Главная страница
qrcode

Опыт комментария к эзотерическому преданию восточной церкви


НазваниеОпыт комментария к эзотерическому преданию восточной церкви
АнкорB Muravyov Gnozis t 3.doc
Дата03.10.2017
Размер1.41 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаB_Muravyov_Gnozis_t_3.doc
ТипДокументы
#18264
страница7 из 15
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15
ГЛАВА XI

 

(1)

Символы, приведенные в предыдущей главе, отражают структуру Вселенной, тройственная сущность которой выступает также в качестве основы всего Макрокосма, равно как и его подчиненных организмов, от простейших до самых сложных. Человеческий же организм, несомненно, является наиболее полноценным и совершенным из всех относящихся к земной органической жизни.

Точно так же, как при изучении медицины анатомия предшествует физиологии, в эзотерической науке, прежде чем изучать функционирование Человека, нужно знать его строение. В двух предыдущих томах мы уже рассмотрели в общих чертах функционирование Вселенной. При описании системы трех космических октав мы привели точную схему1, применимую к любому космосу, которой усердному читателю достаточно для овладения этой частью Гнозиса. Для этого ему следует поместить интересующую его проблему в должный контекст в рамках упомянутой системы и рассмотреть последнюю в движении.

Как нам уже известно, система трех космических октав объемлет Вселенную целиком, все ее части — психический, психологический и духовный органы, представляющие собой ее Тело, Душу и Дух.

Чтобы не застревать на определениях, давайте будем просто иметь в виду традиционное утверждение, что Вселенная есть живой Организм и Человек был создан по ее образу и подобию (Быт 1: 26—27). Итак, приступим к нашему изучению Человека, состоящего из тех же трех элементов — Тела, Души и Духа. Мы попытаемся сделать это, поместив его среди соответствующих трех элементов Вселенной, под непосредственным воздействием которых он развивается. Приведенные выше символы (рис. 5, 6 и 7) мы станем рассматривать не только в их статическом аспекте, но также придадим им движение. Это даст нам возможность взглянуть на них под динамическим, «психологическим» углом.

Т. II, гл. VIII, рис. 5.

(2)

Будучи производными Нуля, упомянутые три символа показаны вписанными в Круг — он символизирует для каждого из них Вселенную. Однако простоты ради мы будем отделять Круг от многоугольников. В свою очередь, каждый из многоугольников символизирует тот план, к которому относится данный символ, а также область, к которой принадлежит точка приложения выражаемых им сил, — то есть область их действия.

При рассмотрении каждого из символов важно не отделять его от целого, поскольку полнота образует замкнутую систему, точно отражающую структуру трех космических октав, в частности

Октограмма есть отражение Первой космической октавы;

Гексаграмма Второй космической октавы;

 Пентаграмма Третьей космической октавы.

Разъясним теперь, что подразумевается под изучением данной схемы в движении. Мы уже говорили об этом, когда прибегали к образу араба, чье перо следует за начерченными им линиями (рис. 2). Понятие Нуля и арабская система нумерации были порождены ходом мысли и вниманием того, кто водил этим пером, — мысль сделала реальным движение, а через его посредство оформилась и сама схема. Изучая символы, представленные в виде геометрических фигур, ученик должен поступать таким же образом. Однако чтобы приступить к такому изучению, ему нужно иметь в своем распоряжении некоторые необходимые для этого средства.

Тот факт, что подобный подход к учебе был со временем предан забвению, объясняет, почему эти некогда всем известные (по крайней мере, в своей элементарной форме) символы для нас сегодня немы. Их лишь воспроизводят по традиции, подобно тому, как воспроизводят символы, приписанные четырем евангелистам, не понимая, что они суть ключи, делающие возможным эзотерическое изучение четырех соответствующих Евангелий1. Именно так мы воспринимаем Пентаграмму на портике храма Гроба Господня и гробницах некоторых святых, именно в таком смысле Гексаграмма продолжает быть для нас символом Рождества или воплощения Слова в христианском мире, так мы понимаем ее появление в Ветхом Завете в качестве Печати или Щита Давида, а в индуистской традиции — в виде змеи, кусающей себя за хвост, наконец, именно этим для нас является Октограмма, вышитая золотом на ризах православных священников. И мало кто из людей способен разъяснить глубинное значение этих символов или указать причину их использования.

Срв. т. I, гл. XVIII, § 3.

(3)

Вышеупомянутый подход состоит из двух элементов. Прежде всего, это определение порядка, в котором будет осуществляться изучение (самостоятельное его определение может вызвать у ученика трудности, поскольку требует некоторого навыка в эпициклическом мышлении при созерцательном состоянии разума). Мы выведем этот порядок из последовательности, в которой размещены числа в схемах. Ученику предстоит узнать, что эти числа не только определяют направление, в котором должны следовать его мысль и внимание, но каждое из них, кроме того, — и это самое главное, — вмещает в себя некую совокупность идей, над которыми ему следует размышлять в связи с глобальным значением каждого из трех космических символов и с тем, что они имеют общего. Это, разумеется, нелегко, однако лиха беда начало. Ученик должен решительно и упорно продолжать свою работу, и он обретет недостающее в результате ряда частных откровений, даруемых милостью Божьей настойчивым соискателям.

Здесь есть, однако, один камень преткновения. Это нетерпеливость, желание получить результаты мгновенно. Тот, кто даст волю этому желанию, совершит ошибку, характерную для выполняющих исследования такого рода: он, по сути, будет пытаться решить эту проблему чисто интеллектуальными средствами. Однако в этой сфере картезианский дух сам по себе беспомощен. Это уже не вопрос только лишь разума, но также и мудрости; не обойтись здесь и без должного количества эмоционального участия. Ни голова, ни сердце сами по себе не помогут ученику продвинуться сколь-нибудь далеко. Нельзя поднять что-либо одним пальцем — его можно коснуться, толкнуть, но для того, чтобы его держать, необходимо одновременное действие минимум двух пальцев, двух точек опоры. Если ученик, решивший разобраться в элементах Гнозиса, или высшего Знания, хочет избежать неудачи, ему следует с самого начала отдавать себе отчет в том, что работа над символами требует совместных усилий разума и сердца.

(4)

Вторым элементом указанного подхода является Таблица Основных1 Чисел. Эти числа — порядковые номера в системе двадцати двух вписанных многоугольников, о которой мы говорили выше. Основными они называются потому, что каждое из них отражает определенный аспект всех остальных. Природа вещей такова, что это свойство в его интегральной форме перестает быть присуще числам, превышающим XXII.

1 Или «Мажорных»; здесь — явная аналогия с Двадцатью Двумя «Великими», или «Мажорными» Арканами Таро.

ТАБЛИЦА ОСНОВНЫХ ЧИСЕЛ

I. ЛЮБОВЬ (исходящая из Абсолюта 1), УТВЕРЖДЕНИЕ, НЕВИДИМЫЙ СВЕТ.

П. ЛЮБОВЬ (исходящая из Абсолюта II), ГЛАГОЛ, ЛОГОС.

III. ЛЮБОВЬ (исходящая из женского начала), ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ.

IV. ЛЮБОВЬ (исходящая из Абсолюта III), КНЯЗЬ МИРА СЕГО.

V. ПИТАНИЕ (от самой грубой пищи до высшего Знания).

VI. ВОЗРОЖДЕНИЕ, ОБНОВЛЕНИЕ.

VII. ЖИВАЯ МАТЕРИЯ.

VIII. СЛОВО.

IX. БУКВА.

X. ЖИЗНЬ, непрестанная вибрация.

XI. ПОИСК, ПРОГРЕСС.

XII. ВНИМАНИЕ.

XIII. ПАДЕНИЕ, РАСПАД, СМЕРТЬ.

XIV. ВРЕМЯ.

XV. МЫСЛЬ, РАСЧЕТ, ЛОЖЬ, ИЛЛЮЗИЯ.

XVI. ВОССТАНОВЛЕНИЕ, ОЧИЩЕНИЕ, ВОССОЗДАНИЕ.

XVII. ВЛЕЧЕНИЕ.

XVIII. ОДЕРЖИМОСТЬ (от неподвижности до экстаза), ОЖИДАНИЕ.

XIX. ВОЗВРАЩЕНИЕ (в лоно Господа).

XX. ОСОЗНАНИЕ.

XXI. СТАДИЯ. ПАУЗА. КОНЕЧНАЯ СТАДИЯ.

XXII. ЦЕЛОЕ, равно в Пространстве и Времени и за их пределами, объемлющее ощутимое и неощутимое, доступное и недоступное представлению, Всеобщая Любовь, присущая Андрогину.

Эти числа, несомненно, были известны еще в незапамятные времена, поскольку каждое из них породило букву священных алфавитов. В египто-иудейской традиции их прототипами были двадцать две образно-символических фигуры.

Двадцать два Основных Числа, представленные в виде букв еврейского алфавита, известны и в христианском Предании, где они не ассоциируются с об-

разами, а являются результатом последовательных откровений, данных в 118-м Псалме Давида, состоящем из двадцати двух стихов. (Каждый из них начинается с еврейской буквы (в алфавитном порядке) и состоит из восьми строк; вместе они образуют двадцать две октавы.)

Трудно одним словом передать значение каждого из двадцати двух Чисел, или букв священных алфавитов. Трудность эта связана с тем, что, будучи символом, каждое из этих Чисел вмещает в себя целую совокупность идей, связанных друг с другом некоей общей идеей, которая чаще всего ускользает от того, чей разум не изощрен в подобных умозрительных рассуждениях. Так, число ПЯТЬ в наиболее общем своем смысле означает ПИТАНИЕ. Но мы уже видели, сколь сложен процесс питания1. Идея питания неотделима от идеи пищи, последняя же может быть физической, психологической и духовной и иметь либо чувственную, либо сверхчувственную природу. При таком подходе рассмотрение числа ПЯТЬ приводит к самым разнообразным указаниям на необходимость Знания и Умения (Savoir-faire).

Понятно, что разум, не приспособленный к такого рода рассуждениям, рискует затеряться в лабиринте, из которого не выведет никакая нить Ариадны. Именно поэтому мы приводим здесь Таблицу Основных. Чисел, где они рассматриваются вполне конкретным образом — с точки зрения обучения Человека, погруженного в органическую Жизнь Земли, в рамках системы трех космических октав.

Пользуясь этой таблицей, ученик не должен забывать, что Основные Числа от I до XXI образуют три октавы по семь нот. Эти три октавы, формирующие Основной Треугольник, в определенном смысле входят в Целое, представленное числом XXII, которое, в свою очередь, образовано последним вписанным многоугольником, имеющим 360 сторон. Приняв во внимание принцип Несовершенства2, мы обнаружим, что этот многоугольник практически тождествен Кругу: практически, но не в точности, ведь последнее означало бы полную устойчивость Протокосма, неприменимость принципа Несовершенства и исчезновение Жизни в нашем понимании.

Работая с помощью таблицы, ученик должен также иметь в виду, что значение Основных Чисел дается в ней применительно к вопросам, обсуждаемым во второй части настоящего тома. Это значит, что речь идет не об определениях, но лишь о признаках.

Т. I, гл. XI.

Т. I, гл. XIV, § 2, 6, гл. XIX, § 3, гл. XXI, §§ 14—16.

ГЛАВА XII

 

(1)

И вновь мы обращаем внимание читателя на существенную разницу между обычным и эзотерическим значением идеи символа.

Говоря вообще, можно сказать, что в первом случае символы суть условные знаки. Всякий, кому известно значение каждого из них, может их расшифровать. Они созданы в качестве вспомогательных интеллектуальных средств, и владеющий нужным кодом может с помощью тех же средств их понять. Значение символов такого рода может быть зашифровано с помощью цифр — нечто подобное используется в дипломатической и военной переписке.

Значение даже наиболее утонченных символов не выходит за пределы интеллектуального уровня, так что ученик может понять его, не подвергая свое существо глубинному преображению. Последнее, кстати говоря, потребовало бы от него чего-то большего, чем одного лишь факта подобного посвящения.

То же можно сказать и о человеке, посвятившем себя научным изысканиям. Как бы далеко он ни продвинулся, ничего не изменится в нем самом. Он останется таким же, как был, — плохим или хорошим, честным или вероломным, великодушным или корыстолюбивым, — сколь бы важными ни были его научные открытия или изобретения.

Понимание же эзотерических символов есть результат данного Божьей милостью откровения, что требует от ученика последовательного открытия и развития таящихся в нем способностей определенного рода. Для этого ученик должен напрячь свою волю к достижению цели исканий. Если такого рода усилия достаточно мощны и должным образом ориентированы, их результатом становится обретение ряда частных откровений, постепенно приводящих к откровениям дарованным.

Такие частные откровения могут быть обретены лишь с помощью двойной работы. С одной стороны, для этого необходимо страстное желание открыть — посредством максимального напряжения воли — значение того или иного символа. В то же время от ученика требуется не меньшая сосредоточенность разума, направленного на его Я. Ради этого последнего аспекта данной работы ученик, умеющий молиться, будет страстно просить для себя Света Христова.

Чтобы такого рода усилия были плодотворны, они должны основываться на Вере и сопровождаться настойчивым ожиданием, характерным для истинной воли. Не будучи поддерживаем Верой, ученик не достигнет многого. Скептический подход, даже дух картезианства, закроет перед ним дверь, приоткрывшуюся было после дарованных откровений.

Таков смысл на первый взгляд парадоксального изречения, к которому, однако, часто прибегали верующие древности в своих дискуссиях с язычниками: «Неверующий да не уразумеет».

Понятно, что каждое обретённое откровение, пусть даже частное, знаменует собой продвижение ученика в его исканиях, продвижение, осознаваемое им, а потому в соответствующей мере преобразующее его существо.

(2)

Итак, легко видеть, что в первом случае речь идёт о тайном посвящении, открывающем доступ к условным знакам, которое может иметь целый ряд последовательных уровней. Во втором же случае нет никаких секретов, передаваемых от человека человеку посредством чисто интеллектуальных каналов — здесь также нечего хранить или выдавать. Это посвящение в таинство, таинство, по своей природе открытое для всех, однако доступное лишь тем, кто при помощи эффективной и, как правило, весьма нелёгкой эзотерической работы сможет поднять уровень своего бытия или, иными словами, увеличить свою способность его вместить.

Между прочим, именно так следует понимать слова Христа: «Не все вмещают слово сие, но кому дано». И далее: «Кто может вместить, да вместит» (Мф 19: 11, 12).

//

(1)

Как уже отмечалось, первый из трёх символов, которые могут быть получены посредством вписывания многоугольника в Круг, это Пентаграмма, или тройная пятиконечная звезда. Изучение этого символа в движении требует точного указания, в каком порядке внимание ученика и кончик его пера должны переходить от вершины к вершине каждой из трёх звезд через точки пересечения образующих их линий. Наша пронумерованная Пентаграмма вычерчена следующим образом (рис. 8):



Как уже говорилось, данный символ отражает реальную расстановку элементов и сил, образующих Третью Космическую Октаву. Ученику надлежит сопоставить значения Основных Чисел с цифрами в вершинах и изучать их под таким углом зрения.

Здесь его ожидает первая трудность, связанная с интерпретацией терминов, характеризующих каждое из Основных Чисел. Для её преодоления ученик должен специально тренироваться мыслить, если можно так выразиться, сообразно «гармонии», а не «мелодии». Иными словами, он должен строить не цепочку размышлений, а связку идей, каждая составляющая которой образовывала бы гармоничный аккорд.

Тогда и только тогда — при условии, что ученик постоянно держит в голове значение целого, — указанная очерёдность фигур позволит ему следовать мыслью и вниманием строгому порядку и таким образом достичь поставленной цели.

За исключением особо редких случаев, до тех пор, пока ученик не достигнет уровня тренированности, достаточного для того, чтобы проводить такие исследования самостоятельно, для этого потребуется помощь извне. Отчасти поэтому эзотерическое учение всегда включало в себя устное Предание, вдыхающее жизнь в Букву письменной Доктрины.

(2)

Ниже приведены еще два великих космических символа — Гексаграмма и Октограмма:





///

(1)

Каковы же значение и практическая польза трех космических Символов в эзотерической науке? Ответ на этот вопрос можно сформулировать достаточно кратко: эти символы суть три великих ключа к универсальному Гнозису, или абсолютному Знанию.

Сказанное требует пояснения.

Проблема абсолютного Знания и возможности его обретения человеком неоднократно поднималась в сочинениях, посвященных эзотерическим вопросам. Помимо Евангелий, приписывающих такое Знание Христу, а через Него Его ученикам, целый ряд утонченных аллюзий такого рода обнаруживается в Добротолюбии и некоторых других древних трактатах. Между тем в специализированной литературе не предпринимается попыток непосредственного решения данной проблемы, но лишь приводятся туманные намёки относительно неких личностей в древнем мире, якобы обладавших такого рода Знанием. В таком контексте упоминались, например, Гермес Трисмегист, Пифагор, Платон, однако ученику не предлагалось никаких практических средств, с помощью которых он мог бы прийти к решению этой проблемы1. Царь же Давид и его 118-й псалом в связи с этим практически не упоминаются, несмотря на то, что последний сжато, но точно освещает данный вопрос. Существует лишь один комментарий этого псалма с достоверно известным авторством. Он принадлежит Феофану Затворнику, на чьи сочинения мы здесь неоднократно ссылались.

Попытаемся же изложить, как трактуется проблема Гнозиса в её общем виде в эзотерическом учении Восточной Традиции.

(2)

Было бы по крайней мере наивным полагать, что термин абсолютный Гнозис означает одномоментное знание всего Макрокосма на всех его планах и во всех аспектах, от Святой Троицы до последней песчинки на безжизненной планете, или же способность постоянно держать это Знание в голове. Существует весьма древняя формула, описывающая абсолютный Гнозис, которая время от времени появляется со ссылкой на различные источники и в современной литературе. Она звучит следующим образом: «Пытайся постичь то, что объяснит тебе всё, если ты знаешь что-то»2. Как понимать эту максиму?

1 Читатель, знакомый с классическими источниками индуизма, может вспомнить в связи с этим трактат Патанджали о третьей великой системе индийской ортодоксальной философии, то есть Йоги. В своих Сутрах Патанджали занимается данной проблемой непосредственно и приводит метод обретения абсолютного Знания, основанный на дисциплине духа. См. Йога-сутры, IV, 7, 8.

2 Золотая Книга. Срв. т. I, «Послесловие».

Позволим себе прибегнуть к аналогии: капитан корабля знает, как привести судно в любую точку океана, ни разу не побывав там прежде. Чтобы научиться этому, он овладел наукой навигации, включающей в себя самые различные аспекты, например астрономию. Кроме того, он научился пользоваться определенными инструментами, такими, как компас, секстант, хронометр, лаг, лот, позволяющими ему определить свое местоположение. Помимо этого, в его распоряжении имеются морские карты и множество руководств, в которых он может найти подробное описание любого участка моря или океана, побережья, острова, путей достижения всех заливов, бухт, рейдов, портов и тому подобные сведения.

Все перечисленное составляет методику разрешения любой проблемы, с которой капитан может столкнуться в своей работе. Обладая такими знаниями и навыками, он может кратчайшим путем привести корабль в заданную точку, пусть никогда не бывал там прежде.

Проблема абсолютного Гнозиса в какой-то мере аналогична проблеме навигации. В обоих случаях вопрос сводится к методу, позволяющему отыскать естественное и абсолютное решение поставленной задачи.

Три Великих космических Символа в совокупности образуют всеобщую библиотеку карт, которая дает возможность классификации идей и сообщает сведения, необходимые для разрешения любого вопроса. Ибо, как и в случае навигации, невозможно, да и бесполезно заполнять свой ум всеми бесчисленными элементами абсолютного Гнозиса и постоянно их там хранить. Достаточно знать, как подойти к каждой частной проблеме, как быстро найти объективные указатели, ведущие к ее разрешению. Помимо точных «морских карт», три Великих космических Символа вооружают нас «гностическим», упорядоченным способом мышления, защищенным от каких бы то ни было заблуждений, которые в противном случае обязательно имели бы место в результате действия Закона Семи.

В следующей главе мы попытаемся изложить общий метод (заимствованный из высшей традиции) изучения свойств Чисел. Это графический метод, позволяющий находить нужные привязки для всех возможных ситуаций, относящихся к тому или иному аспекту трех Великих космических Символов. При помощи этого метода мы выявим все, что может оказаться полезным для практического рассмотрения тех проблем, которые имеют к нам самое непосредственное отношение, — проблем Человека до и после Адама, погруженных в органическую Жизнь Земли и тем самым в нашу Вселенную как целое.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15

перейти в каталог файлов


связь с админом