Главная страница
qrcode

Методическая разработка по теме Аллергия


Скачать 134.5 Kb.
НазваниеМетодическая разработка по теме Аллергия
Дата25.03.2019
Размер134.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла10_Allergia.doc
ТипМетодическая разработка
#60461
Каталог


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава РФ)
«Утверждаю»

_________________

зав. кафедрой

патофизиологии,

клинической патофизиологии

д.м.н., профессор

Л.Н. Рогова

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для студентов по проведению практических занятий

дисциплины Патологическая физиология по специальности

«Медико-профилактическое дело» по теме:
Аллергия


Разработчик:

ассистент

кафедры

патофизиологии,

клинической патофизиологии

Г. В. Панкова,

доцент

И.А. Фастова

ВОЛГОГРАД

2015
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для студентов по проведению практических занятий дисциплины Патологическая физиология по специальности «Медико-профилактическое дело» – Волгоград, 20___ г.
Составитель: Г. В. Панкова, И.А.Фастова
Методические рекомендации для студентов составлены в соответствии с учебным планом, государственным стандартом, рабочей программой и требованиями к минимуму содержания и базовому уровню подготовки по специальности «Медико-профилактическое дело».


Пособие рассмотрено и одобрено

на заседании кафедры патофизиологии, клинической патофизиологии
«____» ___________20___г. Протокол №


Методическая разработка

по теме: «Аллергия»
Цель: Воспроизвести в эксперименте аллергические реакции, изучить их основные причины, механизмы развития и проявления.
В результате освоения темы: «Аллергия» у обучающегося должны быть сформированы следующие компетенции:

общекультурными компетенциями (ОК):

  • владением культурой мышления, способностью к критическому восприятию информации, логическому анализу и синтезу (ОК-7);

  • готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, способностью к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации (ОК-8).

  • Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):общепрофессиональными:

  • способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, приобретению новых знаний, использованию различных форм обучения, информационно-образовательных технологий (ПК-3);

  • владением компьютерной техникой, медико-технической аппаратурой, готовностью к работе с информацией, полученной из различных источников, к применению современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-5);

  • в диагностической деятельности:

  • способностью и готовностью к выявлению причинно-следственных связей в системе «факторы среды обитания человека – здоровье населения» (ПК-15);

  • способностью и готовностью к формулировке, оценке и проверке гипотез, объясняющих причину, условия и механизм возникновения заболеваний, их распространения (ПК-16);



  • в научно-исследовательской деятельности:

  • способностью и готовностью к формулировке, оценке и проверке гипотез, объясняющих причину, условия и механизм возникновения заболеваний и их распространения (ПК-35);

  • В результате изучения дисциплины студент должен:

  • Знать:

  • —понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, принципы классификации болезней; основные понятия общей нозологии;

  • —функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии с внешней средой в норме и при патологических процессах.

  • правила техники безопасности и работы в биологических лабораториях, с реактивами, приборами, животными;

  • —основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека; характеристики воздействия физических факторов на организм; физические основы функционирования медицинской аппаратуры;

  • —химико-биологическую сущность процессов, происходящих в организме человека на молекулярном и клеточном уровнях;

  • —строение и биохимические свойства основных классов биологически важных соединений, основные метаболические пути их превращения; роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ в организме человека;

  • Уметь:

  • — проводить статистическую обработку экспериментальных данных;

  • —интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах человека;

  • —обосновать характер патологического процесса и его клинические проявления, принципы патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний;

  • —самостоятельно формулировать выводы на основе поставленной цели исследования, полученных результатов и оценки погрешностей; прослеживать возможности использования результатов исследования и применения изучаемого вопроса в профилактике заболеваний и патологии;

  • —анализировать вопросы общей патологии и оценивать современные теоретические концепции и направления в медицине.

  • —пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

  • —пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием;

  • —работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами);

  • Владеть:

  • —базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет;

  • —простейшими медицинскими инструментами (шпатель, пинцет, скальпель т.п.);


План выполнения работы


  1. Общий инструктаж по теме занятия и по работе с методическими указаниями

  2. Контроль уровня усвоения теоретического материала (собеседование по контрольным вопросам, тестирование)

  3. Перерыв

  4. Общий инструктаж по практикуму

  5. Выполнение практической части занятия, оформление протокола



Вопросы:

  1. Определение понятия «аллергия».

  2. Основное отличие иммунных и аллергических реакций.

  3. Этиология аллергических реакций. Понятия об аллергенах.

  4. Классификация аллергических реакций.

  5. Общий патогенез аллергических реакций.

  6. Особенности патогенеза аллергической реакции реагинового типа.

  7. Особенности патогенеза аллергической реакции цитотоксического типа.

  8. Особенности патогенеза аллергической реакции иммунокомплексного типа.

  9. Особенности патогенеза аллергической реакции замедленного типа.

  10. Виды псевдоаллергических реакций, особенности их патогенеза

  11. Биологический смысл аллергических реакций. Принципы патогенетической терапии аллергий.


1. Определение понятия «аллергия».

Аллергия - (от греч. Allos - иной, ergon - действую) - это форма иммунного ответа организма на экзогенные вещества антигенной или гаптеновой природы, сопровождающаяся повреждением структуры и функции собственных клеток, тканей и органов.

Общими особенностями, объединяющими все аллергические болезни, являются:

  1. этиологическая роль различных аллергенов;

  2. иммунный механизм развития;

  3. повреждающее действие комплекса АГ-АТ, или АГ-сенсибилизированных лимфоцитов на клетки и ткани организма.


2. Основные отличия иммунных и аллергических реакций.

Различие заключается в том, что если при иммунных реакциях не происходит повреждения тканей, то аллергические реакции сопровождаются повреждением ткани. Исходя из этого, специфическую аллергическую реакцию можно определить как иммунную реакцию, сопровождающуюся повреждением, или точнее как патологический процесс, в основе которого лежит повреждение, вызываемое иммунной реакцией на экзогенный аллерген. При этом повреждение тканей становится как бы побочным эффектом иммунной системы на аллерген.

Переход защитных иммунных реакций в повреждающие аллергические происходит за счет:

  1. Повышения проницаемости кожных и слизистых барьеров,
    ведущего к поступлению в организм антигенов, которые в обычных
    условиях либо не поступают, либо их поступление ограничено;

  2. Особенности иммунного ответа, которые характеризуются как
    дисфункция иммунокомпетентных клеток, так и изменением количества образующихся антител и соотношения (дисбаланса) разных классов иммуноглобулинов;

  3. Нарушения образования и соотношения различных медиаторов иммунного ответа, способствующих развитию воспаления;

  4. Нарушения фагоцитоза.


3. Этиология аллергических реакций. Понятия об аллергенах

Аллергены - вещества антигенной и неантигенной (гаптеновой) природы, вызывающие развитие сенсибилизации и аллергической реакции. Аллергеные свойства веществ зависят от структуры аллергена, его дозы, пути проникновения в организм.

Аллергены, поступающие в организм в основном из окружающей среды, называют экзоаллергенами, а аллергены, образующиеся в организме и представляющие собой собственные, но видоизмененные белки организма, -эндоаллергенами, или аутоаллергенами.

Классификация аллергенов.


Этиологические факторы

Аллергические заболевания

Инфекционные аллергены (грибковые, бактериальные, вирусные, паразитарные).

Бронхиальная астма

Лекарственные аллергены

Поствакцинальные аллергические осложнения (лихорадка, гиперемия, отек, сыпь, феномен Артюса)

Пищевые аллергены

Аллергические заболевания ЖКТ

Пыльцевые аллергены (пыльца деревьев, сорных, луговых трав, злаков)

Поллинозы

(аллергический ринит, конъюктивит)

Бытовые аллергены( домашняя пыль, перья, пух, перхоть животных)

Крапивница

Инсектные аллергены

(укусы кровососущих насекомых - комары, мошки, москиты, укус, ужаление перепончатокрылых - пчелы, шмели, осы)

Отек Квинке,

Анафилактический шок

Производственные аллергены

(соли тяжелых металлов,

полимеры,химические лаки,краски)

Аллергические дерматиты,

Сывороточная болезнь


4. Классификация аллергических реакций.

Долгое время существовала классификация, предложенная в 1930 г. Куком, согласно которой аллергические реакции разделяли на две большие группы:

  1. Аллергические реакции (гиперчувствительность) немедленного типа.

  2. Аллергические реакции (гиперчувствительность) замедленного типа.

В основе классификации положено время появления реакции после контакта с аллергеном: реакции немедленного типа развиваются через 15-20 мин, замедленного типа – через 24-48 ч.

Адо А.Д. разделил эти реакции по патогенезу на две группы:

1. Истинные аллергические реакции.

2. Ложные аллергические реакции (псевдоаллергические).

При истинных аллергических реакциях развивается повышенная чувствительность (сенсибилизация) к впервые попавшему в организм аллергену. При повторном воздействии на уже сенсибилизированный организм аллерген соединяется с образовавшимися антителами или лимфоцитами.

Ложные аллергические реакции возникают при первом контакте с аллергеном без предшествующей сенсибилизации. По внешним проявлениям они лишь напоминают аллергические, но не имеют основного, ведущего (иммунологического) механизма, характерного для истинных аллергических болезней.

В настоящее время аллергические реакции делятся с учетом классификации реакций повреждения, она основана на особенностях механизма иммунного повреждения.

С учетом особенностей развития иммунного ответа выделяют:

а) Химергические ( В- зависимые)

1. I тип (реагиновый, анафилактический)

2. II тип (цитотоксический, или цитолитический)

3. III тип (иммунокомплексный)

б) Цитергические ( Т-зависимые)

IV гиперчувствительность замедленного типа.

5, 6, 7, 8. Общий патогенез аллергических реакций. Особенности реагинового, цитотоксического и иммунокомплексного повреждения.

Аллергия, как и любой типовой патологический процесс, обладает стадийностью. В патогенезе аллергических реакций различают три стадии:

  1. иммунологическую

  2. патохимическую

  3. патофизиологическую.

Иммунологическая стадия охватывает период от первичной до вторичной встречи с аллергеном включительно. Вторичной встрече предшествует период сенсибилизации. Суть сенсибилизации заключается в том, что в ответ на попадание в организм аллергена иммунная система вырабатывает достаточное количество специфических иммуноглобулинов и/или сенсибилизированных Т-лимфоцитов. Аллергическую сенсибилизацию можно рассматривать как частный случай чрезмерно сильного, либо недостаточно отрегулированного первичного иммунного ответа.

Патохимическая стадия характеризуется освобождением, активацией и синтезом биологически активных веществ - медиаторов аллергии. Сигналом для её начала служит взаимодействие аллергена с антителами или сенсибилизированными Т-лимфоцитами.

Патофизиологическая стадия представляет собой ответную реакцию клеток, органов, тканей организма на образовавшиеся в предыдущей стадии медиаторы.

Механизм развития аллергических реакций, развивающихся по анафилактическому типу (реагиновые или Е-зависимые).

В зависимости от вида антигена, его дозы и пути внедрения, а главное - индивидуальных особенностей иммунной системы, при ответе на антиген/аллерген образуются Т-хелперы преимущественно первого или второго типа. Если в процессе первичного иммунного ответа на антиген образуется достаточно большое число Т-хелперов второго типа, способных при активации выделять наряду с ИЛ-2 (интерлейкин), ИЛ-4 и ИЛ-13, то в такой ситуации многие из В-лимфоцитов при стимуляции такими Т-хелперами начинают продуцировать вместо Ig G2 иммуноглобулин G4 и Е.

Установлено, что дифференцировке T-xeлперов второго типа способствуют сами ИЛ-4 и ИЛ-13. Дифференцировке Т-хелперов первого тина, препятствующих развитию иммунного ответа по анафилактическому типу, способствует интерлейкин-12.

Ig Е-антитела значительно отличаются по своим свойствам от других антител. Прежде всего, они обладают цитотропностью, связанной с особенностями Fc-фрагмента. Синтезируемые в региональных лимфоузлах Ig E в основном фиксируются в окружающих тканях. При этом наибольшее количество рецепторов для Ig Е найдено на тучных клетках, базофилах крови, а также макрофагах, моноцитах, эозинофилах, тромбоцитах и лимфоцитах. Оптимальное время для сенсибилизации – 24 – 48 часов.

Фиксированные антитела могут долго находиться на клетках. Аллергическая реакция может быть вызвана повторным попаданием аллергена спустя неделю и больше. Если аллерген оказался связанным хотя бы с двумя соседними молекулами Ig E происходит нарушение структуры мембран клеток-мишеней и их активация. Начинается II стадия аллергических реакций.

Стадия биохимических реакций.

В этой стадии основная роль принадлежит тучным клеткам и базофилам. Тучные клетки обнаруживаются преимущественно в коже, дыхательных путях, по ходу кровеносных сосудов и нервных волокон. Образование комплекса на поверхности тучной клетки приводит к её активации и выделению медиаторов, уже имеющихся в гранулах (гистамин, серотонин). Кроме того, происходит быстрый синтез новых медиаторов.

Источником их является продукты распада липидов:

1) фактор активации тромбоцитов, вызывающий агрегацию тромбоцитов, высвобождение медиаторов из тромбоцитов, сокращение гладкой мускулатуры;

2) простагландины:

а) простагландин F ,вызывающий сокращение гладкой мускулатуры, повышение проницаемости сосудов;

б) простагландин Е2, вызывающий расслабление гладкой мускулатуры бронхов, торможение высвобождения медиаторов из тучных клеток;

в) простагландин D2 (сокращение гладкой мускулатуры, снижение АД);

3) тромбоксан А2, вызывающий сокращение гладкой мускулатуры, агрегацию тромбоцитов;

4) медленно реагирующая субстанция А или лейкотриены С4 и D4, вызывающие сокращение гладкой мускулатуры, повышение проницаемости сосудов;

5) лейкотриен В4, вызывающий хемотаксис нейтрофилов и эозинофилов.

В результате выделения из тучных клеток базофилов факторов хемотаксиса нейтрофилов и эозинофилов, активируются нейтрофилы и эозинофилы, которые, в свою очередь, высвобождают биологически активные вещества и ферменты. Часть из них является также медиаторами повреждения (лейкотриены, фактор активации тромбоцитов), а часть (гистаминаза, арилсульфатаза, фосфолипаза Д и др.) - ферментами, разрушающими определенные медиаторы повреждения. Так, арилсульфатаза из эозинофилов вызывает разрушение МРС-А, гистаминаза - разрушение гистамина, простагландины группы Е снижают высвобождение медиаторов из тучных клеток.

III стадия клинических проявлений.

Повышение проницаемости микроциркуляторного русла сопровождается отеком и серозным воспалением. При локализации процесса на слизистых оболочках возникает гиперсекреция. В органах дыхания - бронхоспазм. Все эти эффекты клинически проявляются в виде приступов бронхиальной астмы, ринита, коньюктивита, крапивницы.
Цитотоксический тип аллергии.

В иммунологическую стадию начинается выработка аутоантител: Ig Y и Ig М-классов. Они обладают способностью фиксировать комплемент и вызывать его активацию.

В патохимическую стадию появляются, активированные комплексом АГ - AT, компоненты комплемента. Компоненты СЗ, С5 усиливают хемотаксис нейтрофилов, эозинофилов, моноцитов, стимулируют высвобождение лизосомальных ферментов из нейтрофилов, гистамина из тучных клеток, повышают проницаемость сосудов. Компоненты С5, С6, С7, С8 вызывают повреждение клеточных мембран и высвобождение лизосомальных ферментов. Во время поглощения опсонированных клеток фагоциты выделяют ряд лизосомальных ферментов. В ходе реализации антителозависимой клеточной цитотоксичности принимает участие, секретируемый гранулоцитами крови, супеоксидный анион-радикал.

Патофизиологическая стадия. Конечным звеном комплемент и антителозависимой цитотоксичности являются повреждения и гибель клеток с последующим удалением их путем фагоцитоза.

Реакции иммунных комплексов.

Повреждение при этом типе аллергической реакции вызывается иммунными комплексами АГ-АТ. Причиной иммунокомплексных повреждений являются экзо- и эндоаллергены типа пенициллина, сульфаниламидов, антитоксических сывороток, молоко, яичные белки, домашняя пыль, бактериальные и вирусные антигены, ДНК, антигены клеточных мембран. Антигены имеют растворимую форму.

Иммунная стадия. В эту стадию синтезируются преимущественно Ig G и Ig М-классов. Эти антитела называются также преципитирующими. От количества и соотношения молекул AT и АГ зависят величина комплекса и структура решетки. Различают:

1) крупнорешетчатые комплексы, образованные в избытке AT, быстро удаляются из кровотока РЭС;

2) преципитированные, нерастворимые иммунные комплексы, образованные в эквивалентном соотношении, легко удаляются при помощи фагоцитоза без повреждения тканей за исключением случаев их высокой концентрации или образования в мембранах с фильтрирующей функцией (в гломерулах);

3) небольшие комплексы, образованные в большом избытке антигена циркулируют длительное время, растворимые, но обладают повреждающей активностью.

При образовании патогенных иммунных комплексов развивается воспаление различной локализации. Ведущую роль играют проницаемость сосудов и наличие определенных рецепторов в тканях, например, к СЗ на гломерулярной базальной мембране.

Патохимическая стадия. Под влиянием иммунных комплексов и в процессе их удаления образуется ряд медиаторов, основная роль которых заключается в обеспечении условий, способствующих фагоцитозу комплекса и его перевариванию. Основные медиаторы:

1) комплемент, компоненты СЗ, С4, С5 - оказывают цитотоксическое действие;

2) лизосомальные ферменты, высвобождение которых во время фагоцитоза усиливает повреждение базальных мембран;

3) кинины, гистамин, серотонин, оказывающие вазодилятаторный эффект и повышающие проницаемость сосудистой стенки;

4) супероксидный анион-радикал.

Патофизиологическая стадия. Под действием медиаторов, выделившихся во вторую стадию, развивается воспаление. Клинически в эту фазу развиваются гломерлонефрит, васкулит, гранулоцитопения. Вследствие активации фактора Хагемана и тромбоцитов иногда происходит внутрисосудистое свертывание крови.

9. Особенности патогенеза аллергической реакции замедленного типа.

Аллергическая реакция замедленного типа (опосредованная Т-клетками).

Антигены, индуцирующие аллергические реакции замедленного типа могут иметь различное происхождение: микробы (возбудители сальмонеллёза, дифтерии, стрептококки, стафилококки и т.д.); вирусы, грибы, тканевые белки. По химической природе антигены, вызывающие этот тип аллергии чаще белковой природы и обладают «слабыми» иммуногенными свойствами.

Иммунологическая стадия. Поступающий в организм антиген встречается с макрофагом, обрабатывается им, а затем передается Т-лимфоцитам-индукторам, распознающим антиген. Выделяемые при этом интерлейкины запускают пролиферацию антигенраспознающих клеток - Т-киллеров, а также клеток памяти.

Отличительной особенностью гиперчувствительности замедленного типа является направленность иммунного не только гаптену, как это имеет место при реакциях немедленного типа, но и к белку-носителю. Разрешающий антиген должен быть обязательно представлен комплексом антигена и белка-носителя.

Необходимым условием активации лимфоцитов является одновременное связывание Т-клетки как с антигеном, так и с молекулами главного комплекса гистосовместимости.

К ним относятся:

1) трансмембранный полипептид, связанный с B2-иммуноглобулином на поверхности всех клеток человека;

2) трансмембранный гетеродимер. Антигены этого класса ассоциированы с В-лимфоцитами и макрофагами. Появление их на эндотелиальных и эпителиальных клетках может индуцироваться гамма-интерфероном. В результате одновременного «двойного распознавания» антигена и продуктов гистосовместимости начинается пролиферация клеток, трансформация лимфоцитов и превращение их из зрелых в бласты.

Патохимическая стадия. Антигенная стимуляция лимфоцитов сопровождается их трансформацией и выделением лимфокинов. Биологический эффект лимфокинов разнообразен. По биологическому эффекту их подразделяют на три группы:

1) медиаторы, действующие на лимфоцит:

  • фактор переноса;

  • фактор трансформации лимфоцитов(определяет бласто - и митогенную активность)

  • интерлейкин-1 (усиливает ответ тимоцитов и Т-лимфоцитов на антиген, активирует В-лимфоциты);

  • интерлейкин-2 (стимулирует пролиферацию Т-лимфоцитов, способствует образованию цитотоксических Т-лимфоцитов);

2) медиаторы, действующие на фагоциты:

  • фактор, угнетающий миграцию макрофагов (способствует накоплению макрофагов в области аллергических реакций); фактор активирующий макрофаги; факторы хемотаксиса.

3) медиаторы, действующие на клетки-мишени:

  • лимфотоксин (оказывает цитотоксический эффект);

  • интерферон альфа (противовирусное действие, усиливает цитотоксичность);

  • факторы, ингибирующие пролиферацию (вызывает торможение деления клеток).

Патофизиологическая стадия. Зависит от природы этиологического фактора и места, где развивается патологический процесс (кожа, суставы, внутренние органы). В воспалительном процессе принимают участие мононуклеарные клетки. Нарушение

микроциркуляции возникает под влиянием кининов, фактора переноса гидролитических ферментов; а также в результате активации факторов свёртывания.
10. Виды псевдоаллергических реакций, особенности их патогенеза

Псевдоаллергия - патологический процесс, клинически сходный с проявлениями аллергической реакции, но не имеющий иммунологической стадии развития. Патохимическая и патофизиологическая стадии сходны при псевдоаллергии и истинной аллергии. К псевдоаллергическим процессам относятся те, в развитии которых ведущую роль играют такие медиаторы, которые образуются также и в период патохимической стадии истинных аллергических реакций.

Вещество, вызывающее развитие псевдоаллергии, называют псевдоаллергеном. Псевдоаллерген действует непосредственно на клетки-эффекторы (тучные клетки, базофилы) или биологические жидкости и вызывает высвобождение из клеток или вызывает высвобождение из клеток или образование в жидкостях медиаторов. Псевдоаллергические реакции встречаются чаще всего при лекарственной и пищевой непереносимости.В патогенезе псевдоаллергии принимают участие следующие механизмы: 1)гистаминовый;

2) нарушение активации комплемента;

3) нарушение метабоизма арахидоновой кислоты.

В каждом конкретном случае ведущую роль играет один из этих механизмов.

  1. Гистаминовый тип псевдоаллергии заключается в увеличении в биологических жидкостях концентрации свободного гистамина,который оказывает через Н1 и Н2 – рецепторы клеток – мишений патогенное действие. Н1 – рецепторы выявлены на гладких мышцах бронхов и сосудов; Н2 – рецепторы – на париетальных клетках слизистой оболочки желудка. Причины: высокая температура, УФО, ионизирующая радиация, антибиотики, полисахариды.

  2. Нарушение активации системы комплемента

Псевдоаллергические механизмы второго типа связаны с дефицитом ингибитора первого комплемента, а также неиммунологической активацией комплемента по альтернативному типу. Причины: яд кобры, бактериальные липосахариды, ферменты: трипсин, плазмин, калликренин, активирующиеся при повреждении.

  1. Нарушение метаболизма арахидоновой кислоты.Механизмы третьего типа, участвующие в развитии псевдоаллергии, связаны с нарушением метаболизма ненасыщенных жирных кислот и, в первую очередь, арахидоновой. Она высвобождается из фосфолипидов клеточных мембран нейтрофилов, макрофагов, тучных клеток, тромбоцитов и др. под действие внешних стимулов (повреждение лекарством, эндотоксином и др.). Освободившаяся арахидоновая кислота метаболизируется. В первом пути метаболизма вначале образуются циклические эндолероксиды, которые затем переходят в простагландины Е2, F2 и D2, простациклин и тромбоксаны. Во втором пути - образуются лейкотриены А4, В4, С4. Образующиеся продукты метаболизма арахидоновой кислоты оказывают выраженное биологическое действие на функцию клеток, тканей, органов и систем организма. Вторая стадия - патохимическая. Её суть состоит как в высвобождении из клеток готовых медиаторов, к которым относятся гистамин, серотонин, гепарин, а также в образовании новых медиаторов типа тромбоцитактивирующего фактора. Третья стадия - патофизиологическая начинается с того момента, когда образовавшиеся медиаторы вызывают нарушение функций клеток, органов и систем. Местно это проявляется повышением проницаемости сосудов, усилением хемотаксиса эозинофильных и нейтрофильных лейкоцитов, что вызывает воспаление. Воспаление на слизистых вызывает усиление слизеобразования и серозной жидкости. В органах, содержащих гладкую мускулатуру (бронхи, желудочно-кишечный тракт, матка), возникает спазм.

Псевдоаллергические механизмы второго типа связаны с неадекватном пептиды с анафилактической активностью, которые вызывают высвобождение медиаторов из тучных клеток, базофилов, тромбоцитов, нейтрофилов, приводят к агрегации лейкоцитов, спазму гладких мышц и другим эффектам.

11. Биологический смысл аллергических реакций. Принципы патогенетической терапии аллергий

Под патогенетической терапией при аллергии понимают введение препаратов, препятствующих развитию патологических реакций. В зависимости от типа реакций принципы терапии будут различны:

при 1 типе будут эффективны антигистаминные препараты, препятствующие выделению основных медиаторов аллергии;

при 2 типе будут эффективны иммунодепрессивные препараты и симптоматическая терапия;

при 3 типе иммунодепрессивная терапия и препараты НПВС, блокирующие циклооксигеназу и каскад арахидоновой кислоты, и симптоматическая терапия;

при 4 типе применяют иммунодепрессанты и симптоматическую терапию.

Как метод профилактики и лечения используется гипосенсибилизация, которая направлена на уменьшение выраженности сенсибилизации.

Иммунодефициты подразделяют на две группы:

-первичные (врожденные), как правило имеют наследственную природу;

-вторичные (приобретенные), вызываются различными эндо- и экзогенными воздействиями.

Характерным клиническим проявлением иммунодефицитов служит высокая заболеваемость инфекциями (особенно условнопатогенными и сапрофитными) и повышенный риск опухолеобразования.

Особый вид вторичного иммунодефицита – это ВИЧ – инфекция, которая приводит к развитию синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД). Вызывается РНК-вирусом двух типов. Благодаря особому белку вирус соединяется с СД4-маркером, проникает в Т-лимфоцит, встраивается в геном хозяина и способствует синтезу новых вирионов. В начале заболевания следует фаза острой виремии, которая сопровождается освобождением цитокинов и активацией клеток иммунной системы, в клетках которой продолжает медленно размножаться. В этом периоде прогрессивно снижается количество СД4-лимфоцитов и нарушается их функция. Вирус персистирует в лимфоузлах, вызывая лимфоаденопатию. Когда уровень лимфоцитов достигает критической точки развивается СПИД-ассоциированный комплекс.

Тестовые задания для самоконтроля

Укажите правильный ответ

1. МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ ПРИЧИНОЙ АЛЛЕРГИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ АЛЛЕРГЕН?

а) да

б) нет
2. МОГУТ ЛИ ВЫЗВАТЬ СОСТОЯНИЕ СЕНСИБИЛИЗАЦИИ НИЗКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ ВЕЩЕСТВА, НАПРИМЕР ЙОД, СОЛИ ЗОЛОТА, ПЛАТИНЫ, КОБАЛЬТА, ВЫСТУПАЮЩИЕ В КАЧЕСТВЕ ГАПТЕНА?

а) да

б) нет
3. МОЖЕТ ЛИ АЛЛЕРГИЧЕСКИЙ РИНИТ РАЗВИТЬСЯ ПРИ ПЕРВИЧНОМ КОНТАКТЕ ОРГАНИЗМА С АЛЛЕРГЕНОМ?

а) да

б) нет
4. МОЖЕТ ЛИ РАЗВИТЬСЯ У ЧЕЛОВЕКА АНАФИЛАКТИЧЕСКИЙ ШОК ПОСЛЕ ОДНОКРАТНОГО ПАРЕНТЕРАЛЬНОГО ВВЕДЕНИЯ ЛЕЧЕБНОЙ СЫВОРОТКИ?

а) да

б) нет


Ситуационная задача

В клинику детских болезней поступил Костя Н. 8 лет. Его родители встревожены частым развитием у ребёнка отитов, ангин, ринитов, конъюнктивитов, бронхитов, пневмоний, энтероколитов. Настоящая госпитализация связана с подозрением на развитие эндокардита и сепсиса.

При обследовании обнаружено: лейкопения за счёт значительного снижения числа лимфоцитов, в основном их Т пула и в меньшей мере — B–лимфоцитов; уменьшение содержания в крови IgА и IgЕ (соответственно на 40 и 50% от нормы), уровень IgG — на нижней границе нормы; реакция лимфоцитов на фитогемагглютинин снижена.
Вопросы

  1. Как Вы обозначите патологическое состояние, развившееся у ребёнка? Ответ обоснуйте.

  2. Каковы его возможные причины?

  3. Каков механизм развития и последствия этого состояния, если судить по лабораторным данным?

  4. Как Вы объясните факты снижения реакции лимфоцитов на фитогемагглютинин и значительного уменьшения содержания в крови IgА и IgЕ при норме IgG?

  5. Какие проявления болезненного состояния ребёнка в большой мере могут являться результатом снижения уровня IgA и IgЕ?


Темы рефератов:

  1. Основное отличие иммунных и аллергических реакций

  2. Общий патогенез аллергических реакций



Рекомендуемая литература:

Основная литература:

  1. Литвицкий П. Ф. Патофизиология [Электронный ресурс] : учебник для мед. вузов / Литвицкий П. Ф. . - 4-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа , 2010. - 496 с. – Режим доступа: http://studmedlib.ru

Дополнительная литература

1. Патофизиология. Основные понятия. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Под. ред. А.В. Ефремова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 256 с. – Режим доступа: http://studmedlib.ru

  1. Патология [Текст] : учебник для медвузов : в 2 т. Т. 1 / под ред. М. А. Пальцева, В. С. Паукова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 512 с. : ил., цв. ил.

  2. Патология [Текст] : учебник для медвузов : в 2 т. Т. 2 / под ред. М. А. Пальцева, В. С. Паукова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 486, [2] с. : ил., цв. ил. + 1 СD-ROM.

  3. Патология [Электронный ресурс]: учебник. В 2-х т. Т.1 / под ред. М.А. Пальцева, В.С. Паукова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.- 512 с.: ил. – Режим доступа: http://studmedlib.ru

  4. Патология [Электронный ресурс]: учебник. В 2-х т. Т.2 / под ред. М.А. Пальцева, В.С. Паукова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.- 488 с.: ил. – Режим доступа: http://studmedlib.ru

  5. Практикум по патологической физиологии [Текст] : учеб.-метод. пособие для спец. : 060105 - Мед.-профил. дело / [сост. : И. А. Фастова, Л. Н. Рогова, Е. И. Губанова и др.] ; ВолгГМУ Минздрава РФ. - Волгоград : Изд-во ВолгГМУ, 2014. - 119, [1] с. - Библиогр. : с.89-90.

  6. Патофизиология [Электронный ресурс]: учебник: в 2-х т. Т. 1 / под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 848 с.: ил. – Режим доступа: http://studmedlib.ru

  7. Патофизиология [Электронный ресурс]: учебник: в 2-х т. Т. 2 / под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 640 с.: ил. – Режим доступа: http://studmedlib.ru

  8. Новицкий В. В. Патофизиология [Электронный ресурс] : рук. к практ. занятиям / Новицкий В. В., Уразова О. И., Агафонов В. И. и др. ; под ред. В. В. Новицкого, О. И. Уразовой . - М. : ГЭОТАР-Медиа , 2011 . - 333, [3] с. : ил. – Режим доступа: http://studmedlib.ru

  9. Патофизиология [Электронный ресурс] : курс лекций : учеб. пособие / под ред. Г. В. Порядина. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 592 с. : ил. – Режим доступа: http://studmedlib.ru

Методические пособия:

  1. Губанова, Е. И.   Тезисы лекций по патофизиологии [Текст] : учеб. пособие по спец. : леч. дело, мед.-профилакт. дело, педиатрия, стоматология / Е. И. Губанова, И. А. Фастова ; ГОУ ВПО ВолгГМУ Минздравсоцразвития РФ ; Каф. патол. физиологии. - Волгоград : Изд-во ВолгГМУ, 2012. - 73 с. - Библиогр.: с.72.

  2. Губанова, Е. И.   Причины и механизмы развития донозологических и преморбидных состояний [Текст] : (учеб. пособие для студентов) / Е. И. Губанова, С. Ю. Дьячкова ; ГОУ ВПО "ВолгГМУ" Минздравсоцразвития РФ, Каф. патол. физиологии. - Волгоград : Изд-во ВолгГМУ, 2011. - 31 с. : ил.

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

  1. www.spsl.nsc.ru/win/navigatrn.html (“Навигатор по информационно-библиотечным ресурсам Интернет” на сайте ГПТНБ Сибирского отделения РАН.

  2. it2med.ru/mir.html (“МИР — Медицинские интернет-ресурсы” на сайте “МедИнформКонсалтинга” (Москва).

  3. www.scsml.rssi.ru/ (Центральная научная медицинская библиотека (ЦНМб) ММА им. И. М. Сеченова), база данных “Российская медицина”

  4. www.webmedinfo.ru/index.php (WEBmedINFO.RU

  5. medlib.ws/ (Medlib.ws

  6. ucm.sibtechcenter.ru/ (“Сводный каталог периодики и аналитики по медицине” —тезаурус MeSH и база данных “ Медики России”



перейти в каталог файлов


связь с админом