Главная страница
qrcode

Из какой психологической среды приходит к нам критик Вообще психотерапия еще не очень прижилась в нашей стране, и пока что остается неким новым способом улучшения своей жизни, к которому многие относятся с недоверием. Причин тому несколько Во-первых


Скачать 125.67 Kb.
НазваниеИз какой психологической среды приходит к нам критик Вообще психотерапия еще не очень прижилась в нашей стране, и пока что остается неким новым способом улучшения своей жизни, к которому многие относятся с недоверием. Причин тому несколько Во-первых
АнкорMaterialy po lektsii Vnutrenniy kritik 7-go dekabrya v tsentre Gruppovoy Psikhoterapii The Sun.pdf
Дата12.09.2017
Размер125.67 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMaterialy_po_lektsii_Vnutrenniy_kritik_7-go_dekabrya_v_tsentre_G
оригинальный pdf просмотр
ТипЛекции
#30190
Каталог
Материалы по лекции Внутренний критик го декабря в центре Групповой Психотерапии The Sun Николай Медведев и Алла Булгакова. Часть 1. Из какой психологической среды приходит к нам критик Часть 2. Внутренний критики внутренний ребенок
Часть 3. Как с этим работает психотерапия Что конкретно мы можем
предложить?
Часть 1. Из какой психологической среды приходит к нам критик Вообще психотерапия еще не очень прижилась в нашей стране, и пока что остается неким новым способом улучшения своей жизни, к которому многие относятся с недоверием. Причин тому несколько
Во-первых, просто относительная новизна. Психотерапия недавно появилась в России и еще делает свои первые шаги, хотя, надо признать, и довольно активно.
Во-вторых - отсутствие понимания как это работает. Мы мало информированы о том, как может работать психотерапия и поэтому многие люди расценивают ее, как простые разговоры или как дружбу за деньги, против чего восстает само здравомыслие - зачем мне это надо, если я итак могу это получить натурально, бесплатно ив удобное время В этом есть логика, но все дело в том, что психотерапия - совсем про другое. И вот интересный момент состоит в том, что специалисты мало рассказывают о том, что именно они делают и как конкретно они могут помочь. Я иногда слышал от клиентов, которые приходят ко мне на консультации о том, что в их жизни уже был опыт психотерапии и не совсем удачный, потому что было ничего непонятно. Клиент и психотерапевт говорили на разных языках. Например, девушка говорила о том, что она боится знакомиться, а психотерапевт (кстати, отличный профессионал, я его знаю) говорил с ней очень академично. Иона не поняла, как ее до - эдипальный конфликт связан со страхом новых знакомств. Это естественно Если бы она начала объяснять своему терапевту специфику своей работы (специалист в области романских языков, то он бы тоже ничего не понял.
Отсюда, кстати, и рождается мнение, что психотерапия - это для психов или для людей с серьезными проблемами. Психотерапию и трудности, с которыми она помогает бороться часто описывают так, что клиент не может связать это стем, что он переживает. Например, говорят депрессия, а неплохое настроение. Говорят проблемы с границами, а нестрашно отказать. И человек верит, что психотерапия - это действительно для людей в депрессии, у которых ее проблемы с какими-то там границами. Ане для него самого, которому страшно отказывать и поэтому все время плохое настроение.
Из-за этих тенденций частым потребителем психотерапии становятся люди с психологическим или околопсихологическим образованием - они хотя бы понимают терминологию. И могут связать то, о чем говорят психологи с собой.
В-третьих, есть большое количество магов, колдунов и шаманов, которые тоже почему-то предпочитают называть себя психолог. Как будто волшебник - это что-то плохое итак называться нельзя, а лучше назваться психологом. Многие верят в волшебников Посмотрите на кассовые сборы Гарри
Поттера», например. Поэтому если вы занимаетесь магией, то называйте себя, пожалуйста, магом. А то люди приходят потом к нами требуют волшебства, а мы не умеем. В общем, из совокупности всего этого люди предпочитают решать свои проблемы самостоятельно, что часто сводится к тому, что они очень сильно переживают, но терпят. Впрочем, есть типичные способы совпадающего поведения, которые до поры до времени облегчают этот процесс. Это алкоголь, уход в спорт, в работу - в общем, любое компульсивное
(«судорожно-навязчивое») действие, которое призвано приглушить боль и неудобство от нерешенной проблемы. Некоторые люди вообще возводят страдания в ранг нашей национальной особенности. Красивая грусть и тоска, такие, знаете, березки, лесок и туман, грусть и хандра молодого помещика-князя - все это немного вплетается в нашу национальную идентичность и очень высоко ценится. Во всяком случае на излишне жизнерадостного человека мы можем иногда посмотреть как на дурака, а на человека, который напористо решает свои проблемы - как на хама. И что-то в этом есть. Глубина какая-то, что ли, но только если не доходит до депрессии.
Тем не менее, наша задача - это хотя бы в общих чертах рассказывать людям о том, чем мы занимаемся, и о том, какие трудности они могут разрешить при помощи психотерапии. Я часто слышу о том, что потребности в ней сейчас нет. Это ерунда Потребность в психотерапии - огромная. Но пока мы говорим на разных языках, мы не сможем встретиться с клиентом ни на каком уровне - ни на маркетинговом, ни на эмоциональном, ни на человеческом (что для работы гораздо важнее. Поэтому помимо задачи собственно рабочей есть еще одна, огромная - это просветительская задача. Собственно и тему «Внутреннний критик я бы относил к таким темам, где вроде бы хватает житейского понимания. Условно говоря все понимают, что ругать себя плохо, а надо наоборот любить. Нона практике все выходит прямо наоборот. Даже неясно, как проявлять любовь к себе Это существует в виде некой абстрактной идеи, но о чем именно идет речь непонятно. Нужно покупать себе дорогие вещи Или нужно принимать ванну с ароматическими маслами Так обычно советуют журналы - они как-то все это проводят в тесной параллели. Вообще должен сказать, что существует некоторый
гендерный подход к заботе о себе и к любви к себе. Например, для женщин гораздо больше предложений заботиться о себе и что-то делать для себя. Мужчины в основном получают предложения что-то преодолеть или кого-то покорить. Это тоже интересно само по себе, но сейчас не будем отвлекаться. Я уже сказал выше, что нам нужно научиться говорить на одном языке. Поэтому мне важно избежать академических терминов и не говорить в терминах сугубо психологических. Простота и ясность - вот что, по-моему, могло бы вызвать интерес к данной теме. Поэтому начнем давайте с простого что такое вообще самокритика Кто такой этот внутренний критик Самокритика - это набор утверждений, которые имеют своей целью как-то вас унизить и обесценивать все, что выделать Внутренний критик хитер. Так как это немного мазохистическая черта, то он не будет выступать прямо, а скорее действовать исподтишка. Дело в том, что внутренний критик изначально призван и взрощен, чтобы немного корректировать наше поведение. Можно сказать, что внутренний критик изначально мог бы стать внутренним учителем. Ноу него не получилось. А в кого превращается учитель, у которого ничего не вышло Правильно, в тирана, в садиста. Во внутреннего деспота. И вместо того, чтобы говорить Очень хорошо, а вот здесь можно было бы подправить он говорит «все_очень_плохо». Как это случилось Как учитель мог так исковеркать свой собственный образ Вам может это показаться странным, но дело в тут в наших психологических защитах. Они делятся на высшие и низшие. Например, уход в работу или рационализация - это психологическая защита высокого порядка. Но внутренний критик связан с психологической защитой низшего порядка - обесцениванием. Это свойственно идеалистами романтикам. Когда они сталкиваются с реальностью окружающего мира и приходят в ужас, они используют стратегию обесценивания. Это значит, что все становится неважным. Либо внезапно появляются другие более важные вещи, либо ценности постепенно лишается все и подвергается высмеиванию именно потому что оно очень нужно, но оно не такое Например, человек, который никак не может построить семью может начинать обесценивать и высмеивать всех своих семейных друзей. Проблема в том, что стратегия обесценивания действует без разбора во всем стороны и именно делает из мудрого внутреннего учителя (который мог бы способствовать тому, чтобы мы присваивали жизненный опыт и чему-то обучались) желчного внутреннего критика. Что получается в результате Я хочу привести несколько примеров, где критика становится разрушительной и не несущей ничего хорошего. Особенно обратите внимание на обесценивание в этих словах
1. Ситуация неуспеха (ошибки) наделяется дополнительными смыслами. Разя допустил эту оплошность, значит
Я невнимательный, рассеянный, глупый, неудачник, недостаточно талантлив, Мне не следует этим больше заниматься, В будущему меня тоже, конечно жене получится и т.д. За этим стоит критикане отдельного поступка, а личности в целом (своей или чужой. Любой поступок снова и снова передает человека на суд его внутреннего критика, который выносит вердикт, хороший я или плохой, талант или посредственность, ждать мне хорошего будущего или не ждать, тварь я дрожащая или право имею и т.д. Основы конструктивной критики Если я допустил ошибку, это значит только то, что я допустил ошибку и не является свидетельством плохих черт моего характера или моей несостоятельности. Я ее исправлю и постараюсь сделать выводы на будущее, чтобы не совершать впредь. Критической оценке при этом подлежат лишь конкретные поступки, а не человек их совершивший.
2. Критика при отсутствии внутренней поддержки Ты недостаточно стараешься И как ты собираешься с этим всем справиться (что равносильно как ты могла допустить то, что оказалась в такой ситуации или неужели ты еще не придумала выход) Посмотри, ты же раньше совершенно не путешествовала, как же ты сможешь ориентироваться Ты плохо учишься, готовишь, работаешь, воспитываешь ребенка, строишь бизнес…» и т.д. Стратегия тотального обесценивания может быть достаточно опасной в своих сильных формах она может приводить заболеваниям депрессивного характера ни я неважен, ни мир вокруг. Дело в том, что если плох только я, то я еще могу попытаться опереться на мир, который, может быть, содержит в себе что-то хорошее. Но если моя стратегия обесценивания уже расползлась вокруг меня как отравление речки, то мне просто не на что опираться. В этом случае человек может переживать тотальную бессмысленность своего существования и бесцельной жизни. То есть получается как раз депрессивный настрой, с тоской, одиночеством, грустью итак далее. В этом случае постепенно разрушается социальная составляющая человек сталкивается стем, что ему мучительно трудно нащупать в действительности важные для себя вещи.
Номы устроены так, что именно в наших желаниях и потребностях скрыта энергия на то, чтобы удовлетворять их и, собственно, жить. Когда мы отчетливо пониманием, что что-то сделать надо, а немы хотим этого, то энергии гораздо меньше. При тотальном обесценивании такой оттенок приобретают почти все сферы жизни. Часть 2. Внутренний критики внутренний ребенок
Для того чтобы жить и выживать мы нуждаемся в связности. Ив тоже время в каждом из насесть стремление к самоактуализации, к проявлению своей сути. Часто, ради того, чтобы сохранить отношения, эту связность, мы отказываемся оттого, что не принимается в той среде, в которой мы живем. Наше отношение к себе часто является отражением взгляда близких на нас. Ребенок видит себя через зеркало взрослых. Попробуйте вспомнить свои детские обиды. О каком отношении со стороны взрослых вы мечтали в детстве Предположу, что это отношение, основанное на любви. Часто взрослым трудно справиться с детским возбуждением. Не зная как контролировать ребенка, взрослые осуждают его, стыдят. Про стыд говорят, что это остановленное возбуждение, нов нем есть и много от удовольствия. Часто стыд возникает тогда, когда возбуждение, импульсы ребенка не отражаются, а оцениваются взрослыми. Ребенок еще не понял, что с ним происходит, у него еще нет собственной системы оценок, а ему говорят, что то какой ты есть – это плохо. Это очень сильное переживание…
Да. Ребенка важно учить регулировать свое возбуждение. Мы не говорим о том, что ненужно выставлять границ. Важно то, КАК они выставляются.
Важно уметь различать дисциплину, которая с любовью привлекает нас к делу, и дисциплину, которая из ненависти, насилия побуждает нас к чему то, что еще не закрепилось в нашей душе.
В этом мире должно быть что то или кто то, кто способен любить и видеть то, что во мне есть, так долго пока оно не откроется снова. Один Суфийский мастер сказал Мастер – это человек, который любит тебя до тех пор , покаты не сможешь полюбить себя сам.
Как же снова вернуть, пригласить тот опыт принятия и любви внутреннего ребенка, который открывает нас к миру Надо сказать, что когда человек приходит в терапию, его очень часто пугает, что если он даст волю своим чувствам, то они его затопят. Но надо понимать, что чем больше в его опыте было игнорирование чувств, тем больше и дольше нужно времени, чтобы достичь дна в своих переживаниях. Его удивляет сама возможность быть понятыми услышанным в своем переживании. Вместе с этими переживаниями появляется и страх неуместности. Поэтому очень важно, если человек встречается и обнаруживает свою боль и обиду, чтобы рядом был надежный и поддерживающий взрослый. По сути, задача
взросления – это научиться быть самому себе любящими терпеливым родителем. Но сначала он учиться этому рядом с другим человеком. Мы интроецируем опыт нетерпеливого обращения в тех местах, где нам особенно нужна была поддержка. И когда мы попадаем в уязвимое место голос нетерпеливого осуждающего критика лишает нас опоры. Но если мы сможем поддержать внутреннего ребенка в том, чтобы посмотреть в глаза и ответить внутреннему критику , то он уже не будет наделен столь разрушительной и испепеляющей властью. С этого пути мы почувствуем свою собственную силу, сохраняя свою творческую красоту, в тоже время будем способны защищать себя и сможем с ясностью сказать Это хорошо, что я есть. Такой, какой есть. Яне идеальный, ноя заслуживаю любви. Часть 3. Как с этим работает психотерапия Что конкретно мы можем предложить?
Сейчас мне хотелось бы рассказать, что можно делать в психотерапии с внутренней критикой и как собственно мыс этим работаем. Изначально немного про общую стратегию (то есть что, а потом уже проформы то есть как. Психотерапия в данном случае проводиться в области стратегии тотального обесценивания. Как правило клиенты приходят с двумя группами запросов. Первая группа сразу говорит про внутреннего критика Я все время стесняюсь Я низа что не могу себя похвалить Я в себя не верю Боюсь принять неправильное решение Меня никто не ценит (то есть, я себя не ценю) Страшно допускать ошибки (то есть, я сильно наказываю себя за это) Здесь мы разбираемся стем, что конкретно внутри нашего клиента вызывает такую реакцию на то, что он делает Конечно, все дело в том, что все это не его умозаключения, а переживания Он может все очень хорошо понимать, но ощущать себя при этом все равно критикуемым. Поэтому в зоне нашего внимания оказываются прежде всего его чувства. Что говорят они Как правило речь идет о том, что клиенту очень сложно допустить возможность своего малейшего неуспеха ион начисто игнорирует ту свою часть, которая является несколько разболтанной, небрежной, но зато очень расслабленной и отвечающей за такие вещи, как отдых, развлечения и прочее.
Она содержит в себе массу ресурсов и поэтому чрезвычайно ценна. Без контакта с ней невозможно ощутить себя счастливым, потому что надо постоянно работать и совершенствоваться. Во-первых, это приводит к истощению, во-вторых, вызывает в итоге отвращение и перенасыщение работой. В психотерапии мы добиваемся контакта между этими частями. Мы стремимся к тому, чтобы они были в мире, а не в состоянии войны. Вторая группа запросов говорит о том, что внутренний критик уже привел к обесцениванию и оно хорошо поработало Ничего неважно Из жизни исчез драйв Все скучно и грустно Никто ненужен и я никому ненужен Страдаю от одиночества Не знаю, зачем живу Не могу справиться с тоской и постоянно плохое настроение Собственно, здесь мы имеем дело уже стем, что истощение произошло, но собственные неудачи оказались так невыносимы, что, грубо говоря, клиент решил пусть тогда больше ничего важного не будет. Я бы сравнил это с ядерным ударом потому месту, где может скрываться один единственный сорняк. В этом случае мы направляем внимание прежде всего на то, как именно клиент обесценивает все происходящее и чего избегает при этом. Помните пример с человеком, которые обесценивает семью Наши вопросы в этом случае будут сводиться к тому, что случиться, если семья все-таки важна. И когда он признает все-таки, что да, это важно, и да, он бы этого хотел - мы можем двигаться дальше и понять, как не получается, что делается не так. Вот вкратце о том, что мы делаем. А теперь - о формах. Есть две формы - индивидуальная и групповая. Индивидуальная психотерапия нарциссических проблем направлена сразу по двум стратегическим направлениям
-
во-первых, клиент получает возможность встретиться стой частью которую он привычно игнорирует и заметить, что в ней есть важного и
полезного - то есть отчего он отказывался все время в пользу фантазировали об успехе и каких-то еще призрачных способов подержать свою самооценку. Здесь главное то, что речь идет непросто о понимании, а о переживании и проживании своей второй, расслабленной части.
-
во-вторых, клиент строит отношения с терапевтом и чем больше у него рождается к терапевту доверия, тем меньше остается стыда за свою неидеальность. Эти отношения исследуются и затем на основе этой модели у клиента меняются отношения и с окружюащими. В групповой терапии, помимо терапевта, присутствует еще 8-10 человек. Она представляет собой «микромодель» реальности, где зачастую участники строят с другими именно те отношения, которые они привыкли строить ив своей собственной жизни. Лечебный эффект заключается в том, что на группе участники могут посмотреть как именно они вызывают те или иные реакции других людей на себя, заметить, что у них получается в отношениях с другими, а что - нет, получить поддержку и заботу, попробовать действовать по другому. Что касается обесценивания себя, то очень часто в процессе групповой терапии клиент встречается с двумя феноменами
1) Отыгрывание. Это происходит, если с клиентом кто-то постоянно обходится (или обходился в течении долгого времени. Тогда он начинает делать тоже самое по отношению к другим. В данном случае речь идет о том, что клиент будет обесценивать как истории других участников группы, таки свои отношения сними. Но очень скоро он попадет в своеобразную яму, которую выроет себе сам на группе для него не будет ни одного важного человека. Если нет важных людей, то и их поддержка неважна ив результате клиент может встретиться с переживанием одиночества и скуки, что, конечно, можно сразу же разобрать и попробовать сделать что-то другое.
2) Второй важный момент заключается в проекции то есть тенденции думать, что разя сам себя обесцениваю, то и другие обесценивают меня. На группе такой клиент быстро найдет тех людей, которые, по его мнению, больше всего подходят на роль палачей всего важного и будет ожидать от них подвоха. Стоит ли говорить о том, что эти палачи ни о чем даже не догадываются Здесь важно будет исследовать, как эти люди выбраны на такие роли и как клиент будет сними обращаться - что говорить, что делать по отношению к ним. Может быть, пытаться понравиться. Важно то, что исследование этих процессов группе позволяет человеку иногда первый разв жизни понять, что конкретно он делает в отношениях с другими и как он проявляет себя.

перейти в каталог файлов


связь с админом