Главная страница
qrcode

Поурочные планы по русскому языку 4 класс 2 полугодие. Памятка Работа над ошибками


НазваниеПамятка Работа над ошибками
АнкорПоурочные планы по русскому языку 4 класс 2 полугодие.doc
Дата31.08.2018
Размер0.67 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПоурочные планы по русскому языку 4 класс 2 полугодие.doc
ТипПамятка
#44957
страница8 из 12
Каталог
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

II. Актуализация опорных знаний.

– Определите грамматические признаки этих глаголов.

– Запишите глаголы и образуйте форму прошедшего времени (учитель вывешивает таблицу-сигнал).



Таять, рыбачить, обмерить, реять, обессилить, клеить, окутать, зависеть, насыпать, растаять, провялить, заметить, почуять.

III. Формирование новых знаний.

В ы п о л н е н и е упражнения 44 на с. 73 самостоятельно.

В з а и м о п р о в е р к а.

– От каких слов зависят число и род глаголов прошедшего времени?

В а р и а н т I. Река, облако, ребенок, мальчики (бежать).

В а р и а н т II. Куст, клубника, дерево, цветы (отцвести).

В а р и а н т III. Портрет, зеркало, груша, ягоды (висеть).

IV. Закрепление.

Запишите текст в прошедшем времени (текст записан на доске).

Солнце скрывается за острым хребтом. Оттуда вылетает в зеленоватое небо стремительный веер ярко-рыжих лучей. Он держится недолго и тихо угасает, а в небе в той стороне идет, полыхает заря.

По В. Шукшину

V. Итог урока.

– Закончите предложения.

Глаголы в форме прошедшего времени отвечают на вопросы _______.

Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс _________.

Глаголы прошедшего времени изменяются по _________.

Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по _______ и имеют окончания _______.

– Что еще можете добавить о глаголах прошедшего времени?

Урок 125

Диктант

Ц е л ь: проверить умения в правописании, образовании глаголов прошедшего времени.

Х о д у р о к а

Последнее облако растаяло в небесной синеве. Галечная отмель делила реку на две протоки. У берега темнел омуток. На его поверхности непрерывно возникали небольшие воронки. Они уносились стремительным бегом воды. У вершины омута лежал большой валун. Вода трепетала на его мокрых плечах, как туго натянутый серебряный шарф. (46 слов.)

З а д а н и е.

1. Озаглавьте текст.

2. Сделайте морфологический разбор любых трех глаголов.

3. Разберите первое предложение по членам предложения и частям речи.

4. Разберите любые три глагола по составу.

5. Определите, какой частью речи являются подчеркнутые слова. Спишите предложение.

из-за холодных утренних рос хлеб рос медленно.

Урок 126

Спряжение глаголов

Ц е л и: познакомить с изменением глаголов по лицам и числам; учить распознавать лицо и число глагола; упражнять в спряжении глаголов в настоящем и будущем времени.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Зовете, ползет, вьют, шуршит, летишь, грызу, трещит, пронесете, спасешь, горят, кричим, молчим.

– В каких словах гласная в корне стоит в слабой позиции?

II. Формирование новых знаний.

– Задайте от каждого глагола вопрос «кто?» и ответьте на него, употребив местоимение.

О б р а з е ц: зовете (кто?) вы, …

– Как называются эти местоимения?

– Вспомните и заполните таблицу личных местоимений.

Ед. ч. Мн. ч.

1-е л. (я) (мы)

2-е л. (ты) (вы)

3-е л. (он, она, оно) (они)

– Подставьте к этим местоимениям любой глагол. Что у вас получилось?

– Сделайте вывод.

В ы в о д: глаголы изменяются по лицам и числам.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 49 по заданию учебника.

– Попробуйте по местоимению определить лицо и число глагола.

– Предположите, во всех ли временах глаголы изменяются по лицам и числам.

2. В ы п о л н е н и е упражнения 50, с. 84.

З а д а н и е:

– Сделайте вывод. Сравните его со сведениями о языке на с. 76.

– Что еще узнали? (Учитель на доске записывает слово «Спряжение».)

3. Проспрягайте глаголы из упражнения 51 (на доске под руководством учителя), из упражнения 52 на с. 76 (самостоятельно). Выделите окончания.

III. Первичное закрепление.

– Определите лицо и число глаголов.

З а п и с ь на доске: грузим вещи, перегибает палку, чистишь брюки, рисуете картину, хожу по полям, замечают изменения.

IV. Итог урока.

– Какие знания получили на уроке?

Домашнее задание: упражнение 53, с. 76.

Урок 127

Первое и второе спряжение глаголов

Ц е л и: познакомить с первым и вторым спряжением глаголов, их отличительными чертами; учить распознавать спряжение глаголов.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Не мог, не сверкает, негодуете, не цветет, не выходим, ненавижу, не пришел, неволишь, невзлюбила.

С а м о п р о в е р к а. (Слова записаны на доске.)

II. Актуализация опорных знаний.

– У каких глаголов можно определить лицо и число? Сделайте это.

– Что можно определить у остальных глаголов?

В ы п о л н е н и е упражнения 54 на с. 78 по заданию учебника.

– Что называется спряжением?

III. Формирование новых знаний.

1. Н а б л ю д е н и е над окончаниями глаголов.

К доске вызываются два ученика. Один спрягает слово шуметь, второй – сновать.

З а д а н и е: выделите окончания. Обратите внимание на гласную в окончании. Что заметили?

Прочтите сведения о языке на с. 78.

– Сколько спряжений у глаголов настоящего и будущего времени?

– А вот какие глаголы относятся к I спряжению, а какие – ко второму, вам поможет узнать с к а з к а.

Давным-давно в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол. Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и стал говорить им:

стар я стал, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.

Думали сыновья и решили: I спряжение будет править теми глаголами, которые в окончании имеют гласную «е», а II спряжение – гласную «и». Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался и издал указ о разделении царства.

(учитель вывешивает схему-сигнал.)



2. Р а б о т а с таблицей на с. 79.

– Какие личные окончания глаголов I и II спряжения одинаковы?

– Окончания каких глаголов существенно отличаются от остальных? (В 3-м л. мн. ч.)

Чтоб определить спряжение,

Посмотри на окончание.

И еще на ударение

Обрати внимание!

Когда окончание под ударением,

Легко ты узнаешь, какое спряжение.

Т. Рик

IV. Первичное закрепление.

Определите спряжение глаголов.

цветет, лежат, пищит, пьют, прилетите, горишь, замолчу, проползет, идет, поете, победят, сидишь, трещит, горим, кричим, сгрызут, утаит.

V. Итог урока.

– Что нового узнали?

– Как определить спряжение глагола?

Домашнее задание: упражнение 58, с. 87.

Урок 128

Определение спряжения глаголов

по неопределенной форме

Ц е л и: формировать умение распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме и правильно писать безударные личные окончания; познакомить со словами-исключениями.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Зовут, летят, трещит, цветет, лежат, пищит, пьют, прилетите, горишь, замолчу, проползет, поет, победит, сидит, трещишь, горит, кричит, жужжат, кипят, свистишь.

– Какие «ошибкоопасные» места в этих словах? Подчеркните их.

II. Актуализация опорных знаний.

– Определите спряжение этих глаголов. Как это сделать?

Упражнение 60 на с. 80 выполняют по заданию учебника.

III. Формирование новых знаний.

Упражнение 61 на с. 81 выполняют по заданию учебника.

– Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?

З а д а н и е: распределите следующие глаголы 3-го лица множественного числа по спряжениям: мечтают, подкормят, помешают, светлеют, косят, посадят, обещают, молотят, наскочат, затянут.

– Образуйте от этих глаголов инфинитив.

Получается з а п и с ь:

I с п р я ж е н и е

Мечтают – мечтать

Помешают – помешать

Светлеют – светлеть

Обещают – обещать

Затянут – затянуть

II с п р я ж е н и е

Подкормят – подкормить

Косят – косить

Посадят – посадить

Молотят – молотить

Наскочат – наскочить

– Что заметили? (Во II спряжении глаголы в неопределенной форме имеют глагольный суффикс )

IV. Первичное закрепление (устно).

– Определите спряжение глаголов:

копать, тонуть, гулять, править, пилить, стукнуть, клеить, синеть, спать, злить, терять, мыть, убегать, чмокать, дернуть, вспоминать.

V. Глаголы-исключения.

– Послушайте п р о д о л ж е н и е с к а з к и о царе Глаголе.

Вы помните, что король издал указ о разделении государства. Образовалось два царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья после этого раздела оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.

Пришли они к царю с просьбой:

Славный царь Глагол, помоги нам. По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши родственники – в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.

Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.

Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не мог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению.

Запомните их, ребята!

Глаголы неопределенной формы на -ить

Ко второму спряжению нужно относить.

Не забудь в это спряжение

Добавить исключения:

Гнать, держать,

Смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их ведь с «е» спрягать нельзя!

– А следующий стишок-запоминалка с глаголами-исключениями, которые относятся к I спряжению. Таких глаголов всего два – брить, стелить.

Чтобы курицу соседки

Чисто наголо побрить,

Надо бы на табуретке

Две салфетки постелить.

Т. Рик

VI. Закрепление.

В ы п о л н е н и е упражнения 63 по образцу.

Самостоятельно выполните упражнение 64.

VII. Итог урока.

– Какие «ошибкоопасные» места могут быть в окончании глаголов?

– Как их избежать?

Домашнее задание: упражнение 65, с. 83.

Урок 129

Правописание безударных личных окончаний

глаголов 2-го лица единственного числа

Ц е л и: развивать умения обосновывать написание безударных личных окончаний глаголов; совершенствовать умения распознавать спряжение глагола по глагольному суффиксу; обеспечить усвоение особенности правописания глаголов 2-го лица единственного числа.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Синеет, бледнеешь, вступаешь, едете, пишет, не вытащишь, колют, дышит, оживает.

– Какие «ошибкоопасные» места есть в этих глаголах?

II. Актуализация опорных знаний.

– Подберите и запишите подходящие по смыслу глаголы.

Клеем … . сверлом … . Топором … . Ножом … . Сеялкой … . Косой … . Пилой … . Плугом … . Рубанком … .

III. Формирование новых знаний.

З а д а н и е: объясните значение пословицы.

Конь вырвется – догонишь, а слова сказанного не воротишь.

– Найдите глаголы, определите лицо и число.

– Что заметили в окончании? (Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица ед. ч. – это орфограмма. Он является показателем глаголов 2-го лица ед. ч.)

Учитель вывешивает табличку:



Упражнение 66, с. 84 – выполняют по заданию учебника, на доске, под руководством учителя.

IV. Закрепление.

1. У п р а ж н е н и е 68 выполняют по заданию учебника, с комментированием.

2. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а.

– Образуйте глаголы 2-го лица ед. ч.

клеить, сеять, веять, таять, устроить, присвоить, лаять, затеять, реять.

П р о в е р к а.

V. Итог урока.

– Когда пишется ь на конце глаголов?

– Назовите окончания глаголов 2-го лица единственного числа I спряжения, II спряжения.

Домашнее задание: упражнение 69, с. 85.

Урок 130

Правописание МЯГКОГО ЗНАКА в глаголах 2-го лица

единственного числа

Ц е л ь: совершенствовать умения писать мягкий знак в окончаниях 2-го лица единственного числа; отработать правописание этих глаголов с частицей -ся.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Гонит коров, не обидишь друга, спадает жара, мечтаешь о подарке, ездит на лошади, спешишь к избушке.

объясните правописание «ошибкоопасных» мест.

II. Актуализация опорных знаний.

– Найдите и подчеркните глаголы 2-го лица единственного числа.

– Какая орфограмма, помимо гласной, в окончании этих глаголов?

Р а б о т а с сигнальными карточками: .

Светлеешь, ездишь, нападаешь, ненавидишь, обманываешь, колешь, вытерпишь, стелешь, дышишь, провертишь, бреешь.

III. Формирование новых знаний.

– Какую роль играет в речи частица -ся?

В ы п о л н е н и е упражнения 67 на с. 84 по заданию учебника.

– Какие слова называют синонимами?

В ы п о л н е н и е упражнения 70 на с. 86 по заданию учебника.

IV. Закрепление.

В ы п о л н е н и е упражнения 72 на с. 86.

V. Самостоятельная работа.

В ы п о л н е н и е упражнения 71 на с. 86.

VI. Итог урока.

– Над чем сегодня работали на уроке?

Домашнее задание: упражнение 73, с. 87.

Урок 131

Практическая работа

Ц е л ь: отработать правописание безударных личных окончаний 2-го лица единственного числа.

Х о д у р о к а

З а д а н и е: вставьте в глаголы 2-го лица единственного числа соответствующие окончания I и II спряжений.

В а р и а н т I

Слыш.., мечта.., подерж.., подкорм.., помеша.., наблюда.., рыбач.., светле.., напада.., кол.., проверт.., подыш.., перегон.., потерп.., зарыда.., рыщ.., присмотр.., скос.., молв.., куп.., сажа.., посад.., дыш.., искупа.., стерп.., угон.., устел.., мысл.., свет.., молот.., сдерж.., обеда.., слом.., куса.., куша.., затян.., влета.., увид.., посол.., среж.., излуча.., мечта.., обеща.., багрове.., наскоч.., гон.., ощипа.., наряд.., наступа.., приневол.., наброс.., окруж.., нюха.., выдерж.., высуш.., мерзн.., подсмотр.., вытерп.., услыш.., обманыва.., помеша.., зиму.., озябн.., мелька.., лику.., изменя.., застел.., кача.., леч.., пойма.., слома.., задыш.., люб.. .
В а р и а н т II

Встреча.., придерж.., обид.., закопа.., окружа.., пада.., пачка.., плат.., оскал.., прав.., поверт.., причал.., прочита.., провод.., провожа.., запута.., равня.., се.., встрет.., сдерж.., свяж.., погада.., погас.., запута.., развлека.., распиш.., поддерж.., рассуд.., перестел.., просмотр.., держ.., усмотр.., выгон.., рису.., разруш.., став.., леле.., готов.., постел.., серд.., сглад.., сажа.., завис.., продикту.., пожела.., зажмур.., желте.., помасл.., трат.., терп.., груз.., чист.., руб.., езд.., порт.., черт.., зева.., искупа.., налад.., утира.., распор.., верт.., рассчита.., марину.., голода.., запуга.., настила.., побре.., наступа.., загора.., закле.., настел.., смотр.., барабан.., обеда.., добре.., удерж.. .

Урок 132

Правописание -ТСЯ, -ТЬСЯ

Ц е л ь: отработать навык правописания глаголов с -ться и -тся.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

перейти в каталог файлов


связь с админом