Главная страница
qrcode

Геза фон Неменьи Священные Руны. Магические символы Севера


Скачать 22.33 Mb.
НазваниеГеза фон Неменьи Священные Руны. Магические символы Севера
АнкорГеза фон Неменьи - Священные Руны. Магические символы Севера.doc
Дата28.03.2018
Размер22.33 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаГеза фон Неменьи - Священные Руны. Магические символы Севера.doc
ТипДокументы
#39070
страница1 из 26
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


Геза фон Неменьи - Священные Руны. Магические символы Севера


GEZA VON NEMENYl

ГЕЗА ФОН НЕМЕНЬИ

HEILIGE RUNEN

Zauberzeichen des Nordens

СвященныеРуны

Магические символы Севера

Перевод с немецкого: Колотое E.H.
PUBLISHING HOUSE "VEUCOR

2005
УДК 141.339 ББК 86.42 Н51
Подписано в печать Формат 60x84 1/16. Печать офсетная.

Бумага газетная. Печ.л.Ы
Ответственный за к Батюков A.B.

Технический редактор Батюков A.B. Оформление обложки Батюков A.B.

Перевод с немецкого: Колесов E.H.

Издательство "Ведигор" Окружной проезд., д. 12 под \. Тел: (095) 166-31-06

E-mail: veligor@online.ru

Web: www.veligor.ru
В последние годы появилось целое море книг, вызванных к жизни новой волной или модой интереса к эзотерическим традициям германцев и кельтов. Большинство них книг, впрочем, можно спокойно игнорировать, так как их авторы не имеют почти никакого представления об истинном смысле тайного знания своих языческих предков. В разряд языческих без колебания зачисляют принципы, абсолютно противоречащие тому, что нам действительно известно об этих великих культурах.

Boтпочему нужна были наконец такая книга, которая целиком основывалась бы на историческом материале и достоверном знании о рунах. Большая часть этой книги состоит из исторических материалов (мифов, гимнов, рунической литературы, надписей и т.д.), благодаря чему читатель имеет возможность самостоятельно проверить весь ход рассуждении и делаемые из них выводы. Ибо руническая эзотерика может и должна строиться на истории, иначе в ней далеко не уйдешь.
ISBN 5-88875-046-8
Содержание


ПРЕДИСЛОВИЕ 7
ГЛАВА 1. РУНИЧЕСКИЙ ФУТАРК 11

Понятие "Руна" 11 - Старший Футарк 13 - Младший Футорх 14 - Передача надписей 17 - Падающие руны 19 - Окрашивание рун 19 - Футарк в надписях 20 - Младший Футарк в надписях 23 - Биндруны 26 - Одноногие руны 26 - Тройное значение рун 28 - Датировка рунических надписей 29 - Интерпретация рунических знаков 30
ГЛАВА 2. РУНИЧЕСКИЙ МИФ 32

Версия греческая 32 - Версия латинская 33 - Версия этрусская 33 - Версия местная 34 - Руны в наскальных рисунках 36 - Гадательные палочки бронзового века 39 - Рунический миф 41 - .Хавамаль 42 - Руническая песнь Одина 45 - Миф о Мимире 51 - Миф об Одрёрире 53 - Миф о происхождении рун 57
ГЛАВА 3. ИМЕНА РУН И РУННЫЕ ПЕСНИ 58

Имена рун 58 - Рунные песни 71 - Англосаксонская рунная песнь 71 -Стихи Кюневульфа 76 - Другие рунические тексты 79 - Рунные песни Младшего Футарка 83 - Исландские рунные стихи 86 - Латинские имена рун 89 - Перечень рун Одина 90
ГЛАВА 4. РУНЫ ВОДАНА 96

Руна Феу 96 - Руна Урус 98 - Руна Торн 100 - Руна Анзус 104 - Руна Райдо 106 - Руна Кенас 108 - Руна Гебо 111 - Руна Вуньо 112
ГЛАВА 5. РУНЫ ДОНАРА 115

Руна Хагла 115 - Руна Наудис 121 - Руна Иса 124 - Руна Иера 125 -Руна Эйвас 127 - Руна Перто 130 - Руна Альгис 133 - Руна Совело 137
ГЛАВА 6. РУНЫ ТИУСА 141

РунаТивас 141 - Руна Беркана 145 - Руна Эвас 148 - Руна Маннас 151 - Руна Лагус 155 - Руна Ингвас 157 - Руна Дагас 160 - Руна Отала 162
ГЛАВА 7. ПОРЯДОК РУН 164

Восьмерница Водана 168 - Восьмерница Донара 172 - Восьмерница Тиуса 174 - Посвящение в воины 179
ГЛАВА 8. ТРАДИЦИЯ ГАДАНИЯ НА РУНАХ 181

О чем спрашивали и как гадали 181 - Гадание как испрошение воли богов 189 - Гадание по трем жребиям и норны 191 - Жребий и жертвоприношение 195 - Надписи с формулой освящения 197 - Освящение знаком молота 199 - Христианские запреты рунического культа 205
ГЛАВА 9. ПРАКТИКА ГАДАНИЯ НА РУНАХ 207

Изготовление рунных Палочек 207 - Порядок вытягивания рун 213 - Толкование ответа богов 215 - Толкование по аллитерации 24 - Рунический гороскоп 220 - Рунические кости 221
ГЛАВА 10. РУНЫ В КАЛЕНДАРНОМ КРУГЕ 223

Как пользоваться алльмонахтами 230 • Рисунки в алльмонахтах 231 - Германские имена месяцев 232 - Связь рун со знаками зодиака 233 - Труд-хейм (Овен) 235 - Альвхейм (Телец) 236 - Валаскьяльв (Близнецы) 237 - Сёкквабскк (Рак) 238 - Гладсхейн (Лев) 239 • Трюмхейм или Скадисфьелль (Дева) 239 - Брейдаблик (Весы) 240 - Химинбьёрг (Скорпион) 240 - Фолькванг (Стрелец) 241 - Глитгтр (Козерог) 242 - Ноатуа (Водолей) 242 - Ландвидн или Видарскьяльф (Рыбы) 243 - Руны в суточном круге 245 - Круг младшего рунного ряда 245
ГЛАВА 11. РУНИЧЕСКИЕ ПОЗЫ 249

Рунические позы: общие положения 252 - Позы для отдельных рун 255 -Рунические мудры 261 - Рунические танцы 261
ГЛАВА 12. РУНИЧЕСКАЯ МАГИЯ В ЭДДЕ 264

Рунная песнь в Речах Сигрдривы 266 - Планетная символика в Саге о Вёльсунгах 268 - Руны победы (sigrunar) 269 - Руны пива (Olrunar) 271 - Повивальные руны (biargrinar) 276 - Руны прибоя iniunar) 278 -Целебные руны (Гнпгипаг) 278 - Руны речи (malrunar) 283 - Руны духа (hugrunar) 283 - Заключительные строфы 284
ГЛАВА 13. ПРИМЕНЕНИЕ РУН 288

Руны в повседневном обиходе 288 - Рунические рукописи 293 - Магические книги 299 - Рунные копья 303 - Волшебные жерди 305 - Формулы проклятия 307 - Позднейшая руническая магия в Исландии 311 - Руны в

сказках 319
ГЛАВА 14. РУНИЧЕСКИЕ НАДПИСИ 321

Надписи на камнях (старший футарк) 321 - Надписи на камнях (младший футарк) 328 - Прочие надписи (дерево, кость) 344
ГЛАВА 15. МАГИЧЕСКИЕ РУНЫ 348

Число рун 348 - Рунные рога из Галлехуса 350 - Понятийные и повторяющиеся руны 353 - Магические рунные формулы 356 - Волшебное слово алу 356 - Волшебное слово сії 359 - Волшебное слово 1 » ка7 360 - Волшебное слово аща 361 • Футарк 362 - Скрытые руны 362 - Скрытые руны в надписях 366 - Рунические числа 369 - Рунный камень из Рёка370 - Огамнка 374 - Валлийский алфавит бардов 379
ПОСЛЕСЛОВИЕ




Посвящается великим ведуньям Германии:

Альбруне - хранительнице святилища в Эгге-Штерн-Штайне (Экстернштайне), жившей до нашей эры.

Веледе - (Y ок. О - /к ок. 72 н.э.).

Да вдохновят нас их дух и их мудрость во все времена.
Предисловие

В последние годы появилось целое море книг, вызванных к жизни новой волной или модой интереса к эзотерическим традициям германцев и кельтов. Большинство этих книг, впрочем, можно спокойно игнорировать, так как их авторы не имеют почти никакого представления об истинном смысле тайного знания своих языческих предков. В разряд языческих без колебаний зачисляют принципы, абсолютно противоречащие тому, что нам действительно известно об этих великих культурах.

Вот почему нужна была наконец такая книга рун, которая целиком основывалась бы на историческом материале и достоверном знании о рунах. Большая часть этой книги состоит из исторических материалов (мифов, гимнов, рунической литературы, надписей и т.д.), благодаря чему читатель имеет возможность самостоятельно проверить весь ход рассуждений и делаемые из них выводы. Ибо руническая эзотерика может и должна строиться на истории, иначе в ней далеко не уйдешь.

Как известно, многие эзотерики - люди весьма легковерные. Поэтому в эзотерических книгах о рунах часто встречаешь высказывания, совершенно лишённые смысла. Вся эта эзотерика основывается на исследованиях, которым лишь немногим больше ста лет; в то время рунологи не знали многих важнейших источников, потому что они были им недоступны. Дифференцированный анализ был просто невозможен. Сегодня же картина иная.

Тем не менее даже в работах последнего времени встречаются устаревшие, ошибочные толкования, что вызывает у серьезных рунологов только досаду.

С другой стороны, есть исследователи, делающие свои выводы на основе предпосылок, ложных полностью или отчасти. Они уверены, что подлинная культура пришла к "варварам"-язычникам лишь с христианством, и все, хоть сколько-нибудь заслуживающее исследования, у христианства же и заимствовано. Что не удивительно, ведь большинство этих рунологов - христиане или воспитывались в христианской среде, а потому они не видят большого смысла ни в языческой эзотерике рун, ни в дохристианских культах. К толкованию рун они подходят с собственной, обычно материалистической точки зрения. Отсюда ясно, почему первая и последняя руны ряда связывается у них с имением, хотя, согласно Тациту, наши предки не слишком высоко ценили золото и деньги.

Если считать руны трансформацией одного из античных алфавитов, имевшей место лишь на рубеже нашей и до нашей эры, то тогда, конечно, никакие памятники каменного и бронзового века или, к примеру, прогерманской эпохи, в это исследование не впишутся, поскольку рун как таковых тогда еще не было.

Кроме того, эти рунологи до сих пор не признают, что в Эдде (Хавамаль, "Речи Высокого", стихи о рунах) подробно разъясняется значение каждой руны. Тем самым они упускают целый пласт описаний каждой руны в отдельности - по той простой причине, что исходят из тех самых ошибочных тезисов и предположений, которые делают исследования в смежных областях практически невозможными.

Эта ограниченность или, точнее, самоограничение, имеет в том числе и политическую подоплеку: любой рунолог, признающий доступные ему сегодня руны прямым продолжением древнегерманских культовых символов, рискует быть заподозренным в симпатиях к национал-социализму. Всем известно, что нацисты использовали некоторые рунические знаки, в частности, раннюю руну S, чем заслужили ненависть многих окружающих народов: эта двойная руна стала символом SS, эсэсовцев. Однако SS, руна Солнца, никогда не имела и не может иметь ничего общего с преступлениями эсэсовцев и концлагерями. Руны нельзя и вообще рискованно использовать в политических и идеологических целях! В этой моей книге я полностью и бесповоротно отмежевываюсь от каких бы то ни было экстремистских толкований рун, и в особенности от национал-социализма со всеми его расистскими и античеловеческими взглядами.

При этом не следует забывать, что национал-социализм заимствовал очень многое именно из наследия христианского Рима. - гораздо больше, чем из германского язычества, - и что использование языческих символов было просто распространенной модой в двадцатые годы истекшего века, - ими увлекались как правые, так и левые.

Тот, кто хочет идти путем рун, должен искать внутренней зрелости и жить в моральной безупречности. Для агитаторов-экстремистов этот путь закрыт!

Эдду, это важнейшее собрание германских легенд и мифов, созданное в Исландии, большинство германистов относит к ХП-ХШ веку н.э., потому что для любого ученого, отдающего предпочтение чистому рационализму, такие сборники народных преданий, который был составлен, например, Сэмундом Сигфуссоном под названием "Песни о богах", не имеют никакого значения. Датируя эти легенды более поздним временем, легко вписать в них признаки христианского влияния и счесть наши древние божества всего лишь ностальгической реконструкцией эпохи где-нибудь ХШ века, хотя подлинный, гораздо более древний возраст многих из этих мифов более чем очевидно доказывается их сходством с индогерманскими прототипами.

Есть рунознатцы и эзотерики, трактующие руны с точки зрения христианского монотеизма, или смешивающие руны с мистикой Таро, Кабалой или магией чисел, пришедшими с Востока. Однако у рун есть своя, германо-языческая мистика чисел, своя магия, просто так взять и объединить которые с современной холистической эзотерикой не получается.

Эта книга, наверное, первая, в которой интерпретация рун дается без каких бы то ни было ограничивающих правил, потому что в ней учитывается весь объём древних преданий, и сложена она, по сути дела, с точки зрения языческого жреца. Узнав все рунические гимны и имена, ты поймешь значение рун глубже, чем из всех книг, когда-либо о том выходивших. Сопоставляя тексты рунических гаданий и заклинаний, мы как бы получаем откровение от наших языческих предков о том, как пользоваться рунами, не завися от сомнительных интерпретаций очередного гуру или кабинетного ученого. В первую очередь порядок рун рассматривается как порядок существования трех сословий и их посвящений, а также как годичный круг. Отсюда ясно, что руны в алфавите расставлены не беспорядочно н не случайно, а образуют вполне логичную последовательность.

Полноты ради я включил в эту книгу также рунические позы и мантры, хотя ту форму, в которой их преподают ныне, они приобрели лишь в наше время. Однако многие эзотерики пользуются и ими.

Рунические памятники, приведенные в этой книге, показывают, как люди пользовались рунами уже в сравнительно поздние времена, после того, как культовые знаки стали знаками алфавита. Свою задачу я видел не в том, чтобы перечислить все варианты чтения и произношения рун или отметить особо выдающиеся достижения позднейших рунологов, а в том, чтобы вкратце показать все богатство рунических надписей. Хотя литературы на тему научного исследования этих надписей и так существует более чем достаточно.

Главный же акцент в этой книге ставится на значении каждой руны по отдельности, чему отведено три главы, об их магическом применении. Недаром же само слово "руна" первоначально означало заклинание, произносимое шепотом, которому лишь позже стали придавать графическую форму.

Руны - неотъемлемый элемент верований, в среде которых они и возникли, элемент германской религии и мифологии. Не зная последних, понять руны, а тем более работать с ними невозможно. Однако подробное описание этой природной религии вышло бы далеко за рамки этой книги, поэтому я рекомендую читателю соответствующие источники, как-то: знаменитые сборники мифов Я. Гримма, К. Зимрока, Э.Г. Мейера, Л. Уланда, П. Германа, В. Гольтера. В. Вегенера, Р. Зимека, или хотя бы мою книгу "Языческая религия природы - древние верования, ритуалы и обычаи" (Heidnische Naturrehgion - Altüberlieferte Glaubensvorstellungen, Riten und Bräuche, Holdenstedt 2003). В этих книгах собраны подробнейшие данные о божествах, мифах и верованиях, дополняющие материал настоящей книги.

Я хотел бы также выразить благодарность г-ну д-ру Томасу Креммельбейну (Свободный Университет Берлина), чей семинар "Введение в рунологию" послужил значительным подспорьем для моей работы, а также проф. Хартмуту Рену и многим друзьям и коллегам, помогавшим мне раздобывать нужную литературу и дававшим полезные советы

Пусть же эта книга поможет серьезному исследователю еще глубже проникнуть в тайны рун, чтобы приблизиться тем самым к тайнам богов и к познанию самого себя.
Геза фон Неменъи

ГЛАВА 1 РУНИЧЕСКИЙ ФУТАРК
Понятие "Руна"

Слово "руна" в разных вариациях встречается во многих германских языках

Германская форма runa или runo (не сохранившаяся в текстах, а лишь выраженная в производных формах) имеет соответствие в готском runa = "тайна" или garuni = "тайное советоваиие"; в древненордическом ruñar или runir = "буквы", "знание", "ученость", "магическая формула", rum = доверенный друг, run(a) = доверенная подруга, гупа = говорить с глазу на глаз, runa = тайный совет, разговор шепотом, geruna = советчик, runian = шептать, клясться, reonian = шептать, геоп = жалоба, geronian — давать обет; далее идут древнеанглийское run = тайна, совет, буква рунической азбуки: английское roun — шептать, древневерхненемецкое runa = тайное нашептывание, тайное советование, giruno — тайный советник, наушник, ruñen = нашептывать, говорить исподтишка; в средненерхненемецком rune = шептать, говорить тайком, пепеп = жаловаться, ябедничать, средненижненемецкое ruñen = нашептывать, говорить изподтишка; нововерхненемецкое raunen = шептать, откровенничать.

Это слово еще живет в швейцарском raun; у аллеманов run означало тайну происхождения; в норвежском (диалект) runa = древний текст, ведьмовство, колдовство, rjona = болтать попусту; шведское runa, иовоисландское run, датское rune — руна как магический знак. Немецкое слово "руна" (Rune) пришло к нам всего лишь в XVII веке, от датских ученых, - собственно германский корень raunen сохранял лишь народное значение.

Возьмите те же имена собственные - Runfastr. Runulfr, Rumio, Runfnd, Aelfrun, Goderuna. Alfrun. Dagrun, Gudrun, Sigrun. Olrun. Albruna, Gudrun, Lindl un и т д - там мы находим те же значения.

В качестве исходного древнего значения этого корня мы можем вывести': "искать", "познание божественной воли или судьбы (магическое)", "священное заклинание или песнь", "колдовать" и т.д.

В том смысле, как употребляют слово "руна" сейчас, то есть как обозначение некоего "магического знака", в древних текстах оно не встречается - хотя бы потому, что каждому начертанному знаку должно соответствовать свое заклинание. В значении "тайна" оно употребляется, например, в Младшей Эдде2, - см. Язык поэзии (Skaldskaparmal. 1: "Felá i runum eöa i skaldskap": "To, что таят руны, или язык поэзии"). В Хавамалс, 137, Старшей Эдды тоже упоминаются руны, причем неясно, что имеется в виду - "тайны" или ' магические знаки"*:

Бог Один говорит в Хавамале (стих 141), что "слово от слова -слово рождало, а дело от дела - дело рождало"; таким образом, в первую очередь Один упоминает слово, а уж потом - дело. Но слово можно разложить на отдельные рунические буквы. Руны - это компоненты слов, они сами образуют слова, и, будучи знаками божественных сил, стоят также и за делами, за творением. Изобрел их Один, но ему помогал Фимбультур (великан-турс, возможно, сам вещий Мимир). Отсюда первая заповедь, данная вэтой связи, - "благо в молчанье" (Хавамаль, 804):

Найдешь, что искал, спросив руны,

От советчиков исходящие.

Которые создали видящие боги,

А Фимбультур окрасил: "Благо в молчанье"

О том, что такое "От советчиков исходящие", мы поговорим позже, когда речь пойдет о рунических надписях, но сначала надо представить различные рунические алфавиты.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

перейти в каталог файлов


связь с админом