Главная страница
qrcode

Для ответов на задания этой части (С1-С6) используйте


НазваниеДля ответов на задания этой части (С1-С6) используйте
Анкорvariantyiiza daniyaegyechast segyechast-s.doc
Дата13.10.2017
Размер0.67 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаvariantyiizadaniyaegyechast-segyechast-s.doc
ТипДокументы
#22107
страница7 из 8
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8

ОТВЕТ: при использовании мелкоячеистых сетей вылавливается много неподросшей рыбы, которая могла бы дать большое потомство; травление или глушение взрывчатыми веществами – хищнические способы лова, при которых много рыбы гибнет бесполезно

  1. Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее 3-х изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему они произойдут.

ОТВЕТ: 1) Численность насекомоопыляемых растений резко сократится, так как растительноядные насекомые являются опылителями растений. 2) Резко сократится численность или исчезнут насекомоядные организмы (консументы II порядка) из-за нарушения цепей питания. 3) Часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, и приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны, все нарушения могут привести к гибели дубравы.
4.6. Происхождение человека

  1. Почему людей разных рас относят к одному виду?

ОТВЕТ: Люди всех рас относятся к виду человек разумный, потому что имеют одинаковое количество и форму хромосом в соматических клетках, от межрасовых браков рождаются плодовитое потомство, они сходны по строению, жизнедеятельности, умственному развитию.

  1. В чем заключается биосоциальная природа человека?

ОТВЕТ: Человек является биологическим существом, потому что, как и все живые организмы, способно к обмену веществ, росту, развитию, размножению и т.д.. Но в то же время, он является социальным существом, так как он живет и развивается в обществе. Его становление как человека возможно только в процессе воспитания и обучения в обществе.

  1. Каковы биологические и социальные факторы антропогенеза?

ОТВЕТ: Биологические: естественный отбор, борьба за существование, наследственная изменчивость, изоляция и дрейф генов. Социальные: общественный образ жизни и трудовая деятельность.

  1. Чем доказывается принадлежность человека к классу Млекопитающих?

ОТВЕТ: Выкармливает потомство молоком, кожа многослойная с различными железами, имеют роговые образования – волосы, зародыш развивается в матке, большие полушария покрыты корой мозга, сложное поведение, забота о потомстве и др.

  1. Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?

ОТВЕТ: признаки древних предков (атавизмы) заложены в геноме человека;в процессе эволюции некоторые древние признаки утрачивают своё значение и контролирующие их гены не проявляются в фенотипе; в редких случаях эти гены начинают функционировать и происходит нарушение индивидуального развития организма, проявляются признаки древних предков.
4.7. Эволюция органического мира

  1. Какое явление называют микроэволюцией?

ОТВЕТ: Процесс образования новых подвидов и видов.

  1. Какое явление называют макроэволюцией?

ОТВЕТ: Процесс образования надвидовых систематических групп.

  1. Муха-осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособления.

ОТВЕТ: Тип приспособления, когда незащищенный организм приобретает признаки защищенного организма называется мимикрия. Сходство с осой предупреждает возможного хищника об опасности быть ужаленным. Но эта защита не дает полной гарантии выживания, так как молодые птицы, у которых не выработался рефлекс на осу, могут ее съесть.

  1. Какова роль кроссинговера в эволюционном процессе?

ОТВЕТ: Кроссинговер – перекрест гомологичных хромосом в мейозе, приводит к разнообразию гамет и, как следствие, генетическому разнообразию потомства. Это, в свою очередь, обеспечивает эффективность действия естественного отбора и возникновения большего разнообразия приспособлений к условиям окружающей среды.

  1. Какова роль движущих сил эволюции в формировании приспособленности организмов?

ОТВЕТ: Благодаря наследственной изменчивости и половому размножению популяция становится неоднородной. В ней происходит борьба за существование, которая приводит к естественному отбору. Естественный отбор в ряду многих поколений сохраняет полезные в данных условиях признаки, так формируются приспособления к среде.

  1. Назовите тип защитного приспособления от врагов, объясните его назначение и относительный характер у мелкой рыбки морского конька – тряпичника, обитающей на небольшой глубине среди водных растений.

ОТВЕТ: Морской конек зависает среди водорослей и становится незаметным для хищников. Сходство формы тела и окраски животного с неподвижными природными объектами называется маскировка. Но такое сходство не дает им полной гарантии выживания, так как при движении рыбы, или на открытом пространстве рыбки становятся заметными для хищников. В этом заключается относительный характер приспособленности.

  1. Назовите тип защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер у гусеницы бабочки-пяденицы, которая живет на ветвях деревьев и в момент опасности становятся похожей на сучок.

ОТВЕТ: Подражание неподвижным телам природы ( подражательное сходство), покровительственная окраска и форма – это маскировка. Гусеница неподвижно замирает на ветке и становится похожей на сучок и незаметной для насекомоядных птиц. Но это не дает полной гарантии выживания, потому что при движении и на другом фоне гусеница становится заметной для птиц.

  1. Назовите ароморфозы, которые позволили древним земноводным освоить сушу?

ОТВЕТ: Появление легочного дыхания(позволяет усваивать атмосферный кислород), конечностей (для передвижения на суше), трехкамерного сердца и двух кругов кровообращения (усиливает обмен веществ).

  1. Назовите ароморфозы, которыми сопровождалась эволюция пресмыкающихся при освоении ими суши?

ОТВЕТ: Переход только на легочное дыхание (появление ячеистых легких); появление сухой ороговевшей кожи без желез (защита от высыхания); внутреннее оплодотворение, возникновение зародышевых и яйцевых оболочек.


  1. Назовите ароморфозы, которыми сопровождалась эволюция птиц?

ОТВЕТ: Теплокровность, 4-х камерное сердце, появление альвеолярных легких, двойное дыхание, развитие больших полушарий и др.

  1. Назовите ароморфозы, которыми сопровождалась эволюция млекопитающих?

ОТВЕТ: Теплокровность, 4-х камерное сердце, появление альвеолярных легких, появление коры больших полушарий, выкармливание детенышей молоком, живорождение, появление многослойной кожи, богатой железами

  1. Каково значение в эволюции галапагосских вьюрков появления клювов разной формы?

ОТВЕТ: Дало возможность использовать в пищу разные корма, а это способствовало ослаблению конкуренции. В результате дивергенции признаков и изоляции популяций произошло образование новых видов.

  1. Почему высокая численность вида является показателем биологического прогресса?

ОТВЕТ: Большая численность способствует расширению ареала, увеличивает вероятность встречи особей и их свободного скрещивания, увеличивается разнообразие особей из-за большой перекомбинации генов, обогащается генофонд вида.

  1. Какие палеонтологические находки служат доказательствами эволюции?

ОТВЕТ: Ископаемые остатки и отпечатки древних организмов, переходные формы (например, археоптерикса), филогенетические ряды (например, лошади).

  1. Объясните причину индустриального меланизма у бабочек березовой пяденицы с позиции эволюционного учения и определите форму отбора.

ОТВЕТ: Индустриальный меланизм - это явление, когда из-за развития промышленности и загрязнения воздуха в Англии в 19-20 веках произошло увеличение числа темноокрашенных бабочек по сравнению со светлоокрашенными. Причина изменения направления естественного отбора в пользу темноокрашенных бабочек – загрязнение стволов берез копотью в промышленных районах, что дает преимущество в маскировке темноокрашенным бабочкам. Это появление движущей формы естественного отбора.

  1. Почему большинство организмов в ходе эволюции перешли к половому размножению?

ОТВЕТ: Половое размножение увеличивает разнообразие потомства, что ускоряет естественный отбор- главную направляющую силу эволюции.

  1. Почему со временем повышается устойчивость насекомых-вредителей к ядохимикатам?

ОТВЕТ: В популяции насекомых –вредителей из-за появления мутаций со временем появляются особи, устойчивые к ядохимикатам. Эти особи сохраняются естественным отбором и их количество в последующих поколениях увеличивается. Поэтому прежние дозы или виды ядохимикатов уже перестают действовать на вредителей.

  1. Пчеловидные мухи, не имеющие жалящего аппарата, по внешнему виду сходны с пчелами. Объясните на основе эволюционной теории возникновение данного вида приспособления.

ОТВЕТ: Вид приспособленности, когда незащищенные виды становятся похожими на защищенные виды, называется мимикрия. Причина: у разных видов могут возникнуть сходные мутации по внешним признакам. Особи, незащищенного вида, имеющие сходство с особями защищенного вида, получают преимущество в выживании (реже склевываются птицами) и распространяются в популяции.

  1. Назовите тип приспособления, значение защитной окраски, а также относительный характер приспособленности камбалы, которая живет в морских водоемах близ дна.

ОТВЕТ: Тип окраски – покровительственная – слияние с фоном морского дна; способность изменять окраску верхней стороны тела делает рыбу незаметной на фоне грунта, позволяя скрываться от врагов и от возможной добычи. Приспособленность не помогает при движении рыбы, и она становится заметной для врагов.

  1. Популяцию считают единицей эволюции. Обоснуйте это утверждение.

ОТВЕТ: В популяции: накапливаются мутации, приводящие к изменению генофонда; происходит миграция особей и обмен генами; происходит борьба за существование и естественный отбор

    1. Какие органические вещества обеспечили воспроизводство организмов в период возникновения жизни?

ОТВЕТ: Нуклеиновые кислоты.

    1. Что представляют собой полученные в лабораторных условиях коацерваты?

ОТВЕТ: Сгусток органических веществ.

    1. В основе какой теории лежит представление о возникновении жизни на Земле химическим путем?

ОТВЕТ: Теории абиогенного синтеза.

    1. Почему первые живые организмы были гетеротрофами?

ОТВЕТ: В первичном океане было много органических веществ, и отсутствовали автотрофы.

    1. Почему брожение считают эволюционно более древним типом энергетического обмена, чем дыхание?

ОТВЕТ: Брожение осуществляется без участия кислорода, которого не было в атмосфере.
4.8. Основы генетики

  1. Почему генетикам необходимо знать гетерозиготность генотипов в популяциях человека?

ОТВЕТ: Для выявления наследственных заболеваний.

  1. Каковы причины сцепленного наследования генов?

ОТВЕТ: Расположение генов в одной хромосоме.

  1. Почему соматические мутации не передаютсяпо наследству при половом размножении?

ОТВЕТ: Возникают в клетках тела и исчезают со смертью организма.

  1. Какова причина рождения детей с синдромом Дауна?

ОТВЕТ: Геномная мутация, т.е. наличие лишней хромосомы в 21-ой паре.

  1. Что представляет собой гибридологический метод изучения наследственности?

ОТВЕТ: Подбор и скрещивание родительских форм, отличающихся рядом признаков и анализ наследования признаков потомством.

  1. С помощью какого метода можно выявить болезнь Дауна?

ОТВЕТ: Цитогенетического (изучив и посчитав количество хромосом под микроскопом).

  1. С какими структурами связана цитоплазматическая наследственность листьев томата?

ОТВЕТ: С хлоропластами и митохондриями, так как в них есть свои молекулы ДНК, свои гены.

  1. Почему в фенотипе мух дрозофил длинные крылья встречаются чаще у серых особей?

ОТВЕТ: Гены «длинных крыльев» и «серого тела» расположены в одной хромосоме и поэтому наследуются сцеплено, т.е. вместе.

  1. Что представляет собой генофонд?

ОТВЕТ: Совокупность генов всех особей популяции и вида.

  1. Какова сущность гипотезы чистоты гамет?

ОТВЕТ: В гетерозиготных особях разные аллели не «смешиваются», сохраняют свои свойства, сохраняются в «чистоте», и в гаметы отходит только один из аллелей.

  1. У матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца родились 2 дочери и 2 сына. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы детей, если ген гемофилии является рецессивным и сцеплен с полом.

ОТВЕТ: генотипы родителей ХН ХН и ХhУ; генотипы потомства - ХН Хh и ХН У; дочери – носительницы гена гемофилии, а сыновья – здоровы.

  1. Отец имеет короткие ресницы (рецессивный аутосомный ген), а мать – длинные (доминантный ген), трое их детей имеют длинные ресницы, а двое – короткие. Определите виды гамет и генотипы родителей, а также генотипы потомства.

ОТВЕТ: Так как в потомстве наблюдается расщепление 1:1, значит отец имеет генотип аа, а мать – Аа. Гаметы отца – а, гаметы матери – А, а. Генотипы детей Аа (с длинными ресницами), аа (с короткими ресницами).

  1. Какова вероятность того, что зрячая собака несет ген слепоты, если от скрещивания с такой же собакой, родился один слепой щенок? (нормальное зрение - доминантный признак)

ОТВЕТ: Так как слепой щенок родился от скрещивания двух зрячих собак, значит, оба родителя имели рецессивный ген слепоты, т.е. вероятность равна 100%.

  1. При неоднократном скрещивании серого кролика с гетерозиготной серой самкой, все их потомство было серым. Какой можно сделать вывод по этим результатам?

ОТВЕТ: Отсутствие расщепления в потомстве говорит, что самец был гомозиготным и серая окраска является доминантным.

  1. Какое потомство получится при скрещивании гомозиготной комолой (безрогой) коровы с рогатым быком, если ген комолости доминирует? Какие законы наследственности подтверждаются при этом?

ОТВЕТ: А – комолость, а - рогатость;

Р АА Х аа

Ком. Рог.
ГАМЕТЫ (G) А а



F1 Аа

комолые

ОТВЕТ: Все потомство будет комолой. Закон доминирования или единообразия, правило чистоты гамет.

  1. От брака кареглазой женщины и голубоглазого мужчины родилась голубоглазая девочка.

Ген карих глаз доминирует. Каковы генотипы родителей и какова вероятность рождения кареглазых детей?

ОТВЕТ: Потомство всегда получает от родителей только один ген из аллелей. Так как родилась голубоглазая девочка, значит, она один ген голубоглазости получила от матери, т.е. она была гетерозиготной по этому признаку и ее генотип - Аа. Генотип голубоглазого отца – аа (рецессивный признак проявляется только в гомозиготном состоянии)

Р Аа Х аа

Кар. Гол.
ГАМЕТЫ (G) А, а а




F1

Аа аа

Кар. Гол.

1 : 1

ОТВЕТ: Аа и аа; вероятность рождения кареглазых детей – 50%

  1. У человека нерыжие волосы доминируют над рыжими. Отец и мать гетерозиготные нерыжие. У них восемь детей. Сколько среди них может оказаться рыжих? Есть ли однозначный ответ на вопрос?

ОТВЕТ: Так как родители гетерозиготны, они несут по одному гену рыжих волос. Теоретически у них могут родиться 2 рыжих ребенка (25%). Но встреча гамет при оплодотворении идет случайно и поэтому в данной семье могут родиться все нерыжие или все рыжие.

  1. Черная окраска меха у норок доминирует над голубой. Как доказать чистопородность двух черных норок, приобретенных звероводческой фермой?

ОТВЕТ: Черная окраска может быть и у гетерозиготных, и у гомозиготных особей. Но чистопородные особи гомозиготны и не дают расщепления в потомстве. Чтобы узнать генотипы купленных норок, нужно их скрестить с голубыми норками. Если в потомстве появились голубые норки, значит, норка была не чистопородная, т. е. гетерозиготная (Аа); если расщепления нет - гомозиготная (АА).
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8

    перейти в каталог файлов


связь с админом