Главная страница
qrcode

Поурочные планы по русскому языку 4 класс 2 полугодие. Памятка Работа над ошибками


НазваниеПамятка Работа над ошибками
АнкорПоурочные планы по русскому языку 4 класс 2 полугодие.doc
Дата31.08.2018
Размер0.67 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПоурочные планы по русскому языку 4 класс 2 полугодие.doc
ТипПамятка
#44957
страница5 из 12
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

IV. Отработка навыка правописания окончаний прилагательных в форме множественного числа.

– Вставьте окончания:

от давн.. встреч;

в соседн.. подъезды;

о давн.. спорах;

около соседн.. веток;

в живуч.. организмах;

на бескрайн.. равнинах;

о настоящ.. друзьях;

с блестящ.. капельками.

V. Письмо под диктовку.

Высокие стройные сосны стоят в безмолвной тишине.

– Подчеркните «ошибкоопасные» места в словах.

– Разберите по членам предложения.

VI. Итог урока.

– С чем познакомились на уроке?

Домашнее задание: упражнение 27, с. 20.

Урок 97

Склонение и правописание окончаний

имен прилагательных множественного числа

Ц е л ь: отработать навыки правописания окончаний имен прилагательных в форме множественного числа.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Большие, желтые, золотистые, голосистый, могучий, висячие, мохнатые, болтливая, радостная.

– Докажите правописание орфограмм.

II. Актуализация опорных знаний.

1. У п р а ж н е н и е в образовании имен прилагательных от имен существительных.

– Замените выделенные слова именами прилагательными.

Каникулы зимой, прогулки на лыжах, вечера в январе, метели из снега.

– Выделите окончания имен прилагательных.

– Составьте с одним из словосочетаний предложение. Разберите его по членам предложения.

2. И н д и в и д у а л ь н а я р а б о т а по карточкам (проводится во время предыдущей работы, опрашиваются и оцениваются 5 учеников).

К а р т о ч к а - з а д а н и е

– Заполните пропуски.

В зимн.. сумерки с..ва выл..тает на охоту. (На)землю спустились зимн.. сумерки. Ле..к.. сн..ж..нки медленно опускались на крыши д..мов.

на ле..к.. снежинки упал луч со..нца.

3. Ф р о н т а л ь н ы й о п р о с.

– Назовите падежные окончания прилагательных с твердой и мягкой основой. Влияет ли тип основы на написание падежных окончаний имен прилагательных в форме множественного числа?

– Можно ли написание безударных окончаний проверять окончаниями вопросов?

III. Формирование новых знаний.

– Прочтите правило на с. 21. Докажите его примерами.

В ы п о л н е н и е упражнения 29 на с. 21 (по заданию, с комментированием).

– Как еще можно проверить безударные окончания имен прилагательных? (Ударными окончаниями прилагательных.) (См. с. 22.)

В ы п о л н е н и е упражнения 31 на с. 22 по заданию учебника.

IV. Закрепление. Отработка навыка правописания окончаний прилагательных в форме множественного числа.

– Вставьте окончания прилагательных (записываются столбиком только окончания).

К л ю ч:

О трескуч.. морозах. их

С задн.. лапами. ими

Перед высохш.. реками. ими

В здешн.. магазинах. их

К давн.. событиям. им

О вечерн.. сумерках. их

Передн.. зубы. ие

V. Итог урока.

– Сколько способов проверки окончаний имен прилагательных вы знаете?

– Какой способ помогает именно вам? Докажите на примерах.

Домашнее задание: упражнение 32, с. 23.

Урок 98

Склонение имен прилагательных

в форме множественного числа

Ц е л ь: обобщить и систематизировать знания о правописании окончаний имен прилагательных множественного числа.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Льет дождь, сильная вьюга, отдохнуть у ручья, на деревьях листья, хорошенькое платье, вышивать гладью, серьезное письмо, сверкать медалью, бьет в цель, шить пальто.

– Подчеркните орфограмму «Разделительный мягкий знак».

II. Актуализация опорных знаний.

С л о в а р н а я р а б о т а.

– Вставьте пропущенные буквы, образуйте однокоренные слова – имена прилагательные в форме множественного числа.

..бед – комн..та –

б..лет – к..лендарь –

г..зета – кв..ртира –

ж..лезо – тракт..р –

з..мл..ника – яг..да –

– Составьте с одним из слов словосочетание прил. + сущ.

– Просклоняйте прилагательное, выделите окончания, докажите их написание.

III. Закрепление знаний.

1. В ы п о л н е н и е на доске упражнения 33 на с. 23 по заданию учебника.

2. В ы п о л н е н и е коллективно упражнения 35 на с. 24 по заданию учебника.

IV. Диктант.

Проводится по тексту упражнения 38, с. 25.

Последовательность выполнения:

 Прочитайте текст.

 Разберите орфограммы.

 Запишите под диктовку.

 Самопроверка.

V. Итог урока.

– В чем вы упражнялись сегодня на уроке?

Домашнее задание: упражнение 37, с. 25.

Урок 99

Диктант

Ц е л ь: проверить умение писать слова с изученными орфограммами.

Х о д у р о к а

Книга

Хорошо посидеть осенним или зимним вечером на мягком диване. Приятно взять в руки, полистать любимую книгу. На первой странице текст сказки о золотой рыбке. На картинке нарисован старик. Бедняга стоит у синего моря, говорит с рыбкой, просит у нее для жадной старухи новую избу. Мудрую сказку подарил нам Пушкин.

Вот парнишка в овчинном полушубке шагает по зимней дороге. Мужичок с ноготок ведет за уздечку лошадку. Чудесные стихи Некрасова!

Много счастливых минут доставляют книги. Можно полететь в ракете к далеким звездам, побывать на холодном севере, в жаркой пустыне. Давно ли появилось на свет это удивительное чудо? (96 слов.)

З а д а н и е:

1. Выпишите из текста по одному прилагательному в единственном и множественном числе, просклоняйте эти прилагательные.

2. Сделайте морфологический разбор трех прилагательных.

3. Разберите по членам предложение о Пушкине.

Урок 100

Работа над ошибками

Ц е л и: устранить пробелы по орфографии; обобщить знания об имени прилагательном.

Х о д у р о к а

I. Коллективная работа над ошибками по памятке (см. Приложение).

II. Индивидуальная работа.

III. Работа в группах.

– Разгадайте кроссворд.

Имя прилагательное



П о г о р и з о н т а л и: 1. Изменяемый признак имени прилагательного. 5. Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?». 6. Изменяемый признак имени прилагательного. 7. Форма имен прилагательных в следующих словосочетаниях: великая держава, серьезные лица, интересные телепередачи. 8. Изменяемый признак, который можно определить только тогда, когда прилагательное стоит в форме единственного числа. 9. Что обозначает имя прилагательное? 10. Форма прилагательного, которая не изменяется по падежам.

П о в е р т и к а л и: 2. Каким членом предложения может быть прилагательное в следующей форме: выступление удачно, книга увлекательна? 3. Каким членом предложения чаще всего бывает имя прилагательное? 4. Как связываются прилагательные с существительными в словосочетании?

– Обсуждение ответов.

IV. Итог урока.

– Какова роль прилагательных в нашей речи?

– От чего зависит род, число и падеж прилагательного?

– Как проверить безударные окончания имени прилагательного?

– Каким членом предложения является прилагательное?

Урок 101

Общие сведения о личных местоимениях

Ц е л и: познакомить с ролью местоимений в речи; формировать умение распознавать их в тексте, правильно употреблять.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Михаил догадался, привела сестра, вымазался в грязи, на дворе светлым-светло, смотрела на зверей, летит оса, на хвосте принесла, таскает листочки, два молоденьких дрозда.

II. Введение в тему.

– Вы – редакторы. Замените выделенные слова другими. (Текст записан на доске.)

Лиса

про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

– Вместо какой части речи вы употребили эти слова?

Такие слова, которые не называют предмет, а только на него указывают, называются местоимениями.

Учитель вывешивает сигнал-схему:



– Местоимение – это часть речи.

В ы п о л н е н и е упражнения 1 на с. 26 по заданию учебника.

– Можно ли по личным местоимениям узнать, о ком идет речь?

III. Первичное закрепление.

Коллективно выполняется упражнение 2 на с. 26.

З а п и с ь: солнце – оно, Каштанка – она, кот – он.

Делается вывод.

В ы в о д: местоимение он указывает на предмет мужского рода, она – женского, оно – среднего рода.

Упражнение 3 на с. 27 выполняется по заданию учебника.

IV. Комментированное письмо.

Мы встали утром. Над нами весеннее солнце. Пришел к нам знакомый лесник. Он позвал нас посмотреть лисью нору. Мы подошли к сосне. Возле ее подножия была нора.

V. Творческий тест.

– Выберите нужное местоимение.

Вчера я дежурил в классе. Вместе со … а) я дежурила Катя.

б) ты

в) мной

Я вытер доску и парты. Доска у… а) оно так и блестела.

б) я

в) меня

Класс у … а) нас был в образцовом порядке.

б) мы

в) нее

VI. Итог урока.

– С какой частью речи познакомились?

– Почему эта часть речи получила такое название?

– Какие местоимения вы запомнили?

Домашнее задание: составить 5 предложений с местоимениями.

Урок 102

Личные местоимения

Ц е л ь: обеспечить усвоение учащимися личных местоимений 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Ребятки в палатке, исправьте ошибки, повис вниз, нести редиску, в повозке кувшин, рассек бровь, на тележке ложки и чашки, на вкус сладкий, гладкая шерстка.

II. Актуализация опорных знаний.

П и с ь м о по памяти.

Я, ты, он, она – вместе целая семья.

– Найдите местоимения в словах: семья, тыква, телефон, ворона, выбор, любимый.

– На какие группы их можно разделить?

– На кого указывают эти личные местоимения? Сделайте вывод.

В ы в о д: местоимения могут употребляться в форме единственного числа.

III. Формирование новых знаний.

Работа с правилом на с. 28 и таблицей на с. 29.

– Назовите личные местоимения единственного числа.

– Назовите личные местоимения множественного числа.

– Назовите местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица.

– Какие имена заменяют местоимения: он; она; оно?

– Закройте учебники и восстановите таблицу в тетради.

Учитель записывает опорные слова:

Личные местоимения

Ед. ч. Мн. ч.

1-е лицо … …

2-е лицо … …

3-е лицо … …

IV. Первичное закрепление.

В ы п о л н е н и е упражнения 7 на с. 30.

– Найдите в загадке личные местоимения.

– На кого указывают эти местоимения?

– Сделайте письменное задание.

В ы п о л н е н и е упражнения 8 на с. 30 по заданию, коллективно.

V. Упражнение в определении лица и числа местоимений.

В ы б о р о ч н ы й д и к т а н т.

– Запишите местоимения, определите число и лицо.

Мы с другом гуляли в лесу. Вдруг я увидел необычное растение с розовыми цветами. Оно хорошо пахло. «Ты знаешь название этого растения?» – спросил я друга. Он отрицательно покачал головой. Тогда мы обратились к учительнице. Она сказала: «Какие вы любопытные! Это растение – багульник».

П р о в е р к а.

VI. Мини-тест.

Напишите номера местоимений:



К л ю ч: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 15.

VII. Итог урока.

– Можно ли обойтись без личных местоимений?

– Задайте вопросы друг другу о местоимениях.

Домашнее задание: упражнение 10, с. 31.

Урок 103

Роль местоимений в предложении

Ц е л ь: добиться усвоения учащимися знания о членах предложения, которые могут быть выражены местоимениями.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Павлиньи перья, кружились у пчельника, у Дарьи тюльпаны, вязать платье, шалунья Марья, друзья Ильи, воробьиное чириканье, нельзя гулять, вьются над мальвой.

II. Актуализация опорных знаний.

– Какие местоимения вы знаете?

– Исправьте ошибки в таблице:



– Определите лицо и число местоимений:

в а р и а н т I

да, ну, он, но, вы, взо, ух, я, ты, при, они, без, мы.

в а р и а н т II

Вос, они, у, я, над, она, обо, оно, со, он, и, мы, ты.

В з а и м о п р о в е р к а.

III. Формирование новых знаний.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 11 на с. 32 по заданию учебника.

– Какой частью речи выражено подлежащее во втором предложении?

2. Упражнение 12 на с. 32 учащиеся выполняют устно, по заданию учебника.

3. Упражнение 13 на с. 33 выполняется на доске.

– Какой частью речи выражено подлежащее в каждом предложении?

– Выполните дополнительное задание к упражнению.

– Сделайте вывод.

В ы в о д: подлежащее может быть выражено местоимением.

– Может ли сказуемое быть выражено местоимением? (Вопрос-ловушка.)

– А определение? Почему?

– А дополнение? Приведите примеры.

IV. Самостоятельная работа.

– Напишите предложения под диктовку.

– Выделите грамматическую основу.

Человек идет по лугу и спугивает сотни кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету.

– Надпишите части речи над главными членами предложения.

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание: упражнение 14, с. 33.

Урок 104

Склонение личных местоимений

Ц е л ь: познакомить с изменением местоимений по падежам.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Прибежал лесник, в зеленом лесу, поднялась звезда, пил из заводи лосенок, далекая гора, зверюшки разбежались, большие цветы, висит ковер, прилетели весной, вывели птенцов.

II. Актуализация опорных знаний.

– Закрепим умение отличать личные местоимения от других частей речи.

З а д а н и е: зачеркните «лишние» слова:

Я, но, ты, он.

Мнем, мну, мне, мни.

Нас, нами, наст, нам.

Вам, воз, вес, вол.

– Что можете рассказать о местоимениях в первой строчке?

– Предположите, от какого местоимения образовались местоимения третьей строки. На какие вопросы отвечают эти местоимения?

– Сделайте вывод.

В ы в о д: местоимения изменяются.

В ы п о л н е н и е упражнения 16 на с. 35 устно.

– А теперь поставьте вместо существительных местоимения, образованные от местоимения 1-го лица единственного числа.

– Определите падеж этих местоимений.

III. Формирование новых знаний.

1. Р а б о т а с правилом и таблицей на с. 36.

– Понаблюдайте над основой. Сделайте вывод.

В ы в о д: при склонении местоимений изменяется вся основа.

2. Первичное з а к р е п л е н и е.

– Закройте учебники, просклоняйте любое личное местоимение.

Упражнение 17 на с. 35 выполняется по заданию учебника под руководством учителя.

IV. Самостоятельная работа.

– Определите лицо, число, падеж местоимений. Используйте таблицу.

1) поздравляю тебя (2-е л., ед. ч., В. п.).

2) встречаю его.

3) дарю ей.

4) горжусь тобой.

5) отвечает мне.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов


связь с админом