Главная страница
qrcode

Перфильева. Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации


НазваниеМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации
АнкорПерфильева.doc
Дата24.09.2017
Размер1.81 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПерфильева.doc
ТипРеферат
#6791
страница1 из 18
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

■ '■'" "

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

Всероссийский учебно-научно-методический Центр

по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию

Г.М. Перфильева, В.М. Алексеева, Н.Г. Шамшурина, Е.Е. Кобяцкая, Е.Б. Галкин, Т.Н. Жилина, Л.В. Ильясова

ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Под редакцией И.Н. Денисова

Рекомендовано учебно-методическим объединением

вузов России в качестве учебного пособия

для самостоятельной работы студентов,

обучающихся по специальности 040600 - Сестринское дело

СОДЕРЖАНИЕ

Часть I. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ4

Введение....................................................................................................................................4

Глава 1. Экономическая система. Потребности и ресурсы 17

Глава 2. Человек как объект медицинского труда 32

Глава 3. Рыночная модель организации экономики 45

Глава 4. Предпринимательство и фирма ...59

Глава 5. Многообразие форм собственности и видов

хозяйствования в современном здравоохранении.............................................................73

Глава 6. Важнейшие макроэкономические проблемы.................................................87

Глава 7. Социально-экономическая роль современного

государства.............................................................................................................................102

Часть II. ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ….116

Введение .116

Глава 1. Экономика здравоохранения в системе экономических

наук. Предмет экономики здравоохранения.....................................................................121

Глава 2. Здравоохранение в системе рыночных отношений.

Услуга медицинского назначения......................................................................................127

Глава 3. Системы финансирования здравоохранения и

медицинское страхование....................................................................................................136

Глава 4. Предпринимательство в здравоохранении. Платные

медицинские услуги.............................................................................................................145

Глава 5. Методология ценообразования в здравоохранении.

Методы расчетов тарифов на медицинские услуги.........................................................158

Глава 6. Медицинское учреждение в системе рыночных

отношений.............................................................................................................................177

Глава 7. Оплата труда медицинских сестер в новых экономических

условиях..............................................................................................................................190

Глава 8. Маркетинговое обеспечение деятельности лечебно-
профилактического учреждения.........................................................................................199

Литература.......................................................................................................................217

ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ

ВВЕДЕНИЕ

Изучение любого предмета в высшем учебном заведении принято предварять общими замечаниями, которые позволяют ознакомиться с сущностными особенностями той или иной преподаваемой области знаний. Целью предлагаемого введения в учебный курс «Экономика здравоохранения» является рассмотрение таких основополагающих проблем, как:

  1. Определение предмета курса.

  2. Определение места экономики здравоохранения в современной структуре экономических знаний.

  3. Определение уровней и задач экономического исследования.

Определение предмета курса

Необходимо подчеркнуть, что при определении предмета любой области научно-исследовательских разработок или учебной дисциплины следует, прежде всего, выявить некоторую первоначальную точку, отправной момент, позволяющий осуществить поступательное движение. Если точка найдена, то есть смысл говорить о дальнейшем. Экономика является такой областью научных знаний и такой учебной дисциплиной, которая имеет многовековой опыт исследования и преподавания, поэтому отправной момент уже имеется в наличии. Мы в данном случае как бы двинемся по следам тех выдающихся ученых-экономистов, которые изучили эту проблему ранее.

Итак, отправной точкой или исходной категорией экономического ис­следования является производство.

Производство - это сознательная, целенаправленная деятельность людей, имеющая своей целью создание всего комплекса жизненных благ (материальных благ и услуг), необходимых для существования и достаточных для развития каждого человека, определенных социальных групп и общества в целом.

Однако, мало создать жизненное благо. Надо еще распределить его между людьми, организовать обмен и обеспечить потребление. Производство - это родовой признак социально организованной среды. Если производство дано, то есть возможность осуществлять всесторонний экономиче-

4
ский анализ. Если производства, а также и распределения, обмена и потребления произведенных жизненных благ нет, то и любому экономисту, по сути дела, нечем будет заняться. Отметим сразу, что сознательность, целенаправленность производственного процесса предполагает необходимость, возможность и действительность управления этой деятельностью, ее регулирование, программирование и прогнозирование на различных уровнях осуществления и с использованием разнообразных методов, подходов.

Исследуя такой сложный и многогранный объект изучения, каким является производственная деятельность, мы можем выявить в ней, по крайней мере, две стороны или два основных аспекта.

Во-первых, обращает на себя внимание профессиональный или техно­логический аспект. Он показывает, профессионалом в какой области является данный человек, как он владеет инструментарием, как использует технологию своего дела, какие преобразовательные цели перед собой ставит. Следовательно, можно сделать вывод, что профессиональный аспект отражает натурально-вещественное содержание каждого вида производственной деятельности.

Во-вторых, выделяется хозяйственный или экономический аспект про­изводственной деятельности. Если профессиональный аспект производства связан с содержанием, то хозяйственный отражает общественно-историческую форму производства. Значимость выделения и изучения общественной формы производства заключается в том, что деятельность всех людей, даже разделенных частной собственностью и руководствующихся чисто эгоистическими интересами, осуществляется в рамках общества. В процессе осуществления своей профессиональной деятельности люди включаются в массу разнообразных отношений, объективно складывающихся между ними. В этом смысле любой вид производства является общественным производством. К тому же, общество организуется в государство, которое принимает определенные «правила игры» - законы, регламентирующие экономическую, как, впрочем, и все другие виды деятельности, а отдельный человек вынужден данные правила выполнять, нравится ему это или нет. Невыполнение закона противопоставляет личность обществу и государству, что чревато различными видами наказаний, штрафных санкций и пр. Наконец, надо отметить, что и общество, и государство находятся не в статическом, раз и навсегда данном состоянии, а наоборот, весьма подвижны, то есть находятся в динамике, которая может иметь как прогрессивную, так и регрессивную направленность. Развитие же общества и государства есть исторический процесс. Например, те общественно-исторические формы производства, которые были характерны для нашего государства, нашей страны, допустим, лет пятнадцать, двадцать тому назад, становятся анахронизмом сегодня, а еще через пятнадцать-двадцать или через сто пять-десят-двести лет появятся такие формы производственной деятельности, о

5
которых мы сейчас не имеем ни малейшего понятия, как не могли представить себе реалий начала двадцать первого века люди, жившие несколько веков назад. Отметим, что тысяча лет отделяет нас от времени правления крестителя Руси великого князя Владимира I, пятьсот лет- от времени восстановителя Русского централизованного государства великого князя Ивана III, а триста лет - от эпохи, в которую развертывалась преобразовательная деятельность царя и позднее императора Петра Великого.

Содержание и форма производства тесно связаны между собой. Форма наполняется содержанием, а содержание должно быть соответствующим образом оформлено. Например, нельзя быть медицинским работником «просто так», в некоем аморфном виде. Можно, выполняя одну и ту же профессиональную деятельность, быть сотрудником государственного или негосударственного лечебно-профилактического учреждения, членом медицинского кооператива, вести частную практику и т.п. Формы хозяйственной деятельности, разрешенные в данной стране, устанавливаются законом, принимаемым соответствующими структурами государственной власти. Для современной Российской Федерации такие формы установлены Гражданским Кодексом (ГК РФ) - документом, признаваемым специалистами в области юриспруденции вторым по значимости после Основного Закона, то есть Конституции страны.

Сама логика вышеизложенного материала должна подвести нас к тому, что экономическая наука, как бы то ни было, призвана изучать сложившуюся форму производственной деятельности, общественно-историческую форму труда. Итак, предмет экономической теории представляется возможным определить следующим образом. Курсэкономическойтеорииизучаетобщественнуюформупроизводства, атакжетеотношения, которыеобъективноскладываютсямеждулюдьмивпроцессесоздания, распределения, обменаипотребленияжизненныхблаг.

Предложенный вариант определения предмета экономической теории не является единственным. В соответствующей научной и учебной литературе можно встретить достаточное количество других вариантов. Однако, ключевыми словами в этих разнообразных формулировках являются такие слова, как человек и другие люди, блага, производство, потребности, ресурсы, необходимость осуществления хозяйственного выбора, стремление к минимизации своих расходов и максимизации доходов, нужда, побудительные мотивы и т.п.

Что должно быть первично в таких определениях - производство или потребление? Возникновение потребности дает импульс для производства; производство обеспечивает удовлетворение потребности. По нашему мнению, первичным для человеческого общества является производство. Биологические объекты (например, животные) также удовлетворяют свои потребности в питании или в защите, создавая для этого сложные сооружения типа нор, гнезд или других построек, зачастую поражающие нас рациональ-

6
ностью применяемых конструкций и прочностью их соединения. Но они делают это инстинктивно, не осуществляя сознательную производственную деятельность, на которую способны только носители разума - люди.

В некоторых случаях авторы учебной литературы стараются определить предмет экономического исследования специально для отдельных субъектов экономических отношений. Так, они подчеркивают, что следует вначале изучать экономическое поведение отдельного участника хозяйственного процесса и факторы, определяющие это поведение, а затем рассматривать совокупность таких участников как единую систему, воздействующую с различных сторон на поведение каждого субъекта, преследующего свои сугубо индивидуальные или даже эгоистические интересы якобы вне всякой связи с другими людьми, а также с обществом в целом. Но это лишь абстракция, не находящая реального воплощения. В действительности при создании подобных определений, очевидно, подразумевается, что между этими субъектами складываются указанные нами выше экономические отношения в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.

С понятием рассмотренного нами предмета экономической теории тесно связан вопрос о целом ряде определенных функций, которые призвана выполнять экономическая наука. Представляется целесообразным в качестве самых важных выделить следующие.

  1. Познавательная функция, которая может проявить себя либо в ходе специального хозяйственно-практического экономического эксперимента, проводимого в определенных масштабах, либо в ходе лабораторно-исследо-вательского экономического моделирования с последующим обсуждением и обобщением полученных результатов. При этом практика дает нам материал для последующего научного обобщения, а разработанная теоретическая концепция может с большим или меньшим успехом быть применена на практике. В любом случае именно практика остается критерием, позволяющим сделать вывод об истинности выдвинутого теоретического положения.

  2. Методологическая функция, задачей которой является создание научного аппарата, то есть разработка терминологического состава понятий, категорий, необходимых и достаточных для использования во всех экономических науках, о которых еще пойдет речь ниже. Важнейшим проявлением методологической функции является открытие и определение той или иной закономерности, характерной для хозяйственного процесса, выведение экономического закона, характеризующего устойчивую и повторяющуюся связь между изучаемыми явлениями хозяйственной жизни.

  3. Наконец, третьей функцией экономической науки может быть названа прагматическая функция, лежащая в основе формирования экономической политики, управления производством - как на уровне отдельного хозяйствующего субъекта, так и на отраслевом уровне, уровне народного хо-

7
зяйства в целом, уровне международных экономических отношений. За любым высказыванием политика, за любой политической акцией нужно уметь различать ту или иную экономическую (социально-экономическую) концепцию, определенным образом понятый экономический интерес или побудительный импульс. Не случайно говорят о том, что всякая политика - это, в конечном итоге, концентрированное выражение экономики.

Немаловажно, в данной ситуации, ответить на вопрос - какова современная структура экономической науки и какое место в ней занимает экономическая теория. Одновременно нам представляется полезным и рациональным затронуть некоторые аспекты историко-экономического характера, позволяющие более рельефно представить то, как формировалась ситуация, сложившаяся в экономической науке сегодняшнего дня.

Определение места экономики здравоохранения в современной структуре экономических знаний

Переходя к этой проблеме, мы начнем с попытки сделать краткий ис­торический обзор развития экономической мысли.

Экономическое, хозяйственное мышление зародилось вместе с появлением самого человека (homo sapiens), что произошло приблизительно сорок - тридцать тысяч лет тому назад. В эту отдаленную эпоху возникли зачатки экономических традиций, которые в модифицированной форме продолжают существовать и по сей день, оказывая активное влияние на характер менталитета (социально-психологического облика) различных народов.

К периоду цивилизаций Древнего Востока, сформировавшихся не ранее шести тысяч лет тому назад (третье тысячелетие до нашей эры), относятся первые попытки обобщения знаний о хозяйственной деятельности отдельных людей, определенных социальных групп и возникшего тогда же государства с его законодательной структурой. Мы располагаем письменными памятниками и можем судить по ним о характере мышления авторов Древнего Египта, Вавилонии, Индии, Китая и других древневосточных сообществ. Некоторые из существовавших социально-философских систем (например, конфуцианство, зародившееся в Древнем Китае) являются важным составным элементом и современного социально-экономического мышления.

Качественно новое состояние экономической мысли было достигнуто в Древней Греции, где впервые появились развернутые научно-исследовательские произведения на социально-экономическую тематику, выполненные алфавитным письмом. Греция - это родина всей европейской науки и культуры, являющейся, так или иначе, основой современной мировой цивилизации в целом. Отметим, что само слово «экономика» также греческого происхождения. В переводе на русский язык оно означает «законы хозяйства».

8

Отцом-основателем экономической науки, то есть науки о законах хозяйства - объективных, устойчивых, повторяющихся взаимосвязях между явлениями хозяйственной жизни - считается один из величайших философов Древней Греции - Аристотель, знаменитый ученый-энциклопедист, творивший более чем две тысячи триста лет тому назад (в IV веке до нашей эры).

В дальнейшем, на протяжении длительного исторического периода (Древний Рим, Средние Века) экономическая наука функционировала в рамках общефилософских знаний. Отдельные науки тогда не выделялись, хотя некоторая, пусть и достаточно слабая специализация научной деятельности уже существовала.

Значительные изменения последовали в Эпоху Возрождения (X1V-XVI века). Примерно пятьсот лет тому назад произошел процесс, который принято называть Великим разделением наук. Вся научная деятельность того времени не только разорвала общефилософскую (и богословскую, теологическую) оболочку, но и разделилась на две части, которые с тех пор начали развиваться самостоятельно, не теряя, однако, конструктивной связи между собой в ходе дальнейших исканий.

С одной стороны, выделилась натуральная философия, в которую вошли знания о природе (natura) и о человеке как частице природной среды. Их общим предметом исследования стал весь окружающий нас природный мир - универсум. Со временем из натуральной философии выделилось большое количество физических, химических, биологических и других наук, известных под таким общим наименованием, как естественные науки или естествознание. Эти науки оказывают очень серьезное, во многом определяющее, воздействие на экономическое развитие, открывая новые свойства вещества и энергии, являя собой основу для разработки прогрессивных технологий современности.

С другой стороны, сформировалась нравственная философия, вобравшая в себя все знания об обществе и о человеке как частице этого общества. Общим предметом нравственной философии стал социум. Еще лет двести пятьдесят тому назад находились люди, которые могли силой своего интеллекта охватить все научные знания в области обществоведения. Так, например, один из наиболее выдающихся и известных ученых-экономистов Адам Смит, живший в восемнадцатом веке, был профессором кафедры нравственной философии британского королевского университета в городе Глазго (Шотландия). Из нравственной философии со временем выделился целый ряд отдельных областей знания - гуманитарных наук, включая и экономическую науку. В дальнейшем гуманитарные науки также сохранили тесную взаимосвязь с экономической наукой и с хозяйственной практикой, рассматривая проблемы человеческого капитала, организации производства, социологии, демографии и статистики экономической жизни.

9
Кратко обозначив характер основных этапов развития науки в целом и экономической науки в частности, мы можем перейти к рассмотрению того, из каких же элементов складывается экономическая наука сегодняшнего дня.

Современная экономическая наука с достаточной долей условности, неизбежной при любой схематизации, может быть представлена состоящей из нескольких взаимосвязанных блоков.

Первыйблок- фундаментальныеэкономическиенауки. По сути дела - это одна наука, но ее особенность заключается в том, что на разных этапах своего развития она называлась по-разному. Еще в начале семнадцатого века появился такой термин, как «политическая экономия» - наука о законах общественного хозяйства. В конце девятнадцатого века заявил о своем существовании термин «экономике», представляющий известное нам греческое слово «экономика», переделанное в соответствии с грамматическими нормами английского языка. Если использовать только русскоязычные термины, то слово «экономике» следует перевести как «наука о законах хозяйства». Наконец, в конце двадцатого века уже закрепился известный нам термин «экономическая теория». Однако, как бы ни называли базовую, фундаментальную науку о законах хозяйства, перед нами по сути дела, будет общая экономика, наименование которой столь же правомерно, как наименование общей физики, общей химии, общей биологии и т.д.

Второйблоксоставляютконкретныеэкономическиенаукиили отраслевыеэкономики. Их выделение обусловлено тем, что хозяйственные процессы, происходящие в различных отраслях производственной деятельности, кроме общих имеют еще и особенные, а также единичные черты. К примеру, хозяйственные процессы, сопровождающие, допустим, добычу нефти или газа, выплавку металла, изготовление тканей, выращивание зерна, овощей и фруктов, оказание медицинских или образовательных услуг и т.п. в чем-то похожи, но в чем-то и отличаются один от другого. Поэтому в структуре современной экономической науки выделяются такие области знаний, как экономика промышленности и ее отдельных отраслей, экономика сельского хозяйства и его отраслей, экономика строительства, транспорта и т.д. Наряду с конкретными отраслевыми экономическими науками уже во второй половине двадцатого века выделилась экономика сферы услуг, включая, конечно же, и экономику здравоохранения. Начало формирования такой области конкретно-экономических знаний, как экономика здравоохранения относится ко второй половине XX века, то есть к тому времени, когда отдельные виды деятельности сферы услуг однозначно проявили себя как вполне самостоятельные отрасли народного хозяйства.

Третийблоксовременнойсистемыэкономическихнаучныхзнанийсоставляютприкладныеэкономическиенауки. Они изучают хозяйственные процессы, общие для всех отраслей, но не входящие в предмет общей экономики (экономической теории). Это кажущееся парадоксаль-

10
ным обстоятельство проясняется, если мы обратимся к составу данного блока. К прикладным экономическим наукам относятся такие области знаний, как, например, бухгалтерский учет, менеджмент (управление, руководство), логистика (логика принятия управленческих решений), маркетология (наука о рыночных связях), финансы и кредит и ряд других наук. Действительно, хозяйственное счетоводство, организация управления и рыночных связей, финансирование и многое другое имеет место в любой отрасли, на любом предприятии. Но в экономической теории эти проблемы глубоко не затрагиваются, да и не могут быть затронуты. Для их исследования и изучения как раз и существуют прикладные экономические науки, информационные данные которых применимы, приложимы к изучению определенных сторон всякого вида хозяйственной деятельности.

Четвертый блок - это специальные экономические науки. Их особенностью является то, что они возникают при соединении экономики и других наук, других областей знаний. Экономика может взаимодействовать с самыми разнообразными науками. Так, при соединении экономики и естественной науки географии возникает специальная область знаний - экономическая география. При соединении экономики и гуманитарной науки юриспруденции - хозяйственное право и т.д. Современная экономическая наука в целом сильно математизирована, но если мы будем еще наращивать связь с математикой, то получим такую область знаний, как эконометрика (измерение хозяйственных процессов, экономико-математическое моделирование). При соединении истории и экономики формируются сразу две области знаний. Это история экономики (история развития народного хозяйства) и история экономических учений (история развития самой экономической мысли). Список специальных экономических дисциплин может быть дополнен такими науками, как экономическая статистика, экономическая антропология, этика и психология делового общения, экономическая конфликтология, синергетика и еще рядом других.

Все блоки современной экономической науки и все элементы этих блоков находятся не в изолированном положении, а, напротив, активно корреспондируют друг с другом, оказывают взаимное влияние. И все же совершенно особое положение в этой структуре принадлежит именно экономической теории. Не случайно именно эта экономическая наука является, в соответствии с федеральным стандартом получения высшего образования, обязательным курсом для всех без исключения высших учебных заведений любого профиля. Подобно тому, как основные хозяйственные процессы охватывают своим действием каждого члена общества, так и изучение основ экономической теории признается полезным и необходимым для любого человека, претендующего на получение статуса специалиста высшей квалификации, способного компетентно рассматривать, обсуждать и решать разнообразные проблемы хозяйственного свойства, которые обязательно будут возникать в процессе его профессиональной деятельности.

11

Экономическая теория разрабатывает основной категориальный состав всей экономической науки, показывает место и роль отдельных отраслей в экономической системе общества, определяет принципиальные возможности их взаимосвязей, управления и размещения. С другой стороны, история экономических учений рассматривает развитие представлений людей о сущности хозяйственной деятельности, формах ее организации и управления во времени, прежде всего, в плане развития экономической теории как базовой, фундаментальной науки о законах хозяйства.

Современная экономическая мысль, сформировавшаяся в результате длительного процесса развития экономической науки, чрезвычайно богата и представлена разнообразными школами, течениями, направлениями эко­номической науки, которые, так или иначе, дополняют друг друга.

Левый фланг современной расстановки политических сил обеспечивает марксистская социально-экономическая теория, основанная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом еще в середине девятнадцатого столетия. Коммунисты исходят из того, что все богатство общества создается трудом. Капитализм, утверждают они, - это лишь определенная фаза развития общества, которая должна быть заменена более справедливым и гуманным строем. Средства производства необходимо передать в руки непосредственных производителей, трудящихся, объединенных в социалистическое государство. Переход к социализму не исключает использования элементов рынка, а также всех особенностей и традиций каждой конкретной страны или региона.

Более умеренную позицию занимают социал-демократы, составляющие левый центр современного политического спектра. Основой экономических взглядов социал-демократии является институционализм, возникший в начале двадцатого века. Институционалисты рассматривают не только чисто экономические, но и социальные, политические, идеологические, морально-этические, психологические и другие факторы, действительно влияющие на поведение участников хозяйственного процесса. Они также не считают капитализм идеальным общественным строем, но утверждают, что прогресс цивилизации возможен на путях умеренных и постепенных реформ и преобразований, не затрагивающих основ рыночной экономики, базирующейся на частной собственности и использовании наемного труда. Один из виднейших представителей институционализма, участник разработки теории постиндустриального общества - Джон-Кеннет Гелбрейт.

Правый центр расстановки современных политических сил представляют сторонники теории государственного регулирования капиталистической экономики. Теория государственного регулирования была разработана в первой половине двадцатого столетия одним из наиболее выдающихся английских экономистов Джоном-Мейнардом Кейнсом. Кеинсианцы исходят из того, что для современного капиталистического хозяйства стихийное раз-

12
витие не является рациональным. Координирующую функцию может и должно взять на себя государство, решая задачи не только чисто экономического, но и социального характера.

Правый фланг - это неоклассическое направление современной западной экономической мысли, сложившееся во второй половине двадцатого века и занимающее в настоящее время лидирующее положение. Представители неоклассики и, особенно, важнейшей разновидности этого направления - современного монитаризма - исходят из того, что капитализм и теперь, как это было, допустим, в восемнадцатом века, функционирует как самодостаточная система, то есть стихийно. Главный объект их исследования - минимизация затрат и максимизация прибыли отдельно действующей фирмы или индивидуума. Основатель монитаризма - видный американский экономист Милтон Фридмен.

Наконец, крайний правый фланг составляют сторонники неомальтузианских разработок, начало которым было положено еще на рубеже XVIII и XIX веков английским автором Томасом-Робертом Мальтусом. Мальтузианцы утверждают, что объективная ограниченность ресурсов является непреодолимым фактором для прогресса современного общества. В связи с этим необходимо, по их мнению, добиться нулевого роста всех социально-экономических параметров развивающихся стран, в которых сосредоточено более пяти шестых всего населения планеты; только так можно обеспечить поступательное движение развитых стран (Западная Европа, Северная Америка, Япония), где проживает одна шестая часть людей и к которым, по мере возникновения возможностей, будут приближаться другие страны. В геополитических учениях этим взглядам соответствует концепция «west and the rest», то есть - Запад и все остальные.

Определение уровней и задач экономического исследования

Существует возможность проводить те или иные экономические ис­следования на трех основных уровнях.

Первый уровень проводимых экономических исследований - это мик­роэкономический уровень. Важнейшими объектами исследования здесь являются хозяйственная деятельность отдельно взятого человека (индивидуума), деятельность предприятий (фирм) и их различных объединений (производственных объединений, научно-производственных объединений, агропромышленных объединений, всевозможных союзов, ассоциаций, групп компаний и пр.). Главный объект микроэкономики - предприятие, фирма.

Второй уровень, занимающий промежуточное положение, - это миди-экономический уровень. Здесь важнейшими объектами исследования выступают отрасль (совокупность всех предприятий и производителей продукции данного типа), отдельное крупное производство в рамках отрасли (под-

13
отрасль экономики), сфера деятельности (несколько отраслей, объединенных по какому-либо принципу). Главный объект мидиэкономики (или мезо-экономики, как ее иногда называют) - отрасль. Все исследования в пределах конкретных, отраслевых экономических наук - это мидиэкономические исследования. Поэтому, изучая в следующих за теоретическим разделах предлагаемого пособия отраслевую экономику здравоохранения, мы, как становится понятным, по преимуществу будем рассматривать мидиэконо-мическую проблематику.

Третий уровень, на котором возможно проводить экономические ис­следования - это макроэкономический уровень. Важнейшие объекты макро­экономического исследования - экономика региона, народное хозяйство в целом, мировая экономика. Главным макроэкономическим объектом исследования является народное хозяйство или национальная экономика, изучаемые, рассматриваемые в масштабах всего государства. Выше мы уже неоднократно подчеркивали, что любая производственная деятельность в современных условиях осуществляется в рамках общества, которое организуется в государство. История не выработала на сегодняшний день других социальных форм организации крупных масс людей, кроме создания государственных структур определенного типа. Отсюда становится понятной важность изучения именно этого объекта макроэкономического исследования. Применительно к нашей конкретной стране целесообразно отметить также и важность изучения макроэкономических процессов, происходящих в отдельных регионах. Страна наша настолько велика и многообразна, что есть смысл изучать специализированно экономику, скажем, Центральной России, Северо-Западного и Северного районов, Поволжья, Урала, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока и других экономических регио­нов, а также отдельных субъектов Российской Федерации. В связи с этим сформировалась даже самостоятельная экономическая наука - региональная экономика (регионоведение, регионалистика). Микрохозяйственный объект макроэкономического исследования, в силу его особой значимости и исключительного положения, особенно в современных условиях, связанных с резко усилившейся тенденцией к глобализации хозяйственной жизни, иногда выделяют еще в один, отличный от других, уровень - мегазкономику.

В любом случае, на каком бы уровне исследования мы с вами ни находились и какой бы объект изучения не привлекал нашего внимания, наша основная задача будет заключаться в том, чтобы применительно к данному уровню и объекту ответить на весьма важные вопросы, которые принято называть фундаментальными вопросами экономики. В имеющейся экономико-теоретической литературе можно встретить различные авторские трактовки, варианты определения фундаментальных вопросов экономики, имеющие, однако, некий общий стержень, который концентрирует все возможные и применяемые модификации, поэтому предлагаемый ниже вариант не является единственным.
14

Итак, фундаментальные вопросы экономики могут быть сформулированы следующим образом.

  1. Что производить? Какой набор жизненных благ должен быть произведен в данном обществе?

  2. Как производить? В каких именно конкретных общественно-исторических формах будет осуществляться та или иная производственная деятельность?

  3. Для кого производить? Кто является или может являться потенциальным потребителем созданного товара, то есть на кого работает производитель - на массового или на элитного потребителя, на внутренний или на внешний рынок, является он местным или, скажем, мировым поставщиком какого-либо жизненного блага?

  4. Какова экономическая роль государства? Мы уже имели возможность неоднократно подчеркнуть, что государство играет существенную роль в экономической жизни современного общества. Однако способы выполнения данной роли могут быть разными, как может быть различной и сама степень экономической активности государства.

  5. Насколько динамично развивается данная экономическая модель? Находится она в состоянии стремительного роста, движется медленно, по­ступательно, сочетает периоды бурного и замедленного развития, остановилась или даже деградирует?

  6. Контрольные вопросы для повторения

  1. Что является исходной категорией при определении предмета экономико-теоретических исследований?

  2. Из каких элементов складывается современная экономическая наука и как эти элементы взаимодействуют между собой?

  3. Какой из фундаментальных вопросов экономики является, на Ваш взгляд, наиболее важным и почему?

  4. Какие варианты определения предмета экономической теории встретились Вам в изученной учебной литературе; какому из них Вы отдали бы предпочтение?

  5. Назовите важнейшие этапы исторического развития экономической мысли и основные направления современной экономической науки.

  6. Почему целесообразно выделять несколько уровней экономического ис­следования, есть ли у них общие и отличительные черты?

Тестовые задания

1. Уточните принадлежность отраслей экономических знаний к блокам эконо­
мической науки:


A. Эконометрика 1. Прикладные экономические науки

Б. Маркетология 2. Фундаментальные экономические науки

B. Экономика промышленности 3. Конкретные экономические науки
Г. Бухгалтерский учет 4. Специальные экономические науки

2. Определите соответствие авторов и направлений экономической науки:

A. Джон-Мейнард Кейнс 1. Социально-экономическая теория марксизма
Б. Джон-Кеннет Гелбрейт 2. Теория государственного регулирования

B. Фридрих Энгельс 3. Теория институционализма
Г. Милтон Фридмен 4. Неоклассическая теория

3. Оцените положительно («да») или отрицательно («нет») следующие утверждения:

а) К объектам микроэкономического исследования относятся хозяйственные
процессы, происходящие в отраслях, регионах и на международном уровне.

б) Все составные части современной экономической науки корреспондируют
между собой, причем основой этой взаимосвязи является экономическая
теория.

в) Экономика здравоохранения - это один из элементов блока специальных
экономических наук, которые возникают при соединении экономики и других
областей знаний.

г) У людей, занимающихся экономическими исследованиями есть основания
для того, чтобы выделить ряд фундаментальных вопросов экономики, хотя
при их определении и возможны различные варианты.

д) Заявления политических лидеров и действия представителей властных
структур различных стран не имеют ничего общего с теми направлениями,
школами, течениями экономической мысли, которые выделяются в совре­
менных условиях.

е) Экономическая теория изучает наиболее общие, базовые, фундаменталь­
ные процессы хозяйственной деятельности, без которых невозможно суще­
ствование, а также развитие каждого человека, определенных социальных
групп и общества в целом.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

перейти в каталог файлов


связь с админом