Главная страница
qrcode

Этика относится к классу гуманитарных дисциплин (от лат homo человек ), объектом которых является человек. Специфический аспект, изучаемый этикой это отношения и общение человека


Скачать 18.97 Kb.
НазваниеЭтика относится к классу гуманитарных дисциплин (от лат homo человек ), объектом которых является человек. Специфический аспект, изучаемый этикой это отношения и общение человека
Дата05.10.2019
Размер18.97 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭтика относится к классу гуманитарных дисциплин.docx
ТипДокументы
#65512
Каталог

Этика относится к классу гуманитарных дисциплин (от лат.homo – «человек»), объектом которых является человек. Специфический аспект, изучаемый этикой – это отношения и общение человека. Занимая определенное место в систем гуманитарного знания, этика имеет свою специфику и вместе с тем она тесно связана с другими гуманитарными науками. Так, педагогика в разделе воспитания основана исключительно на данных этики. В каждом обществе существуют эталоны личности как комплекса формируемых психологических свойств и качеств. Но как их формировать? Тут уже требуется помощь со стороны психологической науки, которая обосновывает наиболее эффективные методы формирования умственных и эмоционально-волевых качеств. Психология «поставляет» этике конкретно-научный материал о механизме поведения и регуляция личности. Совместно с этикой и психологией педагогика решает проблемы мотивации деятельности человека в различных ситуациях.Особо следует отметить связь этики и философии. Как уже говорилось этика – философское учение, а в рамках философии ее особенность состоит в том, что она представляет собой нормативно-практическую часть философии. Долгое время – например, в учениях Платона, Аристотеля, стоиков, Канта – она даже считалась ядром философии. Этика базируется на определенной философии, выражает ее основные идеи, является ее частью. И одновременно отличается от нее: если философия изучает предельно общие принципы отношения человека и мира, то этика – нравственные принципы отношений человека с миром и другими людьми. Причем в последнее время круг этических проблем стремительно расширяется: сегодня в него входят отношения человека и к природе, и к науке, и к политике, и к вопросам жизни и смерти, и к самому себе.Этика имеет особые методы исследования своего предмета – такие, например, как изучение общественного мнения или историческая реконструкция нравов не только (и не столько) по документам, сколько по художественным произведениям. Поэтому особо следует отметить связь этики и морали с эстетикой и художественным творчеством. На протяжении всей истории развития общества в обычаях и традициях фиксировалось не мало элементов художественно-образного осмысления бытия людей. А в определённых видах и формах искусства кодировались различного рода нравственные ценности. Этическое освоение действительности человеком неотделимо от его художественно-преобразовательной трудовой деятельности. В истории этики многие философы моральное добро отождествляли с прекрасным, утверждая: «прекрасное не может быть безнравственным».

Сущность, функции и структура морали.

Мораль (от лат. moral's — нравственный, mores — нравы) является од ним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные существенные свойства.Мораль — это система принципов, норм, определяющих характер между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном.

Иначе в структуре нравственности выделяются:

нравственное сознание (общественное и индивидуальное);нравственная практика;нравственные отношения.Нравственное сознание представляет собой субъективную сторону нравственности, отражающей нравственное бытие людей. Особенность этого сознания — в восприятии всех явлений с точки зрения ценности. Главная задача заключается не в объяснении явления, не в раскрытии его причин, а в его оценке. Ценностное отношение к действительности — важная характеристика нравственного сознания. Особое место в иерархии ценностей занимает идея о должном. Эта идея определяет конечную цель деятельности человека (или общества). Исходя из этого, нравственное сознание позитивно или негативно оценивает поступки людей (в категориях добра и зла). Это является важной характеристикой, предписывая модель действия. Нравственное сознание реализуется в двух формах: общественной и индивидуальной.

Общественное сознание является элементом социальной жизни. В нем аккумулирован и систематизирован нравственный опыт многочисленных поколений, позволяющий отдельного человека воспитывать как полноценную личность. В общественном нравственном сознаний выделяется два уровня: обыденный и теоретический. Первый уровень представляет собой так называемую «житейскую мудрость» и «здравый смысл», повседневные суждения и оценки, непосредственно связанные с жизнью людей. Его представления зачастую нечетки, неустойчивы и противоречивы, что связано с жизненными обстоятельствами. Второй уровень — теоретический — характеризуется системностью, рациональностью. На этом уровне решаются «смысложизненные» вопросы бытия. В теоретическом нравственном сознании главную роль играет моральная философия, т. е. этика. При этом нужно учитывать, что индивидуальное нравственное сознание рефлексивно, относится к внутреннему миру и состоит из нескольких компонентов:

• рационального, в котором выражаются мировоззрение личности, нравственные представления. Базовым элементом этого компонента являются идеалы, оценки, принципы, установки, представления моральных качествах, о добре и зле;эмоционального, выражающего совокупность нравственных переживаний человека (отзывчивость, сострадание, совесть, стыд, достоинство, честь).волевого, благодаря которому субъективный нравственный мотив реализуется в действии, на практике, иногда вопреки давлению объективных обстоятельств.Нравственная практика является результатом объективации морального сознания, а базовый элемент практики — поступок. Структура нравственной практики может состоять из следующих составляющих:

замысел (намерение или постановка цели);мотивация, обоснование замысла;выбор цели, средств;принятие решений;действия, реализующие нравственную установку и линию поведения человека.\Нравственные отношения предполагают совокупность зависимостей и связей, возникающих в процессе нравственной практики. Особенность нравственных отношений в том, что люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, проявляющиеся в понимании своего долга, ответственности перед другими людьми и обществом в целом.

Нравственные отношения можно классифицировать:по содержанию, определяя обязанности человека в той или иной сфере деятельности;по характеру требовательности к себе и другим;по характеру связи в зависимости от уровня и интеллекта общения.

Таким образом, структура «нравственное сознание — нравственное действие — нравственное отношение» образует единое целое, а ее элементы взаимно регулируются.Вместе с тем для выявления сущности морали важную роль играет понимание функций, которые она выполняет. Оценочная функция морали заключается в понимании того, что такое добро и зло, справедливость, долг, совесть. В моральном сознании сущее сопоставляется с должным, поэтому моральные оценки носят универсальный характер и распространяются на все действия человека. Более того, моральная оценка опирается на моральные убеждения индивида и авторитет общественного мнения.

Познавательная функция направлена на постижение величайшего многообразия культурного опыта, накопленного человечеством. В нем необходимо помнить, что познавательная функция морали осуществляется иначе. При этом в значительной степени гораздо большую роль играют чувства, вера, интуитивное восприятие многообразия межчеловеческих связей и отношений.

Регулятивная функция — одна из ведущих функций морали. В этой роли мораль корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей и общества. Однако регулирует поведение индивида не только мораль, но и право, религия, искусство, политическое сознание, т. е. все формы общественного сознания. Именно мораль регулирует все сферы деятельности человека, чего не скажешь о праве, эстетическом сознании, политике; во-вторых, мораль требует от человека соблюдения нравственного идеала, который сам по себе не каждым достигаем; в-третьих, регулятивная функция морали осуществляется при опоре не на авторитет общественного мнения, а на совесть человека. Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности. Мораль способствует установлению смысла жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, осмыслению необходимости уважения к правам личности, достоинству других. Ценностно-ориентирующая функция, исходя из нравственных представлений, нацеливает человека постоянно сравнивать реальное с идеальным, сущее с должным. Это позволяет корректировать свое поведение, определять вектор своего духовного развития.
перейти в каталог файлов


связь с админом