Главная страница
qrcode

Фундаментальные понятия философии сестринского дела


Скачать 125.88 Kb.
НазваниеФундаментальные понятия философии сестринского дела
Дата19.09.2019
Размер125.88 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаEkzamenatsionnye_voprosy_professionalnykh_moduley_PM04.docx
ТипРешение
#65090
страница1 из 8
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8
Фундаментальные понятия философии сестринского дела.
Философия с/дчасть общей философии, зародилась еще в древней Греции. Общая философия - это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение мировоззренческих вопросов, которые связаны с формированием целостного взгляда на мири на места в нем человека. Это специфический вид мышления, эмоциональный настрой, системы мировоззрения.

Системы ценностей выступают фактором влияния философии на практическое здравоохранение, является основой выполнения лечебных манипуляций и верой в выздоровление пациентов, становится духовным элементом терапевтического выздоровления.

В философии с/д можно выделить 4 основных понятия:
с/д как искусство и наука
  • пациент, как личность
  • окружающая среда
  • здоровье
    Искусство оказывает большое воздействие на духовный мир человека, на общее состояние и настроение человека и благотворное влияние на исход болезни. Флоренс Найтингейл говорила, что с/д это одно из древнейших искусств и одна из самых молодых наук, которая концентрируется на заботе о пациентах.

    Как наука с/д опирается на психологию, социологию, культурологию, этику и эстетику.

    Понятие личность занимает особое место, т.к. человек – это целостная, динамическая, саморегулирующая биологическая система, совокупность физиологических, психологических и духовных нужд, удовлетворений, которые определяет рост, развитие и слияние с окружающей средой.

    Пациент – человек, нуждающейся в медицинской помощи и получающий ее.

    Окружающая среда – это совокупность социальных, природных, психологических и духовных факторов и условий, в которых происходит жизнедеятельность человека. Окружающая среда подразделяется на: физическую (качество воздуха, воды, климат), социальную (школа, семья, знакомые), культурную (обычаи, традиции, зык)

    Философия с/д отражает отношение м/с к своей деятельности, формирует целостный взгляд на профессию, роль и место в ней сестринского персонала.

    Первое определение с/д в 1859. Дала Ф. Найтингейл «действия по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению».

    В 1983г. в Голицино прошла первая всероссийская научно – практическая конференция, посвященная теории с/д, на ней с/д рассматривалось, как часть системы здравоохранения, наука и искусство, которые направлены на решение существующих и потенциальных проблем, касающихся здоровья населения в условиях постоянно меняющейся окружающей среды.

    Основной принцип философии с/д – это уважение прав и достоинств человека, он реализуется не только в работе сестры с пациентом, но и в ее сотрудничестве с другими специалистами. Международным советом м/с был разработан кодекс поведения м/с, согласно им фундаментальная ответственность м/с имеет 4 главных аспекта:
    содействия укреплению здоровью
  • профилактика заболеваний
  • восстановление здоровья
  • облегчение страданий
    Этика изучает нравственность, т.е. нормы поведения людей и их моральные отношения.

    Деонтология – изучает профессиональные отношения. Понятие этики и деонтологии применяют в любых сферах человеческой деятельности.

    Сестринская деонтология – наука о долге перед пациентом и обществом, в профессиональном поведении медработника, является частью сестринской этики

    Главный этический принцип – не навреди!

    Долг медработника делится на моральный – оказание помощи независимо от социального положения и вероисповедания; и профессиональный – не совершать действия вредных для физ. и псих. состояния людей. Этическая норма м/с – сопереживание и милосердие. Мед. этикет включает в себя:
    внешний вид (косметика, прическа, одежда)
  • соблюдение внешних приличий (тон в разговоре, умение вести беседу, манеры)
  • отношение к труду
  • соблюдение дисциплины
  • дружелюбие и соблюдение субординации – система служебного подчинения младшего старшему, которое основано на правилах служебной дисциплины.
    Основными принципами сестринской этики и деонтологии является: гуманность и милосердие, любовь и забота, сострадание, доброжелательность бескорыстие, трудолюбие, учтивость.

    Этическими элементами философии с/д являются:
    этические обязанности – держать слово, говорить правду, быть преданным, уважать обязанности других членов бригады
  • этические ценности – профессионализм, человеческое достоинство, здоровье и т.д.
  • добродетели – определенные личностные качества, умения, терпение, целеустремленность.

      Группы риска внутрибольничной инфекции.
      • больные острой, стертой или хронической формой инфекционных заболеваний, включая раневую инфекцию, а также носители разных видов патогенных и условно-патогенных микроорганизмов;

      • медицинский персонал: носители, а также страдающие выраженными (манифестными) или стертыми формами инфекций;

      • матери (в основном, в акушерских стационарах и отделениях для детей раннего возраста): носители или больные;

      • посетители
        Правила подготовки пациента к рентгенологическим методам исследования пищеварительного тракта. Техника постановки очистительной клизмы.
        Рентгенография – получение негативного снимка с исследуемого органа

        Рентгеноскопия – получение на экране отображения исследуемого органа в работе

        Рентгенологическое исследование желудка и 12 п.к. – соблюдать бесшлаковую диету №4, пациента предупреждают, чтобы он явился натощак, последний прием пищи должен быть накануне не позднее 1 часов. Вечером и утром за 2 часа до исследования поставить очистительную клизму (если есть запоры). В кабинете ему дают выпить взвесь сульфата Ba 150-300тмл в зависимости от веса. Выполняют через 3-5 минут. На снимке хорошо видны язвы желудка и 12 п.к., опухоли и различные патологические сужения.

        Ирригоскопия (толстой кишки)- при нем определяют форму, положение, состояние слизистой, тонус и перистальтику разных отделов. Пациенту объясняют смысл предстоящей обстановки. За 3 дня исключают газообразные продукты (молоко, фрукты, дрожжевые, черный хлеб) диета № 4 (бесшлаковая). При упорном метеоризме давать 3 раза в день настой ромашки по 1/3 стакана или 2-3 таблетки карболена (по назначению врача) За 12 ч дают касторовое масло 30-60 мл. легкий ужин в 19:00 часов. ставят по 2 очистительные клизмы вечером и утром с интервалами час, но утром клизмы должны закончиться за 2 ч до исследования. За 1 час до исследования поставить газоотводную трубку на 10-15 минут. исследование проводится натощак. Пациенту водят с помощью клизмы взвесь сульфата бария температуры 36-37 градусов до 1,5 л. в рентген кабинете. Делают серию снимков, предупреждают пациента об изменении цвета кала и затруднении опорожнения кишечника. для пациента в отделении оставить завтрак. Назначение солевых слабительных не рекомендуется. Историю болезни к началу рабочего дня оставить в рентген кабинете.
          Общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки. Функции общения.
          Общение – все способы поведения, в которой один человек использует сознательно или бессознательно воздействие на другого.

          Общение в с/д – это обмен информацией и эмоциями между пациентом и м/с.

          3 ровня общения:

          1.внутриличностный

          2.межличснотный

          3.общественный

          Функции:
          Информационная – получение и сообщение необходимой информации
        1. Экспрессивная (эмоциональная) –пациенты ждут от м/с сочувствия, эмоциональной поддержки и душевного тепла.
        2. Регулятивная – уметь воздействовать на сознание и поведение пациента, используя рычаги управления людьми
          Профессиональное общение м/с включает:
          Коммуникацию – передачу информации
        3. Интеракцию – выработки стратегии взаимодействия
        4. Перцепцию – восприятие и понимание партнерами друг друга
          Обратная связь – это реакция пациента на информацию, полученную от м/с и наоборот.

          Коммуникативные барьеры возможные при общении:
          Фонетический говорят на разных языках или диалектах)
        5. Смысловой (употребление слэнда)
        6. Стилистический (фамильярное поведение)
        7. Логическое непонимание (мужчина и женщина)
        8. Социалокультурные барьеры – религиозные различия, политические и социальные
        9. Барьеры отношений – не доверие к человеку распространяется и на передаваемую им информацию.
          Выделяют 2 типа общения:
          Словесный (вербальный)- общение между людьми с помощью речи
        10. Бессловесный (не вербальный):
          А) внешний вид, манера держать себя и одежда

          Б) выражение лица, мимика и жесты

          В) по отношению к пациенту положение тела в пространстве. Существует 4 типа физ. Расстояния: интимное меньше 40 см; личное от 40 см до 2м; социальное от 2м до 4м; открытое больше 4 м.

          Г) время общения – пациент не будет доверять м/с, которая сильно торопится, показывает своим видом нетерпение и озабоченность.

          К вербальному типу общения относят: пауза, интонация, возгласы и восклицания, тон, звучность, темпер голоса, дикция, скорость речи

          Факторы способствующие организации общения:

          1)тишина

          2)конфиденциальность

          3)адекватное освещение, вентиляция, отопление

          4)удобная поза

          На процесс восприятия людьми друг друга влияют:

          1)степень знакомства

          2) предшествующая информация

          3) личный, жизненный опыт общения

          4) эмоциональный фон

          Факторы препятствующие общению:
          Совету пациенту или высказывания собственного мнения м/с
        11. Резкая смена предмета разговора
        12. Защита людей, которых критикует пациент
        13. Преуменьшение чувств пациента
        14. Обещания пациента, отрицающие реальность ситуации
        15. Поспешные заключения
        16. Культурные отличия: язык и нормы поведения
        17. Стили общения
        18. Разница в возрасте
          В процессе общения различают 5 стилей:
          Авторитарный (стиль давления)
        19. Уступки
        20. Компромисса
        21. Сотрудничества
        22. Избегание
          Эффективность общения определяется 2-мя критериями:

          1)деловой – достижение цели и задач каждого в общении.

          2) межличностный – чувство удовлетворения от общения друг с другом.

          Различают 2 вида общения:
          Терапевтическое (эффективное) – благоприятное воздействие, оказанное на психику человека. Фундамент – доброжелательные отношения к людям. К элементам относят: пристальное внимания, контакт глаз и прикосновения. м/с важно знать не только фамилию пациента, но знать его как личность. Прикосновения обязательно, чтобы утешать больного, потому что для тяжело больного это единственная связь с миром. Зрительный контакт должен нести только положительные эмоции.
        23. Не терапевтическое (неэффективное):
          А) критика, насмешка, угрозы

          Б) фальшивое успокоение

          В) стойкое или испуганное молчание

          Г) безразличное отношение

          Д) контактированное заключение

          Е) не внимательное выслушивание

          Ж) морализирование.

          Аттракция – умение нравиться другим людям и производить на них приятное впечатление

          Эмпатия – умение сопереживать другому человеку и способность понимать его не только умом, но и сердцем

          Рефлексия – процесс логического анализа проблем, поступков и состояния собеседника, помогающий делать вывод о нем
            Приготовление и использование дезрастворов различной концентрации в соответствии с методическими указаниями (техника приготовления 3% раствора хлорамина).
            Приготовления раствора хлорамин (используем мензурку)

            Алгоритм:

            1.для приготовления 1% раствора хлорамина взять 10г сухого порошка хлорамина и развести в 990 мл воды, помешивая деревянной лопаткой.

            2.Соответственно:

            -3% раствор хлорамина: 30г сухого порошка хлорамина +970 мл воды;

            -5% раствор хлорамина: 50г сухого порошка хлорамина +950 мл воды.

            Окончание манипуляции:

            1. Растворы хлорамина можно хранить в течении 15 суток в стеклянной посуде с плотно прикрытой крышкой в темном месте.

            2.Емкости с растворами должны быть промаркированы, с указанием даты и времени приготовления раствора, должности приготовившего.

            3.Вымыть руки с мылом.

            4.Осушить индивидуальным полотенцем.

            1% на 1л = 10г порошка+990 мл воды

            1% на 3л= 30г порошка+970 мл воды

            1% на 5л=50г порошка+950мл воды

            3% на 1л=30г порошка+970 мл воды

            3% на 3л=90г порошка+910 мл воды

            3% на 5л=150г порошка+850 мл воды

            5% на 1л=50г порошка+950мл воды

            5% на 3л=150г порошка+850мл воды

            5% на 5л=250г порошка+750 мл воды.
              Принципы обслуживания пациента в условиях хосписа, правила ухода за обреченным человеком в стационаре и на дому.
              Паллиативная помощь – оказание мед.соц. и психолог. помощи обреченным пациентам с целью облегчения страданий и обеспечения достойного ухода из жизни. В РФ открыты и функционируют дома для дожития обреченных людей, которые называются хосписы. Чаще там находятся пациенты с онкологическими заболеваниях, СПИД, туберкулезом и другим тяжелыми хроническими заболеваниями, когда уход в домашних условиях невозможен. В хосписах работают, врачи психолог и м/с, там не лечат никакие заболевания, лишь обезболивают и оказывают психолог. Поддержку и тщательный уход.

              В уходе за тяжело больными и обреченными пациентами важно помнить, что ухаживающий должен быть: доброжелательный, тактичный, профессионально выполнять манипуляции, терпеливый, располагать к общению, не стеснительным. В уходе выделяют общий и специализированный уход. Общий- все гигиенические мероприятия независимо от профиля заболевания, а специал.- учитывая профиль заболеваний с использованием спец. Средств по уходу мед. Инструментария, предметов ухода, медикаментов и т.д. родственников пациента обучает м/с стационара или поликлиники. Манипуляции могут быть:1. обработка кожи с профилактикой пролежней

              2. подача судна и мочеприемника

              3. смена нательного и постельного белья

              4. кормление естественным способом и или через назогастральный зонд

              5. уход за глазами, ротовой полости, носом, ушами

              6. введение инсулина, гепарина

              7. раскладка и выдача ЛВ

              8. смена положения тела в пространстве

              9. уход за постоянным катетером со сменой мочеприемника

              10. смена калоприемника при кишечных стомах

              11. уход за волосами, ногтями и др.
                Сестринский процесс – метод организации оказания сестринской помощи.
                Сестринской процесс – научно-обоснованная методология, профессиональной сестринской помощи, ориентированной на удовлетворение потребностей пациента в уходе с неприемлемым его участием или членов его семьи.

                1 этап. Сестринское обследование (оценка ситуации с целью оценки конкретных потребностей пациента и необходимых для сестринского ухода ресурсов)- этот этап включает в себя процесс оценки ситуации методами сестринского обследования. Сестринское обследование бывает субъективным и объективным.

                Субъективные обследование пациента: осуществить сбор данных: жалоб, паспортных, история(анамнез)жизни, история болезни.

                1)причины обращения (жалобы больного в настоящий момент). После опроса больного о его жалобах ему представляет возможность самостоятельно изложить свои ощущения. Затем студент задает вопросы, позволяющие систематизировать и детализировать жалобы больного: например при жалобах на боли студент выясняет у больного: а)локализация и иррадиацию болей; б)время появления болей (днем или ночью), их длительность (постоянные, приступообразные); в) интенсивность; г)характер (колющая, тупая , давящая); д)сопутствующие явления (слабость, ощущения нехватки воздуха, тошнота, нарушение мочеотделения и т.д.)

                2) история болезни (morbi)- когда началась, как началась, как протекала, проводимые исследования, лечение его эффективность.

                3)история жизни (vitae) – бытовые условия, условия труда

                -перенесенные заболевания

                -аллергоанамнез (переносимость)

                -наследственность (отягощена или не отягощена)

                -вредные привычки

                -социальный статус

                -эпид. Анамнез

                Объективное обследование (включает еще в себя дополнительные):

                1)провести общий осмотр по схеме: - сознание (бред, галлюцинации, ступор, сопр)

                -Общее состояние (тяжелое, среднее, удовлетворительное, крайне тяжелое)

                -положение в постели (активное, пассивное, вынужденное)

                -выражение лица (тревога, страдание, спокойное)

                -состояние кожных и слизистых покров (раны, сыпь, раздражение, цвет, оттеки (пастозность)).

                -Тип конституции (астеник, гиперстеник, нормастеник)

                -Состояние скелета

                2)Физическое исследование (рост, вес)

                3) определить функциональное состояние пациента (температура тела, ЧДД, пульс, АД)

                Пальпация – щупаем

                Перкусия – по среднему пальцу стучим

                Аскутация- прослушиваем

                Лабораторные исследования, рентгеновские, эндоскопическое
                  1   2   3   4   5   6   7   8

                перейти в каталог файлов


  • связь с админом