Главная страница
qrcode

МК ААСПф 2015. Научно-практический центр Психосоматическая нормализация Международное научное психофизиологическое содружество Международная научная конференция


НазваниеНаучно-практический центр Психосоматическая нормализация Международное научное психофизиологическое содружество Международная научная конференция
АнкорМК ААСПф 2015.pdf
Дата13.02.2018
Размер1.64 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMK_AASPf_2015.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#37268
страница1 из 12
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Научно-практический центр «Психосоматическая нормализация»
Международное научное психофизиологическое содружество
Международная научная конференция
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
V II
СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ
Плоха та истина, которая видна только от печки.
В том и истина, что она видна, откуда к ней не подойди.
А.А. Ухтомский
Санкт-Петербург
2015

2
УДК 159.91
ББК 88.3
ISBN 978-5-9905457-5-5
Международная научная конференция
«Актуальные аспекты современной психофизиологии»,
приуроченная к годовщине создания
научно-практического центра
«Психосоматическая нормализация».
22 августа 2015 год
СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ
Печатается по постановлению
Организационного комитета и
Редакционно-издательского совета
научно-практического центра
«Психосоматическая нормализация»
Международная научная конференция VII «Актуальные аспекты современной психофизиологии». Сборник научных трудов. Санкт-Петербург, 22 августа 2015г. / Составитель и отв. редактор А.Б. Булгаков. – СПб. – Изд.: НПЦ
ПСН, 2015. – 136 с.
© Научно-практический центр
«Психосоматическая нормализация», 2015

3
В сборнике научных трудов опубликованы результаты исследований современных ученых, работающих в различных областях психофизиологической науки.
Представлены следующие разделы:
1.
психологические аспекты современной психофизиологии;
2.
физиологические аспекты современной психофизиологии;
3.
медицинские аспекты современной психофизиологии;
4.
педагогические аспекты современной психофизиологии;
5.
социальные аспекты современной психофизиологии;
6.
философские аспекты современной психофизиологии;
7.
психофизиология творчества
Такие публикации планируется проводить ежегодно в августе месяце, что приурочено к годовщине создания научно-практического центра
«Психосоматическая нормализация».
Основной задачей проведения ежегодной международной научной конференции является необходимость знания самых новых достижений в различных областях психофизиологической науки. Именно информация о последних разработках и достижениях даст нам возможность идти в своих исследованиях дальше и не повторяться.
Организационный комитет:
Булгакова О.С. – психофизиолог, президент Научно-практического центра
«Психосоматическая нормализация»;
Буркова С.А. – кандидат психологических наук, ученый секретарь
Международного научного психофизиологического содружества;
Кузьмичева И.В. – кандидат биологических наук, Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского;
Яшина Л. Г. – кандидат педагогических наук, Институт экономики, культуры и делового администрирования
Атланов Д.Ю. – кандидат философских наук, заместитель главного редактора научного журнала «Вестник психофизиологии»;
Чукуров А.Ю. – кандидат культурологи, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.

4
Пленарный доклад
президента научно-практического центра
«Психосоматическая нормализация»
Булгаковой Ольги Сергеевны.
Глубокоуважаемые коллеги!
Научно-практический центр
«Психосоматической нормализации», созданный в 2008 году, 22 августа празднует свою седьмую годовщину. Его эмблемой мы взяли книги и ключ. Таким образом, покровителями НПЦ ПСН стали святые Петр и Павел. Петр исцелял безнадежных больных, ключи его – это ключи от рая, то есть места физического здоровья и психической гармонии. А атрибутом святого Павла была книга – символ просвещения и знаний.
Я, как президент, хочу отметить, что поставленные НПЦ ПСН задачи выполняются.
Ведется активная просветительская, консультационно-сопроводительная, научно-исследовательская и педагогическая деятельность. За семь лет сотрудниками центра было опубликовано более 100 научных публикаций не только в России, но и зарубежом.
В 2015 году НПЦ ПСН были представлены два новых проекта: конкурс «Молодой психофизиолог» и «Межвузовская студенческая интеллектуальная игра».
Научный журнал «Вестник психофизиологии» объединяет ученых России от Калиниграда до Грозного и от Магадана до Санкт-
Петербурга, ученых из Украины, Венгрии, Латвии. С 2015 года к работе в редакционной коллегии журнала присоединился коллега из
Соединенных штатов Америки (Нью-Йорк).
Что касается социальной ответственности НПЦ ПСН по отношению к своим сотрудникам и коллегам, то можно отметить создание условий для повышения квалификации, помощь в сопровождении диссертационных работ и иных научных публикаций, поддержку и сохранение их психофизического здоровья. Как социально значимые деяния можно упомянуть просвещение в области экологии и здорового образа жизни.
Об инициативе создания МНПфС знает и поддерживает ее работу Комитет по науке и высшей школе правительства Санкт-
Петербурга.

5
Обращение
кандидата психологических наук,
ученого секретаря
Международного научного психофизиологического содружества
Бурковой Светланы Алексеевны
Глубокоуважаемые коллеги!
Предлагаем начать сотрудничество в Международном Научном
Психофизиологическом Содружестве (МНПФС), необходимость в котором уже назрела.
Оно создано для облегчения связи ученых и специалистов, работающих в разных областях психофизиологической науки.
Эта структура обозначит формирование единого психофизиологического научного пространства, тех дисциплин и направлений современных исследований, которые позволят всесторонне изучить феномен, появившийся на планете – человека.
По классическому определению общая психофизиология – это наука о физиологических основах психической деятельности человека. Она изучает поведение и внутренний мир индивидуума через призму физиологических изменений (по: Николаева Е.И. Психофизиология, ПЕР СЭ, 2008, С.4), говоря нашим языком, общая психофизиология – это наука о деятельном человеке и его способности адаптироваться к окружающей действительности. Полностью поддерживая эти утверждения и, считая психофизиологию, наукой, изучающей человека во всех его проявлениях, предлагаем разделить ее на составляющие, которые более конкретно и углубленно изучат особенности адаптации индивидуума к окружающей среде на всех уровнях его организации.
Психологическая психофизиология – это наука, в основе которой лежит изучение психологических характеристик и поведенческой адаптивной реакции на стимулы окружающего мира, которые опосредованы состоянием высших психических функций.
Физиологическая
психофизиология
– это наука, изучающая закономерности психического реагирования и поведения, зависящие от состояния физиологических параметров, скорости течения физиологических реакций центральной и периферическом нервных систем и всей сомы в целом – клеточный, тканевой и системный уровни.
Медицинская психофизиология – это наука, определяющая дисфункции и заболевания, связанные с адаптационными процессами в организме. Специфика этого направления определена тем, что адаптационный срыв может быть как психологически, так и физиологически первичен. Понимание механизмов возникновения дезадаптации, обратимость патологического процесса дает возможность предложить новые способы нормализации, которые могут быть более эффективными, чем существующие.

6
Педагогическая
психофизиология
– это наука, изучающая закономерность и оптимизацию передачи знаний, умений и навыков с учетом психологических и физиологических характеристик обучающихся, экологической обстановки и экономического прессинга.
Социальная психофизиология – это наука,в основе которой лежит изучение понимания успешной или неуспешной способности социализации личности через ее индивидуальные адаптационные психологические и физиологические характеристики.
Философская психофизиология – это наука, изучающая дуализм психофизиологии, определяющая первичность духовного начала и вторичность материального носителя, изучающая возникновение и работу высших человеческих психических функций, проявление которых тесно связано со степенью зрелости структур головного мозга, поведением и адаптацией.Она позволяет через допущения (гипотезы), подтвержденные экспериментальными данными, попытаться ответить на вечный вопрос: кто я – homo sapiens и почему я такой.
Психофизиология творчества – изучает работу центральной нервной системы, от которой зависит способность человека качественно, всерхадаптационно менять окружающий мир.
Обращение
заведующей кафедрой
анатомии, физиологии человека и животных,
профессора,
доктора биологических наук
Шибковой Дарьи Захаровны
Россия, Челябинск,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Челябинский государственный
педагогический университет»
Приглашаем к сотрудничеству.
При ФГБОУ ВПО «Челябинский Государственный Педагогический
Университет» действует диссертационный совет по защите кандидатских и
докторских диссертаций Д212.295.03: специальности 03.03.01 «физиология»;
19.00.02 «психофизиология».
Ведется прием в аспирантуру и докторантуру.
Председатель диссертационного совета – д.б.н., профессор Дарья Захаровна
Шибкова, e-mail: shibkova2006@mail.ru.

7
Награждение победителя конкурса «Молодой психофизиолог-2015»
Победитель − Горбачева Мария Владимировна, кандидат биологических наук, научный сотрудник НИИ физиологии им. И.И. Павлова РАН.
Наставник – профессор Кузнецова Тамара Георгиевна, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник ФИН им. И.П. Павлова РАН.
Желаем дальнейших побед в научных достижениях, новых личных успехов!
Президент НПЦ ПСН Булгаков А.Б.
Награждение победителя конкурса
«Молодой психофизиолог» 2015
Горбачева М.В.
Президент НПЦ ПСН Булгаков А.Б.
Награждение
наставника
победителя
конкурса
«Молодой
психофизиолог» 2015
Кузнецова Т.Г.

8
КОНКУРС «МОЛОДОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГ». Участие бесплатное.
Номинация – психология, физиология, педагогика, медицина, философия, социология, культурология.
Экспертный комитет:
1.
Булгакова Ольга Сергеевна – президент НПЦПСН, президент МНПфС (номинация: физиология, медицина)
2.
Буркова Светлана Алексеевна – ученый секретарь МНПфС (номинация: психология, педагогика)
3.
Атланов Дмитрий Юрьевич – ведущий научный сотрудник НПЦ ПСН (номинация: философия)
4.
Чукуров Андрей Юрьевич – ведущий научный сотрудник НПЦ ПСН (номинация: культурология)
5.
Ящина Любовь Григорьевна – ведущий научный сотрудник НПЦ ПСН (номинация: социология)
Кроме официального жюри будет предложено открытое голосование по кандидатурам и их материалам на открытой информационной площадке – группа вконтакте «Международное научное психофизиологическое содружество». http://vk.com/club57778787
Награждение:
1.
диплом победителя конкурса;
2.
нагрудный знак – оплачивается отдельно по заказу;
3.
публикация о победителе конкурса в международной научном журнале «Вестник психофизиологии»;
4.
участие в международной научной конференции «Актуальные аспекты современной психофизиологии» и публикация тезисов в сборнике научный трудов.
Подача документов до 30 июня. Документы присылаются по эл. почте по адресу: npcpcn@gmail.com
Студент старших курсов (3,4,5,6) магистрант, аспирант, интерн, кандидат наук
требования
До 30 лет
До 30 лет
Не менее 3 публикаций в общероссийских и международных научных конференциях один или в соавторстве с научным руководителем (не
более 2 соавторов, если участвует в проектной
деятельности)
Не менее 5 публикаций в общероссийских и международных научных конференциях один или в соавторстве с научным руководителем (не
более 2 соавторов, если участвует в проектной
деятельности)
Не менее 2 статей в рецензируемых журналах (в том числе из списка ВАК) один или в соавторстве с научным руководителем (не более
2 соавторов, если участвует в проектной
деятельности)
Не менее 3 статей в рецензируемых журналах (в том числе из списка ВАК) один или в соавторстве с научным руководителем (не более
2 соавторов, если участвует в проектной
деятельности)
-
Наличие патентов, свидетельств на изобретение, наград (если есть)
-
Существующий индекс Хирша
документы для участия в конкурсе
Анкета, написанная в свободном стиле, до 3 страниц, где отражаются:
1.
ФИО, дата рождения, место рождения;
2.
организация, направляющая соискателя;
3.
личные и деловые качества соискателя, склонность к научной деятельности, степень креативности, личный вклад в исследования
Подписанная научным руководителем.
Анкета, написанная в свободном стиле, до 3 страниц, где отражаются:
1.ФИО, дата рождения, место рождения;
2.организация, направляющая соискателя;
3.личные и деловые качества соискателя, склонность к научной деятельности, степень креативности, личный вклад в исследования
Подписанная научным руководителем.
Аннотация своего личного научного исследовательского проекта на 2- 3 стр.
Аннотация своего личного научного исследовательского проекта на 2- 3 стр.
Сканированная копия паспорта
Сканированная копия паспорта
Сканированная копия выписки из ВУЗа
Сканированная копия выписки из ВУЗа
Ксерокопии наградных документов, патентных, на изобретение (если есть)
Ксерокопии наградных документов, патентных, на изобретение (если есть)
Сканированные копии тезисов конференций и статей
Сканированные копии тезисов конференций и статей
Сканированные копии сертификатов, подтверждающих участие в конференциях
Сканированные копии сертификатов, подтверждающих участие в конференциях

9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ
СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ

10
ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ РИГИДНОСТИ
У СЕМИКЛАССНИКОВ МАГАДАНА
Бартош Т.П., Бартош О.П.
Россия, Магадан, Научно-исследовательский центр «Арктика» ДВО РАН tabart@rambler.ru, olga_bartosh@inbox.ru
Adolescents of Magadan city, both males and females, were examined to study psychic rigidity. The girls demonstrated more pronounced indices of actual rigidity and rigidity as a state, compared to the boys.
Климато-географические особенности
Северо-Востока
(холод, повышенная геомагнитность, ультрафиолетовый дефицит и др.), оказывают воздействие на психофизиологическое развитие и формирование личностных свойств детей и подростков-северян. Длительное проживание в северных регионах снижает подвижность нервных клеток у индивидов, при этом у аборигенного населения психический темп носит малоподвижный и ригидный характер [3]. Психическая ригидность проявляется в трудности коррекции программы поведения в целом или ее отдельных элементов в связи с объективной необходимостью [1]. Для ригидной личности характерны тревога и чувство вины, беспокойство, навязчивые сомнения, недоверчивость, чувство неполноценности, а также отчуждение и социальная изолированность [1-2].
Источником ригидности могут выступать высокие амплитудные характеристики ЭЭГ - активности мозга и повышенная энергетичность мозговых процессов, что может объяснять наличие у детей фиксированных форм поведения [5].Высокая психическая ригидность предрасполагает к нервно-психическим заболеваниями, является фактором риска развития психодезадаптацонных заболеваний, в том числе школьной дезадаптации [1, 5].
В младшем подростковом возрасте высокий уровень ригидности коррелирует с более низким образовательным уровнем в дальнейшем обучении [1]. В настоящее время, в условиях изменения образовательных стандартов в школе идет акцент на учет индивидуальных особенностей, выбор учащимися индивидуальной образовательной траектории, способствующих выбору индивидуального темпа обучения, способов и сроков контроля, самооценки своей деятельности [4]. В этой связи актуально исследование уровня психической ригидности у учащихся, родившихся и проживающих на Севере.
Цель - исследование проявлений психической ригидности у семиклассников обоего пола, проживающих в г. Магадане.
В исследовании принимали участие 149 школьников 7-х классов гимназий
№ 1 и № 13 г. Магадана. Все ученики относились к уроженцам Севера в 1-3-м поколении европейского происхождения, родившиеся и проживающие в г.
Магадане. Из них 81 (54%) мальчик и 68 (46%) девочек, средний возраст
13±0,08 лет.

11
Для определения психической ригидности в структуре личности использовали Томский опросник ригидности, предложенный Г.В. Залевским [1].
В нашем исследовании в модифицированный вариант вошли 3 шкалы:
«актуальная ригидность»
(АР)
– неспособность при объективной необходимости изменить мнение, отношение; «сенситивная ригидность» (СР) – эмоциональная реакция человека на новое, страх перед новым; «ригидность как состояние» (РСО) – склонность к ригидному, фиксированному поведению в ситуациях стресса, утомления. Определяли показатель «общей ригидности» - сумму баллов трех шкал ригидности.
Статистическая обработка данных проведена с использованием пакета прикладных программ Excel-97 и Statistika-6. Для сравнения выборочных средних величин использовался t-критерий Стьюдента при оценке уровня достоверности p < 0,05.
Результаты нашего исследования показали, что средние значения АР и
РСО у девочек составили 30±1,29 и 10±0,64 баллов, что было значимо выше, чем эти показатели у мальчиков - 26±0,99 и 12±0,77, p<0,05, соответственно. По показателю СР статистически значимые различия отсутствовали. Показатель
«Общей ригидности», соответственно, был значимо выше у девочек (74±3,44 и
66±2,66, p<0,05).
Литературные данные также свидетельствовали о более выраженной психической ригидности женщин по шкале РСО по сравнению с мужчинами [1].
Можно говорить, что девочки, в целом сложнее изменяют свое мнение, установку, модус переживания, в ситуациях стресса более склонны к ригидному поведению.
Более детальный анализ уровня психической ригидности у обследуемых показал, что низкие показатели актуальной ригидности (АР) чаще встречаются у мальчиков - 20%, чем у девочек (13%). В основном выявлены средние показатели АР, определяемые как условная норма [2], у большинства подростков обоего пола обследуемой выборки (у 59 % девочек и 65 % мальчиков). Для этих подростков характерны широкие возможности к самореализации, открытость сознания, изменение поведения в новых ситуациях
[1].
Высокие и очень высокие показатели АР у девочек встречались в два раза чаще, чем у сверстников (28 % и 15 % лиц). Они испытывают сложности в ситуациях, требующих отказа от стереотипных форм поведения, есть проблемы с творческой реализацией. Не способны при необходимости изменять мнение, установку, мотивы, ведущие к сложностям в межличностных отношениях, снижение уверенности в самостоятельности осуществления жизненного выбора.
Средние показатели по шкале сенситивной ригидности также представлены у большинства обследуемых подростков обоего пола (у 50 % мальчиков и 54 % девочек).
Низкие показатели СР регистрировали у 19 % девочек и 25 % мальчиков, что указывает на проявления гибкости в поведении в новых ситуациях. При этом эмоции у них не в состоянии удерживать единство «Я» и «не-Я» [2].

12
Высокие показатели СР представлены у четверти обследуемых подростков обоего пола (27 % девочек и 25 % мальчиков). Для них характерным в новых ситуациях является испытывать состояние страха, тревожности, утомления, сниженное настроение. В таком состоянии у них могут возникать ошибки восприятия, нарушения памяти, сужение объема внимания. Возможны неадекватные реакции на неожиданные раздражители [1].
При исследовании психической ригидности как состояния выявлено, что как у мальчиков, так и девочек чаще всего встречаются высокие показатели шкалы РСО (32 % и 47 %, соответственно). Они характеризуются медленным темпом деятельности, испытывают трудности в переключении внимания, что следует иметь ввиду образовательным учреждениям при определении индивидуального темпа обучения этим учащимся.
Более низкий процент лиц выявлен со средним уровнем психической ригидности (36 % и 28 % лиц, соответственно). Меньше всего у обследуемых подростков регистрировали низкий уровень ригидности (25 % и 19 % лиц, соответственно). Низкие показатели уровня ригидности также, как и высокие, могут оказывать негативное влияние на школьную адаптацию, выражаясь в пониженном самоконтроле, лабильности и расторможенности.
Таким образом, исследование психической ригидности у подростков- северян показало, что высокие проявления психической ригидности регистрировали у семиклассников обоего пола.
У девочек более выражены, чем у мальчиков, показатели актуальной ригидности и ригидности как состояния. К ак у мальчиков, так и девочек, чаще встречаются высокие показатели шкалы
РСО, что необходимо учитывать при проведении психопрофилактических мероприятий. Также образовательным учреждениям необходимо уделять особое внимание выбору стратегии обучения с учетом выраженности ригидности у детей, проживающих на Севере.
Литература
1. Залевский Г.В. Личность и фиксированные формы поведения. – Москва: ИП
РАН, 2007. – 336 с.
2. Козлова Н.В. Ригидность как общесистемное свойство, определяющее предпрофессиональный образ мира студентов // Сибирский психологический журнал. – 2007. – С.175-180.
3. Лобова В. А. Социально-психологические закономерности генезиса депрессивных состояний у населения Крайнего Севера: Автoреф. дис. ... докт. психол. наук. – Надым, – 2007. – 36 с.
4. Семенова М.В., Шибкова Д.З. Психофизиологические аспекты обоснования индивидуализации обучения // Сб. науч.тр. Межд. научн.практ. конф.
"Актуальные аспекты современной психофизиологии". СПб.:НПЦ ПСН, Санкт-
Петербург. – 22 августа 2014 г. – С.91-94.
5. Фебенчукова А.В. Физиологические основы психологической ригидности: психосинергетический аспект // Мир науки, культуры, образования. – № 4 (23).–
2010.– С.190-191.

13
ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ МАЛЬЧИКОВ-ПОДРОСТКОВ В
УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МЕГАПОЛИСА
Буркова С.А., Мельникова Е.В.,
Россия, Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И.Герцена
Россия, Санкт-Петербург, Колледж метрополитена
npcpcn@gmail.com
Teenagers are quite aggressive, which is a natural response to physiological changes of this age, the change in their social situation, internal changes. However, it is revealed that such forms of aggression that are traditionally attributed to older adolescents, verbal aggression and autoaggression not occupy a leading position, and in their place are indirect aggression, irritability and suspiciousness.
Современное общество – общество, находящееся под постоянным воздействием целого ряда стрессовых факторов, которые предъявляют особые требования к человеку, влияют на его поведение, работоспособность, здоровье, на взаимоотношения в семье и с окружающими людьми. И особо подверженными воздействиям среды, конечно, является подрастающее поколение – те, чей организм только формируется. И от того какие особенности будет иметь это формирование и будет зависеть их дальнейшая жизнь, то насколько здоровыми людьми во всех смыслах этого слова они станут.
Приводимые в литературе в этой области исследований данные свидетельствуют о том, что основными проблемами современных подростков в больших городах являются проблемы в эмоционально-личностной сфере – эмоциональная нестабильность, сложности в определении собственных и чужих эмоций, сложности в контроле эмоциональных переживаний и проявлений, общая агрессивность.
Именно в подростковом возрасте происходят сложные психофизиологические и социальные процессы, подростки испытывают на себе выраженное влияние эмоционального стресса. Физиологические изменения, чувство взрослости, изменения отношений со взрослыми, стремление вырваться из-под их опеки, рефлексия – все это ведет к тому, что эмоциональное состояние подростка становиться нестабильным. Это выражается в частой смене настроения, повышенной возбудимости,
«взрывоопасности», плаксивости, агрессивности, негативизмом или, наоборот, в апатии, безразличии, равнодушии. У подростков отмечается низкая устойчивость к стрессам, что может проявляться в необдуманных действиях и неадекватном поведении.
Подростки современных мегаполисов, сталкиваясь необходимостью проявления ответственности и построения новых форм взаимоотношений с обществом, зачастую оказываются не готовы к самостоятельной жизни.
Особенности ситуации развития в подростковом возрасте (период полового созревания и переход от детства к взрослой жизни) становятся и основными

14 факторами проявления агрессивности. Агрессия в этом возрасте проявляется, прежде всего, в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении рядом находящихся людей. В литературе описываются различные формы проявления агрессии - это могут быть как физически агрессивное поведение, так и вербальное выражение агрессивности (грубые слова), и самая скрытая форма агрессии - аутоагрессия (агрессия направленная против самого себя.) Именно аутоагрессию часто называют как самую опасную форму проявления агрессии у подростков, так как на ее основе возникает огромное количество психологических проблем.
В данном исследовании приняли участие 20 студентов (юношей) Санкт-
Петербургского колледжа метрополитена. Они были обследованы с использованием ряда методик, позволяющих оценить целый ряд психофизиологических особенностей развития подростков проживающих в большом городе Северо-западного региона. В числе выбранных методик, нами был проведен опросник Басса-Дарки с целью исследования агрессии. Данная методика позволяет определить как общий уровень агрессивности и враждебности подростков, так и выделить формы проявления агрессии, выявив, какая из данных форм является ведущей у современных юношей-подростков в большом мегаполисе.
В результате проведенного исследования был выявлен ряд особенностей агрессии в подростковом возрасте. Основным моментом стало то, что юношам свойственен повышенный уровень агрессивности, что явилось подтверждением данных, существующих в литературе. Также важно, что подросткам свойственен высокий уровень враждебности, что еще раз подтверждает высказанную гипотезу о их высокой подверженности стрессовым влияниям и агрессивным проявлениям как форме защиты от них.
Среди форм агрессии, выделяемых авторами методики нужно отметить, что наиболее высокие значения принадлежат косвенной агрессии, раздражению и подозрительности. Таким образом, можно сказать, что юношам, обучающимся в колледже свойственны такие проявления как:
- использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных, взрывов ярости (в крике, топании ногами и т.п.);
- склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости;
- склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред.
Самые низкие показатели принадлежат обиде, негативизму, вербальной агрессии и аутоагрессии соответственно, т.е. в меньшей степени юноши проявляют свою агрессию через:
- проявления зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания

15
- оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов.
- выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятия, ругань).
- отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо; вредно, злобно или бессовестно.
При этом физическая агрессия, т.е. использование физической силы против другого лица занимает промежуточное значения.
Все вышеописанные результаты с одной стороны подтверждают существующие в литературе данные о том, что подростки достаточно агрессивны, что является естественной реакцией на физиологические изменения данного возраста, изменение социальной ситуации, внутренние изменения. Но, при этом, выявлено, что такие формы агрессии, которые традиционно приписываются старшим подросткам, как вербальная агрессия и аутоагрессия не занимают лидирующие позиции, а на их место выходят косвенная агрессия, раздражительность и подозрительность. Полученные данные, несомненно, требуют дальнейшего уточнения и подтверждения, но становится очевидным, что в изменяющихся социальных условиях, увеличивающемся информационном потоке, в ситуации большого города, современный подросток учится новыми способами реагировать на стресс, что необходимо учитывать при общении и при построении работы с ними
Литература.
1.
Бартош Т.П., Бартош О.П. Акцентуация характера и копинг-поведение школьниц, склонных к употреблению алкоголя //Вестник психофизиологии.
2015. №1. С.96-98.
2.
Бернс Р. Я-концепция и Я-образы. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара: Изд. Дом «Бахрах», 2003.
3.
Каменская В.Г., Мельникова И.Е., Психология развития: общие и специальные вопросы. Учебное пособие. СПб.: Детство-Пресс. 2008 г.
4.
Николаева Е.И. Один из возможных путей формирования алекситимии в детстве (на примере специфики воспитательных воздействий в современной семье) // Журнал экспериментальной и клинической медицины. 2006. №12.
С.156-167.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ
ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ
В.В. Иванов
Россия, Санкт-Петербург,
Санкт-Петербургский филиал института земного магнетизма,
ионосферы и распространения радиоволн,
SL
_
IVA
@
MAIL
RU

16
The connection psychophysical indicators of time and space and indicators of physiological biochemistry. Obtained reliable evidence of the existence of new ideas about time and space.
Постановка вопроса
Число разработок проблемы восприятия времени в целом меньше, чем по проблемам восприятия пространства. Это связано с тем, что (как считают многие специалисты) восприятие времени не имеет жизненно важного значения для общей адаптации человека, осуществления основных биологических функций. Чаще всего нарушения в восприятии времени тесно связаны с имеющимся базовым расстройством (в сфере эмоций, мышления, памяти, воображения) и обуславливаются ими, приобретая специфические черты. Возможно, поэтому нарушения в восприятии времени не встречаются как самостоятельная форма психической патологии [1].
Допущение существования наряду со временем внешнего социального и физического мира индивидуального времени каждого человека, вписанного в пространство и время внешнего мира, является одним из главных поводов к новым представлениям о времени и о пространстве. Речь идёт не только об отношении времени и пространства, как общего фактора, к психике человека, его биохимическим и физиологическим функциям, но и об организации психики, биохимической и физиологической деятельности во времени и пространстве.
Всё чаще представители науки приходят к мысли, что для продвижения вперёд по пути познания и понимания мира необходимо воспринимать вместе с тремя его измерениями четвертое – время, пронизывающее всё сущее, оказывающее влияние на все системы мер и на все наблюдения, на точность и объективность результатов [2]. Актуальной становится необходимость слияния психологических и физиологических знаний, обусловленная тем, что так называемые психологические явления, по сути, являются психофизиологическими (ощущения, эмоции и др.) [3].
Именно эти задачи и решались в настоящей работе, основным содержанием которой являлось установление связи интуитивно- умозрительных восприятий испытуемым пространства и времени: длительности ”индивидуальной минуты” (ДИМ) и длины ”индивидуального дециметра” (ДИД), с одной стороны, и показателей физиологической биохимии (тиолурохромного отношения ТУрО – отношения концентраций тиолов и урохрома мочи, и отношения частоты сердечных сокращений к частоте дыхания ЧСС/ЧД) – с другой.
Длительность ”индивидуальной минуты” – первый компонент пространственно-временного фактора
Наличие общего характера в динамике отношений ТУрО и ЧСС/ЧД [4] свидетельствует о том, что каждая пара параметров представляет в организме человека определённую систему: тиол-урохромную или сердечно-легочную
(респираторную), связь между которыми осуществляется через отношения
ТУрО и ЧСС/ЧД. С другой стороны, наличие общих признаков данных

17 отношений позволяет не только перенести их на другие аналогичные отношения, но и предположить наличие общего пространственно-временного фактора, определяющего их динамику.
Одной из компонент данного фактора является длительность
”индивидуальной минуты”, - психофизический показатель являющийся характеристикой способности восприятия человеком физического времени. При этом тест проводился следующим образом [5]: испытуемый равномерно и спокойно воспроизводил вполголоса (или про себя) числа, начиная от 121 и заканчивая 180, фиксируя секундомером время от начала и до окончания счёта.
Вторая компонента – расстояние, пройденное за индивидуальную минуту. В общем же виде пространственно-временной фактор может быть выражен через скорость движения биообъекта в пространстве, определяемую как расстояние (например, в км) пройденное за каждый индивидуальный отрезок биологического времени - ”индивидуальную секунду” (в км/ис).
Оказалось, что вариации пространственной компоненты (в км), сформированной из абсолютной скорости Земли (Vаз), за каждую индивидуальную секунду - Vпка и флуктуации ТУрО и ЧСС/ЧД (для того же периода и усреднения) имеют хорошее совпадение (уровни корреляции составляют 0.5 и 0.57, соответственно). При этом Vаз является результатом сложения двух векторов – абсолютной скорости Солнца: Vас

360 км/с (вектор скорости лежит в плоскости земной орбиты) и орбитальной скорости Земли, что обуславливает сезонный ход абсолютной скорости Земли ±30 км/с с максимумом в декабре, минимумом в июне и максимальной аберрацией осенью и весной [6, 7].
Таким образом, показатель Vпка можно считать (в первом приближении) биологическим аналогом физического пространства-времени, сформированным из абсолютной скорости движения Земли в пространстве – Vаз и длительности
”индивидуальной минуты”. А отношения ТУрО и ЧСС/ЧД – системами
(датчиками) восприятия пространства-времени (пространственно-временного фактора – Vпка).
Длина
“индивидуального дециметра”
– второй компонент пространственно-временного фактора
Представляется возможным наряду с психофизическим показателем - длительностью “индивидуальной минуты”, являющейся характеристикой способности восприятия человеком физического времени, использование другого показателя, характеризующего физическое пространство, - длину
“индивидуального дециметра” (ДИД).
Методические особенности определения ДИД сводились к следующему.
Перед началом работы проводилось измерение длительности “индивидуальной минуты”. Затем испытуемому предъявлялся (в течение 2-3 с) отрезок длиной 1 дециметр (10 см), нанесённый на чистый лист бумаги (А-4). Используя такой же лист, испытуемый по памяти наносил (начиная сверху) отрезок длиной 10 см, затем передвигал лист под второй – неподвижный лист, чтобы скрыть изображение и наносил второй отрезок и т. д. По окончании работы проводилось повторное измерение длительности “индивидуальной минуты”.

18
После чего осуществлялось сопоставление физического дециметра с отрезками
ДИД нанесёнными испытуемым на лист бумаги. При сохранении постоянства
ДИМ до и после воспроизведений ДИД, что наблюдалось почти во всех случаях, поскольку временной интервал между первым и последним измерениями показателя не превышал 2-х мин, данному уровню ДИМ ставилось в соответствие среднее значение регистрируемых в течение работы значений
ДИД.
Исследование динамики ДИД выполнено первоначально в течение января-месяца 2011 г. Регистрация ДИД сериями по 20-30 измерений на каждом листе (и ДИМ – до и после каждой серии) проводилась 3 раза в день (утром, днем и вечером). При этом был охвачен рабочий диапазон изменения ДИМ от
48 до 66 с. Анализ вариаций ДИД показал их стабильный характер (отклонения от среднего уровня не превышали ±3-5%), при котором значения ДИМ до и после серии измерений оставались прежними. В ряде случаев (крайне редко) стабильный характер изменения ДИД не сохранялся, что являлось следствием изменения уровня ДИМ до и после серии измерений. Такие работы из рассмотрения исключались. Динамика ДИД в зависимости от изменения ДИМ могла быть адекватно описана полиномом 3-й степени:
ДИД = -150.77 + 8.7932*ДИМ – 0.1619*ДИМ
2
+ 0.001*ДИМ
3
(1)
Использование данной закономерности позволило, по аналогии с пространственно-временным фактором
Vпка, сформировать новый
(индивидуальный) пространственно-временной фактор, вторым компонентом которого является длина ”индивидуального дециметра”, являющаяся характеристикой способности восприятия человеком меры длины. Первым компонентом остаётся длительность “индивидуальной минуты”. В целом же данный пространственно-временной фактор может быть выражен через скорость движения биообъекта в пространстве, определяемую как “кажущееся” расстояние (в индивидуальных км – икм, определённое по данным о Vаз и
ДИД), пройденное за каждый индивидуальный отрезок биологического времени - индивидуальную секунду (определённую по данным о ДИМ) - Vпк в икм/ис.
Порядок формирования Vпк сводился к следующему.
1. Для каждого значения ДИМ находили ДИД, используя выражение 1.
2. Определяли отношения полученных значений ДИД (в см) к длине дециметра – 10-ти см.
3.
Используя
Vаз, находили промежуточную составляющую пространственно-временного фактора, характеризующую кажущееся расстояние, “пройденное” Землёй за одну физическую секунду: Vпр =
Vаз*ДИД/10, икм/с.
4. Путём перемножения Vпр (в икм/с) и Vпка = Vаз*ДИМ/60 (в км/ис) и исключения из результата Vаз (в км/с), определяли новый пространственно- временной фактор Vпк в икм/ис.
Вариации новой пространственной компоненты (в индивидуальных км), сформированной из абсолютной скорости движения Земли, за каждую

19 индивидуальную секунду - Vпк и флуктуации ТУрО и ЧСС/ЧД имеют хорошее совпадение: уровни корреляции 0.56 и 0.69, соответственно, стали заметно выше по сравнению с 0.5 и 0.57, полученными без учёта второй компоненты -
ДИД).
Этот факт даёт основание для заключения, что показатель Vпк является искомым психофизиологическим аналогом физического пространства-времени, определяемым интуитивно-умозрительным восприятием абсолютной скорости движения Земли в индивидуальных километрах за индивидуальную секунду.
Следует заметить, что выражение 1, связывающее ДИД и ДИМ, получено для относительно короткого массива данных и не может точно отражать их связь, а тем более являться стабильным в течение года. Поэтому выполнены дополнительные измерения ДИД и ДИМ и исследование динамики пространственно временного фактора в период февраль-декабрь 2011 г, которые позволили оценить вариации всех трёх показателей в течение года.
Литература
1. Руководство по психиатрии.// Под ред. Г.В.Морозова. В 2-х т. – М.:
Медицина, 1988.
2. Бу Йертс. Большая ложь и великая истина. Пятнадцать глав об основных истинах христианской веры. Пер. со шведского. СПб.: ООО ”Издательство
Светоч”. 2010. 176 с.
3. Ильин Е.П. О взаимоотношениях между психологией и физиологией или много ли настоящих психофизиологов.//Вестник психофизиологии. 2015. С. 8-9.
4. Горшков Э.С., Иванов В.В., Соколовский В.В. Редокс реакции в космобиологии. Изд Политехнич. унив-та. 2014. 194 с.
5. Моисеева Н.И., Любицкий Р.Е. Воздействие гелиогеофизических факторов на организм человека (Проблемы космической биологии. Т. 53). Л.: Изд. Наука,
1986. 136 с.
6. Ефимов А.А., Заколдаев Ю.А., Шпитальная А.А. Астрономические основания абсолютной геохронологии.//Проблемы исследования Вселенной.
Вып. 10. Л.: 1985. С. 185-201.
7. Время и звезды: к 100-летию Н.А.Козырева. СПб.: Нестор-История. 2008.
790 с.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ:
РЕЦИПРОКНЫЕ СВЯЗИ ЯВЛЕНИЙ
Луценко Е. Л., Габелкова О. Е., Андроникова Е. А.
Украина, г. Харьков
Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина
lelu@list.ru
The problem of health and psychological well-being is at the center of discussions on the evaluation of the welfare and happiness of peoples populations.

20
The purpose of the study was to determine the relationship between the level of well- being and a tendency to break a healthy lifestyle among students. 42 students were tested by K. Ryff Well-being Inventory and Questionnaire of healthy behavior violations (O. Lutsenko, O. Gabelkova). It was found a link between well-being and reduced range of health behaviors. Mostly unhealthy behaviors are accompanied by lack of purpose in life, low self-acceptance and the inability to control the environment.
Проблема нарушения здорового образа жизни среди молодежи продолжает оставаться актуальной. Несмотря на активную антитабачную и антиалкогольну рекламу, пропаганду безопасных сексуальных отношений и т.п. в Украине в 2011 году зафиксировано, что 64% девушек и юношей 15-17 лет имеют опыт курения, 87% – употребление алкоголя, 25% употребляли наркотики, только 20% подростков имеют правильные знания о путях инфицирования ВИЧ (исследование, проведенное Украинским институтом социальных исследований им. Александра Яременко) [3].
Одним из центральных психологических конструктов, обсуждаемых в связи с проблемой поддержания здорового образа жизни, является психологическое благополучие личности. В 2013 году во Франции Обществом
Европейских психологов здоровья (EHPS) была проведена крупная международная конференция, посвященная проблеме психологического благополучия и здоровья: «Благополучие, качество жизни и предоставление помощи» [4], на которой обговаривались различные аспекты психологического благополучия и здоровья в разных культурных контекстах.
Анализируя подходы к данной проблеме, стоит отметить, что психологическое благополучие концептуализируется разными исследователями по-разному: часто его понимают как отсутствие депрессии, тревоги и эмоционального истощения [4]. Иногда благополучие (well-being, «хорошее существование») противопоставляется «больному существованию» (ill-being), в связи с чем, указывается, что «ill-being» – это предмет клинической психологии, а «well-being» – предмет психологии здоровья. Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что благополучие (иногда уточняется – психологическое, эмоциональное или субъективное благополучие) связано с такими формами здорового поведения как физическая активность, полноценный сон и сбалансированное питание. Немаловажным фактором является и социальная поддержка [там же]. Согласно К. Рифф, благополучие заключается в полноте самореализации человека в конкретных жизненных условиях и обстоятельствах, нахождение «творческого синтеза» между соответствием запросам социального окружения и развитием собственной индивидуальности
[2]. При анализе литературы мы не встретили исследований, показывающих связь между другими формами здорового поведения (избеганием алкоголя, поддержанием безопасности и т.д.) и психологическим благополучием.
Цель исследования
– выявить связи между показателями психологического благополучия личности и склонностью к нарушениям здорового поведения.

21
Задачи исследования: 1) выявление связей между показателями психологического благополучия и отдельными типами нарушений здорового способа жизни;
2) выявление зависимости между показателями психологического благополучия и общей склонностью нарушать здоровое поведение.
Выборку исследования составили 42 студента факультета иностранных языков 1-2 курсов Харьковского национального университета имени В.Н.
Каразина, средний возраст 18 лет, 28 женщин и 14 мужчин.
Методы исследования включали два психометрических личностных опросника.
1. Опросник «Шкалы психологического благополучия К. Рифф в адаптации Л.А. Пергаменщика и Н.Н. Лепешинского [2], который измеряет 6 показателей психологического благополучия (Положительные отношения с другими, Автономия, Управление окружением, Личностный рост, Цель в жизни,
Самопринятие).
2. Разработанный нами Тест нарушений здорового поведения [1], измеряющий 8 показателей отдельных нарушений здорового образа жизни (Тяга к курению, Нарушения питания, Пренебрежение безопасностью, Тяга к алкоголю, Погоня за модным имиджем, Низкий самоконтроль, Эмоциональная некомпетентность, Саморазрушительное поведение) и общий показатель склонности к нарушениям здорового поведения.
Обработка данных производилась на ПК с использованием программы
STATISTICA 7.0. Для поиска связей применялся корреляционный анализ
Спирмена.
В результате проведенного исследования был получен ряд достоверных корреляционных связей между показателями психологического благополучия и склонностью нарушать здоровое поведение – см. Таблицу.
Исходя из полученных данных, можно утверждать, что в наибольшей степени со склонностью к поддержанию здорового образа жизни связан такой аспект психологического благополучия как наличие цели в жизни – с ним выявлено пять корреляционных связей. Прежде всего, стоит отметить, что с наличием цели в жизни обратно связана общая склонность к различным нарушениям здорового поведения – то есть, чем в большей степени индивид имеет цель в жизни и чувство направленности; считает, что прошлая и настоящая жизнь имеет смысл; придерживается убеждений, которые являются источниками цели в жизни; имеет намерения и цели на всю будущую жизнь – тем в меньшей степени такая личность будет склонна нарушать здоровое поведение.
Наличие цели, смысла жизни, жизненных планов, предполагает и ценность ресурса здоровья для их реализации, поэтому, человек заботится о здоровье и не нуждается в заполнении пустоты жизни искусственными стимуляторами – алкоголем, никотином, погоней за модным имиджем, наркотиками и небезопасными сексуальными отношениями.

22
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов


связь с админом