Главная страница
qrcode

Опыт комментария к эзотерическому преданию восточной церкви


НазваниеОпыт комментария к эзотерическому преданию восточной церкви
АнкорB Muravyov Gnozis t 3.doc
Дата03.10.2017
Размер1.41 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаB_Muravyov_Gnozis_t_3.doc
ТипДокументы
#18264
страница14 из 15
Каталог
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
ГЛАВА XXI

(1)

Мир страдает сегодня от недостатка гармонии, который все более проявляется на каждом плане и ставит под серьезное сомнение саму возможность морального и духовного возрождения человечества. Под угрозой также оказывается успех последней стадии наступающего сейчас Времени Перехода.

Если эта угроза не будет отведена, нас ждет Огненный Потоп. Чтобы избежать подобной участи, мы должны будем приложить титанические усилия, времени же на это у нас в обрез.

В том, что требуемые для этого усилия столь велики, людям некого винить, кроме себя: это следствие их упорного нежелания прислушиваться к неустанным увещеваниям Гласа Божьего. И сегодня они все так же закрывают глаза на приближение Огненного Потопа, на то, что он теперь стал технически осуществим, а главным образом — возможен в тонком плане, связанном с коллективной совестью.

(2)

Этот последний катаклизм, к которому в ужасающей слепоте движется человечество, может быть предотвращен лишь посредством сознательных сверхусилий духовной элиты, особенно молодых и энергичных представителей нового поколения и тех, кого они поведут за собой, людей, которые благодаря своим эзотерическим способностям смогут стать во главе всех наций и народов.

Таково истинное положение вещей в современном мире.

Ни чудеса технического прогресса, ни дальнейшее совершенствование умственных способностей не гарантируют исправления этой ситуации, которая к тому же неуклонно ухудшается. Равновесие сдерживающих сил — единственный род стабильности, которого смогли достичь люди, поставив во главу угла развитие интеллектуального и двигательного центров своей обожествленной Личности и практически позабыв о центре эмоциональном, — имело для человека и его цивилизации последствия, недоступные воображению, и привело к дисбалансу, при котором явственно прослеживаются «Каиновы» тенденции1. Подлинного и прочного мира, то есть устойчивого международного равновесия, нельзя достичь в планетарном масштабе, пока образование правящей элиты ограничено развитием интеллектуального и двигательного центров: лишь высокая эмоциональная культура, которой так не хватает сегодня, способна уравновесить Личность и тем самым принести нашей цивилизации и всему человеческому обществу желанные мир и гармонию.

Как только будет вновь обретена эта гармония, элите человечества откроется путь к высшей культуре, культуре Гнозиса и Любви. С этого момента успех Времени Перехода будет обеспечен и на земле сможет наступить Эра Святого Духа.

Во второй и, думается, в последний раз перед человеком открывается тропа, ведущая в Царство Божье: горе ему, если он окажется неспособен встать на нее и идти до самого конца!

В нашу эпоху, полную как великолепных возможностей, так и невообразимых опасностей, пусть вспомнит он загадочное, но исполненное силы изречение Христа:

«Икак было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж:, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех».

«Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех» (Лк 17: 26—29).

«На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы» (Там же, 37).

//

(1)

Остановимся на миг и посмотрим в зеркало. Нет ли преувеличения в наших словах о том, что тело каждого человека сохранило как минимум 25% божественной красоты, коль скоро в действительности наши тела чаще всего безобразны, а то и уродливы?

Т. II, гл. XVI, рис. 15,16.

Всмотримся в свое собственное лицо. Молодость ушла, и оно увяло и покрылось морщинами; еще немного погодя его застывшее выражение станет напоминать маску. По преимуществу в маске этой отражено тщеславие, которым мы стремимся прикрыть свою полнейшую никчемность и терзающие нас страх, зависть и ревность. Чем старше человек становится, тем более тускнеют его некогда горящие глаза. Его маска меняется — в ней все отчетливей проступает безразличие. Его желания и страсти день ото дня становятся все более низменными, и вот он уже рад приближению конца своего земного бытия, который в его понимании не завершающее и окончательное поражение, но освобождение от бессмысленных трудов, коими была заполнена его жизнь «как все».

Но оглядимся вокруг: есть ли в мире что-либо, чему не суждено рано или поздно исчезнуть, пусть даже и случается, что некоторые вещи на какое-то время переживают своих создателей?

Мы не раз говорили, что целью эзотерической работы на индивидуальном плане является Победа над Смертью — эту цель провозглашают все мировые религии, в частности христианство, ведь Евангелие есть не что иное, как Благая Весть именно о победе над Смертью, о которой Христос сказал: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин 16: 33).

(2)

Семь путей открыты смелым и упорным Верующим, и каждый из них ведет к окончательной Победе, упраздняющей саму возможность грехопадений в будущем.

По Преданию, первые три из них предназначены соответственно для человека №1, 2 и 3. Они называются Путь Слуги (на Востоке — Путь факира), Путь Монаха и Путь Мудреца (у мусульман — Путь Ходжи, у индусов — Путь Йога). Все они ведут к состоянию человека №4 и в итоге соединяются в человеке №5].

Как мы уже видели, существует также четвертый путь. Поскольку он предусматривает выполнение всех задач, возникающих на первых трех путях, четвертый путь позволяет непосредственно и в кратчайший срок достичь состояния человека №4. Он называется Путем хитреца, так как выбравший его в качестве ускорителя собственного прогресса извлекает пользу из всех своих ошибок на трех планах функционирования организма, прежде всего из негативных эмоций. Этот путь подробно описан в Предании, в частности, в трудах Иоанна Лествичника, который так говорит о нем: «Истинный мудрец тот, кто все обращает к своей выгоде».

Т. I, гл. XVIII, §§ 2—3.

(3)

Кпючевые слова для первых четырех путей следующие:

I. ТРУД; в основном физический труд, включая специальные упражнения по овладению своим телом и его органами;

II. МОЛИТВА; молитва как укрепление себя в Любви к Богу. Любовь эта вырабатывается посредством упражнений и ведет к безграничной отдаче себя Господу и тому, что называют «умной молитвой», когда, по свидетельству Отцов Православной Церкви, тот, кто ею молится, не может ею насытиться;

III. УЧЕБА; глубокое изучение любой области науки, вплоть до пределов чистого разума, чтобы достичь созерцания истинной сути вещей;

IV. КОНТРОЛЬ; контроль над собой, посредством которого хитрец побуждает себя как во внешнем, так и во внутреннем действовать как если бы его магнитный центр уже был достаточно развит и воспринял общую направленность трех низших центров — иными словами, в любых обстоятельствах использовать все три центра так, как будто они уже достаточно развиты и сбалансированы.

(4)

Самоконтроль посредством констатации в любых обстоятельствах является отличительной чертой четвертого пути. Подобное отношение верующего к своей Личности побуждает его проводить свою повседневную жизнь в практически непрерывной констатации, что как раз и обеспечивает его прогресс при условии, что он прилагает сознательные усилия и не впадает в самогипноз, когда ему лишь кажется, что он совершает констатацию. Такая практика оказывает мощное воздействие на неразвитую и несбалансированную Личность, и ученик довольно скоро замечает положительные сдвиги. Однако чтобы не перерасходовать запас тонких Водородов, необходимых для констатации, усилия, прилагаемые учеником, не должны быть чрезмерными.

По сути, к констатации необходим тот же подход, что и к физическим упражнениям: чтобы не истощить все свои силы, их практику нужно расширять постепенно и последовательно, избегая каких бы то ни было крайностей. Иными словами, констатация должна совершаться так, чтобы запас тонких Водородов не иссякал, а по крайней мере сохранялся. Если ученик в своем продвижении по четвертому пути соблюдает должный баланс, он сможет накапливать этот запас и без ущерба для себя постепенно увеличивать интенсивность прилагаемых усилий.

Признак истощения запаса тонких Водородов — утрата интереса к эзотерической работе. Напротив, при накоплении запаса этот интерес сохраняется, а по мере своего продвижения ученик чувствует даже его рост.

(5)

Однако несмотря на то, что четвертый путь открывает возможность быстрого прогресса, на нем имеются свои опасности. По отношению к своей Личности ученик играет здесь роль человека №4, хотя пока что таковым не является. Взяв таким образом свою судьбу в собственные руки и не обладая должным опытом, он будет неизбежно совершать ошибки в понятии и суждении. Это, естественно, отразится на его поступках, накапливающих реакцию Всеобщего Закона, которая будет гораздо более разрушительной, чем в случае тех, кто следуют по одному из первых трех путей, где продвижение куда более медленное. И чем дальше ученик продвигается по четвертому пути, тем больший риск возможного грехопадения и тем более тяжкие его последствия, особенно если ученик продолжает жить обычной мирской жизнью; может даже случиться так, что грехопадение примет характер катастрофы вплоть до распада Личности. Для выполнения задач, встающих на четвертом пути, несомненно, гораздо предпочтительней монашеская жизнь, ограждающая ученика от влияний-«А» как неизменного атрибута жизни в миру с ее порой неразрешимыми сложностями.

Орудием решающего испытания, которое поджидает ученика мужского пола на этом пути при его приближении ко Второму Порогу, становится женщина, порождающая иллюзию встречи с полярным существом. Трудится ли такой ученик в монастырской тиши или мирской суете, испытание это будет неизменным. Для монаха оно даже более опасно, так как возникающий образ граничит для него с реальностью и преследует денно и нощно до тех пор, пока он либо падет, либо одержит Победу.

III

(1)

Подобно тому как четвертый путь ведет прямо к состоянию человека №4, пятый путь ведет прямо к состоянию человека №5. Имеется, однако, фундаментальное различие между этим путем и первыми четырьмя: следуя по нему, соискатель (будь то мужчина или женщина) может достичь Второго Порога самостоятельно. Именно пересекая этот Порог, он обретает сознание своего истинного Я, андрогинного по своей сути, и это духовным образом сводит его лицом к лицу с его полярным существом — его истинным ближним. Это происходит независимо от того, жив его партнер или умер, ибо, по тем же словам св. Павла, «...ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе» (I Кор 11: 11).

Пятый путь открыт только для пар, особенно для тех пар, которые искренне убеждены в своей полярности, так как на этом пути условием успеха является sine qua поп исполнение двух заповедей, о которых Христос сказал: «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» — обязательство, которому нужно следовать вне зависимости от выбранного пути, — и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22: 37,40; Мк 12: 30,31; Лк 10:27).

Зная теперь о том, что в эзотерическом смысле ближний есть полярное существо, нам становятся более понятны слова биполярного истинного Я, монады Христа, сущей в Его Любви (Любви Абсолюта II), которая сама содержится в Любви Бога, или Святого Духа (Любви Абсолюта I), слова Иисуса о том, что вторая заповедь подобна первой, наибольшей.

(2)

Если бы только люди не были столь неоднородны по своей природе, иными словами, по своей Личности, они бы без труда распознали свое полярное существо, которое встречается минимум раз в жизни. Но так как сердца их огрубели (Мф 13: 15), они, как правило, проходят мимо, не подозревая, с кем заботливо свела их судьба.

Но вернемся к нашим расчетам частичных полярностей, имеющих место между мужчиной и женщиной. Как мы уже видели, исходя из того, что в обоих двигательных центрах пары насчитывается в общей сложности двенадцать секторов, для данного человека возможны шестьдесят шесть полярных ему в половом отношении типов1. Каждый из этих секторов может стать резонатором энергии СИ-12 полового центра в процессе его жизнедеятельности.

Т. II, гл. XXI.

Эти шестьдесят шесть типов предоставляют человеку возможность более или менее «законных» любовных отношений. Все же, что выходит за эти рамки, относится к обширной сфере блуда.

Совокупность указанных шестидесяти шести типов определяет возможные проявления чисто плотской любви. Четыре же типа, связанных с телесным «Я», по своей сути полигамным или полиандрическим, отличаются от прочих шестидесяти шести и по этой причине не включаются в их число, но вкупе с ними доводят общее количество возможных частично полярных типов до семидесяти.

Здесь в первую очередь важны те три случая, когда полностью задействован один из трех центров Личности: плотская любовь при этом сопровождается любовью психической, в результате чего мы имеем уже не три варианта из множества возможных «законных» любовных связей, но три возможных варианта будущих супружеств, дозволяемых Православной Церковью в случае вдовства или законного развода. Число их ограничивается тремя именно потому, что таково от природы разнообразие душевной полярности.

(3)

Три упомянутых случая душевной полярности, которые ведут к трем союзам, законным с церковной и эзотерической точек зрения (при том, однако, что здесь семейная пара вовлекается лишь в земную душевную жизнь), имеют следующие характерные черты:

I. Когда полностью поляризованы двигательные центры, влечение, которое чувствуют друг к другу мужчина и женщина, имеет своим центром тяжести осязание, преобладающее над всеми остальными чувственными впечатлениями. В этом случае во время акта плотской любви имеет место столь глубокое слияние, что пара может тотчас утратить осознание своих мыслительных и эмоциональных функций.

II. Когда полностью поляризованы интеллектуальные центры, влечение будет иного рода: оно зрительное у женщин и слуховое у мужчин. В прошлые века подобные случаи встречались относительно редко, но их все больше в наши дни, поскольку интеллектуальное образование одинаково теперь для обоих полов.

3. Когда полностью поляризованы эмоциональные центры, притяжение визуально у мужчин и связано со слухом у женщин.

Разумеется, эти отличительные свойства можно четко выделить только при том чисто теоретическом условии, что функции центров не являются смешанными, иными словами, когда ни один центр не вторгается в сферу деятельности других. Кроме того, половая энергия не должна быть узурпирована ни одним из трех центров, ни двумя из них, но должна быть распределена между всеми тремя в равной степени, для того, чтобы они были ориентированы на акт плотской любви, каждый исполняя в нем свою особую роль.

(4)

Четвертым примером вышеупомянутых отличительных черт — и семидесятым из общего их числа — является случай истинно полярных существ1. Здесь, наряду со всеми перечисленными возможностями, происходит активизация истинного Я, и Любовь пары приобретает особую чувственность высшего порядка. Из этого естественным образом следует, что поскольку такая Любовь одновременно является телесной, душевной и духовной, при этом порождая влечение одновременно зрительное, слуховое и осязательное, она оказывается неизмеримо богаче.

Главным фактором и главной чертой этого так называемого царского случая является проявление биполярности истинного Я — одного и того же для любой пары, вследствие чего и происходит ориентация Личностей и тел представителей данной пары2 таким образом, что то, чего один желает и надеется получить от другого, естественным образом в точности совпадает с тем, что другой хочет и готов ему предложить.

Лишь в этом случае в паре может установиться абсолютная гармония, для чего, однако, необходимо, чтобы каждый из представителей пары постепенно освобождался от кармического груза и стремился привести в равновесие свои низшие центры, которые следует всячески развивать. Именно это должно быть целью предполагаемой полярной пары, следующей пятому пути. Иными словами, с самого начала своего продвижения Рыцаря и его Избранницу должна объединять куртуазная Любовь, в которой слиты Вера, Надежда и Знание (Гнозис). По преодолении Второго Порога это приведет к необходимости обретения новых способностей, а когда эта задача будет выполнена, достигается нота МИ в общей гамме Пути.

(5)

После этого паре предлежит Шестой и затем Седьмой Путь, то есть ноты РЕ и ДО Большого Пути3.

1 В этой связи любопытен эпизод из русской хроники Нестора «Повесть временных лет», где рассказывается о том, как в 986 году ко двору князя Владимира, желавшего узнать об основных положениях мусульманской веры, был призван имам. Владимиру было ответствовано следующее: «...и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому по семидесяти красивых жен, и изберет одну из них красивейшую, и возложит на нее красоту всех. Та и будет ему женой». («Повесть временных лет», 4.1. — М.-Л., 1950. — С. 59. Курсив автора).

2 Т. I, рис. 15; т. II, рис. 42.

3 Т. I, рис. 57; т. II, рис. 42.

Почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе, как о них говорит св. Павел (Флп 3: 14), традиционно определяются следующим образом:

V. ПОСЛАННИК. В этом звании соискатель утверждается по преодолении Второго Порога, пройдя Испытание Огнем. Теперь он — проводник влия-ния-«С», «младший брат» в эзотерическом Центре «Е».

VI. ПРОРОК, Владыка огня. Это человек влияния-«В», «старший брат» в эзотерическом Центре «Е».

VII. РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ. В этом звании соискатель утверждается по преодолении Третьего Порога в результате нисхождения на него Святого Духа. Теперь он человек влияния-«Е», один из руководителей эзотерического Центра «Е» — Братства Любви.

(6)

Все в жизни со временем угасает. Все приговорено к смерти. Все приводит в Ничто.

Все рано или поздно приходит к холоду Абсолютного Нуля, за которым нет ничего, кроме Бездны, Великой Пустоты, поглощающей все относительное, Тьмы Внешней (Мф 8: 12; 22: 13), куда устремляется всё с плачем и скрежетом зубовным. Лишь абсолютное неподвластно ее ледяному дыханию.

Что же есть этот Абсолют?

Он — Любовь.

Любовь, которая есть Господь Бог (I Ин 4: 8), истинная Любовь, воссиявшая во Тьме, — и Тьма отступает, не в силах объять ее (Ин 1: 5).

Это Любовь, во всех своих проявлениях, во всем масштабе Творения, на всех ступенях Большой Октавы. В своем извечном обратимом движении Любовь, нисходя на все творения, зароняет в них свое семя, дабы они, обретая Сознание, несли в себе ее плоды. Так они вновь восходят по Лестнице, ведущей к Абсолютному алгебраическому Нулю.

Все стремится к этому алгебраическому Абсолютному Нулю как к Абсолютному Нулю температуры, где всякое существо на всех планах Относительного теряет свою относительность, чтобы свое абсолютное семя Абсолютной Любви, обогащенное опытом эфемерного бытия, передать самому Источнику Жизни.

(7)

Не будь Любви, органическая Жизнь Земли исчезла бы, и наша планета превратилась бы в космический труп.

Человек — венец органической жизни Земли и призван вести ее по пути божественной эволюции. Его ошибки, его преступления суть проявления правящего им духа невежества, который отверг Любовь и распростер, как темные крылья, объятия Страсти и Ненависти и во второй раз подвел Землю к краю Бездны.

Сегодня, как и две тысячи лет назад, Господь, Который есть Любовь, вновь пытается возжечь Свой священный огонь в наших угасших и закосневших сердцах. Он надеется вернуть нас к жизни Своими теплом, красотой и истиной, с помощью Своего Гнозиса повести нас в вечность Своего Царства, которое сегодня вновь приблизилось к нам.

Только приумножив свои сознательные усилия, преисполнившись надежды на то, чтобы обрести Любовь и сделать ее нашим Абсолютным Господином, мы в последний момент сможем исправиться и, вновь взяв на себя некогда возложенную на Адама и Еву миссию, выполнить ее.

Это вопрос победы над Тьмой, вселившейся в нас, победы с помощью силы Завоевателя, который есть Любовь. Это также вопрос спасения Земли посредством спасения на ней органической Жизни — спасения от продолжающегося ныне вырождения, от все ускоряющегося приближения к Пропасти Абсолютного Нуля.

(8)

Как известно, чтобы достичь Абсолютного Нуля, нужно опустить температуру до -273,16° С. С другой стороны известно, что температура внешнего слоя Солнца составляет около 6000° С. Такая температура есть показатель интенсивности органической Жизни нашей звезды — СОЛЬ Большой Октавы.

Таким образом, импульс Жизни на отрезке нашего Луча Творения, ограниченном Солнцем и внешней Пустотой, выраженный в температурных единицах, составляет приблизительно

6000° + 273° = 6273°.

Если мы примем температуру человеческого тела (около 37° С) за космическую меру человека, то поймем, насколько он близок ко внешней Тьме и как далек от животворящего Света, исходящего от его Источника — Господа нашего, Любви-Бога и Бога-Любви, Солнца Истины.

Итак, от тьмы Нуля человека отделяют 37° + 273° = 310° С, тогда как от Солнца — приблизительно 6000° — 37° = 5963° С.

Иными словами, по отношению к источнику органической Жизни Земли, а стало быть, своей собственной жизни, человек находится, в пропорциях термической шкалы, на расстоянии в ДЕВЯТНАДЦАТЬ раз большем, чем то, что отделяет его от Абсолютного Нуля, от внешней Тьмы, где всякая Жизнь, всякое бытие, всякая вибрация прекращаются по окончательном иссякновении тепла Любви.

Если взять термическое расстояние в 310° С, отделяющее человека от Ничто, в качестве показателя его развития в космическом масштабе, то становится понятно, что после того, как человек №1,2 или 3 преодолеет Первый Порог, ему останется пройти через девятнадцать подобных стадий, прежде чем он достигнет Третьего Порога и его преодолеет.

(9)

Это, разумеется, внушает страх.

Но когда ученики спросили Христа: «Так кто же может спастись?», Он взглянул на них и ответил: «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф 19: 26).

(10)

Кроме рассмотренных выше позитивных типов предполагаемых полярных пар, имеются также типы, относящиеся к случаю частичной негативной полярности патологического свойства. Здесь возможно множество вариантов, однако мы ограничимся рассмотрением лишь предельного случая.

Он характерен полной полярностью двигательных центров, а также негативных половин двух остальных центров. Их позитивные половины находятся при этом в состоянии летаргии.

Лишь накопленный за несколько воплощений тяжкий кармический груз, порожденный преступным прошлым, темными страстями, насилием и хладнокровной жестокостью, может привести к такой деформации двух Личностей и так прочно их связать.

Пока оба партнера живы, их деятельность ограничивается ужасами преступлений, заполняющих судебные сводки. Но в некоторых случаях развоплощенная женщина остается жить после смерти в облике суккуба. Остающийся же в живых мужчина объединяет тогда в себе обе Личности, получая силу от них обеих. Заметим, что поскольку двигательные центры в таком двойном существе полностью поляризованы, а два остальных центра атрофированы, оно не имеет и не может иметь никаких сомнений. Полная уверенность в себе удваивает его силу, делая ее поистине бесовской.

Данный тип представляет собой патологическое явление негативного андрогина. Благодаря полной узурпации удвоенной половой энергии такой черный андрогин получает в свое распоряжение силу нечеловеческого зла. Соединяя в себе две Личности, тесно связанные друг с другом мощными негативными страстями — ненавистью, ревностью, мстительностью, наконец, жаждой крови, — этот одержимый становится поистине опасен для общества.

Такой крайний случай негативной, патологической, бесовской, животной андрогинии зеркально противоположен андрогинии ангельской, которой человек может достичь, преодолев Второй Порог. Мы упомянули о нем именно в связи с этим, а также для того, чтобы помочь читателю вникнуть в глубинный смысл притчи об одержимом из страны Гадаринской, в которого вселилось около двух тысяч бесов (Мф 8: 32; Мк 5: 13; Лк 8: 33). Соединяя в одном теле две темные Личности, этот человек нес в себе

987 + 987 = 1974 бесовских дробных «я».

1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

перейти в каталог файлов


связь с админом