Главная страница
qrcode

Интел развитие при подготовке к школе. Интеллектуальное развитие старших дошкольников при подготовке детей к школе


НазваниеИнтеллектуальное развитие старших дошкольников при подготовке детей к школе
Дата30.04.2020
Размер1.34 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИнтел развитие при подготовке к школе.doc
ТипДокументы
#69253
Каталог

Екатерина Викторовна Денисова

педагог-психолог

МДОУ «ЦРР – д/с № 31»
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является развитие интеллектуально-познавательных способностей, определенный уровень умственной зрелости ребенка. Это значит, что на момент поступления в школу у дошкольника должны быть сформированы все ведущие познавательные процессы: восприятие (цвета, величины, формы, пространства, звуков и т. д.), память (словесная смысловая), внимание, мышление, воображение.

Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, испытывают затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Поэтому в дошкольном возрасте гораздо важнее сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, сравнивать и анализировать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, находить закономерности. К тому же дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке.

До 50-х годов интеллектуальное развитие дошкольника стояло на первом месте в развитии дошкольного образования, в 90-е годы с разговорами о самоценности дошкольного возраста произошел отход от этой позиции, приоритетными стали другие направления.

В настоящее время об интеллектуальном развитии дошкольников в условиях ДОУ как приоритетной задаче заговорили вновь.

Как считают многие российские и зарубежные специалисты, именно в дошкольном детстве осуществляется интенсивное формирование интеллектуальных способностей – переход от наглядных форм к логическим, от практического мышления к творческому. В этот период детства начинается формирование первых форм абстракции, обобщения, простых форм умозаключений. Дошкольный возраст сензитивен к развитию и совершенствованию восприятия, внимания, памяти, воображения. Это обусловлено тем, что у детей от рождения до 6-7 лет происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними.

К сожалению детских садов, которые бы работали с приоритетом интеллектуального развития ребенка больше не становиться. Много внимания по-прежнему уделяется эстетическому и патриотическому воспитанию, а вот интеллектуального развития недостает.

Причина – отсутствие специальной программы, направленной на эту работу.

Сложность создания такой программы многим видится в том, что она должна не только помогать научить ребенка думать, структурировать информацию, которую он получает, т.е. сформировать высокую готовность к школьному обучению, но и быть ориентированной на удержание самоценности дошкольного возраста — игры.

Такая программа требует специальных кадров, специальной работы с родителями, специальных наглядных средств обучения.

Тем не менее, в отсутствии единой программы интеллектуального развития в нашей стране довольно активно разрабатываются разнообразные тестовые задания, упражнения, игры, направленные на развитие отдельных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения).

Эти задания, игры по возможности используются педагогами в образовательном процессе с целью развития и повышения уровня общей подготовки ребенка к школе.

Однако успешность интеллектуального развития определяется тем, что оно организуется систематически по плану и осуществляется на основе дидактических принципов, регулирующих процесс обучения.

Такую возможность могут предоставить специальные развивающие занятия, которые в первую очередь направлены на интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста.

Проводить такие занятия лучше всего психологу, или специально подготовленному педагогу. Так как использование развивающих заданий требует от взрослого определенных знаний и умений: умения дозировать и сочетать отдельные задания, соответствующие возрасту; умения преподнести задания так, чтобы вызвать у детей желание их выполнять.

Примером таких занятий является разработанный и используемый нами в работе комплекс, направленный на развитие познавательных процессов детей 5–7-летнего возраста, который сочетает в себе ряд достоинств.

Во-первых, особое внимание на занятиях уделяется созданию комфортной для детей обстановки, чувству внутренней безопасности, раскованности и свободы. Одним из условий создания для дошкольника комфортной является положительное эмоционально окрашенное общение со взрослым, поддержка с его стороны всех начинаний и действий ребенка.

Во-вторых, все занятия построены в игровой форме и тщательно продуманы по своему сюжетному содержанию. Продуманная сюжетная линия каждого занятия делает его логически связным. А достигаемая за счет особой организации игровая форма позволяет снимать излишнюю дидактичность занятий, придают им эмоциональную окраску, вызывает у детей интерес, желание заниматься. Сюжет каждого занятия выстраивается вокруг сказочных персонажей, которые приходят к детям в гости. Наибольший эмоциональный отклик у детей получают персонажи кукольного театра, которые за счет того, что могут двигаться и говорить, выглядят как живые.

В-третьих, как известно, для реализации полноценного развития ребенка-дошкольника необходим не только демонстрационный дидактический материал, но и индивидуальный. Разработанный нами комплекс занятий включает большое количество готового раздаточного материала.

Достоинством комплекса занятий является и то, что его можно использовать не только при коллективном, но и домашнем воспитании ребенка-дошкольника. Использование специальных заданий и упражнений родителями поможет эффективно развить интеллект ребенка, не посещающего дошкольное учреждение.

Пример занятия, направленного на развитие

психических процессов у детей старшей группы

«Волчок – серый бочок»

Задачи:

- развитие произвольного внимания;

- развитие логического мышления;

- развитие образного мышления и творческого воображения.

Оборудование: игрушка волка (лучше всего из кукольного театра);

бланки с заданиями на каждого ребенка.

Время занятия – 25 мин.

Ход проведения

1. Приветствие. Рефлексия прошлого занятия.

2. Загадка про героя занятия.

Задача: создание настроя, привлечение внимания, тренировка ассоциативного мышления.

Ход проведения.

Психолог сообщает детям, что на занятие к ним придет сказочный герой и загадывает загадку про волка.

Появляется волк с перевязанным хвостом. Плачет.

Психолог:

- Что с тобой случилось, Волчик?

Волк:

- Беда у меня приключилась. Иду я как-то по лес, вижу – лиса под кустом рыбу ест. Дай, говорю, лиса рыбки. А она в ответ: «Сам налови. Иди на прорубь, опусти хвост в воду, скажи заклинание рыбка сама к тебе на хвост и налезет». Послушал я ее. Пошел на прорубь сделал все, так как она сказала, опустил хвост в прорубь, а он у меня примерз. В итоге я и рыбки не поел, и без хвоста остался.

Психолог:

- Эх, ты, Волчек. Да разве хвостом рыбу-то ловят? Сейчас мы тебя с ребятами научим как нужно рыбу ловить.

3. Задание 1. Четвертый лишний/ распознавание наложенных контурных изображений.

Задача: развитие мышления, восприятия.

Ход проведения.

Психолог:

- Ребята, мы собрались с вами на рыбалку, что мы с собой возьмем? Посмотрите на картинки и назовите все лишние предметы.

4. Задание 2. Сравнение.

Задача: развитие внимания.

Ход проведения.

Психолог:

- Чтобы пойманную рыбу было, куда складывать мы возьмем с собой на рыбалку ведерки. Нам понадобятся два ведра: одно для волка, другое для нас. Посмотрите, среди этих ведерок, только два одинаковых. Найдите их и раскрасьте.

5. Задание 3. Лабиринт.

Задача: развитие внимания.

Ход проведения.

Психолог:

- Ловить рыбу, Волчок, можно на удочку. Ребята, покажите Волку, как можно поймать рыбку на крючок. Пройдите по лабиринту.

6. Задание 4. Приплетенные линии.

Задача: развитие внимания.

Ход проведения.

Психолог:

- Ну-ка посмотрите ребята, удалось ли волку поймать рыбку удочкой.

Разминка «Рыбки плавают»

Психолог:

- Удочкой не удалось. Не беда. Можно ловить рыбу сетями.

7. Задание 5. Зашумленная картинка.

Задача: развитие внимания, восприятия.

Ход проведения.

Психолог:

- Посмотрите-ка, ребята, что поймал в свои сети волк? (дети отвечают).

- Да это не рыбка, а дырявый башмак. А здесь что? (дети отвечают). Да это же шляпа. И тут не повезло. Но не расстраивайся Волчик, без рыбы ты сегодня не останешься, ребята тебе много рыбы нарисуют и подарят.

8. Задание 6. Дорисуй рыбок.

Задача: развитие образного мышления, творческого воображения.

Ход проведения.

Психолог:

- Ребята, нарисуйте Волку много, много разных рыбок.

9. Прощание. Подведение итогов.
Бланки к заданиям

задание 1

задание 2
з




задание 4

задание 5

задание 6


перейти в каталог файлов


связь с админом