Главная страница
qrcode

Мбоу октябрьская средняя общеобразовательная школа курского района курской области


НазваниеМбоу октябрьская средняя общеобразовательная школа курского района курской области
Анкорrain 1364506545.doc
Дата15.11.2017
Размер61.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаrain_1364506545.doc
ТипСтатья
#34122
Каталог

МБОУ «ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» КУРСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Система формирования колористических способностей школьников при работе над пейзажем на кружковых занятиях по изобразительному искусству

Статья




Панькова Ольга Александровна, учитель изобразительного искусства


Курск 2013


Прежде чем создать кружок, будущий руководитель должен разработать его программу, структура и содержание которой должны отвечать общеизвестным дидактическим принципам: доступности, научности, наглядности, связи теории с практикой, актуальности, учету общих (возрастных) и индивидуальных особенностей детей, их конкретных интересов и возможностей.

Успех развития колористических способностей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание занятия, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети школьного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога, а также в непосредственной практической деятельности. [5]

Так же учащиеся получают знания на занятиях, из учебной литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, ученики остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления.

На основании вышесказанного можно выделить основные методики организации и проведения занятий рисования по развитию колористических способностей при работе над пейзажем.

Методика организации и проведения занятий рисования с натуры, по памяти и представлению. Она включает в себя основные психолого-педагогические этапы освоения художественного материала, окружающей действительности с учетом специфики форм и методов преподавания изобразительного искусства. Особенности восприятия объектов изображения на уроках рисования с натуры. Методы развития пространственного мышления, понимания формы, объёма, цвета, колорита и их передача изобразительными средствами в процессе рисования. [7]

Методика проведения занятий тематического рисования и иллюстрирования литературных и музыкальных произведений. Раскрывает роль тематического рисования в развитии творческой фантазии, наблюдательности и мыслительной активности школьников. Развивает знания, умения и навыки учащихся в области тематического рисования. Учитывает возрастные и индивидуальные особенности, художественно-творческие способности учащихся в процессе обучения рисованию на темы. На занятиях тематического рисования активно используются методы развития воображения и образного мышления школьников, учитываются принципы анализа и принцип оценки работы учащихся. [7]

Методика организации бесед об изобразительном искусстве. Варианты структур бесед зависят от содержания материалов и особенностей группы. На занятиях формируется художественное восприятие школьников. [7]

Методика преподавания основывает свои положения на данных педагогической науки. Однако одна наука педагогика, без практики, не даёт возможности овладеть искусством преподавания, — она лишь указывает общие положения. И наоборот, одна практика, без теории педагогики, не дает возможности преподавателю правильно строить учебный процесс. Для успешной работы в школе учитель должен хорошо знать основные положения современной дидактики и уметь их творчески реализовывать на практике. [9]

Изобразительное искусство не только воспитывает, но и помогает человеку познать мир. Путь обучения должен вести школьников к достоверным знаниям, основываться на принципе научных данных.

Следом за ним назовем принцип наглядности. Все, что усваивают дети, должно быть подкреплено зрительным восприятием. А это требует от нас постоянного обращения к самим вещам и явлениям как источнику познания.

В истинности знаний учащиеся убеждаются на практике. Принцип сознательности и активности учащихся — также один из важнейших дидактических принципов. [8]

Использовать свои знания дети могут только в том случае, если они твердо и основательно овладели ими. Отсюда принцип прочности усвоения знаний.

В ходе обучения на кружке школьник постепенно переходит от малых знаний к большим, развиваем его умения от наипростейших навыков к более сложным приемам работы. [4] Руководствуемся при этом принципом систематичности и последовательности, а этот принцип тесно связан с принципом доступности, посильности обучения.

Итак, учитель в своей педагогической практике использует следующие дидактические принципы: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, принцип сознательности и активности, систематичности и последовательности, принцип прочности усвоения знаний, принцип доступности, посильности обучения.

В процессе обучения на кружке школьники должны усвоить систему достоверных, научно обоснованных знаний, т. е. знаний, правильно отражающих предметы и явления реального мира. В соответствии с этим в основе методики обучения должен лежать принцип научности.

Задача педагога — изложить закономерности строения природы и законы ее изображения на плоскости, цвета в природе так, чтобы ученики привыкли, рисуя, мыслить методами реалистического искусства. [3]

Научные основы живописи базируются на целом ряде наук, таких, как перспектива, цветоведение, колористика и др.

Принцип наглядности состоит в том, что учащиеся идут к достоверным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям как источнику познания.

Психологические основы наглядности заключаются в том, что в сознании человека решающую роль играют ощущения. Необходимо чаще обращаться к чувствам ребенка, так как первая его реакция на окружающее бывает почти всегда в основе своей правильна. Это поможет и усвоению того, что объяснил учитель. [6]

Учителю рисования постоянно приходится использовать средства наглядности, какие бы учебные занятия он ни проводил. Будет ли это рисование с натуры или тематическое рисование, беседы об искусстве — ему всегда нужен наглядный материал. Более того, реализуя на практике принцип наглядности, надо шире использовать его возможности.

Рисование с натуры уже само по себе является методом наглядного обучения. Процесс рисования с натуры начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета, с живого эмоционального наблюдения.

Наглядность тесно связана с правильной организацией наблюдения и анализа натуры, что существенным образом влияет на правильность суждения о предметах и явлениях, а следовательно, и на качество изображения. [1]

Наглядный показ приемов работы, способов передачи цвета предметов в живописи должен быть доступен ученику, а для этого преподавателю надо хорошо знать возрастные особенности детей, их возможности.

Большое образовательное и воспитательное значение имеет демонстрация работ выдающихся художников. На их примерах можно наглядно показать, как надо анализировать натуру, какими средствами добиваться эмоциональной выразительности.

Наглядность в обучении рассматривается не как вспомогательное средство обучения, а как ведущее. Принцип наглядности должен пронизывать всю систему развития колористических навыков в кружке пейзажной живописи.

Наглядность обучения состоит не только в том, чтобы раскрыть закономерность цветовых отношений, но и в том, чтобы научить их приемам работы. Однако одной наглядности для успешного усвоения на практике законов цветоведения мало. К ней надо присоединить активность самого ученика. При показе наглядных пособий ученик получает известные зрительные образы, которые помогают ему многое уяснить. Но при этом он остается только зрителем, его роль сводится к созерцанию того, что показывает педагог. [2] Насколько школьник усвоил учебный материал, может показать только его самостоятельная и активная работа, когда он сам начинает проверять на практике то, что ему показал преподаватель.

Детская работа – это главный ответ на то, как глубоко он усвоил содержание темы и сумел слить ее со своими внутренними переживаниями.

Отсюда вытекает принцип активности, и сознательности обучения.

В педагогической науке принцип активности и сознательности рассматривается как один из главных. Поэтому и в деле обучения колористки мы этот принцип рассматриваем как один из основных.

Между понятиями «сознательность», «активность», «самостоятельность» есть известное различие, но одно без другого не существует. Сознательное овладение знаниями требует обязательной активности и самостоятельности учеников, без чего невозможно эффективное усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а сознательно овладевающий знаниями, как правило, более активен, самостоятелен. [10]

Особое значение, как отмечает большинство методистов, принцип активности и сознательности имеет в практических занятиях.

На занятиях в кружке по изобразительному искусству, где в основном идет практическая работа, без активности и сознательности ученика добиться успеха в обучении невозможно. Поэтому учителю надо постоянно приучать учащихся к самостоятельной и активной учебной работе.

Сознательная, активная и самостоятельная работа всегда ведет к лучшему усвоению учебного материала и к более прочному закреплению его. Кроме того, сознательность и активность являются прекрасной предпосылкой для углубления и расширения полученных знаний, развивают интерес к делу, способствуют творческим исканиям. [10] Предмет приобретает для ребенка познавательное значение только тогда, когда педагог приучает его не пассивно наблюдать и срисовывать, а активно изучать натуру, выделять наиболее характерное, главное.

Учитель вызывает активность детей наводящими вопросами, предложением сделать новое решение колорита рисунка и т. п.

Повышая активность и сознательность учеников, надо помнить о принципе индивидуального подхода к каждому.

Чтобы ученик хорошо усваивал материал, не следует давать его в большом объеме: небольшими порциями он лучше усваивается. Вместе с тем материал должен преподноситься в систематическом и последовательном порядке. Отсюда следует дидактический принцип систематичности и последовательности.

Педагогическая наука требует, чтобы каждое новое положение или новая задача основывались на знаниях и навыках, усвоенных ранее, чтобы нарастание трудностей было постепенным. Процесс усвоения знаний и навыков предопределяет непрерывность между последующими знаниями и предыдущими, связь нового материала с пройденным, последовательное расширение и углубление знаний. Принцип систематичности и последовательности состоит в том, что новый учебный материал вызывает в памяти ранее воспринятое, уточняет его и дополняет.

Особое внимание должно быть уделено принципу систематичности и последовательности при обучении основам живописи, композиции и колорита.

Строя систему изложения учебного материала, педагог не только разбивает теоретический курс по годам, но и продумывает методику изложения этого материала. Одни и те же законы (цветоведения, композиции) требуют разного по объему и содержанию изложения.

Принцип доступности обучения требует от педагога четкого установления степени сложности и глубины освещения учебного материала для каждого возраста детей.

Чтобы привести сложность учебного материала в соответствие с возрастными особенностями детей, необходимо хорошо знать, какие знания и навыки могут быть доступны детям того или иного возраста, что они могут усвоить и выполнить за отведенное время.

Вместе с тем преподавателю не следует занижать возможности учеников. Школьников нужно нацеливать на посильную активную работу, чтобы они могли преодолевать известные трудности. Тогда ребенок будет не только усваивать знания и навыки, но и делать для себя, пусть небольшие, открытия, испытывать радость от творческой самостоятельной работы.

Заканчивая перечень принципов обучения, подчеркнем, что каждый принцип тесно связан с другими и эффективность его зависит от всей системы обучения.

Итак, преподавание и развитие колористических способностей школьников на кружке при работе над пейзажем требует определенной методики обучения. Как бы ни строилась индивидуальная система обучения, какие бы методы ни были положены в основу построения изображения, они должны отвечать основным принципам дидактики. В процессе занятий на кружке школьник должен усваивать знания, навыки и сведения о колорите в пейзаже в единой, последовательной системе.

Список литературы





  1. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения - М., 1956.

  2. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе - М., 1981.

  3. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей - М., 1961.

  4. Корнилова С., Галанов А. Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет - Рольф М., 2000.

  5. Колякина В.И. Методические рекомендации по организации элементами коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства, МГПИ - Магнитогорск, 1996.

  6. Ласкова М.К., Жилина Т.И. Изучение азов живописи в начальной школе. Формирование и развитие креативности и концептуального мышления дошкольника и младшего школьника средствами искусства и природы., Матер. 2-ой межвуз. регион, конф. - Карачаевск: изд-во КЧГПУ 2001.

  7. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников. Под ред. В.С. Кузина. - М., Просвещение, 1974.

  8. Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь: Проверка знаний по изобразительному искусству - М., 1991.

  9. Уатт Ф. Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и взрослых / Пер. с англ. М.Д. Лахути. – М.: ООО Росмен-издат, 2000.

  10. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (пути развития). Л-д, 1990.

перейти в каталог файлов


связь с админом