Главная страница
qrcode

Наиболее адекватный, для целей психологического отбора, по нашему мнению, является методика mmpi результат многолетнего труда и творческих поисков клинических психологов маккинли и хатуэй mcKinley, Hathaway 1948, 1954г


НазваниеНаиболее адекватный, для целей психологического отбора, по нашему мнению, является методика mmpi результат многолетнего труда и творческих поисков клинических психологов маккинли и хатуэй mcKinley, Hathaway 1948, 1954г
Дата17.02.2020
Размер0.49 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файла001.docx
ТипДокументы
#67862
страница1 из 24
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

СОДЕРЖАНИЕ










































Наиболее адекватный, для целей психологического отбора, по нашему мнению, является методика MMPI (результат многолетнего труда и творческих поисков клинических психологов МАККИНЛИ и ХАТУЭЙ (McKinley, Hathaway 1948, 1954г.). Тест ММPI является в настоящее время одним из наиболее распространенных методов исследования нормальной и патологической личности, широко применяется в нашей стране и за рубежом, в различных отраслях науки и практики: обшей и судебной психиатрии, при отборе спецконтингентов, в авиационной и космической медицине, общей и социальной психологии (Л.Н.СОБЧИК, 1971 г.; М.В.ВИНОГРАДОВ, 1972 г.; Л.Ф.БУРЛАЧУК, 1979 и
Миннесотский многофазный личностный тест (ММPI) представляет собой тест анкетного типа, состоящий из 566 утверждений, которые испытуемые должны признать верным для себя или отвергнуть (адаптированный И.Н.ГИЛЬЯШЕВОЙ, Л.Н.СОБЧИК и Т.Л.ФЕДОРОВОЙ, полный вариант MMPI). Исследование с помощью методики многостороннего исследования личности (теста MMPI) проводится практически без участия экспериментатора, однако его присутствие обязательно, если одновременно исследуется группа кандидатов. Число испытуемых, которые могут обследоваться одновременно, зависит от размеров помещения, где проводится обследование, и количества персональных ЭВМ. Испытуемые должны быть размещены таким образом, чтобы ни один из них не мог видеть на дисплеях ответов других испытуемых. Оптимальная группа испытуемых составляет 20-30 человек. При проведении исследования желательно, чтобы специалист, проводящий исследование, имел помощника.

Перед исследованием необходимо установление контакта с испытуемыми с целью выработки у них благоприятного отношения к методике. Это позволяет свести до минимума число недостоверных результатов.

Объяснение цели исследования зависит от характера обследуемого контингента, но в любом случае это объяснение должно убедить испытуемых, что наибольшую пользу они принесут себе, реагируя на предъявленные им утверждения откровенно и непредвзято. Далее следует сообщить, что набор утверждений одинаков и при исследовании здоровых, и при исследовании лиц, страдающих какими-либо болезненными нарушениями, объяснить, что компьютерная обработка результатов не позволяет исключать какие-либо утверждения, поскольку от этого изменится программа (шифр утверждения), что неизбежно вызовет ошибки при интерпретации теста. Поэтому испытуемых не должны удивлять те утверждения, которые касаются проявлений каких-либо болезней. Время исследования не ограничено, однако следует добавить, что наиболее естественна первая реакция и поэтому отвечать "верно" данное утверждение или "неверно" нужно по возможности сразу. При соблюдении этого условия исследование занимает полтора-два
Если испытуемый обращается за консультацией, экспериментатор не должен подсказывать ответ или разъяснять смысл утверждения: он может напомнить, что испытуемый должен руководствоваться собственным пониманием утверждений и собственным к ним отношением. Экспериментатор не должен словесно выражать свое отношение к вопросу и должен следить за тем, что бы это отношение не было выражено ни мимикой, ни интонацией.

Психодиагностическое обследование лучше проводить в утренние часы и заранее предупреждать испытуемых, что бы они не приходили после ночных смен, так как утомление сказывается на результатах исследования.

В помещении, где проводится исследование, должна быть тишина. Как уже указывалось, в процессе обследования испытуемые не должны общаться друг с другом, с любыми вопросами они должны обращаться только к экспериментатору.

В случае недостоверных результатов по методике MMPI повторное тестирование целесообразно проводить лишь после анализа причин недостоверности.

Два недостоверных результата, предъявленным одним и тем же испытуемым, уже могут являться основанием для отказа. В случае, если профиль по максимальной, абсолютной высоте, по форме и характеру значимых утверждений не вызывает сомнения (клинические шкалы), испытуемый может быть незамедлительно направлен к психиатру.

Как уже отмечалось, повышение показателей по клиническим шкалам методики MMPI

означает лишь наличие и степень выраженности характерологических особенностей, которые отражают данные шкалы, а не наличие патологии. Чем выше подъем показателей, тем больше вероятность, что они отражают не характерологические, а психопатологические особенности, поскольку тем больше психопатологических утверждений входит в число значимых. Но это только вероятность, а не абсолютная истина. Для ограничения нормы от различных вариантов патологии необходим более глубокий анализ.

Метод MMPI представляет собой тестовую основу, стандартный "опросник-энциклопедию мнений", на основе которой созданы и могут создаваться впредь многие сотни шкал и тестов.

Клинические шкалы

Первоначально тест MMPI предназначался для распознавания характера психических заболеваний. Однако в дальнейшем, выяснилось, что шкалы MMPI в большей мере пригодны для диагностики общего рассогласования, в системе личности, акцентуаций, психопатических черт характера, уровня невротизации и т. д. Это подтверждается, в частности тем, что на базе MMPI создано около 400 различных дополнительных шкал.

Методом частотного анализа сравнивались выборы ответов "Верно" и "Неверно" на каждое из 556 утверждений в репрезентативной выборке здоровых людей и в группах с отклоняющимся от нормы поведением, с такими наиболее выраженными симптомами, как депрессия, гипомания, психастения, ипохондрия и др. На основании этого сравнения были созданы 10 основных шкал "профиля личности" получивших название по соответствующим нозологическим формам заболеваний. Значения шкал в сырых баллах нормируются и переводятся в Т-баллы. Помимо 10 оценочных шкал в классическом тесте имеются 3 оценочные шкалы, позволяющих судить об отношении испытуемого к обследованию и о его психическом состоянии, В ряде случаев оценочные шкалы
Тяготение всех показателей к норме в 50П. В молодом возрасте - к 60П. В среднем - к 70П. В пожилом позволяет говорить о нормальной, по возрасту психике; разность колебаний в 20 - 30П - свидетельство прочной психики; большие колебания связаны
Показатели 1, 2, 3 шкал, образуют невротическую триаду;

Шкалы 7, 4, 6, 8, 9 - психическую тетраду.

Резкое возрастание 7 и 8 шкал, при уменьшении K, может квалифицироваться также, как кратковременный эмоциональный стресс. Улучшение состояния нарушенной психики обычно сопровождается уменьшением показателей 2, 7, F шкал при увеличении К.

Несмотря на то, что эти шкалы имеют количественное выражение, в зависимости от признака каждый участок той или иной шкалы нужно интерпретировать в собственных терминах. Поэтому условно шкала разбивается на 5 участков:

высокие значения (выше 70 Т-баллов); повышение шкалы (56 - 70 Т-баллов); средние значения шкалы (45 - 55 Т-баллов); понижение шкалы (44 - 30 Т-баллов);

низкие значения шкалы (ниже 30 - Т-баллов).

Возрастание шкал в пределах средних значений и некоторое их повышение чаще всего положительно связано с адаптивными свойствами личности, в то время как высокие или низкие значения шкал обычно отражают патологические феномены и свидетельствуют о снижении адаптивности.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

перейти в каталог файлов


связь с админом