Главная страница
qrcode

Опыт комментария к эзотерическому преданию восточной церкви


НазваниеОпыт комментария к эзотерическому преданию восточной церкви
АнкорB Muravyov Gnozis t 3.doc
Дата03.10.2017
Размер1.41 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаB_Muravyov_Gnozis_t_3.doc
ТипДокументы
#18264
страница8 из 15
Каталог
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15
ГЛАВА XIII

(1)

Свойства чисел, особенно Основных, привлекают внимание ученых еще со времен Древнего Египта. В результате на берегах Нила родилась наука, которая, обогатившись таинствами Орфея и учениями Пифагора и Платона, распространилась по всей Греции и стала, наряду с мудростью эллинских посвященных, частью традиционного христианского Гнозиса. Ценность этой науки несколько раз за свою жизнь подтвердил Христос; после Его Воскресения она была дополнена откровениями, данными свидетелям Преображения на горе Фавор — Петру, Иакову и Иоанну. Наука эта устно передавалась из поколения в поколение и сегодня известна лишь частично — в той мере, в которой она соответствует потребностям как эзотерического, так и публичного плана. Эти потребности диктуются Переходным Периодом — нынешним состоянием человечества, которое может привести либо к счастливому наступлению Эры Святого Духа, либо к Геенне Огненной.

(2)

Известно, что изучение свойств чисел является также одной из целей позитивной науки и что исследования, опирающиеся на эти свойства, образуют важную и в высшей степени ценную отрасль математики. Будучи интересны сами по себе, они между тем чересчур абстрактны, поскольку никогда не рассматривались в космическом контексте.

Кроме того, напомним читателю, что для достижения в каком бы то ни было научном исследовании желаемых результатов важно придерживаться плана, отвечающего структуре исследуемого объекта. С этой точки зрения изложенное в предыдущих главах является констатацией замечательного прорыва человеческого разума, которому люди обязаны возможностью воспринимать откровения свыше и передавать их потомкам.

Чтобы разобраться в системе, кратко описанной во второй части данного тома, необходимо уяснить ту основополагающую идею, что структура всего Творения, равно взятого целиком и мельчайшей его детали, основана на Числах. Будучи объединена с провозглашенным выше принципом, эта идея (полученная в виде откровения или же обретенная иным путем) дает возможность предпринять изучение свойств Чисел средствами абстрактных рассуждений.

Система двадцати двух вписанных равносторонних многоугольников, из которой выведены XXII Основных Числа и священные алфавиты, дополненная тремя Великими Символами (соответствующими Трем Космическим Октавам), содержит полное изложение всех откровений и всех достижений древних мудрецов, апостолов и их духовных наследников.

Данная система образует единое целое, которое органически соответствует космической структуре, рассмотренной под таким углом зрения: сколь бы лаконичной она ни показалась, ее элементы предоставляют все возможности для проведения плодотворного исследования любой конкретной проблемы, связанной с этой структурой.

Однако сказанного недостаточно: нам следует рассказать о древнем методе, который был сперва эллинизирован, затем христианизирован и наконец модернизирован посредством применения системы десятичных дробей, возникшей в результате изобретения Нуля и арабских чисел.

(3)

До появления алгебраических идей ученые древности для изучения свойств Чисел прибегали к геометрическому методу.

Этот метод основывался на трех фундаментальных элементах — Круге (символе Вечности), Законе Трех (символе творения) и Законе Семи (символе функционирования) — и требует в качестве рабочих инструментов циркуля и линейки.

Читателю, знакомому с предыдущими томами нашего сочинения, уже известно, что все живое творение происходит из Закона Трех и подчинено Закону Семи. Ему известно также, что благодаря применению последнего закона к Творению волей Абсолюта, Большая Октава оказалась дополнена двумя элементами, предназначенными для заполнения интервалов между нотами ДО и СИ, а также ФА и МИ. Однако теперь это изобретение, бывшее по вохновению свыше, становится нам более понятно. Его объяснение уже приводилось в первых двух томах Гнозиса, но мы повторим его здесь, дабы еще раз подчеркнуть великолепие того замысла, что позволяет всему и вся существовать в пространстве и времени:

а) сначала Время искривляется с помощью Закона Семи, ему придается циклический характер для предотвращения (или хотя бы отсрочки) «пожирания Кроносом своих детей»;

б) затем интервалы, разделяющие ноты ДО и СИ, а также ФА и МИ, заполняются с помощью системы Трех Космических Октав.

Завершенная таким образом, Большая Октава состоит из девяти автономных элементов — семи нот и двух (заполненных) интервалов. Добавив к этой схеме завершающее ДО для замыкания круга и отображения в ней цикличности естественных процессов, мы придем к десяти автономным элементам1.

Исходя из этого, древние разделили окружность на девять равных частей, каждой из которых приписали число от одного до девяти. Размещавшийся в вершине круга Ноль перекрывался числом IX, как показано на схеме:



 

Было бы излишним приводить здесь ход рассуждений, имевший место в те времена, когда цифры изображались буквами. Путь, которым приходилось идти тогдашним мудрецам, гораздо более длинен и менее практичен, нежели его современный аналог. Перейдем же к его разъяснению.

(4)

Скрытый на приведенной выше схеме за числом IX, Ноль представляет собой начало и конец круга, который характеризуется как целое Основным Числом X, означающим ЖИЗНЬ и ВИБРАЦИЮ, то есть движение, само по себе циклическое.

Идея того, что каждое число соответствует некоему живому существу, поначалу может показаться непривычной, однако свыкнуться с ней гораздо легче, если рассматривать ее как живой символ. Именно в таком смысле можно сказать, что каждое число, в особенности если оно Основное, есть нечто гораздо больше, чем условный знак, предназначенный для некоей номенклатуры или классификации фактов и идей. Помимо этой роли число, будучи правильно интерпретировано, позволяет увидеть природу и процесс Жизни с точки зрения того, с чем она органически связана.

1 Именно в результате такого рассуждения, почерпнутого Пифагором у египтян, возникла десятичная система.

(5)

Мы уже имели повод обратить внимание на тот общеизвестный факт, что геометрический подход к выражению математической мысли гораздо древней алгебраического. Мы также продемонстрировали, каким образом в настоящем исследовании намерены придерживаться модернизированной формы древнего метода, оставаясь притом верными его логике. Уточним лишь, что этой «модернизации» больше тысячи лет.

Модернизированный геометрический метод изучения свойств чисел представляет собой нечто наподобие письменной операции над основной схемой (рис. 11) для каждого конкретного числа. Она заключается в прослеживании цифр, составляющих десятичные дроби, являющиеся частными от поочередного деления на изучаемое число каждого из чисел, ему предшествующих (1, 2, 3 и т. д.). Цикл, очевидно, завершается самим изучаемым числом, то есть операцией

х:х = 0,999999... =1.

С точки зрения эзотерических исследований особое значение имеют свойства следующих Основных Чисел:

ХIII— СМЕРТЬ и

VII—ЖИВАЯ МАТЕРИЯ.

Эти числа символизируют две величайшие проблемы Жизни, от решения которых зависит спасение нашей Души (Личности) на индивидуальном плане и счастливый исход Переходного Периода на плане общем — иными словами, участь человечества в целом.

В следующей главе мы займемся анализом этих двух Основных Чисел с использованием вышеизложенного метода1.

Применение описанного метода к изучению различных чисел может привести к последовательным операциям, которые на первый взгляд кажутся слишком короткими либо же чересчур длинными. Для того чтобы их графическая интерпретация была сколь-нибудь ценной, она должна проводиться в соответствии с весьма обширным общим значением исследуемого числа. Такая интерпретация не всегда проста, однако, будучи проведена надлежащим образом, обязательно приводит к верному результату

ГЛАВА XIV

(1)

Итак, приступим к изучению указанных выше Основных Чисел, XIII и VII (именно в таком порядке). Эти числа характеризуют две важнейшие категории людей, сосуществующие на нашей планете и представляющие собой два человечества в рамках органической Жизни Земли.

В первом томе «Гнозиса» мы неоднократно упоминали о сосуществовании двух в высшей степени различных рас—Людей и Антропоидов. Здесь следует подчеркнуть, что с эзотерической точки зрения второй термин никоим образом не несет в себе какого-либо уничижительного оттенка.

Отмеченный еще в незапамятные времена, факт такого сосуществования, хотя и в довольно искаженном виде, прочно укоренился в национальном, социальном и правовом сознании многих древних и современных народов. Отголоски этого обнаруживаются в представлениях индусов о неприкасаемых, греков об илотах, евреев о гоях, средневековых европейцев о черной и белой кости, германских нацистов о недочеловеках и тому подобном.

Здесь уместно заметить, что легенда о голубой крови не относится к области чистой фантазии. Ошибка людей средневековья состояла не в представлении о голубой крови как о «психосоматическом» феномене, а в их наивной вере в то, что так называемая аристократическая кровь автоматически передается от отца к сыну. Читатели «Гнозиса» легко поймут, что этот атрибут может относиться лишь к дважды рожденным существам.

Следует также обратить внимание на то, что другая крайность — представление сторонников равенства о человеческой природе, — столь милое сердцу теоретиков демократических и социалистических революций, — столь же ошибочна. Единственное реальное равенство субъектов внутреннего и международного права — это равенство возможностей, ибо люди рождаются неравными.

(2)

В Писаниях можно встретить множество упоминаний о сосуществовании на нашей планете этих двух человечеств — сходных по форме, но различных по своей сущности. Можно даже сказать, что над всей драматической историей человечества, от падения Адама и по сегодняшний день (да и день завтрашний, возвещающий наступление Новой Эры), тяготеет одновременное бытие этих двух человеческих рас, разделение которых произойдет лишь в Судный День. Именно это имел в виду Христос, иносказательно обращаясь к толпе и прямо — к Своим ученикам; наиболее показательна в этом отношении притча о плевелах и добром семени (Мф 13: 24—30), которую Он по просьбе учеников пояснил так:

«Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века...»(там же, 37—39).

Затем Христос добавил:

«...поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» (там же, 52).

Сосуществование расы Антропоидов и расы Людей, подтверждение коему эти слова, необходимо с точки зрения Всеобщего Закона для сохранения непрерывности устойчивости движения органической жизни Земли.

Оно также необходимо с точки зрения Принципа Равновесия. Раса Антропоидов представляет собой противовес, позволяющий расе Людей осуществлять свое эзотерическое развитие. Это подтверждают и слова, сказанные Христом о Конце:

«...тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется» (Мф 24: 40—41)

Эти слова требуют пояснения. Плевелы растут сами собою, безо всякого за ними ухода; напротив, чтобы доброе семя дало урожай, требуется затратить множество усилий: вспахать и удобрить землю, аккуратно посеять и забороновать семена и так далее. Но даже и тогда, если урожай не будет собран, а оставлен там, где вырос, через несколько лет на поле не останется ни одного колоска полезных злаков — плевелы, эти естественные порождения земли, задушат плоды, взращиваемые небесными пахарями.

(3)

Человеческие плевелы — антропоидная раса — суть потомки до-Адамова человечества. Принципиальное отличие между современными до-Адамовым и Адамовым человеком, отличие, недоступное непосредственному восприятию, состоит в том, что первый из них не обладает развитыми высшими центрами, наличествующими у второго. И несмотря на то, что эти центры со времен Грехопадения выведены за рамки сознания адамического человека, они обеспечивают ему реальную возможность эзотерического развития. Во всем же остальном две эти расы сходны: у них одни и те же низшие центры, одна и та же структура Личности, одинаковое физическое тело, которое, впрочем, у до-Адамова человека чаще бывает развито лучше, чем у Адамова. Что же касается красоты тех и других, то не следует забывать, что до-Адамовы мужчина и женщина были созданы Богом на шестой день по Его образу и подобию (Быт 1: 26—27) и что дочери этой расы отличались особой красотой (Быт 6: 2).

//

(1)

Однако вернемся к нашему изучению чисел XIII и VII.

Применяя описанный выше метод к первому из этих двух чисел, получим следующую последовательность:

1 : 13 = 0,076923...

2 : 13 = 0,153846...

3 : 13 = 0,230769...

4 : 13 = 0,307692...

5 : 13 = 0,384615...

6: 13 = 0,461538...

7: 13 = 0,538461...

8: 13 = 0,615384...

9: 13 = 0,692307...

10: 13 = 0,769230...

11 : 13 = 0,846153...

12 : 13 = 0,923076...

13 : 13 = 0,999999...

Легко видеть, что десятичные дроби, образующиеся в результате данной серии операций, могут быть разделены на два первоначальных типа:

1) 0,076923... и

2) 0,153846...

Несмотря на то что они получены из разных чисел, дроби каждого из этих типов состоят из одних и тех же цифр, следующих друг за другом в одном и том же порядке. Это, как мы увидим ниже, приводит к двум независимым фигурам, вписанным в круг (рис. 12).

Если мы теперь обозначим первую из этих последовательностей буквой х, а вторую — буквой у, то получим замечательно сбалансированную формулу для всей группы первых двенадцати дробей:

х + у + 2х + 4у + 2х + у + х, дающую в итоге 6х и 6у, значения которых

= 2,999999... и 6у = 2,999999...,

откуда

6х + 6у = 5,999999..., что в пределе дает 6.

Если теперь прибавить к этому тринадцатую дробь из вышеприведенной последовательности

13 : 13 = 0,999999... = 1, то получим

6 + 1 = 7, или, в записи, принятой для Основных Чисел,

VI +I = VII.

Поступая с числом VII таким же образом, как с числом XIII, мы получим последовательно сть

1 : 7 = 0,142857... 2:7 = 0,285714... 3: 7 = 0,428571... 4:7 = 0,571428... 5: 7 = 0,714285... 6: 7 = 0,857142... 7: 7 = 0,999999...

Продолжая далее в том же ключе, можно заметить, что в отличие от числа XIII число VII дает дроби только одного типа. Они состоят из одних и тех же цифр, порядок которых отличается, но последовательность остается неизменной. Если обозначить каждую из дробей буквой z, то их сумма окажется равной

6z = 2,999999...,

то есть

6z = 6х = 6у.

С другой стороны, 6z дает в пределе число 3, и если мы прибавим к нему значение седьмой дроби полученной выше последовательности

7: 7 = 0,999999... = 1, то получим

3 + 1 = 4, или, в записи, принятой для Основных Чисел,

/// + / = IV.

(3)

Прежде чем перейти к интерпретации полученных таким образом результатов, впишем двенадцать первых дробей, выведенных из числа 13, и шесть первых дробей, полученных из числа 7, в круг, разделенный так, как показано на рис. 11:



 

III

(1)

Основное Число XIII, анализ которого привел к равенству VI +1 = VII,

описывает закон, которому подчинена живая Материя (VII), предназначение которой, в свою очередь, в том, чтобы служить материалом для физических и душевных тел всякого рода существ на различных ступенях космической шкалы. В нашем случае из нее формируются тела тех существ, что образуют органическую Жизнь Земли.

Таким образом, существование тел всех существ (I) становится возможным благодаря закону постоянного обновления (VI), то есть благодаря взаимодействию двух крайностей — рождения и смерти. В течение сравнительно кратковременного существования живой материи основные ее свойства сводятся к способности поглощать и усваивать минеральные, растительные и животные элементы в столь же мимолетном процессе Питания и извергать наружу отходы.

Поскольку различные виды существ, пусть и в различных масштабах, питаются элементами столь же недолговечными, как и они сами, процесс обновления имеет два аспекта: с одной стороны, живая материя ест, чтобы существовать, с другой же она оказывается в свою очередь тем или иным образом поедаема в великом цикле космического Питания, о котором уже говорилось ранее .

Этот закон, согласно которому материя существует во времени в непрерывном цикле обновления видов и либо пожирает, либо заканчивает тем, что будет пожрана сама, является общим для нот ЛЯ, СОЛЬ и ФА Второй космической Октавы. Вместе взятые, эти ноты образуют органическую Жизнь Земли, и в этих рамках данный закон отводит до-Адамовому человеку — порождению VI дня — место на ноте ЛЯ, тогда как душа его происходит от ноты СИ.

Т. I, гл. XIV, § 9, рис. 47; т. II, гл. XI, § 1*, рис. 9.

Однако Адам не был создан в VI день, подобно до-Адамовому человеку и животным. Книга Бытия говорит нам, что Бог создал его в VIII день, после отдохновения в день VII (Быт 2:2). Процесс его сотворения не был простым, как в случае человека VI дня. Подобно последнему, он был сперва сотворен, а потом уже зачат. Если говорить о его плотском теле, то оно было сотворено на ноте ЛЯ, но из легкой материи — праха земного. Его душевное тело было также сотворено — на сей раз на ноте СИ. Однако духовное тело Адама было зачато на уровне ψ в результате непосредственного контакта с Абсолютом II, от которого он получил Дыхание Жизни, божественную сущность, которая господствует над жизнью преходящей и, согласно Писанию, делает ее душею живою (Быт 2:7). Она была присовокуплена к физическому и душевному телам Адама, которые хотя и имели высшую природу, но все же оставались человеческими. Этот процесс, осуществленный при помощи высших центров, через которые Адам был соединен с умом Христовым (I Кор 2: 16), символизируется Основным Числом VII1.

Анализ этого Числа привел, как мы помним, к следующей формуле: III+ 1 = IV,

где Основное Число IV выступает в роли Любви Андрогина, которая, таким образом, является целостной в своей непрерывной вибрации. Она действует через посредство Дыхания Жизни, эманации Любви Абсолюта II, полученной Адамом на уровне ψ Второй космической Октавы. Завершенный женской Любовью (III) Евы, сотворенной из него, но не вовне его, Андрогин АДАМ-ЕВА представлял собой истинный и полный Микрокосм, призванный сформировать высшую человеческую расу — расу Сынов Света (Лк 16: 8), или лидеров, ответственных за развитие органической Жизни Земли согласно божественному Плану Творения. Этой расе, в силу ее особой природы, не уготованы ни животное размножение, ни нескончаемая цепь рождений и смертей.

(2)

В следующей главе мы вернемся к вопросу о сосуществовании двух человеческих рас до и после Грехопадения, а сейчас ненадолго отвлечемся и попробуем разобраться в эзотерическом символизме Основных Чисел XIII и VII с практической точки зрения.

Возвращаясь к числам 12 и 13, можно заметить, что человек-Адам до Грехопадения существенно отличался по своей физиологии от порождений VI Дня Творения, в том числе и от до-Адамова человека. При том, что Бог установил для этих существ преходящее бытие, подчиняющееся закону рождения и смерти, так что интервал между ФА и МИ Большой Октавы оказался заполнен, Адам — человек VIII Дня — был сотворен и зачат сообразно с законом постоянства, которое было даровано ему благодаря дыханию жизни, полученному от Абсолюта II.

Иными словами, в то время как человек до Адама обладал лишь одной природой — человеческой сущностью, человек-Адам был наделен природой двойственной, одна часть которой человеческая (но вместе с тем высшая), а другая — божественная, исходящая от Т, или Божьего дыхания.

Заметим, что именно об этом говорится в 7-м стихе 2 главы Книги Бытия.

Это, помимо всего прочего, проливает свет на христианский догмат о двуединой природе Иисуса Христа. Сын Человеческий среди испорченных и развращенных людей, Он был Новым Адамом, совершенным прототипом человека-Адама до Грехопадения, во всей полноте владевшим восемью силами, что позволяют господствовать над природой вещей1. Кроме того, нам становится более понятен сокровенный смысл слова «Евангелие» — а именно Благовествование, письменная фиксация божественного откровения, предоставляющего испорченному человеку-Адаму реальную возможность Искупления.

IV

(1)

Тeперь нам более понятен тот факт, что числа 12 и 13 образуют две Эннеаграммы. Первая из них (рис. 12) — назовем ее Эннеаграммой-«А» — относится к человеку до Адама, вторая же — Эннеаграмма-«В» — к человеку-Адаму, созданному из праха земного, каким он был до того, как в него было вдунуто Дыхание Жизни.

Сделанное из тонкой материи2, тело Адама было земным, но в нем главенствовала душа — это отличало его от тела до-Адамова человека, в котором преобладала вещественная сторона. Соответственно, структура тела Адама была проще, чем у Человека VI дня, — факт, четко проявляющийся при сравнении двух Эннеаграмм. Вместе с тем, наряду с земной частью Адама, более тонкое его тело также восприняло Дыхание Жизни — сверхъестественный дар, представляемый в виде независимого дополнения к Эннеаграмме-«В», выведенного в результате первичного анализа Основного Числа VII. Эта добавка, выражающая в эзотерических терминах проникновение божественного дыхания в тело Адама, принимает форму Треугольника, вершины которого расположены в точках 3, 6 и 9 окружности — точках, которые не заполнены в Эннеаграмме-«В».

Дополненная таким образом, эта фигура принимает следующий вид:

1 Срв. т. II, гл. XX, пар 1.

При изучении Священного Писания не следует забывать, что его целью было передать возвышенные истины посредством языка тех времен и идей, доступных разуму тогдашних людей. Читателю «Гнозиса» можно рассказывать о «тонких Водородах» или «тонкой Материи», однако Моисей, излагая те же идеи современным ему языком, использовал выражение «прах земной», так как люди того времени считали этот прах легчайшим веществом на земле. По той же причине, обращаясь ко «внешним» людям, Христос говорил о «восходящем» и «заходящем» солнце, однако ученикам Своим, стоявшим гораздо выше по своему развитию, Он сказал так: «Я стою в центре Космоса» (Thomas, Log. 28, Ibid. pp. 19, 89,20), т. е. на уровне ноты СОЛЬ Большой Октавы.



Легко видеть, что без этого Треугольника, а стало быть, без дыхания, Адам, равно как и любой другой адамический человек, не мог бы существовать. Простая и понятная, естественная Эннеаграмма-«В», будучи лишена треугольника, не содержит элементов, необходимых даже для эфемерного бытия; вот почему Бог вдохнул в Адама Свое дыхание сразу после того, как сотворил его из тонкой материи — праха земного. Ведь согласно первоначальному божественному замыслу, человек-Адам, созданный из Т Второй космической Октавы и тонких слоев нот ЛЯ и СИ, должен был жить под властью закона постоянства.

Бытие до-Адамова человека предполагалось чисто эфемерным, но даже оно не было бы возможно без треугольника 3-6-9. Из Эннеаграммы-«А» видно, что две его стороны, 3-9 и 6-9, естественным образом вытекают уже из анализа Основного Числа XIII, недоставало лишь стороны 3-6 — основания неполного треугольника. Это основание было добавлено искусственно, то есть извне — в точности так, как Адаму был добавлен весь треугольник. Однако на сей раз это сделало не дыхание Бога, принесенное совместными усилиями Абсолютов I и II (Яи Отец одно, — сказал Христос; Ин 10: 30), но Абсолют III, или Сатана-ил, — прародитель Похоти и силы земной Любви, ее порождающей.

(2)

Это различие между треугольниками, вписанными в данные Эннеаграммы, исполнено эзотерического значения. До Грехопадения человек-Адам был Индивидуальностью благодаря дыханию, полученному непосредственно от

Бога. Он был помещен на уровень человека-7 и обладал бессмертием. После Грехопадения, будучи отождествлен со своей Личностью и ограничен начавшим огрубевать телом, он стал смертен1. Вместе с тем человек-Адам сохранил в скрытой форме способность «исправиться» в этом отношении, особенно после того, как Иисус Христос принес ему Благую Весть и открыл возможность вновь стать Индивидуальностью в результате овладения своей Личностью, затем телом и, наконец, обретения Второго Рождения и возвращения к своему первоначальному бессмертию в лоне Господа.

Итак, несмотря на то, что испорченный человек-Адам — пребывающий в том состоянии, которое, как правило, ошибочно почитается «нормальным», — стал, подобно до-Адамовому, Личностью, он, благодаря некогда снизошедшему на него Дыханию, все же остается Индивидуальностью. Однако Индивидуальностью он является лишь потенциально, и действительная цель его жизни, на достижение которой направлена эзотерическая работа, состоит в том, чтобы этот потенциал реализовать.

(3)

До-Адамов человек Индивидуальностью никогда не был. Будучи создан на VI день как Личность, он напрочь лишен возможности к непосредственной, если можно так выразиться, «индивидуальной» индивидуализации, ибо его бытие было подчинено закону коллективной Индивидуализации, приводимому в действие Абсолютом III через посредство всей иерархии подвластных ему духов. Эта иерархия образует октаву и, как мы увидим ниже, включает в себя дух привязанности и дома (отношения к брачному партнеру и своим детям), семейственности (отношения к родственникам вплоть до двоюродных братьев и сестер), народа, племени, нации, касты, расы, а также (в виде боковых октав) корпоративный, клановый дух, дух кастовости и тому подобное.

Сразу после грехопадения продолжительность жизни человека-Адама составляла несколько веков. Согласно Библии, она постепенно уменьшалась, пока не достигла приблизительно 80 лет. Любопытно, что в период, последовавший за Грехопадением, деторождение у патриархов имело место незадолго до смерти. Это позволяет предположить, что такая зависимость от деторождения, ставшая неизбежной для адамического человека после грехопадения, и была непосредственной причиной его смертности.

V

(1)

Рассмотрим теперь два символа, которые Традиция связывает с человеком до и после Адама. Это Эннеаграмма-«А» (рис. 15) и Эннеаграмма-«В» (рис. 16).




 

Читатель, вероятно, обратил внимание, что в обоих случаях наряду с самим символом на рисунке присутствуют астрологические знаки, позже перешедшие в астрономию. В то время как три знака Солнца на Эннеаграмме-«А» внутри белые, поскольку символизируют солнца зрячих, на Эннеаграмме-«В» они черные, так как символизируют солнца слепых.

Оставим на какое-то время Эннеаграмму-«А» и остановимся подробно на Эннеаграмме-«В». Последняя представляет для нас больший интерес, поскольку связана с человеком-Адамом, который даже будучи испорчен, как ныне, все же способен к эзотерическому прогрессу.

Читатель, должно быть, знает, что в большинстве европейских языков солнце, расположенное в вершине Эннеаграммы, и шесть издревле известных планет дали названия дням недели. Наиболее ясно это видно из их латинских наименований:

Dies Solis Dies Lunae Dies Mortis Dies Mercuris Dies Jovis Dies Veneris Dies Saturni.

To, что традиционные слоги, обозначающие музыкальные ноты, также оказываются связаны с Большой Октавой1, ясно показывает, что хранимая Традицией Эннеаграмма известна с древнейших времен.

Значение Эннеаграммы-«А» как символа ограничено рамками телесной и душевной органической Жизни Земли—растительной, животной и человеческой. Эннеаграмма же «В», находящаяся в центре Космоса, есть универсальный символ. Он имеет множество аспектов и значений, которые бесполезно пытаться описать во всей их полноте, ибо, говоря словами св. Иоанна, и самому миру не вместить всех книг, которые могли бы быть об этом написаны. Ценность подобного начинания к тому же была бы весьма незначительна, поскольку Энне-аграмма-«В», содержащая в себе весь Гнозис, дает нам в руки своего рода универсальный инструмент, позволяющий проникать во всё, при условии, разумеется, правильного его использования для обретения Знания и Умения. В частности, все без исключения схемы, приведенные в каждом из томов этой книги, суть ее производные, и наоборот, каждая из них есть отражение того или иного ее аспекта.

Таких аспектов у Эннеаграммы множество, и все они способны породить элементы одного или нескольких эзотерических символов. В традиционном эзотерическом учении вместо детального анализа этих аспектов и символов разъясняется, как следует использовать универсальный инструмент, который представляет собой Эннеаграмма, для разрешения тех или иных вопросов, касающихся бытия или действия.

См. т. I, гл. X, §§ 8—9.

(2)

Ознакомим теперь читателя с тем из аспектов данного символа, который особенно необходим для той эзотерической работы, о которой идет речь в настоящем томе. Он определяет трансмутацию Водородов в организме человека-Адама, будь он совершенен или испорчен.

В обоих этих случаях символ остается тем же. Единственное различие состоит в применении во втором случае способности к произведению в нужный момент двух сознательных толчков, обеспечивающих полноту функционирования символа, а стало быть, тела, души и духовного организма Адамова человека №1, 2 или 3. Эти толчки дают ему возможность от своей испорченности. Для человека же №4 более актуальны другие аспекты Эннеаграммы-«В»: они будут открываться ему по мере его последовательного достижения VIII, IX и X ступеней Пути, представленных нотами МИ, РЕ и ДО, что соответствует уровням человека №5, 6 и 71.

(3)

Рассмотрим теперь тот аспект Эннеаграммы-«В», который отражает трансмутацию Водородов в организме Адамова человека №1,2 и 3 соответственно трем уже известным читателю «Гнозиса» гаммам питания2.



 

1 Т. I, гл. XX, § 18; т. II, гл. XXI, § III / 1.

2 Т. II, гл. XI.

Тонкая линия 1-4-2-8-5-7... именуется в Традиции Линией Периодичности. Всякое органическое циклическое движение предполагает следование закону, выраженному цепочкой этих Основных Чисел; каждая очередная его стадия определяется ими. Все в этом космическом Символе исполнено значения: сама окружность, три большие дуги и 3 х 3 = 9 подчиненных, вписанные фигуры и их стороны как хорды окружности, все точки пересечения линий внутри круга, все геометрические соотношения между линиями и засекаемыми на них отрезками, и так во всех направлениях. Девять точек окружности и 7 + 7 + 1 внутренних точек пересечения представляют собой стартовую площадку для визуализации всего сущего. Вместе их насчитывается 9 + 7 + 7 + 1= 24 — это число означает ЖЕЛАНИЕ и является производным от ОБНОВЛЕНИЯ (поскольку 2 + 4 дает VI).

После всего сказанного читателю должно быть ясно, что полное описание этого символа со всеми необходимыми комментариями было бы практически бесполезным. Именно поэтому традиционное эзотерическое учение ограничивается комментариями ad hoc , приводимыми если в том возникает необходимость. Что же касается всего остального, то ученикам разъясняется, как использовать этот символ в качестве средства, позволяющего методически, в полном соответствии с космическими законами осуществлять тот или иной анализ или синтез.

Дальнейшее рассмотрение Эннеаграммы-«В» мы будем проводить с точки зрения трансмутации Водородов в процессе питания Адамова человека на трех планах — телесном, душевном и духовном.

Если разделить последовательность 1-4-2-8-5-7 на две части — 1-4-2 и 8-5-7, мы получим две группы чисел, описывающие два больших комплекса органов, совокупность которых образует полный организм человека в плане его телесных, душевных и духовных функций.

Вспомним, что каждая из девяти точек окружности Эннеаграммы соответствует числу от 1 до 9, определяющему его порядковый номер, астрологическому знаку и одной или нескольким нотам. Кроме этого имеются также числа, соответствующие семи группам Водородов, которые как раз поддерживают колебательные движения органов человека-Адама, устанавливая различную скорость их функционирования, необходимую для обеспечения интегрального проявления в нем феномена жизни. Таково общее значение Эннеаграммы-«В», являющейся космическим символом, соответствующим «небесно-земному» человеку-Адаму. Связанная с этим гамма Водородов состоит из шести ступеней, от Н-768 до Н-12; при этом не следует забывать о том, что Нуль и соответствующий ему Водород-6 кроются здесь в числе 9.

«К этому» (лат.). То есть комментариями по конкретному поводу. —Прим. перев.

Данный аспект Эннеаграммы касается Адамова человека — его земной и небесной конституции. Для других же космических существ, высших по отношению к человеку, для которых в Космосе существует только две большие группы1, ситуация будет несколько иной. Геометрическая структура символа, фигуры, определяющие порядок точек, соответствующие ноты останутся прежними, однако астрологические знаки и типы Водородов будут другими2.

(4)

Первый крупный комплекс органов, управляемый последовательностью 1-4-2 и нотами РЕ-ФА-МИ, включает в себя три группы органов человеческого тела, отвечающие, соответственно, за усвоение пищи — РЕ, кровообращение — ФА и дыхание — МИ. Порядок перечисления этих нот первой октавы питания4 соответствует порядку первых трех цифр в десятичной дроби 0,142857... и указывает на то, каким образом в организме происходит трансмутация тонких материй: Н-384 — Н-96 — Н-192. На первый взгляд это кажется парадоксальным. Для лучшего понимания данного процесса мы рекомендуем читателю вернуться к XI главе второго тома. Тогда ему станет ясно, что трансмутация Водородов представляет собой несколько параллельных процессов, часть которых следует непосредственно порядку чисел окружности Эннеаграммы, в то время как остальные — эпициклической их последовательности, с использованием предварительно накопленных запасов Водородов. Группа линейных процессов трансмутации, непосредственно следующих порядку чисел, такова: РЕ Н-384 — МИ Н-192 — ФА Н-96. Процессы же, следующие эпициклической последовательности, суть РЕ Н-384 — ФА Н-96 — МИ Н-192; в здоровом человеческом организме они обеспечивают сбалансированное функционирование органов рассматриваемых групп.

Говоря упрощенно, можно сказать, что совокупность данных трех групп органов, управляемых цифрами 1-4-2 и нотами РЕ-ФА-МИ первой октавы питания, в определенном смысле представляет собой средство для осуществления водородообразующей трансмутации. В здоровом, оптимально функционирующем организме нота ФА-96 «звучит» чисто и мощно. Водород ФА-96 есть животный магнетизм, огонь крови, который излучается изнутри организма наружу сквозь кожный покров, после чего подчиняется тому же закону, что и всякая излучающаяся энергия. Для любого человека — и более всего для изучающего Гнозис — важно тщательно следить за тем, как «ведет себя» его ФА-96, ибо если ученик хочет, чтобы переход через Первый Порог и вступление на Лестницу оказались легки и имели хоть какие-либо шансы на успех, звучание ФА-96 должно обладать как чистотой, так и мощью.

1 Срв. т. II, гл. VII, рис. 3.

2 Срв. т. И, гл. X, § 2.

3 Данный термин следует понимать в весьма широком смысле, выходящем за рамки обычных представлений о метаболизме (анаболизме и катаболизме) и основном обмене веществ.

4 См. т. II, гл. XI, рис. 10.

 

(5)

Три группы органов, управляемые остальными тремя цифрами десятичной  дроби 0,142857..., то есть 8-5-7 и нотами первой октавы СИ-12, СОЛЬ-48, ЛЯ-24 и соответствующими им Водородами, образуют второй ансамбль, в котором трансмутация продолжается, однако ее выход имеет целью не накопление, а расходование. Такое определение, однако, допустимо лишь с некоторыми оговорками. Пользоваться им следует весьма осторожно, поскольку нельзя забывать, что речь идет об организме, а не механизме. В первой группе трансмутация предназначена практически исключительно для внутреннего пользования: наружу излучается только излишек Водорода Н-96. Во второй же группе значительная часть продуцируемой энергии — все, что сверх минимума, необходимого для поддержания должных кондиций физического тела, — служит психической жизни «Я». Именно в таком плане энергия СОЛЬ-48 (полностью) служит материальной основой мысли, а энергия ЛЯ-24 (негативная ее часть) обеспечивает функционирование двигательного и низшего эмоционального центров. Наконец, половая функция и ее производные активизируются энергией СИ-12.

Однако не следует забывать, что такая трансмутация также происходит по прямому, или линейному пути СОЛЬ-48 — ЛЯ-24 — СИ-12 и эпициклическому пути, который начинается с предварительно накопленных запасов энергии СИ-12, равно как и о том, что она также подвержена опосредованному давлению со стороны дыхания. Эта эпициклическая последовательность, подчиняющаяся порядку 8-5-7, идет от СИ-12 к СОЛЬ-48 и от СОЛЬ-48 к ЛЯ-24. Когда запасы энергии ЛЯ-24 становятся меньше определенного уровня, человек начинает ощущать голод. В этот момент некоторое количество этой энергии перебрасывается на ступень РЕ-384, давая ей тем самым толчок, который приводит ее в движение и, через посредство соков соответствующих желез, побуждает готовить организм к принятию и усвоению пищи.

(6)

По достижении ступени СИ-12 трансмутация Водородов в первой октаве может продолжаться двумя путями — ординарным и экстраординарным. Ординарная, прямая трансмутация СИ-12 в ДО-6 происходит естественным образом при нормальном половом акте, заполняющем интервал между этими двумя нотами. По окончании акта трансмутация завершается зачатием, когда муж-

екая и женская энергии СИ-12, слившись в генетическом оргазме, дают начало новой, независимой эмбриональной жизни, которая, следуя своему собственному пути, развивается соответственно нисходящей гамме.

В случае же экстраординарной трансмутации весь излишек энергии СИ-12, выделяющийся в организме как плата за удовольствие плотской любви, может скопиться в нем и претерпеть внутреннюю трансмутацию.

Такая экстраординарная трансмутация происходит опосредованно, а не инстинктивным, естественным образом, как в случае зачатия. Она может осуществиться лишь в результате сознательных усилий тех, кто продвигается по Лестнице и уже достиг третьей ее ступени. Мы вернемся к этому важному моменту ближе к концу настоящего тома, а сейчас отвлечемся от вопроса «как» и опишем лишь алхимический механизм данного процесса.

Подобно первому, второй механизм трансмутации разделяется на три стадии, которые можно рассматривать как аналоги обручения, брака и зачатия. Мы по-прежнему имеем здесь дело с Любовью, однако в данном случае она действует на более высоком плане куртуазной Любви, объединяющей Рыцаря с Дамой его мечты.

На первой стадии такой Любви энергия СИ-12 не извергается из физических и психических организмов мужчины и женщины, а сохраняется в них посредством ассоциации ее с СОЛЬ-12, пятой ступенью октавы дыхания.

Кульминация этого процесса ощущается как неодолимое половое влечение, однако высшего, чисто духовного порядка; при этом свежая порция энергии СИ-12, одновременно в обоих организмах объединяясь с СОЛЬ-12, сообщает последней новый толчок. Пара ощущает прилив высшего вдохновения, которое открывает ей удивительные перспективы.

За исключением весьма редких случаев, пара (Рыцарь и его Дама) осознает свое состояние высшего вдохновения лишь по прошествии с момента возникновения между ними куртуазной Любви более или менее длительного времени — ведь лишь куртуазная Любовь способна породить этот направленный внутрь каждого из них новый толчок, исходящий от энергии СИ-12. Это связано с тем, что СОЛЬ-12 сама по себе является пятой ступенью гаммы дыхания, так что возбуждение у «поддавшейся искушению» пары ослабевает на таком расстоянии настолько, что отклик этой ноты оказывается весьма незначителен. Однако под воздействием мощного толчка, исходящего от СИ-12, пара начинает переживать ни с чем не сравнимое душевное единение, предвкушение андрогинного сознания. Так Рыцарь и его Дама достигают стадии мистического обручения и получают благословение свыше при помощи опосредования высшим эмоциональным центром.

Если пара вследствие такой куртуазной Любви достигает нужного эмоционального напряжения, нота СОЛЬ-12, возбужденная толчком со стороны СИ-12, вызовет приток энергии к МИ-12 — третьей ноте октавы впечатлений.

Памятуя об эпициклических цепочках, читатель поймет, сколь мощен такой тройственный Водород-12, исходящий от разнополых существ и объединяющий в себе СИ-12, СОЛЬ-12 и МИ-12, которые вибрируют у обоих партнеров в полную силу.

Успешное развертывание этого процесса может привести к состоянию, в котором мужские и женские энергии, исходящие от СИ-12, вкупе с двумя остальными Водородами-12, сливаются в экстазе — в осознании мужчиной и женщиной своего биполярного «Я», ЕДИНОГО и неделимого для обоих.

Так заключается душевный брак, представляющий собой венец куртуазной Любви: теперь Рыцарь и его Дама оказываются навсегда соединены в своем андрогинном сознании, невзирая на любые внешние обстоятельства и даже саму смерть. Таков первый осязаемый результат на Пятом Пути, достигаемый благодаря настойчивым и сознательным усилиям по сублимации полового начала.

(7)

Здесь необходимо отметить, что сама по себе такая сублимация — не цель, а средство. Она осуществляется в четыре этапа, причем порядок трех последних из них, следующих за экстазом мистического брака, является обратным тому, в котором куртуазная Любовь приводит пару к андрогинному сознанию. Второй такой этап — обоюдный и одновременный переход у мужчины и женщины от МИ-12 к ФА-6, переход мгновенный и в чем-то сходный с зачатием. Третий этап представляет собой переход от СОЛЬ-12 к ЛЯ-6, происходящий постепенно и требующий времени: его можно уподобить стадии беременности. Наконец, если процессу ничто не воспрепятствует, пара достигает четвертого этапа—мгновенного перехода от СИ-12 к ДО-6: это Рождение, Третье Рождение, открывающее, по преодолении Третьего Порога, Рыцарю и Даме его мечты путь в эмпиреи Плеромы.

(8)

Теперь становится понятным, почему со стороны развитых Адамовых муж- чины и женщины, достигших третьей Ступени Лестницы и готовых взойти на четвертую — ступень Любви, почему с их стороны столь ошибочно продолжать извергать из своего организма энергию СИ-12 ради получения временного удовольствия при том, что ее накопление, овладение ею и благоразумное ее устремление на куртуазную Любовь способно открыть им врата утраченного Рая.

Читатель, вероятно, лучше понимает теперь также глубинный смысл платонической Любви, понятие которой столь часто бывает неверно истолковано.

VI

(1)

Ради описания возможных путей трансмутации высших Водородов в организме Адамовых мужчины и женщины мы несколько забежали вперед. Вернемся же к изучению развертывания гаммы дыхания при помощи Эннеаграммы. Как мы уже видели , без вмешательства Водорода-192 развертывание первой октавы питания не пошло бы дальше уровня МИ-192. Остановка дыхания повлекла бы за собой смерть организма, потому первым действием новорожденного становится крик, запускающий процесс дыхания. Но для того, чтобы активизировать МИ-192, ДО-192 должна сообщить ей часть своей энергии. При этом она, несмотря на свою вследствие этого ослабленность, по-прежнему должна дать толчок развертыванию своей собственной гаммы. В естественных условиях обитания, то есть когда человек работает физически на открытом воздухе, чистом и насыщенном кислородом, его кровообращение оказывается столь интенсивным, что того количества энергии ДО-192, которое поступает в организм в процессе дыхания, достаточно для полного удовлетворения обеих этих потребностей. В условиях же «цивилизованной» жизни, нездоровой со всех точек зрения, — это особенно верно в отношении жизни городской, — дыхание, как правило, оказывается неполноценным, воздух загрязнен, так что получаемое количество энергии ДО-192 бывает далеко не достаточным. По сходным причинам — из-за низкого качества пищи — оказывается неполноценным развертывание первой гаммы питания, в результате чего двигательный центр бывает вынужден отбирать дополнительную ДО-192 у дыхания, чтобы смягчить хронический дефицит энергии МИ-192. Это еще более ослабляет трансмутацию Водородов, идущую соответственно гамме дыхания, уровень которой и без того гораздо ниже нормального. Испорченный Адамов человек уже не умеет активно извлекать энергию ДО-48 из своих впечатлений. Эта энергия служит для заполнения интервала между МИ-48 — энергией активной мысли — и ФА-24 — энергией внимания, запас которых ежедневно практически исчерпывается. Соответственно, человеку-Адаму никогда не удается накопить достаточный запас энергии СОЛЬ-12, чтобы спонтанно перейти к ЛЯ-6, следуя линейной цепочке трансмутации Водородов.

Т. II, гл. XI, §11/1.

Эпициклическое движение между тремя группами органов происходит в порядке 8-5-7, то есть СОЛЬ-12 — МИ-48 — ФА-24. При указанном хроническом дефиците СОЛЬ-12 такое движение, очевидно, не вносит сколь-нибудь существенного вклада в общий процесс. Вместе с тем эпициклическое воздействие СОЛЬ-12 необходимо для активизации третьей гаммы питания — гаммы впечатлений. Сообщая дополнительный импульс МИ-48 и ФА-24, СОЛЬ-12 создает человеку условия для перехода к констатации своих впечатлений—условия, необходимые для включения ДО-48. В результате может начаться трансмутация Водородов: от ДО-48 она беспрепятственно переходит на РЕ-24, затем на МИ-12. Достигнув этой ступени, она останавливается на интервале, отделяющем МИ-12 от ФА-6. О том же, каким образом эта стадия может быть активизирована посредством куртуазной Любви на Пятом Пути, мы уже сказали выше.

(2)

Из всего этого следует, что ученик, желающий связать свои высшие центры со своим бодрствующим сознанием, должен обладать сильным и здоровым организмом, употреблять доброкачественную пищу, дышать чистым и свежим воздухом и получать обильные и положительные впечатления. Кроме того, его организм должен в достаточном количестве вырабатывать Водороды 12 и 6, отличающиеся друг от друга оттенками. Следует подчеркнуть, что этого ни в коем случае нельзя достичь естественным образом; нужно прилагать настойчивые и сознательные усилия, направленные на

а) констатацию своих повседневных впечатлений, прежде всего тех, что проистекают из отношений, связывающих Рыцаря и Даму его мечты в куртуазной Любви (первый сознательный толчок);

б) переориентацию половой энергии СИ-12, вырабатываемой вследствие ощущаемого парой влечения, с акта плотской любви на акт Любви куртуазной (второй сознательный толчок).

В третьей части настоящего тома, посвященной ЖИЗНИ, то есть жизниреалъной, мы приведем ряд указаний, которые позволят ученику практически подойти к решению этой двойной и вдвойне важной задачи.

(3)

Полный вид Эннеаграммы-«В» включает в себя определенные знаки, расположенные по ее окружности. Кроме цифр от 1 до 9, это ноты трех октав питания, космические атомные веса соответствующих Водородов и астрологические знаки, отвечающие этим октавам. Чтобы не перегружать рис. 17, мы нанесли все эти знаки на отдельной схеме, приведенной ниже, однако должны заметить, что при осмыслении и усвоении этой информации читателю следует изучать рис. 17 и 18 совместно.



И вновь мы хотели бы подчеркнуть, что символ этот, даже в такой форме и с учетом данных пояснений, далек от полноты. Вместе с тем он представляет собой прекрасный рабочий инструмент для всякого усердного и достигшего успехов ученика Гнозиса. Он позволит соискателю, глубоко задумывающемуся над столь немаловажными вопросами, отыскать сокровища, спрятанные в его глубинах. В связи с этим читатель не должен забывать о максиме, записанной в Золотой Книге:

Гнозис нужно завоевать!

Срв. Мф 11: 12. —Прим. ред.

1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15

перейти в каталог файлов


связь с админом