Главная страница
qrcode

Поурочные планы по русскому языку 4 класс 2 полугодие. Памятка Работа над ошибками


НазваниеПамятка Работа над ошибками
АнкорПоурочные планы по русскому языку 4 класс 2 полугодие.doc
Дата31.08.2018
Размер0.67 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПоурочные планы по русскому языку 4 класс 2 полугодие.doc
ТипПамятка
#44957
страница2 из 12
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Урок 77

Прилагательные антонимы и синонимы

Ц е л и: развивать умение употреблять слова в речи в точном соответствии с их значением; активизировать словарный запас учащихся; развивать умение определять мягкую и твердую основу в словах.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Учащиеся записывают в тетрадях словосочетания под диктовку:

Обожгло холодом, проходила вдоль изгороди, оказался в стае, залит багрянцем, чернеет в обрыве, отъехали от деревни.

– Докажите правописание «ошибкоопасных» мест.

Лексическая работа.

Учащиеся объясняют значение слова багрянец.

Багрянец (книжн.) – багровый цвет: красный густого, темного оттенка. (Ожегов С. И.)

II. Словарная работа.

– Вспомните прилагательные, обозначающие какой-либо цвет.

Учащиеся называют прилагательные и записывают:

Жёлтый, чёрный, багровый, багряный, голубой, коричневый, оранжевый, фиолетовый.

Затем учащиеся в инсценированной форме рассказывают о словах, называющих какой-либо цвет. У каждого учащегося обязательно должен быть любой атрибут цвета, о котором он будет рассказывать (цветок, косынка, фрукт, кора дерева, перо птицы и др.).

И н с ц е н и р о в к а «Слово о словах».

Багровый и багряный

Красную краску иного оттенка называли багр. От этого возникли названия слов: багровым называют густой красный цвет, багряным – яркий чистый красный цвет.

Голубой

Название цвету дано по окраске оперения шейки голубя.

Коричневый

Образовано от слова корица. Оно в свою очередь образовано от слова кора. Первоначальное значение корицы – маленькая корочка.

Оранжевый

Этот цвет – цвет апельсина. Апельсин по-французски оранж. От этого же корня произошло и слово оранжерея.

Фиолетовый

Буквально значит цвет фиалки. Слово фиалка восходит к латинскому виола – так называли этот цветок.

III. Формирование новых знаний.

1. А к т и в и з а ц и я понятия антонимы.

И г р а «Наоборот».

Учитель читает стихотворение, учащиеся дружно хором вставляют антонимы.

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «наоборот».

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь низко,

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь…

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь…

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты…

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты…

Теперь начало я скажу.

Ну, отвечай...

– Какими словами «играет» автор этого стихотворения? Какое определение им можно дать?

– Приведите примеры прилагательных, противоположных по значению данным: умный, злой, трудолюбивый, широкий.

упражнение 7 на с. 152 учащиеся выполняют самостоятельно, по мере необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь.

2. Р а б о т а с синонимами.

Выполнение упражнения 8 по заданию учебника.

Н а д о с к е записано значение слова:

Бедовая – шустрая, смелая. (Ожегов С. И.)

IV. Выборочный диктант.

Н а д о с к е написан план текста. Учитель читает текст и предлагает учащимся записать только прилагательные.

Дивный цветок

Из Америки вывезли цветок окраски. чудо было очень роста.. красавца сажали в центре клумбы. Цветок держался на стебле. Его украшали листья. На голове был венец из лепестков. Голова цветка напоминала солнце. По имени солнышка цветок назвали – подсолнечник. (55 слов.)

По Е. Пермяку

По окончании работы проводится коллективная проверка. Учащиеся читают записанные прилагательные, объясняют их правописание.

V. Итог урока.

– Какие слова обогащают нашу речь?

– Что вам удалось на уроке?

Домашнее задание: упражнение 5, с. 151.

Урок 78

Изменение имен прилагательных по числам
и родам


Ц е л и: активизировать знания об изменениях имен прилагательных по родам и числам; развивать умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными; обогащать словарный запас учащихся.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Учащиеся записывают слова под диктовку в тетрадях:

Молодой, проливной, удивительная, ранний, ненастный, русский.

Устно доказывают правописание «ошибкоопасных» мест.

II. Словарная работа.

– Напишите слова столбиком.

Учитель диктует: автомобиль, багаж, восток, календарь, металл.

– Образуйте от этих слов имена прилагательные.

– Что общего у этих имен прилагательных? (Употреблены в единственном числе.)

Учитель предлагает детям провести «эксперимент» с прилагательными: образовать форму множественного числа, изменить прилагательные по родам.

III. Работа с учебником.

1. Н а б л ю д е н и е над родовыми окончаниями.

1) Упражнение 9 на с. 153 учащиеся выполняют по заданию учебника.

2) В ы п о л н е н и е упражнений 10 и 11 на с. 153.

Учащиеся составляют блок-схему «Родовые окончания имен прилагательных», подводят итог своим наблюдениям.



2. Н а б л ю д е н и я над окончаниями имен прилагательных в форме множественного числа.

В ы п о л н е н и е упражнения 12 на с. 154 по заданию учебника.

Учащиеся составляют блок-схему, подводят итог наблюдениям над окончаниями имен прилагательных в единственном и множественном числе.



IV. Самостоятельная работа.

Упражнение 13 на с. 155 учащиеся выполняют по заданию учебника.

V. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– Что было для вас важным?

Домашнее задание: упражнение 14, с. 155.

Урок 80

Склонение имен прилагательных

единственного числа мужского и среднего рода

Ц е л ь: познакомить со склонением имен прилагательных в единственном числе.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Учащиеся записывают прилагательные под диктовку в тетрадях:

Пушистый, удивительный, больной, широкий, утренний, деревянный, молчаливый, робкий.

– Докажите правописание «ошибкоопасных» мест.

II. Актуализация опорных знаний.

– Согласуйте имена прилагательные с именами существительными.

Н а д о с к е записана пословица.

На черн.. земле бел.. хлеб родится.

– Объясните смысл пословицы.

– Укажите, какой частью речи в четверостишии являются подчеркнутые слова.

Я смотрю – в избе мой брат,

У него шинель до пят.

Он с запиской отпускной(прил.)

К нам пришел на выходной(сущ.).

Д л я у ч и т е л я: слово шинель произносится мягко [шын’эл’].

Упражнение 21 учащиеся выполняют по заданию учебника.

III. Формирование новых знаний.

Н а б л ю д е н и е за родовыми окончаниями имен прилагательных при склонении.

1) Учащиеся склоняют прилагательное с твердой основой (золотой), поставив его сначала в форму мужского рода, затем в форму среднего рода. Задание выполняют на доске и в тетрадях.

И. п.

Р. п.

Д. п.

В. п.

Т. п.

П. п.

Золотой

Золотого

Золотому

Золотой

Золотым

О золотом

Золотое

Золотого

Золотому

Золотое

Золотым

О золотом

2) Выделяют окончания.

3) Делают в ы в о д: прилагательное золотой имеет твердую основу; в ед. ч. мужского и среднего рода это прилагательное имеет одинаковые окончания в Р., Д., Т. и П. падежах.

4) Склоняют прилагательное с мягкой основой (синий).

И. п.

Р. п.

Д. п.

В. п.

Т. п.

П. п.

Синий

Синего

Синему

Синий

Синим

О синем

Синее

Синего

Синему

Синее

Синим

О синем

– Можно ли ваш вывод применить к этому наблюдению? Почему?

5) Знакомятся со сведениями о языке на с. 160.

– Зависят ли падежные окончания прилагательных от типа основы?

IV. Первичное закрепление.

В ы п о л н е н и е упражнения 23 на доске и в тетрадях.

V. Самостоятельная работа.

Н а д о с к е записаны словосочетания: ранним утром, в свежем воздухе, в дальнем краю, могучий дуб, с синего неба.

Учащиеся письменно определяют падеж прилагательных, выделяют окончания.

По окончании работы проводится в з а и м о п р о в е р к а.

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание: упражнение 24, с. 161.

Урок 79

Связь имен существительных
с именами прилагательными


Ц е л и: обеспечить усвоение учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного; добиться усвоения учащимися правильного употребления и написания окончаний имен прилагательных.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Учащиеся записывают слова под диктовку в тетрадях:

Радостный, могучий, осенний, соседний, широкий, морской, поздний.

– Докажите правописание «ошибкоопасных» мест.

II. Актуализация опорных знаний.

1. П р о в е р к а домашнего задания.

– Почему именно в этой форме употребили имена прилагательные? Сделайте вывод.

В ы в о д: форма имени прилагательного зависит от имени существительного.

2. Р а з в и т и е р е ч и.

Н а д о с к е записаны слова: кофе, мозоль, тюль, рояль.

Учащиеся составляют словосочетания прил. + сущ. с данными словами.

Для проверки: кофе (м. р.), мозоль (ж. р.), тюль (м. р.), рояль (м. р.).

– Запомните род этих существительных.

III. Формирование новых знаний.

1. Упражнение 15 на с. 156 учащиеся выполняют по заданию учебника.

(О т в е т: это разные слова.)



– Как определили падеж имен прилагательных?

2. В ы п о л н е н и е упражнения 16 на с. 156 по заданию учебника.

После устного коллективного разбора учащиеся записывают упражнение и выполняют задания по вариантам (рядами).

3. Ч т е н и е правила на с. 157.

Пользуясь правилом, учащиеся определяют род, число, падеж прилагательных в словосочетаниях: младший брат, до позднего вечера, большим пятном, в дальнюю поездку, на снежных обрывах.

Учитель прелагает учащимся блок-схему по теме урока. Учащиеся комментируют ее и записывают в тетрадях.



IV. Закрепление.

Упражнение 17 на с. 157 учащиеся выполняют по заданию учебника, с комментированием.

V. Самостоятельная работа.

В ы п о л н е н и е упражнения 20 по заданию учебника, с комментированием, по вариантам.

В а р и а н т I – зимний день, лесная тропинка, голубое небо.

В а р и а н т II – крутая гора, родное село, легкий снежок.

VI. Итог урока.

– Чем занимались на уроке?

– Зачем учились этому?

Домашнее задание: упражнение 18, с. 157.

Урок 81

Склонение имен прилагательных

мужского и среднего рода единственного числа

Цели: обеспечить усвоение учащимися особенностей склонения имен прилагательных, сочетающихся с одушевленными и неодушевленными существительными; отработать навык определения падежа имени прилагательного.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Учащиеся записывают слова под диктовку в тетрадях:

На Волге, на пристани, на аллее, на ели, в деревне, на площади, в книге, в тетради, на ослике, на лошади.

– Докажите правописание «ошибкоопасных» мест.

– В каком падеже будут стоять прилагательные, согласованные с этими существительными? Подтвердите примерами.

II. Словарная лексическая работа.

И г р а «Лишнее слово».

Н а д о с к е записаны слова: красный, рубиновый, коралловый, кумачовый.

Учащиеся должны исключить «лишнее» слово из строки и объяснить свой выбор. (Коралловый; коралл может быть и розовым, и белым.)

Для устойчивого запоминания написания этого слова учащиеся составляют предложение с этим словом, находят словосочетание прил. + сущ., определяют род, число, падеж прилагательного коралловый.

III. Формирование новых знаний.

1. Наблюдение за окончаниями прилагательных, сочетающихся с одушевленными и неодушевленными именами существительными.

В ы п о л н е н и е упражнения 26 по заданию учебника.

Одновременно два ученика работают у доски, остальные – в тетрадях по вариантам, затем делают вывод и сравнивают его со сведениями о языке в учебнике.

2. М и н и - т е с т.

З а д а н и е: написать номер прилагательного, сочетающегося:

в а р и а н т I – с одушевленными существительными;

в а р и а н т II – с неодушевленными существительными.

1) о русском

2) Русский (II в.)

3) Русскому

4) Русским

5) русского (I в.)

Коллективная п р о в е р к а. Учащиеся объясняют свой выбор. (По вопросу.)

IV. Самостоятельная работа.

Н а д о с к е записан текст.

Приключения зеленого листа

Как-то раз с большого клена

Оторвался лист зеленый

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова

У зеленого листа…

Ветер нес его и нес,

Бросил только на мосту.

В тот же миг веселый пес

Шмыг – к зеленому листу.

Лапой – хвать зеленый лист,

Дескать, поиграем.

«Не хочу», – парашютист

Головой качает…

Ветер вмиг с листом зеленым

Над землей взметнулся снова,

Но шалун листок устал

И ко мне в тетрадь упал…

Я пишу в саду под кленом

Стих о том листе зеленом.

Учитель выразительно читает стихотворение и просит учащихся определить падеж повторяющегося прилагательного (зеленый). Учащиеся выполняют работу самостоятельно, письменно.

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Что повторили?

– Какие навыки отработали?

Домашнее задание: упражнение 27, с. 163.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов


связь с админом