Главная страница
qrcode

Шмараева_ПКК-3.1_2019. Курсовая работа (название кр) Специальность (код) (наименование направления) Специализация (наименование)


Скачать 141.24 Kb.
НазваниеКурсовая работа (название кр) Специальность (код) (наименование направления) Специализация (наименование)
Дата15.05.2020
Размер141.24 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаШмараева_ПКК-3.1_2019.docx
ТипКурсовая
#69564
страница4 из 6
Каталог
1   2   3   4   5   6

Глава 3. Профилактика созависимости




Меры предупреждения созависимости, применимые в детском возрасте

Дети с нарушениями привязанности, которые выражаются в эмоциональной зависимости от своего близкого окружения, с большей вероятностью будут вступать в созависимые партнерские отношения во взрослом возрасте. Как уже было сказано, созависимость возникает вследствие незавершенности определенных критических стадий развития в течение первых шести лет жизни, в частности, стадий соединения и отделения (Уайнхолд, 2002). Таким образом, развитие и приверженность созависимым паттернам поведения тесно связаны с системой семьи. Многие авторы говорят о том, что если нормальное прохождение любых стадий психологического развития в детстве нарушается из-за каких-либо причин, то на протяжении всей жизни человек будет неосознанно стремиться завершить эти стадии.

Для того, чтобы рассмотреть способы, способствующие предупреждению созависимости, необходимо кратко описать стадии психологического развития. Стадии развития выделяются в рамках многих концепций (например, психосоциальные стадии развития Э.Эриксона, психосексуальные стадии З.Фрейда, идеи о стабильных и кризисных периодах и новообразованиях каждого возраста Л.С.Выготского и др.), но в данной работе мы рассмотрим 4 стадии индивидуального психологического развития, которые были описаны в книге «освобождение от созависимости»:
Стадия созависимости. Это симбиотические отношения матери с ребенком, в которых нет разделения между ними, они являются как бы единым функционирующим механизмом. Мать предоставляет ребенку необходимый уход и удовлетворяет его потребности. Длится данная стадия 6-9 месяцев;
  • Стадия противозависимости. На данной стадии происходит отделение ребенка от матери, и наоборот. У ребенка появляется стремление исследовать окружающий мир самостоятельно и феномен «Я сам», описанный Л.С.Выготским, Д.Б.Элькониным и многими другими исследователями: желание ребенка совершать действия без посторонней помощи. Эта стадия проходит в возрасте примерно 1,5 – 3 лет.
  • Стадия независимости. На этой стадии большую часть времен ребенок действует самостоятельно, автономно, но при необходимости все еще совершает какие-либо действия при помощи родителей или других значимых людей. Данная стадия длится примерно с 3-х до 6-ти лет;
  • Стадия взаимозависимости. Взаимоотношения между ребенком и окружающими людьми колеблются в диапазоне «близость – отделение». Главная задача данной стадии – приобретение способности двигаться между отдалением от людей и соединением с ними, не испытывая при этом дискомфорта. Стадия длится от 6-ти до 12-ти лет.
    Существует три основных стратегии в попытке завершить незаконченные стадии:
    Сильная привязанность к другому человеку (стремление завершить нарушенное соединение с матерью в детстве);
  • Избегание близких контактов (попытка завершить стадию отделения);
  • Применение первой и второй стратегии вместе.
    Итак, для того, чтобы уменьшить риск развития созависимого поведения у человека во взрослом возрасте, необходимо способствовать его благоприятному прохождению стадии отделения в раннем детстве, для этого важно:
    Сразу после рождения ребенка установление максимального тактильного контакта между ним и его обоими родителями (это важно для процесса соединения, успешность которого влияет дальнейшую стадию отделения);
  • Завершение самими родителями ребенка процессов соединения и отделения (так как не пройдя данные стадии в своем детстве, родители не смогут оказать должное содействие и поддержку ребенку);
  • Физическое и эмоциональное постоянное присутствие обоих родителей (при отсутствии постоянства объекта ребенок считает родителя «хорошим», когда он рядом, и «плохим», когда его нет рядом);
  • Взаимодополняемое поддержание постоянства объекта обоими родителями (при отсутствии одного из родителей, второй может служить неким «посредником» для сохранения ощущения присутствия обоих родителей);
  • В процессе исследования ребенком окружающего мира осуществление высказываний одобрения по отношению к его действиям в 2 раза чаще, чем высказывание запретов (движения ребенка должны быть минимально ограничены, а обстановка доступна для исследования);
  • Безусловная поддержка, принятие и прощение ребенка во время его вспышек гнева и злости (в возрасте 15 месяцев – 2 года). Злость и раздражение являются выходом напряжения из организма ребенка, которое появляется из-за двойственности желаний: стремление к автономии и при этом чувство уязвимости, страха вдалеке от родителей.
    При использовании перечисленных выше рекомендаций в воспитании родители смогут создать необходимые условия для установления надежной привязанности между ними и ребенком и для успешного прохождения стадии отделения и независимости в процессе его психологического развития. Данный характер детско-родительских отношений значительно снижает возможность формирования у человека созависимых партнерских отношений во взрослом возрасте.

      1   2   3   4   5   6
      перейти в каталог файлов


  • связь с админом