Главная страница
qrcode

9 т...ТФП...Практ...15-16... Кровь и кровеносные сосуды


Скачать 180.5 Kb.
НазваниеКровь и кровеносные сосуды
Дата11.04.2019
Размер180.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла9 т...ТФП...Практ...15-16...doc
ТипМетодические рекомендации
#62285
Каталог
С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ

ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА
КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ






Специальность: ТФП

Кафедра русского языка

Методические рекомендации

для практических занятий

Речевая тема: Кровь и кровеносные сосуды.

Грамматическая тема: Коммуникативная задача текста. Смысло-речевые ситуации. Определение предмета (дефиниция) – что есть что; что – это что; что называется чем. Введение термина – что носит название чего; что получило название чего; что имеет название чего.
Курс: 1

Дисциплина: Русский язык

Составитель:

д.п.н. профессор Жанпейс У.А.

2015.


Речевая тема: Кровь и кровеносные сосуды.

Грамматическая тема: Коммуникативная задача текста. Смысло-речевые ситуации. Определение предмета (дефиниция) – что есть что; что – это что; что называется чем. Введение термина – что носит название чего; что получило название чего; что имеет название чего.

II. Цель: дать общее представление о коммуникативной задаче и смысло-речевых ситуациях в подъязыке медицины.

III. Задачи:

Практические навыки : выработать навыки адекватно воспринимать, воспроизводить и интерпретировать научные текста в сфере медицины, определять его коммуникативную задачу, смысло-речевые ситуации.

Основные вопросы темы:

1. Коммуникативная задача текста медицинского профиля.

2.Смысло-речевые ситуации медицинского текста.

3.Определение предмета.

4. Введение термина.

V. Методы обучения и преподавания.

Репродуктивный: объяснение теоретического материала, языковой анализ различных жанров научного стиля, выполнение речевых и коммуникативных упражнений.

Наглядный: работа с таблицами.

Активный: лингвистическая игра; конструирование синквейна с опорными терминами и ключевыми словами речевой темы.

VI.Задания по теме:

Задание 1.Ознакомьтесь с теоретическими сведениями. Запишите наиболее важные положения. Cоставьте кластер, используя полученную информацию.

Коммуникативная задача научного текста
Выделяют различные коммуникативные задачи научного текста:

·
·
·
·
·
Коммуникативная задача текста соотносится с определенными моделями текстов, представляющими реальные ситуации общения, а также языковые средства, соотнесенные с выражаемыми ими «смыслами» и ситуациями.
Задание 2.

Смысло-речевая ситуация (функция)
Языковые средства (форма)
1.
Определение предмета (дефиниция)
Физиологи - наука о процессах, происходящих в живых организмах.

Анатомия человека – это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма.

Сердечная деятельность называется основой кровообращения.
2.
Введение термина
Сосуд, отводящий кровь от сердца, носит название артерии.

Сосуд, доставляющий кровь к сердцу, получил название вена.

Крошечные сосуды, соединяющие капилляры с венами, имеют название венулы.


Задание 3.
Кровь — это быстро восстанавливающаяся ткань. Она обновляется за счет разложения старых клеток и создания новых. Этим занимается костный мозг. В организме взрослого человека находится в среднем 5 литров крови.

Задание 4.
Состав крови
Плазма - это жидкость, в которой находятся клетки крови и тромбоциты. Плазма на 92 % состоит из воды, а также содержит сложную смесь белкой, витаминов и гормонов. Эритроциты – красные кровяные клетки. Они составляют более 99 % клеток крови. Кровь имеет красный цвет благодаря присутствующему в эритроцитах белку. Он называется гемоглобин. Именно гемоглобин связывает кислород и разносит его по всему организму. При соединении с кислородом образуется ярко-красное вещество. Это вещество получило название оксигемоглобин. После высвобождения кислорода возникает более темное вещество. Оно имеет название дезоксигемоглобин. Содержание эритроцитов в крови обозначают их числом в одном кубическом миллиметре. У здоровых людей в одном кубическом миллиметре содержится от 4.2 до 6.2 млн. эритроцитов.

Лейкоциты или белые кровяные клетки - это пехота, защищающая организм от инфекции. Эти клетки защищают организм путем фагоцитоза (поедания) бактерий или же посредством выработки особых веществ, которые разрушают возбудителей инфекций. Лейкоциты действуют в основном вне кровеносной системы, но в участки инфекции они попадают именно с кровью. Содержание лейкоцитов в крови тоже обозначают их числом в одном кубическом миллиметре. У здоровых людей в одном кубическом миллиметре крови находится 5 - 10 тысяч лейкоцитов. Врачи следят за количеством лейкоцитов, поскольку любое его изменение зачастую является признаком болезни или инфекции.

Тромбоциты - это кровяные пластинки, которые меньше половины эритроцита. Тромбоциты помогают "ремонтировать" кровеносные сосуды, прикрепляясь к поврежденным стенкам, а также участвуют в свертывании крови, которое предотвращает кровотечение и выход крови из кровеносного сосуда.

Задание 5.Выпишите из текста «Состав крови» словосочетания с числительными, записав числительные словами.

Задание 6.Прочитайте текст. Какую информацию он содержит? Для кого предназначен текст: для профессионалов, массового читателя или для учебных целей? Обоснуйте свой ответ. Объясните структуру текста: найдите вступление, основную часть и заключение. Выпишите из текста дефиниции.

Кровь и кровеносные сосуды


Кровеносная система человека – это замкнутая система вен и артерий, по которым циркулирует кровь. Кровоток в сосудах заставляет работать сердце. Сердечно-сосудистая система вместе с лимфатической и капиллярной системами формируют систему кровообращения в организме человека. Кровеносные сосуды можно поделить на вены, артерии и капилляры. Кровь вытекает из сердца через артерии и возвращается через вены. Чем дальше от сердца, тем давление крови ниже. В венах кровеносное давление даже близко к нулю. Давления, создаваемого пульсацией сердца, недостаточно, чтобы протолкнуть кровь через всю систему обратно к сердцу, особенно, когда кровь двигается вверх. Во время перемещения крови сердцу помогает пульсация артерий, оснащенных собственными мышцами. Обратному течению крови препятствуют находящиеся в венах клапаны. Флебология - это сравнительно молодая область медицины, которая занимается заболеваниями, связанными с венами, капиллярами и лимфатическими сосудами, и практически заменила сосудистую хирургию в лечении варикозного расширения вен.
Задание 7. Подберите к слову кровь однокоренные термины из текста «Кровь и кровеносные сосуды».

Задание 8. Подберите к выделенным глаголам из текста «Кровь и кровеносные сосуды» однокоренные существительные.

Задание 9.


Задание 10. Прочитайте и определите тему текста. Найдите и запишите конструкцию «что – это что». Выпишите предложение, имеющее в своем составе числительные, записав цифры словами.

В зависимости от потребности в кислороде и других питательных веществах разные ткани имеют разное количество капилляров. Такие ткани, как мышцы, потребляют большое количество кислорода, и поэтому имеют густую сеть капилляров. С другой стороны, ткани с медленным обменом веществ (такие, как эпидермис и роговица) вообще не имеют капилляров. Тело человека имеет очень много капилляров. Если бы их можно было расплести и вытянуть в одну линию, то ее длина составила бы от 40 000 до 90 000 км.


Задание 11.
Задание 12.
Задание 13.
Среди заболеваний, входящих в область интересов флебологов, можно выделить Задание 14.
Задание 15. Прочитайте текст сначала целиком, затем по абзацам. Пользуясь вопросами, составьте тезисы-ответы на вопросы. Сохраните цифровую нумерацию. Опираясь на тезисы, устно раскройте основные положения текста.

Что такое кровяное давление

Кровяное давление – это давление внутри кровеносных сосудов (внутри артерий – артериальное давление, внутри капилляров – капиллярное, внутри вен – венозное). Давление обеспечивает возможность продвижения крови по кровеносной системе и, тем самым, осуществление обменных процессов в тканях организма. Величина артериального давления (АД) определяется, главным образом, силой сердечных сокращений, количеством крови, которое выбрасывает сердце при каждом сокращении, сопротивлением, оказываемым току крови стенками кровеносных сосудов. На величину АД влияет также количество крови, ее вязкость, колебания давления в брюшной и грудной полостях, связанные с дыхательными движениями, и другие факторы.
   Артериальное давление достигает максимального уровня во время сокращения (систолы) левого желудочка сердца. При этом из сердца выталкивается 60–80 мл крови. Такое количество крови не может пройти сразу через мелкие кровеносные сосуды (особенно капилляры), поэтому эластичная аорта растягивается, а давление в ней повышается (так называемое систолическое давление). В норме оно в крупных артериях достигает 100–140 мм ртутного столба. Во время паузы между сокращениями желудочков сердца (диастолы) стенки кровеносных сосудов (аорты и крупных артерий), будучи растянутыми, начинают сокращаться и проталкивать кровь в капилляры. Давление крови постоянно падает, и к концу диастолы достигает минимальной величины (70–80 мм ртутного столба). Разницу в величине систолического давления, а точнее – колебания в их величинах, мы воспринимаем в виде пульсовой волны, которую называют пульсом.
   По мере удаления от сердца давление крови в кровеносных сосудах уменьшается. В аорте АД составляет 140/90 мм рт. ст., в крупных артериях – 120/75 мм рт. ст. В артериолах разница в давлениях практически отсутствует и равна около 40 мм рт. ст., в капиллярах давление снижается до 10–15 мм рт. ст. При переходе крови в венозное русло ее давление снижается еще больше, и даже может достигать отрицательной величины в наиболее крупных венах (верхняя и нижняя полые вены).
   О величине кровяного давления обычно судят, определяя артериальное давление, т. к. измерение капиллярного или венозного давления произвести технически сложно. Хотя изменения кровяного давления играют защитно-приспособительную роль, при отклонениях его от нормы необходимо проконсультироваться с врачом, поскольку на уровень кровяного давления влияет множество различных факторов. Гипотония (пониженное давление) возникает при отравлениях, инфекционных заболеваниях, болезнях нервной и сердечно-сосудистой систем и т. д. Повышение давления (гипертония) наблюдается при возрастных нарушениях, эндокринных заболеваниях, заболеваниях почек, гипертонической болезни и др.

Вопросы:

Что такое кровяное давление?
Что такое артериальное давление? А капиллярное давление? Венозное давление?
Каковы функции давления?
Чем определяется величина артериального давления?
Что влияет на величину АД ?
Когда артериальное давление достигает максимального уровня?
Что называется пульсом?
Что такое гипотония? Когда она возникает?
Что такое гипертония? Когда она наблюдается?
Задание 16. Выпишите словосочетания с числительными, записав цифры словами.

В аорте АД составляет 140/90 мм рт. ст., в крупных артериях – 120/75 мм рт. ст., в артериолах разница в давлениях практически отсутствует и равна около 40 мм рт. ст., в капиллярах давление снижается до 10–15 мм рт. ст.

Лингвистическая игра «Скажите одним словом»

1.Жидкость, находящаяся в кровеносной системе организма, охватывающей все органы человека.

2.Жидкость, в которой находятся клетки крови и тромбоциты.

3.Красные кровяные клетки.

4.Белые кровяные клетки.

5.Кровяные пластинки, которые помогают "ремонтировать" кровеносные сосуды, участвуют в свертывании крови.

6. Область медицины, которая занимается заболеваниями, связанными с венами, капиллярами и лимфатическими сосудами.

7. Давление внутри кровеносных сосудов.

8. Пульсовая волна.

9.Повышенное давление.

10. Пониженное давление.

VII. Литература
Жанпейсова У.А. – Русский язык для студентов медицинских вузов. – Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2011. -114 c.
Жанпейс У.А. – Учебное пособие «Русский язык-1» для студентов медицинских вузов (бакалавриат). – Алматы: Printmaster, 2013. -116 c.
Жанпейс У.А. – Учебное пособие «Русский язык-2» для студентов медицинских вузов (бакалавриат). Алматы: Printmaster, 2013. – 124 c.

VIII. Контроль.

1.Какое определение НАИБОЛЕЕ соответствует термину эритроциты?

1) кровяные клетки

2)клетки

3) пластинки

4) красные кровяные клетки

5) белые кровяные клетки

2.Какое определение НАИБОЛЕЕ соответствует термину лейкоциты?

1) кровяные клетки

2)клетки

3) пластинки

4) красные кровяные клетки

5) белые кровяные клетки

3. Кровь — это жидкость, … в кровеносной системе организма.

Какое из нижеприведенных причастий НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) находящаяся

2)находящиеся

3) находящееся

4)находящийся

5) находящейся

4. Плазма - это жидкость, в котор… находятся клетки крови и тромбоциты.

Какое окончание пропущено в союзном слове?

1) ЫЙ

2) ЫЕ

3) ОЕ

4) УЮ

5) ОЙ

5. Гемоглобин … кислород по всему организму.

Какой из нижеприведенных глаголов НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) разносят

2) разносит

3) разнесло

4) разнесла

5) разнесли

6. При соединении с кислородом образуется ярко-красное вещество.

Какое из нижеприведенных прилагательных НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) ярко-красный

2)ярко-красная

3) ярко-красные

4)ярко-красное

5) ярко-красного
7. Кровоток в … заставляет работать сердце.

Какое из нижеприведенных существительных НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) сосуды

2)сосудов

3) сосудам

4) сосудами

5) сосудах

8. Капилляры - это самые мелкие кровеносные сосуды, котор… соединяют артериолы с венулами.

Какое окончание пропущено в союзном слове?

1) ЫЙ

2) ЫЕ

3) ОЕ

4) УЮ

5) ОЙ

9. В норме АД в … достигает 100–140 мм ртутного столба.

Какое из нижеприведенных словосочетаний НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) крупные артерии

2)крупных артерий

3) крупным артериям

4) крупными артериями

5) крупных артериях

10. Мышцы потребляют большое количество кислорода и имеют …. капилляров.

Какое из нижеприведенных словосочетаний НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) густая сеть

2)густой сети

3) густую сеть

4) густой сетью

5) густых сетей

11. Вены и венулы доставляя…т кровь обратно в сердце.

Какой из нижеприведенных глаголов НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) доставляет

2) доставляла

3) доставляло

4) доставляют

5) доставлял

12. Какая буква пропущена в словегем ...глобин?

1) А

2) Е

3) И

4) О

5) Э

13. Какая буква пропущена в словелейк ... циты?

1) А

2) Е

3) И

4) Э

5) О

14. Какая буква пропущена в словетромб... циты?

1) А

2) О

3) И

4) Э

5)Е

15. Какой вариант перевода НАИБОЛЕЕ соответствует слову қысым?

1) давить

2) раздавить

3) давление

4) подавление

5) давиться



Страница из


перейти в каталог файлов


связь с админом