Главная страница
qrcode

Опыт комментария к эзотерическому преданию восточной церкви


НазваниеОпыт комментария к эзотерическому преданию восточной церкви
АнкорB Muravyov Gnozis t 3.doc
Дата03.10.2017
Размер1.41 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаB_Muravyov_Gnozis_t_3.doc
ТипДокументы
#18264
страница6 из 15
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


ГЛАВА 1Х

(1)

Хотя откровение Круга как символа Вечности имело место еще в незапамятные времена, человеческому разуму понадобились многие тысячелетия для того, чтобы стать менее косным и способным воспринять новое откровение, приведшее к признанию Круга символом Нуля. Именно отсюда впоследствии возникла система нумерации, охватившая всю Полноту, Плерому.

Действительно, древние посвященные еще до открытия арабами Нуля знали, что Круг вмещает в себя целостную систему вторичных символов, породившую священные алфавиты. Однако без системы десятичных дробей Крут остается статичен. Он прекрасно отражает Космос в его неизменной форме, но не в состоянии выразить пульсацию жизни, каковая есть вечное движение. Для этого потребовалось перейти от статичных, «геометрических» представлений к динамичным — «алгебраическим».

Приведенная выше схема (рис. 2) демонстрирует величайший прогресс человеческого разума: именно «позволив перу блуждать свободно» и тем самым приобретя подвижность, арабы смогли построить свою систему нумерации, начинающуюся с Нуля. Теперь человек получил возможность, не отказываясь от мышления образами, доступного также животным, развивать свойственное лишь ему мышление, основывающееся на идеях. Именно благодаря этому человек со временем смог развить свою способность к исследованию и перейти от конкретных умозаключений к абстракциям — иными словами, приблизиться к миру идей как источнику феноменального мира, ступень за ступенью возвращаясь по цепочке ассоциаций от следствий к причинам.

С тех пор проявления возросшей мощи человеческой мысли следовали одно за другим. Известно, насколько применение алгебры обогатило евклидову геометрию. Перед ней открылись новые горизонты — от плоской и сферической тригонометрии Декарта до анализа бесконечно малых Лейбница, неевклидовой геометрии Лобачевского и, наконец, всех тех чистых и прикладных математических дисциплин, которые составляют сегодня обширнейший арсенал современной науки.

(2)

Традиционное деление окружности на 360 градусов не вызывало возражений вплоть до XIX века, когда под воздействием метрической системы возникла идея разбиения прямого угла не на 90, а на 100 градусов. Идея эта обсуждалась довольно-таки серьезно, однако в конце концов была отвергнута по той причине, что представлялось технически невозможным одномоментно заменить шкалы всех существовавших измерительных инструментов. Сами попытки ввести указанное стоградусное деление прямого угла привели бы к сосуществованию двух указанных систем, а это, в свою очередь, породило бы множество сложностей в научном мире. Кроме этого аргумента поборники классического способа не приводили каких-либо фундаментальных обоснований 360-градусной системы. Они лишь указывали, что число 400 менее удобно для полной окружности, чем 360, поскольку может быть нацело разделено лишь на два, четыре и пять, тогда как 360 делится также на три. Перечислив целые делители каждого из этих чисел в промежутке от 1 до 10, получим:

для 400: 1, 2, 4, 5, 8, 10;

для 360: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10.

В первом случае выпадают четыре делителя (3,6,7 и 9), во втором же — только один (7).

Так была похоронена идея 400-градусного круга — по всей видимости, неохотно, поскольку и по сей день крутизна склонов измеряется не в градусах, а в процентах1.

Так в основном измеряют крутизну подъема или спуска дорог. Соответствующая величина получается умножением отношения превышения дороги над горизонтом к расстоянию от начала подъема или спуска, на котором данное превышение имеет место, на 100%. — Прим. перев.

(3)

Причина и сущность разделения окружности на 360 градусов гораздо глубже вышеприведенного — относительно недавнего — аргумента. При сравнительном рассмотрении двух упомянутых чисел люди чаще всего ограничивались практическим аспектом и не вникали ни в философское, ни тем более в эзотерическое значение деления окружности на 360 градусов. Между тем это деление было изобретено жрецами Древнего Египта задолго до открытия нуля и, вероятно, задолго до Евклида. Ниже мы увидим, что привело их к нему.

(4)

Известно, что геометрическое сознание присуще человеку изначально. Будучи частью подсознания, оно является генетически обусловленным или, проще говоря, инстинктивным. Оно свойственно также животным и в определенной мере растениям. Примеров тому множество. Наиболее известный — бобры, подгрызающие молодые деревья, чтобы укрепить плотины, которыми они перегораживают небольшие реки. Бобры сооружают целые поселки из своих жилищ и отводят течение в нужную сторону с помощью системы желобов. Еще одним примером могут послужить пчелы с их сотами в виде правильных шестиугольников. Правильную — коническую — форму имеют и жилища муравьев, порой достигающие двух метров в высоту. Это лишь несколько из тысяч примеров, показывающих, что геометрическое сознание присуще всем видам животных. По некотором размышлении становится очевидным, что инстинкт геометрического равновесия свойствен также растениям. Но не будем забывать, что первобытный человек умел строить жилища лучше бобров: невежественный и неграмотный, он все же научился строить прочные и долговечные дома.

Сущность такого геометрического сознания является в той или иной мере общей для всех форм органической жизни на земле. Оно сосредоточено не в низшем интеллектуальном центре, поскольку ни у животных, ни тем более у растений такого центра нет, а в интеллектуальных секторах двигательного центра, имеющегося у всех живых существ, в том числе и у отдельных клеток. По мере развития интеллекта у homo sapiens recens инстинктивное геометрическое сознание частично распространилось на двигательные секторы, где с тех пор играет определенную роль в бодрствующем сознании. Именно благодаря этому человек постепенно научился использовать его столь разнообразно, что начиная с каменного века эти интеллектуализированные геометрические способности управляли всей его деятельностью. Будучи развиты впоследствии, они породили необычайный прогресс в архитектуре, а также в изобразительном искусстве и скульптуре. Проявились они и в военном искусстве — в тактике косого фронта, изобретенной Эпаминондом, перенятой Филиппом, а затем развитой и усовершенствованной Александром Великим.

(5)

Известно, что наряду с Кругом одной из основных геометрических фигур является треугольник — особенно равносторонний. В эзотерической символике эта фигура играет принципиальную роль символа принципиальных модусов Быть (действия) и Бытия (состояния). Она знаменует собой переход от низшего к высшему уровню эзотеризма. Этим знаком отмечались последователи эзотерической книги Didascalia1; его (в виде греческой дельты) мы обнаруживаем на вершине шкалы эзотерических ценностей. И сегодня, дополненный «всевидящим» лучезарным оком, этот знак является символом Святой Троицы, происходящей от Непроявленного и ограниченной Своим Проявлением. Будучи вписан в окружность, равносторонний треугольник делит ее на три дуги по 120 градусов.

1 Didascalia Apostolorum — сочинение, появившееся в Сирии ок. 250 г. н. э. Представляет собой изложение апостольских наставлений относительно нравственности, церковного устройства и т. п., традиционно приписываемое св. Клименту Римскому. Позже (в начале V в.) легло в основу шести первых книг Апостольских постановлений (Constitutiones Apostolorum). Прим. перев.

Второй основной фигурой эзотерического христианского символизма является вписанный квадрат, который делит окружность на четыре дуги по 90 градусов.

Следует иметь в виду, что из всех вписанных равносторонних многоугольников лишь эти две фигуры обладают тем свойством, что внутри них нельзя построить никакую другую вписанную замкнутую геометрическую фигуру.

Круг со вписанными в него Треугольником и Квадратом представляет собой важнейший эзотерический символ, имеющий множество значений. Вот основные из них:

КРУГ

ДУХ —

(Рпеита)

ТРЕУГОЛЬНИК

ДУША —

(Psyche)

КВАДРАТ

ТЕЛО —

(Hyle)

Данная схема изображается в эзотерическом учении христианства следующим образом:




ГЛАВА X

(1)

Посредством геометрического рассмотрения данного символа дотошный читатель сможет прийти ко многим не особенно широко известным идеям относительно взаимодействия трех основных элементов существа человека, наделенного — как фактически, так и потенциально — наиболее полноценным и совершенным организмом среди всего, что относится к органической жизни на Земле.

Чтобы предпринять такого рода рассмотрение, приведенную выше схему (рис. 3) необходимо дополнить. Впишем в круг еще один равносторонний треугольник — вершиной вниз. Обращает на себя внимание то, что вертикальный диаметр круга, проходящий через центр треугольника, оказывается разделен на четыре равные части. Если теперь провести радиус, проходящий через точку пересечения основания первого треугольника и одной из сторон квадрата, легко видеть, что он делит эту сторону, как и дугу, хордой которой она является, пополам. Повторив данную операцию относительно всех сторон квадрата, мы получим вершины второго вписанного квадрата, опирающегося, в отличие от первого, не на вершину, а на одну из сторон.



Данная геометрическая конструкция исполнена глубокого символического значения. Она достойна рассмотрения в рамках эзотерического цикла изучения Доктрины. Взаимозависимость геометрических фигур в системе вписанных правильных многоугольников, проявляющаяся во взаимном расположении фигур и проистекающих из него пересечениях линий, является точным отражением взаимозависимости символизируемых элементов природы, — в данном случае человеческой.

Св. Иоанн говорит: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр 13: 18).

Таков один из аспектов этого символа, касающийся обычного человека, известного как Человек-Зверь.

Повторим: это лишь один аспект, есть и другие. Этот же — первый, нижняя ступень лестницы Гнозиса, по которой неутомимому соискателю предстоит подниматься шаг за шагом, прежде чем он в конце концов постигнет общий смысл всей этой совокупности символов.

(2)

Плоды такой исследовательской работы поистине чудесны. По мере продвижения в указанном направлении, мы, наряду с геометрическими открытиями, узнаем много нового о своей собственной природе. Учение об этих символах не публиковалось прежде, даже в узких кругах последователей Didascalia. Учение это было построено таким образом, что, начав с первой схемы (рис. 3), ученик раз за разом самостоятельно приходил ко все новым открытиям. Таким оно остается и по сей день, за тем лишь исключением, что соискателю даются вторая (рис. 4) и последующие схемы.

Здесь следует добавить, что ученик совершал свои открытия лишь после того, как сознательно приходил в состояние должной напряженности и сосредоточенности, проистекающее из его стремления к учебе. Такого рода сосредоточенность должна была быть направлена на выбранный предмет исследований и одновременно обращена вглубь самого ученика. Все это требует удвоенного внимания.

Преуспев в этом, ученик постепенно переходил от одного частного откровения к другому, пока наконец не обретал всеобщее откровение символа, который теперь становился для него преисполнен значения, Красоты и Жизни.

Было бы бесполезно вдаваться здесь в какие-либо разъяснения. По существу, все, что могла бы воспринять неразвитая Личность соискателя, содержится в самом символе. Работа над этим символом и над всем тем, что она за собой влечет, требует последовательного и реального развития Личности. Без такого развития ученик не сможет пойти дальше отвлеченных спекуляций; они могут показаться ему интересными, однако, будучи чисто интеллектуальными, не смогут принести ощутимых плодов в его исследованиях.

Сегодня общедоступны тысячи и тысячи книг о символах и символизме. Они написаны эрудированными и искренними людьми, однако любые попытки «расшифровки» и объяснения истинно эзотерического символа чисто интеллектуальными средствами, сколь эффектны и эффективны ни были бы эти средства, недостаточны и не способны привести к желаемой цели.

Это объективный факт и истинная, а именно естественная, то есть проистекающая из самой природы вещей, причина сокровенности таинств истинного Посвящения.

II

(1)

Мы уже указывали на то, что в окружность, разделенную на 360 градусов, можно вписать несколько различных правильных многоугольников, каждый из которых (равно как и некоторые комбинации таких многоугольников) является элементом полной системы эзотерических графических символов. Число таких многоугольников ограничено: их всего ДВАДЦАТЬ ДВА.

В приведенном ниже перечне числа, записанные арабскими цифрами, которые стоят рядом с римскими номерами, означают соответственно число сторон многоугольника и угол дуги, хордой которой является каждая из этих сторон.

I —

3

— 120

II —

4

— 90

III —

5

— 72

IV —

6

— 60

V —

8

— 45

VI —

9

— 40

VII —

10

— 36

VIII —

12

— 30

IX —

15

— 24

х _

18

— 20

XI —

20

— 18

XII —

24

— 15

XIII —

30

— 12

XIV —

36

—10

XV —

40

— 9

XVI —

45

— 8

XVII —

60

— 6

XVIII —

72

— 5

XIX —

90

— 4

XX —

120

—3

XXI —

180

—2

XXII—

360

—1

 

В этой системе двадцати двух вписанных многоугольников можно без труда распознать священные алфавиты, такие, как египетский и производные от него финикийский и еврейский. Мы также видим теперь, что деление окружности на 360 градусов было не случайным и диктовалось отнюдь не соображениями «удобства вычисления».

(2)

На приведенной ниже схеме приведены три из указанных двадцати двух символов, а именно пятиугольник с тройной пятиконечной звездой, шестиугольник с тройной шестиконечной звездой и восьмиугольник с тройной восьмиконечной звездой. Прибавив к ним квадрат и треугольник, мы завершим систему пяти геометрических символов, образующих один из тех циклов, которые по праву могут быть отнесены к эзотерическим исследованиям — то есть посвященным структуре всей Вселенной и всего живого. Они, таким образом, объединяют в одно целое все, начиная с микро-микрокосмической клетки и заканчивая Макрокосмом.



1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов


связь с админом