Главная страница
qrcode

Шмараева_ПКК-3.1_2019. Курсовая работа (название кр) Специальность (код) (наименование направления) Специализация (наименование)


Скачать 141.24 Kb.
НазваниеКурсовая работа (название кр) Специальность (код) (наименование направления) Специализация (наименование)
Дата15.05.2020
Размер141.24 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаШмараева_ПКК-3.1_2019.docx
ТипКурсовая
#69564
страница3 из 6
Каталог
1   2   3   4   5   6

Глава 2. Эмоциональная зависимость как патологическое явление




Эмоциональная зависимость как поведенческая аддикция и ее типы

Привязанность к кому-либо в той или иной степени присутствует в жизни каждого человека, но характер этой привязанности имеет свои особенности. При довольно грубом разделении можно выделить здоровую и нездоровую привязанность. Под здоровой привязанностью понимается близкая эмоциональная связь между людьми, проявления которой благоприятны и удовлетворительны для обоих сторон отношений. Нездоровая привязанность – это сильная психологическая связь между людьми или одного человека к другому, которая связана с негативными эмоциями, чувствами, страхами одиночества и утраты объекта привязанности. Эмоциональная зависимость является самой яркой формой нездоровой, невротической, или же деструктивной, привязанности.

Неблагополучные, зависимые любовные отношения являются одними из популярных объектов изучения в области аддиктологии (Крюкова, Григорова, 2015). Аддиктология – это наука об аддиктивном (зависимом) поведении, которая изучает причины его возникновения, закономерности и механизмы развития, проявления, динамику, симптомы, а также способы коррекции и терапии. Так как эмоциональная зависимость ярко выражается в определенных поведенческих проявлениях (которые будут рассмотрены в следующем параграфе), то ее можно отнести к поведенческим аддикциям. Поведенческими называются аддикции, где объектом зависимости становится поведенческий паттерн, а не психоактивное вещество (Егоров, 2005). Ц.П.Короленко и Н.В.Дмитриевой была предложена классификация поведенческих аддикций:
Нехимические аддикции (азартные игры, аддикции отношений, сексуальная (любовная), избегания, работоголизм, страсть к трате денег, урентная аддикция);
  • Промежуточные аддикции (аддикции к еде (переедание и голодание).
    К аддикциям партнерских отношений они относят любовные, сексуальные и аддикции избегания, которые взаимосвязаны друг с другом. Сексуальные, любовные и их промежуточные формы часто объединяют в одну группу эротических (или любовных) аддикций. Любовная зависимость (или патологическая любовь) – это фиксация на другом человеке, поведение, характеризующееся повторяющимся и неконтролируемым романтическим проявлением заботы и внимания. Такие отношения, как правило, называют соаддиктивными, или созависимыми, а людей, состоящих в них, - аддиктами. И.Н.Хмарук выделяет перечень важных патогенных особенностей любовных аддикций:
    Подверженность преимущественно в молодом возрасте;
  • Приводят к дезадаптации и десоциализации;
  • Повышают уровень аутодеструктивного и аутоагрессивного поведения у субъектов зависимости;
  • Увеличивают риск суицидального поведения;
  • Имеют большое количество коморбидных расстройств.
    Некотрые исследователи даже относят любовные аддикции к формам нехимически зависимого поведения, которое рассматривается в международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10).

    Обращаясь к зарубежной литературе, следует упомянуть книгу S. Peabody «Аддикция к любви: преодоление навязчивости и зависимости во взаимоотношениях», в которой автор говорит о том, что любовная аддикция и созависимость не одно и то же явление, и аддикты не обязательно состоят в созависимых отношениях. Она выделяет свои типы любовных аддиктов:
    Навязчивые любовные аддикты. Вне зависимости от любых обстоятельств (холодности, зависимости, жадности партнера и т.д.) не отпускают объект своей привязанности;
  • Созависимые любовные аддикты. Большинство из них страдает от низкой самооценки, стараются любыми способами удержать при себе объект привязанности из-за страха, тревоги и т.д. Они стремятся всячески продемонстрировать свою заботу и внимание к партнеру, стать особенными и незаменимыми для того, чтобы их не оставили одних;
  • Аддикты отношений. Не прекращают отношения со своим партнером несмотря на то, что чувств к нему нет. Они сильно бояться одиночества и каких-либо перемен, поэтому остаются в зависимых отношениях, ненавидя при этом партнера за то, что он их «держит»;
  • Нарциссические любовные аддикты. Эгоцентричны, не терпят то, что мешает их собственному счастью (в отличие от предыдущих типов), контролируют своих партнеров. В отношениях ведут себя холодно, равнодушно, избегаю близости, но только до тех пор, пока не появляется реальная угроза прекращения отношений. В таких случаях они принимают любые меры, чтобы удержать своего партнера рядом;
  • Амбивалентные любовные аддикты. Являются психопатами шизоидного круга, которые сильно хотят любви и внимания, но боятся и избегают близости. В отношениях не могут двигаться вперед, хотя при необходимости не испытывают трудности прекратить их. Внутри этого типа S. Peabody выделяет некоторые формы:
    Несущие факел (в ситуациях безответной любви: аддикты, проявляющие навязчивость к объектам любви; основывается на фантазиях и иллюзиях);
  • Саботажники (аддикты,прекращающие отношения, когда они становятся серьезными или когда усиливается страх близости с партнером);
  • Обольстительные аскеты (появляются, когда хотят дружеских отношений или сексуальной близости; когда чувствуют какую-то опасность, начинают избегать проявлений чувств, близости и т.д., при этом сохраняя отношения);
  • Романтические аддикты (они сильно привязываются к каждому партнеру, даже если отношения быстро заканчиваются или существуют одновременно с еще несколькими).
    Разные исследователи выделяют типы зависимости в партнерских отношениях в зависимости от своих теоретических взглядов и научных целей, но в большинстве работ освещаются признаки зависимостей в отношениях, которые можно в некоторой степени обобщить (касаются, в основном, любовных и сексуальных аддикций):
    Неспособность, дискомфорт или страх пребывания в одиночестве;
  • Постоянный поиск партнера или отношений;
  • Использование различных средств и способов для того, чтобы удержать партнера в отношениях;
  • Даже при нахождении в романтических отношениях присутствует чувство несчастья, обделенности, тревожности;
  • Значительные трудности или полная неспособность закончить нездоровые отношения, а в случае прекращения отношений обратный возврат в них.
    Так же в начале подраздела был выделен такой тип аддикций в отношениях, как аддикция избегания, он подробно будет рассмотрен в следующем параграфе работы.

      Формы проявления эмоциональной зависимости и причины ее возникновения
      В конце предыдущего параграфа уже упоминались основные признаки любовной зависимости, в рамках которой рассматривается и эмоциональная зависимость. В качестве дополнения к перечисленным признакам стоит обратиться к характерным чертам данных аддикций, описанным Ц.П.Короленко и Н.В.Дмитриевой:
      Очень много времени и внимания уделяется объекту зависимости, Мысли об этом человеке доминируют в сознании и становятся сверхценной идеей. Отношения характеризуются сильной навязчивостью, от которой трудно освободиться;
    1. Зависимый аддикт поглощен нереальными ожиданиями в отношении своего партнера, не проявляя критичности к своему состоянию;
    2. Субъект зависимости перестает думать и заботиться о себе, не может нормально жить вне аддиктивных отношений. В основе такого поведения лежит страх оказаться брошенным, аддикт не способен на «здоровую» близость с партнером.
      Для любовных аддикций как одной из форм зависимого поведения характерны определенные клинические проявления:
      Трудно контролируемая тяга к повторению определенного поведения;
    3. Сниженная способность контролировать свои действия в конкретных ситуациях;
    4. Отсутствие рациональности в мотивах этих действий, причиняющих вред (психологический, социальный и т.д.) самому человеку и его близким;
    5. Поглощенность реализации аномального влечения.
      На возникновение нарушений надежной привязанности, которые переходят в более патологические стили взаимодействия с близкими людьми – аддикции – влияют многие события, отношения, условия, которые имели место в детском возрасте. Развитию любовных аддикций, помимо особенностей детского периода, могут способствовать определенные факторы, характерные и для взрослого возраста: реальная или мнимая утрата объекта эротической привязанности, утрата уверенности в положительном отношении с его стороны, угроза прекращения отношений на фоне конфликтного взаимодействия, ситуация «любовного треугольника» (Хмарук, 2005). В некоторых зарубежных работах еще особое внимание уделяют таким факторам, как низкая самооценка, эмоциональная депривация, насилие, сильный стресс, особенно в детстве, злоупотребление различными психоактивными веществами.

      Другой вид аддикций в отношениях, как уже упоминалось, это аддикции избегания. Для таких романтических отношений чаще всего характерно развитие созависимости, или соаддиктивности. Людей, состоящий в этих отношениях, называют аддиктом избегания и любовным аддиктом. Признаки, присущие данному зависимому поведению следующие (для избегающего аддикта):
      Уход, стремление отстраниться от интенсивности в отношениях со значимым человеком (любовным аддиктом). Для избегающего партнера важны существующие отношения, но при этом он старается их избегать и не раскрываться в них. Он старается сделать отношения «угасающими»: проводит почти все свое время на работе, с другими людьми и т.д.;
    6. Избегание близкого эмоционального контакта с помощью приемов психологического дистанцирования. Избегающий аддикт испытывает страх потери своей свободы, контроля со стороны при вступлении в очень интимные отношения. Из-за страха одиночества человек стремится сохранить отношения, но сохранять в них дистанцию между собой и партнером.
      А.Ю.Егоров в своей работе «Любовные аддикции» выделяет несколько этапов процесса аддикции:
      Знакомство аддиктов. На данном этапе будущий аддикт избегания производит впечатление на любовного аддикта, то есть сильные эмоции и переживания имеют положительный характер;
    7. Развитие фантазирования. Любовный аддикт начинает связывать свои фантазии с реальным объектом, это способствует опять же положительному эмоциональному состоянию. На фоне этих фантазий субъект предъявляет все больше требований к партнеру, что ведет к стремлению аддикта избегания отстраниться от данных отношений;
    8. Развитие осознания того, что отношения рушатся. Любовному аддикту приходится признать, что от него уходят, что сопровождается депрессией, безразличием, негативным эмоциональным состоянием. В итоге отношения заканчиваются, но в дальнейшем могут снова возобновиться с этим же партнером или уже с другим.
      Егоров также выделяет несколько факторов, которые способствуют влечению любовных аддиктов к аддиктам избегания:
      Привлекательность знакомых черт (обоих аддиктов, обычно, не привлекают люди, не подверженные аддиктивному поведению, они увлекаются теми, кому присущи привычные для них стили поведения, психологические черты и т.д.);
    9. Надежда на то, что «детские травмы» могут излечиться в новых отношениях;
    10. Возможность реализации своих фантазий (чаще созданных еще в детстве) на реальном объекте.
      У любовных аддикций и аддикций избегания есть общие предпосылки возникновения: заниженная самооценка, нелюбовь к себе, трудности в установлении границ между собой и другими людьми, неспособность к реальной оценке окружающего мира и людей, страх одиночества, эмоциональная незрелость, стремление к гиперответственности (ответственность не только за себя, но и за жизнь партнера. Помимо этого, можно выделить и основные характерные черты: попытка контролировать партнера или подвластность чужому контролю, навязчивое поведение, негативное эмоциональное состояние, тревожность, неуверенность в себе, импульсивное поведение, трудность в проявлении своих чувств.

      Итак, большинство исследователей, изучающих аддиктивное поведение, называют, в основном, похожие механизмы, лежащие в основе всех типов зависимого поведения. Так же многие отмечают, что при аддиктивном поведении наблюдается уход от реальности в виде «бегства», направленности на определенную сферу жизни при игнорировании остальных (Егоров, 2015). Самое главное проявление эмоциональной зависимости – фиксация на определенном человеке и характерное для этого поведение (навязчивое проявление внимании и заботы, зацикленность мыслей на партнере, стремлению удержать человека в отношениях и т.д.). Причины возникновения зависимости, рассмотренные выше, по большей части, являются следствием влияния семейных факторов в детском возрасте: особенностей воспитания, обстановки внутри семьи, характера отношения к ребенку и т.д. Развитие аддикций в отношениях являются своего рода нарушениями привязанности, в возникновении которых важную роль играют детско-родительские отношения. Такие дисфункциональные эмоциональные состояния, как недоверие, потеря себя, постоянный гнев, неуверенность в себе и другие негативные саморазрушающие модели поведения и эмоции могут возникнуть только в эмоционально раненом субъекте (Timmreck, 1990).
        Созависимость и способы избавление от нее

        Учитывая то, что феномен созависимости схож с явлением аддиктивного поведения, то его симптомы, соответственно, примерно такие же:
        Осознанное ощущение зависимости от людей;
      1. Нахождение в унижающих и контролирующих отношениях;
      2. Низкая самооценка;
      3. Потребность в постоянном одобрении со стороны других людей;
      4. Ощущение неспособности изменить деструктивные отношения;
      5. Потребность во внешней стимуляции для отвлечения от негативных переживай (еда, алкоголь и т.д.);
      6. Неопределенность психологических границ;
      7. Неспособность к установлению и проявлению настоящей близости и любви;
      8. Постоянные отрицательные эмоции, чувства, переживания;
      9. Чувство ответственности за других людей;
      10. Неспособность определить свои собственные мысли, чувства, потребности, желания;
      11. Подвластность контролю других (доверие окружающим, но недоверие к себе, неспособность управлять своей жизнью самостоятельно);
      12. Чувство вины при каких-либо трудностях (даже если они никак напрямую не связаны с субъектом созависимости);
      13. Страх быть отвергнутым, ошибиться;
      14. Желание всем нравиться.
        К избавлению от созависимости подходят совершенно по-разному. Например, существует медицинская модель, которая утверждает, что созависимость – это наследственное заболевание, связанное с алкоголизмом или рождением в дисфункциональной семье и которое не поддается лечению, то есть избавиться от нее невозможно. Основными более психологическими подходами к преодолению созависимости являются следующие:
        12-ти шаговые программы (например, анонимные алкоголики, анонимные созависимые и т.д.). Эти программы наиболее популярны за рубежом, и они больше акцентируют внимание на внешних причинах проблемы: люди, страдающие от созависимости, не виноваты в своем стремлении к определенному поведению, в зацикленности на партнере, это просто проявления их болезни. Однако при упорной работе над своими проблемами люди смогут достичь полного выздоровления и начать нормально строить взаимоотношения с другими людьми;
      15. Программы, которые уделяют внимание преодолению отдельных аспектов созависимости. Многие люди, участвовавшие в таких программах, осознают, что созависимость является результатом поведения, основанного на патологической связи с аддиктивным партнером (химически или нехимически зависимым);
      16. Индивидуальная и/или групповая психологическая и психотерапевтическая помощь. В рамках групповой работы наиболее распространена терапия по принципу 12-ти шагов, описанная в первом пункте;
      17. Терапия для ближайшего окружения созависимых (совместно с оказанием помощи самому аддикту). Это необходимо для развития понимания природы созависимости у других людей, чтобы они могли оказывать поддержку и содействовать преодолению данной проблемы.
      18. Эволюционный подход, подробно описанный в книге Б.Уайнхолд и Дж.Уайнхолд «Освобождение от созависимости». Он основан на утверждении о том, что созависимость – приобретенное психологическое расстройство, связанное с воспитанием и развитием и с которым можно справиться.
        Последний подход рассмотрим более подробно, так как он является более структурированным, относительно современным и индивидуально направленным. Для успешной работы над данной проблемой необходимы несколько элементов: личная готовность и способность самостоятельно работать над собой и принимать помощь других, установление доверительного сотрудничества, компетентный специалист (психолог/психотерапевт), поддерживающие занятия или группы. Итак, данная программа по избавлению от созависимости представляет собой достаточно длительный и требующий много усилий процесс, состоящий из 12-ти этапов:
        Осознанное признание существования проблемы, которую не удается решить при помощи имеющихся ресурсов;
      19. Изучение реальных причин проблемы;
      20. Развитие умения распознавать симптомы созависимости в контексте взаимоотношений;
      21. Прекращение обвинений других людей в своих проблемах (отказ от проекций, оправдывающих свое поведение);
      22. Прекращение обвинений в свою сторону из-за ошибок и «неидеальность» (устранение ненависти к себе);
      23. Прекращение добиваться желаемого с помощью манипуляций;
      24. Готовность просить о помощи других людей;
      25. Развитие ощущения полноты чувств и способности их выражать;
      26. Стремление идентифицировать свои собственные чувства, мысли, желания, потребности (исцеление «внутреннего ребенка» и восстановление личностной целостности, нарушенной в детстве);
      27. Определение своих психологических границ в отношениях с другими людьми;
      28. Развитие способности устанавливать близкий контакт с людьми, получать от них необходимую информацию, поддержку и учиться у них устанавливать здоровые отношения;
      29. Развитие умения жить в балансе между своим истинным «Я» и другими людьми, развивая при этом свой потенциал.
        Только пройдя и тщательно проработав все данные этапы, люди, подверженные ранее созависимости, будут способны к установлению здоровых, сознательных, сотруднических взаимоотношений с партнером. Б.Уайнхолд и Дж.Уайнхолд описывают основные характерные черты таких отношений:
        Единое мнение партнеров о том, что дисфункциональные и деструктивные модели поведения неприемлемы для отношений, и от них нужно избавляться совместными усилиями;
      30. В конфликтной ситуации находит решение, а не избегать проблемы;
      31. Наличие взаимной заботы, ухода, внимания и т.д. (терапевтическая функция отношений);
      32. Максимальное раскрытие партнеров друг перед другом, принятие их друг другом без попыток изменить себя или другого;
      33. Доверие к самому себе без постоянных сомнений в своих действиях, мыслях и т.д.;
      34. Концентрация внимания партнеров, прежде всего, на самих себе и поддержка друг друга в такой тенденции;
        Авторы отмечают, что данные признаки «правильных» отношений применимы не только к романтическим отношениям, но и к отношениям между студентом и преподавателем, работником и начальником, между коллегами, друзьями, даже между нациями, странами и т.д.

        Таким образом, созависимость – это приобретенная деструктивная модель поведения, причиной которой почти всегда являются более или менее выраженные детские травмы. Исходя из анализа различных научных и исследовательских источников, как зарубежных, так и отечественных, можно сказать, что, описывая явления эмоциональной зависимости, созависимости, аддиктивного поведения, авторы работ имеют в виду один и тот же феномен. Созависимость можно преодолеть и начать поддерживать нормально функционирующие отношения с помощью упорной работы над собой, поддержки и содействию близкого окружения и квалифицированного специалиста. Легкие формы созависимости есть возможность преодолеть самостоятельно, использую специальную, проверенную литературу.

        1   2   3   4   5   6

        перейти в каталог файлов


  • связь с админом