Главная страница
qrcode

Задания по фонетики. Парные звонкие и глухие согласные


НазваниеПарные звонкие и глухие согласные
Дата02.05.2019
Размер20.6 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЗадания по фонетики.docx
ТипДокументы
#62744
Каталог

Парные звонкие и глухие согласные.

1. Шарады.
С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким – сам звеню я на раздолье. (Колос – голос).
С глухим – траву она срезает,

Со звонким – листья обьедает. (Коса – коза).
С «м» – приятен, золотист, очень сладок и душист.

С буквой «л» зимой бывает, а весною изчезает. (Мёд – лёд).
С глухим шипящим кругл, как мячик,

Со звонким – как огонь горячий. ( Шар – жар).
2. Игра « Цепочка».

Один из учащихся называет слово со звонкой или глухой согласной, рядом сидящий называет проверочное слово. Например: друг – друга, зуб – зубы ит.д.
3. Загадки.

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.
Потяну за верёвку – встанет гора. (Верблюд).
Старик-шутник, на улице стоять не велит,

За нос домой тянет. (Мороз).
За тобою он плетётся

Хоть на месте остаётся. (След).
Правописание звонких и глухих согласных перед согласными.
В лесу родилась, в лесу живёт. (Лодка).
Набитая пухом, лежит под ухом.(Подушка).
С одной стороны лес, а с другой – поле. (Шубка).
Н а п и ш и т е буквы в словах в алфавитном порядке. Например: хоупл – лопух.

смоты, угьша, ныбти, свьоа, онет, кижё, шёр.
З а п и ш и т е слова, чтобы согласные л, м, в, р, б были в них твердыми.


мял –

вёз –

ряд –

вёл –

бил –

люк –



Н а й д и т е ошибки и запишите правильно слова в тетрадь:


фамолет

маразин

стакач

варильки

мозлята

пеливан

олотник

капусла

ченточка

лумка

пуловица

свет

шулавка

гавка

иволка

весня

апфека

ромната

лисвок

вокмал



И с к л ю ч и т е из слова по одному звуку, чтобы образовалось новое слово:


крот

плуг

уголь

мрак

гастроном

склад

гроза

лампа

шарф

корка



Д о б а в ь т е к словам один звук, чтобы образовалось новое слово:


точка

стол

утка

каска

лещ

дочка

лень

вол

оса

пол



З а м е н и т е в словах один согласный звук, чтобы образовалось новое слово:


галка

блин

дуб

ложь

осел

колено

цвет

игра

вера

колос



В ы б е р и т е слова, в названиях которых есть мягкие согласные:

Роза, люпин, астра, василек, пион, мак, гвоздика, нарцисс, георгин.
П о л о ж и т е в корзину грибы, название которых начинается со звонкой согласной.

Грузди, боровики, лисички, маслята, волнушки, рыжики, подберезовики, подосиновики.
И з м е н и т е ударение в словах и прочитайте слова парами. Объясните смысл каждого слова в паре.


хлопок –

полки –

пропасть –

стоит –

мелки –

потом –

сушу –

замок –

пары –

дорога –

трусить –

крою –

стрелки –

мука –



«З в у к з а б л у д и л с я».

(Учитель читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Дети называют слово правильно и говорят, какими звуками отличаются пары слов.)


Жучка будку (булку) не доела;

Неохота, надоело.
Ехал дядя без жилета (билета),

Заплатил он штраф за это.
На островок налетел ураган,

На пальме остался последний баран (банан).
У вратаря большой улов,

Влетело в сетку пять волов (голов).
Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей (грачей).
Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.
На поляне весной

Вырос зуб (дуб) молодой.
Сели в ложку (лодку) и – айда!

По реке туда-сюда.
Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук (жук)

С длинными усами.
Закричал охотник: «Ой!

Двери (звери) гонятся за мной!»
На волке (полке) – сметана,

Творог, молоко.

И рад бы поесть,

Да достать нелегко.
Под березами, где тень,

Притаился старый день (пень).
Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючке попался дом (сом)!
На пожелтевшую траву

Роняет лев (лес) свою листву.
Лежит лентяй на раскладушке,

Грызет, похрустывая, пушки (сушки).
Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку (точку).

На глазах у детворы

Крысу (крышу) красят маляры.

Я рубашку сшила шишке (мишке),

Я сошью ему штанишки.
Где обедал, воробей?

В зоопарке у дверей (зверей).
Эй, не стойте слишком близко.

Я тигренок, а не миска (киска).
Забодал меня котел (козел).

На него я очень зол.
Пять баранов (бананов) скушал Толька

И сказал: «Еще бы столько…»
Мы собираем васильки,

На головах у нас щенки (венки).



«Н а о б о р о т». Послушайте и произнесите звуки в слове в обратном порядке, чтобы получилось:

из слова лен – цифра,

из слова лей – название дерева,

из слова лоб – название настила,

из слова люк – большой мешок,

из слова ток – домашнее животное,

из слова шел – неправда,

из слова шей – просьба,

из слова куб – связка, охапка чего-либо.
У ч и т е л ь читает детям стихотворение В. Суслова и просит отгадать, кто из малышей какие звуки не выговаривает.

Мимо сада не спеша

Шли четыре малыша

Поиграем, что ли, в пятки?

Луссе в мясик на плоссядке!

Вот пвидумав! Под говою

Вучше в вунки поигвать!..

«В пятки?»

«В вунки?»

Что такое?!

Ничего не разобрать!
О т в е т : первый малыш не выговаривает [р], второй – шипящие звуки, а третий – [р], [л].
З а п и ш и т е название спортивных игр в алфавитном порядке.

Футбол, хоккей, городки, лапта, теннис.
З а п и ш и т е в алфавитном порядке имена одноклассников, сидящих за первыми партами.
В ы п и ш и т е из стихотворного отрывка все буквы, которые обозначают глухие согласные звуки.

Почтенный замок был построен,

Как замки строиться должны:

Отменно прочен и спокоен,

Во вкусе умной старины.

А. С. Пушкин
З а п и ш и т е слова в следующем порядке: сначала те, в которых есть только глухие согласные; потом те, в которых согласные только звонкие; затем те, в которых есть и глухие, и звонкие.

Петушок, гребешок, борода, лягушка, сосиска.
С д е л а й т е транскрипцию слов.

Салют, вьюга, ежик.
Д о п и ш и т е согласные так, чтобы получилось три разных слова.

.. ом, .. ом, .. ом.
В ы п и ш и т е из каждого слова в один столбик гласные, а в другой – согласные.

земляника – ___________ ___________

одуванчик – ___________ ___________

снежинка – ___________ ___________
Д о п и ш и т е слово, поменяйте гласные или согласные.

Алексей залез на ..уб,

Чтобы врач не вырвал ..уб.

Серый волк в густом л..су

Встретил рыжую л..су.
«Б у к в а з а б л у д и л а с ь». Напишите правильно слово. Под гласными поставьте точки, а согласные подчеркните.

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.

_____________________
Посмотрите-ка, ребята:

Раки выросли на грядке!

_______________________
Под березами, где тень,

Притаился старый день.

______________________



В конце предложения ставится дочка,

Красивая у мамы выросла точка.

______________________
Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей.

____________________
Усатый кит сидит на печке,

Выбрав теплое местечко.

_____________________
О б р а з у й т е и запишите новые слова.

Веселые звуки

На букву А напали недуги.

И встало У взамен подруги.Прошу я лак,

Дают мне _____________ (лук).

И чашки

Хрюкают как __________ (чушки).

Там, где стоял с водою бак,

Внезапно вырос ________ (бук).

Подумал дятел: «Так-так-так!»

А вышло: _____________ (тут-тук-тук).

Объездил папа восемь стран,

А вышло восемь ____________ (струн).

Себя ругаю: «Вот баран!»

Выходит: «Вот _____________(бурун)!»

(По В. Волиной.)
Ш а р а д ы.

С л я слезы вызываю,

С ж по воздуху летаю.

___________________
Я пышно красуюсь на клумбе в саду,

Захочешь, поставь меня в вазу.

Но с буквою к в огород я пойду

И сразу капусту на грядке найду.

___________ ________________
С п и ш и т е. Под гласными поставьте точки, а согласные подчеркните.

Букварь

Я хочу читать. Дядя Кузьма купил мне букварь. Там буквы и картинки. Вот лось и конь. А это шишки елки. Я люблю читать.
С п и ш и т е. Под гласными поставьте точки, а согласные подчеркните.

Дедушка

Мальчики Миша и Сережа жили у деда. Они помогали деду сушить сеть. Дедушка учил мальчиков ловить рыбу. Ребята любили работать с дедом.
П р о ч и т а й т е слова и буквы в столбиках. В начало или конец слова доставьте букву, чтобы получилось новое слово.


осы

враг

дар

к

о

у

уха

шар

роза

м

ф

г


Запишите слова парами по образцу: осы – косы. Подчеркните буквы, которые делают слова разными по смыслу.
П р о ч и т а й т е слова. Замените одну букву другой, чтобы получилось новое слово.

Пруд, гора, зверь, палка, кит, точка.

Запишите слова парами по образцу: пруд – прут. Подчеркните в словах буквы, которые обозначают гласный звук.
П р о ч и т а й т е скороговорку.

От топота копыт пыль по полю летит.

Спишите. Подчеркните в предложении слово, в котором звуков меньше, чем букв.
Н а з о в и т е буквы. Выпишите в три столбика буквы, которые могут обозначать:

мягкий и твердый звонкий согласный звук;

мягкий и твердый глухой согласный звук;

только твердый глухой согласный звук.

Соберите из букв «зимнее» слово. Составьте с ним предложение. Можете сделать иллюстрацию к своему предложению.
З а м е н и т е первые звуки в словах парными глухими. Какие получились слова? Запишите.

Башня, жалость, вся, Галина, Веня.
В ы п и ш и т е слова, в которых букв больше, чем звуков.

Сухарь, пенал, пузырьки, цветы, голубь, дом.


перейти в каталог файлов


связь с админом