Главная страница
qrcode

ГОСТ_Р_1-я_редакция_отправленная_в_ТК (1). Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии национальный стандарт российской федерации


НазваниеФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии национальный стандарт российской федерации
Дата26.04.2019
Размер256 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаГОСТ_Р_1-я_редакция_отправленная_в_ТК (1).doc
ТипДокументы
#62643
страница3 из 7
Каталог
1   2   3   4   5   6   7


4.1 Арктические морские платформы работают в более суровых природных условиях, чем аналогичные платформы в более южных морях. Холод, ветер, снег, обледенение, ледовый покров создают сложности для проведения на них работ и дополнительные опасности для людей, оборудования, несущих конструкций и др., что не позволяет напрямую использовать решения, апробированные на похожих платформах в умеренных широтах. Поэтому для арктических платформ требуется разрабатывать специальные решения устраняющие/снижающие риски соответствующих опасностей и повышающие надежность работы в указанных условиях. Однако, эти решения (системы, элементы, конструкции и др.) одновременно усложняют морскую платформу, повышают капитальные и эксплуатационные затраты. Проектные решения по арктической морской платформе должны обеспечить рациональный компромисс между противоречивыми требованиями (безопасность, надежность, стоимость) в конкретных условиях ее применения. При этом каждое решение требует комплексного рассмотрения применительно к конкретной морской платформе, поскольку в ряде случаев оно может оказывать разнонаправленное влияние на различные виды опасностей.

4.2 Опасности, связанные с работой в арктических климатических условиях.

Основными факторами, влияющими на решения по производственной площадке арктических морских платформ являются низкие температуры окружающей среды, ветер, обледенение, снег, сумеречные/ночные условия, воздействие которых может:

- приводить к выходу из строя оборудования, в том числе влияющего на безопасность;

- ухудшать условия обслуживания, диагностики, ремонта технологического оборудования, понижать качество этих работ, увеличивать длительность их выполнения, на некоторое время приводить к невозможности проведения работ;

- усложнять проведение буровых работ, работ по строительству, ремонту и обслуживанию скважин, увеличивать длительность этих работ, приводить к полной остановке этих работ на некоторое время;

- создавать сложности при передвижении персонала и перемещении грузов в пределах платформы, повышать вероятность травматизма и несчастных случаев, приводить к блокированию проходов;

- усложнять логистическое обеспечение морской платформы (грузы, добытая продукция, персонал);

- создавать сложные условия для покидания платформы персоналом и последующего спасения персонала, покинувшего платформу.

Следствием недопустимого охлаждения установок, трубопроводов, шлангов, емкостей могут быть:

- недопустимое повышение вязкости циркулирующих в системе жидкостей, конденсация углеводородных газов, накопление жидкостей в непредназначенных для этого местах, гидратообразование, замерзание жидкости, образование ледяных пробок, приводящие к опасным отклонениям параметров технологического процесса, отказам дренажных и вспомогательных систем, поломкам оборудования и трубопроводов;

- отказы измерительных, исполнительных и логических устройств, автономных источников электроснабжения, приводящие к нарушению контроля и управления технологическим процессом, к отказам систем противоаварийной защиты;

- изменение механических свойств материалов (снижение гибкости и пластичности, повышение хрупкости), создающие предпосылки разрушения при механических воздействиях.

Обледенение, налипание снега, снежный покров, ветер могут:

- приводить к отказам исполнительных устройств на технологическом оборудовании;

- препятствовать нормальной работе воздухозаборов, вентиляционных отверстий, дренажных систем;

- увеличивать инерционность легкосбрасываемых конструкций и жалюзей;

- препятствовать нормальной работе подвижных механизмов (подъемных кранов, устройств/систем отгрузки жидкой продукции на суда и др.);

- создавать дополнительные нагрузки (весовые, ветровые) на оборудование, трубопроводы и кабели, на несущие конструкции, палубы, на факельную стрелу, краны, выпускную (сбросную) трубу дивертора, другое выступающее оборудование.

Обледенение, снежный покров, налипание снега приводят к ухудшению остойчивости плавучей платформы.

Следствием низких температур (в сравнении с морскими платформами, работающими в более теплых районах) является низкая абсолютная влажность атмосферного воздуха, приводящая к снижению поверхностной проводимости диэлектриков и, как следствие, к повышению риска накопления статических зарядов.

Воздействие ледовых образований на опорную часть установки может приводить к дополнительным вибрациям технологического оборудования, трубопроводов, несущих конструкций, следствием чего могут быть повышение частоты возникновения утечек на фитингах, усталостных трещин в зонах концентрации напряжений, а также повреждений в подвижных элементах оборудования.

Морской лед может блокировать водозаборные устройства морской платформы.

Дополнительно следует указать на следующие специфические опасности арктических морей:

- возникновение утечек нефти, нефтепродуктов может приводить к тяжелейшим экологическим последствиям (поскольку арктическая среда является крайне ранимой);

- спасение персонала, покинувшего платформу (вследствие аварии или чрезвычайной ситуации), в условиях Арктики существенно сложнее, чем в более умеренных широтах.

4.3 Основными решениями по производственной площадке арктических морских платформ, обеспечивающими снижение (в идеале - устранение) рисков, связанных со специфическими арктическими факторами для реципиентов на платформе (персонала, оборудования) и окружающей среды, а также повышение надежности работы платформы являются следующие1):

- размещение оборудования в закрытых обогреваемых модулях, организация закрытых проходов и коридоров для перемещения персонала по производственной площадке;

- теплоизоляция, локальный обогрев расположенного вне модулей оборудования и трубопроводов; защита расположенного вне модулей исполнительного оборудования от блокирования льдом и снегом;

- повышение устойчивости трубопроводов, коммуникаций, крупных выступающих элементов и конструкций к воздействию дополнительных весовых нагрузок (обледенение и снежный покров);

- повышение надежности тепло- энергоснабжения;

- совокупность решений, обеспечивающих сохранность и работоспособность систем пожаротушения при отрицательных наружных температурах;

- совокупность решений по обеспечению безопасности и сохранению работоспособности оборудования при отказах систем тепло- энергоснабжения;

- увеличение размеров хранилищ и складов, увеличение минимального запаса ЗИП (запчастей, инструмента, принадлежностей) с целью поддержания работы морской платформы при сбоях в работе системы снабжения.

4.4. Состав оборудования, размещаемого в закрытых обогреваемых модулях арктической морской платформы определяется на основе совместного анализа:

- возможностей осуществлять в арктических условиях безопасную эксплуатацию оборудования (включая его техническое обслуживание и ремонт) в случае его размещения вне модулей,

- сравнения (по величине капитальных и эксплуатационных затрат) альтернативных способов решения проблемы: путем создания системы модулей или путем локального утепления/обогрева отдельных аппаратов и трубопроводов.

4.5 Внутри модулей и коридоров должны быть созданы условия для безопасного выполнения работ и для перемещения персонала.

Размеры, форма, взаимное расположение модулей, размещение входов в них не должны создавать препятствий для выполняемой работы.

Модули должны быть оснащены не менее чем двумя выходами, расположенными на различных (лучше, если на противоположных) сторонах модуля, и ведущими на пути эвакуации, при этом один из выходов может рассматриваться в качестве аварийного.

Требования к коридорам, лестницам, проходам устанавливаются согласно Правил, утвержденных Российским морским регистром [1]-[4]. В случае необходимости транспортировки грузов (при ремонте, при замене оборудования) соответствующие проходы не должны создавать препятствий для этого.

Минимальные требования к климатическим условиям и освещению в модулях и коридорах устанавливаются ГОСТ Р ХХХХХ-ХХХХ «Нефтяная и газовая промышленность. Арктические операции. Рабочая среда». Замкнутость пространства и акустические связи в конструкции могут существенно повышать уровень шумов в отдельных модулях и коридорах. Для приведения шумовой нагрузки к допустимому уровню согласно ГОСТ Р ХХХХХ-ХХХХ «Нефтяная и газовая промышленность. Арктические операции. Рабочая среда» могут потребоваться специальные проектные решения.

Размещение знаков безопасности, маркировка (обозначение) оборудования, путей эвакуации и др. необходимой информации в модулях и коридорах, а также на всей производственной площадке арктической морской платформы должно соответствовать требованиям
ГОСТ Р ХХХХХ-ХХХХ «Нефтяная и газовая промышленность. Арктические операции. Рабочая среда».

4.6 Размещение установок, прокладка трубопроводов, компоновка модулей и коридоров на производственной площадке морской платформы

4.6.1 Решения по размещению установок и оборудования а также по прокладке трубопроводов на производственной площадке морской платформы не должны оказывать негативного влияния на эффективность основных технологических процессов на платформе.

4.6.2 При разработке проектных решений по размещению оборудования, прокладке трубопроводов, созданию взрыво-пожароустойчивых стенок у модулей и коридоров на производственной площадке морской платформы важнейшим приоритетом является создание компоновки, препятствующей возникновению аварий с серьезным ущербом.

4.6.2.1 При проектировании морской платформы, в ее составе должны быть выделены объекты первоочередной защиты, возникновение аварии на которых, либо повреждение которых напрямую чревато возникновением крупных ущербов (гибелью большого количества людей, уничтожением или серьезным повреждением платформы, разливом большого количества нефти/ нефтепродуктов). Характерными объектами первоочередной защиты являются:

- объекты, разрушение/ повреждение которых ведет к длительному интенсивному истечению горючего/взрывоопасного вещества, которое не может быть прекращено перекрытием изолирующих клапанов (экспортный газопровод, протяженный газопровод между платформами, райзер приема пластовой продукции под давлением и т.п.);

- хранилища жидких углеводородов, пожар на которых создает прямую угрозу гибели морской платформы, либо разрушение которых может привести к крупному проливу углеводородов в море;

- элементы системы сброса давления и элементы системы аварийного останова;

- элементы системы энергоснабжения морской платформы;

- помещения управления и обеспечения безопасности эксплуатации объекта (ЦПУ (центральный пост управления), кабина бурильщика);

- элементы системы пожарной защиты морской платформы;

- пути эвакуации персонала в убежища, проходящие по производственной площадке;

- несущие конструкции, являющиеся существенными для сохранения структурной целостности верхних строений, опорной части стационарной платформы, корпуса плавучей платформы;

- объекты, разрушение/ повреждение которых ведет к попаданию значительных объемов нефти или жидких углеводородов в море, которое не может быть предотвращено перекрытием изолирующих клапанов.

Состав объектов первоочередной защиты на производственной площадке и на морской платформе устанавливается в ходе проектирования, исходя из ее специфики1).

4.6.2.2 Для объектов первоочередной защиты, аварии на которых чреваты возникновением значительного ущерба, необходимо предусмотреть решения

- минимизирующие вероятность возникновения на них аварии, и решения,

- обеспечивающие уменьшение негативных последствий, возникающих в случае возникновения аварии на таком объекте.

В частности, для этих объектов должны быть разработаны технологические и конструктивные решения, а также решения по контролю их состояния и по управлению их работой, которые в максимальной степени снижают вероятность возникновения на них аварии по технологическим причинам, в результате повреждения при обслуживании и ремонте

4.6.2.2 Для объектов первоочередной защиты, повреждение которых может приводить к крупным ущербам, должны быть предусмотрены решения, в максимальной степени снижающие вероятность их повреждения в результате возможного воздействия экстремальных природных условий, механического воздействия в результате проведения каких-либо работ, воздействия поражающих факторов аварий на других объектах платформы. Размещение этих объектов на производственной площадке должно исключить (минимизировать) возможность их повреждения

- при перемещении грузов на платформе или с судна снабжения;

- при внешнем механическом воздействии на платформу (при столкновении, навале судна, при падении вертолета, при навале льда на платформу) и др.

Размещение объектов первоочередной защиты внутри модуля, а для трубопроводов – маршрут и способ прокладки по коридорам и шахтам должны исключить (минимизировать) возможность их повреждения

- при проведении технического обслуживания и ремонта их или сопредельного с ними оборудования;

- при перемещении грузов на платформе.

4.6.2.3 Расположение взрыво- пожароустойчивых стенок (переборками) модулей и коридоров, дверей в коридорах и модулях должно обеспечивать снижение вероятности опасного воздействия поражающих факторов аварий с разгерметизацией оборудования и трубопроводов на объекты первоочередной защиты морской платформы. Необходимая для этого взрыво- пожароустойчивость стенок (переборок) и палуб должна устанавливаться с учетом интенсивности и длительности возможного воздействия поражающих факторов аварии.

4.6.3 Размещение установок на производственной площадке платформы производится в соответствии с принципами «от наиболее опасного к наименее опасному» и «размещение наиболее опасных установок на максимально возможном удалении от жилого модуля, от основных убежищ, от площадки сбора персонала для покидания платформы и от других объектов первоочередной защиты платформы, повреждение которых может привести к крупным ущербам». Ранжирование установок по опасности (в целях размещения на производственной площадке) проводится на основе классов пожароопасных и взрывоопасных зон, категорий пожарной опасности установок и по величине рабочего давления в технологическом оборудовании с углеводородами. В качестве наиболее опасных зон/ установок производственной площадки морской платформы выступают зона бурового комплекса, зона размещения фонтанной (ых) арматуры, зона приема поступающей на платформу продукции (от зоны входа райзеров или от турели до отсекающих клапанов), зона работы с углеводородами под высоким давлением, включая зону прокладки трубопроводов после экспортных компрессоров и зону райзеров экспортных газопроводов.

В случае размещении установок друг над другом на многоярусной производственной площадке многоэтажных верхних строений желательно более опасные установки размещать выше менее опасных.

4.6.4 При разработке решений по модулям, следует ориентироваться на следующие правила:

- один модуль не должен охватывать установки, различающиеся между собой более чем на одну категорию пожарной опасности;

- стенки, полы, потолки модулей при возникновении в одном из модулей аварии на оборудовании, трубопроводах или иных коммуникациях должны выполнять функции противоаварийных барьеров, препятствующих распространению загазованности, поражающих факторов пожаров и взрывов из одного модуля в другой.

4.6.5 В местах, где несущие конструкции (существенные для сохранения структурной целостности верхних строений, опорной части стационарной платформы, корпуса плавучей платформы) могут подвергнуться опасному воздействию поражающих факторов аварий с разгерметизацией оборудования, необходимо предусмотреть решения, обеспечивающие повышение устойчивости конструкций к этому воздействию (создание тепловой защиты, создание защитных конструкций, усиление несущего элемента и др.). Взрыво- пожароустойчивость средств защиты несущих конструкций устанавливается с учетом интенсивности и длительности возможного воздействия поражающих факторов аварии.

4.7 Помимо решений, напрямую направленных на снижение вероятности возникновения аварий на объектах первоочередной защиты, и вероятности повреждений объектов первоочередной защиты (см. 4.6.2.1), по платформе должны быть разработаны решения:

- снижающие (в крайнем случае обеспечивающие отсутствие увеличения1) ) риск аварий внутри каждого отдельного модуля;

- снижающие риск каскадного развития аварий в пределах производственной площадки (распространение поражающих факторов возникшей в одном модуле аварии с разгерметизацией оборудования в другие модули, приводящее к возникновению в них аварий);

- предотвращающие возникновение пролива нефти, конденсата, нефтепродуктов в море при возникновении на платформе аварий с разрушением/разгерметизацией хранилищ и трубопроводов.

4.7.1 Для снижения риска аварий в модуле используются пассивные и активные противоаварийные барьеры. Для аварий с разгерметизацией пассивными барьерами являются: размеры и форма модуля, компоновка в нем оборудования, трубопроводов и т.п., легкосбрасываемые конструкции и открывающиеся жалюзи на стенках (переборках) модулей, устранение источников зажигания, повышение прочности оборудования и трубопроводов, теплозащитные покрытия оборудования и трубопроводов и др., см. 4.8.1.6. Активными барьерами являются: система приточно-вытяжной вентиляции, система контроля загазованности, система отключения источников поджигания, система аварийного останова технологического процесса (изолирующие/ отсечные клапаны), система управляемого сброса давления из технологического оборудования, закрытая (опасная) дренажная система1), эффективные системы пожаротушения и др.

При необходимости выбора альтернативных решений (в случае их равной эффективности) приоритет отдается пассивным средствам.

4.7.2 Основными решениями, используемыми для снижения вероятности каскадного развития (от модуля к модулю) аварий, возникших вследствие разгерметизации в пределах производственной площадки являются:

- повышение устойчивости стенок (переборок) модулей и коридоров, палуб к воздействию взрыва и пожара;

- разработка решений по модулям, обеспечивающих снижение ожидаемой частоты выхода поражающих факторов аварий за пределы отдельного модуля, т.е. снижения частоты возникновения в модулях поражающих факторов аварий с интенсивностью, превышающей устойчивость стенок этих модулей (т.е. взрывов, создающих на стенках модуля избыточное давление, превышающее устойчивость этих стенок модуля и пожаров, длительность воздействия которых на стенки модуля превышает пожаростойкость этой стенки) ,

- создание во всех модулях, в которых возможен разлив больших количеств жидких углеводородов, эффективной системы закрытого (опасного) дренажа;

- конфигурация модулей и коридоров, ослабляющая воздействие поражающих факторов аварий с пожаром и взрывом;

- применение противопожарных дверей;

- применение тепловой защиты и закладывание избыточной прочности проходящих через модули и коридоры несущих конструкций;

- поддержание разности давлений между модулями, между модулями и коридорами;

- создание вентиляционных отверстий, использование легкосбрасываемых конструкций и жалюзей в коридорах;

- повышение живучести систем пожаротушения на производственной площадке;

- конфигурация модулей и коридоров, позволяющая охлаждать расположенные вне модулей и коридоров несущие конструкции, оборудование и трубопроводы путем орошения с судна сопровождения;

- установка в коридорах промежуточных дверей/ барьеров.

Модули и коридоры производственной площадки должны:

- исключить возможность накопления горючего флюида (внутри или снаружи модулей) при любых видах разгерметизации оборудования и трубопроводов;

- обеспечить возможность для проведения пожаротушения проливов во всех модулях и коридорах, куда возможно попадание горючих жидкостей.

В частности, если в результате аварии существует возможность попадания горящей жидкости на крышу модуля (например, в результате фонтанирования и пожара), то с нее должен быть обеспечен сток горящего продукта и орошающей крышу воды при любом направлении ветра (по желобам, дренажным трубам) без попадания горящей жидкости в воздухозаборы, отверстия для выброса воздуха, зоны размещения оборудования, эвакуационные проходы. Решения по этим каналам стока не должны допускать образования ледяных/ снеговых пробок. Взаимная конфигурация модулей должна обеспечить возможность орошения крыши модуля водой с судна обеспечения.

Решения по опасной (закрытой) дренажной системе модуля(лей) и коридора(ов) должны разрабатываться с учетом максимального возможного поступления углеводородов и воды при пожаротушении, исключать возможность образования ледяных пробок в дренажных каналах.

4.7.3 Основными решениями, направленными на предотвращение проливов нефти, конденсата, нефтепродуктов в море при возникновении на платформе аварий с разрушением/разгерметизацией хранилищ и трубопроводов является использование:

- эффективной системы аварийного останова технологического процесса и системы отсечения (изоляции) потерявшего герметичность оборудования;

- эффективной системы закрытого (опасного) дренажа у установок, трубопроводов, хранилищ с жидкими углеводородами, обеспечивающей доставку пролитой жидкости в сборные цистерны, объем которых должен обеспечивать прием всего пролитого продукта;

- герметичных палуб, стенок (переборок) и угла между ними, а также герметичных дверей у модулей;

- решений, обеспечивающих снижение ожидаемой частоты разрушения стенок и палуб модулей в результате аварии с разгерметизацией на оборудовании и трубопроводах, находящихся внутри этих модулей;

- кофердамов по периферии модулей, хранилищ.
4.8 Оценка эффективности совокупности барьеров безопасности проводится на основе анализа риска, который понимается как оценка ожидаемой величины ущербов вследствие аварий, инцидентов, чрезвычайных ситуаций на морской платформе за единицу времени и определение состава событий, которые дают наибольший вклад в эту величину. В качестве ущербов рассматривают:

- ущерб персоналу;

- ущерб окружающей среде;

- ущерб, связанный с необходимостью восстановления оборудования после повреждения;

- ущерб, возникающий по причине недопоставки продукции вследствие простоя оборудования в течении времени ликвидации последствий аварии.

Анализ риска основывается на анализе технологической и конструктивной специфики морской платформы, идентификации опасностей и детальном рассмотрении сценариев их реализации. Оценку рисков проводят на основе данных статистики исходных событий, набора сценариев развития аварий и оценки последствий реализации этих сценариев. При оценке частоты реализации различных последствий, рассматриваются все сценарии, приводящие к возникновению данного последствия, и для каждого учитывается эффективность работы барьеров, препятствующих его реализации.

Специфика морских платформ1) определяет, что для окончательной оценки принятых проектных решений могут быть использованы только показатели риска, относящиеся ко всей платформе и системе ее обеспечения. Показатели риска, относящиеся к отдельным частям платформы или к отдельным операциям (производственная площадка, жилой блок, доставка персонала и др.), следует рассматривать как важные, но исключительно внутренние (частичные) индикаторы, позволяющие выявить наиболее «слабые» места предлагаемой системы.

Метод/ способ, используемый для оценки риска, определяется требованиями федеральных нормативных документов. При недостаточности или отсутствии соответствующих нормативных требований, метод/ способ может дорабатываться/ определяться проектировщиком. Однако, независимо от того, какие методы вводит проектировщик, выполнение требований нормативных документов является обязательным.

Оцененный уровень риска для морской платформы квалифицируется как приемлемый, либо как неприемлемый. Квалификация риска основывается либо на федерально установленных показателях приемлемого риска, либо на показателях, устанавливаемых эксплуатирующей организацией/ владельцем платформы (последние не могут быть более мягкими, чем установленные федеральными нормативами).

4.8.1 Риски от аварий в отдельном модуле

При разработке рациональных решений по снижению масштабов и частоты возникновения ущерба от аварий в каждом отдельном модуле, следует опираться на детальные сценарии возможных в нем аварий, на данные по расположению зон воздействия поражающих факторов этих аварий, по характеру и интенсивности этого воздействия, а так же на ожидаемые частоты возникновения сценариев.

Состав сценариев определяется с учетом специфики модуля. Для модулей, где имеется оборудование содержащее углеводороды, в обязательном порядке рассматриваются сценарии аварий с резгерметизацией этого оборудования.

4.8.1.1 Качество решений по модулю оценивается по критериям:

- риска от аварии в модуле для находящегося в модуле персонала и оборудования;

- вероятности того, что интенсивность воздействия поражающих факторов возникшей в модуле аварии превысит устойчивость границ (стенок, переборок) модуля и, соответственно, выйдет за пределы модуля1).

Значения этих критериев используются проектировщиком:

- для оценки качества решений, принятых по модулю и

- как промежуточные данные для расчета показателей риска для всей морской платформы.

Пороговые значения этих критериев (определяющие являются ли решения по модулю приемлемыми или неприемлемыми) для модуля(лей) нормативно не установлены, однако, они могут быть установлены Заказчиком2).

4.8.1.2 Последствия реализации конкретного сценария развития аварии с утечкой (интенсивность воздействия на реципиента (человека, единицу оборудования) оцениваются по результатам моделирования. В качестве поражающих факторов должны рассматриваться:

- для взрыва - избыточное давление волны сжатия,

- для пожара - термическое воздействие.

В некоторых случаях (определяется спецификой модуля) может потребоваться расчет задымления, утечка жидких углеводородов в море.

При расчетах зоны действия и интенсивности действия поражающих факторов, возникающих при конкретном сценарии, необходимо учитывать место возможной разгерметизации, состав и параметры поступающего в модуль вещества, для жидкостей – характер пролива и испарения, характер вентиляции в модуле, объем, концентрацию и месторасположение возникающей газовоздушной смеси, длительность выброса, наличие источников воспламенения, использование средств пожаротушения, другие факторы, определяющие избыточное давление и тепловой поток при взрыве и пожаре (загроможденность пространства, общая геометрия модуля, наличие сбросных панелей/ жалюзей).

4.8.1.3 Вероятность поражения реципиента (человека, единицы оборудования) при реализации конкретного сценария развития аварии с разгерметризацией оценивается на основе:

- оценки частоты возникновения утечек с различным местом расположения и интенсивностью;

- оценки вероятности реализации данного сценария (для пожара – вероятность воспламенения утечки, для взрыва – в какой момент времени и в каком месте происходит воспламенение, для каждого из активных барьеров обеспечения безопасности – вероятность срабатывания);

- пространственном распределении интенсивности воздействия поражающих факторов аварии;

информации о взаимном расположении реципиента и зоны действия поражающих факторов аварии (для перемещающихся реципиентов – информации о графике перемещений);

- устойчивости реципиента к воздействию поражающих факторов аварии, использовании специальных средств защиты.

4.8.1.4 Последствия воздействия разлетающихся осколков и фрагментов оборудования (в случае разрушения оборудования) не моделируются ввиду отсутствия соответствующих методических средств. Возможность повреждения оборудования, поражения людей осколками и фрагментами оценивается экспертными методами.

4.8.1.5 Для модуля обязательно должен быть рассмотрен сценарий каскадного развития аварии с разгерметизацией, при котором под действием поражающих факторов первичной аварии (взрыва, пожара) происходит разгерметизация другого расположенного внутри модуля оборудования с углеводородами, после чего начинается масштабный пожар.

При таком сценарии в качестве противоаварийных барьеров выступают стенки оборудования и трубопроводов, и организованные на них средства механической (от волны сжатия) и тепловой (от пожара) защиты. Для каждого из элементов оборудования и трубопроводов с углеводородами устанавливается пороговое значение интенсивности воздействия поражающих факторов аварии (устойчивость к воздействию воздушной волны сжатия при воздействии взрыва, максимальная температура нагрева при воздействии пожара). Если фактическое воздействие по своей интенсивности превосходит установленное пороговое значение, то элемент теряет свою герметичность и через возникшее отверстие в модуль начинают поступать углеводороды, которые участвуют в горении совместно с углеводородами, поступающими в модуль в результате первичной аварии.

4.8.1.6 По мере разработки и детализации проектных решений по модулю расчеты избыточных давлений, возникающих в модуле при воспламенении газовоздушной смеси, образующейся при возникновении утечек из технологического оборудования, и связанных с ними рисков проводятся неоднократно (сначала только с основным технологическим оборудованием и основными трубопроводами, затем, по мере детализации пространственной компоновки внутри модуля - учетом более мелких элементов и трубопроводов). Если результаты расчетов указывают на недопустимо высокие риски, то принятые решения подлежат корректировке. В целом, при проектировании модуля может потребоваться неоднократное внесение изменений в принятые ранее решения.

Если для аварий с разгерметизацией и взрывом газовоздушной смеси использованные при разработке модуля решения не обеспечивают желаемого уровня риска (см. 4.8.1.1), то в качестве дополнительного способа снижения риска, возможны увеличение размеров жалюзей и разделение объема всего модуля на отдельные объемы (подмодули) с помощью газонепроницаемых перегородок. Эти объемы модуля (подмодули) могут оснащаться отдельными средствами приточно-вытяжной вентиляции и средствами контроля загазованности.

Выделение внутри модулей отдельных объемов оказывается целесообразным вокруг:

- зон сильного загромождения;

- зон, где выделение газа является нормальным технологическим условием (в буровой зоне - это вибросита, желобная система, емкости для приема бурового раствора, роторный стол, и т.д., в технологической зоне - это места отбора проб);

- зон с высокой вероятностью возникновения утечки углеводородов (патрубки установки измерительных приборов, краны, фитинги трубопроводов малого диаметра);

- мест концентрированного размещения источников зажигания.

Решения по взрывоустойчивости перегородок между отдельными объемами, по их огнестойкости, интенсивности вентиляции в объеме, использованию средств пожаротушения и др. разрабатываются с учетом специфики модуля.

При разделении модуля на отдельные объемы (подмодули), необходимо учитывать, что перегородки создают дополнительные неудобства в обслуживании оборудования.

Аналогично, в ходе разработки несколько раз проводятся расчеты тепловых потоков при возгорании утечек.

Если для аварий с разгерметизацией в модуле неудовлетворительными по риску оказываются пожары, то в качестве дополнительных решений для снижения риска используются усиление противопожарной защиты, повышение тепловой защиты оборудования/ трубопроводов, повышение пожароустойчивости стенок, введение дополнительных пожароустойчивых стенок внутри модуля.

4.8.2 Риски каскадного распространения аварий, возникших в одном из модулей

4.8.2.1 Место выхода поражающих факторов аварии за внешние стенки (переборки) модуля и ожидаемая частота этого события оценивается по частоте превышения на границах модуля поражающими факторами уровня (порога) устойчивости внешней стенки (переборки).

4.8.2.2 Оценка решений по системе модулей и коридоров в рабочей зоне проводится на основе детального анализа сценариев развития аварий с выходом поражающих факторов за пределы аварийного модуля (модуля, в котором возникла первичная авария). Последствия реализации каждого сценария оцениваются по результатам моделирования либо на основе экспертных оценок. Частота реализации сценария определяется ожидаемой частотой выхода поражающих факторов аварии за пределы модуля (см. 4.5.3.8) и эффективностью барьеров, препятствующих реализации сценария.

Состав сценариев, подлежащих рассмотрению, определяется в ходе проектирования, исходя из специфики установки. В качестве характерных сценариев каскадного развития аварии на производственной площадке арктической морской платформы должны рассматриваться:

- распространение образовавшейся в модуле газовоздушной смеси за его пределы - в соседние объемы (с ее последующим воспламенением и взрывом, разрушением размещенного в этих объемах оборудования и вовлечением находящихся в оборудовании углеводородов в дальнейшее развитие аварии);

- выход поражающих факторов возникшего внутри модуля взрыва и/или пожара за пределы модуля, (с повреждением расположенного вне аварийного модуля оборудования, его разгерметизацией и вовлечением в аварию находящихся в нем углеводородов);

- выход пролива углеводородов или других горючих жидкостей за пределы модуля (с последующим воспламенением);

- выход пролива углеводородов или токсичных жидкостей за пределы модуля с проливом в море;

- совмещение указанных сценариев: возникновение загазованности в одном модуле, попадание взрывоопасной смеси в соседние модули/коридоры, воспламенение, взрыв в нескольких модулях/ коридорах с повреждением оборудования и вовлечением в аварию содержащихся в нем углеводородов, распространение проливов углеводородов и их горение, пролив углеводородов в море;

- разрушение несущих конструкций общего назначения под воздействием поражающих факторов взрыва/ пожара, произошедшего в отдельном модуле/ коридоре;

- падение тяжелого оборудования с разрушением перекрытий и повреждением оборудования/ трубопроводов на нижерасположенных палубах;

- распространение дыма от пожара, возникшего в одном из модулей.

Сценарии каскадного распространения аварий на объекты первоочередной защиты (см. 4.5.2) должны рассматриваться с особым вниманием.

4.8.2.3 Степень ослабления (коэффициент ослабления) поражающих факторов взрыва при разрушении стенки (переборки) модуля и выходе за его пределы оценивается исходя их специфики конструкции стенок (переборок).

Воздействие пожара на оборудование соседнего модуля (после разрушения разделяющей их стенки) оценивается по оценке масштабов пожара на момент разрушения стенки.

4.8.2.4 По мере разработки и детализации проектных решений, оценка вероятности каскадного распространения аварий из модуля в модуль проводится неоднократно. Если результаты оценки указывают на недопустимо высокую вероятность, то проектные решения подлежат корректировке и повторной оценке.

4.9 Во всех зонах, где возможен разлив нефти, нефтепродуктов, других загрязняющих жидкостей, должны быть предусмотрены решения, предотвращающие возникновение пролива в море1). Система закрытого (опасного) дренажа должна поставлять жидкость в сборные цистерны. Объем сборных цистерн должен обеспечивать прием всего пролитого продукта.

Если в одной и той же зоне может требоваться отведение как указанных опасных жидкостей, так и воды, то на дренажной системе должны быть клапаны (либо другие решения, например, шпигаты должны иметь возможность задраиваться), позволяющие переключать поток между системами закрытого (опасного) и открытого (слив за борт) дренажа.

4.10 На всех трубопроводах производственной площадки должны быть предусмотрены решения, обеспечивающие компенсацию температурных расширений во всем диапазоне температур от наименьшей температуры окружающей среды до наибольшей температуры окружающей среды и максимальной температуры транспортируемого продукта.

4.11 Обледенение, снежный покров, ветра создают дополнительные нагрузки на несущие конструкции, палубы, выступающие элементы, стенки (переборки) модулей и коридоров платформы, что создает угрозу механической прочности и остойчивости (для плавучих платформ). При разработке проектных решений следует использовать решения

- снижающие величину и скорость ледового/ снегового нарастания (рациональные архитектурно-планировочные решения2), специальные виды покрытия наружных поверхностей, применение локального обогрева и др.),

- повышающие несущую способность несущих элементов (опор, балок, подвесных крюков и др.),

- обеспечивающие очистку элементов и поверхностей от льда/ снега (оснащение команды специальными тепловыми, механическими средствами)

и искать между ними рациональный компромисс.

Для снижения ветрового напора следует рассматривать возможность придания внешним обводам модулей и коридоров обтекаемых форм.

4.12 При использовании водяного пара /горячей воды для борьбы с обледенением внешних конструкций, мощности паровых/ водогрейных котлов должны учитывать эту дополнительную нагрузку.

Трубопроводы разводки пара/ горячей воды с фланцами для присоединения гибких шлангов должны быть теплоизолированными. В местах подсоединения шлангов теплоизоляция поверхности должна обеспечивать возможность работы руками без использования средств индивидуальной защиты. Требования к окраске трубопроводов, указывающей на опасность ожога, и к ограждению участков трубопроводов в зоне работы людей, устанавливаются
ГОСТ Р ХХХХХ-ХХХХ «Нефтяная и газовая промышленность. Арктические операции. Рабочая среда». На трубопроводах должен быть обеспечен дренаж воды и просушка по завершению работ.

Механические средства для очистки от льда и снега должны быть выполнены в искробезопасном исполнении.

4.13 Решения по открытым или частично закрытым пространствам производственной зоны (открытые мостики, наружные трапы, места посадки в шлюпки, зоны вокруг палубного оборудования, зоны приема жидких грузов, работы кранов, отгрузки продукции, пересадки персонала, выходы из помещений на открытое пространства, воздухозаборы энергетических систем и систем вентиляции и т.д.) должны минимизировать возможность блокирования их льдом, снегом. Должна быть исключена возможность падения сверху сосулек, снежных масс на пути движения людей, на технологическое оборудование, на незащищенные трубопроводы и кабели. Решения по палубе на открытых и частично закрытых пространствах производственной зоны должны минимизировать возможность поскользнуться и упасть; палуба должна быть оборудована наварышами или противоскользящим покрытием. Решения по минимизации скольжения не должны препятствовать очистке палубы от обледенения и снега.

4.14 Решения по воздухозаборам энергетических систем и систем вентиляции должны исключить возможность блокирования их льдом и снегом.

4.15 Требования к путям эвакуации персонала в пределах производственной площадки (в случае возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций) установлены в ГОСТ Р ХХХХХХХХ «Нефтяная и газовая промышленность. Арктические операции. Эвакуация и спасение персонала».

4.16 Возможность безопасной работы морской платформы в арктических условиях обеспечивается за счет использования ряда более сложных, дорогостоящих решений, в сравнении с установками, работающими в умеренных широтах. При разработке этих решений надо учитывать сложности страхования платформы. Для того, чтобы исключить возникновение неоправданно высоких затрат на страхование, за время проведения предпроектных проработок и проектирования морской платформы, должна быть разработана программа имущественного страхования платформы, в которой определены:

- требования к параметрам страхового покрытия;

- классы платформы, при которых обеспечивается соответствие параметрам страхового покрытия;

- потенциальные страховщики, готовые работать с платформами указанных классов на условиях разработанной программы страхования.

Проектные решения по платформе должны быть согласованы с классификационным обществом с целью получения класса, исключающего высокие, несоответствующие программе имущественного страхования установки, страховые премии при дальнейшем страховании объекта.

1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов


связь с админом