Главная страница
qrcode

20-28 соц. пс.. 20. Средства коммуникации вербальные и невербальные. В основном различают вербальную и невербальную коммуникации. Вербальная коммуникация


Скачать 24.65 Kb.
Название20. Средства коммуникации вербальные и невербальные. В основном различают вербальную и невербальную коммуникации. Вербальная коммуникация
Дата19.03.2020
Размер24.65 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла20-28 соц. пс..docx
ТипДокументы
#68297
Каталог

20.Средства коммуникации: вербальные и невербальные. В основном различают вербальную и невербальную коммуникации.

Вербальная коммуникация – это устная и письменная речь; здесь в качестве знаковой системы используется язык. Используя речь, коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Устная речь осуществляется в формах монолога или диалога. Предпочтительнее для общения является диалог, в ходе которого происходит смена коммуникативных ролей, динамику которой на примере одного из партнеров можно представить в виде последовательности отрезков: высказывание, отношение, восприятие сообщения, подготовка к высказыванию, вновь высказывание. Длина каждой фазы зависит от ситуации. Восприятие без искажения сообщения может быть только в том случае, если фаза высказывания говорящего совпадает с фазой восприятия слушающего. На эффективность общения влияют многие факторы. Среди них: а) интенции (настроения, установки) партнеров, предполагающие активный, двусторонний характер взаимодействия и скоординированности речи; б) включенность партнеров в общий контекст деятельности, близость предмету общения; в) наличие обратной связи, позволяющей раскрыть точность восприятия смысла сообщения партнером; г) умения и навыки общения с людьми. Невербальная коммуникация (жест, мимика, интонация) выполняет следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по общению. К невербальным средствам относят кинесику, праксемику, пара- и экстралингвистику, визуальное общение. Кинесика изучает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций, в основе которых лежит общая моторика различных частей тела: это мимика, жестикуляция, пантомимика. Праксемика изучает пространственно-временную организацию общения, исходя из того, что время и пространство (расстояние, положение партнеров по общению) несут смысловую нагрузку в общении.
21.Взаимодействие людей как организация их совместной деятельности, обмен действиями, выработка формы и нормы совместных действий. Виды социальных мотивов взаимодействия людей.

Общение как взаимодействие связано не только с обменом информации, но и действии при решении общих задач. Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать "обмен действиями", спланировать общую деятельность

При взаимодействии всегда есть социальные мотивы, которые его вызывают.Выделяют 6 таких основных мотивов: 1) Максимизация общего выигрыша (мотив кооперации) - ведет к объединению, содружеству людей. 2) Максимизация чужого выигрыша (мотив альтруизм) - уступка другому. 3) Максимизация собственного выигрыша (мотив эгоизма) - противодействие. 4) Максимизация относительного выигрыша (конкуренция) - соперничество, сотрудничество. 5) Максимизация минимизации выигрыша другого (агрессия). 6) Максимизация минимизации равенства выигрышей (равенство).

В современной психологии на западе существуют 4 основных теории, объясняющие взаимодействие между людьми: 1) Теория обмена - люди взаимодействуют между собой так, чтобы учитывать возможные затраты и вознаграждения на основе своего опыта. 2) Теория символического интеракционизма - здесь поведения людей по отношению друг к другу и окружающим объектам определяется тем значением, которое люди им придают. 3) Теория управления впечатлениями - утверждает, что взаимодействие людей похоже на драматический спектакль, где актеры желают создать и поддерживать к себе положительное отношение. 4) Теория психоанализа - взаимодействие между людьми определяется прежде всего теми представлениями и переживаниями, которые были получены ими в данном действии. 5) Общение как процесс понимания людьми друг друга, социальная перцепция.

22.Ведущие стратегии поведения: сотрудничество, его характеристика и особенности в педагогическом взаимодействии; противодействие; компромисс; уступчивость; избегание.

сотрудничество предполагает нахождение альтернативы, удовлетворяющей интересы обеих сторон. Сотрудничество означает, что индивид проявляет активность в поисках решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывает при этом и свои интересы. Предполагаются открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует положительной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех важное значение, то при таком подходе возможны всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.

противодействие- общение, поведение или деятельность, имеющие целью выразить несогласие с оппонентом, ограничить его активность или нанести ему материальный, моральный, иной вид ущерба. П. – это общение и действия, направленные против др. человека, группы, государства, общества. П. в общении, в процессе которого участники общения не переживают по отношению друг к другу негативных эмоций, является дискуссией, спором и т. п. П. наряду с противоречием и негативными эмоциями выступает одним из главных условий возникновения конфликтов.

компромиссвзаимное согласие и уступки;

избегание – отсутствие как стремления к кооперации, так и стремления к достижению собственных целей;

уступчивость- Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида. Такое поведение в конфликте используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти.

23.Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция.

Кооперация,означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация — необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. Что касается другого типа взаимодействий – конкуренции, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте.

Конкуренция – это одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов и групп. Конкуренция отличается сильной вовлеченностью в борьбу и частичной деперсонализацией представлений о противнике.

конфликт - в широком смысле - конфликт как объективное проявление социальных связей людей; специфический способ взаимодействия личностей и социальных групп при расхождении во мнениях и взглядах, столкновении интересов, противоборстве преследующих свои цели сторон.

согласие - это состояние и процесс взаимодействия между социальными субъектами, которые имеют схожие ценности, потребности, интересы и цели, при этом социальная группа солидарная, сплоченная, упорядоченная, стабильная, цельная.

Приспособление (уступчивость). Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида. Такое поведение в конфликте используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти.

оппозиция- несогласие, противодействие, сопротивление, противопоставление своих взглядов к.-л. др. взглядам;
24.Теории, описывающие межличностное взаимодействие, их характеристики.

Существует несколько теорий, объясняющих межличностное взаимодействие. К ним относятся: теория обмена, символический интеракционизм, теория управления впечатлениями, психоаналитическая теория.

Согласно теории обмена каждый из нас стремится уравновесить вознаграждения и затраты, чтобы сделать наше взаимодействие устойчивым и приятным. Поведение человека в настоящий момент определяется тем, вознаграждались ли его поступки в прошлом и как именно (чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться; когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения). Хоманс рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленную способами уравновешивания вознаграждений и затрат.

Символический интеракционизм. Дж. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на обмене информацией. Сущность символического интеракционизма заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Центральная идея данной концепции – личность формируется во взаимодействии с другими личностями.

Управление впечатлениями. По мнению Гофмана, социальные ситуации следует рассматривать как драматические спектакли в миниатюре: люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя «декорации» для создания определенного впечатления о себе и других.

Согласно психоаналитической теории процесс взаимодействия людей воспроизводит их детский опыт. З. Фрейд считал, что люди образуют социальные группы, так как испытывают чувство преданности и покорности лидерам. В подобных ситуациях мы возвращаемся к более ранним стадиям развития.
25.Взаимодействие как организация совместной деятельности. Три возможные модели организации совместной деятельности по Л.И.Уманскому.Психологическая структура совместной деятельности.

По Л. И. Уманскому, в процессе совместной деятельности возможны три формы взаимодействия:

1) каждый участник независимо от других делает свою часть общей работы – совместно-индивидуальная деятельность;

2) общая задача выполняется последовательно каждым участником – совместно-последовательная деятельность;

3) одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными – совместно-взаимодействующая деятельность. При организации совместной деятельности важно, чтобы субъекты по-настоящему сотрудничали. Для этого они должны знать права и обязанности друг друга, при этом знание, имеющееся у одного участника, не должно сильно отличаться от знаний других участников деятельности. В результате взаимодействия возникают отношения подчинения – сопротивления, солидарности – противодействия и другие, определяющиеся волевыми качествами субъектов, их статусами, авторитетом, социальными ролями и тому подобное, что и характеризует место личности в организационной структуре совместной деятельности.

Психологическая структура совместной деятельности

- общая цель – это идеально представленный общий результат, к которому стремится общность индивидов. Общая цель делится на частные и конкретные задачи;

- общий мотив – это сила, побуждающая индивидов к совместной деятельности;

- совместные действия – элементы деятельности, направленные на выполнение текущих задач;

- общий результат.
26.Конфликт как одна из форм нормального человеческого взаимодействия. Свойства и функции конфликта. Виды конфликтов. Виды межличностных конфликтов: их истоки и природа.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

свойства:- наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями;

- противодействие, противоборство, стремление нанести ущерб оппоненту, травмировать «Я»;

- негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу как фоновые характеристика конфликтного взаимодействия.

Функции:• Стабилизирующая — укрепляются взаимоотношения, нормы и ценности совместной жизнедеятельности людей.

• Активизирующая — взаимодействие становится более динамичным, что сказывается на развитии взаимоотно­шений.

• Сигнализирующая — выявляются причины, условия и факторы неудовлетворенности существующим положением дел.

• Функция эмоциональной разрядки открытое выраже­ние своих мыслей и чувств в конфликте позволяет лю­дям снять эмоциональное напряжение.

• Функция инновации — конфликт как средство творче­ской инициативы, побуждение к обновлению.

• Профилактическая функция — своевременный кон­фликт предотвращает разрушительное поведение какой-либо из сторон

виды конфликтов:• По составу конфликтующих сторон: внутриличностные, межличностные, внутригрупповые и межгрупповые.• По своей значимости: конструктивные и деструктивные.

• По формам столкновения: открытые и скрытые.

• По масштабам и продолжительности: общие и ло­кальные, кратковременные и затяжные.

• По способам урегулирования: антагонистические и ком­промиссные.

Виды межличностных конфликтов

По направленности:

горизонтальные – участники не подчиняются друг другу

вертикальные – участники находятся в подчинении друг с другом

смешанные – где есть обе составляющие (организация)

По значению: конструктивные (созидательные)

- оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений, разумных аргументов,

- приводит к развитию отношений между людьми

деструктивные (разрушительные)

- одна из сторон жёстко настаивает на своей позиции и игнорирует вторую

- одна из сторон прибегает к осуждаемым методам борьбы

Первые приносят пользу делу, вторые — вред. От первых уходить нельзя, от вторых — необходимо.

По характеру причин:

объективные – данные конфликты имеют под собой реальные причины и основания для их возникновения

субъективные – данный вид конфликтов возникает в основном из-за субъективных причин, которыми могут быть совершенно разные вещи такие плохое настроение или самочувствие.

По сфере разрешения:

деловые – данные конфликты решаются в сфере деловых отношений

личностно-эмоциональные – конфликты не связанны с деловыми отношениями, а затрагивающие личностно-эмоциональные аспекты жизни индивида.

По форме проявления: скрытые (плохо осознаются людьми), открытые (осознаются)

По времени протекания:

ситуативные – возникают в рамках какой-то одной определенной ситуации и являются как правило спонтанными

пролонгированные (длительные) – как правило состоят из серии конфликтных эпизодов.
27.Внутригрупповые и межгрупповые конфликты, их причины, меры устранения или способы конструктивного выхода их них.

Внутригрупповой конфликт – столкновение между личностью и группой, вызвано, как правило:

- различиями интересов;

- ослаблением сплоченности;

- несоблюдением норм группового поведения.

В любом внутригрупповом конфликте имеется зачинщик, лидер конфликта. Такой член коллектива в конфликтологии именуется негативным лидером.

В реальной жизни конфликт может сыграть двоякую роль:

1. Укрепить группу: - дать возможность членам коллектива высказаться;

- избавиться от неугодного, деструктивного члена коллектива или заставить его соблюдать внутригрупповые нормы;

- более справедливо перераспределить ресурсы;

- скорректировать внутригрупповые нормы;

- выдвинуть новых лидеров и т.д.

2. Ослабить или разрушить группу: - нарушить необходимые внутрисистемные связи;

- привести к уходу ценных сотрудников;

- ослабить внешний имидж группы.

Выделяют несколько специфических способов разрешения внутригрупповых конфликтов:

- нейтрализация негативного лидера (путем удовлетворения его притязаний, предоставления ему новых полномочий и должностей);

- изоляция негативного лидера (перевод в другое подразделение, увольнение, разрушение его группы поддержки и т.д.).

Межгрупповой конфликт – конфликт, в котором противоборствующими сторонами выступают группы с несовместимыми целями.

Фактически, межгрупповые конфликты могут возникать везде, где имеют место межгрупповые взаимодействия.

Три основные группы причин межгрупповых конфликтов:

объективные условия взаимодействия групп;

внутригрупповые конфликты каждой из групп;

содержание межгрупповых взаимодействий.

Межгрупповые конфликты могут возникать в организациях как между структурными подразделениями, так и между группами сотрудников одного подразделения.

Межгрупповые конфликты урегулировать гораздо сложнее, чем внутригрупповые, по следующим причинам:

- в межгрупповом конфликте идет борьба за более масштабные цели;

- ярче проявляется различие интересов;

- вовлечено большее количество участников;

- каждая сторона действует не в одиночку.

Лучший способ предотвращения межгрупповых конфликтов – их недопущение. В случае же их возникновения межгрупповой конфликт несет в себе риск распада проигравшей группы. Если это произойдет внутри одной организации, это может нанести вред всему коллективу.
28.Социальная перцепция. Основные функции и механизмы социальной перцепции.

Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения).

Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда на восприятие. Социальное восприятие включает в себя межличностное восприятие (восприятие человека человеком), которое состоит из восприятия внешних признаков человека, их соотнесения с личностными качествами, интерпретации и прогнозирования будущих действий. в отечественной психологии часто употребляют выражение «познание другого человека», считает А. А. Бодалев. Процесс социальной перцепции включает две стороны: субъективную (субъект восприятия – человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия – человек, которого воспринимают). В ходе взаимодействия и общения социальная перцепция становится взаимной. При этом взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы для участников общения в данный момент времени.

Отличие социального восприятия: социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. Социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные характеристики. Интерпретация другого человека или группы зависит от предшествующего социального опыта субъекта, от поведения объекта, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и других факторов.

В качестве субъекта восприятия может выступать как отдельный индивид, так и группа. Если в качестве субъекта выступает индивид, то он может воспринимать:1) другого индивида, принадлежащего к своей группе;2) другого индивида, принадлежащего к чужой группе;3) свою группу;4) чужую группу.

Если в качестве субъекта восприятия выступает группа, то, по мнению Г. М. Андреевой, добавляется:1) восприятие группой своего собственного члена;2) восприятия группой представителя другой группы;3) восприятие группой самой себя;4) восприятие группой в целом другой группы.

В группах индивидуальные представления людей друг о друге оформлены в групповые оценки личности, которые выступают в процессе общения в виде общественного мнения.

Основные функции психологии социальной перцепции1) Социальная перцепция является механизмом, запускающим общение. Инициация общения, любой акт общения начинается с восприятия людей друг другом.2) Восприятие выступает одним из познавательных (негативных) процессов. Социальная перцепция выступает как познание одного человека другим.

Механизмы социальной перцепции

1) Идентификация – способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место другого человека.

2) Эмпатия – это эмоциональное сопереживание другому человеку. Она основывается на умении правильно представить себе что переживает и как оценивает другой человек.

3) Рефлексия – самопознание, в основе которого лежит способность человека представлять как он воспринимается партнером оп общению.

4) Каузальная атрибуция – максимум интерпретации поступков и чувств другого человека, стремление к выяснению причин поведения.

5) Стереотизация – восприятие партнера по общению на основе стереотипа, т.е. как представителя определенной социальной группы.

6) Эффект ”ориола” – информация о человеке на тот образ, который был создан заранее (это мешает объективно оценить).


перейти в каталог файлов


связь с админом