Главная страница
qrcode

Шмараева_ПКК-3.1_2019. Курсовая работа (название кр) Специальность (код) (наименование направления) Специализация (наименование)


Скачать 141.24 Kb.
НазваниеКурсовая работа (название кр) Специальность (код) (наименование направления) Специализация (наименование)
Дата15.05.2020
Размер141.24 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаШмараева_ПКК-3.1_2019.docx
ТипКурсовая
#69564
страница6 из 6
Каталог
1   2   3   4   5   6

Выводы




Термин «привязанность» рассматривается, в основном, как связь ребенка с матерью и с другими значимыми взрослыми, которая оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека, особенно на установление взаимоотношений во взрослом возрасте. Существует много теорий привязанности, как зарубежных, так и отечественных, но большинство из них построено на классической теории привязанности Дж.Боулби и М.Эйнсворт.
  • Были описаны типы привязанности, характерные для взрослых межличностных отношений: надежный тип привязанности, тревожный, избегающе-отвергающий и тревожно – избегающий. Важным элементом, влияющим на тип привязанности во взрослом возрасте, является понятие «внутренние рабочие модели», основы которых начинают формироваться в детстве. Они представляют собой образ и особенности восприятия себя и других людей, являются относительно неизменными на протяжении всей жизни.
  • Нарушения привязанности происходят, в основном, в детском возрасте при контакте со значимыми взрослыми (но приобрести деструктивный характер привязанности возможно и во взрослом возрасте) и препятствуют формированию здоровой личности и процессу нормальной социализации. Главными причинами развития деструктивной привязанности являются неблагоприятная семейная обстановка, негативное отношение родителей к ребенку и ошибки в воспитании ребенка.
  • Эмоциональная зависимость – одно из последствий развивающейся деструктивной привязанности; она рассматривается как вид аддикций в отношениях. К данным зависимостям относятся любовные аддикции и аддикции избегания. Любовные аддикции (к ним относятся и сексуальные) – это вид нехимически зависимого поведения, который выражается в фиксации на партнере. Для любовных аддиктов характерно повторяющееся проявление навязчивых, неконтролируемых заботы и внимания, а также сильный страх одиночества и низкая самооценка, что подталкивает их к удержанию партнера в отношениях любыми способами. Аддикция избегания – это зависимое поведение, при котором избегающий аддикт стремится дистанцироваться от близких эмоциональных контактов с любовным аддиктом, но при этом старается сохранить данные отношения из-за страха одиночества. Все формы аддиктивного поведения схожи по некоторым проявлениям, механизмам возникновения, закономерностям развития. Основным проявлением эмоциональной зависимости является концентрация внимания на жизни другого человека гораздо в большей степени, чем на своей собственной и на окружающем мире (в совокупности с соответствующим поведением). Главной причиной возникновения данной зависимости является влияние дисфункциональных особенностей родительной семьи на ребенка.
  • Созависимость – это приобретенная деструктивная модель поведения, которая развивается как следствие незавершенных стадий психологического развития в детстве: особенно важными являются стадии соединения со значимыми взрослыми и стадия отделения от них. Проявления созависимости, ее признаки, механизмы развития схожи с характеристиками описанных явлений деструктивной привязанности, аддиктивного поведения. Многие авторы признают возможность избавления от созависимости при качественной психологической помощи, усердной и замотивированной самостоятельной работе над собой, а также при поддержке со стороны близких людей созависимого человека.
  • Помимо лечения созависимости, существует возможность уменьшить риск ее возникновения при помощи способов, применимых как в детстве, так и во взрослом возрасте. Меры, применимые в детском возрасте, представляют собой рекомендации для родителей, которые касаются воспитания ребенка и способствующие успешному прохождению и завершению ребенком стадий соединения и отделения. Способы, которые применимы во взрослом возрасте - это консультация со специалистом, самостоятельная работа над собой и аспектами своей жизни, включая романтические взаимоотношения, выработка навыков, умений, а также сотрудническая и доверительная работа в паре с партнером при взаимной поддержке.

    Заключение



    Данная работа направлена на теоретическое изучение таких феноменов, как привязанность и эмоциональная зависимость во взрослом возрасте. В первой главе работы были рассмотрены само понятие привязанности, области применения этого термина, некоторые теоретические концепции, детская привязанность к значимым взрослым, этапы ее формирования и влияние, которое она оказывается в целом на жизнь человека. Также была исследована привязанность у взрослых: типы привязанности во взрослых отношениях, выделяемые в некоторых зарубежных теориях, их характеристики и некоторые важные аспекты, необходимые для понимания данного явления; также были рассмотрены причины нарушений привязанности и их последствия, влияющие на взрослую жизнь.

    Во второй главе было исследовано явление эмоциональной зависимости с точки зрения патологии: в контексте отнесения данного явления к поведенческим аддиктам и изучение существующих типов аддиктивного поведения, характерного для партнерских отношений. Также данная глава содержит рассмотрение форм проявления эмоциональной зависимости, ее признаков, причин возникновения, феномена созависимости и способов избавления от нее с целью установления нормальных межличностных отношений, развития личностного потенциала и полноценного функционирования в жизни в целом.

    В третьей главе данной работы указаны способы профилактики созависимого поведения: рекомендации для родителей в сфере некоторых аспектов воспитания с целью содействия в завершении ребенком стадий психологического развития и рекомендации для взрослых людей по предупреждению созависимости и улучшению партнерских взаимоотношений.

    На протяжении всей исследовательской работы регулярно упоминалось о важности детского периода в жизни каждого человека. Установление привязанности ребенка к значимым взрослым, характер этой связи, возможные нарушения привязанности оказывают сильное влияние на социализацию человека, на формирование межличностных взаимоотношений и на другие аспекты и сферы жизни человека. Именно это дает широкое поле для теоретических и эмпирических исследований в области детской привязанности, взрослой привязанности и их связи.

    Как было сказано в начале курсовой работы, тема привязанности и созависимости является очень актуальной, особенно в условиях их неполной изученности и, возможно, недостаточной адаптированности к современным условиям. В будущем данная теоретическая работа может быть полнее раскрыта в эмпирических исследованиях о связи типа привязанности, сформированного в детском возрасте, с типом привязанности, характерным для человека в романтических отношениях, а также с риском возникновения созависимости или фактом ее существования.


    Список литературы




    Авдеева Н.Н. Теория привязанности: современные исследования и перспективы // Современная зарубежная психология. — 2017. — Том 6. — № 2. — С. 7—14.
  • Акопов, А.Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни личности. —Спб.:Речь, 2008 —244с.
  • Арчакова Т.О. Современные теории привязанности // Cборник портала психологических изданий PsyJournals.ru. — 2009. — №1 [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournals.ru/pj/2009_1/22259.shtml (дата обращения: 28.04.2019).
  • Боулби Дж. Привязанность/ пер. с англ. Н.Г.Григорьевой и Г.В.Бурменской — М.: «Гардарики», Москва, 2003. ¬— 477 с.
  • Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. — М.: Академический проект, 2006. — 300 с.
  • Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. — М.: Педагогика, 1990. - 150 с.
  • Брутман В. И., Радионова М. С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. — 1997. — № 6. — С. 38— 48.
  • Бурменская Г.В. Проблемы онто- и филогенеза привязанности к матери в теории Джона Боулби // Журнал практической психологии и психоанализа. — 2003. — №1.
  • Григорова Т.П. Деструктивная привязанность во взрослом возрасте и совладание с ее проявлениями: дис. … канд. психол. наук. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2015. – 166 с.
  • Григорова Т.П. Кто подвержен деструктивной привязанности в партнерских отношениях и как совладает с этим? // Психология стресса и совладающего поведения: материалы III междунар. науч. практ. конф. — Кострома: Костромской гос. университет им. Н.А.Некрасова, 2013. — Т. 2, — С. 181–184.
  • Егоров А.Ю. Любовные аддикции // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. — 2015. — №2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lyubovnye-addiktsii (дата обращения: 01.05.2019).
  • Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции // Аддиктология. — 2005. —№1. — С. 65—77.
  • Искольдский Н.В. Исследоваие привязанности ребенка к матери // Вопросы психологии. — 1985. — № 6. — С. 146-152.
  • Калмыкова Е.С., Гагарина М.А., Падун М.А. Роль типа привязанности в генезе и динамике аддиктивного поведения. Часть II // Психологический журнал. — 2007. — Т. 28. — №1. — С. 107-144.
  • Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. — М.: Екатеринбург, 2000. — 460 с.
  • Крюкова Т.Л., Григорова Т.П. Деструктивная привязанность в отношениях взрослых мужчин и женщин: стресс и совладание с ним // Психологические исследования. — 2015. — Т. 8. — № 44 [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 30.04.2019).
  • Лисина М. И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопросы психологии. — 1961. — № 3. — С. 117—124.
  • Лисина М. И. Общение ребенка с взрослыми как деятельность // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника: сб. / под ред. М.И. Лисиной. — Москва, 1974. — С. 3—23.
  • Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П.Зинченко. — М.: АСТ, СПб.: «Прайм-Еврознак», 2008. — 868 с.
  • Мещерякова С. Ю. Поведение ребенка в незнакомой обстановке // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника: сб. / под ред. М.И. Лисиной. — Москва, 1974. — С. 24—41.
  • Николаева Л.А. Социально-психологическая характеристика привязанности // Проблемы cоциальной психологии личности: сб. науч. статей. — Саратов: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2008.
  • Петрушин С. В. Любовь и другие человеческие отношения. — 2-е изд., доп. — СПб.: РЕЧЬ, 2006. — 114 с.
  • Уайнхолд, Б., Уайнхолд, Дж. Освобождение от созависимости / перевод с английского А.Г. Чеславской. — М.: «Класс», 2002. – 224 с.
  • Фромм Э. Искусство любить / пер. с англ. — М.: АСТ, Москва, 2009. — 224 с.
  • Хмарук И. Н. Патологическая любовь как форма болезни зависимого поведения // Бехтерев В. М. и современная психология: материалы докладов на российской научно-практич. конф. — Казань: Центр инновационных технологий, 2005. — Вып. 3. — Т. 2.
  • Хмарук И. Н., Степанова Ю. С. Социально-психологическая предиспозиция формирования эротических аддикций // Бехтерев В. М. и современная психология: материалы докладов на российской научно-практич.конф. — Казань: Центр инновационных технологий, 2005. — Вып. 3. — Т. 2.
  • Эйнсворт М. Детско-материнская привязанность // Американская психологическая ассоциация — 1979. — т. 11. — С. 67— 104.
  • Ainsworth M. Mary D. Salter Ainsworth // O'Connell A., Russo N. (eds). Models of achievement: reflections of eminent women in psychology. N.Y., 1983. R 200-219.
  • Bartholomew K., Horowitz L. M. Attachment styles among young adults: a test of a four-category model // Journal of personality and social psychology. — 1991.
  • Bowlby J. Attachment and loss. V. I. Attachment. — N.Y.: Basic Books, 1969. — 428 p.
  • Bretherton / The origins of attachment theory: John Bowlby and Mary Ainsworth // Parke R., Qrnstein E, Reiser J., Zahn-Waxler C. (eds). A century of developmental psychology. N.Y., 1994;
  • Butzer B., Campbell L. Adult attachment, sexual satisfaction, and relationship satisfaction: A study of married couples // Personal relationships. — 2008. — Т. 15. – 148 p.
  • Curtis J.M. Elements of pathological love relationships // Psychological Reports. – 1983. – Vol. 53. – P.83–92.
  • Fraley, R.C., Shaver R.P. Adult romantic attachment: theoretical developments, emerging controversies, and unanswered questions // Review of General Psychology. — 2000. —Vol. 4. — № 2. — 154 p.
  • Freud A. Psychoanalysis and education // Psychoanalytic Study of the Child. 1954. 9. P. 9-15.
  • Hazan C., Shaver P. Romantic love conceptualized as an attachment process // Journal of personality and social psychology. — 1987. — 511 p.
  • Peabody S. Addiction to love: Overcoming obsession and dependency in relationships. Berkeley, 1989.
  • Reebye P. Handbook of attachment: theory, research, and clinical applications, second edition // Journal of the Canadian Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 2010;19(1): 57–58.
  • Schaffer H. R., Emerson P. E. The development of social attachments in infancy. — Monogr. Soc. Res. Child Dev. V. 29. P. 1 —77.
  • Simpson, J.A. (1990). Influence of attachment styles on romantic relationships // Journal of Personality and Social Psychology. 59: 971—980.
  • Timmreck T.C. Overcoming the loss of a love: preventing love addiction and promoting positive emotional health. Psychol. Rep., 1990, vol. 66, no. 2. P. 515–528.

    1   2   3   4   5   6

    перейти в каталог файлов


  • связь с админом