Главная страница
qrcode

Шмараева_ПКК-3.1_2019. Курсовая работа (название кр) Специальность (код) (наименование направления) Специализация (наименование)


Скачать 141.24 Kb.
НазваниеКурсовая работа (название кр) Специальность (код) (наименование направления) Специализация (наименование)
Дата15.05.2020
Размер141.24 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаШмараева_ПКК-3.1_2019.docx
ТипКурсовая
#69564
страница2 из 6
Каталог
1   2   3   4   5   6

Глава 1. Привязанность и нарушения привязанности


История понятия «привязанность», общая характеристика и теории привязанности

В повседневной жизни люди часто употребляют термин «привязанность», имея в виду определенное чувство близости, родства, основанное на симпатии, влюбленности, любви или каких-нибудь иных положительных чувствах и эмоциях. Важно отметить, что употребление данного понятия не ограничивается контекстом отношений между людьми. Его используют и для выражения своего собственного отношения к каким-либо вещам, предметам, месту, обстоятельствам, животным. Также часто «привязанность» используют как, в некотором роде, синоним к слову «привычка»: как обозначение привыкания к кому-то или чему-то, находящемуся рядом с человеком на протяжении длительного периода времени или использующимся регулярно, постоянно, как потребность в ком-то или чем-то. Современный писатель Ринат Валиуллин в кратком предисловии к своей книге «Привязанность» писал: «Слишком глубока тема, слишком знакома каждому из нас, слишком близка, слишком болезненна. Речь не только о привязанности одного человека к другому, к тем, кто нас любит, но еще сильнее – к тем, кто недолюбливает, к деньгам, к вещам, к гаджетам, к месту, к Родине, к привычкам, к дому, к друзьям нашим меньшим, к обществу, к болезням, к работе, к обстоятельствам, к личному, безличному и наличному. Привязанность. Не путать с любовью, дружбой, заботой, великодушием…».

Несмотря на житейское понимание привязанности, в научной области этот термин употребляется, в первую очередь, как связь ребенка с матерью. В большом психологическом словаре В.П.Зинченко и Б.Г.Мещерякова привязанность определяется так: «термин, используемый в детской психологии для обозначения формирующейся (обычно во 2-м полугодии) у младенцев избирательной привязанности к одному или нескольким лицам (прежде всего, к родителям или лицам, их замещающим). Эта привязанность выражается в любви и доверии к объектам привязанности, а также в негативных эмоциональных реакциях на разлуку (сепарацию) с ними…». Во многих научных работах привязанность рассматривается как близость между младенцем и матерью, формирование и протекание которой влияет на всю дальнейшую жизнь ребенка. В исследованиях о привязанности могут встречаться различные вариации определения данного понятия, отражающие специфику и дифференциацию взглядов людей, изучающих эту область человеческих отношений.

Так же наряду с разными определениями привязанности существуют несколько отличающиеся друг от друга теории привязанности. Самой известной, полной и наиболее часто упоминаемой является теория привязанности Джона Боулби. Вообще само понятие «привязанность» впервые было полноценно описано именно в его работах. Несмотря на то, что Боулби был приверженцем психоанализа, он не разделял фрейдистские взгляды на связь ребенка с матерью, которые заключались в том, что любовь ребенка к матери основывается на удовлетворении базовых физиологических потребностей малыша. Младенец не «любит» мать в собственном смысле этого слова, а нуждается в ней (Фрейд, 1954). Вследствие этого он искал такие теории, концепции, взгляды, пути изучения детей, которые идейно были близки ему самому. Так, близость к эволюционному учению Ч.Дарвина в книгах Боулби нередко ощущается заметно больше, чем к теории З.Фрейда, несмотря на то, что именно психоанализ послужил конкретной отправной точкой для его исследований привязанности (Бурменская, 2003). Так же в создании своей концепции привязанности ему помогла увлеченность такой наукой как этология: его заинтересовал открытый Конрадом Лоренцом феномен запечатления у птиц — установление прочной связи птенца с матерью, не связанной с удовлетворением биологических потребностей птенца. Помимо этологии и эволюционной теории Боулби использовал многие другие дисциплины.

Главный смысл теории привязанности Джона Боулби заключается в том, что эта связь между ребенком и матерью основывается на осуществлении социального взаимодействия, цель которого заключается в получении близости, физического контакта с родителем. Таким образом, данная концепция противопоставлена психоаналитическим взглядам, трактующим отношения младенца с матерью как обусловленные удовлетворением биологических, физиологических потребностей. Боулби полностью не отрицал наличие биологических компонентов в поведении привязанности, он считал, что их функция заключается в обеспечении беспомощного ребенка защитой от опасностей окружающего мира. Следует отметить, что он изучал развитие привязанности ребенка к матери не только на людях, но и на многих видах животных (млекопитающих и птиц). Так как ему были близки идеи этологов, то некоторые из них Боулби реализовал в своей теории: животные регулируют свое взаимодействие с окружающей средой в соответствии со своими внутренними потребностями и особенностями внешних условий с помощью определенных механизмов – центральных управляющих программ, и такая форма поведения выполняет адаптивную функцию. В теории привязанности это нашло отражение в положении о том, что у человека есть системы регуляции поведения, которые, активируясь, подстраивают инстинктивное поведение под изменения окружающей среды и достижение целей, то есть направляют активность младенца по отношению к родителю.

Дж. Боулби выделил 4 стадии, по которым проходит процесс становления поведения привязанности:
Начальная ориентировка и неизбирательная адресации сигналов любому лицу (слежение глазами, цепляние, улыбка, лепет),
  • Выделение и сосредоточение на определенном лице,
  • Использование взрослого (обычно матери) в качестве «надежной базы» для исследования окружающего мира и источника, дающего чувство защищенности,
  • Гибко регулируемое (целекорректируемое) партнерство на третьем году жизни.
    В данной концепции привязанность к матери рассматривается одновременно и как определенное активное поведение ребенка, и как эмоциональная связь с ней. Для исследования эмоциональной привязанности он наблюдал за детьми в условиях материнской депривации и обнаружил, что при разлуке с матерью ребенок остро дезадаптируется, снижаются проявления всех других форм поведения, и даже при самом лучшем уходе со стороны чужих людей он теряет интерес к окружающему, плохо есть и спит, испытывает тревогу, отчаяние или апатию, легко заболевает (Бурменская, 2003).

    В рамках данной теории необходимо упомянуть имя такой исследовательницы как Мэри Эйнсворт, которая принимала участие в построении теории Дж. Боулби и внесла в нее большой вклад. Ей был разработан метод изучения поведения привязанности «ситуация с незнакомым взрослым», были выделены типы привязанности (надежная, тревожно-амбивалентная и избегающая), а также были собраны эмпирические данные, полученные при исследовании привязанности у детей в Уганде, для подтверждения теории Боулби.

    На основе теории привязанности Дж. Боулби впоследствии развивалось много других концепций, предложенных разными исследователями. Каждая из них уникальна и разнообразна, так как отражает индивидуальный взгляд авторов на тему привязанности, но все они берут свое начало из классической и общепринятой в научной сфере теории Боулби. Далее будут перечислены и кратко описаны некоторые из более современных теорий привязанности.

    Динамическая теория привязанности. Основываясь на теории, рассмотренной выше, Heard & Lake разработали свою теорию динамики привязанности и совместного интереса между ребенком и родителем. Ими были описаны 5 взаимосвязанных поведенческих систем, которые характеризуются инстинктивностью, внутренней мотивированностью, активизацией при определенных стимулах и действием в сфере межличностных отношений:
    Родительская система. За основу этой системы взяты взгляды Боулби о поведении заботы, которые были расширены исследователями с помощью добавления в данную систему обучающего аспекта заботы: родители постепенно подкрепляют и развивают автономию и исследовательское поведение ребенка;
  • Система потребности в объекте привязанности (по Боулби);
  • Исследовательская система. В эту систему входят лица, заботящиеся о ребенке, общие интересы и увлечения со сверстниками в детском и взрослом возрасте;
  • Аффективная (сексуальная) система. Она развивается в общении со сверстниками;
  • Система самозащиты. Эта система, по мнению исследователей, активизируется при страхе отвержения, грубого обращения, стыда или когда объект привязанность не обеспечивает достаточной заботы и защиты.
    В ситуации психотерапии, по Heard & Lake, целью работы является восстановления сбалансированного и согласованного функционирования всех пяти систем.

    Теория привязанности и системная семейная терапия. Создатели этой теории, Erdman & Caffery, утверждают, что привязанность лежит в основе всех отношений между людьми, а теория семейных систем описывает структуру тех отношений, в которые люди вступают в течении жизни. Они выделили структуру связей между видами привязанности и типами семейных систем:
    Надежная привязанность со способностью к автономии и адаптивная семейная система;
  • Избегающая привязанность и разобщенная семейная система;
  • Амбивалентная привязанность и запутанная семейная система.
    Теория привязанности и семейная нарративная терапия. Согласно этой теории, у ребенка есть неизменная врожденная потребность в отношениях привязанности, и родители (в данной теории имеются ввиду, в основном, приемные родители) могут помочь своему ребенку в развитии новой надежной привязанности. Для того, чтобы начать создавать новую привязанность вместе с ребенком, родителям необходимо принять факт, что какие-либо нарушения поведения у ребенка обусловлены его тяжелым опытом (разлука с биологической матерью), а так же сконцентрировать свое внимание больше на любви и заботе, а не на проблемах ребенка. Семейная нарративная терапия, которая играет важную роль в данной теории, направлена на коррекцию негативных состояний ребенка и создание положительных отношений привязанности с помощью историй, которые родители рассказывают ребенку, пройдя перед этим специальное обучение у терапевта. Joanne C. May выделила 4 основных типа таких историй:
    История-утверждение. Рассказ от первого лица о том, что заслуживает каждый ребенок с момента зачатия – любовь, заботу, внимание, защиту и т.д. Эта история не должна подменять собой реальную историю ребенка, но она способствует развитию положительного отношения к себе и другим. Родители делятся чувствами, мыслями и мечтами о том, каким было бы рождение и раннее детство ребенка, если бы он родился в их семье. Этот вид истории полезен и самим родителям: они представляют и переживают опыт ухода за младенцем, что помогает отвлечься от плохого поведения ребенка в настоящем и осознать путь воспитания, который привел бы к благополучию в тех сферах, которые в реальной жизни оказались проблемными.
  • История о развитии. В данных историях продолжаются темы любви и заботы, начатые в истории-утверждении, а также родители сообщают ребенку о том, как на разных возрастных этапах дети адаптируются к сложным ситуациям и учатся бороться с трудностями. Это помогает ребенку осознать свои возможности и научиться ценить приобретенное с возрастом, а не использовать регрессивное поведение. История о развитии так же рассказывается от первого лица.
  • История о травме. Содержание рассказа направлено не на установление привязанности, а на преодоление травматического опыта прошлого. Он рассказывается от третьего лица о герое-протагонисте, который «давным-давно жил-был» и находился в такой же ситуации, как сам ребенок. Рассказывая ее, родитель демонстрирует ребенку свое эмпатическое понимание его чувств, переживаний, воспоминаний и намерений. Также история о травме помогает ребенку преодолеть идеи самообвинения и отделить проблему от самого ребенка.
  • История об успехе. Это истории о ребенке, который справился со всеми своими трудностями и достиг успеха. Они рассказываются от третьего лица и помогают ребенку справиться с каждодневными проблемами, которые могут поначалу казаться сложными.
    Слушание и обсуждение рассказов о своей жизни и жизни детей, похожих на него, помогает ребенку осмыслить свой жизненный опыт, даже негативные его аспекты. Развивая умение обсуждать свои мысли и чувства с родителями, ребенок постепенно интериоризирует такие сложные понятия, как добро, сострадание, рефлексия; учится децентрации; становится на позицию автора собственной истории, которому «никогда не поздно иметь счастливое детство» и который способен планировать будущее (Арчакова, 2009).

    Теория привязанности и нейропсихофизиологические исследования. Данная теория в большей степени относится к взрослым людям и опирается на модель привязанности у взрослых K.Bartholomew, согласно которой надежной привязанности соответствует сочетание сравнительно низкой тревожности и низкого избегания привязанности. В рамках концепции были исследованы такие нейропсихологические показатели, как альфа-ритмы сна, уровень тревожности, уровень избегания привязанности. По результатам было выявлено, что надежная привязанность характеризуется гибким балансом между стремлением к автономии и близости. Ненадежная же привязанность характеризуется высокой тревожностью, высоким уровнем избегания эмоциональных связей, подверженностью стрессу и чрезмерно высоким уровнем активности коры мозга, что и определяет нарушения альфа-ритмов во время сна. Eileen P Sloan и еще ряд исследователей, опираясь на эволюционную точку зрения, полагают, что для нормального сна человеку необходимо быть уверенным, что его окружение останется неизменно безопасным, а близкие будут рядом. А так как обычные механизмы обеспечения близости к объекту привязанности – слежение, плач, следование – не доступны во сне, то это может приводить к повышению активности коры мозга в период сна.

    Таким образом, можно сказать, что базовую теорию привязанности Дж.Боулби и М.Эйнсворт многие исследователи рассматривают с разных сторон, предпринимают попытки дополнить ее, исследовать и описать те аспекты привязанности, которые не были освещены ранее в различных теориях. Именно поэтому существует немало теорий привязанности, в основном зарубежных, но в данной работе были рассмотрены наиболее известные и распространенные. Интерес к особенностям и поведению привязанности, актуальность данной темы определяют широкое поле исследований и созданных теорий, касающихся данной области.
    Привязанность в детском возрасте

    Для того, чтобы остановиться на одной из главных тем данной работы – привязанности во взрослом возрасте, необходимо для начала кратко рассмотреть поведение привязанности у детей. Все исследователи, изучающие привязанность, эмоциональные связи в детско-родительских отношениях, процесс воспитания, отношение к ребенку в семье и т.д., говорят о важности этих факторов в развитии ребенка и в становлении его как личности и полноценного члена общества. Вне зависимости от научного направления, с точки зрения которых подходят к изучению привязанности, во всех работах утверждается, что формирование и развитие отношений с ближайшим окружением в детстве оказывает огромное влияние на характер отношений человека с другими людьми и с самим собой в дальнейшем. Детство – это тот период в жизни каждого человека, во время которого он усваивает те паттерны поведения, некоторые особенности восприятия всего мира в целом, установки и характерологические черты, которые он будет «переносить» с собой, переходя из одного возрастного периода в другой. Все эти характеристики зависят от родителей (в особенности от матери), от их отношения к ребенку, их собственных установок и взглядов на мир, от взаимоотношений родителей друг с другом, в частности и от характера привязанности ребенка к матери, и наоборот. Как показывает исследование В.И.Брутман и М.С.Радионовой материнское чувство привязанности к ребенку формируется во время беременности, в том числе и благодаря новому телесному опыту, который они испытывают. Однако характер этой привязанности, а также ее нарушения связаны с качеством телесных ощущений беременных, на которые напрямую влияет эмоциональный настрой женщины на беременность и предстоящее материнство: желательная / нежелательная беременность или другие искажения в эмоциональной сфере (Брутман, Радионова, 1997).

    Дж. Боулби утверждал, что эмоционально близкие, теплые отношения с матерью необходимы для сохранения психического здоровья в детстве. Помимо этого, он также говорил о том, что в создании благоприятных условий для нормальных детско-родительских отношений важную роль играет не только семья, но и все общество в целом. Процесс становления поведения привязанности, по Дж. Боулби и М. Эйнсворт, занимает достаточно длительное время и проходит через 4 стадии, которые были перечислены в параграфе выше. Такие исследователи как Р.Шэффер и П.Эмерсон тоже выделяют 4 стадии формирования привязанности, которые, в целом, довольно схожи с разделением, рассмотренным ранее в работе:
    Предварительная стадия. До трех месяцев младенцы не проявляют особой привязанности;
  • Стадия недифференцированной привязанности. До семи месяцев младенцы предпочитают внимание первичным опекунам. На данной стадии начинает развиваться чувство доверия, способность различать знакомых и незнакомых людей;
  • Стадия дифференцированной привязанности. Примерно с 7 до 11 месяцев дети начинают проявлять сильную привязанность к одной конкретной личности, а также появляется страх разлуки с объектом привязанности;
  • Стадия множественной привязанности. Ребенок начинает образовывать прочные эмоциональные связи с другими людьми из близкого окружения, за пределами первичной привязанности.
    В развитии поведения привязанности, как и в любом другом развитии биологического типа, наследственность и среда играют роль постоянно взаимодействующих факторов. Пока условия внешней среды не выходят за пределы определенных границ, большая часть различий в поведении детей объясняется, по-видимому, генетическими факторами. Однако, как только различия в условиях среды увеличиваются, влияние этих условий сразу становится очевидным (Боулби, 1969).

    Начальные проявления привязанности становятся выраженными уже к середине первого года жизни, когда возникает тревога и беспокойство при даже кратковременном отсутствии матери (это отчетливо заметно уже в семь месяцев) и появлении посторонних людей (примерно уже в восемь месяцев). Важными компонентами в формировании привязанности ребенка к окружающим людям являются удовлетворение его основных потребностей, частота контактов с ним и эмоциональное отношение к нему. Нормальное чувство привязанности, в основном, строится на базе положительных эмоций и отношения родителей к ребенку: если между ребенком и объектом его привязанности происходит благоприятное взаимодействие, если ребенок знает, что при необходимости получит защиту и поддержку, то он без тревоги и страха потери матери сможет заниматься исследовательской деятельностью и общением с другими людьми (Николаева, 2008). К проявлениям привязанности, по М.Эйнсворт, относятся реакции на появление матери, на контакт с ее стороны, а также желание самого ребенка идти на контакт, поведение, направленное на избегание разлуки с матерью, исследовательское поведение при нахождении на коленях у матери, реакции избегания при контакте с незнакомыми людьми.

    В рамках отечественной психологии избирательная привязанность, представление ребенка о себе и о других людях рассматривались как результат общения со взрослым, в процессе которого ребенок удовлетворяет свою потребности во внимании и доброжелательности значимого взрослого (Лисина, 1974). Похожую информацию можно найти и в работе С.Ю.Мещеряковой: аффективно-личностные связи между ребенком и взрослым развиваются на первом году жизни в ситуативно-личностном общении и являются основным психологическим новообразованием данного возраста (Мещерякова, 1974).

    Таким образом, существует множество различных исследований, как отечественных, так и зарубежных, в области детской привязанности и детского возраста в целом, которые продолжаются и в наше время. Данная тема является очень актуальной, так как формирование и характер привязанности в детском возрасте влияет на многие сферы жизни в более старших возрастах.

    Привязанность во взрослом возрасте

    Как уже говорилось в работе ранее, отношения в родительской семье и, в том числе, сформированная в детском возрасте привязанность к ближайшему окружению влияют на характер отношений со сверстниками, с партнерами в романтических отношениях и, соответственно, на тип будущей собственной семьи.

    Зарубежные исследователи C. Hazan и P. Shaver применили базовую теорию привязанности Дж.Боулби и М.Эйнсворт к взрослым партнерским отношениям, исходя из положения о том, что романтические отношения между двумя взрослыми людьми похожи на отношения между ребенком и значимым взрослым: гармоничные, положительные взаимоотношения являются безопасной «базой» для жизни в целом и контакта с окружающим миром. Они утверждают, что партнеры в отношениях так же стремятся быть рядом друг с другом, чувствуют себя спокойно и комфортно вместе, а при отсутствии партнера испытывают тревогу, беспокойство и одиночество (Hazan, Shaver, 1987). На теоретической основе о типах привязанности у детей, по М. Эйнсворт, исследователи пытались обнаружить такие же виды привязанности и у взрослых, а также в свою теорию они включили идею о внутренних рабочих моделях (речь о них пойдет далее).

    Надежный тип: положительный образ себя и положительный образ другого. При данном типе привязанности партнеры открыты друг другу, не испытывают страха быть искренними и эмоционально близкими. В отношениях такого типа партнеры достаточно высоко ценят самих себя и друг друга, считают себя достойными любви, а партнера – надежным и отзывчивым. Надежная привязанность способствует позитивному восприятию романтических отношений, удовлетворенности в них. Для формирования надежного типа в детстве важны наличие и выраженность обратной связи и эмоциональных реакций значимого взрослого, непротиворечивость его поведения;
  • Тревожный тип: отрицательный образ себя и положительный образ другого. Характерен данный тип привязанности для людей, которым свойственная неуверенность в себе, в партнере, ревность, частые сомнения. Они стремятся к большой эмоциональной близости с партнером, но при этом им кажется, что другой человек не испытывает желания к такой же близости, что еще больше увеличивает сомнения в себе. Высокая тревожность за недостаточную взаимность партнера является причиной острого желания получить подтверждение чувств другого человека, что может привести к возникновению зависимости от него;
  • Избегающе-отвергающий тип: положительный образ себя и негативный образ других. Данная привязанность свойственна независимым людям, для которых высокая степень близости является неприемлемой. Они самодостаточны, для них характерна некоторая отчужденность в романтических отношениях, тенденция к подавлению своих чувств и эмоций. Исследователи отмечают, что такой тип привязанности имеет защитный характер;
  • Тревожно-избегающий тип: негативный образ себя и негативный образ других. Люди с данным типом привязанности испытывают сложность в установлении связи с партнером, им трудно быть открытыми и любящими, несмотря на наличие стремления к близости. Они отдаляются от людей из-за страха быть отвергнутыми или из-за чувства дискомфорта от эмоциональной близости, а также из-за недоверия к партнеру и низкой самооценки. Исследователи утверждают, что тревожно-избегающий тип привязанности отмечается у людей, пострадавших от сексуального насилия на более ранних этапах жизни.
    Тип привязанности, характерный для субъекта, в данной теории определяется, в первую очередь, как отнесение его к зависимости или независимости в отношениях с близкими людьми. Таким образом, например, люди, для которых характерна избегающе-отвергающая привязанность, предпочитают сильно ни от кого не зависеть и не быть объектом зависимости других. А при тревожном типе привязанности человек испытывает желание полностью зависеть от другого, «слиться» с ним в одно целое.

    Как на тему привязанности в детском возрасте, так и на взрослую привязанность, существует много различных точек зрения, которые отражают теоретические взгляды исследователей, но все они, по большей части, сводятся к общим положениям:
    На формирование и развитие привязанности влияют как биологические факторы, так и индивидуальный опыт общения с другими людьми;
  • Индивидуальные различия в типах привязанности у каждого человека влияют на психическое здоровье и на характер межличностных отношений;
  • Тип привязанности зависит от внутренних рабочих моделей, которые направляют поведение человека в отношениях;
  • Внутренние рабочие модели относительно стабильны на протяжении жизни, хотя могут претерпевать изменения в зависимости от накопленного опыта.
    Важно добавить, что некоторые формы психологической дезадаптации и различных клинических нарушений обусловлены отчасти ненадежными внутренними моделями и стилем привязанности (Simpson, 1990).

    Таким образом, характер привязанности, сформированный еще в детском возрасте, почти напрямую влияет на вид и качество романтических отношений у взрослых, а в дальнейшем и на создание собственной семьи. Можно сказать, что основные черты типа привязанности в какой- то мере «передаются» из поколения в поколение до тех пор, пока внутренняя рабочая модель не будет изменена на каком-либо жизненном этапе, так как привязанность, развитая у значимого взрослого, влияет на связь, которая будет формироваться между ним и его детьми.

    Существуют исследования, направленные на изучение связи между типом привязанности и удовлетворенностью отношениями, а также их длительностью. Люди, для которых характерен надежный тип привязанности, испытывают гораздо большую удовлетворенность в партнерских отношениях (Butzer, Campbell, 2008). Вероятнее всего, это связано с тем, что в таких взаимоотношениях более выражены открытость, доверие друг другу, поддержка и конструктивное, рациональное общением, способность контролировать эмоции и т.д. На длительность отношений тип привязанности тоже оказывает определенное влияние. При надежной привязанности партнеры наиболее удовлетворены, преданы друг другу, что способствует сохранению длительных отношений. Люди с тревожной привязанность так же могут состоять в долгих отношениях, но при этом испытывать постоянные сомнения в чувствах партнера, неуверенность в себе, страх одиночества и другие негативные эмоции, переживания (Simpson, 1990).

    Нарушения привязанности
    Уже неоднократно отмечалось то, что привязанность формируется в детстве и является «базой» для отношений, особенно романтических, на всех последующих возрастных этапах. Наличие надежной привязанности ребенка к значимому взрослому, проявляющейся не только в положительном эмоциональном реагировании, но и в устойчивом предпочтении общения с ним, является показателем нормального формирования личности в раннем детстве (Бреслав, 1990). Отсюда следует, что какие-либо нарушения привязанности в детском возрасте препятствуют формированию здоровой личности и ограничивают возможности нормальной социализации. Дж. Боулби и М.Эйнсворт утверждали, что среди причин психических расстройств в детском возрасте наиболее распространенными являются отсутствие возможности устанавливать эмоциональные связи и переживание длительных и/или неоднократных разрушений однажды установленных привязанностей. В своей работе «Создание и разрушение эмоциональных связей» Дж.Боулби выделил ряд типичных патогенных воздействий родителей на ребенка, которые могут являться причиной отклонений в поведении привязанности:
    Постоянная невосприимчивость одного или обоих родителей к добивающемуся заботы поведению ребенка и/или его активное принижение и отвержение;
  • Прерывание родительской заботы, происходящее более или менее часто, включающее в себя периоды пребывания в больнице или детском учреждении;
  • Постоянные угрозы нелюбви к ребенку со стороны родителей, используемые как средство контроля над ним;
  • Угрозы родителей уйти из семьи, используемые ими либо как метод дисциплинирования ребенка;
  • Угрозы со стороны одного родителя бросить или даже убить другого родителя, или же покончить жизнь самоубийством;
  • Принуждение ребенка ощущать себя виноватым, утверждая, что его поведение ответственно или будет ответственно за болезнь или смерть родителя.
    Любой вид поведения из перечисленных может приводить к постоянному чувству тревоги, страху потери объекта привязанности и снижению способности к проявлению поведения привязанности не только у ребенка, но и у подростка, и у взрослого. Под влиянием описанного родительского поведения формируется тревожная привязанность или же, наоборот, компульсивная самоуверенность. Первая, как уже было описано в параграфах ранее, проявляется в чрезмерном чувстве вины, неуверенности в себе, стремлении к получению любви и поддержки, которое может принимать форму навязчивого поведения. Компульсивная самоуверенность определяется тенденцией к полаганию только на собственные силы и стремлению все делать для себя самому, отстраненностью от поиска любви и заботы со стороны других людей, при этом имея скрытое желание любви и гнев на родителей за ее дефицит. Еще одним проявлением нарушения привязанности является эмоциональная отчужденность человека, у которого утрачивается способность поддерживать стабильную нежную привязанность с кем-либо. Вышеописанные характерные особенности поведения люди продолжают проявлять уже и во взрослом возрасте, так как образы объектов привязанности и собственного Я (внутренние рабочие модели), которые выстраиваются в детстве, относительно неизменны на протяжении всей жизни (Боулби, 2006).

    Главной функцией близких межличностных отношений является удовлетворение потребностей, которые есть у каждого человека, - это потребности в близости (как тактильной, так и эмоциональной), заботе, любви и т.д. Тип и особенности привязанности между людьми отражают уровень и специфику удовлетворения данных потребностей, то есть показывают, насколько это способствует нормальному функционированию человека в жизни. Так, если в определенных отношениях между партнерами, хотя это характерно и для взаимоотношений ребенка со взрослым, сформировалась надежная привязанность, то это способствует эффективной адаптации к жизненным условиям и окружению, личностному росту и развитию, снижению уровня стресса. Нарушения же привязанности, наоборот, повышают риск возникновения специфических личностных и поведенческих расстройств (Curtis, 1983).

    Нарушенную привязанность некоторые исследователи называют деструктивной, а вместе с тем дезадаптивной и стрессогенной. В разных работах встречаются различные определения данного феномена, отражающие теоретические взгляды людей, изучающих привязанность, но далее будет приведено лишь одно, кажущееся наиболее полным. Деструктивная привязанность – небезопасная, ненадежная привязанность, имеющая ярко выраженный стрессогенный характер, субъект которой не испытывает удовлетворения своих потребностей в любви, принятии и безопасности, страдает от хронического переживания угрозы разрыва отношений и потери партнера, оказывающего негативное влияние на психологическое благополучие. Так же Т.П. Григоровой были выделены некоторые особенности деструктивной привязанности:
    Совершение человеком регулярных активных действий, направленных на сохранение и поддержание партнерских отношений, которые не приносят удовлетворения, положительных эмоций и не способствуют позитивным переживаниям и состояниям;
  • Длительность подобных деструктивных отношений, в которых находится субъект, что может усиливать стрессовое состояние и мешать развитию личностного потенциала;
  • Наличие угрозы для психологического или иного благополучия человека в данных отношениях;
  • Невозможность самостоятельно прекратить поведение привязанности, характерная, в основном, для раннего детства и зависимого поведения (Крюкова, Григорова, 2015).
    Таким образом, основными и наиболее частыми причинами нарушения привязанности являются неблагоприятная обстановка в родительской семье, негативное отношение родителей к ребенку, поведение родителей, наносящее психологический и/или физический вред ребенку (угрозы, прерывание заботы, принуждение, отвержение, эмоциональная холодность и т.д.), а также утрата отсутствие объекта привязанности и длительное и/или неоднократное прекращение отношений привязанности. Поведение привязанности нарушается в детском возрасте при контакте со значимыми взрослыми, хотя существует возможность приобретения деструктивного характера привязанности у взрослых, и накладывает серьезный отпечаток на дельнейшее социальное взаимодействие человека и способность установления близких межличностных отношений.

    1   2   3   4   5   6

    перейти в каталог файлов


  • связь с админом