Главная страница
qrcode

Книга Поста . Умдат ас-Салик. Наступление Рамадана. Условия поста. Что нарушает пост. Пост Пост в Рамадан 1


НазваниеНаступление Рамадана. Условия поста. Что нарушает пост. Пост Пост в Рамадан 1
АнкорКнига Поста . Умдат ас-Салик.pdf
Дата28.05.2017
Размер0.6 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKniga_Posta__Umdat_as-Salik.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#21785
Каталог

Наступление Рамадана. Условия поста.
Что нарушает пост.
Пост
Пост в Рамадан
1
обязателен для всех мусульман
2
, которые:
1) достигли совершеннолетия;
2) находятся в здравом уме;
3) способны поститься;
4) (только для женщин) не находятся в состоянии менструации или послеродового очищения (нифас).
И не обязаны поститься:
1) немусульманин
3
;
2) несовершеннолетний;
3) умалишенный;
4) тот, кто не в состоянии поститься, – из-за преклонного возраста или болезни, которая считается неизлечимой.
Однако тот, кто не в состоянии поститься, должен отдать мудд
4
еды за каждый пропущенный день поста.
Не обязаны поститься, однако обязаны восполнить
5
каждый пропущенный день поста:
1) больной
6
;
2) путник;
3) вероотступник (муртад);
4) женщина в период менструации или послеродового очищения.
Больной и путник по желанию могут поститься, и их пост принимается
7
, однако пост вероотступника или женщины в период менструации или послеродового очищения не принимается.

Если в течение дня месяца Рамадан немусульманин принимает Ислам, или к умалишенному возвращается рассудок, или ребенок достигает половой зрелости, им желательно, но не обязательно поститься остаток дня и впоследствии восполнить этот день.
Если держащий пост ребенок в течение дня месяца Рамадан достигает половой зрелости, ему обязательно поститься до конца дня и желательно впоследствии восполнить этот день.
Женщине, у которой закончилась менструация [в течение дня месяца
Рамадан], желательно поститься до конца этого дня и обязательно восполнить этот день
8
Если путник доехал до места назначения
9
или излечился больной и они не постились, то им желательно поститься до конца этого дня и обязательно восполнить этот день. Если же постились – им обязательно поститься до конца дня.
Если свидетельство о видении [новой луны]
10
получено в день сомнения
11
, обязательно поститься до конца этого дня и впоследствии восполнить этот день.
Ребенку приказывают поститься с 7 лет, а с 10 лет можно ударить за отказ.
Дозволено прервать пост:
1) В случае нестерпимых голода или жажды, способных привести к болезни или смерти, дозволяется прервать пост, даже если человек в этот день уже начал поститься.
2) [Также это дозволено] путнику, даже если предыдущей ночью он сделал намерение поститься, при условии, что он находится в таком путешествии, в котором дозволено сокращать и совмещать намазы
12
, и путник покидает город до рассвета. Если же он покидает город после рассвета, то ему обязательно поститься. Путникам лучше воздерживаться от поста, если он может причинить вред; если же нет, то лучше поститься.
3) Если беременная или кормящая женщина предполагает, что пост может нанести вред ей и ее ребенку, то она может не поститься и восполнить его позже, однако если она боится только за ребенка
13
, тогда она обязана выплатить фидью в виде мудда еды за каждый пропущенный день поста
14
Примечания :

1.
Месяц поста – это лучший из месяцев и одна из отличительных особенностей нашей
уммы; пост, в том виде, в котором мы его соблюдаем, был завещан нам Всевышним
Аллахом:
По единогласному мнению ученых (иджма‘), пост в Рамадан является одним из столпов
ислама.
Бухари
и
Муслим
передают
слова
Пророка
http://darulfikr.ru/sites/all/modules/fckeditor/fckeditor/editor/images/smiley/msn/kiss.gif:
«Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет божества,
кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате
закята, совершении хаджа и соблюдении поста в месяц Рамадан» (Шарх).
2.
Обоих полов (Шарх).
3.
Мы не призываем их к посту, и их пост не был бы принят, однако в будущей жизни они
будут наказаны за несоблюдение поста (Шарх).
4.
Примерно 0,5 л.
5.
Восполнение по шафиитскому мазхабу предполагает, что верующий постится один
день за каждый пропущенный день обязательного поста (Reliance i1.3).
6.
Болезнью, которая позволяет не поститься, является та, которую пост может
усилить, выздоровление от которой пост может замедлить или которую может
вызвать; также это распространяется на ситуации, когда человек должен принимать
лекарства в течение дня, что нарушило бы пост, и не может отложить их принятие до
ночи (Reliance i1.3(1)).
7.
Для путника или женщины в период менструации нежелательно есть на виду у
постящихся (Тахрир аль-Масалик).
8.
Как и предыдущие дни поста, пропущенные во время менструации или послеродового
очищения (Шарх).
9.
Если путник прибыл в отдаленную местность, ему обязательно соответствовать ее
жителям во времени поста и разговения, Даже если в его местности месяц поста
закончился, он обязан по прибытии держать пост вместе с жителями местности, куда
он приехал, и восполнить дни, которые не постился. И наоборот: если дома он держал
пост, а там, куда он приехал, уже не держат, он обязан соответствовать, но, если
окажется, что он постился всего 28 дней, он должен восполнить 1 день.
10.
Т. е. что предыдущая ночь была ночью новолуния (Шарх).
11.
День, про который не известно, является он первым днем месяца Рамадан или
тридцатым днем месяца Шаабан.
12.
Цель путешествия должна быть дозволенной, и расстояние в один конец должно
быть больше 80 км.
13.
А не за себя (Шарх).

14.
Дополнительно к восполнению. Автор «Тахрир аль-Масалик» уточняет, что, если
беременная или кормящая прерывают пост по причине болезни или путешествия,
выплата фидьи перестает быть для них обязательной.
Наступление Рамадана
Пост в Рамадан становится обязательным, как только в небе замечена новая луна
15
. Если небо закрыто тучами [и луну не видно], обязательно начинать поститься по истечении 30 дней [месяца] Шаабан. Если новая луна была замечена днем, следует считать, что она относится к следующей ночи.
Если новая луна видна в одной местности, а в другой – нет, и они расположены близко, решение [о начале Рамадана] для них общее. [А если эти местности расположены далеко друг от друга], то нет
16
. «Далеко» означает местности с разным временем восхода
17
, например, Хиджаз, Ирак и Миср (Египет). Слабое мнение: на расстоянии сокращения намазов
18
О наступлении Рамадана и начале поста достаточно свидетельства одного справедливого
19
свободного
20
мукалляфа
21
мужского пола. О наступлении же остальных месяцев требуется свидетельства двух справедливых свидетелей.
Если кто-то узнал через вычисления или по звездам, что завтра первый день месяца Рамадан, начинать поститься не обязательно
22
, однако допустимо для него одного.
Если кто-то не может узнать о наступлении Рамадана из-за пребывания в тюрьме или других подобных местах
23
, то ему обязательно совершить иджтихад и начать соблюдать пост. Его пост принимается, если он не может узнать, совпало ли время поста с месяцем Рамадан, в случае, если оно совпало, а также в том случае, если месяц поста пришелся на время после месяца Рамадан. Однако если месяц поста был раньше месяца Рамадан, пост не принимается.
Примечания :
15.
Но только для того, кто видит ее; для того же, кто не видит, пост становится
обязательным только после подтверждения новолуния справедливым свидетелем
(Шарх).
16.
То есть люди, живущие далеко от местности, где видна новая луна, не обязаны
начинать поститься (Шарх).
17.
Примерно 120 км (Тахрир аль-Масалик).

18.
То есть 80 км.
19.
Не совершающего больших грехов и не усердствующего в малых.
20.
Не раба.
21.
Что исключает ребенка, достигшего возраста различения, но не достигшего
совершеннолетия (Шарх).
22.
Для него самого или для других (Шарх).
23.
Если человека держат в таком месте, откуда невозможно наблюдать смену дня и
ночи, или далеко от людей, или среди людей, не знающих, когда наступает Рамадан
(Шарх).
Условия поста
Условия поста:
1) намерение;
2) отказ от всего, что нарушает пост.
Намерение
Постящийся должен совершать намерение для каждого дня поста. Если этот пост является обязательным, то намерение должно:
1) уточнять вид поста
24
;
2) быть совершено в течение ночи до наступления рассвета.
Лучшая форма намерения (О: в сердце) – намереваться поститься завтра, выполняя фарз [поста] в Рамадан этого года ради Всевышнего Аллаха
25
Если человек, отличающийся справедливостью, но чье свидетельство [о наступлении Рамадана] не принимается, – женщина, раб или ребенок – говорит о том, что видел луну в ночь сомнения, и кто-то сделал намерение держать пост, основываясь на этом [свидетельстве], и день окажется [первым днем] из Рамадана, то [пост] действителен. А если сделал намерение на пост, не основываясь ни на чьем свидетельстве и день оказался [первым днем] из
Рамадана, то [пост] не действителен. Также [не будет действителен], если человек с уверенностью или с сомнением говорит: «Если завтра [первый день месяца] Рамадан, я держу пост, если нет – то не держу».

Если в ночь накануне тридцатого дня месяца Рамадан человек говорит: «Если завтра [все еще] Рамадан, я держу пост, если нет – то не держу», – и окажется, что продолжается Рамадан, [пост] действителен
26
Желательный пост действителен, если намерение было совершено до полудня этого дня
27
Примечания :
24.
Например, пост в Рамадан, пост по обету, пост в искупление и т. п. (Шарх).
25.
В обязательности указания в намерении поста и того, что он в Рамадан, нет
расхождений. Расхождение есть в том, нужно ли указывать, что пост выполняется,
что он обязательный, и в уточнении «ради Аллаха» (Шарх).
26.
Основа – что продолжается Рамадан, что оказалось верным (Шарх).
27.
Также нет необходимости уточнять вид поста (Шарх).
Отказ от всего, что нарушает пост
Если:
1) съел что-то;
2) или выпил
28
;
3) вдохнул через нос
29
;
4) сделал клизму
30
;
5) что-то
31
попало в уши и достигло барабанной перепонки;
6) ввел палец или другой предмет в задний или передний проход дальше той мышцы, которая обычно сокращается при сидении
32
;
7) что-то попало в полость [тела] либо при протыкании
33
, либо при медицинском вмешательстве
34
;
8) вырвало
35
;
9) произошел половой акт
36
или оргазм, вызванный стимуляцией любого органа, помимо гениталий, а также мастурбацией
37
;
10) использовал при совершении омовения
38
чрезмерного количества воды, так что она через нос или рот попадает в желудок
39
;

11) проглотил слюну, находящуюся не во рту, например, при продевании нитки в иголку, когда конец нитки смачивается слюной, при повторном смачивании эта слюна вновь попадает в рот;
12) проглотил слюну, качество которой изменилось, например, при продевании нитки в иголку, когда конец нитки смачивается слюной и частички нитки попадают в слюну и проглатываются
40
;
13) проглотил слюну, ставшую нечистой после контакта с наджасой, например, при кровотечении во рту необходимо выплюнуть всю кровь, пока слюна не станет бесцветной, затем промыть рот водой
41
;
14) проглотил мокроту, при том, что ее можно было выплюнуть
42
;
15) продолжил половой акт, даже на мгновение, после наступления рассвета.
Во всех этих случаях, если помнишь, что постишься, и знаешь о запретности
[этих действий], пост нарушается, этот день обязательно восполнить, и остаток его обязательно воздерживаться от всего, что нарушает пост.
Примечания :
28.
Также и курение, исключая случаи непроизвольного вдыхания дыма из воздуха
(Reliance i1.18(2)).
29.
Имеется в виду глубокий вдох, когда воздух доходит до носовых полостей, это
относится, в частности, к любым ингаляциям (Шарх).
30.
В передний или задний проход (Шарх).
31.
Например, вода или масло (Шарх).
32.
Имеется в виду при справлении нужды (Шарх).
33.
Например, ножом (Шарх).
34.
Кроме внутримышечной или внутривенной инъекции (Reliance i1.18(7)).
35.
Если рвота вызвана добровольно и ее можно предотвратить, если же это
происходит непроизвольно, то пост не нарушается (Reliance i1.18(8)).
36.
Добровольный, даже без достижения оргазма (Шарх).
37.
Не имеет значения, вызван оргазм запрещенным способом, например, собственной
рукой, или разрешенным, например, рукой жены (Шарх).
38.
Малого или полного (Шарх).

39.
То есть, если воды слишком много, то ее попадание внутрь нарушает пост; если же
при использовании умеренного количества воды небольшая ее часть попадет внутрь, то
пост не нарушается (Шарх).
40.
Пользующиеся зубной пастой должны следить за тем, чтобы к рассвету ее не
оставалось во рту (Reliance i1.18(12)).
41.
Прежде чем проглатывать слюну, которая нарушила бы пост, поскольку для
очищения от наджасы необходима вода (Шарх).
42.
Однако по ханафитскому мазхабу это не нарушает пост, даже если происходит
намеренно (Мухаммад Аляуддин Ибн Абидин «Аль-Хадия аль-Алия», Дамаск, 1978, с. 180)
(Reliance i1.18(14)).
Общие правила для всего, что нарушает пост.
1) проникновение любого вещества, даже в малом количестве, в тело человека через любое открытое отверстие
43
;
2) половой акт;
3) оргазм в результате соприкосновения партнеров
44
или мастурбации при условии, что совершающий эти действия осознает их запретность и помнит о том, что он постится
45
Примечания :
43.
Вещество – все, кроме запаха, отверстия – все, кроме пор в коже (Шарх). Но речь
идет только о тех случаях, когда любое вещество, кроме воздуха и слюны, попадает
внутрь человека по его воле, однако в случае, если это происходит по принуждению или
бессознательно, пост не нарушается (Reliance i1.19(1)).
44.
Поцелуи, ласки, объятия и т. п. (Шарх).
45.
А также совершает их добровольно и осознанно (Reliance i1.19(3)).
Каффара за нарушение поста половым актом
Если пост нарушается совершением полового акта, то, помимо восполнения
[нарушенного поста], необходима каффара
1
Каффара – это:
1) освободить здорового раба-мусульманина без физических недостатков;

2) если это невозможно, то нужно поститься в течение двух месяцев подряд;
3) если это невозможно, тогда накормить 60 бедняков
2
;
4) если это невозможно, тогда каффара остается на человеке невыполненным долгом.
Не обязательна каффара женщине, с которой был совершен половой акт.
Примечания :
1.
Одно нарушение обязательного поста требует одну каффару. Таким образом, если
нарушены два дня поста, то каффара требуется дважды, однако два нарушения в
течение одного дня требуют одну каффару (Шарх).
2.
Каждому бедняку по мудду (0,5 л.) еды.
То, что не нарушает пост
Если совершил всё это
3
по забывчивости, по незнанию
4
или по принуждению или из-за:
1) непроизвольной рвоты;
2) оргазма в результате поллюции, мысленного или зрительного образа
5
;
3) попадания внутрь небольшого количества воды при промывании рта и носа
6
, при том, что для омовения используется умеренное количество воды;
4) слюны, в которой содержатся частички пищи, застрявшей между зубов, при условии, что они были оттуда вычищены
7
и нет возможности выплюнуть их;
5) проглатывания собравшейся во рту или на языке
8
слюны (даже если высунул язык, потом вернул слюну обратно), отхаркивания и выплевывания мокроты;
6) выплевывания еды, находящейся во рту в момент наступления рассвета;
7) полового акта, прерванного в момент наступления рассвета;
8) сна в течение дня или пребывания без сознания, при условии, что сознание возвращалось хотя бы раз в течение дня, –
– из-за всего этого пост не нарушается.

Если [кто-то] поест, будучи уверенным, что еще ночь, затем выяснится, что был уже день, или поест, думая
9
, что солнце село, а затем не смог определить
10
, то обязательно восполнить [пост].
Если же поест, думая, что рассвет еще не настал, а затем не сможет определить
11
, то восполнять не нужно
12
Если в течение дня потерял рассудок
13
, даже на мгновение, или пробыл весь день без сознания, началась менструация или послеродовое кровотечение, то пост нарушается.
Примечания :
3.
То есть какое-либо действие, нарушающее пост.
4.
Что это нарушает пост – если человек недавно стал мусульманином или живет там,
где нет исламских ученых (Шарх).
5.
Но только в том случае, если они обычно не вызывают оргазм, в противном случае [по
самому достоверному мнению] пост нарушается (Reliance i1.21(2)).
6.
Во время малого или полного омовения.
7.
После еды при помощи зубочистки и т. п. (Шарх).
8.
Но не на губах (Шарх).
9.
Но не будучи уверенным.
10.
Ел ли он до или после заката (Шарх).
11.
Ел ли он еще ночью или уже днем (Шарх).
12.
Так как в данном случае изначально была уверенность, что еще ночь (Reliance i1.22).
13.
В этом случае требуется восполнение.
Желательные действия поста
1) Является сунной сухур
14
, можно даже ограничиться водой
15
. Чем ближе сухур к рассвету, тем лучше, если нет опасности не успеть закончить есть до рассвета
16
2) Лучше торопиться с разговением, как только убедишься, что солнце село. Лучше всего разговляться нечетным количеством фиников. Если нет фиников, лучше всего водой. После говоришь: «
َّ مهللا
َّ
َّ كل
َّ
َّ تْمص
َّ
ىلعو
َّ
َّ كقزر
َّ
َّ ت ْرطفأ
»
(О Аллах, ради Тебя я постился и пропитанием, данным Тобой, разговляюсь).

(Аллахумма ляка сумту ва ‘аля ризкъика афтарту)
3) Желательно [в Рамадан] быть особенно щедрым
17
;
4) улучшать отношения с родными и близкими;
5) много читать Коран;
6) совершать и’тикаф в мечети, особенно в течение последних десяти дней
[месяца];
7) кормить постящихся после наступления заката, даже если имеется лишь вода
18
8) если нарушено полное омовение, совершить гусль до наступления рассвета;
9) избегать злословия, лжи, сквернословия и чувственных удовольствий
19
;
10) не совершать кровопускание или лечение банками
20
11) Если тебя ругают во время поста, скажи ему: «Я пощусь».
Примечания:
14.
Прием пищи перед рассветом.
15.
Время для сухура – между серединой ночи и рассветом (Шарх).
16.
Если не знаешь времени наступления рассвета, то откладывать сухур не является
сунной (Шарх).
17.
В раздаче милостыни (Шарх).
18.
Ат-Тирмизи передает, что Пророк сказал: «Тот, кто накормит вечером
постящегося, получит такую же награду, как и тот, кто постился, причем награда
тому, кто постился, от этого не убавляется» (хадис хасан сахих) (Шарх).
19.
Тех, что не нарушают пост, например, наслаждения видом и ароматом цветов,
поскольку удовольствия такого рода не совместимы с мудростью поста, хоть это и не
является запретным в остальное время (Шарх).
20.
Также сдачи крови, так как, подобно посту, они физически истощают организм, и их
совмещение приводит к усилению истощения (Reliance i1.27(3)).
Запрещенное и нежелательное во время поста
Во время поста запрещены поцелуи
21
тем, у кого они вызывают страсть.

Запрещен «висаль» – воздержание от еды и питья между днями поста, но не запрещено, если выпил на сухур [хотя бы] одну пригоршню воды.
Нежелательно пробовать пищу, жевать жвачку и пользоваться сиваком после полудня.
Не является нежелательным во время поста подводить глаза сурьмой или купаться в бане.
Нежелательно хранить молчание в течение дня
22
Примечания :
21.
Объятия, ласки и т. п. (Шарх).
22.
Без нужды и не только во время поста.
Восполнение пропущенных дней поста
Тому, кто должен восполнять пропущенные дни поста в Рамадан, желательно восполнять их подряд и как можно раньше.
Нельзя тому, кто имеет долги по посту, откладывать восполнение их до следующего Рамадана без уважительной причины.
Тот, кто отложил восполнение до следующего Рамадана, помимо восполнения, должен отдать по мудду
23
еды за каждый пропущенный день поста.
Тот, кто отложил восполнение на два Рамадана вперед, должен два мудда. И так далее, увеличиваясь с каждым годом
24
Если [верующий] умирает, не восполнив посты, которые он имел возможность восполнить, то отдает
25
по мудду еды за каждый день поста
26
Примечания :
23.
Примерно 0,5 литров.
24.
Если же уважительная причина, позволяющая отложить восполнение поста, такая,
как путешествие или болезнь, продолжает действовать, пусть даже долгие годы,
искупление не требуется, однако восполнение требуется по-прежнему (Шарх).
25.
Его наследник отдает.
26.
Если после пропущенного поста прошло два Рамадана, то отдать нужно по два
мудда за каждый день или член семьи может отдать один мудд и поститься один день.

Таким образом, наследник может поститься за покойного за первый год невосполненного
поста, однако не может поститься вместо выплаты мудда еды в качестве законного
искупления за остальные годы невосполненного поста до наступления смерти. Но если
кто-то умирает в то время, когда уважительная причина для невосполнения
продолжает действовать, никакое искупление не требуется (Шарх, Reliance i1.33).
Желательные посты
Желательно держать пост:
1) шесть дней месяца Шавваль (желательно держать их подряд сразу после праздника
27
, но можно и не подряд);
2) на девятый и десятый день месяца Мухаррам;
3) в «белые» дни каждого [лунного] месяца, то есть тринадцатого числа и два последующих дня;
4) в понедельник и четверг;
5) девять дней месяца Зуль-Хиджа
28
;
6) в «запретные» месяцы, их четыре: Зуль-Ка’да, Зуль-Хиджа, Мухаррам и
Раджаб.
После Рамадана лучше всего поститься в Мухаррам, затем в Раджаб, затем
Ша’бан
29
. [Желательно] поститься в день ‘Арафа
30
, кроме совершающего хадж, который находится на ‘Арафате, ему лучше не поститься. Если будет поститься – нежелательности в этом нет, но лучше не поститься.
Нежелательно поститься весь год целиком, если от этого есть вред
31
или мешает выполнять обязательства
32
, если нет – то нет нежелательности
33
Примечания :
27.
‘Ид аль-Фитр (Ураза-Байрам).
28.
До десятого дня этого месяца, который является празником (Тахрир аль-Масалик).
29.
В общем, лучший месяц для поста после Рамадана и «запретных» месяцов – это
Ша’бан (Шарх).
30.
9-е число месяца Зуль-Хиджа.
31.
Телу или разуму (Шарх).
32.
Свои или в отношении других (Шарх).

33.
Нежелательно выделять постом пятницу, субботу или воскресенье, то есть
держать пост в эти дни без причины. Если же эти пост совпал с днями, в которые
человек по обыкновению держит пост, то нежелательности нет (Тахрир аль-Масалик).
Дни, в которые запрещено поститься
Запретен и недействителен пост в дни праздников и дни ташрика, то есть три дня после [‘Ид] аль-Адха.
В день сомнения, то есть 30-го Ша’бана, в котором кто-то, чье свидетельство не принимается, раб, фасик или женщина, говорит, что видел месяц
Рамадана. Если нет
34
, то это не день сомнения. Не действителен пост [в день сомнения] как пост в месяц Рамадан, но [действителен] как пост в исполнение обета или восполнение. Что касается дополнительного поста, то, если в этот день [человек] имеет обыкновение поститься
35
или если постится все дни подряд, начав до середины месяца Ша’бан, [такой пост] действителен. Если нет – то запретен и не действителен;
Запретно поститься во вторую половину месяца Ша’бан, если нет обыкновения поститься, или если постится все дни подряд, начав до середины месяца Ша’бан.
Если кто-то начал держать обязательный пост или совершать обязательный намаз, будь то выполняя своевременно, исполняя обет или восполняя, запретно прерывать его. Если же [пост или намаз] желательный, то можно прерывать
36
[Запретно женщине держать желательный пост, если ее муж присутствует, без его разрешения или знания, что он не против (Тахрир аль-Масалик)]
Примечания :
34.
То есть никто не говорит, что видел луну, или говорит тот, чье свидетельство
принимается (Шарх).
35.
То есть день сомнения выпал на тот день, в который человек обычно держит пост,
например, понедельник и т. п.
36.
Однако нежелательно без причины (Шарх).

И’тикаф
И’тикаф
1
является сунной в любое время, особенно в Рамадан, особенно в последние десять дней, чтобы застать ночь Предопределения
2
(Лейлатуль-
Кадр). Ночь Предопределения может быть любой ночью месяца Рамадан, но в последние 10 дней наиболее вероятно, еще вероятнее в нечетные дни, вероятнее всего – 21-е или 23-е.
3
. В ночь Предопределения хорошо часто повторять: "ينع ُفعاف َوفعلا ُبحت ٌّوفع َكنإ َّمهللا"( «О Аллах! Ты Прощающий, любишь прощать, так прости меня!»).
Аллахумма иннака ‘афуввун тухиббу-ль-‘афва фа’фу ‘анни
Примечания:

1.
Шариатское определение и’тикафа – пребывание в мечети мусульманина,
достигшего возраста различения, с намерением на это. Всевышний Аллах сказал
(смысл): «Не прикасайтесь к вашим женам, когда совершаете и’тикаф в мечетях »
(Бакара, аят 187) (Тахрир аль-Масалик).

2.
О ней Всевышний Аллах сказал, что эта ночь «лучше тысячи месяцев» (Кадр, аят
3), то есть поклонение и благие дела, совершенные в эту ночь, лучше поклонения и
благих дел тысячи месяцев. Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Кто
проведет эту ночь в молитве с верой и надеждой на награду, тому простятся грехи
всей предыдущей жизни» (Приводят Бухари и Муслим) (Шарх).

3.
Впрочем, многие ученые говорят, что это 27-е число (Мугни и др.).
Как совершать и’тикаф
Наименьший и’тикаф – остановиться с намерением, чтобы остановка была бы дольше, чем задержка в намазе
4
. [Совершающий и’тикаф] должен быть мусульманином, разумным, находиться в сознании, у него должно быть полное омовение. [Совершается и’тикаф] в мечети, даже если зашел и сразу вышел, однако просто пройти насквозь недостаточно.
Лучше всего, если [совершающий и’тикаф] держит пост и совершает его в джума-мечети
5
не меньше дня.
Если дал обет совершить и’тикаф в мечети Харам
6
, аль-Акса
7
или в мечети
Медины, нужно совершать его только там. Однако и’тикаф в мечети Харам заменяет и’тикаф в двух других, но не наоборот. И и’тикаф в мечети Медины заменяет и’тикаф в Аль-Акса, но не наоборот. Если дал обет совершить и’тикаф в любой другой мечети – можно совершить его в любой мечети.

И’тикаф нарушается половым актом, оргазмом от прикосновений и ласк.
Если дал обет совершать и’тикаф подряд в течение какого-то времени, обязательно сделать это. И’тикаф не нарушается выходом из мечети по необходимости, например, чтобы поесть, даже если это можно сделать в мечети, или попить, если это невозможно сделать в мечети, справлением нужды, наступлением болезни, менструации и подобными вещами.
Если вышел из мечети, чтобы навестить больного или совершить джаназа- намаз или пятничный намаз, и’тикаф нарушается.
Если поднялся на минарет мечети, который стоит отдельно от нее, чтобы сделать азан, то не нарушается, при условии, что [человек] работает в ней муаззином. Если нет, то нарушается.
Если вышел по необходимости, например, спросить о здоровье больного, и сделал это по пути, не сходя с него, то можно. Если специально свернул для этого, нарушается [и’тикаф].
[Совершающему и’тикаф] запретны прикосновения со страстью.
Запретен [и’тикаф] рабу и замужней женщине без разрешения хозяина и мужа.
Примечания:

4.
Фиксация тела в руку’, после выпрямления и т. д.

5.
Из-за большого джамаата во время намаза и из-за отсутствия необходимости
прерывать и’тикаф, выходя на пятничний намаз (Шарх).

6.
В Мекке.
Закят аль-фитр
Обязателен для каждого свободного мусульманина, если он обладает тем, что отдать
8
сверх достаточного количества еды и одежды для себя и тех, кого он обязан обеспечивать, на ночь и день праздника, также сверх необходимого для выплаты долга
9
, расходов на жилье и раба, в котором он нуждается.
Если того, что сверх достаточного, хватит лишь на часть закят аль-фитр, обязательно отдать эту часть.
Каждый, кто обязан выплатить закят аль-фитр, должен выплатить его и за всех, кого обязан содержать: за жену, близких родственников, рабов, если они мусульмане и есть то, что отдать за них. Однако он не обязан отдавать закят аль-фитр за жену отца, если отец бедный, или рабыню, которая родила от отца ребенка, несмотря на то что обязан содержать их.

Если того, что есть, не хватит всем, надо отдать сначала за себя, потом за жену, затем за несовершеннолетнего сына, затем за отца, затем за мать, затем за совершеннолетнего сына
10
Если бедный человек женат на богатой или на рабыне, за которую закят аль- фитр отдает ее хозяин [он не должен отдавать за них]. И не должна свободная женщина отдавать [закят аль-фитр] за себя. Слабое мнение: должна.
Примечания:

7.
В Аль-Кудс (Иерусалиме).

8.
В качестве закят аль-фитр, т. е. 1 са’ еды (см. далее).

9.
Однако сильное мнение шафиитского мазхаба состоит в том, что наличие долга
не является препятствием для выплаты закят аль-фитр (Тахрир аль-Масалик).

10.
Если он он не может сам обеспечивать себя из-за сумасшествия или других причин
(Тахрир аль-Масалик).
Время выплаты и размер закят аль-фитр
[Закят аль-фитр становится обязательным] с закатом солнца дня перед праздником
11
. Если у него родился ребенок или он женился или купил рабыню до заката и умерли
12
после заката, за них обязательно отдавать закят аль-фитр.
Если же [рождение, женитьба или покупка] произошли после заката, то не должен отдавать.
Закят аль-фитр – это са’
13
с каждого человека (это 5 1/3 багдадских ритлей, а в мисрийских ритлях это 4 3/4 [ритля] и 1/6 оккии) еды, с которой выплачивается закят, наиболее распространенной в данной местности
14
, также дозволено
[отдать] сыр
15
и молоко тем, у кого они являются основной едой. Если отдаешь той едой, которая дороже наиболее распространенной, то можно, если дешевле
– нельзя.
Можно отдать закят аль-фитр в течние всего Рамадана, но лучшее время – в день праздника до праздничного намаза
16
Не разрешается отдавать закят аль-фитр позже дня праздника
17
. В этом случае на человека ложится грех и ему обязательно восполнить
18

[Закят аль-фитр выплачивается в пользу нуждающихся (мискин) и бедных
(факир). По шафиитскому мазхабу не разрешается выплачивать закят аль-фитр деньгами, однако это дозволено по ханафитскому мазхабу
19
]
Примечания:

11.
Т. е. с магриба начинается день праздника Ид аль-фитр, и с этого же момента
наступает обязательное время для выплаты закят аль-фитр.

12.
Ребенок, жена или рабыня.

13.
Примерно 2 литра.

14.
Если основная еда – это хлеб (как в России), отдавать закят аль-фитр нужно
пшеницей.

15.
Или творог.

16.
Ведь смысл закят аль-фитр – накормить бедных в день праздника Ид аль-фитр.

17.
Окончание дня – это наступление времени намаза магриб.

18.
Отдав закят аль-фитр как можно быстрее.

19.
Поэтому многие шафииты в наших условиях берут мнение ханафитского мазхаба.
Однако возможен другой вариант: бедным и нуждающимся отдается пшеница,
затем покупается обратно (цена не обязательно должна соответствовать реальной
цене пшеницы). Таким образом, соблюдается условие шафиитского мазхаба, а
нуждающиеся получают деньги.

перейти в каталог файлов


связь с админом