Главная страница
qrcode

вопросы социалка 8 тема. Контрольные вопросы по теме 8 1


Скачать 56.22 Kb.
НазваниеКонтрольные вопросы по теме 8 1
Дата14.09.2020
Размер56.22 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлавопросы социалка 8 тема.docx
ТипКонтрольные вопросы
#70718
страница1 из 2
Каталог
  1   2

Контрольные вопросы по теме №8

№1
Мировая политика и международные отношения: основные теоретические подходы к исследованию.

Мировая политика и международные отношения являются неотъемлемой частью современной политической науки. Мировую политику (МП) принято связывать с глобальными проблемами и вопросами развития мировой политической системы в целом, в то время как международные отношения (МО) призваны раскрыть сложное взаимодействие между государствами и другими субъектами мирового политического процесса. Сложность размежевания предметов МП и МО особенно ясно проявляется в рамках дискурса о природе современных политических процессов, а также при изучении глобальных проблем современного мира. В связи с этим можно отметить активное использование термина "международные исследования" для описания проблематики как МП, так и МО или термина "глобальная политика" для привлечения внимания к наиболее значимым проблемам человечества.
Международные политические отношения представляют собой отношения между государствами с целью реализации их национальных интересов. Центральными дилеммами международных политических отношений выступают межгосударственный конфликт и межгосударственное сотрудничество, а также национальная и международная безопасность. Для наилучшего понимания международных политических отношений следует рассматривать их в неразрывной связи с такими категориями, как мировая политика и внешняя политика.
Проблема соотношения внешней и внутренней политики государства представляет значительный теоретический и практический интерес. В связи с этим существуют три основных подхода.

1. Автономное сосуществование внешней и внутренней политики. Согласно данному подходу, разрабатываемому школой политического реализма, внешняя и внутренняя политика имеют единую сущность, которая в конечном счете сводится к борьбе за силу и принципиально разные сферы государственной деятельности.

2. Внешняя политика является следствием внутренней политики государства. С позиции сторонников ортодоксального марксизма внешняя политика является отражением классовой сущности внутриполитического режима и зависит от экономических отношений в обществе. Для представителей неореализма и структурализма внешнюю политику страны определяет внутренняя динамика международной системы.

3. Внутренняя политика вытекает из внешней политики государства. Сторонник геополитических концепций, теорий "зависимого развития", "мирового центра", "мировой периферии" и т.п. И. ВаллерстайнЁ отмечает, что в условиях мирового капитализма группа экономически развитых государств потребляет ресурсы периферийных территорий, что влияет на внутриполитические процессы как в "странах-периферии", так и в "странах-ядра".

Основные подходы к изучению мировой политики
Структурализм – это теория, в которой обосновывается необходимость структурного анализа, выявления глубинных бессознательных структур, лежащих в основе социальных и политических явлений. Основы структурализма заложил швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (1857-1913), который применял эти идеи для анализа языковых систем. Французский антрополог и философ К.Леви-Строс применял идеи структурализма для анализа систем родства, для изучения обычаев, существующих в примитивных обществах. Политологи используют идеи структурализма для анализа политической реальности, например, политических институтов.
Функционализм.Это теория, в которой подчеркивается необходимость изучения функций элементов общественной жизни по отношению к обществу в целом.Функционализм зародился в первой половине ХХ века, придя на смену эволюционизму, который утверждал необходимость изучения исторических этапов развития объекта и причин его изменения. В рамках функционализма появление какого-либо политического института объясняется вызреванием в обществе, в политической системе соответствующих потребностей. А логика анализа сводится к выявлению функций, выполняемых теми или иными политическими структурами. Речь может, к примеру, идти о функциях государства, функциях партий, функциях политической культуры и т.д.
Системный анализзаключается в рассмотрении политических явлений и процессов как целостных явлений, все элементы которых связаны между собой. Кроме того, подчеркивается взаимодействие этой системы с окружающей средой, с другими сферами жизни общества и с обществом в целом.
Бихевихевиоризм - методологический подход, основанный американским психологом Б.Ф. Скиннером (1904-1990) .В основе этого подхода лежит предположение, что поведение человека есть реакция на различные раздражители, стимулы. В поздних версиях бихевиористский подход обрел более сложную форму, реакция человека на стимулы стала рассматриваться как сложный, опосредованный сознанием, процесс, что, однако, не изменило сути этого метода. В политологии с помощью этого метода обычно описывают изменения в политическом поведении людей, связывая их с изменениями условий жизни, принятием политических решений и т.д.
Неомарксистский – подчеркивает важность учета компонентов влияния и силы (в первую очередь - компонентов экономического влияния) для понимания существующего порядка. Эта концепция строится на марксистской интеллектуальной традиции, скорректированной в соответствии с историческим опытом XX столетия.

№2 Международные организации: функции, виды, сущность и задачи

Функции международных организаций достаточно широкие. В общем такие структуры представляют собой нестандартные объединения, которые решают глобальные проблемы человечества путем кооперации всех или большинства стран мира. Они направлены на то, чтобы улучшить жизнь землян в целом, уменьшить количество бедных людей, а также защитить природу от воздействия негативных действий человека.
ни характеризуются следующими отличительными чертами:

-Характер деятельности имеют постоянный или регулярный.

-Многосторонние переговоры и обсуждение проблем в приоритете.

-Обязателен учредительный документ.

-Решения носят рекомендательный характер.

- Консенсус достигается в ходе диспута или посредством голосования.

Среды функционирования
Такие структуры одновременно являются субъектами и объектами международных отношений. Также они способны регулировать эти отношения на законодательном уровне. Чтобы развиваться, такие организации должны решать следующие задачи

Функции международных организаций различны, но основная из них заключается в политической стабильности и выражается: В выявлении интересов государств-членов. В достижении единого решения в общих задачах. В определении средств выполнения таких совместных задач. Первый и основной фактор, определяющий то, насколько стабильна организация – это постоянность деятельности. Сначала были разовые конгрессы и конференции, которые собирались для решения определенных проблем, круг которых расширялся. Дальше проводились совещания, которые определяли, что делать дальше. После этого организации начали собираться более регулярно, а эти встречи приобрели постоянный характер. Участие одних и тех же государств в таких организациях можно назвать вторым фактором стабильности. Изначально это были отдельные физические и юридические лица из разных стран, а потом начали присоединяться разные ассоциации, а за ними и сами государства.

Структура международных организаций
Обычно это специально созданная структура, которая создается определенными государствами и имеет согласованные участниками цели. Известны следующие критерии, которые определяют принадлежность к международным организациям:
-Объединяются разные по национальности стороны.
-Согласуются постоянные цели.
-Должен быть международный учредительный документ.
-Обеспечивается юридическое равенство участников.
-Соответствие целей нормам международного права.

Типизация
Самый главный критерий типизации – это членство государств в той или иной структуре. Организации делятся на межгосударственные и негосударственные. К первым относят объединение стран, которые вошли в структуру на основе международного соглашения. Они получили международную правосубъектность. Во вторых структурах участники имеют общие политические, экономические, профессиональные, экономические и социальные интересы. Однако стоит отметить, что такие структуры, как Интерпол и Международная организация труда, не могут быть названы межгосударственными или негосударственными структурами. Их относят к смешанному типу. Также типизируют их по географическому охвату. Традиционно их существует три:

Глобальные – мировой уровень.

Региональные – участие принимают большинство представителей того или иного макрорегиона (континент или часть света).

Субрегиональные – небольшое количество представителей одного или двух регионов (Содружество Независимых Государств (СНГ), Североамериканское соглашение о свободной торговле(НАФТА), Организация за демократию и экономическое развитие (ГУАМ), Организация стран-экспортеров нефти (ОПЭК)).

Согласно характеру полномочий бывают:

Международные – относятся к образованиям конфедеративного типа. Государства, которые входят в такую конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость. Страны создают специальные общие конфедеративные органы, чтоб координировать действия и быстрее достигать поставленных целей.

Наднациональные – это организации федеративного типа. Государства, которые входят в федерацию, имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Также структуры делятся на временные и постоянные. Временными считаются те, которые за 10 лет фактически не провели ни одного мероприятия. Датой завершения деятельности таковых является дата закрытия последнего заседания.
№3

Национальные интересы государства: сущность, основные особенности, классификация.

Национальный интерес - это осознанная потребность нации в самосохранении, развитии и обеспечении безопасности, совокупность сбалансированных интересов личности, общества и всего государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах жизнедеятельности общества. Национальный интерес можно определить также как осознание и отражение в деятельности лидеров государства его потребностей. Это относится и к многонациональным, и к этнически однородным государствам. Фактически под национальным интересом подразумевается национально-государственный интерес.

Традиционно понимаемый коренной национально-государственный интерес включает три основных элемента:

- военная безопасность;

- экономическое процветание и развитие;

- государственный суверенитет как основа контроля над определенной территорией и населением или сохранение нации в качестве свободного и независимого государства.

Иногда добавляют и следующие элементы:

- рост национального благосостояния;

- защиту экономических и политических позиций государства на международной арене;

- расширение его влияния в мировой политике.

Классификация национальных интересов может осуществляться по различным основаниям, что подчеркивает их социальную значимость

По степени общности: индивидуальные, групповые, корпоративные, общественные, национальные, общечеловеческие.

По субъектам: личности, общества, государства, коалиции государств, мирового сообщества.

По сферам деятельности: экономические, внешнеполитические, внутриполитические, военные, информационные, духовные.

По направленности: совпадающие, не совпадающие, конфронтационные, параллельные.

По степени значимости: жизненно, важные, текущие.

№4

а)Национальная безопасность это, прежде всего, безопасность для человека, безопасность для нации. Это безопасность не только физическая, но и культурная, духовная.

Различают пять уровней безопасности.

Первый уровень- безопасность личности. Она обеспечивается законами государства и всей системой экономической, правовой, политической и социальной защиты, существующей в обществе.

Безопасность личности обеспечивается формированием комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, благодаря которым она развивается и реализовывается социально, не испытывая противодействия государства и общества.

Второй уровень- безопасность общества (нации). Безопасность общества предполагает наличие общественных институтов, норм, развитых форм общественного сознания, позволяющих реализовать права и свободы всех групп населения и противостоять действиям, ведущим к расколу общества, в том числе и со стороны государства.

Третий уровень - безопасность государства как аппарата власти и управления. Здесь речь идет о наличии структуры, органов обеспечивающих безопасность государства, стоящих на страже действующих законов. Они призваны защищать страну от враждебных сил по отношению к государству и его органам как извне, так и изнутри. Безопасность государства достигается наличием эффективного механизма управления и координации деятельности политических сил и общественных групп, а также действенных институтов их защиты.

Четвертый уровень - это региональная безопасность. Региональная безопасность - состояние межгосударственного сотрудничества, отношений между народами того или иного региона, при котором обеспечивается социально-политическая стабильность в регионе, осуществляется успешное противодействие военным опасностям и угрозам извне и внутри него, давлению или агрессии против государств региона.

Пятый уровень - безопасность человечества, то есть международная безопасность. Международная безопасность предполагает такое состояние международных отношений, при котором их субъектам (народам, государствам) не угрожает опасность войны либо другое посягательство извне на существование, суверенное и независимое развитие.

Современное оружие может уничтожить мир в короткие сроки. Еще одна мировая война - недопустима. Это гибель для человечества. Поэтому большое внимание уделяется сейчас именно обеспечению международной безопасности.

Основные объекты национальной безопасности:

§ личность - ее права и свободы;

§ общество - его материальные и духовные ценности;

§ государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Место и роль этих объектов определяются характером общественных отношений, политическим устройством, степенью внутренних и внешних угроз. В критические для нации периоды может доминировать безопасность общества или государства. Как правило, авторитарные и тоталитарные режимы, постоянно создающие такие критические условия, выдвигают на первый план безопасность государства за счет безопасности личности. Для демократического общества ценна свобода и безопасность личности, а безопасность государства и общества являются функцией обеспечения свободы и безопасности личности.

Составляющими национальной безопасности являются:

§ политическая,

§ экономическая,

§ военная,

§ экологическая,

§ информационная безопасность

§ безопасность культурного развития нации.

Политическая безопасность предполагает наличие политической самостоятельности, политического суверенитета в системе межгосударственных отношений. Т.е. это способность и возможность нации и создаваемых ею государственных институтов самостоятельно решать вопросы государственного устройства, независимо проводить внутреннюю и внешнюю политику в интересах личности и общества.

Важную роль в обеспечении политической безопасности государства играет внутренняя обстановка и расстановка политических сил. Должен соблюдаться баланс интересов различных социальных групп.

Экономическая безопасность предполагает наличие хорошо развитой производственной системы, высокий уровнь развития производительных сил и производственных отношений, наличие развитой инфраструктуры, наличие запасов ресурсов. Также важно насколько квалифицированна рабочая сила государства, в каком состоянии система подготовка рабочей силы.

Военная безопасность служит условием обеспечения других видов безопасности и в то же время обеспечивается на их основе. Она определяется способностью государства защищаться от внешних или внутренних угроз, вооруженных вторжений других государств и т.д. Военная безопасность предполагает наличие государственных вооруженных сил, а так же участие государства в обеспечении всемирной военной безопасности, т.е. участие в военно-политических союзах, заключение определенных межгосударственных договоров, соглашений (например, по сокращению запасов ядерного оружия).

Место военной безопасности в системе национальной безопасности можно определить следующим образом: безопасность есть состояние, при котором нация не жертвует своими интересами из-за боязни оказаться вовлеченной в войну и способна надежно и эффективно защитить эти ценности военными средствами и методами, если войны избежать не удается.
Б) В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:

«национальная безопасность» – состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства;

«национальные интересы Российской Федерации» – совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищённости и устойчивого развития личности, общества и государства;

«угроза национальной безопасности» – прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства;

«стратегические национальные приоритеты» – важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, её независимости и территориальной целостности;

«система обеспечения национальной безопасности» – силы и средства обеспечения национальной безопасности;

«силы обеспечения национальной безопасности» – Вооружённые Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации;

«средства обеспечения национальной безопасности» – технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приёма информации о состоянии национальной безопасности и мерах по её укреплению.

В) Реальные и потенциальные угрозы Российской Федерации. Глобальные угрозы безопасности

После окончания «холодной войны» и прекращения жесткого противостояния по линии «Восток-Запад» мир не стал более безопасным. Фундаментальные изменения ситуации внутри страны и в мире в целом не устранили источников прежних угроз, а породили новые. Практическая деятельность по достижению национальных целей - резкого повышения уровня благосостояния народа, становления новой государственности, возрождения России как подлинно великой державы - требует постоянного контроля за динамикой развития реальных и потенциальных угроз национальной безопасности и их источников.

Современная военно-политическая обстановка в мире такова, что для России реальной военной угрозы со стороны других стран нет.

Однако потенциальные военные угрозы существуют. Разумеется, нет никаких оснований везде и всюду искать врагов, но наивно уповать на идиллические отношения с окружающим миром.

Главными причинами сохранения военных угроз, возникновения вооруженных конфликтов и войн являются социальные, политические, экономические, территориальные, религиозные, национально-этнические и другие противоречия, стремление ряда государств и политических сил к их разрешению с использованием средств вооруженной борьбы. Особую опасность представляют вооруженные конфликты, возникающие на почве агрессивного национализма и религиозной нетерпимости.

Основные внешние источники военных угроз для Российской Федерации:

- территориальные претензии других государств к Российской Федерации и ее союзникам;

- существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов прежде всего в непосредственной близости от российских границ;

- возможность применения (в том числе несанкционированного) ядерного и других видов оружия массового поражения (ОМП), находящегося на вооружении ряда государств;

- распространение ядерного и других видов ОМП, средств его доставки и новейших технологий военного производства в сочетании с попытками отдельных стран, организаций и террористических групп реализовать свои военные и политические устремления;

- возможность подрыва стратегической стабильности в результате нарушения международных договоренностей в области ограничения и сокращения вооружений, качественного и количественного наращивания вооружений другими странами;

- попытки вмешательства во внутренние дела, дестабилизации внутриполитической обстановки в Российской Федерации;

- подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;

- нападение на военные объекты Вооруженных сил Российской Федерации, расположенные на территории зарубежных государств;

- расширение военных блоков и союзов в ущерб интересам военной безопасности Российской Федерации;

- международный терроризм.

Основными внутренними источниками военных угроз, для противодействия которым могут быть использованы вооруженные силы, являются:

- противоправная деятельность националистических, сепаратистских, других организаций, направленная на дестабилизацию внутренней обстановки в Российской Федерации, нарушение ее территориальной целостности и осуществляемая с использованием вооруженного насилия;

- попытки насильственного свержения конституционного строя, дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления;

- нападения на объекты ядерной энергетики, химического, биологического производства и другие потенциально опасные объекты;

- создание незаконных вооруженных формирований;

- рост организованной преступности, контрабандной деятельности в масштабах, угрожающих безопасности граждан и общества;

- нападения на арсеналы, склады оружия, предприятия, производящие вооружение, военную, специальную технику и имущество, организации, учреждения и структуры, имеющие штатное оружие, с целью его захвата;

- незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств осуществления диверсий и террористических актов, а также противоправный рост оборота наркотиков;

- неоформленность в договорном отношении ряда участков Государственной границы Российской Федерации;

- незавершенность урегулирования правового статуса пребывания Вооруженных сил за ее пределами.

Факторами, способствующими перерастанию потенциальных военных угроз в реальную военную угрозу Российской Федерации, являются:

- наращивание группировок войск (сил) у границ Российской Федерации до пределов, нарушающих сложившееся соотношение сил;

- нападение на объекты и сооружения на Государственной границе Российской Федерации и границах ее союзников, развязывание пограничных конфликтов и вооруженных провокаций;

- подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп, предназначенных для переброски на территорию Российской Федерации и ее союзников;

- действия других стран, препятствующих функционированию российских систем обеспечения стратегических ядерных сил, государственного и военного управления, в первую очередь их космического компонента;

- ввод иностранных войск на территорию сопредельных с Российской Федерацией государств (если это не связано с мерами по восстановлению и поддержанию мира в соответствии с решением СБ ООН или регионального органа коллективной безопасности при согласии Российской Федерации).
№5 Военная безопасность и сила

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Основой военной политики стран мирового сообщества продолжает оставаться стремление к укреплению своей военной безопасности. Основное содержание военной политики России в этом вопросе, связанной с осуществлением соответствующей деятельности, включает: формирование и реализацию единой государственной политики в области военной безопасности; поддержание внутриполитической стабильности; защиту конституционного строя, целостности и неприкосновенности территории страны; развитие и укрепление дружественных отношений с соседними и другими государствами; создание и поддержание на необходимом уровне системы обороны РФ; качественное совершенствование Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов и поддержание их готовности при необходимости к согласованным действиям; защиту важных объектов в различных сферах и др. Все эти мероприятия направляются на поддержание и укрепление военной безопасности страны.

Военная безопасность — это составная часть, важнейший компонент национальной безопасности, которая определяет состояние обороноспособности страны и ее возможности по обеспечению защиты национальных интересов средствами вооруженного насилия.

Военная безопасность характеризует способность государства противодействовать возникновению войны, вовлечению в войну, а в случае ее возникновения — сведения к минимуму ущерба и разрушительных последствий для национальной безопасности страны.

Для поддержания военной безопасности России требуется поддержание военного потенциала на уровне, достаточном для обороны в случае возникновения кризисной ситуации в непосредственной близости от государственной границы. Требуемый уровень военной безопасности достигается при наличии всего комплекса структурных компонентов как чисто военных, так и политико-дипломатических, экономических, идеологических и других, целенаправленными и скоординированными усилиями государственных институтов.

Политике-дипломатический компонент военной безопасности обеспечивается:

 

высоким уровнем системы коллективной (международной) безопасности;

интегрированностью государства в систему военно-политических союзов;

приемлемым соотношением военно-политических сил в мире;

гарантированной реализацией международных договоров и соглашений, в которых участвует Россия;

дальнейшим совершенствованием режима международного контроля над вооружениями и нераспространением оружия массового уничтожения и средств его доставки.


Экономический компонент военной безопасности включает:

 

материально-финансовые возможности, обеспечивающие обороноспособность страны;

количественные и качественные параметры Вооруженных Сил и других войск;

военно-промышленный комплекс, который обеспечивает всем необходимым армию, флот и другие войска, создает мобилизационный резерв вооружения и военной техники;

научно-технический потенциал, позволяющий создавать новые виды оружия и военной техники;

мобилизационные возможности промышленности, обеспечивающие в случае необходимости поставку Вооруженным Силам и другим войскам потребного количества вооружения и военной техники.


Военный компонент включает в себя военную организацию государства, создаваемую для обеспечения военной безопасности с опорой на военную силу.

Военный компонент предполагает наличие определенных количественных и качественных показателей, к которым относятся:

 

численность Вооруженных Сил с системами управления и обеспечения, другие войска, воинские формирования и органы;

уровень подготовки войск и сил, от которой зависит их боеспособность и боевая готовность;

техническая оснащенность Вооруженных Сил и других войск (военной техникой, боеприпасами, военно-техническим имуществом);

наличие запасов вооружения и военной техники, содержащихся в арсеналах, на базах и складах;

состояние военной инфраструктуры (стационарные объекты), предназначенной для обеспечения обучения войск (сил), стратегического и оперативного развертывания и ведения военных действий.


Морально-психологический компонент, который тесно связан с военным компонентом, включает:

 

духовные возможности населения страны, которые определяются степенью морального состояния и психологической подготовкой населения;

общественный статус военнослужащих, представляющий собой совокупность их прав и обязанностей, положение и престиж в обществе и государстве;

морально-психологическое состояние основных категорий личного состава Вооруженных Сил и других войск.


Военная безопасность подразделяется на три уровня: глобальный, региональный и национальный.

На глобальном уровне военная безопасность России обеспечивается мероприятиями по контролю за нераспространением оружия массового уничтожения, сокращению стратегических наступательных вооружений и др.

На региональном уровне военная безопасность России обеспечивается укреплением военно-стратегического положения России путем создания системы коллективной безопасности в масштабе СНГ и НАТО.

На национальном уровне военная безопасность России обеспечивается в основном созданием необходимого военного потенциала страны.

Б)  Основные принципы обеспечения военной безопасности:
- сочетание твердого централизованного руководства военной организацией государства с гражданским контролем ее деятельности;
- эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификации военных угроз, адекватность реагирования на них;
- достаточность необходимых для обеспечения военной безопасности сил, средств и ресурсов, их рациональное использование;
- соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности;
- не нанесение ущерба международной безопасности и национальной безопасности других стран.

2. Основные задачи по обеспечению военной безопасности:

а) в мирное время:
- формирование и реализация единой государственной политики в области обеспечения военной безопасности;
- создание и совершенствование системы обороны Российской Федерации и ее союзников;
- обеспечение безопасности и защита граждан Российской Федерации;
- создание благоприятных внешнеполитических условий;
- строительство, поддержание и укрепление дружественных, добрососедских Партнерских (союзнических) отношений с соседними и другими государствами;
- предотвращение (сдерживание, в том числе ядерное) агрессии или угрозы любого масштаба против Российской Федерации и ее союзников со стороны любого государства или группы государств;
- обеспечение (при необходимости) политических акций Российской Федерации путем проведения соответствующих мероприятий военного характера (военно-морское присутствие);
- осуществление контроля за выполнением зарубежными государствами своих обязательств в области ограничения, сохранения и ликвидации вооружений и укрепления мер доверия;.
- всестороннее обеспечение и качественное совершенствование Вооруженных Сил Российской Федерации и других компонентов военной организации государства, поддержание их готовности к согласованным действиям по предотвращению, отражению и пресечению внешних и внутренних угроз;
- совершенствование экономической, технологической и оборонно-промышленной базы, повышение мобилизационной готовности экономики, организация подготовки органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, населения страны к решению задач по обеспечению военной безопасности, ведению территориальной и гражданской обороны;
- поддержание внутриполитической стабильности, защита конституционного строя, целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации;
- защита объектов и сооружений Российской Федерации в Мировом океане, космическом пространстве; на территории зарубежных государств, судоходства, промысловой и других видов деятельности в прилегающей морской зоне и удаленных районах Мирового океана;
- охрана и защита государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории, воздушного пространства и подводной среды, а также исключительной экономической зоны и континентального шельфа и их природных ресурсов;
- развитие необходимой военной инфраструктуры;
- организация и осуществление активной поддержки обществом мероприятий по обеспечению военной безопасности;
- обеспечение готовности к участию и участие в миротворческой деятельности.

6) в период угрозы военной безопасности и с началом войны (вооруженного конфликта):
- своевременное объявление состояния войны, введение военного или чрезвычайного положения в стране либо в отдельных местностях, проведение полного или частичного стратегического развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (их части) и приведение их в готовность к выполнению задач; приостановка выполнения обязательств Российской Федерации по соблюдению международных договоров в области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений;
- координация действий органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, общественных организаций и граждан по отражению и пресечению агрессии, достижению целей войны (вооруженного конфликта);
- организация и скоординированное ведение вооруженной, политико-дипломатической, информационной, экономической и других видов борьбы;
- введение в действие нормативных актов военного времени, принятие и реализация решений по подготовке и ведению военных действий;
- перевод экономики страны, отдельных ее отраслей или организаций! транспорта и коммуникаций на работу в условиях военного времени;
- организация и осуществление мероприятий территориальной и гражданской обороны;
- оказание помощи союзникам Российской Федерации и мобилизация их возможностей для достижения совместных целей в войне (вооруженном конфликте);
- предотвращение вовлечения других государств в войну (вооруженный конфликт) на стороне агрессора;
- использование возможностей ООН, других международных организаций по принуждению агрессора к прекращению войны (вооруженного конфликта) на возможно более ранней стадии и восстановлению международной стабильности, безопасности и мира.

В) Военная сила государства, являясь средством политики, представ­ляет собой исключительно сложное общественное явление. Свидетельст­вом этому является то, что до сих пор существуют различные точки зрения на сущность военной силы, ее структуру, содержание, формы реализации, выполняемые функции и на соотношение этой категории с другой близкой по смыслу категорией «военная мощь».

Следует отметить, что военная сила сегодня, с одной стороны, рассматривается как средство «насилия», «способность воздействовать на другие государства», а с другой – как «средство предотвращения насилия», «средство обеспечения безопасности».

Как уже отмечалось, наиболее тесно «категория «военная сила» взаимодействует с категорией «военная мощь», а иногда и тождественна ей.

Военная мощь является составной частью совокупной мощи государ­ства и используется для решения военных задач. Совокупная мощь государства - это все имеющиеся материальные и духовные возможности, которые общество способно реализовать для решения стоящих перед ним задач.

По-существу, военная мощь - это реализованная часть военного потенциала государства. В мирных условиях, как правило, осуществляется частичная реализация военного потенциала. По мере возрастания угрозы войны и подготовки к ней степень реализации военного потенциала увеличивается.

Располагая определенной военной мощью, государство использует ее для реализации своих потребностей как внутри страны, так и на междуна­родной арене. При этом основная часть военной мощи современных госу­дарств, как правило, предназначена для реализации внешнеполитических потребностей.

Для оценки военной мощи государства существуют определенные методологические принципы и требования.

Принцип первый. Военная мощь государства непосредственно обусловлена характером и особенностями эпохи. Ее качественные и количественные параметры обусловлены изменением соотношения сил в мире и его отдельных регионах. Она должна быть гибкой, мобильной, с четко выраженными приоритетами развития, способная быстро реагировать на изменения ситуации.

Принцип второй. Зависимость характера военной мощи от типа, социального содержания и политического режима конкретного государства. Определенный исторический тип государства обусловливает и соответствующий тип военной мощи (феодальный, буржуазный и др.). Сущность каждого типа военной мощи раскрывается через ее социально-классовую основу и историческое предназначение. Вот почему социальные функции разных типов военной мощи не совпадают. Более того, они приобретают специфику в зависимости от особенностей военно-политического курса конкретного государства, методов и способов их реализации в рамках одного и того же типа. Выявление отмеченных характеристик позволяет определить, средством реализации политических интересов каких социальных сил служит данная военная мощь, цели каких классов она реализует.

Принцип третий. Военная мощь государства является величиной относительной. Абсолютная величина военной мощи не является сравнительной характеристикой для определения способностей конкретного государства достичь победы в вооруженной борьбе, поскольку максимальная величина военной мощи слаборазвитого и экономически мощного государства просто несопоставимы. Эта возможность зависит от способности государства противостоять конкретному противнику. Поэтому размеры военной мощи определяются посредством сопоставления реальных (фактических) возможностей противоборствующих стран.

Принцип четвертый. Военная мощь и безопасность государства качественно изменяются при наличии (отсутствии) ракетно-ядерного оружия, средств его доставки, уровня систем противоракетной обороны. В доядерную эпоху увеличение военной мощи государства ассоциировалось, как правило, с уменьшением уязвимости государства, считалось синонимом его безопасности. С появлением ядерного оружия ситуация коренным образом изменилась. Его отсутствие у ряда государств компенсировать им было нечем. Однако ядерный потенциал других государств обнажил и пределы абсолютной военной силы. Со всей очевидностью выявилась проблема самосохранения человечества. Тем самым характер взаимосвязи между количеством ракетно-ядерного оружия и степенью безопасности государства приобрел обратно пропорциональную зависимость.

№6

Военная доктрина Российской Федерации утверждена Указом Президента РФ № 706 от 24.01.2000 г. Она представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

Военная доктрина является документом переходного периода – периода становления демократической государственности, многоукладной экономики, преобразования военной организации государства, динамичной трансформации системы международных отношений. В военной доктрине развиваются основные положения военной доктрины Российской Федерации 1993 г. и конкретизируются некоторые установки Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Положения военной доктрины опираются на комплексную оценку состояния военно-политической обстановки и стратегический прогноз ее развития, на научно обоснованное определение текущих и перспективных задач, объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения безопасности Российской Федерации, а также на системный анализ содержания и характера современных войн и вооруженных конфликтов, отечественного и зарубежного опыта военного строительства и военного искусства.

Военная доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее положениях последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации и ее союзников.

Правовую основу военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты, а также международные договоры Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности.

Россия не применит ядерного оружия против государств – участников Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающих ядерным оружием, кроме случаев нападения на Российскую Федерацию, ее союзников или на государство, с которым она имеет обязательства в отношении безопасности.

Военную безопасность России обеспечивает военная организация нашего государства. Она включает в себя Вооруженные Силы Российской Федерации, составляющие ее ядро и основу, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач безопасности военными методами, а также органы управления ими. В военную организацию государства также входит часть промышленного и научного комплекса страны, предназначенная для обеспечения задач военной безопасности.

Главной целью военной организации государства является обеспечение гарантированной защиты национальных интересов и военной безопасности Российской Федерации и ее союзников. Военная организация России постоянно развивается.

№7

А) Кризисная ситуация - это одно из состояний военно-политической обстановки, представляющее крайне острую форму столкновения интересов классов и государств, коалиций государств, двух социальных систем. Ее сущность заключается в том, что в этот период развертывается интенсивная политическая, экономическая, дипломатическая и идеологическая борьба, в процессе которой отношения конфликтующих сторон достигают такого накала (порогового уровня), за которым при дальнейшем преднамеренном нагнетании обстановки кризис в отношениях разрешается военными средствами. В результате таких качественных изменений военно-политическая обстановка перерастает из кризисной стадии в фазу вооруженного конфликта, сохраняя при этом факторы критического характера, влияющие на ее дальнейшую эволюцию.

В основе кризисных ситуаций, как правило, лежат противоречия между государствами двух противоположных социально-экономических систем, межимпериалистические, между транснациональными корпорациями и национально-государственной формой политической организации общества, между тремя основными центрами современного империализма (США, Западная Европа и Япония), между империалистическими и развивающимися странами. Однако сами по себе противоречия какой-либо фатальной предопределенности обострения военно-политических кризисных ситуаций не несут. Их главным двигателем, как уже отмечалось, выступают политика, политические и стратегические цели классов, государств и их коалиций.

По пространственным параметрам выделяют кризисные ситуации глобальные, региональные (локальные), межгосударственные и внутригосударственные. Они могут возникать последовательно или одновременно в различных регионах, странах и на континентах и перерастать из внутри- и межгосударственных в локальные и региональные, а в последующем и в глобальную военно-политическую кризисную ситуацию, непосредственно предшествующую мировой войне.
Кризисные ситуации опасны. Они связывают в узелки многие противоречия эпохи, которые способствуют образованию очагов войны. Исторический опыт неопровержимо свидетельствует, что и первой, и второй мировым войнам предшествовали острые военно-политические кризисы глобального масштаба, слившиеся из локальных и внутристрановых. Так, перед первой мировой войной произошло около 40 локальных войн и военных конфликтов, в результате чего возник один очаг войны в Европе. Перед второй мировой войной их насчитывалось уже около 80. В результате этого образовались два крупных очага мировой войны - на Западе и Дальнем Востоке. Таким образом, сохраняющиеся, а тем более вновь возникающие кризисные ситуации серьезно осложняют международную обстановку, препятствуют ее оздоровлению и демилитаризации. Региональные кризисные ситуации и конфликты в ракетно-ядерную эру могут послужить толчком к катастрофе планетарного масштаба. Между очагами кризисов и глобальным ядерным противостоянием существует безусловная причинная связь.

Практика показывает, что при оценке любой военно-политической кризисной ситуации в целях ее разблокирования важно установить подлинные причины, источники и социально-политический характер; содержание и глубину противоречий; расстановку, состав сторон и преследуемые ими цели; направленность действий заинтересованных стран на локализацию или расширение ее рамок. После такой оценочно-аналитической работы могут быть сделаны научно обоснованные выводы, а затем и выработана система мер, направленная на поиск развязок с учетом достижения баланса безопасности и интересов конфликтующих сторон. Это возможно лишь при признании за каждым народом свободы выбора экономической концепции и социально-политического пути развития, соблюдения основополагающих принципов международного права.

Б) Климатические различия на территории России проявляются в формировании разных типов климата. В направлении с севера на юг наша страна располагается в арктическом, субарктическом и умеренном климатических поясах. Но существенные изменения климата наблюдаются и в пределах каждого пояса, как при движении с запада на восток (климатические области), так и при движении с севера на юг (зональные типы климата). Так, например, выделяются четыре подтипа умеренного климатического пояса: умеренно-континентальный, континентальный, резко-континентальный и муссонный (на Дальнем Востоке).

Климат оказывает большое влияние на формирование многих важнейших отраслей хозяйственной деятельности и условия жизни людей. Так, например, большая часть территории Сибири и Дальнего Востока не обжита и не освоена из-за природно-климатических условий.

Природные зоны. В пределах России природная зональность, проявляющаяся в различиях почвенного покрова, растительности и животного мира выражена очень хорошо. Границы природных зон в основном вытянуты вдоль параллелей — это широтная зональность (отклонения сравнительно невелики). Наиболее четко природная зональность выражена на территории России к западу от Енисея. К востоку от Енисея зональность прослеживается слабее из-за сложного характера рельефа и особенностей резко континентального климата. Поскольку значительная часть территории страны занята горами, для многих районов характерна высотная поясность.

Территорию России с севера на юг сменяют следующие природные зоны: арктических пустынь, тундровая, лесотундровая, тайги, смешанных и широколиственных лесов, лесостепная, степная, полупустынная, пустынная. Самую большую площадь занимают лесные зоны. К северу от них расположена лесотундровая, а к югу — лесостепная и далее безлесные зоны (пустыни и полупустыни). Существование безлесных зон на севере обусловлено суровым арктическим и субарктическим климатом, а на юге — большой сухостью.

При движении от Балтийского моря на восток возрастает кон- тинентальность климата, изменяется рельеф в связи с различной историей формирования территории, а также растительность и животный мир. Все это привело к изменению облика природных зон, их набора и географического положения. На территории России выделяют пять долготных секторов: западноевропейский (с очень широким распространением лесных зон), восточноевропейский (сокращаются по широте зоны лесных ландшафтов, уступая место лесостепям и степям), западно-сибирский (с набором сменяющихся с севера на юг ландшафтных зон от тундры до пустыни), восточносибирский (наиболее континентальный тундрово-редколесно-таежный с островами степей и лесостепей среди тайги), дальневосточный (включающий зоны от тундры до хвойно-широколиственных лесов при значительной луговости ландшафтов равнин).

Арктические пустыни представляют собой бесплодные земли, скованные вечной мерзлотой и покрытые крупными ледниками (общая площадь покровного оледенения — более 55 тыс. км2). Почвы очень бедны гумусом. Растительность почти отсутствует и представлена преимущественно лишайниками. Животный мир также крайне беден. В пределах зоны арктических пустынь расположены Земля Франца-Иосифа, Новосибирские острова, остров Врангеля, большие части Новой Земли и Северной Земли, а также ряд мелких островов Арктики.

Зона тундры охватывает около 10% территории России и находится в пределах арктического и субарктического климатических поясов; простирается от границы с Финляндией на западе до Берингова пролива на востоке. Зона занимает неширокую полосу на севере Европейской части России и достигает максимальной ширины 500 км в Сибири. На крайнем северо-востоке России она на юг простирается до северной части полуострова Камчатка. Тундра практически безлесна. Вечная мерзлота залегает близко к поверхности и задерживает влагу, образующуюся при оттаивании верхнего слоя почвы. Почвы крайне бедны и сильно окислены (тонкий слой гумуса, под которым находится глеевый горизонт, а еще глубже — вечная мерзлота). Поскольку характер растительности меняется с севера на юг, в тундре выделяют две подзоны — а) арктическую тундру с крупными участками без растительности и широким распространением мхов и лишайников; б) кустарниковую тундру с мхами, лишайниками, травами, карликовой березой.

Зона лесотундры протянулась узкой полосой (20—200 км) вдоль южной границы тундры от Кольского полуострова до Колымы. Находится в пределах субарктического климатического пояса. От тундры отличается, прежде всего, характером растительности — в лесотундре произрастают низкорослая береза, лиственница и ель. Значительные площади занимают торфяные болота. На юге лесотундра постепенно переходит в таежный лес.

Тайга — наиболее обширная природная зона России — протянулась от западных границ России до Тихого океана. Занимает территории Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин к северу от 56°—58° с.ш. и большую часть территории к востоку от Енисея; таежные леса доходят до южных границ России в Сибири. Всего на тайгу приходится свыше 60% площади России. Российская тайга обладает крупнейшими в мире запасами хвойной древесины, но год от года — в результате интенсивной вырубки — они уменьшаются. В меридиональном направлении тайгу подразделяют на восточную (восточнее Енисея), с континентальным климатом, и западную, с более мягким климатом; в целом климат зоны влажный, с умеренно теплым (на севере прохладным) летом и суровой зимой; зимой — устойчивый снежный покров. В широтном направлении тайга подразделяется на три подзоны — северную, среднюю и южную тайгу. В таежных районах развиты охотничье хозяйство, земледелие развито преимущественно по долинам рек.

Природные зоны пустынь и полупустынь занимают небольшую часть территории России и находятся в пределах Прикаспийской низменности. Климат сухой, континентальный. Летом температура в тени нередко достигает 40°С. Увлажнение крайне недостаточное. В зоне пустынь часты суховеи и пыльные бури (они образуют барханы). Растения в этой зоне выносливы, но их мало. Почвы (каштановые, светло-каштановые, бурые пустынно-степные) сильно засолены, многочисленны солончаки и солонцы.


№8

А) Политическая сущность военных конфликтов

Среди политических конфликтов особо выделяется военный конфликт. Особенность эта объясняется тем, что протекает он с применением оружия. Не всякий конфликт есть война, но всякая война - это конфликт.

Военный конфликт - это любое вооруженное столкновение как форма разрешения противоречий между противоположными сторонами (государствами, коалициями государств, социальными группами и др.).

Военные конфликты по интенсивности разделяются на:
низкой интенсивности (военные акции);
  • средней интенсивности (локальные и региональные войны);
  • высокой интенсивности (мировые войны).
    Развитие и стадии протекания военного конфликта, как и у обычного политического конфликта, но интересно рассмотреть, как ведут себя на различных стадиях вооруженные силы.

    На первой стадии военного конфликта вооруженные силы действуют в режиме повседневной деятельности.
    На второй стадии проводится выборочное введение в частях и соединениях повышенной боевой готовности и боевой готовности "военная опасность". Проводятся мероприятия, адекватные военной угрозе, скрытно наращиваются группировки дежурных сил.
    На третьей стадии - собственно военный конфликт - вводится боевая готовность полная, проводится полномасштабное стратегическое развертывание вооруженных сил. Ведутся боевые действия.
    На четвертой стадии происходит демобилизация, сокращение вооруженных сил до состояния перед конфликтом. Государство, потерпевшее поражение, может быть лишено вооруженных сил.
      1   2

    перейти в каталог файлов


  • связь с админом