Главная страница
qrcode

Литература для студентов средних медицинских учебных заведений


НазваниеЛитература для студентов средних медицинских учебных заведений
АнкорNormy biokhimicheskikh analizov.docx
Дата29.12.2017
Размер13.4 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаVolkov_S_R_Volkova_M_M_Zdorovy_chelovek_i_eg.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипЛитература
#35490
страница1 из 66
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   66
С. Р. ВОЛКОВ ММ. ВОЛКОВА
ЕГО ОКРУЖЕНИЕ
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

ПРЕДИСЛОВИЕ
У чебник по предмету Здоровый человек и его окружение предназначен для студентов медицинских колледжей им еди­
цинских училищ. Он может представлять также интерес для широкого круга читателей, интересующихся вопросами сохранения здоровья, проблемами медицины и здорового образа ж изни.
Д анны й учебник написан в соответствии с Государственным образовательным стандартом, требованиями к обязательному уровню знаний студентов и содержит информацию, необходимую для усвоения основных положений предмета. Специалисту по сестринскому делу необходимо умение правильно оценивать состояние здорового человека, определять существующие факторы риска, консультировать пациентов и обучать их поддержанию здоровья, принципам здорового образа ж изни.
Ч еловек рассматривается как биосоциальное существо через призму его здоровья, с учетом позитивных и негативных факторов, влияющих на него, потребностей, характерных для того или иного возрастного периода, а также независящих от возраста универсальных потребностей. Рассматриваются также проблемы, возникающие в определенном возрасте и оказывающие влияние на здоровье.
У чебник состоит из введения, 4 разделов, включающих главы и подглавы, а также заклю чения.
В м разделе, состоящем из 7 глав, дается общая характеристика здоровья, приводятся факторы, влияющие на него, описана демографическая ситуация в России в настоящее время, приведены методы расчета некоторых демографических показателей, показано их значение для здравоохранения в целом, для лечебно-проф илактического учреждения икон ­
кретного медицинского работника. Отдельная глава содержит краткие сведения об анатом о-ф изиологических и психологических особенностях человека в разные возрастные периоды. Также отдельная глава посвящена изложению стадий роста и развития человека. В специальной главе показаны основные потребности человека. В настоящее время большое внимание уделяется профилактическому направлению здравоохранения им едицины , в реализации которого значительная роль принадлежит медицинским сестрам, поэтому отдельно рассматривается роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья индивидуума.
Второй раздел учебного пособия структурирован по возрастным периодам детского возраста, в нем описаны анатом о-ф изиологические особенности здорового ребенка враз личные возрастные периоды, содержатся сведения по вскармливанию новорожденных и грудных детей, примерные схемы режима дня для детей этих и старших возрастных групп. Отдельные главы посвящены основным направлениям деятельности сестринского персонала при работе с детьми различных возрастных периодов.
В м разделе приводятся сведения об анатом о-ф изиоло- гических особенностях мужского и женского организма, о половых различиях в строении и функционировании органов и систем, последовательно изложены вопросы , касающиеся потребностей здоровых женщин и мужчин зрелого возраста, приводятся сведения о строении и функциях репродуктивной системы. В отдельные главы выделены вопросы сексологии, в них излагаются сведения по биологии пола, половому поведению , сексуальным реакциям человека. В этом же разделе излагаются вопросы семьи и брака, проблемы современной семьи. Значительное внимание уделено вопросам планирования семьи, деятельности сестринского персонала поп лани ­
рованию семьи, методам контрацепции. Проблемы физиологической беременности, родов, послеродового периода и сестринской деятельности также нашли отражение в данном разделе.
Отдельные главы посвящены проблемам климактерического периода уж енщ ин и мужчин.
Д ля каждого возрастного этапа и особых периодов жизни человека даются основные направления сестринской деятельности по решению проблем соответствующего возрастного периода с учетом потребностей человека. При этом под сестринским персоналом понимаются медицинские сестры, фельдшера, акушерки, а под сестринской деятельностью — деятельность им едицинских сестер различного профиля, и фельдшеров, и акушерок.
Заклю чительный раздел содержит сведения об анатом о-ф и- зиологических и психологических особенностях пожилых и старых людей, психологии старения, особенностях деятельности сестринского персонала при работе с людьми пожилого и старческого возраста отражены вопросы профилактики преждевременного старения и образа жизни пожилого человека, приводятся данные о питании пожилых людей. Отдельная глава посвящена вопросам организации м едико-социальной помощи лицам старших возрастных групп.
В заключительных главах раздела описаны проблемы естественной смерти, эмоциональные реакции умирающего, а
также психологические проблемы его окружения, возникающие в связи с утратой близкого человека, атмосфера, складывающаяся в семье и окружении.
После каждого раздела приведены тестовые задания, с помощью которых можно проверить усвоение изложенного материала.
О бъяснение слов, помеченных «*», приводится в глоссарии.
М атериалы учебника могут быть использованы также для внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Все конструктивные замечания, пожелания и предложения по содержанию и порядку изложениям атериала будут приняты авторами с благодарностью

ВВЕДЕНИЕ
Самыми важными жизненными ценностями для человека являются здоровье и семья. Каждый человек несет ответственность за свое здоровье и благополучие, а также здоровье и благополучие своих близких, достижение которых — непрерывный процесс, протекающий на протяжении всей жизни и подразумевающий определенную жизненную позицию , соответствующее поведение и отношение к себе и окружению . Достижение высокого уровня физического, психологического, эмоционального, социального благополучия требует и определенных знаний, и соответствующего уровням отива­
ции, и умения преодолевать трудности на пути к этой цели.
В течение жизни человек проходит определенные этапы, связанные стем или иным возрастным периодом. Каждый этап, каждый возрастной период имеет свои особенности, обусловленные строением организма, его физическим, психологическим, социальным развитием. На каждом этапе жизни человек сталкивается с различными проблемами, обусловленными как воздействием факторов внешней среды, таки внутренними переживаниями. Не всегда человеку удается успешно решить возникающие проблемы, что может быть связано стем, что некоторые из них остаются для него не до конца осознанными, или стем, что он просто не хочет их решать, или стем, что во многих вопросах он является недостаточно компетентным. Часто это касается вопросов сохранения и укрепления здоровья.
П оэтому знание анатом о-ф изиологических, психологических особенностей, способов поддержания и укрепления здоровья, потребностей человека, способов их удовлетворения важно для каждого человека, а для медицинских работников — особенно, поскольку человек является сферой их профессиональных интересов, а помощь ему в ситуациях, связанных с опасностями для здоровья, — профессиональным долгом. Медицинские работники, в частности медицинские сестры, фельдшера, акушерки, могут помочь человеку в решении многих проблем, связанных с сохранением и поддержанием здоровья, могут мотивировать здорового человека к здоровому образу жизни, обучить необходимым действиям , направленным на достижение благополучия. А для того чтобы это стало возможным, каждый из них должен знать влияние различных факторов на здоровье человека, принципы здорового образа жизни, включающего в себя и рациональное и адекватное питание, и достаточную физическую активность, и отказ от вредных привычек, и многое другое уметь выявить проблемы, возникающие на томили ином жизненном этапе, найти способы их решения в каждом конкретном случае.
Значительная часть жизни человека проходит в семье. От семейных взаимоотношений во многом зависит и здоровье каждого из ее членов, поэтому медицинскому работнику очень важно знать тип семьи, стадии ее развития, психологическую атмосферу семьи, внутрисемейные отношения, особенности питания, традиции, привычки. Это поможет принимать правильные решения, касающиеся сохранения и поддержания здоровья каждого члена семьи.
Заверш аю щ им этапом жизненного цикла человека является умирание и смерть. Каждый индивидуум по-своему реагирует на известие об утрате близкого ему человека, кого-либо из своего окружения, но существуют универсальные эмоциональные реакции, характерные для любого переживающего потерю. Знание этих реакций, умение помочь переживающему горе человеку просто необходимы любому медицинскому работнику.
Таким образом, зная особенности каждого из этапов жизни человека — от периода внутриутробного развития и новорожденное до пожилого и старческого возраста, — сестринский персонал может многое сделать для здоровья человека любой возрастной группы
Раздел ЗДОРОВЬЕ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА РОСТ И РАЗВИТИЕ. Общее понятие о здоровье
Здоровье — это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут.
Ж ан Лабрюйер, французский писатель в.
Здоровье. — Качество жизни Факторы, влияющие на здоровье. — Факторы риска здоровью. — Группы риска. Образ жизни Одним из важнейших признаков, определяющих принадлежность общества к цивилизации, всегда считалось состояние здоровья конкретного человека и населения в целом. Состояние здоровья определяет возможности человека вести активную, полноценную жизнь, плодотворно трудиться, качественно проводить свой досуг. В конечном итоге именно уровень здоровья населения оказывает значительное влияние на динамику экономического развития общества, страны, воздействуя на производительность труда. Именно поэтому здоровье населения в целом и каждого члена общества является непреходящей ценностью , общественным достоянием , залогом успешного развития страны.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) так определила понятие здоровья Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических недо­
статков».
Выделяют индивидуальное, групповое и общественное здоровье (здоровье населения, здоровье популяции. Об индивидуальном здоровье говорят в том случае, если рассматривается конкретный человек, индивидуум групповое здоровье предусматривает оценку уровня здоровья нескольких людей о здоровье населения, общественном здоровье говорят при изучении, оценке здоровья населения, проживающего на определенной территории (в городе, селе, адм инистративно-тер­
риториальном образовании).
Индивидуальное здоровье оценивают по самочувствию конкретного человека, наличию или отсутствию у него заболеваний, его физическому состоянию и развитию , выявляемых после соответствующих исследований, трудоспособности, личным ощущениям жизни и другим критериями при ­
знакам.
Групповое и общественное здоровье определяется пом е­
дико-статистическим и медико-дем ограф ическим показателями критериям , а не только по оценке индивидуального здоровья.
В своей деятельности медицинские сестры встречаются как с индивидуальным здоровьем пациентов (участковые медицинские сестры, медицинские сестры, работающие в стационарных медицинских учреждениях, таки с групповым здоровьем (медицинские сестры врача общей практики, семейного врача. В меньшей степени медицинским сестрам приходится иметь дело с общественным здоровьем, но общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых состоит общество, поэтому необходимо представлять смысл этого понятия, факторы, определяющие здоровье как отдельного человека, таки населения конкретного участка, района, города, страны.
В настоящее время понятие здоровье приобретает более широкий смысл. Это связано с возможностями достижения самим человеком более высокого уровня благополучия, повышения качества жизни. Благополучие и качество жизни затрагивают все аспекты жизни человека, касаются не только физического развития, но и других сфер психической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной. Гармоничное сочетание всех этих сфер позволяет говорить о высокой степени самореализации, о достижении высокого уровня здо­
ровья.
П онятие качество жизни введено в обиход в 1982 г. и часто используется для характеристики полноценности жизни больных, однако его можно использовать и для описания состояния здорового человека. Качество жизни определяется как соответствие желаний человека его возможностям, лимитированным заболеванием [Jones Т, 1997]. В случае здорового человека, таким образом, качество жизни можно определить как соответствие желаний и потребностей человека его возможностям, ограниченным его физическим, психологическим, социальным состоянием. Восприятие качества жизни во многом является субъективным, те. сам человек определяет степень удовлетворенности своей жизнью . Оценка качества жизни каждого конкретного человека зависит и от возрастных характеристик личности.
Д ля здорового человека важными параметрами качества жизни являю тся:
• сохранение (повышение) социального статуса;
• сохранение семейного статуса
сексуальная активность;
• удовлетворение от увлечений и отдыха.
Для больного человека, помимо перечисленных параметров, большое значение имеет и возможность самообслуживания, самоухода.
Критериями качества жизни ВОЗ, 1995] принято считать:
• ф изические (сила, энергия, сон, отдых);
• психологические (мышление, изучение, запоминание, концентрация, положительные эмоции, самооценка, внешний вид, печальные переж ивания);
• уровень независимости (повседневная деятельность, работоспособность) жизнь в обществе (личные взаимоотношения, общественная ценность человека, сексуальная активность);
• окружаю щ ая среда (безопасность, быт, материальное благополучие, доступность информации, возможность обучения, досуг экология — населенность, загрязнение среды обитания и т.д.);
• духовность (чувство ответственности за других, религия, личные убеждения и установки).
Н а уровень и состояние здоровья человека оказывает влияние множество факторов. Общепринято выделять следующие факторы.
• биологические, психологические свойства человека (наследственность, конституциональные особенности и др.);
• природны е условия (климат, флора, фауна и т.д.);
• состояние экологии (степень загрязнения или чистоты окружающей среды);
• социально-эконом ические, политические условия, действующие в той или иной стране;
• уровень развития здравоохранения, степень подготовленности и квалификации медицинских кадров.
П ом им о непосредственных факторов и условий, определяющих здоровьем ожно выделить и группу факторов риска здоровью , те. факторов, создающих благоприятный фон для развития заболевания, способствующих возникновению и развитию болезни, ноне являющихся непосредственной причиной их развития для возникновения заболевания необходимо действие конкретного причинного фактора.
Ф акторы риска по своей природе могут быть первичными, действующими изначально и способствующими нарушению здоровья вторичными, служащими провоцирующими для развития заболеваний а также третичными и т.д. Выделяют большие, или главные, факторы риска.
К числу больших первичных факторов риска специалисты ВОЗ относят:
• курение;
• злоупотребление алкоголем
нерациональное питание;
• гиподинамию психоэмоциональный стресс.
К числу вторичных больших факторов риска относят:
• диабет;
• артериальную гипертензию ;
• гиперлипидем ию , гиперхолестеринемию ;
• ревматизм;
• аллергию;
• иммунодеф ицит и др.
П ом им о отдельных факторов риска, выделяют и группы риска те. группы населения, в большей мере, чем основная его часть, подверженные развитию различных патологических процессов. К такой категории людей могут быть отнесены люди различных возрастных, социальных, профессиональных групп. Это дети, лица пожилого и старческого возраста, беременные, одинокие, люди, работающие во вредных условиях, и т.д. Выделение таких групп, определение факторов риска помогает в работе медицинского персонала, позволяя разрабатывать мероприятия по сохранению и укреплению здоровья лиц, входящих в ту или иную группу риска.
Сущ ественное влияние на здоровье оказывает образ жизни человека. Доля факторов образа жизни среди всех обусловливающих здоровье воздействий превышает Образ жизни определяется как исторически сложившаяся совокупность характерных черт деятельности или активности людей, включающая материальную и духовную сферы и являющаяся отражением уровня развития производства, культуры, уровня развития общества в целом. Понятие образ жизни включает различные категории деятельности, активности людей:
• характер активности (интеллектуальная и физическая а к ­
тивность);
• сферы активности (трудовая и внетрудовая активность);
• виды или формы активности (производственная, социальная, культурная, образовательная, медицинская активность, деятельность в быту).
Образ жизни, поведение человека, направленные на сохранение здоровья, благотворно влияющие на его здоровье, можно называть здоровым образом жизни Это понятие включает в себя все элементы деятельности, направленной на охрану, улучшение и укрепление здоровья.
Ф орм ирование здорового образа жизни, обеспечение нормального развития человека создает предпосылки для устранения угрозы возникновения патологических процессов, способствует сохранению активной деятельности на протяжении всей жизни и осознанию человеком собственной индивидуальности и значимости Образ жизни может оказывать не только положительное, но и отрицательное воздействие на здоровье человека. Факторы, оказывающие влияние на здоровье, могут быть различными в разные возрастные периоды.
К ведущим факторам образа жизни взрослого населения относятся:
• уровень образования;
• ж изненная позиция;
• соответствие должности и места работы уровню образо­
вания;
• производственно-трудовая деятельность;
• м орально-психологический климат на работе;
• ф изическое и психологическое состояние;
• ф изическая активность;
• м орально-психологическая обстановка в семье.
Среди факторов образа жизни детского населения вы деля­
ют:
• акуш ерско-гинекологический анамнез матери;
• возраст матери при рождении ребенка;
• характер вскармливания ребенка (естественное, искусст­
венное);
• психоэмоциональное состояние ребенка;
• социальную активность ребенка;
• физическую активность ребенка;
• внутрисемейный климат.
От образа жизни следует отличать условия жизни материальные и нематериальные факторы, воздействующие на образ жизни. К условиям жизни, оказывающим влияние на здоровье, можно отнести конкретные условия, в которых человек живет, трудится, отдыхает. Это то, что окружает человека, — демографические, природные, социально-эконом ические, политические условия и факторы, уровень развития здравоохранения. Конкретному человеку трудно изменить существующие условия, но он может определенным образом использовать их, реагировать на них, приспособив к ним образ жизни, и тем самым повлиять на уровень своего здоровья.
В целом состояние здоровья населения России в настоящее время находится на неудовлетворительном уровне. Это характерно для всех возрастных групп, практически всех социальных слоев населения, но особую тревогу вызывает состояние здоровья детей — будущего страны. Так, поданным Всероссийской диспансеризации детей 2002 г, до 90 % детей имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.
Все население по уровню здоровья может быть распределено на определенные группы:
• к й группе относятся здоровые лица;
• ко й группе относятся практически здоровые, имеющие факторы риска
к й группе относятся больные в стадии компенсации к й группе относятся больные в состоянии д еком пенса ции*.О ценивая состояние здоровья населения по таким интегральным показателям, как уровень младенческой смертности МС) и средняя продолжительность предстоящей жизни С П П Ж ), можно отметить значительное отставание по этим показателям от развитых стран мира. Несмотря на тенденцию к снижению МС, наметившуюся в последние годы, этот показатель остается еще очень высоким, а показатели С П П Ж находятся на уровне ниже уровнях годов XX в. С П П Ж мужчин значительно меньше аналогичного показателя для женщин, разрыв составляет более 13 лет, что обусловлено более высокими показателями смертности среди мужчин всех возрастных групп.
Высокий показатель общей смертности наряду с низкой рождаемостью , наблюдающейся в последние годы, приводит к общему сокращению численности населения, а рост показателей заболеваемости и инвалидности как среди детского, таки взрослого населения страны свидетельствует о сокращении доли людей, способных трудиться с высокой отдачей.
П ри этом наблюдается рост психических и невротических расстройств, патологии сердечно-сосудистой системы , эндокринной заболеваемости, болезней органов пищеварения и других неэпидем ических заболеваний, характерных для современной цивилизации.
П ом им о сложной социально-эконом ической ситуации, в которой находится Россия на протяжении ряда лет, на уровень здоровья и его показатели существенное влияние оказывают и субъективные факторы:
• несф орм ированное у значительной части населения страны позитивное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как величайшей жизненной ценности;
• отсутствие потребности к поддержанию и укреплению здоровья, интереса к здоровому образу жизни нежелание нести ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих;
• сохраняю щ ийся высоким уровень алкоголизации общества, увеличивающееся количество людей, подверженных табакокурению и употреблению наркотиков.
Такое негативное отношение к собственному здоровью характерно для людей всех возрастов, однако отрадным можно считать тот факт, что у школьников лет сохраняется определенный уровень потребности в знаниях о здоровье и действиях по его сохранению и укреплению.
В старших возрастных группах отношение к своему здоровью формируется на основе уже сложившихся жизненных стереотипов. Так, поданным ряда авторов, доп ен си о
неров нерационально по отношению к своему здоровью тратят освободившееся от работы время, сохраняя вредные привычки, часто пренебрегая советами медицинских работников, занимаясь самолечением, вследствие перегруженности решением бытовых проблем, уходом за внуками и т.д. Это приводит к усложнению мероприятий по сохранению и поддержанию здоровья. Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья
Цель медицины — действие, а не ожидание.
Клод Бернар, французский физиолог в.
Д остиж ение высокого уровня здоровья, повышение качества жизни в значительной степени зависит от самого человека, однако не следует недооценивать и роль его окружения в формировании позитивного отношения к здоровью. Окружение человека во многом формирует его микросоциальную среду, которая оказывает существенное влияние на здоровье. Это воздействие проявляется через уровень материального благополучия, внутрисемейные отношения, семейный климат. Состав семьи, ее состояние, ее образ жизни, распорядок дня, режим питания и другие семейные факторы сказываются на распространенности отдельных заболеваний.
Помимо членов семьи, в состав ближайшего окружения человека должны входить и медицинские работники, в частности сестринский персонал, который своими действиями может влиять на уровень здоровья, способствовать повышению качества жизни конкретного человека, что является конечной целью любого медицинского вмешательства, будь то уход за пациентом или мотивирование к сохранению и поддержанию здоровья.
Таким образом, значительную роль в поддержании здоровья здоровых, формировании принципов здорового образа жизни, мотивации к сохранению здоровья могут и должны сыграть медицинские работники, в частности медицинские сестры, работающие вам булаторно-поликлинической сети, а также медицинские сестры общей практики и семейные медицинские сестры, одной из основных функций которых является проведение профилактики. Известен факт, что до
80 % обратившихся зам едицинской помощью начинают и заканчивают свое лечение в амбулаторно-поликлинических условиях. Именно поэтому на доклиническом этапе возможно и целесообразно формирование навыков сохранения здоровья, а также потребности к его поддержанию и укреплению
Так, медицинская сестра, работающая в детской поликлинике, должна дать необходимые рекомендации пособлю де­
нию правильного режима учебы и отдыха для детей разного возраста, провести квалифицированные консультации о принципах адекватного и рационального питания, о необходимых и допустимых физических нагрузках с учетом возраста, физического развития, наличия той или иной патологии,
о необходимости обеспечения безопасных условий среды обитания, включая меры по предупреждению травматизма на улице и дома, а также сведения о правильном хранении лекарственных препаратов, средств бытовой химии и т.д. Профилактическая деятельность медицинских сестер детских поликлиник особенно актуальна и заметна в силу естественной заботы родителей о здоровье своих детей, особенно ярко проявляющейся на первом году жизни, а также природной любознательности самих детей. Именно в раннем возрасте ребенка для медицинской сестры особенно важно установить доверительные отношения с родителями малыша, а затем и с ним самим, добиться необходимого авторитета, продемонстрировать свои знания и умения в том, чтобы объяснить родителям, а позднее и ребенку, значение здорового образа жизни, основные факторы риска развития заболеваний, факторы, способствующие сохранению здоровья.
Свои приоритеты могут быть ив профилактической деятельности медицинских сестер, работающих со взрослым населением. К числу вопросов, которые может и должна решать медицинская сестра, относятся темы планирования семьи, как на уровне предупреждения нежелательной беременности, таки на этапах планирования и ожидания желанного ребенка.
Весьма актуальными для населения нашей страны темами для консультирования остаются проблемы адекватного и рационального питания, причем решение этой проблемы касается людей всех возрастов. Среди особенностей питания граждан России можно отметить высокое потребление сладостей, хлебобулочных изделий, соли с одновременным дефицитом потребления фруктов, овощей, мяса, рыбы. В последние годы сформировались новые пищевые пристрастия — любовь к чипсам , гамбургерам, хот-догам, газированным напиткам. Актуальными являются и проблемы, связанные с употреблением наркотиков, алкоголя, табакокурением.
Все это может послужить поводом для беседы медицинской сестры со своими пациентами, входе которой она должна не только проинформировать пациента о факторах риска при тех или иных заболеваниях, перечислить конкретные условия жизни, способствующие сохранению здоровья, но и постараться убедить его в необходимости избегать воздействия неблагоприятных факторов и соблюдать условия, поддерживающие высокий уровень здоровья. При этом медицинской сестре необходимо учитывать возрастные особенности пациента, его социальный и психологический статус, уровень интеллектуальной и физической активности, степень осведомленности о своем здоровье и множество других факторов, формирующих тот или иной образ жизни.
Особую роль в профилактической медицине призваны сыграть медицинские сестры, работающие с врачами общей практики. Медицинская сестра врача общей практики должна активно и самостоятельно работать с населением. Зная социальный статус семьи, уровень здоровья каждого из ее членов, особенности развития и течения заболеваний, пользуясь доверием и авторитетом у своих пациентов, медицинская сестра может более эффективно заниматься не только координирующей деятельностью , но и разработкой и реализацией конкретных профилактических мероприятий, необходимых каждой семье, в соответствии с условиями жизни данной семьи.
Участие медицинских сестер амбулаторно-поликлиниче­
ского звена в профилактических мероприятиях может проявляться ив организации и проведении — совместно с врачом — различного рода школ, семинаров (например, по поддержке грудного вскармливания, профилактике гипертонической болезни, поддержанию безопасных условий жизни и др.).
Таким образом, профилактическая деятельность сестринского персонала, деятельность по сохранению и укреплению здоровья населения должна быть широкой, многообразной и самостоятельной и заключаться не только в помощи врачу, м едико-просветительной работе, но и охватывать обучающую, консультативную деятельность. Трудно переоценить роль медицинской сестры в формировании здорового образа жизни, обучении действиям по сохранению и укреплению здоровья как больных, таки здоровых людей. Большая самостоятельность и активность в этом направлении будут способствовать и повышению престижа профессии медицинской сестры, повысит уровень ее самоуважения и уважения со стороны пациентов. Демографическая ситуация в России и мире .1 . Понятие оде мог рафии Народонаселение Статика населения. — Динамика населения Методы изучения демографических явлений Значение демографических показателей
Д еятельность медицинских работников по поддержанию здоровья здоровых может быть успешной только в том случае, если она будет базироваться на глубоких знаниях процессов, протекающих в обществе, учете факторов и условий, воздействующих на здоровье. К числу таких факторов относятся и демографические явления, во многом определяющие условия жизни человека (численность населения, распределение его по территории, миграция, урбанизация и др.).
Демография (от греч. demos — народи писать) — наука о населении, закономерностях его воспроизводства в связи с социально-эконом ическим и и историческими условиями. Под населением (народонаселением) принято понимать совокупность людей, объединенных общностью проживания в пределах какой-либо страны или части ее территории (провинции, земли, области, края, района, определенного населенного пункта, а также группы стран или всего мира.
К числу вопросов, изучением которых занимается демография, относятся:
• территориальное размещение населения;
• анализ воздействия на население различных факторов экологических, медицинских, правовых, социально экономических, условий жизни, быта, традиций и т.д.;
• вы явление тенденций и процессов, происходящих среди населения в связи с этими факторами.
О дной из важнейших характеристик населения является состояние его здоровья. Выявлением взаимосвязи демографических процессов воспроизводства населения с позиций медицины и здравоохранения и разработкой на этой основе м едико-социальны хм ероприятий, направленных на обеспечение наиболее благоприятного развития демографических процессов, улучшения здоровья населения, занимается медицинская демография, возникшая вначале х годов XX в. на стыке общей демографии и социальной медицины.
И зучение народонаселения ведется с помощью статистических методов в двухосновных направлениях — изучение статики и динамики населения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   66

перейти в каталог файлов


связь с админом