Главная страница
qrcode

Поурочные планы по русскому языку 4 класс 2 полугодие. Памятка Работа над ошибками


НазваниеПамятка Работа над ошибками
АнкорПоурочные планы по русскому языку 4 класс 2 полугодие.doc
Дата31.08.2018
Размер0.67 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПоурочные планы по русскому языку 4 класс 2 полугодие.doc
ТипПамятка
#44957
страница3 из 12
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Урок 82

Склонение имен прилагательных

единственного числа мужского и среднего рода

Ц е л и: обобщить и систематизировать знания о склонении имен прилагательных мужского и среднего рода; отработать навык определения падежа прилагательных.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Учащиеся записывают слова под диктовку в тетрадях:

В Сибири, на Кавказе, на машине, на лошади, на ладони, на пальце, к сирени, к осине, на скатерти, на салфетке.

– Докажите правописание «ошибкоопасных» мест.

II. Актуализация опорных знаний.

1. С л о в а р н а я р а б о т а.

Н а д о с к е записаны словосочетания:

Февральского мороза, новому самолету, богатый урожай, зимним лагерем, о крепком союзе.

Учитель дает задание учащимся написать словосочетания, определить падеж имен прилагательных, выделить окончания, подчеркнуть словарные слова.

2. Р а з в и т и е р е ч и.

Н а д о с к е записано предложение:

На молодежном фестивале я увидела море улыбок.

Учитель прелагает учащимся найти образное выражение, сказать, что оно обозначает; найти в предложении прилагательное и определить его падеж.

III. Формирование новых знаний.

1. Н а б л ю д е н и е над окончаниями прилагательных с мягкой основой на ч, к, х.

Учащиеся выполняют упражнение 28 на с. 163 устно и делают вывод.

В ы в о д: в Р., Д., П. падежах окончания прилагательных такие же, как у прилагательных с твердой основой.

2. Первичное з а к р е п л е н и е.

Упражнение 29 на с. 164 учащиеся выполняют по заданию учебника, на доске.

3. Н а б л ю д е н и е над падежными окончаниями прилагательных с твердой основой на ж, ш.

Учащиеся выполняют упражнение 30 устно и делают вывод.

В ы в о д: окончания прилагательных с твердой основой на ж, ш такие же, как у прилагательных с мягкой основой.

4. Первичное з а к р е п л е н и е.

Упражнение 32 учащиеся выполняют самостоятельно, по заданию учебника.

IV. Тест.

З а д а н и е: найдите сочетания слов, в которых существительное и прилагательное не согласованы в роде и числе:

1. Белый медведь.

2. Новая шампунь.

3. Высокие горы.

4. Зимняя пальто.

5. Снежные зима.

6. Зубной врач.

7. Яркая радуга.

8. Красивая картина.

9. Строгая учитель.

10. Черный плащи.

К л ю ч: 2, 4, 5, 9, 10.

V. Итог урока.

– Что нового узнали? Приведите примеры.

Домашнее задание: упражнение 33, с. 165.

Урок 83

Падежные окончания имен прилагательных

мужского и среднего рода

Ц е л ь: формировать навык правописания окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Учащиеся записывают словосочетания под диктовку в тетрадях:

На верхушке ели, на крыше избушки, от кочки к кочке, от березки к березке, по дорожке к сторожке, на листочке черемухи.

– Докажите правописание «ошибкоопасных» мест.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель предлагает просклонять прилагательное молодой с вопросами, затем прилагательное серый (на доске и в тетрадях).

И. п. (какой?) молодой

Р. п. (какого?) молодого

Д. п. (какому?) молодому

В. п. (какой?) молодой

Т. п. (каким?) молодым

П. п. (о каком?) о молодом

И. п. (какой?) серый

Р. п. (какого?) серого

Д. п. (какому?) серому

В. п. (какой?) серый

Т. п. (каким?) серым

П. п. (о каком?) о сером

Учащиеся характеризуют падежные окончания.

Будут ли изменяться окончания этих прилагательных, если они будут сочетаться с существительными в среднем роде? (Нет, кроме И. п. и В. п.)

III. Формирование новых знаний.

1. Н а б л ю д е н и е за прилагательными с ударными и безударными окончаниями.

Учащиеся под руководством учителя анализируют ударные и безударные падежные окончания прилагательных (на примере предыдущих слов молодой и серый), отмечают сходства и различия, делают вывод.

– Для всех ли случаев будет подходить ваш вывод?

П р о в е р к а вывода осуществляется при выполнении упражнения 34 на с. 166.

2. Ч т е н и е п р а в и л а на с. 167.

Учащиеся сравнивают окончания падежных вопросов и окончания прилагательных. Делают в ы в о д.

Затем учащиеся читают рифмованное правило, последние две строчки заучивают наизусть.

Когда есть прилагательное

И нужно обязательно

Узнать про окончание –

Внимание, внимание!

Правил легче нет на свете:

Что в вопросе – то в ответе!

IV. Первичное закрепление.

В ы п о л н е н и е упражнений 35, 36 на доске с комментированием и в тетрадях самостоятельно.

V. Мини-проверочная работа.

Н а д о с к е записаны словосочетания:

В снежн.. уборе, от утренн.. тумана, к молчалив.. лесу, зимн.. лесом, пушист.. покрывалом, от рыхл.. снега, в тепл.. пальто, чудесн.. запахом, от птичь.. говора, в глубок.. овраге.

Учащиеся должны вставить окончания в прилагательные самостоятельно.

Затем выполняется коллективная п р о в е р к а.

V. Итог урока.

– Что вам на уроке удалось?

– Как проверить безударное окончание имени прилагательного?

Домашнее задание: упражнение 38, с. 168.

Урок 84

Правописание безударных падежных окончаний

имен прилагательных мужского и среднего рода

Ц е л и: отработать навык написания безударного окончания имени прилагательного единственного числа мужского и среднего рода; обогащать словарный запас учащихся.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Учащиеся записывают словосочетания под диктовку в тетрадях.

Подошли к библиотеке, стояли около библиотеки, подъезжали к деревне, ушли из деревни, поездка по Волге, жизнь на Волге, в Москве на параде.

II. Актуализация опорных знаний.

– Что изучали на прошлом уроке?

– Договорите окончания прилагательных в стихотворении.

Учащиеся читают текст с доски и определяют окончания прилагательных.

Дню – какому? – тепл..

К лицу зелен.. цвет.

Какого дня? – весел..

Сияет в роще свет!

Какого дня? – весенн..

Прекрасней нет в году.

– Как определяли окончание прилагательных?

– Правил легче нет на свете – … (правило продолжают хором ученики).

III. Формирование новых знаний.

– Сегодня на уроке вам предстоит составить алгоритм (порядок рассуждения) для определения написания безударного окончания прилагательных.

В ы п о л н е н и е упражнения 39 на с. 168 устно.

В ы п о л н е н и е упражнения 39 на с. 168 по заданию учебника, на доске работу выполняют одновременно два ученика.

– Можно ли сказать, что безударные окончания прилагательных – это орфограмма?

– Предложите порядок рассуждения для определения написания безударного окончания прилагательных (алгоритм).

Учащиеся сравнивают алгоритм с правилом определения окончания прилагательных на с. 169–170.

Под руководством учителя учащиеся составляют блок-схему по правилу определения окончания прилагательных.



IV. Первичное закрепление.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 41 на с. 170 по заданию учебника, с комментированием.

2. Р а б о т а в г р у п п а х.

Класс разделить на три группы. Выбрать куратора. Каждый учащийся в группе объясняет написание «своего» окончания прилагательного, остальные члены группы следят за правильностью объяснения. Куратор оценивает работу.

З а д а н и е:

1-я г р у п п а

Знатн.. происхождение, на золотист.. сиянии, из-за рыхл.. снега, на рябеньк.. яичко, к рябинов.. квасу, с секретн.. замком, к сердечн.. привету, сквозь серебрист.. иней, у сер.. волка.

2-я г р у п п а

В чист.. море, у хмур.. утра, в цепк.. взгляде, у хлебн.. магазина, о здешн.. жителе, с ценн.. подарком, для янтарн.. ожерелья, при ярк.. свете, о ясн.. солнышке, про жарк.. лето.

3-я г р у п п а

О шутлив.. поздравлении, к добр.. молодцу, о дорожн.. происшествии, на жадн.. животное, без сливочн.. масла, в крайн.. доме, в жидк.. тесто, о заботлив.. сыне, на зимн.. пальто, к заперт.. чулану.

V. Самостоятельная работа.

В ы п о л н е н и е упражнения 43 на с. 171 по заданию учебника.

VI. Итог урока.

– Как определить окончание прилагательного?

Домашнее задание: упражнение 44, с. 170.

Урок 85

Правописание падежных окончаний

имен прилагательных мужского и среднего рода

единственного числа

Ц е л ь: отработать навык написания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Учащиеся записывают словосочетания под диктовку в тетрадях.

Спешим к ловушке, заметили в долине, подобрался к пещере, переливалась на листочке, сидим в центре, катались на лодке, рассказали об осине, тополе.

II. Актуализация опорных знаний.

– Исправьте ошибки в тексте. (Текст записан на доске. Работа проводится устно.)

Ропкий, тихий лег на чорную землю первый снежок. Небо серае, а снек белый, лехкий.

В янворе снек тижелый и холодный одеялом накрывает поля. Кругом наволило снегу по колено, а то и попояс. Чуть шагнул с трапинки – утанул в сыпучим снежнам болоте.

Учащиеся читают предложения, находят ошибки, исправляют и комментируют их правильное написание, определяют род, число, падеж у имен прилагательных.

III. Развитие речи.

Учитель предлагает учащимся выполнить задания:

1. Составьте словосочетание прил. + сущ., в котором слово бархатный употреблялось бы в переносном значении. (Сезон, кожа, голос, взгляд.)

2. Составьте предложение с одним из словосочетаний. Определите род, число, падеж имени прилагательного.

IV. Упражнение в написании окончаний прилагательных.

В ы п о л н е н и е упражнения 49 на с. 174 по заданию учебника.

V. Определение падежа прилагательных, которые сочетаются с существительными в И. п. и В. п.

В ы п о л н е н и е упражнений 46–47, с. 172–173.

Учитель организует предварительную работу, активизируя внимание учащихся на опорных знаниях:

– Как различить И. п. и В. п. существительного?

– Можно ли это правило применить к именам прилагательным? Озвучьте его.

Учащиеся приступают к выполнению з а д а н и й:

1. Определите род, число, падеж прилагательных в упражнении 46. (В первом предложении прилагательное употреблено в В. п., а во втором – в И. п.)

2. Составьте аналогичные предложения, используя словосочетания из упражнения 50.

VI. Письмо по памяти.

Учащиеся читают текст, написанный на доске, анализируют «ошибкоопасные» места, запоминают, определяют падеж прилагательных и записывают в тетрадях по памяти.

Заметает пурга белый путь,

Хочет в мягких снегах потонуть.

С. Есенин

По окончании работы ученики сверяют написанное с текстом на доске.

VII. Итог урока.

– Что полезного узнали на уроке?

Домашнее задание: упражнение 51, с. 174.

Урок 86

Правописание падежных окончаний

имен прилагательных мужского и среднего рода

единственного числа

Ц е л ь: устранить пробелы в правописании падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Учащиеся записывают словосочетания под диктовку в тетрадях.

Из дальнего плавания, в еловом лесу, под тенистым дубом, с потухшим небом, душный зной, в сонном воздухе, о безмолвном море.

II. Актуализация опорных знаний.

Р а б о т а по рядам на материале упражнения 53 на с. 175.

Учащиеся под руководством учителя активизируют знания по вопросу:

– Как различить родительный и винительный падежи одушевленного существительного?

Затем учащиеся выполняют упражнения с применением правила.

По окончании проводится коллективная проверка.

III. Правописание падежных окончаний прилагательных в Р. п., Д. п., Т. п., П. п.

1. И г р а «Ералаш».

З а д а н и е к игре: соединить стрелками падежи и их окончания.

-ому Р. п. -ом

-ого Д. п. -его

-ым Т. п. -им

-ем П. п. -ему

2. В ы п о л н е н и е упражнения 55 по заданию учебника под руководством учителя.

IV. Самостоятельная работа.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу по вариантам.

В а р и а н т I – упражнение 55, с. 175.

В а р и а н т II – упражнение 57, с. 176.

V. Итог урока.

– Что отрабатывали на уроке?

– Для чего вы это делали?

Домашнее задание: упражнение 58, с. 177.

Урок 87

Диктант

Ц е л ь: проверить умение писать слова с изученными орфограммами.

Х о д у р о к а

Что за птица?

Стоит прекрасный зимний денек. На улице легкий морозец. Под лучами яркого солнца сверкает искрами снежок. На колючей веточке елки сидит прелестная птичка. Хочу разглядеть ее получше. Красавица! На головке у нее черная шапочка. На короткую шейку повязала галстучек. Спинка, крылья и хвост желтенькие. А какая яркая грудка! Словно птичка в желтом жилете. Клюв у птички тоненький. Подлетела она к моему окошку. Полакомилась шустрая птичка вкусным салом и запела радостную песенку: си-си-си. Догадались? Это… (76 слов.)

С л о в а д л я с п ра в о к: сверкает, жилет; сообщить постановку двоеточия в последнем предложении; написать название птицы.

З а д а н и е:

1. Подчеркните вопросительное и восклицательное предложения.

2. Разоберите по составу слова: грудка, сидит, радостную.

3. Выпишите словосочетания прил. + сущ., согласованные:
вариант I – в мужском роде;

вариант II – в среднем роде.

Определите падеж прилагательных.

О т в е т:

В а р и а н т I В а р и а н т II

Зимний денек (И. п.). яркого солнца (Р. п.).

Легкий морозец (И. п.). вкусным салом (Т. п.).

В желтом жилете (П. п.).

Тоненький клюв (И. п.).

Урок 88

Сочинение по рисунку

Ц е л ь: развивать умения составлять повествовательный текст с элементами описания, использовать в речи имена прилагательные.

Х о д у р о к а

I. Вводная беседа и постановка учебной задачи.

В о п р о с ы беседы:

– Приходилось ли вам бывать в лесу?

– Какие впечатления вы испытывали от общения с природой?

– Какие особенности тех или иных деревьев вы замечали?

– Что примечательного отмечали в деревьях, которые растут в лесу?

– Как бы вы сформулировали задачу сегодняшнего урока? (Будем учиться составлять повествовательный текст с элементами описания.)

II. Рассматривание рисунка.

Используется иллюстрация из упражнения 59, с. 177.

В о п р о с ы беседы по рисунку:

– Что вы видите на рисунке?

– Какое дерево изображено на переднем плане?

– Что можете о нем рассказать?

– Как называется верхняя часть дерева?

– Опишите ее.

III. Обсуждение структуры текста.

Н а д о с к е записаны опорные в о п р о с ы, которые помогут при обсуждении:

1) Какой текст вы будете составлять – описательный или повествовательный? (Повествовательный.)

2) Какова его основная мысль?

3) С чего начнете свое сочинение? (Варианты учащихся.)

4) О чем пойдет речь в основной части? (Характеристика и описание дерева.)

5) Что можно написать в заключении? (Свое отношение.)

6) Составьте план сочинения. (Предложения детей.)

IV. Лексико-стилистическая и орфографическая подготовка.

В процессе беседы по рисунку учитель записывает трудные слова, разбирает с учащимися орфограммы.

– В описательном тексте много прилагательных. О чем нужно помнить? (Об однородных членах предложения – определениях и расстановке знака пунктуации в них.)
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов


связь с админом