Главная страница
qrcode

доклад Рамусик. Коррекция поведения самостимуляции методом самоконтроля поведения у ребенка с рас


НазваниеКоррекция поведения самостимуляции методом самоконтроля поведения у ребенка с рас
Дата12.10.2019
Размер31.1 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файладоклад Рамусик.docx
ТипДокументы
#65719
Каталог

Коррекция поведения самостимуляции методом самоконтроля поведения у ребенка с рас.

Методы коррекции поведения разрабатывались в рамках пове­денческого подхода в форме поведенческой терапии, или прак­тики «модификации поведения». Поведенческая терапия — это терапия, использующая принципы и модели теории научения и науки о поведении (бихевиоризма) при определении целей и процедур психотерапии, а также при объективной оценке ее ре­зультатов. О поведенческой терапии говорят, что она имеет зна­чительное прошлое, но короткую историю . Теоретические основы поведенческой терапии были разработаны еще в первой половинеXXв. в трудах И.П.Павлова. Однако переход от исследовательской работы с экспериментальными животными к реальной практике коррекции поведения человека произошел относительно недав­но. В конце 50-х гг. разработанный Д.Вольпе метод систематиче­ской десенсибилизации впервые поколебал безраздельное гос­подство психоаналитической практики. Эффективность и относительная простота это­го метода снискали ему заслуженное признание, и метод систе­матической десенсибилизации получил широкое распространение в практике работы с клиентами с эмоциональными наруше­ниями, страхами, повышенной тревожностью, фобиями.

Метод систематической десенсибилизации был разработан в конце 50-х гг. Д. Вольпе для преодоления состояний повышенной тре­вожности и фобических реакций. С тех пор метод приобрел извест­ность и находит широкое применение в психологической и психо­терапевтической практике. На основе данных, полученных в экспериментах с животны­ми, Д. Вольпе показал, что происхождение и угасание невроти­ческой тревожности, подавляющей адаптивное поведение, мо­гут быть объяснены с позиций теории классического обуслов­ливания.. Суть этого принципа состоит в том, что если реакцию, противоположную тревожности, можно бу­дет вызвать в присутствии стимулов, обычно вызывающих тре­вожность, то это приведет к полному или частичному подавле­нию реакций тревожности. Д. Вольпе реализовал идею сверх­обусловливания в работе с клиентами, испытывающими страхи и фобии, сочетая состояния глубокой релаксации клиента с предъявлением ему стимулов, в обычной ситуации вызываю­щих страхи. При этом решающее значение имел порядок предъяв­ления и подбор стимулов. Стимулы, подбирались по интенсивно­сти так, чтобы реакция тревожности была подавлена предше­ствующей релаксацией. Метод сис­тематической десенсибилизации — это метод систематического постепенного уменьшения сенситивности, т. е. чувствительности человека к предметам, событиям или людям, вызывающим тре­вожность. Снижение сенситивности приводит к последователь­ному систематическому уменьшению уровня тревожности по от­ношению к этим объектам. Метод систематической десенсибили­зации может быть полезен для разрешения трудностей в разви­тии, когда основной причиной выступает неуместная неадекват­ная тревожность.

Метод систематической десенсибилизации показан для приме­нения в следующих случаях.

1. При возникновении повышенной тревожности в сиитуациях, где объективная опасность или угроза "физической и личностной безопасности человека отсутствует. Тревожность характеризуется высокой интенсивностью и продолжительностью, тяжелыми аф­фективными переживаниями и субъективными страданиями.

2. При возникновении психофизиологических и психосомати­ческих расстройств вследствие высокой тревожности (мигреней, головной боли, дерматозов, желудочно-кишечных расстройств и т.д.). В этих случаях, составляющих пограничную для детской и клинической психологии область, необходима комплексная по­мощь ребенку, включая медицинскую, психологическую и психо­терапевтическую помощь.

3. При дезорганизации и распаде сложных форм поведения вслед­ствие, высокой тревожности и страхов. Примером могут служить неспособность ученика, прекрасно знающего учебный предмет, справиться с контрольной работой или «провал» на утреннике в детском саду малыша, выучившего стихотворение, но не сумев­шего его продекламировать в нужный момент. В тяжелых случаях, ситуативные «срывы» в поведении ребенка могут перейти в хро­нические и приобрести форму «выученной беспомощности». Здесь до начала использования метода систематической десенсибилиза­ции необходимо снять или уменьшить воздействие стрессора, дав ребенку отдых и оградив его от повторения проблемных ситуаций, вызывающих страх и тревогу.

4. При возникновении реакций избегания, когда ребенок, стремясь избежать тяжелых аффективных переживаний, связан­ных с тревожностью и страхами, предпочитает избегать любых травмирующих стимулов и ситуаций. В этих случаях избегание пред­ставляет собой защитную реакцию на стрессор. Например, уче­ник прогуливает уроки, стремясь избежать опроса и контрольных

работ при объективно высокой степени усвоения учебного ма­териала; или ребенок постоянно говорит дома неправду даже на вопросы о его вполне безупречных поступках, потому что ис­пытывает страх и тревожность потерять расположение родите­лей. Со временем ребенок начинает испытывать страх уже перед самой возможностью возникновения страха («бояться страха»). Длительное сохранение такого состояния может привести к деп­рессии.

5. При замещении реакций избегания дезадаптивными форма­ми поведения. Так, при возникновении страха и тревожности ре­бенок становится агрессивным, возникают вспышки ярости, не­оправданного гнева. В младшем школьном и подростковом возрас­те могут наблюдаться обращения подростка к психоактивным ве­ществам (алкоголю, наркотикам), побеги из дома. В более мягком социально приемлемом варианте дезадаптивные реакции прини­мают форму причудливого эксцентричного или демонстративно-истероидного поведения, направленного на то, чтобы стать цент­ром внимания и получить необходимую социальную поддержку. Дезадаптивное поведение может выступать в форме особых ритуа­лов, «магических действий», позволяющих избежать столкновения с вызывающими тревожность ситуациями. В случае возникновения дезадаптивных реакций метод систематической десенсибилизации должен быть использован в комплексе с другими видами психоте­рапии.

Классическая процедура систематической десенсибилизации осуществляется в три этапа:

1) тренировка умения клиента переходить в состояние глубо­кой релаксации;

2) конструирование иерархии' стимулов, вызывающих тревож­ность;

3) этап собственно десенсибилизации.

Первый — подготовительный — этап ставит задачу научить способам регуляции состояний напряженности и релак­сации, покоя. При работе с детьми наиболее часто используются методы косвенного и пря­мого вербального внушения. Использование игр и игровых уп­ражнений позволяет значительно увеличить возможности эффек­тивного воздействия на ребенка с целью вызвать у него состоя­ние покоя и релаксации. Это и выбор сюжета игры, и распреде­ление ролей, и введение правил, регулирующих переход от ак­тивности к релаксации. Использование игровой формы позволя­ет также в специальных упражнениях организовать овладение от­дельными элементами аутогенной тренировки даже детьми до­школьного возраста.

Задача второго этапа состоит в конструировании иерар­хии стимулов, ранжированных в соответствии с возрастанием степени тревожности, которую они вызывают.( Например, объект или человек (док­тор, Баба-Яга, собака, темнота) и ситуация (ответ у доски, рас­ставание с матерью, выступление на утреннике и т.д.) представ­лены в различных временных и пространственных измерениях, в силу чего вызывают тревожность разной интенсивности. При конструировании создается модель постепенного приближения ребенка к вызыва­ющему страх событию или предмету. На третьем этапе — собственно десенсибилизации — организу­ется последовательное предъявление, находящемуся в со­стоянии релаксации, стимулов из ранее сконструированной иерар­хии, начиная с низшего элемента, практически не вызывающего тревожности, и переходя к стимулам, постепенно увеличивающим тревожность. При возникновении даже незначительной тревожности предъявление стимулов прекращается, клиент снова погружа­ется в состояние релаксации, и ему предъявляется ослабленная версия того же стимула. Отметим, что идеально сконструирован­ная иерархия не должна вызывать тревожности при своем предъяв­лении. Предъявление последовательности элементов иерархии про­должается до тех пор, пока состояние покоя и релаксации не будет сохраняться у клиента даже при предъявлении высшего элемента иерархии. При работе с детьми ме­тод систематической десенсибилизации используется «invivo», т. е. стимулы, вызывающие тревожность, предъявляются ребенку в форме реальных физических объектов и ситуаций В игре обеспечивается необходимая визуализация «пугающих» страшных объектов и си­туаций и вместе с тем сохраняется свобода и произвольность ре­бенка в отношении этих объектов и ситуаций, поскольку они реа­лизуются в воображаемой, «мнимой» ситуации, полностью под­властны ребенку и не представляют ни малейшей реальной угрозы. Игра создает возможность сохранения положительного эмоцио­нального настроя и, соответственно, релаксации за счет пережи­вания удовольствия от самой игры, которая может быть сохранена ребенком даже при встрече с ситуациями, вызывающими страх и тревожность.

В детском возрасте тревожность и страхи перед определенны­ми ситуациями и объектами могуг быть обусловлены отсутствием у ребенка адекватных способов поведения в этих ситуациях. В та­ких случаях метод систематической десенсибилизации дополня­ется техниками научения, разработанными в рамках теории со­циального научения (А. Бандура), — техникой моделирования со­циально-желаемых образцов поведения и техникой социального подкрепления. Благодаря наблюдению моделей адекватного по­ведения взрослого или сверстника в ситуации, вызывающей страхи У ребенка, и организации социального подкрепления попыток подражать поведению модели, удается не только преодолеть фо­бии и излишнюю необоснованную тревожность, но и расширить поведенческий репертуар ребенка, повысить его социальную ком­петентность. Предусматривается определенная последовательность включения ребенка в трудную для него ситуацию. Сначала ребе­нок только наблюдает за поведением взрослого или сверстника, Не обнаруживающих ни малейших признаков страха и испуга. За­тем сам включается в совместную деятельность со взрослым или сверстником, в которой постоянно подкрепляются все его даже незначительные достижения и, наконец, пытается самостоятельно имитировать модель «бесстрашного» поведения при эмоциональ­ной поддержке психолога и сверстников - участников группы.

Принцип систематической десенсибилизации находит также выражение в постепенном переходе от одного вида деятельности к другому так, чтобы обеспечить последовательное приближение ребенка от воображаемой «пугающей» ситуации к реальной ситу­ации, вызывающей тревожность. Например, достаточно хорошо оправдывает себя такая последовательность коррекционной ра­боты: сочинение сказок и историй о бесстрашном герое, преодо­левающем все трудности и испытания, затем тематическое рисо­вание, игра-драматизация, разыгрывание сначала условных, а затем и реальных ситуаций, моделирующих адекватное поведе­ние в ситуациях, прежде вызывавших страх у ребенка.

Метод поведенческого тренинга

Метод поведенческого тренинга направлен на обучение ребен­ка адекватным формам поведения в проблемных ситуациях. Теоре­тической основой метода поведенческого тренинга является бихе­виоризм, как в его классическом варианте, так и в современных теориях научения, реализующих традиции поведенческого подхо­да (А'. Бандура, Б.Скиннер, Д.Мейхенбаум). В случае поведенче­ского тренинга целью коррекции становится приобретение нового адаптивного поведения, отсутствующего в поведенческом репер­туаре клиента, а не задача торможения или усиления уже имею­щегося поведения, как, например, в методе систематической де­сенсибилизации Д. Вольпе . Сторонники поведенческого тре­нинга справедливо исходят-из предположения о том, что причи­ной значительной доли трудностей ребенка является отсутствие соответствующего поведения и навыков.

Метод поведенческого тренинга существует в трех моди­фикациях соответственно трем основным теоретиче­ским подходам: оперантному научению, социальному научению, педагогическому подходу.

Теория оперантного научения, разработанная Б.Скиннером, ос­новывается на механизме оперантного обусловливания, суть кото­рого состоит в выработке нового поведения через модификацию уже усвоенных ранее поведенческих реакций путем манипулиро­вания положительным и отрицательным подкреплениями.

В завершенном и операционализированном виде принцип опе­рантного научения представлен в методе «жетонов». «Жетонные программы», получившие благодаря Б. Скиннеру широкое распро­странение в США, следует рассматривать как кульминацию вне­дрения идей теории оперантного научения в практику коррекци­онной и психотерапевтической работы. Цель коррекции в «жетон­ных программах» определяется как изменение поведения индиви­да в соответствии с предписанной ему обществом ролью. «Жетон­ная экономика» представляет собой такую форму внешней орга­низации поведения индивида, в которой в жестко контролируе­мой среде индивид получает деньги, материальные блага и приви­легии в обмен на «жетоны», которыми он вознаграждается за вы­полнение социально желательного поведения.

Метод «жетонов» включает в себя пять основных ком­понентов:

1) систематическое наблюдение за поведением детей, нуждаю­щихся в коррекции поведения;

2) презентация детям образца социально желаемого поведения, описание его и сопоставление с альтернативным образцом асоци­ального поведения, т.е. предъявление детям в сравнении двух об­разцов поведения — «положительного», которому нужно подра­жать, и «отрицательного», которого следует избегать;

3) определение форм эффективного положительного и отри­цательного подкрепления для участников коррекционной про­граммы. Например, положительным подкреплением могут стать различные предметы для поощрения — значок, игрушка, конфе­та, а отрицательным — запрет играть в любимые игры, запреще­ние просмотра телевизионной передачи, лишение сладкого, про­гулки и т.д.;

4) введение «жетонов» как символического подтверждения права ребенка на получение поощрения (положительного подкрепления) или наказания (отрицательного подкрепления), а также правил действия «жетонов», т.е. правил обмена «жетонов» на привилегии или, напротив, правил введения «наказаний» для ребенка;

5) систематический контроль поведения ребенка, оценка по­ведения, выдача «жетонов» и, наконец, осуществление обмена «же­тонов» на оговоренные ранее виды поощрений и наказаний.

Психологический механизм коррекционного воздействия авто­ры видят в систематическом контроле и немедленном подкрепле­нии (положительном или отрицательном) поведения ребенка (Б.Скиннер). Отсюда становятся понятны ограничения в приме­нении «жетонного» метода — применение только в строго контро­лируемой среде, там, где возможно осуществить незамедлительное подкрепление, значимое для субъекта. Там, где эти условия не со­блюдаются, метод «жетонов» теряет свою эффективность. Именно поэтому «жетонные программы» получили распространение лишь в условиях жестко контролируемой среды — в школах, больни­цах, тюрьмах.

Таким образом, обеспечивалась интериоризация внешнего диалога, за­мещающего дезадаптивный, неэффективный внутренний диалог клиента. Д.Мейхенбаум подчеркивает необходимость эксплици­рования способа решения проблемы в виде диалога по поводу решения задачи. Основными составляющими этого диалога явля­ются вопросы по существу задачи и ответы на них, выполняю­щие функции планирования решения, инструктирование с це­лью управления исполнением, реплики самоободрения, исполь­зуемые для самоподдержки и преодоления фрустрации («У тебя получится!» «Не волнуйся, все хорошо, держи себя в руках»), оценочные высказывания, выполняющие функцию самоподкреп­ления («Ты все делаешь верно», «Молодец, ты сделал это!»)-Д. Мейхенбаум отмечает сходство выделенных им этапов когни­тивного тренинга и этапов развития «речи для себя», выполняю­щей планирующую и регулирующую функции, описанную в ра­ботах Л. С. Выготского и А. Р. Лурия.

].

Ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения являются одним из клинических диагностических критериев расстройств аутистического спектра. Самостимулирующее поведение является примером повторяющегося поведения, которое грубо можно разделить на три типа
Использование частей лица и тела для получения сенсорной стимуляции, такое как: раскачивание тела, вращение вокруг своей оси, хлопание и махание руками, рисование пальцами в воздухе и т.д. Помимо выше перечисленного, когда ребенок подолгу смотрит на предметы, например, на линии на полу, это также является часто встречающимся поведением самостимуляции. Использование объектов для стимуляции чувств. Например, ребенок непрерывно вращает контейнеры, игрушки, колёса автомобилей и т.д.
 
Проявление навязчивых привычек, таких как: настаивать на ношении одежды только определённого цвета, держать предметы только одним способом, расставлять их определённым образом, придерживаться ритуалов (и настаивать на том, чтобы выполнять каждое действие самому), говорить всё время на одну и ту же тему и т.д. Родители, ежедневно сталкиваясь с самостимулирующим поведением, ругают детей, игнорируют их, наказывают и так далее. И эти действия не позволяют эффективно останавливать данное поведение, а в некоторых случаях, это приводит к тому, что поведение появляется более часто, и ситуация становится ещё хуже. Причина проста: целью всех этих действий является сенсорная стимуляции, и поощрение, которое ребенок получает, когда ему удается эти действия выполнить, слишком сильное. Поэтому использование неэффективных стратегий только способствует проявлению данных неприемлемых форм поведения.
Как научить ребенка замещающему поведению и перенаправлять поведение самостимуляции (проактивный план). А в перспективе, обучение альтернативным навыкам – эффективный способ решить проблему. Тем не менее, если у ребенка поведение самостимуляции происходит очень часто, возможно, будет очень сложно начать его учить любым другим навыкам. Поэтому есть несколько способов прерывания самостимулирующего поведения (реактивный план).

Во-первых, вы должны понимать, что ребенок не может избавиться от самостимуляций сразу, особенно на ранних стадиях вмешательства. Поэтому будет правильно, если вы будете каждый день выделять некоторое время (например, на 15-20 минут) для того, чтобы поработать над поведением самостимуляции.

Шаг1: Когда ребенок занимается самостимуляцией, от вас может потребоваться дотронуться до части тела ребенка или даже блокировать его тело целиком, чтобы прервать поведение (например, осторожно опустить руки ребенка, если он хлопает и машет руками). Цель состоит в том, чтобы немедленно убрать сенсорное удовольствие, которое ребенок получает благодаря этим действиям. Чем раньше поведение прекращается, тем меньше времени ребенок получает удовольствия. Если это возможно, родители должны использовать наименьшее количество физических действий / помощи, чтобы остановить поведение, потому что мы хотим, чтобы ребенок постепенно учился контролировать своё поведение самостоятельно. Таким образом, в будущем, прерывание поведения может стать относительно более быстрым и легким. Если ребенок использует объект для получения сенсорной стимуляции (например, вращение чашки), просто уберите объект.

Шаг2: Используйте поощрения, чтобы побудить вашего ребенка проявлять сдержанность. Родители, знакомые с использованием жетонов, могут со своими детьми использовать жетоны для обмена на поощрение. Или же родители могут обеспечить прямое подкрепление (например, любимое лакомство, планшет и т.д.). Как правило, на ранних этапах вмешательства, количество времени, в течение которого ребенок может проявлять сдержанность, очень короткое. Поэтому родителям приходится ловить правильный момент для быстрого и прямого поощрения. Во время выдачи подкрепления, также хвалите ребенка простым и лаконичным языком, чтобы ребенок понимал, что от него хотят, и как себя вести, например: «Хорошие ручки, спокойные». Это поможет ребенку понять разницу между самоконтролем и проявлением самостимулирующего поведения, а также связь с получением поощрения.

Шаг3: По мере того, как ребенок начнёт учиться контролировать свое поведение, Вы можете постепенно подключать обучение альтернативным навыкам или другим занятиям. Предположим, что Вы хотите научить ребенка собирать паззлы, чтобы занять его руки. И Вы постепенно будете объединять обучение играть с паззлом с тренировкой самоконтроля. Например, ребенок должен собрать шесть жетонов для того, чтобы получить поощрение, поэтому для получения первых 3-4 жетонов ему будет предоставлена возможность продемонстрировать самоконтроль (т.е. воздержаться от самостимуляции). А затем, на оставшиеся жетоны, ему дают паззл, чтобы он мог продемонстрировать соответствующие навыки игры с головоломкой. Жетоны даются, когда ребенок выполняет инструкцию собрать паззл и одновременно демонстрирует сдержанность.
Родители могут менять количество жетонов в зависимости результатов ребенка. Собирание паззла становится навыком, заменяющим хлопание и махание руками.

Когда дети понимают, какое поведение им необходимо контролировать, время, в течение которого они воздерживаются от самостимулирующего поведения, увеличивается. А следовательно, количество времени, в течение которого родители могут заниматься с ребенком, и надежды на освоение соответствующих навыков также заметно возрастают.
перейти в каталог файлов


связь с админом