частности, кисти), прорезывание и смену зубов, степень полового созревания. Кроме того, к существенным признакам стали относить и пропорции тела. В настоящее время понятие акселерации стало столь широким, что, имея в виду акселерацию, говорят как об ускорении физического развития детей и подростков, так и об увеличении размеров тела взрослых, более позднем наступлении климакса. Поэтому нередко пользуются таким понятием, как секулярный тренд (вековая тенденция), понимая под ним тенденцию, которая наблюдается примерно в течение века, к ускорению физического развития всего организма - от внутриутробного периода до взрослого состояния. Наиболее заметно акселерация проявилась у детей во второй половине ХХ в. Так, масса тела стала удваиваться в более раннем возрасте (в 1965-1973 гг. - в 4-5 месяцев, в 1940-1941 гг. - в 5-6 месяцев). Происходила более ранняя смена молочных зубов на постоянные (в 1984 г. - с 5-6 лет, в 1953 г. - с 6-7 лет). Сдвинулись сроки полового созревания. Так, возраст наступления менструаций в ХХ в. уменьшался каждые 10 лет примерно на четыре месяца и в 1974 г. составил в среднем 12,7 лет. Происходило ускорение развития вторичных половых признаков. У детей и подростков наблюдалась более ранняя морфологическая стабилизация. Весь процесс окостенения заканчивался у мальчиков на два, a y девочек на три года раньше, чем в 1930-е гг. В связи с акселерацией раньше происходит и завершение роста. В 16-17 лет у девушек и в 18-19 лет у юношей завершается окостенение длинных трубчатых костей и прекращается рост в длину. Московские мальчики возраста 13 лет за последние 80 лет стали выше на 1 см, а девочки - на 14,8 см. Таким образом, в результате ускоренного развития детей и подростков наблюдается достижение ими более высоких показателей физического развития. Необходимо сказать, что имеются сведения и об удлинении детородного периода: за последние 60 лет он увеличился на восемь лет. У женщин в Центральной Европе за последние 100 лет менопауза сдвинулась с 45 до 48 лет, в нашей стране это время приходится в среднем на 50 лет, а в начале века приходилось на 43,7 года. 2.Виды акселерации.Наряду с термином " Среди детей с ускоренным развитием выделяют подгруппы с гармоничной и дисгармоничной акселерацией.

При гармоничной акселерации имеет место параллельное ускорение роста и биологического созревания, что приводит к более раннему завершению детства.



3.Причины акселерации:

-экологический фактор;

-генные мутации;

-ухудшение социальных условий жизни и, прежде всего, питания;

-все тот же рост информационных технологий, который начал приводить к перевозбуждению нервной системы и, в ответ на это, к ответному ее торможению;

-снижение физической активности.

Изменения в темпах физического развития детей и подростков ставят много практических вопросов. Прежде всего важно установить, как процессы акселерации отражаются на умственном и психическом развитии ребенка, наступлении его функциональной зрелости, готовности к обучению и в соответствии с этим корректировать учебные программы для оптимального соответствия возрастным возможностям учащихся.

Знание особенностей роста и развития детского организма позволяет врачу понять и объяснить деятельность отдельных органов и систем, их взаимосвязь, функционирование целостного организма ребенка в разные возрастные периоды и его единство с внешней средой.

4.Социально-гигиенические проблемы.

По нашему мнению, к числу наиболее острых проблем следует отнести:

- ухудшение состояния здоровья и демографических показателей населения России в рассматриваемый период: высокие темпы роста смертности, причем в основном трудоспособного населения, опережающие рождаемость (показатель естественной убыли в 2006 году: -4.8 /на 1000 населения/, число умерших превысило число родившихся на 689.5 тыс.), снижение продолжительности жизни. В структуре причин смерти 56.5% составляют болезни системы кровообращения; 13.1%- новообразования; 12.5% - внешние причины; 4.1 % - болезни органов пищеварения; 3.8% - болезни органов дыхания; 1.6% - инфекционные и паразитарные болезни;

- ухудшение социально-экономических условий жизни основной массы населения (в последние годы доходы 60% населения уменьшились, 40% - возросли), рост стрессовых ситуаций, состояний повышенной тревожности и неуверенности в будущем;

- ухудшение структуры и качества питания больших (многомиллионных) контингентов населения по основным макро - и микронутриентам и вспомогательным биологически активным веществам;

- распространение территорий санитарно-эпидемиологического неблагополучия населения (по химическим, биологическим, физическим факторам воздействия или их комбинациям и сочетаниям), обусловленного негативным воздействием факторов окружающей и производственной среды;

- активизация многих «побежденных» инфекций (туберкулез, сифилис и др.) и рост «новых», в основном вирусных (грипп, ВИЧ, [317 & 318] гепатиты и т. д.), в том числе и на фоне пониженного иммунного статуса.

проводится огромная работа по улучшению санитарно-эпидемиологического благополучия населения:

- создана и совершенствуется система соответствующего законодательного и правового обеспечения (Федеральные законы, постановления Правительства, Санправила, СанПиНы, нормативно-инструктивно - методические документы, федеральные, отраслевые программы и др.);

- разработаны научные основы и внедрен поэтапный механизм проведения социально-гигиенического мониторинга;

- совершенствуется методология гигиенического нормирования и активно внедряется методология оценки риска;

- в значительной степени повышен профессиональный уровень специалистов гигиенического и эпидемиологического профиля на местах;

- целенаправленно и эффективно внедряются профилактические мероприятия по предупреждению и снижению негативного влияния факторов (в том числе новых) производственной и окружающей среды на здоровье населения, включая противоэпидемические мероприятия, и многое другое. С учетом сложившейся социально-экономической ситуации решением Президента Российской Федерации В. В. Путина, 2006 год стал началом реализации Национального проекта «Здоровье», на реализацию которого выделяется около 60 млрд. рублей. Указанные меры позволили в определенной степени стабилизировать ситуацию с тенденцией к ее улучшению.

перейти в каталог файлов


связь с админом