Главная страница
qrcode

Баграмян, Босх, эссе, ред. Иероним Босх и символы в его полотнах


НазваниеИероним Босх и символы в его полотнах
Дата31.05.2020
Размер3.05 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаБаграмян, Босх, эссе, ред.docx
ТипДокументы
#69806
Каталог


Иероним Босх
и символы в его полотнах


Нидерландский художник Иероним ван Акем (около 1450  1516 гг.) родился в городе Хертогенбос. Окончание названия города и послужило основой для псевдонима Босх. Великий мастер раннего Возрождения писал свои полотна, вдохновляясь народными поговорками, средневековыми историями, притчами. В них он сочетал религиозный гротеск и ироническое исполнение. Его картины переполнены символами, которые для историков многих поколений стали предметом непрекращающихся споров. Каждый образ является загадкой, имеющей множество интерпретаций, некоторые из которых мы попробуем разобрать в данном эссе.
Поклонение волхвов (около 1490-1500 гг.)
В данной работе художника запечатлен известный евангелистический сюжет  три волхва, которые принесли дары младенцу Иисусу. Триптих заказали
На первый взгляд  изображение великого религиозного события, которое уже множество раз было представлено другими художниками. Но стоит вглядеться в детали, как становится понятно, что ничего не понятно.

Самой интересной деталью картины является непонятный старик в красном плаще. От ответа на вопрос, кем является этот старик, зависит смысл всего триптиха, считают историки. Естественно, у них нет единого предположения по поводу этой таинственной личности. Но существуют две достаточно убедительные теории.
Также можно обратить внимание на тернистый шлем старика, одна из веточек терния проходит через стеклянную трубочку и цветет. Принимая предположение об Антихристе за правду, эта веточка напоминает нам об одном из его чудес: он заставил цвести мертвое дерево, чтобы соблазнить людей.

На правой ноге старика есть круглая рана, заключенная в стеклянный сосуд. Возможно объяснение, что это проказа или сифилис, актуальная для тех времен проблема. В средневековье люди считали кожные заболевания не столько недугом, сколько Божьей карой и свидетельством разложения души.

Тем не менее круглая белая рана, из которой стекает кровь, слишком похожа на гос­тию   — Тело Христово. Во множестве историй о чудесах, распро­стра­нившихся в позд­нее Средневековье, гостия — в ответ на физическую атаку со стороны еретиков или иноверцев — начинала кровоточить. Не случайно на внешних створках «Поклонения волхвов» Босх изобразил самое известное в его время евхаристи­ческое чудо — видение израненного Христа, восстающего из гробни­цы. По пре­данию, оно было явлено над алтарем, когда папа Григорий Великий (590–604) служил мессу в римской церкви Санта-Кроче-ин-Джеруса­лемме. Видение должно было развеять сомнения одного из мирян, который не верил в то, что кусок хлеба реально становится телом Бога. Стеклянная трубка в золотом обрамлении, которая надета на ногу старика, очень напоми­нает специальный реликварий (монстранцию), куда в позднее Средневековье помещали Святые Дары. Так что рана на ноге Антихриста, возможно, своего рода антигостия, антитело Христово.
Еще одним не менее загадочным элементом являются подарки волхвов младенцу.

Золотая скульптура и три жабы Старший волхв, стоя на коленях перед младенцем и Марией, преподносит золотую скульптуру. На ней изображен Авраам, готовящийся принести в жертву Исаака. Эта сцена в христианской традиции символизировала крестную смерть Христа и здесь указывает на муку, ожидающую новорож­денного.

Однако под диском, на котором закреплены фигуры, почему-то сидят три жабы. Некоторые историки пишут, что внешне благочестивый дар опирается на нечистых жаб, а значит, Босх стре­мился изобличить и дарителя. Но более вероятно, что он изобразил жаб, придавленных тяжелой скульптурой. Тогда перед нами символ грядущего искупления, победы Христа над грехом и дьяволом.

Смирна и птица с красным плодом в клюве


Чернокожий волхв держит в левой руке белый шар со смирной. Снаружи на нем изображены два воина и человек, преподносящий дар государю, воссе­дающему на престоле. Возможно, это Авенир — полководец царя Саула. Как рассказывается во Второй книге Царств  , после гибели своего господина он стал враждовать с наследником престола Давидом. Возможно, Босх изобра­зил, как Авенир явился к Давиду, чтобы заключить с ним союз и передать под его владычество все земли Израиля. Средневековые богословы видели в этом эпизоде один из ветхозавет­ных прообразов поклонения волхвов.



Традиционно, в христианской иконографии поклонение волхвов – праздничное и радостное событие, явление Бога людям, которых он спасет. Однако мир, изображенный Босхом, совсем не радостен и даже несколько тревожен.

Извлечение камня глупости (



До того как начать изучать работы Иеронима Босха, невозможно представить, насколько это многогранный и сложный автор. Анализ любого его полотна может являться темой для серьезной научной работы. Разбираясь в данной теме, мы узнаем не столько о самом Босхе и его творчестве, сколько о той бездне, пропасти знаний, которыми необходимо обладать, чтобы понять его произведения. Говоря про себя, полотна Босха всегда меня интересовали и привлекали, я часто проходила мимо них в музеях, встречала в интернете. Разглядывать его картины, даже не зная исторического контекста и смысла его образов, было очень занимательно. Здесь, на мой взгляд, большую роль сыграла уникальность его стиля в сочетании со средневековыми традициями живописи. Смотря издалека на его работы кажется, что на них изображены классические мотивы для искусства того времени, но вглядываясь, начинаешь замечать причудливые образы, откровенность которых идет вразрез с представлениями о «высоком» и «нравственном», как принято думать обо всех шедеврах культуры.

Современный человек воспринимает искусство либо как предмет роскоши и элитарности, либо как эстетический аттракцион, который можно только созерцать и наслаждаться им. Но изучая творения любого гения, мы осознаем, что в практически каждой работе заложен философский смысл, некий посыл автора. Не важно, выполнял ли он конкретный заказ или создавал предметы исходя из своей собственной творческой воли. Совершенно также я сужу и о Босхе.

По моему мнению, ирония относительно средневекового общества и католической церкви достаточно ярко проскальзывает во всех его работах. Выражаясь утрированно, Босх насмехался над напускной религиозностью народа, который оставался необразованным и «темным», презирая все, что им казалось антихристианским. Он высмеивал лицемерие богословов и политиков, которые эксплуатировали абсолютную веру людей для расширения своего влияния и власти. При этом мало кто из историков-искусствоведов придерживаются мнения, что И. Босх был атеистом. Напротив, он считается религиозным человеком, но не глупым (насколько я могу об этом судить). Вполне логично предполагать, что его не устраивали те идеи, которые католическая церковь тех времен диктовала всей Европе. Следующий год после смерти художника ознаменуется началом реформации, масштабнейшей революцией всего католичества.




Izvlechenie_kamnja_gluposti



перейти в каталог файлов


связь с админом