Главная страница
qrcode

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования ленинградский государственный университет


НазваниеАвтономное образовательное учреждение высшего профессионального образования ленинградский государственный университет
Дата21.05.2020
Размер0.68 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаna_kursache_Nastya_ekologich_tekhnologii_detey_sred.doc
ТипКурсовая
#69645
страница3 из 3
Каталог
1   2   3

2.3 Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента
С целью определения эффективности проделанной работы по использованию игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании дошкольников экспериментальной группы был проведен контрольный эксперимент.

Контрольная диагностика проводилась как с экспериментальной, так и с контрольной группами. Нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.

Результаты контрольной диагностики приведены в приложении 13.

Далее мы распределили детей по уровням сформированности экологических знаний и получили следующие результаты. (Таблицы 3 и 4).
Таблица 3. Распределение детей экспериментальной группы по уровням сформированности экологических знаний.
№ п/п
Фамилия, имя
Общий балл
Уровень
1
Агапова Ангелина
60
С
2
Белозеров Данил
61
С
3
Бурлеев Женя
45
Н
4
Васетская Даша
80
В
5
Клетнова Настя
57
С
6
Марковский Валера
38
Н
7
Соколов Женя
51
С
8
Старова Аня
49
С
9
Юртаева Полина
56
С
10
Титов Кирилл
51
С
Средний результат по группе
54,8
С

Таблица 4. Распределение детей контрольной группы по уровням сформированности экологических знаний.
№ п/п
Фамилия, имя
Общий балл
Уровень
1
Андреев Дима
46
Н
2
Буренова Аня
55
С
3
Гамаюров Сережа
48
Н
4
Клекин Дима
36
Н
5
Потапова Лиза
72
С
6
Лукьянова Даша
73
С
7
Эмрих Рома
47
Н
8
Ткач Саша
38
Н
9
Федоров Миша
40
Н
10
Филиппова Катя
89
В
Средний результат по группе
54,4
С

Количественный результаты распределения детей обеих групп по уровням сформированности экологических знаний представлены на рисунке 6.


Рис.6 Распределение детей по уровням сформированности экологических знаний по результатам контрольного эксперимента ( в %)
По результатам диагностики в констатирующем и контрольном эксперименте (Приложения 2, 13) мы определили величину изменения уровней сформированности экологических знаний у дошкольников экспериментальной и контрольной групп (таблица 5 рис.7).
Таблица 5. Динамика повышения уровней сформированности экологических знаний у дошкольников экспериментальной и контрольной групп


Средний балл
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Констатирующий эксперимент
46,3
48,5
Контрольный эксперимент
54,8
54,4
Прирост показателей ( в баллах)
8,5
5,9
Разность( в баллах)
2,6


Рис.7 Сравнительный график повышения среднего балла в контрольной и экспериментальной группах по результатам контрольного и констатирующего экспериментов.

Индивидуальная динамика повышения уровней сформированности экологических знаний у детей контрольной и экспериментальной группы выглядит следующим образом (Рис.8-9)

Рис.8 Индивидуальная динамика повышения уровней сформированности экологических знаний у детей экспериментальной группы.

Рис.9 Индивидуальная динамика повышения уровней сформированности экологических знаний у детей контрольной группы.

Анализ результатов диагностики сформированности экологических знаний дошкольников экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте показывает:

1. Уровень сформированности экологических знаний повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной .

2. Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний у дошкольников экспериментальной группы, показавших в констатирующем эксперименте низкие результаты. В контрольном эксперименте 4 (66,6%) из этих детей показали средний уровень сформированности экологических знаний, а 2 ( 24,4%) детей остались по- прежнему на низком уровне, но у них улучшились результаты по отдельным вопросам заданий.

3. Данные показывают, что в результате проведенного нами формирующего педагогического эксперимента оценки результатов выполненных заданий у дошкольников экспериментальной группы во-первых, стали менее "разбросаны", во-вторых, улучшились более значительно, чем у дошкольников контрольной группы.

Кроме того, заметно изменилось отношение детей экспериментальной группы к природным объектам. В процессе работы с дошкольниками экспериментальной группы в сознании детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.

Особую заботу дети стали проявлять за обитателями уголка природы. Все дети, которые испытывают активный интерес, желание, стремление участвовать в работе, ухаживают за цветами и рыбками не только во время своего дежурства в уголке природы, но и помогают другим детям в другие дни. Особую заботу дети проявляют по уходу за рыбками. Детям очень нравится насыпать свежий корм, а потом наблюдать за действиями, поведением рыбок. После наблюдения дети с интересом и восторгом рассказывают воспитателю и остальным детям об увиденном.

На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает. Знания, полученные на занятиях дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Теперь все дети знают, что человек и природа неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.

Заключение не закончено В ходе педагогической практике в 12 группе ГДОУ №136 города Санкт – Петербурга мы провели исследование на тему: «Эффективность использования технологии моделирования в экологическом образовании детей среднего дошкольного возраста».

Нами были успешно реализованы следующие задачи:

Рассмотрены психолого – педагогические особенности применения моделирования в обучении детей среднего дошкольного возраста;

 Определены возможности использования моделирования на занятиях по экологическому воспитанию дошкольников;

 Проведена оценка эффективности использования технологии моделирования в экологическом образовании детей среднего дошкольного возраста.

Нами были спроектировано и проведено занятие по экологии с использованием технологии моделирования с детьми среднего дошкольного возраста. Также велось психолого – педагогическое исследование, общение с родителями детей, с педагогами ГДОУ №136.

Цель исследования состояла в том, что применение технологии моделирования в экологическом образовании детей среднего дошкольного возраста повышает скорость и качество восприятия информации. В ходе нашей работы она была успешно подтверждена рядом диагностических и аналитических методик.

Список используемой литературы
Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. [Текст] М.: Кнорус, 2009.

2. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации.[Текст] – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.

3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. [Текст]-М.,2009

4.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр Академия С , 2009.— 221с.

5. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. [Текст]М:Мозаика-синтез,2010

6.Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. [Текст] - М:МОЗАИКА-СИНТЕЗ ,2011

7.Поддьяков, Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка. От рождения до шести лет [Текст] - Н. Н. Поддьяков. - М.: Сфера, 2010

8.Психология воспитания/Под ред. В.А Петровского[Текст] - М.,2009

9.Романенко О. Г.,Данилова Л. И.,Дорошина Т. В. Метод моделирования в экологическом воспитании детей [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 60-62.

10. Рудных С. Г. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада [Текст] - Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 65-67.

11.Т.А. Шорыгина. Какие месяцы в году?!.Путешествие в мир природы.[Текст] - М.:издательство ГНОМ и Д,2009.-64

12.Дошкольное образование — развивающее и развивающееся. Новый взгляд на фундамент образовательной системы. Сб.№1/М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. авт. учреждение «Федеральный ин-т развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), ред. журн. «Обруч»;под ред. Ходаковой Н. П[Текст]. — М.: Обруч, 2014.

13.Возрастные особенности детей 4-5 лет [Электронный ресурс]:14.Экологическое воспитание дошкольников [Электронный ресурс]:15.Словарь по естественным наукам [электронный ресурс]:16.Реферат «Экологическое воспитание дошкольников» [Электронный ресурс]:17.ФГОС.[Электронный ресурс]:Приложение№1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Цели:

- выявить влияние членов семьи на экологическое воспитание детей, обучающихся в ГДОУ.

- получить родительскую оценку уровня знаний воспитанников в области экологического образования.

Вопросы:

1.Где совершаете прогулки и экскурсии с ребенком:

по улицам города, в лес, луг, парк, сквер, на стадион?

_________________________________________________________________________________________________________________________

Как часто это происходит?

__________________________________________________________________________________________________________________________

2.Есть ли у Вас дача, огород, садовый участок? Выезжает ли ребёнок за город в летний период?

__________________________________________________________________________________________________________________________

3.Есть ли у Вас дома домашние животные, птицы, рыбы, растения?

__________________________________________________________________________________________________________________________

4.Какие обязанности, задания есть у Вашего ребенка дома и на даче по уходу за растениями, животными, птицами, рыбами?

__________________________________________________________________________________________________________________________

5.Разговариваете ли Вы с Вашим ребенком о том, что он узнаёт нового на занятиях по экологии? Делится ли он сам своими открытиями?

__________________________________________________________________________________________________________________________

6.Какие чувства испытывает Ваш ребенок, общаясь с природой? Говорит ли он вам о них?__________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение№2

Цель: Продолжить формировать представления об окружающем мире. Задача:

1. Познакомить детей с лугом и его растительным миром. Показать их взаимосвязь на примере, посредством использования технологии моделирования.

2.Развивать мышление, речь, воображение, внимание.

3. Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа: рассматривание картины с изображением луга, насекомых, цветов.

Структура непосредственной образовательной деятельности:

I.Вводная часть.

а) беседа

б) сюрпризный момент

II. Основная часть.

а) беседа о растениях и насекомых

б) создание мнемосхемы «Насекомых трогать нельзя!»

в) создание мнемосхемы для игры «Цепь питания»

г) игра «Цепь питания»

III. Заключительная часть.

а) обобщение воспитателя

б) анализ.

Ход СД:

Воспитатель: Дети, я сегодня вас приглашаю на луг. Как вы думаете, что там есть?

Дети: На лугу растут цветы, травы, живут насекомые.

Воспитатель: Правильно, когда пойдем на луг, мы это все выясним. Сейчас я вам загадаю загадки, а отгадать вам помогут вот эти карточки. (Детям раздаются карточки с изображением бабочки,ромашки,жука,колокольчика.)
    Шевелились у цветка
    Все четыре лепестка

    Я сорвать его хотел

    Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
      Стоят в поле сестрички
      Желтый глазок,

      Белые реснички. (Ромашки)
        Синенький звонок висит,
        Никогда он не звонит. (Колокольчик)
          Не жужжу, когда сижу,
          Не жужжу, когда ползу.

          Если в воздухе кружусь,

          То уж вдоволь нажужжусь. (Жук)

          Воспитатель: Ой! Ребята, а к нам похоже прилетел гость! Посмотрите кто это? (внести пчелу-игрушку, отвечать за пчелу).

          Пчелка: Здравствуйте детки!!! На улице так тепло! И мне так захотелось прогуляться.

          Дети: А мы идём на луг, хочешь с нами ???

          Пчёлка: С удовольствием ребятки!

          Идут на луг.

          Воспитатель: Ребята у меня для вас есть загадка:

          Кто пчеле подарит мед,

          Кто на солнышке растет,

          И душистый, и цветной

          Нам кивает головой?

          Дети: Цветочки!!!

          Воспитатель: Правильно, но кроме цветов на лугу очень много других растений. Вы чувствуете, что на лугу так хорошо, красиво, просторно, приятно пахнет? А как называют растения растущие на лугу??

          Дети: Да! Цветы растущие на лугу называют - луговые.

          Воспитатель: Правильно. Что вы можете сказать о растениях, это живая природа?

          Дети: Растения - это живая природа.

          Воспитатель: Растения живые, а это значит, что они дышат, растут, размножаются, у них есть корни, растения впитывают в себя из почвы минеральные соли. Листья вдыхают углекислый газ, выделяют кислород.

          Пчёлка: Они не могут без солнца, им нужно тепло и свет.

          Воспитатель: А если бы не было солнца, чтобы с ними случилось?

          Дети: Они бы не росли, не было бы воздуха, люди и другие живые существа погибли бы.

          Воспитатель: Какой вывод можно из этого сделать?

          Дети: Значит, их нужно беречь. Они приносят большую пользу людям и животным.

          Пчёлка: Ах, какая красивая бабочка, сейчас я ее позову и мы вместе с ней поиграем.

          Воспитатель: Детки, а вы помните, что бабочек нельзя трогать руками.

          Дети: Да.

          Воспитатель: А почему??

          Дети: У бабочек крылья очень тонкие, они быстро ломаются теряют свои цвет.

          Воспитатель: А чем же бабочки питаются?

          Дети: Цветочным нектаром.

          Воспитатель: Верно, когда бабочки пьют цветочный нектар‚ они, как и другие насекомые приносят большую пользу. Бабочки из одного цветка на другой переносят пыльцу, не замечая этого, опыляют их. Из этого, какой вывод можно сделать?

          Дети: Значит насекомых тоже нужно беречь, они приносят большую пользу.

          Пчёлка: Ребятки, а давайте вы попробуете придумать знак «Насекомых нельзя трогать!». Как бы вы его изобразили?

          *Ответы детей.

          Воспитатель: А давайте каждый из вас его изобразит в виде схемы.

          *Дети рисуют схемы.

          Воспитатель: Ребята у меня есть одна интересная игра. Поиграем? (Показывает карточки с рисунками солнца, цветов, бабочек, лягушки, цапли). Что вы можете сказать о них?

          Дети: Солнце греет, цветы растут, они нужны бабочкам. Лягушка питается бабочками, а цапля съедает лягушку.

          Воспитатель: А давайте мы сейчас с вами сначала изобразим эту цепочку, а потом покажем в движении.

          (цепь питания изображается в мнемосхеме, затем проигрывается.)

          Игра.



          Пчёлка: Ох, как хорошо мы с вами погуляли! Но мне уже пора возвращаться! До свидания ребята!

          Дети: До свидания!

          Воспитатель: Ребята, мы сегодня узнали о том, что все живое на земле взаимосвязано и как нужно вести себя на лугу. Вам понравилось?

          *Ответы детей.

          Воспитатель: А сейчас, нам пора возвращаться.
1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом