Главная страница
qrcode

Для ответов на задания этой части (С1-С6) используйте


НазваниеДля ответов на задания этой части (С1-С6) используйте
Анкорvariantyiiza daniyaegyechast segyechast-s.doc
Дата13.10.2017
Размер0.67 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаvariantyiizadaniyaegyechast-segyechast-s.doc
ТипДокументы
#22107
страница8 из 8
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8

Кареглазая правша вышла замуж за голубоглазого левшу. У них родился голубоглазый левша. Определите генотип матери (карие глаза и праворукость доминируют).

ОТВЕТ: Так как у их ребенка проявились рецессивные гены по обоим признакам, он получил от каждого родителя по одному из них, т.е. мама была гетерозиготной по двум признакам и ее генотип: АаВв.

  1. Черная окраска шерсти (А) доминирует над белой (а), а мохнатая шерсть (В) над гладкой (в). Какого расщепления по фенотипу следует ожидать от скрещивания двух гетерозиготных по двум признакам кроликов?

ОТВЕТ: Так как родители дигетерозиготны, они имеют генотип АаВв, а при таком скрещивании, в потомстве проявляется расщепление по фенотипу – 9:3:3:1.

  1. Какова вероятность рождения голубоглазого (а), светловолосого (в) ребенка от брака голубоглазого темноволосого отца с генотипом ааВв и кареглазой светловолосой матери с генотипом Аавв?


ОТВЕТ: Р Аавв Х ааВв

К.с. Г. т.

ГАМЕТЫ (G) Ав, ав аВ, ав
АаВв Аавв ааВв аавв

К.т. к.с г.т. г.с.

1 : 1 : 1 : 1

ОТВЕТ: 25%.

  1. При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды шаровидные, красные. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.

ОТВЕТ:

1) генотипы родителей: красные шаровидные плоды – ААВВ,
желтые грушевидные плоды – ааbb

2) генотипы F1: красные шаровидные АаВb

3) соотношение фенотипов F2:

9 – красные шаровидные
3 – красные грушевидные
3 – желтые шаровидные
1 – желтые грушевидные


  1. Голубоглазый мужчина , оба родителя которого кареглазые, женился на кареглазой женщине, мать которой голубоглазая, а отец – кареглазый. От брака родился голубоглазый сын. Составить родословную и указать генотипы всех родственников.

ОТВЕТ: 1) Вначале составляем схему родословной и подписываем фенотипы.

2) Затем, записываем генотипы лиц, имеющих рецессивный признак, т.е.гомозиготных по этому гену.

3) Эти лица передают (родители) или получают (дети) по одному рецессивному гену, поэтому эти гены записываем в генотипе детей или родителей.

4) У лиц, имеющих доминантный признак, записываем в генотипе вначале один доминантный ген. А по схеме выяснится их гомозиготность или гетерозиготность

.

  1. Какие группы крови возможны у детей, если у матери первая группа крови, а у отца – четвертая?

РЕШЕНИЕ: Первая группа обусловлена генотипом ОО, четвертая – АВ. Аллели А и В доминантны по отношению к аллели О.

Р ОО Х АВ

G О А и В

F1

АО ВО

2 группа 3 группа

ОТВЕТ: Дети будут иметь 2 и 3 группы крови.

  1. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном ХB рыжая – Хb , гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились один черепаховый и один черный котенок. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят. Решение:

Р ХB ХB х Хb У

G ХB У Хb



F1 ХВ У ХB Хb

ОТВЕТ: генотип черной кошки ХB ХB , генотип рыжего кота - Хb У, генотипы котят: черепахового - ХB Хb

Черного – ХВ У, пол котят: черепаховая – самка, черный - самец.



  1. Двух черных самок мыши скрещивали с коричневым самцом. Первая самка в нескольких пометах дала 20 черных и 17 коричневых потомков, а вторая – 33 черных. Определите генотипы родителей и потомков, ответ поясните.

ОТВЕТ: Так как в потомстве второй черной самки не было расщепления, все потомство было черным, значит, что черная окраска доминирует и генотип самца – аа, генотип второй самки – АА. В потомстве первой самки наблюдается расщепление 1:1, значит, генотип первой самки - Аа. Генотипы потомства от первой самки – Аа (20 черных) и аа (17 коричневых), генотип потомства от второй самки – Аа (единообразие – 33 черных).

  1. В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын – дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х- хромосомах. Определите генотипы родителей, сына дальтоника и вероятность рождения детей, носителей гена дальтонизма.

ОТВЕТ: Генотипы родителей: мать –ХDХd, отец ХDУ; генотип сына – дальтоника -Хd У; вероятность рождения носителей гена дальтонизма ( ХDХd) – 25%.

  1. Докажите, что генотип является целостной системой.

ОТВЕТ: Генотип является целостной системой, потому что между аллельными и неаллельными генами существуют взаимодействия (доминирование, кодоминирование, комплементарность и др.), один ген может влиять на развитие нескольких признаков, несколько генов могут влиять на развитие одного признака.

  1. У здоровых родителей сын болен гемофилией. Определите генотипы родителей, их сына, вероятность рождения больных детей и носителей гена гемофилии у этих родителей, если ген гемофилии (h) является рецессивным и сцеплен с полом.

ОТВЕТ: генотипы родителей: матери - ХН Хh , отца - ХHУ; генотип сына - Хh У; вероятность появления больных детей – 25% (сыновья), 25% сыновей – здоровы, дочери – здоровы (ХН ХH , ХН Хh ), но половина дочерей - носительницы гена гемофилии

Н Хh ).

  1. Какова сущность хромосомной теории наследственности Т.Моргана?

ОТВЕТ: Гены расположены в хромосоме линейно. Гены одной хромосомы образуют группу сцепления, и поэтому они наследуются вместе. Число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом. Нарушение сцепления генов происходит в процессе кроссинговера, частота которого зависит от расстояния между генами – чем больше расстояние между генами, тем больше частота кроссинговера.

  1. Мужчина с нормальным зрение женился на женщине-дальтонике (рецессивный ген d сцеплен с Х-хромосомой). Определите генотипы родителей, соотношение фенотипов и генотипов в потомстве.

ОТВЕТ: Генотипы родителей: матери – ХdХd , отца ХDУ; генотипы потомства: все дочери являются носительницами гена дальтонизма - ХDХd, все сыновья – дальтоники - Хd У; соотношение больных и здоровых детей – 1:1 или 50%:50%.

  1. Скрестили два растения львиного зева с красными и белыми цветками. Их потомство оказалось с розовыми цветками. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения и тип наследования признака.

ОТВЕТ: Появление промежуточного признака в потомстве показывает на неполное доминирование признака. Генотипы родительских растений (Р): АА и аа. Гаметы: А и а. Генотипы первого поколения : Аа.

  1. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или несцеплен с полом), генотипы детей в первом и втором поколении.



ОТВЕТ: 1) Признак доминантный, так как передается всегда потомству, не сцеплен с полом, так как передается в равной степени как дочерям, так и сыновьям. 2) генотипы детей в F1 женщины – аа и Аа

Мужчины – аа и Аа. Генотипы потомков F2 мужчина – Аа. Генотипы родителей: женщина: аа, мужчина Аа.

  1. При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.

ОТВЕТ: генотипы родителей: пурпурный стебель, красные плоды – AABb (гаметы: AB и Ab); зеленый стебель, красные плоды –aaBb (гаметы aB и аb); генотипы потомства в F1: AaBB, AaBb, Aabb; соотношение генотипов и фенотипов в F1:
пурпурный стебель, красные плоды – 1 AaBB : 2 AaBb
пурпурный стебель, желтые плоды – 1 Aabb.

  1. По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.



ОТВЕТ: 1) признак рецессивный;

2) генотипы родителей: мать - аа, отец - АА или Аа;

3) генотипы детей: сын и дочь гетерозиготы - Аа (допускается: иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи, указание только одного из вариантов генотипа отца).

  1. Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите возможные генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией?

ОТВЕТ: Генотипы и фенотипы Р: аа – с малыми коренными зубами, Аа – без малых коренных зубов; генотипы и фенотипы потомства: Аа – без малых коренных зубов, аа – с малыми коренными зубами; вероятность рождения детей без малых коренных зубов – 50%.

  1. Что лежит в основе комбинативной изменчивости организмов? Ответ поясните.

ОТВЕТ: В основе комбинативной изменчивости лежат следующие процессы:

  1. кроссинговер приводит к изменению сочетания генов в гомологичных хромосомах;

  2. мейоз, в результате которого происходит независимое расхождение хромосом в гаметы;

  3. случайное сочетание гамет при оплодотворении.

  1. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении.

ОТВЕТ:

  1. признак доминантный, не сцеплен с полом;

  2. генотипы детей 1 поколения: дочь Аа, дочь аа, сын Аа;

  3. генотипы детей 2 поколения: дочь Аа













1


2


Условные обозначения

мужчина




женщина




брак
Дети одного брака




проявление исследуемого

признака


  1. По родословной человека, представленной на рисунке, установите характер наследования признака "маленькие глаза", выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы родите­лей и потомков F(1, 2, 3, 4, 5).

ОТВЕТ: 1) признак рецессивный, не сцеплен с полом (так как передается и дочерям и сыновьям); 2) генотипы родителей: Аа х Аа; 3) генотипы потомков в F1: 1,2- Аа; 3 – АА или Аа; 4, 5 - аа.



Список использованной литературы


  1. Б.А.Болотов, А.Г. Ершов, Г.С. Ковалева, А.О.Татур. Единый государственный экзамен:Биология: Контрольно-измерительные материалы: 2005-2006/под общей редакцией Г.С.Калиновой:: М-во образования и науки РФ – М,: Просвещение, 2006.

  2. Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова, В.З.Резникова. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Биология/ -М,: Интеллект-Центр, 2003

  3. Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова, В.З.Резникова, С.П.Шаталова. Под редакцией Ковалевой Г.С., Единый государственный экзамен:Биология: Контрольно-измерительные материалы/: М-во образования и науки РФ – М,: Просвещение, 2003 .

  4. Г.С.Калинова, В.Н.Кузнецова, А.Н.Мягкова, В.З.Резникова, С.П.Шаталова. Под редакцией Ковалевой Г.С., Единый государственный экзамен:Биология 2004-2005: Контрольно-измерительные материалы/: М-во образования и науки РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, – М,: Просвещение, 2005.

  5. Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова, В.З.Резникова. Учебно-тренировочные материалы к Единому государственному экзамену: Биология/ -М,: Интеллект-Центр, 2005.

  6. Г.И.Лернер, Единый государственный экзамен:Биология: Методика подготовки/ -М,: Просвещение, Эксмо, 2005

  7. Единый государственный экзамен: Биология: Контрольно-измерительные материалы: 2006-2007, -М,: Просвещение; СПБ,: филиал издательства «Просвещение», 2007 .

  8. Н.И.Деркачева, А.Г.Соловьев, ЕГЭ 2006, Биология. Типовые тестовые задания/ -М,: Издательство «Экзамен», 2006.

  9. Пасечник В.В. и др. Биология: Сборник тестов, задач и заданий с ответами. –М.: Мнемозина, 1998.

  10. Пасечник В.В., Г.Г.Швецов, В.В.Асеев и др. Биология. Всероссийские олимпиады.Вып.1/под ред. В.В.Пасечник. –М,: Просвещение, 2008.

  11. Теремов А.В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по общей биологии. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

  12. Экзаменационные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену: ЕГЭ-2006. Биология, М,: Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр тестирования», -М,: 2005.



Электронные учебные пособия


  1. Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия.2007.

  2. Учебное электронное издание "Экология" МИЭМ, 2004

  3. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология, 2006.

  4. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные, 2006.

  5. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения, грибы, бактерии 2006.
1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов


связь с админом