Главная страница
qrcode

Борис Муравьев Boris Mouravieff gnosis


НазваниеБорис Муравьев Boris Mouravieff gnosis
АнкорB Muravyov Gnozis t 1.doc
Дата03.10.2017
Размер2.15 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаB_Muravyov_Gnozis_t_1.doc
ТипДокументы
#18257
страница1 из 21
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21





Борис Муравьев
Boris Mouravieff

GNOSIS
 


GNOSIS
BOOK ONE
The Exoteric Cycle
гнозис
ТОМ ПЕРВЫЙ Экзотерический Цикл

STUDY AND COMMENTARIES
ON THE ESOTERIC TRADITION
OF EASTERN ORTHODOXY

ОПЫТ КОММЕНТАРИЯ
К ЭЗОТЕРИЧЕСКОМУ УЧЕНИЮ
ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ

Борис Муравьев
ГНОЗИС.Том первый. Экзотерический Цикл.
Перев. с англ. - К.: "София", Ltd. 1998. - 288 с.


Судьба и труды Бориса Муравьева (1890-1966), одного из ближайших друзей и сподвижников Гурджиева и Успенского, - неизвестная страница в новейшей истории русской религиозно-философской мысли. Благодаря поразительной глубине и исчерпывающей ясности изложения метафизических, психологических и практических основ "тайного Предания"-"эзотерического христианства" - трехтомное исследование "Гнозис" не имеет равных в современной научной околоцерковной литературе как подлинно эзотерический, универсальный ключ к познанию "Бога, человека и вселенной".
Первый том - "Экзотерический цикл" - подробно очерчивает общую картину мироздания в строжайшей взаимозависимости его законов, единстве составляющих и пронизывающих его аспектов, планов, этапов проявления - от Абсолютного до атомарного, от минерального до исторического, от клеточного до духовного.
"Подлинно великие эзотерические книги выше полемики с читателем... Они распознаются по явственным изменениям в его бытии по тому невыразимому и глубочайшему впечатлению, которое им сопутствует: встретившись с ними однажды, уже никогда не увидеть мир прежними глазами. К числу таких редких, поистине драгоценных книг я без колебаний отношу "ГНОЗИС".."
(Ричард Смелей, ведущий эксперт-обозреватель журнала "Gnosis", Нью-Йорк, 1993)

Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал.
(I Кор 2: 6-8)


СОДЕРЖАНИЕ
 


От автора
Предисловие
Введение


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ЧЕЛОВЕК


ГЛАВА I ………..11
Внутренняя жизнь человека. Непостоянство "я". Интроспекция как метод р; боты над собой. Что открывает интроспекция. Три основных потока внутренне жизни. "Железные опилки". Трение, пламя и плавка. Закон Стечения Обстоятелств, или Закол Случая. Множественность "я". Что такое человек? Тело и душ Личность. Три внутренних психических центра.

ГЛАВА II………..19
Знание и понимание. Сознание и его функции. Четыре уровня сознания; по сознание; бодрствующее сознание; сознание истинного Я; Сознание. Содержаш и содержимое. Знание, понимание и умение.

ГЛАВАПI………..24
Личность как сравнительно самостоятельный организм. Его непосредственная связь с телом. Совершенствование тела. "Поза мудреца". Изучение структуры Личности. Три психических центра: интеллектуальный., эмоциональный и двигательный. Их структура. Три основных типа внешнего человека: "человек №№ 1,2 и3." Их характеристики.

ГЛАВА IV ………30
Три "я" человека: "я" тела (физическое), "я" Личности (психическое), истинное (духовное) Я. Их соотношение в теории и на практике. 987 дробных "я" как результат всех возможных комбинаций во взаимоотношениях трех центров и  их секторов.

ГЛАВА V………..35
Физическое "я" как сознание тела. Поле его действий. Психическое "я" как сознание Личности, Алогичность психической жизни человека. Причина ее видимой последовательности. Внутренние и внешние конфликты. "Буферы". Механизм самоуспокоения. Различные варианты плавки. "Сгустки". Патологические случаи. Разделение и распад Личности. Количество составляющих Личность элементов постоянно. Личность ребенка. Формирование характера.

ГЛАВА VI……….43
Личность взрослого. Ее составляющие. Ее активность и главенствующее положение во внешнем человеке. Проявления истинного Я. Человек не есть законченное целое, он лишь возможность. Способность к эволюции. Сопротивление Личности. Общее понятие об эзотеризме и его трех ступенях. Влияния-"А" и "В". Формирование четвертого центра -магнитного.

ГЛАВА VII……….52
Высшие центры и их структура. Условия их связи с Личностью. Взаимосвязь между нижними центрами и развитием магнитного центра. Отражение его развития на Личности внешнего человека. Условная мораль внешнего человека. Установление связи с высшими центрами. "Человек №№ 5, 6 и 7".


ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ВСЕЛЕННАЯ

ГЛАВА VIII……….60
Человек как неотъемлемая часть Вселенной, Понятие Вселенной как живого организма. Двойственное значение человеческого существования. Всеобщий Закон и Закон Исключений. Абсолют: его непроявленное состояние и проявление. Три первоначала творения: Пространство, Время и Равновесие. Три основных принципа жизни: статический, динамический и нейтрализующий. Вечность. Свершение времен. Общее понятие структуры Вселенной.

ГЛАВА IX…………69
Первый фундаментальный закон тварной Вселенной: Закон Трех. Различие между влияниями-"А" и "В". Структура Луча Творения. Упорядочивающие законы для каждого уровня Луча Творения.

ГЛАВА X…………..75
Функционирование тварной Вселенной. Второй фундаментальный закон тварной Вселенной: Закон Семи, или Закон Октавы. Принцип Равновесия, Проблема материи-энергии.

ГЛАВА XI…………82
План Творения и его реализация. Космическая Октава. Боковая Октава, ее функция и значение в соотнесении с Космической Октавой.

ГЛАВА XII ………..88
Жизнь Вселенной в пределах Луча Творения. Система Космосов. Значение наименований, закрепленных за различными уровнями Системы Космосов. Октавы восходящая и нисходящая.

ГЛАВА XIII………..95
Принцип Относительности. Объективное и субъективное понятия о Времени. Единицы Времени. Таблица соответствий. Взаимосвязь между циклическими единицами Времени: впечатление; дыхание, бодрствование и сон; жизнь. Таблица эволюции. Измерения Пространства и Времени. Их параллелизм.

ГЛАВА XIV………103
Принцип Равновесия. Принцип Несовершенства. Жизнь- Любовь- Смерть- Индивидуальность. Идеальная пара, формируемая двумя полярными существами. Карма. Объяснение питанию Вселенной: влияние принципа Равновесия на Закон Семи. Органическая связь между формой и содержанием.


ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ПУТЬ

ГЛАВА XV………..113
Определение Пути. Иллюзия. Путь и пустыня. Тропинка и тропа Доступа к Пути. На Пути движение одностороннее и нет возврата. Сопротивление Всеобщего Закона, с которым встречается каждый ищущий Путь. Эволюция Личности и рождение Индивидуальности. Истинное Як истинная Жизнь.

ГЛАВА XVI……….122
Внешняя жизнь ведет к внутреннему краху. Внешний человек начинает испытывать потребность найти Путь лишь констатировав и признав свое внутреннее поражение. Сооружение внутренней клети -убежища от влияний-"А". Различение влияний-" А" и "В". He-слияние и внутреннее не-учитывание. Внешнее учитывание. "Закваска фарисейская". Мистерия Свершения времен.

ГЛАВАXVII………..133
Ложь и стяжательство как основные характеристики внешнего человека. Различные виды лжи. Первое условие успешного поиска Пути - прекратить лгать самому себе. Любовь пресекает ложь. Истина освобождает от рабства. Независимость. Спасение. Эффективность сознательных усилий, если они подкрепляются свыше. Четыре предпосылки достижения Пути. Методы негативный и позитивный.

ГЛАВА XVIII……….144
Взаимоотношения между мужчиной и женщиной с эзотерической точки зрения. Роль женщины в Грехопадении и искуплении. Женщина как источник вдохновения. Три тропы Доступа к Пути. Возможность достижения различных целей. Проблема нового человека. Типы элиты в соответствии со сменой исторических эпох. Четыре способа восприятия, обучения и воздействия на внешний мир: философия, религия, наука и искусство. Поочередная смена типов "человека № 2" и "человека № 3" в прошлом. Сложившиеся в нынешнюю эпоху условия для распространения типа "человека № 4", воплощающего и реализующего идею синтеза. Дилемма: близящийся катаклизм или появление "Новой Земли", по пророчеству апостола Петра. Формирование магнитного центра человечества.

ГЛАВА XIX…………159
Бытие подлинное и кажущееся. Неразличение этих двух понятий внешним человеком. Принцип Несовершенства как изначальное условие Творения. Значение Творения: реализация Единства., начиная с Нуля, по прообразу Бесконечного, состоящего из бесконечного количества частиц, порожденных несовершенными нулями - Душами после Грехопадения. Свершение времен. Всеобщее воскресение и эзотерическая эволюция. Учение о Настоящем. Настоящее - вне Времени. Настоящее внешнего человека. "Щель". Три измерения Настоящего.

ГЛАВА XX…………..394
Упражнения по достижению подлинного Настоящего. Установление контакта с высшими уровнями Сознания посредством овладения телом и Личностью. Восемь групп физических и психических упражнений в их взаимосвязи, устанавливаемой дыхательной техникой. Пассивная констатация. Упражнения высшего порядка: сосредоточение, созерцание и экстаз. Схема Пути, Семь его отрезков и три Порога. Преодоление первого Порога, отделяющего Лестницу от Пустыни, и достижение второго, разделяющего Лестницу и Путь. Преодоление второго Порога является необратимым и ведет к третьему. Предел возможной в земных условиях эволюции. Описание этапов Пути.

ГЛАВА XXI…………..413
Разрыв между желаниями и возможностями современного человека может ликвидировать эволюция. Знание, понимание и зрение. Андрогин. Восстановление предшествовавшего Грехопадению единства в союзе двух полярных Индивидуальностей. Препятствие такому союзу - остановка в росте и развитии Личности. В процессе восхождения по Лестнице Личность должна быть развита до ее полной реализации. Желание, вера, сила и проницательность. Любовь. План вечного как область возможного. Реализация во Времени. Псевдоперевоплощение. Подлинное перевоплощение - сознательное, произвольное и индивидуальное - происходит всецело во времени. Изначальный фильм в соответствии его замыслу в вечности. Его реализация во времени. Вечное возвращение в так называемом перевоплощении: бессознательное, непроизвольное и неиндивидуальное. Артели. Благодаря свободным движениям внешнего человека фильм принимает подобие спирали. Карма. Фильм может быть преобразован сознательными усилиями. Коллективное псевдоперевоплощение, сознательная работа над фильмом, нейтрализация Кармы и возвращение к изначальному фильму. Эзотерический кратчайший путь в совместной работе и сознательных усилиях двух полярных существ, образующих единый Микрокосм. Исключительная важность встречи с полярным существом. Предпосылка: устранение свободных движений. Признаки и критерии полярности. Преодоление первого Порога требует самоотречения; на втором Пороге требуется позитивная программа.

Постскриптум

Приложение I

Приложение II


 

ОТ АВТОРА
 


Ценители эзотерической литературы, вероятно, знакомы с книгой П. Д. Успенского "В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения", опубликованной после смерти автора его поверенными и представляющей собою опыт изложения определенных мировоззренческих идей, воспринятых автором в передаче некоего "Г."1 Относительно самого источника учения, положенного в основу книги Успенского, в главе VI сказано следующее: "ради тех, кто уже знает [...] это, если угодно, эзотерическое христианство"-.
Человека сколько-нибудь осведомленного такая оговорка не может не озадачить. В самом деле, христианское Предание, как оно сохранилось во многих монастырях Греции,, России и Ближнего Востока, всегда было живой "эзотерической традицией" - традицией, конечно, сокровенной, оберегаемой от профанов, однако само ее существование не было тайной, и доступ к ней остается открытым для каждого, кто испытывает настоятельную потребность в ближайшем с нею знакомстве.
Хотя, следуя замыслу Успенского, излагаемое им производит впечатление достаточно органичного синтеза краеугольных идей различных вероучений, лично для меня вполне очевидно, что основанная на Откровении система знании, частично отраженная в этих "фрагментах", в целом является достоянием "Великого Эзотерического Братства", на существование которого намекает апостол Павел в "Послании к Римлянам" (8: 28-30). В этом смысле подлинность зафиксированного в книге сомнению не подлежит, однако (как не без оснований отмечено в ее заглавии) это именно лишь фрагменты того Предания, которое, во-первых, всегда (во всяком случае до сих пор) было исключительно устным, а во-вторых, предполагает только целостное его изучение, без которого получить естественный доступ к Откровению невозможно.
Я хорошо знал Успенского; история наших отношений достаточно подробно освещена мною в статье, опубликованной журналом "Syntheses". Здесь я лишь подчеркну тот красноречивый факт, что, несмотря на страстное, вполне понятное желание еще при жизни увидеть свою книгу в печати, Успенский так и не решился доверить "Фрагменты" книгоиздателям. Лично я неоднократно предостерегал его против публикации книги в столь сыром виде, напоминая об опасности исказить
1 Т. е. Гурджиева Георгия Ивановича. Инициал "G." был использован Успенским, по видимому, из этических соображений; однако ко времени первой публикации книги ("In Search of the Miraculous. Fragments of an Unknown Teaching". London: Routledge & Kegan Paul, 1954) идентифицировать стоявшую за инициалом личность не составляло особого труда: с начала 50-хучение как Гурджиева, так и Успенского, основавшего свою собственную школу, уже было достоянием стремительно растущей аудитории - последователей, популяризаторов и учеников во всем мире. - Прим. ред.
2 См.: П. Д. Успенский, "В поисках чудесного". СПб.: изд-во Чернышёва, 1994. С. 121. (Перевод Н. В. фон Бока.) - Прим. ред.

зафиксированные в ней идеи неполнотой или неясностью их изложения. И с публикацией "Фрагментов" через двенадцать лет после смерти их автора мои опасения лишь подтвердились.

*
**

Материал, положенный в основу предпринятого мною исследования, почерпнут непосредственно из православного Предания, как оно запечатлено в соответствующей церковной и монашеской литературе, в частности, в книге под наименованием "Добротолюбие" - собрании творений отцов Восточной Церкви, в которой ее учение и многовековой опыт излагается признанными авторитетами. На первый взгляд, между моей книгой и "Фрагментами" Успенского немало общего - что и неудивительно, поскольку в каком-то смысле оба мы пользовались одним и тем же источником. Однако сколько-нибудь беспристрастный сравнительный анализ, надеюсь, покажет читателю, что работа Успенского именно фрагментарна и во многом сводится к его собственным домыслам.
Чтобы не быть голословным, приведу пример. Общеизвестно, какое особое внимание уделяется в эзотерической Традиции схемам, которые не в последнюю очередь составлялись с целью донести сконцентрированное в них знание потомкам, через века и тысячелетия, несмотря даже на гибель целых цивилизаций. В упомянутой статье для журнала я уже говорил о серьезной ошибке, допущенной Успенским при передаче одной особенно важной схемы1. Речь идет о том месте, которое, в подаче Успенского, отведено человеку на "диаграмме всего живого". После теоретических выкладок на предмет "нулевого уровня" эзотерически неразвитого человека, - его почти ничтожности во Вселенной, - читателю дается схема, в которой человек поставлен на один уровень с Ангелами и Архангелами, т. е. тем самым он оказывается уже в Царстве Божьем (которому на схеме соответствуют три рядоположные секции верхней горизонтали) - хотя Сам Христос категорически утверждал, что вход в Царство Божье закрыт для тех, "кто не родится свыше" (Ин 3: 3-8). "Родиться свыше", т. е. удостоиться второго Рождения, - цель и венец эзотерической работы. В контексте сказанного Христом это значит, что внешнему человеку -тому, кто, образно выражаясь, еще "не принес плод", т. е. еще не развил свои скрытые способности, - место на этой диаграмме как раз посредине - там, где он выступает в качестве связующего звена между миром природы и миром Божества.
Во "Фрагментах" есть и еще более серьезные промахи и упущения: сама концепция человека как всего лишь "машины" автоматически снимает с него всякую ответственность, - что прямо противоречит тому понятию греха, искупления и Спасения, которое составляет стержень учения Христа.
1 См. Приложение II. - Прим. ред.

*
**

Во всем, что соприкасается с областью Откровения, но не исходит из нее непосредственно, несовершенный человеческий ум особенно подвержен слабости смешивать с нею собственные домыслы, от чего не спасут даже самые благие намерения, пламенная вера или мощный интеллект. Ошибки и искажения, допущенные в книге Успенского, свидетельствуют о том. что ее написание не было санкционировано и не контролировалось Великим Эзотерическим Братством, а используемый при ее написании материал был доступен автору лишь в весьма урезанном виде, что и послужило причиной его недопонимания и вульгаризации. Однако в области эзотерики любое неполное знание особенно опасно - что, в частности, подтверждается трудами св. Павла, Климента Александрийского и Евсевия Кесарийского, еще в начале нашей эры разоблачавших современные им ложные учения. Известно, например, что в представлении гностиков-ересиархов видимое несовершенство тварной Вселенной объяснялось, по лености доискаться до его подлинной причины, несовершенством Творца, Его некомпетентностью или даже злонамеренностью. Совершенно сходным образом этой же неполнотой и ущербностью познания были затем рождены все прочие ереси. И только то, что в Предании именуется словом Плерома - т. е. именно Поллота, в которой содержится все целое Гнозиса, может служить в познании опорой и защитой от любого заблуждения.

ВВЕДЕНИЕ

 


Человек погружен в свою повседневную жизнь - настолько, что уже не помнит, кто он такой и куда лежит его путь, и полагает, что со смертью все будет кончено.
Но почему ни ученый, совершающий поразительные открытия, ни инженер, который пользуется этими открытиями, никогда не включают в сферу своих исследований то, чем закончится их жизнь? Почему наука, которая претендует на универсальность и выдвигает всевозможные гипотезы, остается совершенно равнодушной к загадке, кроющейся за вопросом о смерти? Почему вместо того, чтобы для решения проблемы бытия (а значит, и проблемы смерти) объединиться со своей старшей сестрой - религией, - наука ей фактически противостоит?
Умирает ли человек в своей постели или на борту межпланетного корабля, условия человеческого бытия не меняются ни на йоту.
Счастье? Но всех нас учат, что счастье длится лишь до тех пор, пока мы в плену у великой Иллюзии... Что же такое Иллюзия? Никто не знает. Но она окружает нас со всех сторон.
Если бы мы узнали, что такое Иллюзия, мы узнали бы и противоположное ей: Истину. Истину, которая сделает нас свободными (Ин 8: 32).
Подвергалась ли Иллюзия как психическое явление критическому анализу на основе последних достижений современной науки? Пожалуй, что нет; и при этом нельзя сказать, что человек ленив и нелюбопытен. Напротив, он страстный исследователь... Но он упускает из виду самое главное, ищет вокруг да около, но к главному никак не приблизится.
С самого начала человек спутал моральный прогресс с техническим, и вот наука развивается в опасной изоляции. Впечатляющий прогресс технологий не внес, да и не может внести никаких важных изменений в условия человеческого бытия, поскольку сама сфера его компетенции ограничена событиями повседневной жизни. Поэтому он затрагивает лишь самую поверхность духовной жизни человека. А ведь еще с древнейших времен известно: важно не то, что снаружи, а то, что внутри.

*
**

Оценивая современную ситуацию, все мы, как правило, согласны в том, что в истории человечества наступил переломный момент. Картезианский дух, разрушивший философию схоластов, сегодня обернулся против себя самого. Логика истории требует выработки нового восприятия и мышления. Разрыв между знанием традиционным, т. е достоянием Традиции, хранительницей которой является религия, и приобретенным знанием - порождением науки - угрожает сделать бесплодной всю христианскую цивилизацию, столь много обещавшую при своем возникновении.
И все же утверждение, что наука уже по своей природе противоположна Традиции, в принципе ошибочно. Следует подчеркнуть, что в Традиции нет ничего изначально противостоящего науке. Напротив: сами апостолы предвидели, что наука будет развиваться и достигнет удивительных успехов.
Обширная программа эволюции человеческого знания выражена в знаменитой формуле апостола Павла: "Вера, Надежда и Любовь" (I Кор 13: 13). Анализируя эту формулу в связи с ее контекстом (то есть со всей 13-й главой 1-го Послания к Коринфянам), мы обнаруживаем, что фигурирующие в ней первые два ее члена являются переменными величинами, а третий - постоянной. Апостол утверждал, что в исходном виде эта формула верна для его исторической эпохи; но со временем она должна изменяться. Сегодня мы видим, что все произошло так, как и предсказывал св. Павел. Он предполагал, что наука и знание, развиваясь ускоренными темпами, повсеместно заменят собой Веру и Надежду (предельные величины, какие были доступны человеческому мышлению эпохи апостолов). Поэтому он добавлял: "а как стая я мужем, то оставил младенческое "(1 Кор 13:11). -Т.е. здесь мы видим описание перехода or Веры к Знанию. Затем мы видим, что, по мысли св. Павла, Знание даже в том объеме, который необходим для развития, не является его окончательной стадией, поскольку оно несовершенно по своей природе. "Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем, - говорит он, - когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится" (I Кор 13: 9-10). "Совершенное" - это Любовь, объединяющая в себе достижение всех добродетелей, всех пророчеств, всех таинств и всего Знания. Св. Павел настаивает на этом, призывая: "Достигайте любви" (I Кор 14: 1).
Для исполнения программы, намеченной св. Павлом, человек должен объединить усилия традиционной науки, то есть Веры и Надежды, с усилиями науки приобретенной, то есть позитивного знания. Именно таким образом он сможет наконец достигнуть Любви в ее целостном значении.
Одна из целей этой книги заключается в том, чтобы, развив постулаты традиционной науки, показать их связь с наукой позитивной как сводом эмпирических знаний.
Автор убежден, что только синтез этих двух ветвей знания есть ключ к решению проблемы человека; и что от решения этой проблемы зависит решение всех остальных проблем современности.

*
**

Согласно Традиции, после завершения доисторического периода развитие человека прошло через три цикла: Цикл Отца, лишь отчасти изученный историками; Цикл Сына, который в наше время уже подходит к концу; и Цикл Святого Духа, к которому мы приближаемся.

Согласно антропологическим данным, homo sapiens fossilis существовал на земле уже около сорока тысяч лет назад. Считается, что жизненным укладом человека тогда был матриархат как следствие группового брака. Около четырнадцати тысяч лет назад, с развитием вида homo sapiens recens, уклад матриархального племени постепенно сменился укладом патриархального племени, характерной чертой которого была полигамия. В целом такую перемену можно назвать прогрессивной; однако следует во всяком случае отметить, что при патриархальном укладе женщина, например, превращается в живой товар, и такая тенденция весьма устойчива.
Об этом свидетельствует Аристотель, когда описывает отношение своих состоятельных современников к женскому вопросу. Он говорит, что у всех у них есть законные жены для продолжения рода, куртизанки для удовольствия и наложницы для повседневного пользования. Естественно, при этом говорить о Любви не приходится.
Христос ввел в человеческие отношения нечто, о чем практически не знали до Него. Бытовавший прежде закон джунглей: "око за око и зуб за зуб" (Исх 21: 24; Втор 19: 21; Лев 24: 20) Он заменил новой заповедью: "любите друг друга"(Ин 13: 34; 14: 12;1ИнЗ: 11). Это произвело революцию в отношениях между мужчинойи женщиной: Любовь была введена в сферу социальной жизни. "Меркантилизм" былых времен лишился гражданских прав, хотя, разумеется, не полностью и не сразу. Был установлен принцип взаимного выбора в любви. А это, в свою очередь, породило такое психологическое явление, как роман.

*
**

Роман как средство, с помощью которого христианское общество выражало принцип взаимного выбора, достиг вершины своего развития в средние века. И хотя с тех пор роман постепенно пришел в упадок, а в настоящее время даже наметилась тенденция к возрождению регрессивных форм межполовых отношений, взаимный выбор до сих пор остается общепризнанным идеалом нашего общества. Поэтому есть ли основания утверждать, что роман "умер"? Скорее, напротив, - происходит "тихая революция", которая заменит свободный роман (отличительный знак эпохи Христа) единственно возможным романом, характерным для эпохи Святого Духа. Этим романом, превзошедшим одну лишь необходимость продолжения рода, будет скрепляться неразрывный союз между двумя полярно противоположными существами, - союз, который даст им возможность слиться с душой Абсолюта. По-видимому, именно это имеет в виду св. Павел, когда говорит: "Впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе" (I Кор 11: 11).
О таком романе тысячелетиями грезили лучшие умы человечества. Мы находим отражение этой мечты в запечатленной Платоном легенде об Андрогине, где изложены основы учения о единственно возможном романе; в мифах об Орфее и Эвридике, о Пигмалионе и Галатее... К нему стремится человеческое сердце, страждущее в "скуке бытия" и в безмерном одиночестве. Такой роман - одна из важнейших целей эзотерической работы. Это Любовь, которая объединяет мужчину с единственно возможным для него существом, сестрой-женой (I Кор 9: 5), славой мужа, который есть образ и слава Божия (I Кор 11:7). Войдя же в Свет Фаворский, уже не двое, но слившиеся в единое существо будут пить из преобразующего источника истинной Любви, победившей Смерть.
Любовь - это Альфа и Омега самой жизни, самого бытия. Значение всего прочего в лучшем случае лишь второстепенное.
Человек рождается с Альфой. Цель данной работы - указать пути, ведущие к Омеге.

Борис Муравьев

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ЧЕЛОВЕК

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

перейти в каталог файлов


связь с админом