Главная страница
qrcode

Поурочные планы по русскому языку 4 класс 2 полугодие. Памятка Работа над ошибками


НазваниеПамятка Работа над ошибками
АнкорПоурочные планы по русскому языку 4 класс 2 полугодие.doc
Дата31.08.2018
Размер0.67 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПоурочные планы по русскому языку 4 класс 2 полугодие.doc
ТипПамятка
#44957
страница9 из 12
Каталог
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Проглотит, не чувствуешь, не будет, поспешишь, верите, лечат, любишь, смотрят, видите, лежишь, не показываешь, носит, сеет, колышут.

– Подчеркните «ошибкоопасные» места, объясните их правописание.

II. Актуализация опорных знаний.

П о д г о т о в к а к восприятию нового проводится на материале упражнений 75 и 76, с. 87–88.

Работа проводится под руководством учителя с комментированием.

III. Формирование новых знаний.

Проводится на материале упражнений 78, 79.

Запись н а д о с к е:

(Что делает?) охотится.

(Что делать?) охотиться.

– Почему в одном случае слово написано без мягкого знака, а в другом – с мягким знаком? (Предположения детей.)

Послушайте стихотворение и выведите правило.

ся и -ться – как писать?

Надо нам вопрос задать!

И про мягкий знак хитрющий

Поскорее все узнать!

Петя косо посмотрел…

Он что делает? Косится!

Мягкий знак писать, конечно,

Совершенно не годится!

Саша драться стал…

Что делать?

Мягкий знак напишем смело!

Дети заучивают строчки:

ся и -ться – как писать?

Надо нам вопрос задать!

Правил легче нет на свете:

Что в вопросе – то в ответе!

IV. Закрепление.

Упражнение 81 выполняют самостоятельно.

V. Итог урока.

– Что нового узнали?

– Расскажите правило, приведите примеры.

Домашнее задание: упражнение 82, с. 91.

Урок 133

Практическая работа

Ц е л ь: отработать навык правописания глаголов с -тся, -ться.

Х о д у р о к а

I. Упражнение в правописании глаголов с -тся, -ться.

З а д а н и е: вставьте в слова либо -тся, либо -ться. Выбор докажите вопросом.

О б р а з е ц записи:



Гусь щиплет.., не надо прятат.., возвращает.. с охоты, можно забрат.., нельзя шевелит.., пора собират.., птицы спрячут.., след покажет.., рано старит.., нам надо купат.., Маша учит.., разносит.. над планетой, друзья остают.., туман расходит.., обязан научит.., дети любят кувыркат.., можешь перепачкат.., продолжают готовит.. .

II. Проверочная работа.

– Спишите текст, вставьте, где нужно, мягкий знак (ь).

Я выхожу на балкон освежит..ся и полюбоват..ся ранним утром. Из сада доносит..ся пение птиц. Слышит..ся тонкий голосок малиновки. В вышине разносят..ся звонкие трели жаворонка.

III. Итог урока.

– Чем помог вам этот урок?

– Над чем нужно поработать?

Урок 134

Правописание личных окончаний глаголов

Ц е л и: отработать навык правописания личных окончаний глаголов; развивать умение распознавать спряжение глагола.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Через синюю даль, посадит дерево, тяжело дышит, субботний вечер, птичьи голоса, слышишь звон, спешишь в избушку, оживают цветы, затянет ремень, стелешь постель, стоять в беседке.

– Подчеркните «ошибкоопасные» места, устно объясните их правописание.

II. Актуализация опорных знаний.

– Вставьте нужную гласную, определите спряжение.

Слыш..т, мечта..т, подерж..т, подкорм..т, помеша..т, наблюда..т, молв..т, куп..т, угон..т, сбре..т.

– Назовите морфологические признаки этих глаголов.

III. Формирование новых знаний.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 85 на с. 92 по заданию учебника.

– Пословицы запишите по памяти.

2. О т р а б о т к а навыка правописания личных окончаний глаголов.

Упражнение 87 на с. 93 выполняется по вариантам:

в а р и а н т I – первая загадка;

в а р и а н т II – вторая загадка;

в а р и а н т III – третья загадка.

3. Упражнение 88 на с. 94 выполняется самостоятельно.

IV. Тест.

Укажите глаголы I спряжения.

В а р и а н т I

1. Видеть. 6. Ходить.

2. Журчать. 7. Двигать.

3. Сиять. 8. Держать.

4. Бежать. 9. Ткать.

5. Смотреть. 10. Читать.

О т в е т: 3, 7, 9, 10.
В а р и а н т II

1. Летать. 6. Пищать.

2. Любить. 7. Крутить.

3. Дышать. 8. Мечтать.

4. Помогать. 9. Отвечать.

5. Беседовать. 10. Вертеть.

О т в е т: 1, 4, 5, 8, 9.

V. Итог урока.

– Расскажите алгоритм написания гласной в окончании глагола.

Домашнее задание: упражнение 89, с. 94.

Урок 135

Правописание окончаний глаголов

2-го лица множественного числа

Ц е л и: обеспечить усвоение учащимися правописания личных окончаний глаголов 2-го лица множественного лица; познакомить с правописанием нового словарного слова.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Ранний певец, широко разливается, выехать на шоссе, после горького лекарства, сладкая ягодка, утренней порой, интересное путешествие, расправляет лепестки, тяжелые колосья.

II. Актуализация опорных знаний.

– Вставьте пропущенную букву.

Светле..шь, езд..те, напада..те, ненавид..те, обманыва..т, кол..шь, вытерп..те, стел..шь, дыш..шь, услыш..м, помеша..те, бре..те, проветр..шь.

Найдите глаголы 2-го лица множественного числа.

– По какому признаку определили? (По окончанию, по вспомогательному местоимению.)

В ы п о л н е н и е упражнения 90 на с. 95. Учитель организует беседу по вопросам, данным в учебнике.

II. Формирование новых знаний.

1. С л о в а р н а я р а б о т а.

В о п р о с ы и з а д а н и я:

– Назовите число, которое больше десяти, но меньше двенадцати.

– Как образовалось это слово? (Предположения детей.)

– Слово образовано из старинного выражения один на десять – «на один больше, чем десять». В этом объяснении кроются «ошибкоопасные» места. Какие? (С. 97.)

– Придумайте и запишите предложение с этим словом.

2. В ы п о л н е н и е упражнения 91 по заданию учебника, с комментированием.

3. В ы п о л н е н и е упражнения 92.

– Дайте определение синонимам.

– Какое значение имеет частица -ся?

– Что можно сказать о спряжении глаголов с частицами -ся?

– Выполните письменное задание.

4. С л о в о о б р а з о в а т е л ь н а я, л е к с и ч е с к а я р а б о т а в упражнении 93, с. 96 (по заданию учебника).

III. Самостоятельная работа.

(Текст, отпечатанный на листах, раздается каждому ученику.)

– Проверьте работу.

Быстро праходет летния гроза. Свитлеет яснеит туманная даль. Неба на чинает голубет. Надполим надлесам над вадой плывет лехкий пар. Уже и сонце яркая выглянуло. Но дождь еще непрошол. Это падают с деревьев капли и сверкают на сонце.

IV. Итог урока.

– Что отработали на уроке?

– Как оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание: упражнение 94, с. 97.

Урок 136

Правописание безударных

личных окончаний глаголов

Ц е л и: систематизировать знания о правописании личных окончаний глаголов; отработать навыки правописания окончаний глаголов.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Холмистая местность, колючий шиповник, узкая дорожка, на бархатистой коже, сломаете ветку, машина из Астрахани, широкий подъезд, тряхнули дерево, гогочет вожак, видны на горе, вьет гнездо.

II. Актуализация опорных знаний.

– Подберите и запишите подходящие по смыслу глаголы I спряжения в 3-м лице множественного числа, а глаголы II спряжения – во 2-м лице множественного числа.

Ручкой ___________. Солью __________.

Ножницами _______. Носом __________.

Лопатой __________. Карандашом _____.

Шилом ___________.

– Заполните таблицу окончаний глаголов.

I спряжение

II спряжение

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е л.

2-е л.

3-е л.










III. Формирование новых знаний.

В ы п о л н е н и е упражнений 96, 97 по заданию учебника.

В ы п о л н е н и е упражнения 99 самостоятельно.

IV. Развитие речи.

В ы п о л н е н и е упражнения 98 на с. 98.

– Что у вас ассоциируется со словом весна?

– Напишите текст на тему «Весна», употребляя глаголы только в настоящем и простом будущем времени. Используйте словосочетания из упражнения.

V. Итог урока.

– По какому принципу вписывали окончания глаголов?

Домашнее задание: упражнение 100, с. 99.

Урок 137

Повторение. Правописание МЯГКОГО ЗНАКА
в глаголах


Ц е л ь: устранить пробелы в знаниях о правописании мягкого знака в глаголах.

Х о д у р о к а

I. Актуализация опорных знаний.

о р ф о г р а ф и ч е с к а я м и н у т к а.

Сломаете ветку, сажаем рассаду, сильно голодает, увидишь дятла, поспевает черника, вяжете варежки, порадуешься находке.

– Выделите окончания в словах, «ошибкоопасные» места подчеркните.

Ii. Формирование новых знаний.

– Распределите слова по группам.

Купаться, щиплешь, смотреть, думать, остаться, гладишь, гуляешь, информировать, зарываться.

– Объясните правописание ь в глаголах.

– Прочтите сведения о языке (с. 100).

– Составление опорной с х е м ы.



В ы п о л н е н и е упражнения 102 на с. 100 по заданию учебника.

III. Закрепление.

Упражнения 103, 104 выполняются по заданию учебника.

IV. Наблюдение над словами, на конце которых произносится ца.

Работу со словами в упражнениях 105, 106 учитель организует для наблюдения и вывода, в упражнении 107 – для закрепления.

V. Самостоятельная работа.

В ы п о л н е н и е упражнения 108 на с. 103.

VI. Итог урока.

– Что закрепляли на уроке?

Домашнее задание: упражнение 109, с. 103.

Урок 138

Повторение.

Правописание глаголов прошедшего времени

Ц е л ь: обобщить и систематизировать знания о правописании глаголов прошедшего времени, об изменении их по родам, о правописании родовых окончаний.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

В вечерней тишине, объединиться с друзьями, в летнюю ночь, засмотрелся на медвежат, зависит от тебя, радостное чувство, легкая дорога, чуткий товарищ, прицепил тележку и косилку.

II. Актуализация опорных знаний.

– Наблюдайте глагол в прошедшем времени.

– По каким признакам определили?

В ы п о л н е н и е упражнения 110 по заданию учебника.

– Составьте блок-схему (на доске).



– Подберите примеры к схеме.

III. Формирование новых знаний.

1. В ы п о л н е н и е упражнений 111, 112.

2. У п р а ж н е н и е 113 выполняют на доске.

– Вспомните алгоритм разбора глаголов прошедшего времени по составу, затем выполните задания.

3. В ы п о л н е н и е упражнения 114 самостоятельно.

4. С л о в а р н а я р а б о т а.

Работа со словом сверкать.

З а д а н и я:

1) Объясните значение слова. (Ярко блестит, сияя переливчатым светом.) (Ожегов. С. И.)

2) Подберите синонимы. (Светить, сиять, блестеть, искриться.)

3) Подберите антоним. (Тускнеть.)

4) Составьте предложение, разберите его по членам предложения и частям речи.

IV. Самостоятельная работа.

В ы п о л н е н и е упражнения 115, с. 106.

V. Итог урока.

– Что дал вам этот урок? Чем помог?

Домашнее задание: упражнение 117, с. 107.

Урок 139

Повторение. Личные окончания глаголов,

их правописание

Ц е л ь: обобщить и систематизировать знания о правописании личных окончаний глаголов настоящего и простого будущего времени; отрабатывать навык правописания окончаний глаголов.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Прелестная вещь, сажаем рассаду, о древней истории, хорошо выглядит, сильно голодает, съехать с горки, сильная вьюга, о клубничном джеме, разрезал крыльями, вкусная земляника.

II. Актуализация опорных знаний.

– Какие орфограммы могут встретиться в глаголах?

Расскажите алгоритм рассуждения при выборе написания окончаний. Приведите примеры.

У п р а ж н е н и е 118 на с. 108 выполняется устно.

У п р а ж н е н и е 119 выполняется по заданию учебника.

III. Формирование новых знаний.

– Приведите примеры к утверждениям:

1. Спряжение глагола можно определить по ударному окончанию.

2. Спряжение можно определить по окончанию 3-го лица множественного числа.

3. Спряжение можно определить по неопределенной форме глагола.

4. Глаголы, которые оканчиваются на -ить, относятся ко II спряжению.

5. Остальные глаголы относятся к I спряжению.

6. У каждого спряжения есть исключения.

В ы п о л н е н и е упражнения 121 на с. 109.

IV. Закрепление.

Р а б о т а п о в а р и а н т а м:

в а р и а н т I – упражнение 120, с. 109;

в а р и а н т II – упражнение 122, с. 110.

V. Итог урока.

– Определите свои достижения по теме «Глагол».

– Какая помощь вам нужна?

Домашнее задание: упражнение 123, с. 110.

Урок 140

Морфологический разбор глагола

Ц е л ь: систематизировать знания о глаголе; отработать навык правописания глаголов; обеспечить усвоение алгоритма морфологического разбора.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

За воздушным змеем, красиво танцует, схватить добычу, съежатся от холода, между веселыми праздниками, опадают листья, на синей юбке, начинает чинить, об умелом работнике.

II. Словарная работа.

З н а к о м с т в о с о с л о в о м «завтра».

З а д а н и я:

1. Объясните значение слова. (На следующий день после сегодняшнего.) (Ожегов С. И.)

2. Отметьте «ошибкоопасные» места.

3. Составьте и запишите предложение с этим словом.

III. Формирование новых знаний.

– Найдите в своем предложении глагол. Что вы можете о нем рассказать?

Сравните свой план рассказа с планом морфологического разбора.

План
морфологического разбора глагола

1. Часть речи.

2. Начальная форма (инфинитив).

3. Спряжение (н. в., б. в.).

4. Число.

5. Время.

6. Лицо (н. в., б. в.).

7. Род (п. в.).

8. Член предложения.

В ы п о л н е н и е упражнений 124, 125 по заданию учебника.

– Сделайте морфологический разбор любого глагола.

IV. Закрепление.

У п р а ж н е н и е 126 выполняют по вариантам.

– Сделайте морфологический разбор глаголов.

У п р а ж н е н и е 128 выполняют по заданию учебника, под руководством учителя.

V. Самостоятельная работа.

В ы п о л н е н и е упражнения 129, с. 113.

VI. Итог урока.

– Расскажите о грамматических признаках глагола.

Домашнее задание: упражнение 131.

Урок 141

Проверочная работа

Ц е л ь: проверить усвоение темы «Глагол».

Тест

Выберите верное утверждение.
1. а) Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «что делает?», «что сделает?».

б) Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «что делает?», «что сделает?».
2. а) Глаголы изменяются по временам.

б) Глаголы не изменяются по временам.
3. а) В предложении глагол чаще всего является обстоятельством.

б) В предложении глагол чаще всего является сказуемым.
4. У глаголов II спряжения 2-го лица окончания:

а) -ешь, -ете;

б) -ишь, -ите.
5. Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы:

а) что делает? что сделает?

б) что делать? что сделать?
6. В неопределенной форме после буквы ч:

а) не пишется ь;

б) пишется ь.
7. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются:

а) по лицам и числам;

б) по родам и числам.
8. Если глагол отвечает на вопрос «что делает?» или «что сделает?», то перед -ся:

а) ь пишется;

б) ь не пишется.
9. Укажите, в каких словах пишется окончание -ет:

а) гон..; в) леч..;

б) сине..; г) стел.. .
10. В каких глаголах пишется суффикс -я-?

а) та..л; в) успоко..л;

б) кле..ла; г) леле..л.
11. Укажите, в каких словах пишется окончание -ешь:

а) леч..; в) се..;

б) дыш..; г) гон.. .
12. В каких глаголах пишется суффикс -е-?

а) удар..л; в) прола..л;

б) засе..л; г) увид..л.
13. Укажите, в каких словах пишется окончание -ем:

а) перебира..; в) чу..;

б) слыш..; г) усво.. .
14. Сделайте морфологический разбор всех глаголов. Текст спишите.

Изредка солнечный луч падает на отдельные березы. Они вспыхивали одна за другой, как золотые факелы, но тотчас гасли.

К. Паустовский
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

перейти в каталог файлов


связь с админом