Главная страница
qrcode

Организация стоматологической помощи


НазваниеОрганизация стоматологической помощи
АнкорLarentsova Konflikty v stomatologicheskoy prakt.
Дата23.09.2017
Размер0.6 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаLarentsova_Konflikty_v_stomatologicheskoy_prakt...doc
ТипДокументы
#6245
страница8 из 8
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8

76

77

ме и по содержанию требования, предъявляемые Минз­дравом РФ, к ведению медицинской документации.

К тому же при первичном обращении обследование пациентки было недостаточным по объему, а именно: не собран анамнез, не описан локальный статус 12,11 и 21 (реакция зубов на перкуссию, зондирование, термические раздражители, наличие изменения зубов в цвете и т. д.), не проведено рентгенологическое исследование. Выстав­ленный диагноз «дефект пломбы» является неполным и не отражает истинного состояния указанных зубов.

Аналогичные упущения при осмотре полости рта и ведении документации имели место и при повторном обращении пациентки через три месяца. Проведенное в тот же день рентгенологическое исследование, как отмечено в медицинском документе, не выявило осо­бых изменений в периодонте. При такой неправильной диагностике, выставляется диагноз «острый перио­донтит», производится экстирпация некротизирован-ной пульпы 11 и отмечена кровоточивость пульпы 12. Оценивая приведенные записи, комиссия считает, что диагноз острого периодонтита 12 выставлен необос­нованно. Спорным является диагноз острого периодон­тита 11, так как развитию острого периодонтита предшествует пульпит, который клинически, как правило, сопровождается резким болевым синдромом. В данном случае, по мнению комиссии, клинических проявлений пульпита не было. Поэтому комиссия счи­тает, что проведенное лечение было неверным, так как при наличии пульпита следовало провести одно­моментное пломбирование канала зуба в день обраще­ния, а не оставлять каналы открытыми. Ошибочно установленный диагноз заболевания указанных зубов повлек также значительное удлинение сроков лечения.

В данном случае налицо следующие нарушения: 1. Ошибки при проведении обследования: как при первом обращении, так и при повторном.


  1. Диагностические ошибки: как при первом обра­
    щении, так и при повторном.


  2. Тактические ошибки: отсутствовал план лече­
    ния, лечение было не адекватно предъявляемым жало­
    бам, либо отсутствовало вообще.


  3. Технические ошибки - 28 дней корневые каналы
    11 и 12 зубов были открыты.


  4. Деонтологические ошибки - три месяца не была
    проведена адекватная жалобам пациентки терапия.


  5. Упущения при ведении медицинской документации.

На экспертизе рассматривались 2 случая несогласия пациентов с оказанной услугой. При изучении материалов дела нередко выявлялась лабильность психо-эмоциональ-ной сферы и другие нервно-психические расстройства. От­сюда становится понятно значение и важность того, что врач должен обратить внимание на психо-эмоциональное состояние пациента при первом его обращении. Врач дол­жен проявить настороженность, если пациент много и эмоционально говорит, уделяет много внимания отдель­ным не важным мелочам, слишком критично относится к естественным возрастным изменениям в организме.

Наши экспертизы показывают, что недостаточно тщательно собранный анамнез, неверно выбранный план лечения, несоблюдение деонтологических прин­ципов приводят к риску, разбирательству либо в стра­ховой компании, либо в суде. Про это не следует забы­вать, т. к. законодательство направлено на защиту па­циента, а не врача, поэтому наше государство будет ид­ти по пути обязательного страхования профессиональ­ного риска медицинских работников.

Стоматологическая страховая программа СтАР ос­новной упор делает на досудебное разрешение кон­фликта в системе «медицинская организация - паци­ент» или «врач - пациент». Это связано с необходимос­тью минимизации финансовых и моральных потерь от конфликтов.


78

79

Таким образом, Высший экспертный совет по сто­матологии СтАР имеет решающее значение при досу­дебном разрешении конфликтов при оказании стомато­логической услуги. Он позволяет проводить не только оценку качества лечебно-диагностического процесса при разрешении споров с одной стороны, но и дает ма­териалы, анализ которых может быть использован при разработке комплекса мероприятий по совершенствова­нию стоматологической службы. Его работа вносит ве­сомый вклад в улучшение контроля качества оказания стоматологических услуг. Необходимо региональным отделениям СтАР, опираясь на опыт работы ВЭС, со­здать, а там где есть активизировать работу территори­альных экспертных советов по стоматологии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Анцупов А.Я. Шипилов А.И, Конфликтология: учебник для вузов. М., ЮНИТИ, 1999.

Бойко В.В. Правила эмоционального поведения. — СПб., Сударыня, 2003.

Бойко В.В, Мчедлидзе Т.Ш. Управление персоналом стоматологической фирмы (психологический аспект). — СПб., Сударыня, 2003.

Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. М., Эксмо, 2000.

Лареецова Л.И., Смирнова Н.Б. Конфликт как фактор стресса в практике врача-стоматолога // Ж. Российская стоматология, 2002, № 4. С. 36-38.

Леонтьев В.К., Полуев В.И., Логинов А.А. Управление рисками в стоматоло­гии - одно из важнейших направлений профилактики конфликтов в сто­матологической црактике.//Труды VI съезда САР, М., 2000, С. 43 - 46.

Дерябо С, Ясвин В. Гроссмейстер общения. Москва, Смысл, 1996.

Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. - Ростов-на-Дону, 1995.

Любимов А. Мастерство коммуникации. Москва, 2001.

Майерс Д. Социальная психология. - СПб, 1997.

Творогова Н.Д. Психология: Лекции для студентов медицинских вузов. -М., 1998.

Перес Ловелле Р., Кудрявая Н.В. Психологические основы деятельности врача. М., ВУНМЦ, 1999.

Корнелиус X., Фейер Ш. Выиграть может каждый. М., Стрингер, 1992.

Скотт Дж.Г. Конфликты, пути их преодоления. — Киев, 1991.

Социальная конфликтология. П/р Морозова, М., Академия, 2002.

Харди И. Врач, сестра, больной. Будапешт, 1972.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ТЕСТ ОПИСАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ (К.ТОМАСА)

Цель: Определение стиля поведения, изучение лич­ностной предрасположенности к конфликтному пове­дению.

Инструкция: Предлагаемый Вашему вниманию во­просник состоит из двойных высказываний: А и Б. Внимательно прочитайте каждое высказывание, вы­берите то, которое в большей степени соответству­ет тому, как Вы обычно поступаете и действуете.

Текст вопросника

1. А) Иногда я предоставляю возможность другим
взять на себя ответственность за решение спор­
ного вопроса.

Б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

  1. А) Я стараюсь найти компромиссное решение.
    Б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех инте­
    ресов и другого человека, и моих собственных.

  2. А) Обычно я стремлюсь добиться своего.

Б) Иногда я жертвую своими собственными ин­тересами ради интересов другого человека.

  1. А) Я стараюсь найти компромиссное решение.
    Б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

  2. А) Улаживая спорную ситуацию, я все время
    пытаюсь найти поддержку у другого.

Б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать беспо­лезной напряженности.

  1. А) Я пытаюсь избежать неприятности для себя.
    Б) Я стараюсь добиться своего.

  2. А) Я стараюсь отложить решение спорного вопро-

са, чтобы со временем решить его окончательно.

Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, что­бы добиться другого.

8. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться
своего.

Б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9. А) Я думаю, что не всегда следует волноваться
из-за каких-то возникающих разногласий.

Б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться сво­его.

10. А) Я твердо стремлюсь добить своего.

Б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А) Первым делом я стремлюсь ясно определить
то, в чем состоят все затронутые интересы и
спорные вопросы.

Б) Я стараюсь успокоить другого и главным об­разом сохранить наши отношения.

12. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, кото­
рая может вызвать споры.

Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет на встречу.

13. А) Я предлагаю среднюю позицию.

Б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. А) Я сообщаю другому свою точку зрения и
спрашиваю о его взглядах.

Б) Я пытаюсь показать другому логику и пре­имущество моих взглядов.

15. А) Я стараюсь успокоить другого и сохранить
наши отношения.

Б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16. А) Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преиму­ществах моей позиции.

17. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться
своего.


82

83

Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бес­полезной напряженности.

18. А) Если это сделает другого счастливым, я дам
ему возможность настоять на своем.

Б) Я дам другому возможность остаться при сво­ем мнении, если он идет мне навстречу.

19. А) Первым делом я пытаюсь определить то, в
чем состоят все затронутые интересы и спорные
вопросы.

Б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.

20.А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши раз­ногласия.

Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21.А) Ведя переговоры, стараюсь быть вниматель­ным к другому.

Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.А) Я пытаюсь найти позицию, которая находит­ся посредине между моей и позицией другого че­ловека. Б) Я отстаиваю свою позицию.

23. А) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовле­
творить желания каждого из нас.

Б) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А) Если позиция другого кажется ему очень
важной, я стараюсь идти ему на встречу.

Б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

  1. А) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
    Б) Ведя переговоры, я стараюсь быть вниматель­
    ным к аргументам другого.

  1. А) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

Б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить ин­тересы каждого из нас.

27. А) Зачастую стремлюсь избежать споров.

Б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться
своего.

Б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. А) Я предлагаю среднюю позицию.

Б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. А) Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы могли совместно добиться успеха.

Полученные в результате исследования данные со­относятся с ключом; подсчитывавтся частота прояв­ления каждого типа поведения.

КЛЮЧ:

Избегание (уход) - 1а, 56, 6а, 7а, 9а, 12а, 156, 176, 196, 236, 27а, 296.

Соперничество (конкуренция) - За, 66, 8а, 96, 10а, 136, 146, 166, 17а, 226, 25а, 28а.

Приспособление - 16, 36, 46, 116, 15а, 16а, 17а, 21а, 24а, 256, 276, 30а.

Компромисс - 2а, 4а, 76, 106, 126, 13а, 186, 206, 22а, 246, 26а, 29а.

Сотрудничество - 26, 5а, 86, 11а, 14а, 19а, 20а, 216, 23а, 266, 286, 306.


84

85

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ

Цель исследования: определить уровень эмпати-ческих тенденций.

ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование эмпатических тенденций с помощью теста-опросника можно проводить в групповом варианте или предлагать ответить на него одному испытуемому.

Каждому участнику исследования раздается тест-опросник, представляющий собой 33 утверждения, от­ражающих те или иные ситуации, которые могут вы­зывать сочувствие, сопереживание при общении и вза­имодействии с людьми, продуктами их деятельности, живой и неживой природой. Кроме того, каждый полу­чает бланк ответов, представляющий собой нумерацию соответствующих опроснику утверждений и два вари­анта возможных ответов «Да» и «Нет*.

Инструкция испытуемому: «Тест содержит 33 ут­верждения. Прочитайте и по ходу чтения дайте ответ, вспоминая или предполагая, какие чувства в подобной ситуации возникали или могли возникнуть лично у Вас. Если Ваши переживания, мысли, реакции соответ­ствуют тем, что предложены в утверждении, то в блан­ке ответов против соответствующего номера, совпадаю­щего с номером утверждения, подчеркните ответ «Да*, а если они иные, то подчеркните ответ «Нет»

Если у Вас возникнут какие-либо вопросы, связая ные с заполнением бланка, задайте их исследователю прежде, чем начнете работу по тесту-опроснику.

Если все понятно, приступайте к ответам».

ТЕСТ-ОПРОСНИК

1. Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый че­ловек чувствует себя среди людей одиноко.

86


  1. Люди преувеличивают способность животных по­
    нимать и переживать.

  2. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживать­
    ся и открыто проявляют свои чувства.

  3. Меня раздражает в несчастных людях то, что они
    сами себя жалеют.

  4. Когда кто-либо рядом со мной нервничает, я тоже
    начинаю нервничать.

  5. Я считаю, что глупо плакать от счастья.

  6. Я принимаю близко к сердцу проблемы моих друзей.

  7. Порой песни о любви вызывают у меня сильные пе­
    реживания.

  8. Я сильно волнуюсь, если приходится сообщать лю­
    дям неприятные для них известия.

  9. На мое настроение сильно влияют окружающие ме­
    ня люди.

  10. Я считаю иностранцев «холодными» и бесчувствен­
    ными.

  11. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с
    общением с людьми.

  12. Я не расстраиваюсь, когда мои друзья поступают
    необдуманно.

14 Мне очень нравится наблюдать, как люди принима­ют подарки.

  1. По моему мнению, одинокие пожилые люди недоб-
    рожелателены.

  2. Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама)
    расстраиваюсь.

  3. Слушая некоторые песни, я чувствую порой себя
    счастливым человеком.

  4. Когда я читаю книгу (роман, повесть и т. п.), то
    так переживаю», как будто все, о чем читаю, про­
    исходит на самом деле.




  1. Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то
    всегда сержусь или переживаю, негодую.

  2. Я могу не волноваться, даже если все вокруг волну­
    ются.

87

21 Если мой друг или подруга начинают обсуждать свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

  1. Мне не приятно, если люди вздыхают и плачут,
    когда смотрят кинофильм.

  2. Чужой смех меня не заражает.

  3. Когда я принимаю решение, чувства других людей
    на меня, как правило, не влияют.

  4. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие
    чем-то угнетены.




  1. Я переживаю, если вижу людей, легко расстраива­
    ющихся из-за пустяка.

  2. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания жи­
    вотных.




  1. Глупо переживать то, что происходит в кино или о
    чем читаешь в книге.

  2. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных
    старых людей.

  3. Чужие слезы вызывают у меня раздражение, а не
    сочувствие.




  1. Я очень переживаю, когда смотрю фильм.

  2. Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к
    любому волнению вокруг.

  3. Маленькие дети плачут без причин.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Цель обработки результатов: получение индекса эмпатийности (или эмпатических тенденций) испытуемого.

Чтобы получить индекс эмпатийности, нужно под­считать количество ответов, совпадающих с «ключом».

Да

1, 5, 7 9 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31

Нет

2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33

Таким образом, индекс эмпатийности (Иэ) является суммой совпадений ответов по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «Да», и по вопросам-утвержде­ниям, предполагающим ответ «Нет».

Для определения уровня эмпатических тенденций предлагается таблица интерпретации индекса Иэ с уче­том возраста и пола респондентов.

Пол

Уровни эмпатических тенденций

высокий

средний

низкий

Юноши

33-25

24-17

16-8

Девушки

33-29

28-22

21 -22

Если индекс эмпатичности оказался меньше предло­женного для интерпретации в таблице, то испытуемого следует попросить еще раз ответить на вопросы теста, снова объяснив условия его выполнения. При повтор­ном тестировании важно пронаблюдать за реакцией от­вечающего, чтобы убедиться в адекватности тестовой диагностики. В случае повторения результата уровень эмпатических тенденций считают очень низким.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Эмоциональная отзывчивость на переживания Дру­гих, называемая в психологии эмпатией, относится к высшим нравственным чувствам. Эмпатия в форме со­чувствия или сопереживания, будь то сорадование или совпечатление, связана с умением человека «прони­кать» в чувственный мир других. В разнообразных си­туациях эмоциональный отклик зависит от адекватнос­ти восприятия переживаний людей и эмоций живот­ных, а также от представления о вызвавших их причи­нах. Такая отзывчивость становится побудительной си­лой, направленной на оказание помощи. Поэтому при анализе результатов исследования нужно учитывать


88

89

влияние социокультурных традиций. Обычно юноши в какой-то мере скрывают свои переживания и не всегда склонны их рефлексировать, потому в таблице для ин­терпретации показателей Иэ уровни эмпатических тен­денций у юношей и девушек различаются.

Развитие эмоциональной отзывчивости зависит от многих факторов, среди которых степень актуализации потребности в благополучии других людей, умение пра­вильно «считывать» невербальную информацию о со­стоянии человека или животного по их позе, мимике, жестам, интонациям голоса и т. п, а также от жизнен­ного опыта, характера воспитания в семье, школе и жизненных условий.

Следует обратить внимание на тех, кто имеет высо­кий уровень эмпатических тенденций, с коэффициента­ми 30-33, пронаблюдать за особенностями отношений с ними товарищей по учебе. Дело в том, что эмоциональ­но отзывчивых людей могут эксплуатировать эгоисти­чески воспитанные лица, которые пользуются их доб­ротой для реализации собственных целей. Особенно ча­сто это наблюдается в конкурентном взаимодействии. Для эмоционально отзывчивых важно умение отстоять себя в условиях столкновения с индивидуализмом, се­бялюбием, корыстолюбием других людей.

СОДЕРЖАНИЕ

Вместо предисловия 3

Введение 5

Основы конфликтологии 12

Типология конфликтов 15

Динамика конфликта 23

Субъективные причины возникновения конфликтов.

Эмоции и развитие конфликта 27

Тактика поведения в конфликтных ситуациях 36

Типы поведения в конфликтной ситуации i 37

Профилактика конфликтов 46

Условия эффективного общения 48

Барьеры общения 56

Страхование профессиональных рисков врачей-стоматологов 66

Библиографический список 81

Приложение 82

Тест описания поведения в конфликтной ситуации (К.Томаса) 82
Исследование эмоциональной отзывчивости 86

Гл. редактор — СЕ. Шорин

(e-mail: sergeyshorin@rambler.ru)

Техническое редактирование и верстка — ВЛ. Сысыкина

Подписано в печагь 24.04.2005. Формат 84x108 1/32.

Бумага офсетная № 1. Гарнитура Literaturnaya Печать офсетная. Печ. л. 2, 875. Тираж 1000 экз. Заказ 1197.

Международная издательская группа «Медицинская книга» 119049, Москва, Ленинский пр., 4, стр. 1А.

Отпечатано в Международной издательской группе «Медицинская книга», 119049, Москва, Ленинский пр , 4, стр. 1А
1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов


связь с админом