Главная страница
qrcode

тжс семинар 7. 7. Психологическое сопровождение личности в период кризиса 2 Диагностическая стадия психологического сопровождения


Скачать 23.97 Kb.
Название7. Психологическое сопровождение личности в период кризиса 2 Диагностическая стадия психологического сопровождения
Дата08.12.2019
Размер23.97 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлатжс семинар 7.docx
ТипДокументы
#67046
Каталог

7. Психологическое сопровождение личности в период кризиса


7.2 Диагностическая стадия психологического сопровождения.

7.3 Основная (реабилитационная) работа психологического сопровождения.


Для работы по психологической реабилитации людей, пострадавших в экстремальной ситуации, наиболее приемлемой моделью психологической помощи является психологическое сопровождение как создание переходного пространства совместного бытия. Изменения, возникающие при психологическом сопровождении, помогают человеку восстановить разрушенные связи с миром во времени своей жизни, найти точку опоры в самом себе; они приводят к  формированию нового, позитивного образа мира личности, новых отношений с  собой, другими людьми, жизнью - к формированию новой личности.

Психологическое сопровождение личности в кризисной ситуации представляет психологическую практику, в наибольшей степени приближенную к контексту совместного бытия людей в мире. Сущность данной практики состоит в создании переходного пространства щадящих условий и особых отношений между психологом и клиентом, реально и символически воспроизводящих контекст совместного бытия близких, доверяющих друг другу людей: психолог принимает на себя позицию временного заместителя значимого другого и вводит клиента в реалии пространств бытия (мир предметного и природного пространства, мир образно-знаковых систем, социально-нормативный мир и др.), осуществляя этот процесс в соответствии с теми закономерностями онтогенетического развития личности, которые можно назвать «новым началом» или замещающим личностным онтогенезом. Это делает возможным переработку травматичного опыта и выход из негативного отчуждения от себя, другого, мира в целом и реконструировать содержание искаженных компонентов субъективного образа мира и картины мира в целом.

Пошаговое движение Динамику психологического сопровождения личности можно представить как путь, который два человека «шаг за шагом»* проходят вместе: он начинается с присоединения психолога к клиенту и принятия им позиции временного заместителя значимого другого; -на основе глубинной идентификации два «Я» объединяются в диаду «Мы», в «переходном пространстве» которого соприкасаются и резонируют два открытых друг другу субъективных мира, что позволяет клиенту обрести и освоить новый жизненный опыт, овладеть культурными средствами, позволяющими ему реконструировать свой внутренний мир. По мере развития диады «психолог - клиент» внутренняя структура диады меняется, так как клиент берет на себя все большее число психологических функций - затем наступает стадия полноценного обособления клиента от психолога, завершающаяся его отделением (сепарацией).


Проблема психологической диагностики сама по себе достаточно сложна, а в психологическом сопровождении план выступают этические аспекты. Специалист, хоть раз работавший с человеком в период кризиса, знает, как непросто быть допущенным в его внутренний мир, как сложно разобраться в причинах неблагополучия. Но даже если человек доверится психологу, необходимо осознавать всю меру своей ответственности, понимать, ради чего и для чего проводится диагностика.

Как известно, диагностика может осуществляться в двух парадигмах: субъект-объектной или субъект-субъектной.

В субъект-объектной парадигме действует схема: диагноз-прогноз-управление. Диагностика приобретает характер экспертизы, ГНОЗ- она обезличена: психолог на основе информации, полученной с помощью тестов, опросников и других диагностических методик, делает заключение об особенностях личности клиента и его состоянии; сам намечает стратегию и тактику воздействия, а затем подбирает и реализует коррекцию.

В субъект-субъектной парадигме схема принципиально иная: совместное исследование жизненной ситуации человека том решения об изменении-совместная работа как событие клиента и психолога-позитивное развитие человека. Как видим, диагностика трансформируется в совместное исследование: вместе с психологом человек осознает свою жизненную ситуацию, свое отношение к себе, другим, миру в целом во времени жизни. В этом случае осуществляется принципиально иной подход: психолог не изучает человека, а вместе с ним отслеживает и осознает состояние его системы представлений и отношений с самим собой, другими людьми, с внешним миром. Клиент становится активным участником процесса: вместе с психологом включается в осмысление особенностей собственной жизненной ситуации, познание себя и своих отношений с миром, начинает осознавать внутренние причины своих жизненных затруднений.

Следующая особенность диагностики в психологическом сопровождении – единство познания особенностей жизненной ситуации человека и оказания ему психологической помощи. Наиболее четко эту позицию выразил С. Минухин, который отмечал, что терапевтическое воздействие является необходимой частью диагностики. Терапевт не может наблюдать и ставить диагноз со стороны. В диалогическом взаимодействии психолога с теми, кто обратился за помощью, происходит «взаимопроникновение картин мира» (Шибутани Т., 1998), совместное доброжелательное и заинтересованное отслеживание, обсуждение и осмысление отношений и способов взаимодействия человека с собой, другими, миром в целом.

Принцип диагностики в сопровождении:
Единство диагностики и психологической помощи. Наряду с традиционной задачей психодиагностики – определением актуального состояния развития личности – процесс диагностики следует использовать для:
• стимулирования у клиента мотивации самопознания и самоизмения;

• выявления личностных ресурсов развития;

• выявления жизненных затруднений, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для гармонизации отношений человека с собой, другими людьми, миром в целом;

• принятия решения о том, какая психологическая поддержка необходима и достаточна для этого человека;

• отслеживания изменений, происходящих на различных этапах психологического сопровождения
    Отказ от наращивания арсенала психодиагностических методик и сосредоточение основного внимания на разработке и применении программ психологического сопровождения (индивидуального и группового консультирования, систем психотренингов, системы самостоятельной работы, создания новых сфер общения и т.д.) Только в этих случаях диагностическая работа будет иметь смысл и  приведет к  положительному результату. Любой из применяемых при диагностике приемов должен создавать условия для позитивного развития личности.
  1. Максимальная приближенность диагностики к естественным жизненным условиям. Неслучайно многие исследователи проблемы социально-психологического сопровождения (М.Р. Битянова, А.В. Волосников, В.С.Мухина) привычному термину «диагностика» предпочитают понятия «отслеживание» или «совместное исследование», которые подразумевают наблюдение за деятельностью и поведением человека в естественной социальной среде.
  2. Направленность диагностической работы прежде всего на выявление имеющихся у человека ресурсов развития и самопомощи.
  3. Исследование человека в его развитии. Специалисту важно знать историю жизни человека, личные и семейные мифы, в которых он живет, ценности, правила, устойчивые представления и отношения человека как внутри ближайшего окружения (членов семьи, сотрудников и др.), так и с внешней средой. Знакомство с историей семьи в нескольких поколениях помогает глубже понять, как в ней принято реагировать на неблагоприятные социально-психологические условия, стрессовые, конфликтные или кризисные ситуации — снижением уровня активности или его повышением, сплочением семьи или разобщением ее членов.

    Основная (реабилитационная, или реконструктивная). Собственно работа по оказанию психологической помощи, которая направлена на преобразование трудной жизненной ситуации путем активизации собственных психологических ресурсов клиента (или семьи в целом). Как правило, здесь необходима работа в двух направлениях:
      реконструкция образа мира, т. е. семейного или личного мифа клиента, развитие ценностного отношения к себе, другим, миру в целом;
    1. овладение необходимыми жизненными стратегиями и тактиками поведения.
      На этой стадии специалисты (на основе результатов диагностической стадии) создают условия, необходимые и достаточные для реконструкции «кризисного» образа мира, формирования новых продуктивных моделей поведения и полноценной адаптации человека в социуме. Они разрабатывают и реализуют гибкие индивидуальные и групповые программы поддержки и реабилитации. Предусматривается также создание специальных психологических условий для оказания первичной (экстренной) помощи человеку или семье в экстремальной ситуации и последующей квалифицированной помощи.

      По мере необходимости используются методы и приемы, разработанные в различных направлениях психотерапии. В контексте существующих в современной науке подходов к психологической помощи создано немало методов, которые можно использовать для постепенной реконструкции основных звеньев субъективного образа мира личности. Наиболее часто применяются методы, разработанные в бихевиорально-поведенческой, когнитивной, клиент-центрированной терапии, психодраме и гештальттерапии. Однако арсенал средств постоянно расширяется. В последние годы в практике сопровождения получают широкое распространение приемы арттерапии, библиотерапии, экологической, телесной и танцевальной терапии. Особенно значима в сопровождении обратная связь, которую дает психологу клиент. От умения улавливать обратную связь и маневрировать в соответствии с этим зависит успех совместной работы.


      Основные цели стадии завершения. У этой стадии две основные цели:

      1) полное принятие человеком ответственности за себя и свою жизнь;

      2) выход из позиции клиента, отделение человека от тех специалистов, которые осуществляли сопровождение. На этой стадии подводятся итоги совместно пройденного пути, совершается символическое прощание с собой прошлым и со всем своим прежним образом жизни. Человек прощается с психологом и выходит в самостоятельную жизнь. Как правило, и клиент, и терапевт заранее чувствуют, когда они приближаются к завершению совместной работы. На завершающей встрече нужно дать человеку возможность обсудить процесс совместной работы, детализировать те изменения, которые уже произошли в его жизни или могут произойти, и конкретизировать планы на будущее.

      Широко используется прием работы с «пустым стулом» (Я. Морено, Ф. Перлз). К примеру, можно расставить в консультационном кабинете четыре пустых стула. Один из них символизирует человека в начале процесса сопровождения, другой - в самый важный и значимый для него период, третий - «здесь и сейчас», а четвертый - в ближайшем будущем. Пересаживаясь со стула на стул (из прошлого - к будущему), человек произносит монолог из этого времени. Таким образом, он не только подводит итоги проделанной в период сопровождения работы, но и переосмысливает пройденный путь, наглядно видит, «кем я был, что я сделал и кем я стал», какие усилия приложил для этого. Все это укрепляет его представление о себе как авторе своего жизненного пути, активном творце себя и своего образа жизни.

      Задания по семинару:
      Найдите и законспектируйте основные термины по данной теме.
    2. Опишите подходы психотерапии (автор, название подхода, цель, задачи, методы).
    3. Выберите один из диагностических или психотерапевтических приемов и составьте по нему план работы с клиентом.
    4. Опишите этапы психологического сопровождения личности.
    5. Составьте интеллект-карту психологического сопровождения личности в период кризиса.
      перейти в каталог файлов


связь с админом