Главная страница
qrcode

Фэйберн - Психозы и неворзы. Пересмотр психопатологии психозов и неврозов. (1) Перевод Ягнюка. К. В введение (1) Первоначально эта работа была опубликована в Международном журнале психоанализа


НазваниеПересмотр психопатологии психозов и неврозов. (1) Перевод Ягнюка. К. В введение (1) Первоначально эта работа была опубликована в Международном журнале психоанализа
АнкорФэйберн - Психозы и неворзы.doc
Дата27.11.2017
Размер190 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаФэйберн - Психозы и неворзы.doc
ТипДокументы
#34506
страница1 из 2
Каталог
  1   2

Фэйрберн. Р. Д.

(1941)

Пересмотр психопатологии психозов и неврозов. (1)
Перевод Ягнюка. К. В
Введение

(1) - Первоначально эта работа была опубликована в «Международном журнале психоанализа», (том 12), данная версия содержит лишь незначительные поправки.

В последние годы меня особенно интересовали проблемы пациентов, которые в той или иной степени демонстрировали шизоидные тенденции и я уделял этим проблемам особое внимание. (2) В результате появилась точка зрения, которая, в том случае если она действительно хорошо обоснованна, обязательно должна привести к далеко идущим выводам, как в психиатрии в целом, так и в психоанализе, - в частности. Мои различные находки и вытекающие из них выводы включают не только существенный пересмотр превалирующих в настоящее время идей касательно природы и этиологии шизоидных состояний, но и значительный пересмотр идей относительно распространения шизоидных процессов и соответствующего изменения в современных концепциях различных психоневрозов и психозов. Мои находки и заключения также включают исправление и переориентацию теории либидо, а также модификацию ряда классических психоаналитических концепций.

(2) - Предыдущая статья этого тома «Шизоидные факторы в личности» посвящена этой теме.

В силу различных причин настоящий обзор будет существенно ограничен рассмотрением самых общих аспектов моей позиции; к которой меня привели исследования шизоидных тенденций, однако, с самого начала можно заявить, что последующие аргументы существенно зависят от вывода, к которому я пришел в моей аналитической работе, что шизоидная группа гораздо более обширна, чем до сих пор было принято считать и, что существенный процент тревожных состояний и параноидных, фобических, истерических и обсессивных симптомов имеют шизоидную основу. Всеобъемлющее значение понятия «шизоид» может быть продемонстрировано тем, что согласно моим находкам шизоидная группа соответствует группе, к которой Юнг применил понятие «интроверт». Фундаментальной особенностью явно шизоидного состояния является расщепление Эго. Однако глубинный анализ обнаруживает существование расщепления не только у индивидов, страдающих от явно психопатологических состояний, но и у индивидов, трудности которых не могут обозначены психопатологическими «ярлыками». Значение расщепления может быть оценено в полной мере лишь при его рассмотрении с перспективы развития.
Ограничения, присущие теории либидо
На современные психоаналитические концепции развития Эго существенное влияние оказала формулировка Фрейдом теории либидо, а именно того, что первоначально либидо распространяется на ряд телесных зон, некоторые из которых приобретают особенное значение и становятся эрогенными. Согласно этой концепции успех либидонозного развития зависит от интеграции различных либидонозных размещений (distribution) под господством генитального импульса. Теория либидо содержит недостаток, который может быть лучше оценен при её рассмотрении в той форме, которую она приобрела после ревизии Абрахамом. Конечно же, каждой из наиболее важных либидонозных зон Абрахам выделил особое место в психогенетическом развитии и постулировал ряд фаз развития, каждая из которых характеризуется доминированием специфической зоны; и согласно этой схеме каждый тип классических психозов или неврозов может быть объяснен фиксацией на одной из фаз. Не может быть никаких сомнений в правильности суждения о связи шизоидных состоянии и фиксации на ранней оральной стадии, которая характеризуется преобладанием сосания. Также нет никаких сомнений в корректности приписывания маниакально-депрессивных состояний фиксации на поздней оральной фазе, которая характеризуется появлением сосания. Также им выделяются две анальные фазы и ранняя генитальная или фаллическая фаза. Абрахам верно отметил, что параноик использует примитивную анальную технику отвержения своих объектов, обсессивный индивид применяет более зрелую анальную технику для достижения контроля над его объектами, а истерик пытается улучшить свои взаимоотношения с объектами посредством техники отречения от генитальных органов. Тем не менее, мои собственные находки не вызывают у меня сомнения в том, что параноидные, обсессивные и истерические состояния - к которым можно прибавить фобическое состояние - не являются следствием фиксаций на специфических либидонозных фазах, а представляют собой лишь ряд техник, используемых для защиты Эго от воздействий конфликтов орального происхождения. Данное мнение подтверждается двумя фактами:

(а) тем, что анализ параноидных, обсессивных, истерических и фобических симптомов неизбежно обнаруживает присутствие лежащего в их основании орального конфликта и

(б) тем, что параноидные, обсессивные, истерические и фобические симптомы - это лишь дополнения и предвестники появления шизоидных и депрессивных состояний.

В противоположность этому совершенно невозможно рассматривать депрессивное или шизоидное состояние как защиту - для каждого из этих состояний обнаружена оральная основа. И наоборот шизоидные и депрессивные состояния имеют все признаки состояний, от которых Эго необходимо защищаться. (3)

(3) - Конечно же, следует учесть, что могут существовать определенные, более или менее специфические защиты, связанные с шизоидным или депрессивным состоянием, вызванные самим состоянием, а не лежащим в их основании конфликтом. В качестве примера здесь может выступить маниакальная защита от депрессивного состояния. По-видимому, такие специфические техники, вступают в силу лишь тогда, когда неспецифические техники (параноидные, обсессивные, истерические и фобические техники) терпят провал в защите Эго от натиска шизоидных или депрессивных состояний. Несмотря на это, эти специфические защиты должны быть отделены от основных шизоидных и депрессивных состояний, которые их активируют.

Тщательное рассмотрение модификации Абрахамом теории либидо поднимает вопрос, не являются ли «анальные фазы» в некотором смысле артефактом; тот же самый вопрос возникает в случае «фаллической фазы». Посредством фаз Абрахам конечно же намеревался представить не только стадии в либидонозной организации, но также стадии в развитии объектной любви. Однако, терминология, используемая для описания различных фаз, основана на природе либидонозной цели, а не природе объекта. Таким образом, вместо того чтобы говорить «фазы груди» он говорит оральная фаза, а вместо «фаз фекалий» - анальная фаза. Именно при замене «фаз фекалий» на «анальную фазу» проявляется ограничение схемы либидонозного развития Абрахама, поскольку грудь и генитальные органы - это естественные и биологические объекты либидо, а фекалии таковыми не являются. С другой стороны, фекалии - это лишь символический объект. Они, так сказать, лишь глина, из которой создается модель объекта (4).

(4) - Здесь следует заметить, что предложенная Абрахамом терминология описания различных фаз либидонозного развития отличается от ранее использовавшейся терминологии, предшествовавшей его ревизии теории либидо. Ранняя схема включала три стадии развития: (1) «аутоэротическую», (2) «нарциссическую» и (3) «аллоэротическую» (alloerotic). Эта-терминология сама по себе подразумевает, что ранняя схема, по сути, основана на отсылке к объекту (а не отсылке к либидонозной цели). Оставив вопросы терминологии в стороне можно заметить, что описание Абрахамом либидонозного развития, по сути, является модификацией ранней схемы, которая характеризуется вставкой двух «анальных фаз» между нарциссической (поздней оральной) и аллоэротической (генитальной) фазами. Специальной целью этой интерполяции было введение стадии «частичной любви» (partial love) в схему либидонозного развития, но каким бы важным не было такое намерение, следует отметить, что в новой схеме была утеряна отсылка к объекту.

Историческое значение теории либидо и степени ее вклада в продвижение психоаналитического знания не требует доказательств; эвристическая ценность является лучшим подтверждением значения теории либидо. Несмотря на это, как мне кажется, в интересах прогресса классическую теорию либидо следовало бы трансформировать в теорию развития, основанную на объектных отношениях. Существенное ограничение теории либидо как объяснительной системы заключено в том факте, что она предоставляет статус либидонозных отношений (attitudes) различным манифестациям, являющимся лишь техниками регуляции объектных отношений Эго. Теория либидо, конечно же, основана на концепции эрогенных зон. Однако следует признать, что эрогенные зоны являются лишь каналами, через которые течет либидо и, что зона становится эрогенной посредством протекания через нее либидо. Первичная цель либидо - это объект, а в своем поиске объектное либидо детерминировано сходными законами с теми, которые определяют поток электрической энергии, то есть ищет путь наименьшего сопротивления. Следовательно, эрогенную зону следует рассматривать лишь как путь наименьшего сопротивления, а его актуальную эрогенность можно сравнить с магнитным полем, устанавливаемым потоком электрического тока. В младенчестве, благодаря конституции человеческого организма, путь наименьшего сопротивления к объекту почти исключительно происходит через рот; следовательно рот становится преобладающим либидонозным органом. У зрелого же индивида (опять же благодаря конституции человеческого организма) генитальные органы становятся путем наименьшего сопротивления к объекту - однако, в данном случае наряду с другими путями. Относительно зрелого индивида скорее можно сказать, что его генитальное отношение (attitudes) по большей части либидонозно, а не обратное, что его либидонозное отношение по большей части генитально. Таким образом, существует различие между инфантильным и зрелым либидонозным отношением; в то время как в случае младенца либидонозное отношение осязательно будет преобладающе оральным, то в случае эмоционально зрелой личности либидо ищет объект по нескольким каналам, среди которых генитальный канал имеет важнейшую, однако, ни в коем случае не исключительную роль. Таким образом, будет верным описывать либидонозное отношение младенца как типично оральное, и не верным описывать либидонозное отношение взрослого как типично генитальное. Его правильно описывать как «зрелое». И, конечно же, этот термин подразумевает, что генитальный канал доступен для удовлетворяющих либидонозных отношений с объектом. В то же самое время следует подчеркнуть, что объектные отношения переживаются удовлетворительными не вследствие достижения генитального уровня. Наоборот, именно благодаря установлению хороших объектных отношений достигается подлинная генитальная сексуальность (5)

(5) - Следует пояснить, что в мои намерения ни в коем случае не входило приуменьшение значения «генитальной» стадии относительно оральной стадии. Мое намерение состоит в том, чтобы указать на то, что реальное значение «генитальной» стадии состоит в зрелости объектных отношений и, что генитальное отношение - это лишь элемент такой зрелости. В той же степени будет верным сказать, что реальное значение оральной стадии состоит в незрелости объектных отношений и, что оральное отношение - это лишь элемент такой незрелости; помимо этого вследствие физической зависимости младенца значение физического на оральной стадии существенно выше психического.

Стоит признать, что «оральные фазы» Абрахама вполне подтверждаются фактами. Однако, дело обстоит иначе касательно его «ранней генитальной или фаллической фазы». Его «заключительная генитальная» фаза оправдана лишь тем, что генитальные органы составляют естественный канал для зрелого либидо; однако, как и в случае с «анальными фазами» его «фаллическая фаза» является артефактом. Это неверное представление было предложено под влиянием концепции эрогенных зон, которая скорее вводит в заблуждение, чем проясняет факты. Глубинный анализ фаллического отношения неизбежно обнаруживает присутствие скрытой фиксации, связанной с фантазиями фелляции (fellatio order). Таким образом, фаллическое отношение зависит от отождествления генитальных органов объекта с грудью как частичным объектом орального отношения - отождествление, которое обычно сопровождается отождествлением генитальных органов субъекта со ртом как либидонозным органом. Следовательно фаллическое отношение следует рассматривать не как характеристику либидонозной фазы, а как технику; то же самое остается верным и для анальных отношений.

Концепция фундаментальных эрогенных зон представляется мне неудовлетворительной в качестве основы для теории либидонозного развития, так как она основана на недостаточном признании значения объекта в сравнении с функцией либидонозного удовольствия. Концепция либидонозных зон помещает телегу впереди лошади. Такое изменение реальной позиции следует приписать тому факту, что на ранних стадиях психоаналитического размышления еще не была в достаточной мере признана первостепенная важность объектных отношений. Здесь мы вновь сталкивается с примером заблуждений, которые возникают, когда техника ошибочно принимается за первичную либидонозную манифестацию. В каждом случае существует критическая точка. В этом случае сосание большого пальца может выступить таковой. Почему младенец сосет свой палец? От ответа на этот простой вопрос зависит валидность концепции эрогенных зон и тип теории либидо, которая основана на ней. Если мы ответим, что ребенок сосет собственный палец, потому что его рот является эрогенной зоной, а также потому, что сосание приносит ему эротическое удовольствие, это может звучать достаточно убедительным, но так ли это? Мы должны задать себе еще один вопрос - «Почему собственный палец?» И ответим на это: «Потому что нет возможности сосать грудь». Даже младенец должен иметь либидонозный объект и, если он лишен своего естественного объекта (груди), он вынужден обеспечить себе объект самостоятельно. Таким образом, сосание пальца - есть техника для обращения с неудовлетворительными объектными отношениями; тоже самое может быть сказано и о мастурбации. И то и другое следует описывать не просто как «эротические» виды деятельности, а как «аутоэротические» проявления. Следует отметить, что концепция эрогенных зон также основана на феномене аутоэротизма, а своему появлению она в существенной степени обязана ошибочной интерпретации действительного значения этого явления. По сути аутоэротизм - это техника, посредством которой индивид стремится не только обеспечить себя тем, что он не может получить от объекта, но и обеспечить себя объектом, который он не может получить. «Анальные фазы» и «фаллическая» фаза во многом представляют собой отношения, основанные на этой технике. Эта техника возникает в оральном контексте и всегда сохраняет след своего происхождения. Она тесно связана с инкорпорацией объекта - которая прежде всего есть лишь еще один аспект процесса, посредством которого индивид пытается справляться в фрустрацией в оральных отношениях. В свете данной связи становится очевидно, что с самого начала сосание пальца (аутоэротическая и эротическая активность) приобретает значение отношения с интернализованным объектом. Не будет преувеличением сказать, что курс либидонозного развития зависит от степени инкорпорированности объектов и природы тех техник, которые используются для обращения с инкорпорированными объектами. Эти техники еще требуют своего обсуждения. Между тем достаточно указать на то, что значение анальных и фаллического отношений связаны с тем фактом, что они представляют собой либидонозные аспекты тех техник, которые используются для обращения с инкорпорированными объектами. Однако, всегда следует помнить, что не либидонозное отношение (attitude - установка) детерминирует объектные отношения, а объектные отношения - либидонозное отношение.

Теория развития объектных отношений, основанная

на качестве зависимости от объекта
Одним из основных выводов, к которым я пришел вследствие изучения случаев с шизоидными свойствами, является заключение, что развитие объектных отношений, по сути, есть процесс замены инфантильной зависимости от объекта на зрелую зависимость от объекта. Этот процесс развития характеризуется:

(а) последовательным отказом от изначальных объектных отношений, основанных на первичной идентификации и

(б) постепенным принятием объектных отношений, основанных на дифференциации объекта.

С изменением характера объектных отношений происходит постепенное изменение в либидонозной цели, посредством чего изначально оральное, сосущее, инкорпорирующее, преобладающее «вбирающее» стремление заменяется зрелым, неинкопорирующим и преобладающе «дающим» стремлением, сопоставимым с генитальной сексуальностью. Стадия инфантильной зависимости включает две фазы - раннюю и позднюю оральные фазы, а стадия зрелой зависимости соответствует «конечной генитальной фазе» Абрахама. Между этими двумя стадиями существует промежуточная стадия, которая характеризуется возрастающей тенденцией отказаться от отношения инфантильной зависимости и принять отношение зрелой зависимости. Эта переходная стадия соответствует трем стадиям Абрахама - двум анальным фазам и ранней генитальной (фаллической) фазе.

(6) - Я использую здесь термин «первичная идентификация» чтобы выразить катексис объекта, который еще не дифференцирован от катектирующего субъекта. Термин «идентификация» иногда используется в этом смысле, но чаще все же он используется, чтобы подчеркнуть установление отношений, основанных на тождестве с объектом, который уже был дифференцирован, по крайней мере, в некоторой степени. Последний процесс представляет возобновление характерного для первичной идентификации типа отношений и поэтому, строго говоря, его следует описывать как «вторичную идентификацию». Данное разделение имеет теоретическое значение. Однако, если этого не забывать можно для удобства использовать термин «идентификация» без специфической отсылки к первичному или вторичному характеру процесса; именно так он будет использоваться в последующем. Данное понятие также используется в другом смысле для описания установления эмоциональной эквивалентности между объектами, которые, по сути, различны (пенис и грудь).

Переходная фаза появляется лишь с началом амбивалентности поздней оральной стадии, давая возможность отношению, основанному на дихотомии объекта. Дихотомию объекта можно определить как процесс замены первичного объекта, на который направлена и любовь и ненависть, на два объекта - приятный (accepted) объект, на который направлена любовь; и отвергнутый объект, на который направлена ненависть. Следует добавить, что в соответствии с достижениями развития, которые произошли в период оральных фаз, существует тенденция обращения и с приятным и с отвергнутым объектами как с интернализованными объектами. Поскольку переходная стадия связана с отказом от инфантильной сексуальности, кажется неизбежным важнейшая роль отвержения объекта. Следовательно, действие отвергающих техник эта характерная особенность этой стадии, и, как кажется, именно с этой особенностью Абрахам связал концепцию анальных фаз. В своей биологической основе дефекация конечно же процесс отвержения, вследствие чего его легко можно использовать психологически в качестве символа эмоционального отвержения объекта и формирующей основы отвергающих ментальных техник. Помимо того дефекация с легкостью может быть наделена психологическим значением проявления власти над объектом. То, что применимо к дефекации также применимо к уринации; кроме того есть основание считать, что значение уринации как функции символического отвержения не было в достаточной степени оценено вследствие анатомических причин - в силу того, что функция уринации обеспечивает связь между экскреторной и генитальной функциями.

Согласно представленной в данной работе точке зрения паранойю и обсессивный невроз не следует рассматривать как проявления фиксации соответственно на ранней и поздней анальных фазах. Эти состояния, наоборот, следует рассматривать как результат применения особых защитных техник, паттерн которых проистекает из отвергающих экскреторных процессов. Давайте коротко рассмотрим основное различие между ними. Параноидная техника представляет собой высокую степень отвержения: параноидный индивид обращается с интернализованным отвергнутым внутренним объектом как- с действительно плохим объектом - как с преследователем. А для обсессивного индивида зкскреторный акт представляют собой не только отвержение объекта, но и расставание с содержимым. (7) Следовательно, в обсессивной технике мы сталкиваемся с компромиссным образованием между преобладающе берущей позицией инфантильной зависимости и преобладающе дающей позицией зрелой зависимости. Такая компромиссная установка для параноидного абсолютно исключена - для него экскреторные действия представляют только отвержение.

(7) - Это согласуется с тем фактом, что хотя экскреторные функции являются отвергающими по природе, они также в некотором смысле продуктивны, и поэтому приобретают для ребенка дополнительное психологическое значение творческих и «дающих» актов.

Истерия - другой пример использования специальных отвергающих техник. Согласно схеме Абрахама истерическое состояние объясняется отвержением генитальных органов в период фаллической стадии вследствие чрезмерной вины за Эдипову ситуацию. Данная позиция не согласуется с моими недавними находками, согласно которым существует расхождение между психологическим и социологическим взглядом на Эдипову ситуацию. Психологически говоря, огромное значение этой ситуации, по-видимому, состоит в самом факте того, что Эдипова ситуация репрезентирует дифференциацию единственного объекта амбивалентной (поздней оральной) фазы на два объекта: приятный объект, отождествленный с одним из родителей; и отвергнутый объект, отождествленный с другим родителем. Следовательно, связанная с Эдиповым комплексом вина проистекает не столько из факта триадной ситуации, сколько из (1) инцестуозного желания, представленного в требовании родительской любви, которая, как кажется, отдана не сполна; и (2) ощущения ребенка, что его собственная любовь отвергается, потому что она плоха. Это наглядно проявилось у одной моей пациентки, жизненные обстоятельства которой выражено стимулировали её инцестуозные фантазии. Вследствие супружеских разногласий родители занимали отдельные спальни, между которыми находилась проходная комната, предназначенная для одевания. Чтобы защитить себя от мужа мать пациентки предпочитала спать в этой комнате. Пациентке явно недоставало проявления любви со стороны обоих родителей. В раннем возрасте она обнаружила у себя телесный недостаток, который сделал ее гораздо более зависимой по сравнению с обычным ребенком. Мать относилась к ее недостатку как к семейной тайне. Ее основной принцип воспитания состоял в том, чтобы сделать дочь как можно быстрее независимой. Её отец был необщительной и недоступной личностью и. поэтому с ним пациентка испытывала большие затруднения в установлении эмоционального контакта, чем с матерью. После смерти матери, когда ей было десять лет, она предприняла отчаянную, но безрезультатную попытку установить эмоциональный контакт с своим отцом. Однажды к ней внезапно пришла мысль: «Я наверняка заинтересовала бы его, если бы предложила ему лечь со мной в постель!» Её инцестуозное желание представляет отчаянную попытку установить эмоциональный контакт с объектом - добиваясь, таким образом, и его любви, и подтверждения приемлемости своей собственной любви. Такое желание не связано с тем или иным специфическим Эдиповым контекстом. В случае моей пациентки инцестуозное желание, конечно же, было отклонено и, как и следовало ожидать, возникло интенсивное чувство вины. Эта вина не отличается от той вины, которая возникла в связи с ее обращенными к матери требованиями проявлений любви, отсутствие которых она воспринимала как свидетельство плохости ее собственной любви. Неудовлетворительные эмоциональные отношения с матерью уже привели к регрессии на оральную фазу, по причине чего грудь была восстановлена в качестве объекта, благодаря чему одним из её основных симптомов стала неспособность есть в присутствии других без чувства тошноты. За отвержением отцовского пениса скрывалось отвержение материнской груди, что свидетельствовало об идентификации пениса и груди.

Этот пример иллюстрирует тот факт, что, несмотря на отсутствие оснований для отвержения истериком генитальных органов, такое отвержение детерминировано не столько специфической природой Эдиповой ситуации, сколько тем фактом, что истерик идентифицирует генитальные органы как частичный объекты с первичным частичным объектом стадии инфантильной зависимости, то есть грудью. Таким образом, отвержение генитальных органов истерика сводится к безуспешной попытке прервать отношение инфантильной зависимости. То же самое зерно и для отвержения объекта, что воплощается в параноидных и обсессивных техниках. В истерическую технику, однако, не входит экстернализация отвергнутого объекта. И наоборот, отвергнутый объект остается инкорпорированным. Отсюда характерная для истерика диссоциация, значение которой в конечном итоге лежит в том факте, что она представляет собой отвержение инкорпорированного объекта. В то же самое время истерическая техника, как и обсессивная техника, воплощает в себе частичное принятие дающей позиции зрелой зависимости. Характерной особенностью истерика является его желание уступить всё своим объектам любви, за исключением собственных генитальных органов и того, что они репрезентируют - позиция, которая сопровождается идеализацией объекта любви, а порой и желанием установить зависимость на более обнадеживающей основе.

Значение паранойи, обсессивного невроза, истерии, а также фобии состоит в том факте, что все они представляют собой состояние, возникшее в результате использования специфической техники. Каждую их этих техник можно проинтерпретировать как специфический метод обращения с характерным и остающимся неразрешенным конфликтом переходной стадии. Это конфликт между (а) эволюционным стремлением к достижению позиции зрелой зависимости от объекта и (б) регрессивное нежелание отказаться от позиции инфантильной зависимости от объекта.

На основе этого можно предложить следующую схему развития объектных отношений:

1) Стадия инфантильной зависимости, характеризующаяся позицией взятия (attetude of taking).

а) Ранняя оральная - инкорпорирующая - сосущая и отвергающая (преамбивалентная)

б) Поздняя оральная - инкорпорирующая - сосущая и кусающая (амбивальная).

2) Переходная стадия между инфантильной зависимостью и зрелой зависимостью или стадия квази-независимости - дихотомии и экстериоризации инкорпорированного объекта.

3) Стадия зрелой зависимости, характеризующаяся позицией давания - приятных и отвергнутых объектов экстериоризации.

Отличительная особенность этой схемы состоит в том, что она основана на характере объектных отношений, а либидонозному отношению уделяется лишь вторичная роль. В важности объектных отношений меня убедил анализ пациентов с шизоидными характеристиками, так как у этих индивидов наиболее отчетливо представлены трудности во взаимоотношениях. Такие пациенты демонстрируют в процессе анализа конфликт между выраженным нежеланием отказаться от инфантильной зависимости и отчаянным стремлением отказаться от нее; одновременно захватывающе и трогательно наблюдать пациента, который подобно пугливой мыши поочередно то вылезает из своей норы, разглядывая внешний мир объектов, то поспешно скрывается в своем укрытии. Также интересно наблюдать за неустанными попытками выбраться из состояния инфантильной зависимости, когда он прибегает к какой-либо одной или сразу всем четырём описанным переходным техникам - параноидной, обсессивной, истерической и фобической. Из анализа этих пациентов стала очевидной насущная потребность ребенка в окончательном заверении, (а) что родители искренне любят его как личность и, (б) что родители действительно принимают его любовь. Именно это заверение позволяет ему в последующей жизни без риска зависеть от реальных объектов и постепенно без опасений отказаться от инфантильной зависимости. При отсутствии такого заверения его отношения с объектами подвержены слишком сильной сепарационной тревоге, чтобы он мог отказаться от позиции инфантильной зависимости, поскольку такое отречение приравнивалось бы в его глазах лишению какой-либо надежды на удовлетворение неудовлетворенных эмоциональных потребностей. Фрустрация его желания быть любимым как личность и принятия его любви является самой серьёзной травмой, которую ребенок может пережить и именно эта травма приводит к фиксациям в различных формах инфантильной сексуальности, к которым ребенок вынужден прибегать в попытке компенсировать неудачу эмоциональных отношений замещающими (substitutive) удовлетворениями. По сути эти замещающие удовлетворения (например мастурбация и анальный эротизм) представляют собой отношения с интернализованными объектами, к которым индивид вынужден обращаться в виду отсутствия удовлетворительных отношений с объектами во внешнем мире. Когда отношения с внешними объектами неудовлетворительны, мы также встречаемся с такими явлениями как эксгибиционизм, гомосексуализм, садизм и мазохизм. И эти явления следует рассматривать как попытку спасения неудовлетворительных эмоциональных отношений. Понимание этих явление не мене важно, чем знание факторов, которые ставят под угрозу спонтанные отношения. Пожалуй одним из наиболее важных факторов является ситуация в детстве, в результате которой индивид чувствует, что его объекты не любят его как личность и не принимают его любви. Если такая ситуация происходит врожденное либидонозное влечение к объекту приводит к установлению аномальных отношений и к различным либидонозным отношениям, которые сопутствуют им.

Вышеприведенная схема развития основана на качестве зависимости от объекта, поскольку есть основания считать этот фактор наиболее важным для ранних отношений. Однако следует стремиться к большей ясности относительно природы объекта, присущего каждой стадии развития. Важно провести различие между естественным (биологическим) объектом и инкорпорированным объектом, который весьма часто выступает его заменой в психологических случаях. Объекты, конечно же, могут быть частичными или целостными, а при рассмотрении биологической истории раннего детства становится очевидным что существует лишь один естественный частичный объект - материнская грудь и, что наиболее значимым целостным объектом является мать, а отец играет лишь вторичную роль. Как уже было показано фекалии - это не естественный объект, а символический объект. То же самое можно сказать о генитальных органах как фаллических объектах, то есть частичных объектах Таким образом несмотря на то, что наиболее важным фактором мужской гомосексуальности без сомнения является поиск отцовского пениса, этот поиск включает в себя замену частичного объект и является регрессивным явлением, представляющим собой восстановление первичной (оральной) связи с первичным частичным объектом (грудью). Следовательно, гомосексуальный поиск пениса отца, так сказать превращается в поиске груди отца. Постоянство груди как частичного объекта выражено в случаях истериков, для которых генитальный орган всегда сохраняет свое оральное значение. Это хорошо иллюстрируется случаем истерички, которая, описывая свою тазовую «боль» заметила: «Это ощущается как, если бы что-то внутри хотело пищи». Как показало время войны, частота с которой истерики-солдаты жалуются на гастрические симптомы весьма существенна.

В свете вышесказанного, можно выделить следующие естественные объекты, соответствующие различным стадиям развития:

1 Инфантильная зависимость.

(а) Ранняя оральная - Материнская грудь - Частичный объект

(б) Поздняя оральная - Мать с грудью - Целостный объект, к которому характерным образом относятся, как Частичному объекту.

2. Квази-зависимость. (Переходная)

Целостный объект, к которому типично относятся как к содержаниям (удовлетворениям? contents).

3. Зрелая зависимость.

Целостный объект с генитальными органами. (8)
(8) - Эта схема отражает нормальное либидонозное развитие, но следует помнить о различии между такой нормой и действительным процессом развития, обнаруживаемым в психопатологическом случае. Необходимо понимать, что в период ранней оральной фазы естественный объект остается действительной грудью матери безотносительно к процессу, посредством которого грудь ментально инкорпорируется и устанавливается в качестве внутреннего объекта, причём в течение этой фазы индивид физически и эмоционально зависим от груди как внешнего объекта, не считая эмоциональной зависимости от интернализованной груди. Необходимо понимать, что в течение поздних либидонозных стадий грудь может сохраняться в качестве внутреннего объекта, хотя она и не является естественным объектом для этих стадий.
Стадия перехода между инфантильной и взрослой зависимостью,

её техники и психопатология.
В предшествующих схемах переходная стадия описывалась как стадия «Квази-независимости», причём причина для принятие этого описания достаточна важна, чтобы требовать специального внимания. Из исследований индивидов с шизоидными тенденциями стало очевидным, что наиболее характерной особенностью состояния инфантильной зависимости является первичная идентификация с объектом. И действительно, психологически говоря, идентификация с объектом и инфантильная зависимость - это два аспекта одного явления. С другой стороны зрелая зависимость включает в себя взаимоотношения между двумя независимыми индивидами, которые полностью дифференцированы друг от друга. (9) Это различие между двумя видами зависимости идентично разделению Фрейда на нарциссический и анаклитический выбор объектов. Такие взаимоотношения, конечно же, возможны лишь теоретически. Тем не менее, чем более зрелыми являются взаимоотношения, тем в меньшей степени они характеризуются первичной идентификацией, поскольку такая идентификация, прежде всего, репрезентирует неспособность к дифференциации объекта. Когда идентификация сохраняется ценой дифференциации, то отношение к объектам приобретает выраженный компульсивный элемент. Это хорошо видно в безрассудной страсти шизоидных индивидов. Это также можно наблюдать в часто встречаемом во время войны, почти неконтролируемом импульсе шизоидных и депрессивных солдат вернуться к их жёнам или домам. Отказ от инфантильной зависимости включает в себя отказ от основанных на первичной идентификации взаимоотношений в угоду отношениям с дифференцированными объектами. В сновидениях процесс дифференциации часто проявляется в теме попытки пересечь пропасть хотя пересечение может свидетельствовать и о регрессивной реакции. Этот процесс обычно сопровождается сильной тревогой, которая проявляется в сновидениях падения, а также в таких симптомах как агорафобия (боязнь пространства) и акрофобия (боязнь высоты). И наоборот, тревога, связанная с провалом процесса дифференциации, проявляется в ночных кошмарах помещения в тюрьму, заточения в подземелье, погружения в воду, а также в симптоме клаустрофобии.

(9) - Важный аспект различия между инфантильной зависимостью и зрелой зависимостью состоит в том, в то время как первое - это то, что ещё не было оставлено, а второе - это то, что уже достигнуто.

Процесс дифференциации объекта приобретает особое значение в связи с тем, что инфантильная зависимость характеризуется не только идентификацией, но и оральной установкой инкорпорации. Благодаря этому факту, объект, с которым индивид идентифицируется, становится . эквивалентным инкорпорированному объекту. Эта странная психологическая аномалия может стать ключом ко многим метафизическим проблемам. В сновидениях достаточно часто можно обнаружить равенство между нахождением внутри объекта и наличием объекта внутри себя. Так например, у меня был пациент, которому приснился сон о нахождении внутри башни, а ассоциации не оставили сомнений в том. что эта тема представляет для него не только идентификацию со своей матерью, но и инкорпорацию ее груди (пениса отца). Таким образом, задача дифференциации объекта совращаете проблему исключения инкорпорированного объекта, то есть становится проблемой исключения содержаний. Именно здесь лежит логическая основа анальных фаз Абрахама и именно в этом направлении нам нужно искать значения анальных техник, которые играют такую важную роль в течении переходной стадии. Здесь важно убедиться, что телега не помещена впереди лошади и понять, что дело не в том, что на этой стадии индивид занят удалением содержаний, потому что он анальный, а в том, что он анальный, потому что на этой стадии он занят удалением содержаний.

Теперь может быть сформулирован конфликт переходной стадии - как конфликт между прогрессивным побуждением отказаться от инфантильной установки идентификации с объектом и регрессивным стремлением сохранить эту установку. Соответственно в течение этого периода поведение индивида характеризуется отчаянными усилиями отделиться от объекта и не менее отчаянными стремлениями воссоединиться с объектом - отчаянные попытки «убежать из тюрьмы» и «вернуться домой». Каждая из этих установок может преобладать над другой, однако между ними существует постоянное колебание вследствие присущей каждой из них тревоге. Сепарационная тревога проявляется как страх изоляции, а присущая идентификации тревога проявляется как страх заключения в замкнутом пространстве, заточения, поглощения. Эти тревоги, по сути, являются фобическими тревогами. Следовательно, мы можем заключить, что в конфликте между сепарацией и идентификацией с объектом может быть найдено объяснение фобического состояния.

Вследствие тесной связи между первичной идентификацией и оральной инкорпорацией, а, следовательно, и между сепарацией и экскреторным исключением, конфликт переходного периода также представляет собой конфликт между побуждениями изгнать и сохранить содержания. Здесь, также как и между сепарацией и воссоединением, наличествует тенденция к постоянному колебанию между изгнанием и удержанием, однако любая из этих установок может стать доминирующей. Обоим установкам сопутствует тревога - установке изгнания сопутствует страх опустошения и истощения, а установке удержания страх взрыва (часто сопровождается или заменяется страхом какого-либо внутреннего заболевания типа рака). По сути, такие тревоги – это обсессивные тревоги и именно конфликт между побуждениями изгнать и удержать объект лежит в основании обсессивного состояния.

Таким образом, по-видимому, фобические и обсессивные техники представляют два способа обращения с тем же самым базисным конфликтом, причем эти два способа соответствуют двум позициям к объекту. С фобической точки зрения конфликт представляется конфликтом между бегством от объекта и возвращение к нему. И, наоборот, с обсессивной точки зрения конфликт представляется конфликтом между изгнанием и держание объекта. Таким образом, становится очевидным, что фобическая техника в основном соответствует пассивной установке, в то время как обсессивная техника в основном соответствует активной установке. В обсессивной технике также выражается большая степень прямой агрессии к объектам. И в том случае, когда объект удерживается, и в том случае, когда изгоняется, он подвергается насильственному контролю. Для фобического же индивида выбор состоит между избеганием власти объекта и подчинением ей. Иначе говоря, в то время как обсессивная техника по своей природе скорее садистична, фобическая техника скорее мазохистична.

В истерическом состоянии мы обнаруживаем действие другой техники - другой попытки обращения с базисным конфликтом переходного периода. Здесь похоже конфликт можно сформулировать просто как конфликт между принятием и отвержением объекта. Принятие объекта так явно манифестируется в интенсивных любовных отношениях, весьма типичных для истерика, однако, при увеличении этих эмоциональных отношений вызывает подозрение, не являются ли они сверхкомпенсацией отвержения. Это сомнение подкрепляется предрасположенностью истерика к диссоциативным явлениям. То, что эти диссоциативные явления репрезентируют отвержение гениталий не вызывает сомнения и, как указывалось ранее, анализ всегда может вскрыть идентификацию отвергнутых гениталий с грудью как первичным либидонозным объектом периода инфантильной зависимости. Примечательно, что для истерика характерна диссоциация органа или самой функции. Это может иметь только один смысл - что отвергнутый объект является интернализованным объектом, с которым существует значительная степень идентификации. С другой стороны, переоценка истериком реальных объектов своего окружения практически не оставляет сомнений, что приятный (accepted) объект - это экстернализованный объект. Таким образом, истерическое состояние характеризуется принятием экстернализованного объекта и отвержением интернализованного объекта или же экстернализацией приятного объекта и интернализацией отвергнутого объекта.

Если мы попытаемся теперь сравнить параноидное и истерическое состояния, мы столкнемся с серьезным отличием. В то время как истерик переоценивает объекты внешнего мира, параноик воспринимает их как преследователей, и тогда как истерическая диссоциация является формой самоуничижения, позиция параноидного индивида являет собой экстравагантную грандиозность. Следовательно, параноидное состояние следует рассматривать как проявление отвержения экстернализованного объекта и принятие интернализованного объекта или же, альтернативно, экстернализацию отвергнутого объекта и интернализацию приятного объекта.

Теперь, когда мы подвергли истерические и параноидные техники интерпретации в терминах принятия и отвержения объекта, мы можем получить интересные результаты, если применим сходную интерпретацию к фобическим и обсессивным техникам. Лежащий в основании фобического состояния конфликт можно сформулировать как конфликт между бегством к объекту и бегством от него. В первом случае, объект конечно же приятный, а в последнем конечно отвергнутый. Однако и в том и в другом случае с объектом обращаются как с внешним. И, наоборот, в обсессивном состоянии конфликт проявляется как конфликт между изгнанием и удержанием содержимого. Следовательно, в этом случае и с приятным и отвергнутым объектом обращаются как с внутренним. Если в случае фобического состояния и с приятным, и с отвергнутым объектами обращаются как с внешними, а в обсессивном состоянии с обоими - как с внутренними, то ситуация относительно истерического и параноидного состояний характеризуется тем, что с одним объектом обращаются как с интернализованным объектом, а с другим как с экстернализованным. В истерическом состоянии экстернализован приятный объект, а в параноидном состоянии отвергнутый объект. Характер объективных отношений этих четырех техник может быть суммирован в следующей таблице:


Техника

Приятный объект

Отвергнутый объект

Обсессивная

Интернализованный

Интернализованный

Параноидная

Интернализованный

Экстернализованный

Истерический

Экстернализованный

Интернализованный

Фобическая

Экстернализованный

Экстернализованный
  1   2

перейти в каталог файлов


связь с админом