Главная страница
qrcode

Поурочные планы по русскому языку 4 класс 2 полугодие. Памятка Работа над ошибками


НазваниеПамятка Работа над ошибками
АнкорПоурочные планы по русскому языку 4 класс 2 полугодие.doc
Дата31.08.2018
Размер0.67 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПоурочные планы по русскому языку 4 класс 2 полугодие.doc
ТипПамятка
#44957
страница7 из 12
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

II. Итог урока.

– Какие знания вы использовали при выполнении работы?

Урок 115

Неопределенная форма глагола

Ц е л ь: познакомить с особенностями глаголов в начальной форме.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Встречать, варить, кормить, сорить, вязать, мирить, просить, слабеть, тащить, звонить, шептать, держать, тянуть, катать.

– Выделите корень, подчеркните безударную гласную в корне, устно докажите ее правописание.

II. Формирование новых знаний.

– На какие вопросы отвечают эти глаголы?

– Определите время и число. Почему этого нельзя сделать?

– По каким признакам можно узнать неопределенную форму глагола?

– Приведите примеры глаголов в неопределенной форме.

1. П р о ч и т а й т е п р а в и л ь н о.

Выделенные слова замените глаголами в неопределенной форме.

Хорошо был рыбаком

Или строил новый дом,

Капитаном в море плыл,

Пастухом в колхозе был,

Хорошо больных лечил,

Хорошо детей учил.

2. Н а б л ю д е н и е за глаголами неопределенной формы в тексте.

В ы п о л н е н и е упражнений 14 и 15 на с. 58 по заданию учебника.

– Всегда ли в глаголах неопределенной формы есть суффикс -ть или -ти?

– Прочтите сведения о языке на с. 58.

– Что нового для себя узнали?

– Прочтите правило в красной рамке.

– Какие части слова не входят в основу слова?

– Используйте эти знания при выполнении упражнения 16 (на доске).

– Составьте алгоритм разбора глагола по составу (морфемам).

АЛГОРИТМ

РАЗБОРА ГЛАГОЛА ПО СОСТАВУ

1. Определить форму глагола (инфинитив, время).

2. Выделить суффикс неопределенной формы.

3. Выделить основу.

4. Выделить корень слова.

5. Выделить глагольный суффикс.

6. Выделить другие части слова (если есть).

Учитель вывешивает схему-алгоритм.



III. Закрепление.

В ы п о л н е н и е упражнения 18 по заданию учебника, на доске, с комментированием.

IV. Самостоятельная работа.

Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение 19 на с. 60.

V. Итог урока.

– В какой форме у глаголов есть суффиксы -ть, -ти?

– Расскажите алгоритм морфемного разбора глаголов неопределенной формы.

Домашнее задание: упражнение 20, с. 61.

Урок 116

Неопределенная форма глагола. Частицы -ся, -сь

Ц е л ь: познакомить со значением слов с частицами -ся, -сь; с правописанием глаголов с этими частицами.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Подчеркнул цветным карандашом, огласил окрестность, наполнялся шумом, бьет из камней, напоила и угостила, входил в мастерскую.

– Докажите правописание слов, разберите глаголы по составу.

II. Актуализация опорных знаний.

В ы п о л н е н и е упражнения 21 на с. 61 по заданию учебника.

– Разберите глаголы по составу.

III. Формирование новых знаний.

1. З н а ч е н и е слов с частицами -ся, -сь.

Упражнение 22 выполняют под руководством учителя.

– Сравните значения слов в упражнении.

– Что придает такой смысл выделенным глаголам?

– Как пишутся эти частицы? Эти частицы выделяются как суффиксы.

– Прочтите сведения о языке на с. 62. Докажите его примерами.

– Разберите глаголы по составу.

2. В ы п о л н е н и е упражнения 23 по заданию учебника.

Лучшее предложение учитель записывает на доске.

Разберите глаголы по составу.

3. Упражнения 24, 25 выполняют по заданию учебника и вопросам учителя.

от каких глаголов можно образовать глаголы с частицей -ся?

Бросаться, кидаться, швыряться.

внимание! у глаголов в неопределенной форме с частицей -ся мягкий знак сохраняется.

IV. Закрепление.

– Замените фразеологизмы близким по значению глаголом в неопределенной форме.

Повесить голову (загрустить).

Дать по шапке (прогнать).

Класть зубы на полку (голодать).

Гладить по головке .

Зарубить на носу (запомнить).

Бить баклуши (бездельничать).

– Образуйте, если можно, глаголы с частицей -ся или -сь.

V. Итог урока.

– Какое значение имеют глаголы с частицей -ся?

Домашнее задание: упражнение 27, с. 63.

Урок 117

Изложение

Ц е л ь: проверить умение использовать глаголы с частицей -ся в речи.

Х о д у р о к а

Схватка со змеей

Однажды ночью раздался сильный крик. Я оделся и выбежал на палубу. Матросы столпились у груды деревьев. Из нее выползла змея и скрылась.

Я побежал в каюту и взял клетку. В ней находились дикая и ручная мангусты. Я выпустил их на палубу. Зверьки юркнули в темноту.

Прошло несколько минут. Показалась дикая мангуста. Она впилась острыми зубами в хвост змеи и тащила ее из бревен. Змея извивалась, рвалась. Вот появилась ее голова. Выскочила ручная мангуста. Она впилась в шею змеи. Схватка закончилась. Матросы с любовью смотрели на мангуст.

С л о в а д л я с п р а в о к: матросы, каюта, мангуста, выскочила, несколько.

ПЛАН
РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ИЗЛОЖЕНИЯ

1. Чтение текста.

2. Составление плана.

3. Пересказ по плану.

4. Орфографическая подготовка.

5. Полный пересказ текста.

6. Заключительное чтение текста.

7. Написание.

8. Самопроверка.

Итог урока.

– Для чего вы учитесь писать изложение?

– Какие трудности испытали при написании изложения?

Урок 118

Работа над ошибками

Ц е л и: отработать речевые и орфографические ошибки, допущенные в изложении; закрепить учебный материал о признаках глагола.

Х о д у р о к а

I. Выполнение работы над ошибками.

1. Речевые ошибки (фронтальная работа).

2. Орфографические ошибки.

II. Закрепление учебного материала.

1. З а д а н и е: образуйте от глаголов из текста изложения неопределенную форму, разберите эти слова по составу.

П р о в е р к а.

2. В ы п о л н е н и е упражнения 26 на с. 63 учебника.

III. Итог урока.

– Чем вам помог этот урок?

Урок 119

Диктант

Ц е л ь: проверить знания по изученной теме.

Х о д у р о к а

Сороки

Удивительная была погода. На поляне стояла стройная рябинка. Спелые кисти ягод клонили гибкие веточки к земле. Я любил отдыхать у этого деревца. Здесь меня каждый раз встречали сороки. Еще издали я замечал белизну птиц среди зелени и румянца ветвей. Я подходил к рябине. Птицы быстро летели к лесу. Они кружили от елки к елке. Лесные красавицы стояли в нарядном убранстве. С них свисали спелые шишки, сороки рассаживались по острым макушкам елок. Это были их наблюдательные посты. Я отходил от дерева. Весь выводок летел к рябинке. (86 слов.)

С л о в а д л я с п р а в о к: клонили, издали, рассаживались.

Урок 120

Работа над ошибками

1. Коллективный анализ ошибок, допущенных в диктанте.

2. Индивидуальная работа по анализу ошибок (см. Приложение).

Урок 121

Образование временНЫХ ФОРМ

от неопределенной формы глагола

Ц е л и: научить образовывать возможные формы времени от инфинитива; развивать словарный запас учащихся.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Зашел за дом, нарезать на кусочки, дошел до ворот, очистил от скорлупы, поехал по побережью, сдвинул с места, побежал по полю, загадал загадку, оттянул от ямы, заглянул за сарай.

– Докажите правописание слов.

II. Актуализация опорных знаний.

– Обратите внимание на глаголы. Какое слово «лишнее»? (нарезать – неопределенная форма.)

– Расскажите все об этом глаголе. Разберите его по составу.

– Почему глаголы в неопределенной форме еще называют начальной формой?

В ы п о л н е н и е упражнений 28 и 29 (устно).

– Запишите существительные, у которых начальная форма совпадает по написанию с неопределенной формой глагола. (Знать, течь, печь, стать.)

III. Формирование новых знаний.

– Образуйте от этих глаголов все возможные временные формы.

– На какие вопросы должны отвечать слова в настоящем времени? В будущем времени? В прошедшем времени?

1. В ы п о л н е н и е упражнения 30 (устно).

2. В ы п о л н е н и е упражнения 31 (самостоятельно).

3. О б р а з о в а н и е временных форм от глаголов совершенного и несовершенного вида.

– Как вы думаете, всегда ли можно образовать все три формы времени?

– Понаблюдайте над глаголами из упражнения 32 (по заданию).

– Какие глаголы имеют все три формы времени?

– На какой вопрос они отвечают в неопределенной форме?

– Какое будущее время у этих глаголов (простое или сложное)?

4. Учитель вместе с детьми составляет о п о р н у ю с х е м у.



IV. Первичное закрепление.

– Подготовьте таблицу:

Неопределенная

форма

Настоящее время

Будущее время

Прошедшее

время













– Запиши слова под диктовку, распределяя их в нужный столбик.

Гладит, любил, постучал, увидит, заплачет, писал, поведет, стоит, блестит, чертил, буду следить.

П р о в е р к а.

– Заполните все графы таблицы самостоятельно.

– Какая графа таблицы «осталась» без глаголов? Почему?

V. Закрепление.

Самостоятельное выполнение упражнения 34.

VI. Итог урока.

– Чему научились на уроке?

Домашнее задание: упражнение 35, с. 66.

Урок 122

Времена глаголов

Ц е л и: отрабатывать навыки определения временных форм глаголов; развивать речь; обогащать словарный запас учащихся.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Осветить, закричать, сверкнуть, запищать, рисовать, блестеть, говорить, кипятить, разглядеть, волновать.

– Докажите правописание корней слов.

II. Актуализация опорных знаний.

– Что вы можете сказать об этих словах? (Глаголы в неопределенной форме.) Докажите.

– На какие две группы вы разделили эти глаголы? (Совершенного и несовершенного вида.)

– Сколько временных форм можно образовать от глаголов, отвечающих на вопрос «что сделать?». На вопрос «что делать?».

В ы п о л н е н и е упражнения 36 по заданию учебника, на доске.

III. Формирование новых знаний.

1. О б р а з о в а н и е инфинитива.

Упражнение 37 на с. 67 учащиеся выполняют самостоятельно.

2. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а.

О п и с а н и е. Учитель раздает карточки с глаголами, написанными на нижней стороне карточек. По команде учителя дети должны объединиться в группы по общему признаку слов (в данном случае временные формы), рассказать о форме и правописании своих слов.

Для самопроверки: обратная сторона карточек должна быть одного цвета.

3. Б е с е д а после игры.

– Почему в вашей группе (обращается к какой-либо одной группе) 3 человека? Почему в вашей группе 4 человека?

С л о в а д л я и г р ы.

Раздавать

Раздать

Проследить

Следовать

Продавать

Продать

Разглядеть

разглядывать

Раздаю





следую

продаю





разглядываю

Буду раздавать

Раздам

Прослежу

Буду следовать

Буду продавать

Продам

Разгляжу

Будет разглядывать

Раздавал

Раздал

Проследил

Следовал

Продавал

Продал

Разглядел

Разглядывал

IV. Самостоятельная работа.

В ы п о л н е н и е упражнения 38 на с. 68 по заданию учебника.

V. Итог урока.

– Когда от неопределенной формы глаголов можно образовать все три формы времени? А две? Какие это формы времени?

Домашнее задание: упражнение 39, с. 68.

Урок 123

Образование глаголов прошедшего времени

Ц е л ь: помочь учащимся понять признаки глаголов в прошедшем времени; научить разбирать глаголы в прошедшем времени по составу.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Заболел, побелила, вредил, свалила, отводили, волновал, подарили, позвонил, прокатились, укололся, ночевали, пас.

– Докажите правописание «ошибкоопасных» мест.

II. Актуализация опорных знаний.

– Что общего у всех глаголов, которые вы написали?

– Как вы это определили?

– Какая морфемная особенность почти у всех глаголов в прошедшем времени? (Суффикс )

– У какого глагола нет этого признака? (Пас.)

– Образуйте инфинитив от глаголов: пас, вез, нес. Что заметили? ()

– Сделайте вывод.

В ы в о д: у глаголов в неопределенной форме с суффиксом -ти в прошедшем времени в мужском роде отсутствует суффикс -л-.

– На какие группы вы бы разделили эти глаголы?

– Какая особенность у глаголов женского рода? Мужского? Множественного числа?

– Вспомните, какое окончание имеют глаголы прошедшего времени единственного числа среднего рода.

III. Формирование новых знаний.

1. Р а б о т а с т а б л и ц е й на с. 71.

– При помощи какого суффикса образуются глаголы прошедшего времени?

– Понаблюдайте, сохраняется ли глагольный суффикс в прошедшем времени перед суффиксом -л-.

– Прочтите сведения о языке. Приведите примеры.

2. В ы п о л н е н и е на доске упражнения 41 на с. 71 по заданию учебника.

3. Н а б л ю д е н и е над образованием глаголов прошедшего времени от инфинитива на -чь (-чи).

– Образуйте форму прошедшего времени от глаголов: беречь, стеречь, увлечь.

– Что заметили? (Чередование конечного согласного корня.)

– Сделайте вывод. Сравните его со сведениями о языке на с. 72.

IV. Закрепление.

– Запишите только глаголы прошедшего времени в столбик.

Учитель д и к т у е т.

Испек, говорит, закричит, вылетел, поговорила, прошумит, летела, стоял, читает, выстроили.

– Рядом в скобках напишите грамматические признаки этих глаголов, докажите, выделив в них морфемы.

О б р а з е ц:

(гл., пр. в., ед. ч., м. р.).

(гл., пр. в., ед. ч., ж. р.).

V. Итог урока.

– Как определить прошедшее время глагола?

– Как по окончанию определить грамматический признак?

– Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание: упражнение 43, с. 72.

Урок 124

Образование глаголов прошедшего времени

Ц е л и: систематизировать знания об образовании глаголов прошедшего времени; отработать правописание глаголов прошедшего времени.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Погладил, услышал, отрезала, засеяли, повесил, расставил, залаяла, увидела.

– В каких частях слова есть «ошибкоопасные» места?

– Докажите их правописание.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов


связь с админом