Главная страница
qrcode

Минобрнауки россии


Скачать 41.47 Kb.
НазваниеМинобрнауки россии
Дата20.07.2020
Размер41.47 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРеферат_олигофренопедагогика.docx
ТипРеферат
#70290
Каталог



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Омский государственный педагогический университет»

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Кафедра дополнительного профессионального образования

Реферат
Актуальные проблемы олигофренопедагогики

Выполнила:

Воронкова Наталья Анатольевна

Проверила:

Рассудова Людмила Анатольевна

Омск 2019

Содержание
Введение. 3
§1. Олигофренопедагогика: объект, предмет, субъект, задачи. 4
§2. §3. §4.

Заключение. 10
Библиография. 11

ВВЕДЕНИЕ
В системе образования РФ выделяются специальные корректирующие школы для обучения и воспитания детей и подростков с нарушением когнитивных функций: восприятия, запоминания, а также скорости и качества обработки информации.
Для выживания, адаптации и внедрения в социальную среду умственно-отсталых людей разрабатываются, систематизируются и применяются различные методы воспитания и обучения.
Отрасль дефектологии, изучающая это направление, называется олигофренопедагогикой.

Цель данной работы – выделить основные проблемы олигофренопедагогики и дать комментарии к ним.
В первую очередь, необходимо определить краткое понятие олигофренопедагогики, а также назвать объект, предмет, субъект и задачи. Также рассмотреть структуру и содержание работы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 (восьмого) вида и выделить современные требования к олигофренопедагогу.
Основной упор в реферате был сделан на работы Л. С. Выготского, В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, в особенности, на труд А.А.Еремина «Основы олигофренопедагогики».

§1. Олигофренопедагогика: объект, предмет, субъект, задачи.
В дефектологии существуют несколько подходов, методов и определений «олигофренопедагогики». Они отражают особенности сущности и отличительные характеристики определенного этапа развития общества.
Олигофренопедагогика (от греч. «олигос» – малый и «френ» – ум) – «это педагогическая наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей».1
С начала 70-х в дефектологии произошли значительные изменения, как в изучении проблемы, так и в подходе к ее решению. Поэтому сейчас мы рассмотрим определение, более подходящее под современные реалии.
Олигофренопедагогика – это педагогика, которая изучает и разрабатывает теории, методы, принципы для обучения и воспитания детей с когнитивными проблемами.
Объектом олигофренопедагогики является образование, обучение и процесс интеграции в социальную среду детей и подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Предметом олигофренопедагогики являются теория, практика обучения и воспитания, а также социальная, правовая адаптация и развитие социального интеллекта, детей-инвалидов и подростков, которые изменились под влиянием условий и факторов каждой конкретной ситуации.
Субъект олигофренопедагогики – ребенок с умственной отсталостью.
Основные цели олигофренопедагогики:

разработка целей, задач принципов и содержания воспитания и обучения субъекта олигофренопедагогики;


  • организация форм и условий обучения субъекта;


  • разработка методов, приемов и средств обучения и воспитания субъекта олигофренопедагогики;


  • разработка возможностей педагогической помощи детям и взрослым с когнитивными нарушениями.
    §2.
    Разнообразие психолого-педагогических требований при отборе детей в образовательные учреждения постоянно совершенствуются в методах образования и обучения, исследуются различные аспекты интеграции этих детей в общество.
    Успешность данных проектов зависит от уровня экономики и культуры, а также от проблем, связанных с детьми. В частности, если рассматривать сегодняшнюю ситуацию в нашей стране, для воспитания и обучения различных категорий детей применяются различные формы государственного и частного характера. Повсеместно, где это возможно, используются специальные школы, предназначенные для общего назначения.
    В соответствии с проектами Государственного стандарта общего образования, в котором учатся дети с тяжелой степенью обучения, необходим 9-летний срок обучения. В зависимости от условий обучения в образовательных учреждениях, возможно обучение до 10 класса. Стоит учитывать, что обучение может проходить только в одном и том же классе.
    Задачи таких учреждений – обеспечение всех возможностей для социализации ребенка с умственной отсталостью в синхронизации с его познавательной деятельностью. Арт-терапия и ее эффективность, подтвержденная годами и опытом, играет важную роль в развитии личности такого ребенка и занимает в направлении свое важное место.
    Актуальные проблемы олигофренопедагогики:

    организация помощи лицам с когнитивными нарушениями;


      определение целей обучения и воспитания лиц с когнитивными нарушениями;


        необходимость пересмотра содержания и методов обучения во вспомогательной школе;

          создание общественных организаций, оказывающих помощь выпускникам специальных коррекционных школ.


          §3.
          Серьезных исследований по структуре и содержанию работы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида в олигофренопедагогике недостаточно, но он определенным образом затрагивается в работах Л. С. Выготского, М. Ф. Гнездилова, Г. М. Дульнева, Ж. И. Шиф, И. А. Грошенкова, В. В. Воронковой, С. Л. Мирского, Н. П. Павловой, М. Н. Перовой, В. Г. Петровой, И. М. Бгажноковой и др.
          Л. С. Выготский и его методики делали упор не на текущий уровень развития, а на направление ближайшего в перспективе развития. Эта позиция способствует процессу внутреннего прогресса: только в процессе взаимодействия со взрослыми и сотрудничества с друзьями, дети могут развивать эти внутренние процессы, которые постепенно становятся внутренней особенностью детей.
          Кроме того, Л.С. Выготский указывает другое условие: «личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность».2Из приведенных выше положений и заявлений Л.С. Выготского мы можем сделать вывод, что для учителей понимание основных целей образования и развитие учителей в направлении общего учебного процесса, важен выбор учебных материалов.
          Цели обучения – это один из основных факторов. От цели зависит, чему и как педагог будет учить и выстраивать свою педагогическую стратегию.
          Общие цели образования меняются по мере развития общества. Они определяются (формулируются) государством на каждом этапе общественного развития. В учебном плане восьмой специальной школы эти цели не отражены, поскольку вся работа в любом учебном заведении направляется, в зависимости от каждого конкретного школьника и учителя. Специальные учебные заведения типа VIII не имеют национальных стандартов образования.
          Статья 14 Закона об образовании предусматривает, что содержание образования на всех уровнях должно быть направлено на обеспечение права людей на самоопределение и создание условий для самореализации, что, в целом, способствует нормальному, не кризисному развитию общества, а также установлению и укреплению правопорядка.
          Д. А. Медведев, комментируя образовательную инициативу «Наша новая школа», подчеркнул, что «Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования нацелен на внедрение качественно новой, ориентированной на личность модели развития персонализированной начальной школы, которая призвана обеспечить достижение следующих основных целей:
          • воспитывать у обучающихся индивидуальности, креативности, заинтересованности в обучении, желании учиться и формировании способностей к обучению;
          обучать морально-эстетическим чувствам, эмоциям и ценным позитивным настроям себя и окружающего мира;
          • создавать систему знаний, навыков и опыта для осуществления различных видов деятельности;
          • защищать и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
          • защищать и поддерживать личности детей.
          Приоритетом начального общего образования является формирование общеобразовательных навыков, а его уровень развития во многом определяет успех всей последующей подготовки.
          Совершенствование личностных качеств и способностей учащихся начальной школы основано на их опыте различных видов деятельности: образования, познания, практики, общения. В этом стандарте особое место отводится применению активного и практического образовательного контента, конкретных методов деятельности, знаний и навыков, приобретенных в реальной жизни.

          §4.
          Учитель-олигофренопедагог – педагог, который занимается воспитанием физического и умственного развития детей-инвалидов.
          «Определение сущности профессиональной компетентности олигофренопедагога опирается на современные представления педагогики профессионального образования о компетентности как интегральной характеристике в структуре профессионализма, индивидуальной деятельности педагога, предполагающей высокую степень овладения профессией и позволяющей личности свободно ориентироваться в сложных условиях.»4На этом этапе профессиональная деятельность учителей-дефектологов выходит за традиционные рамки работы учителей и тесно связана с различными типами социального обучения, реабилитации, консультирования, диагностики, психотерапии, коррекции и других видов деятельности.
          Цель – помочь социальной адаптации и интеграции людей с ограниченными возможностями через специальное образование.
          Конечно, профессиональный опыт дефектолога не совпадает с содержанием его профессиональной подготовки, поскольку ее масштабы становятся все шире и шире. В области специального образования глубина педагогической культуры и развитие всех ее аспектов были интегрированы в собственную структуру личности ребенка, подготавливая его к выбору видов деятельности в будущем.
          При том, выбор должен удовлетворять все его настоящие потребностей и способности. Это условие позволит человеку строить и определять свою карьеру на протяжении жизни. В этом направлении образцовой страной считается Китай, который разрабатывает и предлагает новейшие методики.
          Основные направления деятельности учителя-олигофренопедагога связаны с созданием условий для максимального развития и адаптации детей в социальной, образовательной, семейной, профессиональной и других областях.
          Цель его непрерывных усилий состоит в том, чтобы достичь все превосходные учебные эффекты – сплавы с важными личными и профессиональными качествами.
          Основные обязанности сотрудников включают в себя:

          - реализацию, которая направлена ​​на исправление студентов с отклонениями в развитии в наибольшей степени, в том числе для студентов-инвалидов;
          - осмотр студентов для определения степени их нарушений развития;
          - коллективный инвентарь, учитывающий психическое состояние учащихся и учеников;
          - проведение групповых и индивидуальных занятий для исправления дефектов развития и восстановления нарушенных функций;
          - предоставление советов учителям и родителям (которые их заменяют вне школы) по использованию специальных методов и приемов для помощи детям с ограниченными возможностями;
          - личные качества, необходимые для работы: порядочные, высоко ответственные и морально стабильные, честные, чуткие, социальные, аккуратные, организованные, находчивые, сдержанные и самоотверженные.
          Важные профессиональные качества олигофренопедагога:
          - способность быстро принимать решения;
          - организационные навыки;
          - практичность;
          - интуиция;
          - любовь к детям;
          - психологическая стабильность;
          - высокий уровень образования;
          - активная жизненная позиция.

          ЗАКЛЮЧЕНИЕ
          Обширные исследования, проведенные в области специальной психологии и коррекционной педагогики, показывают, что нет необучаемых детей. Начав корректирующую работу с ребенком в более раннем возрасте, возможно максимально исправить недостатки и предотвратить вторичные отклонения.
          В настоящее время в Российской Федерации предложены и успешно решены основные проблемы олигофренопедагогики:
          - организация помощи лицам с когнитивными нарушениями;
          - определение целей обучения и воспитания лиц с когнитивными нарушениями;
          - необходимость пересмотра содержания и методов обучения во вспомогательной школе;
          - создание общественных организаций, оказывающих помощь выпускникам специальных коррекционных школ.
          На процесс воспитания обучения детей с умственными дефектами, а также на итог этого процесса, ключевым образом влияет преподаватель-олигофренопедагог.
          Следовательно, большой упор был сделан на обучение и развитие профессиональных навыков у учителей, занимающихся процессом обучения детей с когнитивными нарушениями.
          Взросление ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями, зависит от биологии (серьезность нарушения, качественная уникальность его структуры, время его проявления) и общества (непосредственное окружение ребенка: семья, в которой он живет, родители, дети, с которыми он общается, школа).
          Только с помощью специально организованного обучения и воспитания мы можем создать условия для всестороннего развития таких детей, усвоения знаний, умений и навыков и их систематического и практического применения.

          Библиография
          1. В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А.Еремина «Основы олигофренопедагогики».
          2. ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Управление начальной школой. – 2015. – № 5. – С.4-11.

          3. Гаврилушкина, О.П., Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста/ О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова – М.: 1991.

          4. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева – М.: 2003.

          5. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева – М.: 2001.

          6. Малер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью / А.Р. Малер, Г.В. Цикото – М.: 2003.

          7. Специальная дошкольная педагогика/ Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: 2001

          б) дополнительная литература:

          1. Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова – СПб.: 2001.

          2. Баряева, Л.Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития / Л.Б. Баряева, А. Зарин – СПб.: 2001.

          3. Войлокова, Е.Ф. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Е.Ф. Войлокова, Ю.В. Андрухович, Л.Ю. Ковалёва – СПб.: 2005.

          4. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский – М.: 2003.

          5. Граборов, А.Н. Основы олигофренопедагогики / А.Н. Граборов – М.: 2005.

          6. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Как помочь «особому» ребёнку / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич – СПб.: 2001.

          7. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д.Н. Исаев – СПб.: 2003.

          8. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский – М.: 2003.

          9. Малер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии / А.Р. Малер – М.: 2002.

          10. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / [Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.]; под ред Е.А. Стребелевой. – М. : 2004.

          11. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии / Е.А. Стребелева – М. : 2001.

          Интернет-ресурсы

          1. Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/419/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/7245/%D0%92%D0%9A-452_07%20%D0%BE%D1%82%2011.03.2016.pdf (дата обращения 28.08.2016) 2. Приказ-1598 от-19.12.2014.pdf – Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/5132/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/4068/Prikaz_%E2%84%96_1598_ot_19.12.2014.pdf (дата обращения: 26.08.2016)

          3. Приказ-1599 от-19.12.2014.pdf – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/GKaH/asguKjxwb (дата обращения: 27.08.2016)

          4. Сайт ИКП РАО. Текст проекта Концепции ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - Режим доступа: http://xn-----cmadfbxacgagmbj3bgaqdcguqaw3aba5a1i.xn--p1ai/specialnyj-fgos/ (дата обращения: 25.08.2016)

          5. ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – Режим доступа: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/ (дата обращения: 29.08.2016)


           А.И. Дьячкова. Дефектологический словарь/Под ред. – 2-е изд., доп. – М., 1970

           Л.С. Выготский. Основы дефектологии//Часть 2. С. 82

           Д. А. Медведев/Наша новая школа. – kremlin.ru

           И.М. Яковлева. Формирование профессиональной компетенции учителя-олигофренопедагога в системе непрерывного педагогического образования. – diss.seluk.ru

          перейти в каталог файлов


  • связь с админом