Главная страница
qrcode

Наталья Викторовна ФурмановаИгорь Александрович ФурмановПсихология депривированного ребенка


НазваниеНаталья Викторовна ФурмановаИгорь Александрович ФурмановПсихология депривированного ребенка
АнкорPsikhologia deprivirovannogo rebenka posobie dlya psikhologov i pedagogov.pdf
Дата08.09.2018
Размер1.2 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPsikhologia_deprivirovannogo_rebenka_posobie_dlya_psikhologov_i_
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#45280
страница1 из 27
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Наталья Викторовна Фурманова
Игорь Александрович Фурманов
Психология депривированного ребенка:
пособие для психологов и педагогов
Текст предоставлен правообладателем.
http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=444965
Фурманов И.А. Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и
педагогов: Владос; Москва; 2009
ISBN 978-5-691-01312-6
Аннотация
В пособии представлены материалы, раскрывающие психологическую природу депривации, особенности психического развития и состояния депривированного ребенка,
даны педагогические рекомендации по коррекции личностных и поведенческих проблем.
Пособие адресовано психологам, педагогам, социальным работникам.

Н. В. Фурманова, И. А. Фурманов. «Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов»
3
Содержание
От авторов
5
Глава 1 6
Сенсорная депривация
8
Двигательная депривация
10
Эмоциональная депривация
12
Эмоциональное развитие ребенка
12
Механизмы формирования привязанности
13
Потребность в эмоциональном контакте
14
Динамика потребности в эмоциональном контакте
15
Фазы развития потребности в эмоциональном контакте
16
Последствия неудовлетворения потребности в эмоциональном контакте
17
Материнская депривация
19
Психосоциальная депривация
24
Типология депривированной личности ребенка
25
Глава 2 30
Младенческий возраст
30
Дошкольный возраст
36
Младший школьный возраст
40
Школьный возраст
43
Глава 3 46
Развод родителей
46
Смерть родителей
51
Дети из семей алкоголиков
55
Дети, подвергшиеся сексуальному насилию
58
Дети, подвергшиеся физическому насилию
61
Дети, подвергшиеся оскорблениям и унижениям
64
Глава 4 67
Агрессия
67
Физическая агрессия
68
Словесная (вербальная) агрессия
71
Косвенная агрессия
73
Гнев
76
Страх и тревога
77
Горе
83
Психосоматические симптомы
86
Гиперактивность
88
Замкнутость
90
Чувство вины
92
Незащищенность
94
Другие проблемы поведения
96
Отказ от еды или питья
96
Нервные привычки
96
Управление чувствами и совладание с проблемами поведения
99
Глава 5 108
Карта наблюдений Д. Стотта
109

Н. В. Фурманова, И. А. Фурманов. «Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов»
4
Рисуночные тесты
110
Интерпретация признаков изображения в тесте «Дом –
дерево – человек»
110
Интерпретация признаков изображения в тесте «Рисунок несуществующего животного»
121
Коррекционная методика В.С. Мухиной
131
Коррекционная методика У. Фориндер и Л. Полфелдт
135
Коррекционная методика Дж. Аллана
140
Коррекционная методика В. Оклендер
146
Коррекционная методика Дж.Г. Мэнделла и Л. Дамона
151
Тренинг модификации поведения И. Фурманова
181
Словарь терминов
198
Список литературы
207
Приложение
209 2
215

Н. В. Фурманова, И. А. Фурманов. «Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов»
5
И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова
Психология депривированного ребенка.
пособие для психологов и педагогов
От авторов
Написанная нами книга – это попытка оказать профессиональную помощь специали- стам-психологам, которые работают с детьми, имеющими нарушения личностного развития и поведения. Практический психолог в доме ребенка, интернатном учреждении или Центре усыновления – это та категория специалистов, которая ежедневно воочию убеждается в силе влияния условий содержания и воспитания на особенности психического развития ребенка.
И если у нормально развивающегося ребенка иногда появляются некоторые проблемы,
требующие психологической помощи, то у депривированных детей эти проблемы суще- ствуют всегда и их, как правило, целый «клубок».
Поэтому мы начинаем книгу с материалов, раскрывающих психологическую при- роду таких феноменов как сенсорная, двигательная, эмоциональная, материнская и психо- социальная депривация, и описывающих особенности психического развития и состояния ребенка, воспитывающегося в неблагоприятных условиях.
Очень подробно в книге характеризуется динамика психологического развития депри- вированного ребенка на основных этапах детства: в младенческом, дошкольном, младшем школьном и школьном возрастах.
«Сверхзадача» книги состоит в том, чтобы способствовать повышению психологиче- ской культуры и чувства ответственности взрослых за каждое слово или действие, обращен- ное к ребенку вообще и особенно к ребенку, оставшемуся без родительского попечитель- ства, пережившему лишения и утраты, психические травмы. Поэтому большая часть книги
– это рассказ о пагубном влиянии травматического опыта детства: смерти или утраты роди- телей и других близких, проживании длительное время в семье алкоголиков, последствиях сексуального и физического насилия, оскорблений и унижений. Важное место здесь отво- дится характеристике основных эмоциональных и поведенческих проблем депривирован- ных детей и рекомендациям по их преодолению в рамках учебно-воспитательного процесса.
Заключительная часть книги – практическая. В ней излагаются различные диагности- ческие и коррекционные методики, направленные на оказание психологической помощи
«проблемным» детям, пережившим депривацию и нуждающимся в профессиональной под- держке.
Надеемся, что подготовленная книга будет хорошим подспорьем психологам в их нелегком труде.

Н. В. Фурманова, И. А. Фурманов. «Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов»
6
Глава 1
Лишения и утраты
К факторам, влияющим на возникновение различного рода психологических проблем у детей, относятся лишения и потери.
Лишения – это отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетво- рения потребности. Различают лишения внешние и внутренние. В качестве иллюстрации внешнего лишения, при котором преграда, помеха находится вне самого человека, можно привести ситуацию, когда ребенок голоден, а пищи достать не может. Примером внутрен- него лишения, при котором преграда коренится в самом человеке, может служить ситуация,
когда ребенок хочет хорошо учиться и вместе с тем сознает, что его способности низки и он не может рассчитывать на высокие оценки.
Потери – это утрата людей, предметов, представлений, ранее удовлетворяющих потребности. Примеры потерь: умер близкий человек; сгорел дом, в котором долго жили
(внешние потери), ребенок теряет уверенность в себе, перестает верить в собственные силы
(внутренняя потеря).
Термин «депривация» сегодня широко используется в психологии и медицине. Он при- шел из английского и в обиходной речи означает «лишение или ограничение возможностей
удовлетворения жизненно важных потребностей».
Когда говорят о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, кото- рое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетво- рения и имеет пагубные последствия. Существенна именно психологическая сторона этих последствий: вне зависимости от того, ограничена ли моторика человека, отлучен ли он от культуры или от социума, лишен ли с раннего детства материнской любви, проявления депривации психологически похожи. Тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные рас- стройства – вот наиболее характерные черты так называемого депривационного синдрома.
Симптоматика психической депривации может охватывать весь спектр возможных наруше- ний: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины,
до очень грубых поражений развития интеллекта и личности.
В психологии существуют, по крайней мере, три основных подхода, объясняющих при- чины и описывающих последствия депривации.
1. Теория обучения подразумевает, что развитие полностью или почти полностью зави- сит от внешней стимуляции. При обеспечении соответствующих внешних условий будет происходить обучение, а то, что не было выучено ранее, может быть выучено. Согласно этому подходу ребенок, с самого начала отстающий в развитии из-за депривации внешней стимуляции, может постепенно достичь нормы при условии, что его избавят от депривации и предоставят ему достаточно времени для обучения.
2. Позиция психоанализа предполагает, что ранний опыт может положить начало определенным динамическим процессам, которые прочно укореняются и продолжаются несмотря на последующие изменения в реальной ситуации. Ранняя депривация матери может рассматриваться как толчок к установлению защитных действий, которые спасают ребенка от болезненных переживаний и страданий. Однажды закрепившись, защитное дей- ствие стремится к самосохранению, изолируя ребенка от взаимодействия с миром, который может оказать ему поддержку. Согласно этой позиции обратимость процессов зависит от успеха попыток разбить этот защитный процесс.
3. Есть также психологический подход, предполагающий «сензитивные фазы», или критические периоды. В ходе развития могут быть фазы, в течение которых определенные

Н. В. Фурманова, И. А. Фурманов. «Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов»
7
процессы проходят нормально при адекватных условиях. Но если условия отсутствуют, нор- мальное развитие этих процессов может прекратиться, а последующая стимуляция может с большим трудом, если может вообще, активизировать это развитие.
Все три точки зрения нельзя считать несовместимыми. Одно нарушение полностью исправляется обучением после снятия депривации, другое нарушение в той или иной сте- пени не поддается полному исправлению из-за более или менее глубоко укоренившихся защитных действий или привычных схем поведения, а третье нарушение вообще не под- дается исправлению, поскольку сензитивная фаза нормального развития соответствующего процесса уже прошла.
В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды деприва- ции – сенсорную, двигательную, психосоциальную, материнскую и другие. Далее будут рас- смотрены основные из них.

Н. В. Фурманова, И. А. Фурманов. «Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов»
8
Сенсорная депривация
Ребенок в детском доме, интернате или в другом учреждении закрытого типа часто оказывается в обедненной стимулами среде. Такая среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте, а для ребенка она губительна.
У младенцев велика потребность в новых впечатлениях, которая выражается в появле- нии зрительного сосредоточения. Зрительные впечатления с 3–5-недельного возраста дей- ствуют на ребенка успокаивающе. Плачущего ребенка можно перенести с кровати на стол,
в другую комнату, где он тут же начнет переводить глаза с одного предмета на другой.
Двухмесячному ребенку уже достаточно просто показывать яркие или блестящие предметы,
положенные на удобную для рассматривания высоту, чтобы поддерживать его в состоянии спокойного бодрствования. Под влиянием зрительных воздействий у ребенка впервые воз- никают радостные чувства. Особенно сильно они проявляются, когда он смотрит в лицо и прислушивается к голосу разговаривающего с ним взрослого. По-видимому, человеческое лицо для него – наиболее сильный комплексный раздражитель.
Таким образом, необходимым условием для нормального созревания мозга в младен- ческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлений, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки разнообразной информации из внеш- него мира происходит упражнение органов чувств и соответствующих структур мозга.
Вопреки мнению некоторых родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и большин- ства производителей игрушек, дети не нуждаются в изобилии игрушек или широком разно- образии внешнего окружения для своего интеллектуального развития. Наиболее благопри- ятной для оптимального интеллектуального роста служит умеренно обогащенная среда, в которой дети играют со стимулирующими их развитие предметами незадолго до того срока,
когда они обычно научаются ими пользоваться. При этом задачи, поставленные перед ребен- ком, связываются с темпами его естественного развития. Небольшое опережение в стимули- ровании ребенка положительно сказывается на его развитии, а слишком сильное – дезори- ентирует его. Ребенок будет игнорировать или отвергать излишне сложную для него задачу или чрезмерно сильное стимулирование.
Стимулирующую развитие ребенка среду создают заботящиеся о нем взрослые. Осо- бенности межличностных отношений между детьми и теми, кто их воспитывает, оказы- вают решающее влияние на психическое развитие детей. Во время кормления, пеленания,
купания и одевания детей родители и другие заботящиеся о них люди служат постоянным источником стимуляции. Разговаривая и играя с детьми, они наглядно показывают им не только отношения между предметами, но и взаимоотношения между людьми, поощряют их достижения в овладении языком. Даже самые простые действия, основанные на подража- нии, включены в контекст сложного социального взаимодействия между ребенком и забо- тящимся о нем взрослым. Родители и воспитатели могут использовать для стимулирования когнитивного и языкового развития детей следующие виды деятельности:
• показывать и передвигать привлекательные, ярко окрашенные предметы;
• размещать интересующие малыша предметы поблизости от него, чтобы их можно было стукнуть, пнуть, схватить, изучить получше;
• разговаривать с ребенком, подражать ему, называть его по имени;
• обеспечить ребенка достаточным количеством предметов для хватания и манипули- рования с ними;
• играть с детьми в такие игры, как «ку-ку», «найди спрятанное»;

Н. В. Фурманова, И. А. Фурманов. «Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов»
9
• организовать безопасное место для исследовательско-ориентировочных действий малыша и обеспечить его набором привлекательных предметов, которые можно отыскивать,
перемещать и т. д.;
• проговаривать свои действия;
• постепенно усложнять игры «найди спрятанное»;
• играть с куклами и марионетками;
• имитировать действия ребенка и стимулировать его к подражанию;
• объяснять происходящее;
• играть с ребенком во время купания, используя различные плавающие игрушки, в которых можно наливать воду, которые можно сжимать и т. д.;
• ставить вопросы и давать ребенку время найти ответ самому;
• обеспечивать ребенка игрушками для его символических игр.
Те участки мозга ребенка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться. Мозг постоянно нуждается в раздражителях, стимулирующих его деятельность и обеспечивающих развитие. Отсутствие впечатлений даже у вполне здо- рового, сытого, хорошо ухоженного ребенка вызывает крик, который прекращается лишь с появлением новых впечатлений. А когда дети начинают плакать под влиянием боли или голода, то очень часто, если боль и голод не достигли слишком большой интенсивности,
плач можно затормозить, показывая ребенку яркие, привлекающие его внимание игрушки.
Если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, наблюдаемой в яслях и домах ребенка, то происходят резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.
Скорее всего, именно потребность во впечатлениях играет ведущую роль в психиче- ском развитии ребенка, возникая примерно на третьей – пятой неделе его жизни и явля- ясь базой для формирования других социальных потребностей, в том числе и в общении ребенка с матерью. Это представление противостоит представлениям большинства психо- логов о том, что исходными выступают либо органические потребности (в пище, тепле и т.
п.) либо потребность в общении. Еще великий русский ученый В.М. Бехтерев отмечал, что к концу второго месяца ребенок ищет новые впечатления.
Безучастность, отсутствие улыбки у детей из приютов и домов ребенка замечались многими. Как научный факт отрицательные последствия пребывания в закрытом детском учреждении стали рассматриваться лишь в начале XX в. Этот феномен, впервые системати- чески описанный и проанализированный американским исследователем Р. Шпитцем, был им назван феноменом госпитализма. Суть его в том, что в закрытом детском учреждении ребенок страдает не только и не столько от плохого питания или плохого медицинского обслуживания, сколько от специфических условий таких учреждений, в частности от бед- ной стимульной среды.

Н. В. Фурманова, И. А. Фурманов. «Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов»
10
Двигательная депривация
С последствиями двигательной депривации сталкиваются всякий раз, когда возникает резкое ограничение движения, например, в результате травм или болезней.
Экспериментами психологов было доказано существование потребности во внешней стимуляции. В частности, Дж. Уотсон и К. Рэйми (1972) показали, что стимулирующая окру- жающая среда играет решающую роль в развитии маленьких детей. В своем исследовании они разделили младенцев на три группы и поместили их в колыбели с тремя различными видами украшений. Первой группе достались подвижные конструкции (мобили), движе- нием которых дети могли управлять, второй группе – жестко закрепленные, неподвижные конструкции, а третьей – тоже мобили, но которые двигались только под действием потока воздуха, а младенцы ими управлять не могли. После опыта младенцам третьей группы дали возможность управлять движениями мобилей, однако они не предпринимали таких попыток ни сразу после опыта, ни по прошествии шести недель. Они уже усвоили, что их действия не давали результата. Реакция со стороны окружающей среды отсутствовала.
У детей должна быть возможность через двигательную активность преобразовывать действительность, влиять на окружающую среду. Если они не получают непосредственного поощрения в форме последовательной и сопряженной обратной связи за появление у них таких двигательных, речевых и социальных достижений, как манипулирование игрушкой,
указательно-просительные движения, улыбка, крик и вокализация (произнесение звуков,
слогов, лепетание), многие из этих детей на собственном опыте убеждаются в том, что их попытки влиять на окружение ни к чему не приводят, и не пытаются делать это в дальней- шем. Поэтому они часто проявляют пассивность или агрессию в ответ на неспособность изменить окружающую среду и вызванное этим состояние фрустрации.
Ситуации изоляции, сенсорного голода и двигательной активности, отсутствия кон- такта с внешним миром также вызывают у человека психические нарушения и другого рода проблемы. У него обнаруживаются расстройства в мыслительной, эмоциональной и пове- денческой сферах. Для многих испытуемых участие в экспериментах в условиях двигатель- ной и сенсорной депривации было настолько невыносимым и болезненным, что эти люди предпочли отказаться от дальнейшего участия в них даже за вознаграждение.
Особенно тяжелы последствия двигательной депривации для детей.
Дети, воспитывающиеся в специальных учреждениях, сильно отстают в овладении такими основными умениями, как умение сидеть, стоять и ходить, если у них нет возможно- сти тренироваться в этом. Почти при полном отсутствии стимулирования извне наблюдается запаздывание не только в моторном развитии, но и в развитии речи, социальных навыков и эмоциональной экспрессии. При исследовании через 15 и 20 лет обнаруживалось, что даже те дети, которые впоследствии были усыновлены, имели некоторое отставание, связанное с развитием, в достижении зрелости. Те, кому не посчастливилось покинуть приют, имели заметное отставание от социально-возрастных нормативов на протяжении всей жизни.
Дети, двигательная активность которых в силу медицинских причин в течение дли- тельного времени была сильно ограничена, нередко испытывают состояние депрессии, кото- рое может прорываться взрывами ярости и агрессивности.
Стереотипное раскачивание из стороны в сторону, которое может продолжаться целыми часами, наблюдали многие исследователи именно у маленьких детей из закрытых детских учреждений, условиями содержания лишенных возможности нормально двигаться.
Способы преодоления последствий двигательной депривации, равно как и способы ее профилактики, очевидны – необходимо создавать условия, всемерно способствующие развитию двигательной активности ребенка. Известный русский психолог и педагог И.А.

Н. В. Фурманова, И. А. Фурманов. «Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов»
11
Сикорский подчеркивал, что ребенку необходимо предоставлять свободу действий, поощряя его двигательную активность, чтобы давать ему повод как можно чаще и полнее напрягать и упражнять мышцы. Это позволит ребенку постоянно помнить о живущей в нем и таящейся силе, о внутренней крохотной, но необъятной мощи, о свежести и энергии всего организма и ощущать все это.
Ограничения детей в стремлении двигаться (бегать, лазать, ползать, прыгать) приводят к возникновению тревожности, раздражительности, агрессивному поведению.

Н. В. Фурманова, И. А. Фурманов. «Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов»
12
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

перейти в каталог файлов


связь с админом