Главная страница
qrcode

Тема Репродуктивное и психическое здоровье. Понятие о репродуктивном здоровье. Поло-ролевое воспитание детей и подростков и сохранение репродуктивного здоровья


Скачать 28.64 Kb.
НазваниеПонятие о репродуктивном здоровье. Поло-ролевое воспитание детей и подростков и сохранение репродуктивного здоровья
Дата20.04.2020
Размер28.64 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТема Репродуктивное и психическое здоровье.docx
ТипЛекция
#68977
Каталог

Домашнее задание по дисциплине Основы формирования здоровья детей.
ТЕМА:
ПОНЯТИЕ О РЕПРОДУКТИВНОМ ЗДОРОВЬЕ. ПОЛО-РОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ И СОХРАНЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ.

.

Выучить тему «Репродуктивное здоровье. Поло-ролевое воспитание детей и подростков. Психическое здоровье детей»: лекция, учебное пособие стр. 83-87, контрольные вопросы на стр. 81-82, 87; монография: стр. 50-60, 229-236.
  • Ответить на контрольные вопросы письменно.
  • Изучить тестовые задания по данной теме в сборнике тестов по дисциплине «Основы формирования здоровья детей».

    Перечень контрольных вопросов.
    Репродуктивное здоровье, понятие. Компоненты репродуктивного здоровья, клиническое значение. Репродуктивный потенциал, понятие.
  • Причины негативных явлений в состоянии репродуктивного здоровья детей и подростков, медико-социальное значение. Факторы риска в формировании патологии репродуктивной системы у детей и подростков.
  • Взаимосвязь соматического и репродуктивного здоровья, клиническое значение.
  • Репродуктивное поведение, факторы, влияющие на репродуктивное поведение детей и подростков. Основные подходы к воспитанию репродуктивного поведения.
  • Поло-ролевое воспитание детей и подростков и сохранение репродуктивного здоровья, понятие, основные подходы к воспитанию.
  • Составляющие формирования пола человека. Социальный пол человека, составляющие.
  • Традиционные и современные представления разделения половых ролей, взаимосвязь с поло-ролевым воспитанием детей и подростков. Причины актуальности проблемы поло-ролевого воспитания детей в современных условиях. Андрогиния, понятие.
  • Роль семьи в поло-ролевом воспитании детей и подростков.
  • Возрастные особенности развития половой идентификации детей. Диагностика усвоения детьми поло-ролевого поведения.
  • Профилактика и сохранение репродуктивного потенциала у детей и подростков. 
    Практические навыки
    Дать рекомендации по профилактике и сохранению репродуктивного потенциала у детей и подростков.
  • Проанализировать факторы риска в формировании патологии репродуктивной системы у детей и подростков.
  • Дать рекомендации по основным подходам к воспитанию репродуктивного поведения.
  • Оценить поло-ролевое поведение ребенка и подростка.
  • Дать рекомендации по поло-ролевому воспитанию детей и подростков в целях сохранения репродуктивного здоровья.
  • Проанализировать возрастные особенности развития половой идентификации детей.
  • Проанализировать усвоение детьми поло-ролевого поведения.
  • Проанализировать факторы внешней среды, влияющие на поло-ролевое воспитание детей и подростков.
  • Проанализировать роль семьи в поло-ролевом воспитании детей и подростков.

    ТЕМА: ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. ПОНЯТИЕ О ДЕВИАНТНОМ ПОВЕДЕНИИ. АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПОНЯТИЕ, ПРОФИЛАКТИКА.
    Содержание обучения

    Под аддиктивным поведением понимается поведение, обусловленное «вредными привычками» подростков (от addiction- пагубная привычка; от   addictus (лат.) - слепо преданный, полностью пристрастившийся к чему-либо, обреченный, порабощенный, целиком подчинившийся кому-либо).

    Аддиктивность, аддиктивное поведение не является девиатным. Девиантное поведение только несколько отклоняется от общей нормы, а аддиктивное поведение является разрушительным, деструктивным, разрушающим личность и психику.

    Девиантное, несколькоотклоняющееся от нормы, поведение у подростков, в какой-то степени, является нормой для весьма сложного периода их жизни – взросления, переходного возраста.

    Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ (химические аддикции) или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности (нехимические аддикции), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

    В манифестации аддиктивности имеет значение:
    личностный фактор (здоровый образ жизни);
  • преморбидно - конституционный фактор (преморбид – различные состояния организма, предшествующие и способствующие развитию данного состояния).
    Основные виды аддиктивных реализаций:
    употребление алкоголя, никотина;
  • употребление веществ, изменяющих психическое состояние (наркотики и пр.);
  • азартные игры, включая компьютерные;
  • сексуальное аддиктивное поведение;
  • переедание или голодание;
  • «работоголизм»;
  • телевизор, длительные прослушивания музыки, главным образом основанной на низкочастотных ритмах;
  • политика, религия, сектантство, большой спорт;
  • манипулирование со своей психикой;
  • нездоровое увлечение литературой в стиле «фэнтэзи» и «дамские романы» и т.п.

    Синдром жестокого обращения с детьми

    Жестокое обращение с детьми – это преднамеренное физическое, психологическое и социальное воздействие на ребенка со стороны другого человека (ребенка или взрослого) или группы лиц, несущее угрозу или вред здоровью.

    Под синдромом жестокого обращения с детьми понимают нарушения здоровья детей в результате насилия, допускаемого родителями, опекунами, воспитателями и др. Научными исследованиями, практикой показано, что любая форма насилия, как правило, наносит ощутимый вред здоровью ребенка, нередко являясь причиной смерти детей, провоцируя их на самоубийство или попытку суицида.

    Синдром жестокого обращения включает в себя такие состояния, как:

    физическая жестокость – преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которое вызывает нарушения физического, психического здоровья, требует оказания медицинской помощи;

    психологическая жестокость (эмоциональная) – это:

    - угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы;

    - оскорбление и унижение его достоинства;

    - открытое неприятие и постоянная критика;

    - преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов; 

    - вовлечение ребенка в антисоциальное или деструктивное поведение;

    моральная жестокость – это:

    - оставление без внимания или заброшенность (пренебрежение основными нуждами ребенка), безнадзорность, бродяжничество;

    - отсутствие со стороны родителей (или лиц, их заменяющих), элементарной заботы о ребенке, лишение пищи, одежды, препятствия к получению образования и медицинской помощи;

    - недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются;

    сексуальная жестокость;

    - другие синдромы жестокого обращения, а также синдром неуточненного жестокого обращения, в т.ч. с ребенком.
    Физическая жестокость

    Диагностические признаки:
    множественные повреждения на теле: экхимозы (различная степень давности), ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижиганий горячими предметами;
  • ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде «перчатки» или «носки», на ягодицах;
  • разрывы или порезы во рту, на губах, расшатанные и выбитые зубы;
  • участки облысения, кровоподтеки на голове;
  • повреждения внутренних органов, переломы костей;
  • «синдром сотрясения» у грудных детей: кровоизлияния в сетчатку глаза или субдуральные гематомы, потеря сознания, рвота;
  • частое появление травм после выходных дней;
  • особенности поведения взрослых, избивающих детей: путанные и противоречивые объяснения, которые они дают по поводу травмы ребенка, обвинения ребенка в травме; позднеее обращение за медицинской помощью, немотивированная агрессия по отношению к медицинскому персоналу; отсутствует эмоциональная поддержка в общении с ребенком; больше внимания уделяется собственным проблемам, а не имеющимся у ребенка повреждениям;
  • особенности поведения детей: беспокойство, крик, плач при физическом контакте со взрослым; беспричинная настороженность; крайности в поведении (от чрезмерной агрессивности до безучастности); жестокость по отношению к окружающим, животным; склонность к поджогам; регрессивное поведение.
    Психологическая жестокость

    Диагностические признаки:
    особенности поведения детей: крайности в поведении от чрезмерной агрессивности до уступчивого заискивающего поведения, избыточная потребность во внимании, депрессивное состояние, попытки суцида, неумение общаться со сверстниками, лживость, воровство, регрессивное поведение, низкая самооценка, антисоциальные поступки;
  • задержка психического развития;
  • психосоматические расстройства: частые головные боли, расстройства сна, тики, нарушения аппетита – булимия, кожные заболевания, энурез, астма и др.
    Моральная жестокость

    Диагностические признаки:
    педагогическая запущенность: задержка моторного, речевого и др. развития, исчезающая при проявлении заботы о ребенке;
  • санитарно-гигиеническая запущенность: опрелости, сыпь, педикулез, чесотка, неряшливый внешний вид, одежда, несоответствующая сезону и размеру ребенка, нечистоплотность, несвежий запах;
  • отставание в физическом развитии (при достаточном и регулярном питании хорошо набирает вес);
  • постоянный голод и/или жажда;
  • недостаток медицинского контроля и помощи (запущенный кариес, отстутсвие прививок и др.);
  • недостаток внимания (частые несчастные случаи с госпитализацией в отделения неотложной помощи);
  • особенности поведения детей: ребенок старается любым способом привлечь внимание, вплоть до нанесения самоповреждений, неумение играть, кража пищи, антисоциальное поведение, низкая успеваемость, пропуски занятий, неумение общаться с людьми, регрессивное (инфантильное) поведение, агрессивен или замкнут, апатичен.

    Современные технологии профилактики жестокого обращения с детьми

    1. Врачи должны участвовать в профилактике жестокого обращения с детьми на всех уровнях: организовывать в этих целях пре- и постнатальное семейное консультирование, выявлять проблемы в вопросах воспитания и родительской заботы, давать советы по планированию семьи и рождаемости.

    2. Необходимо четко организованное взаимодействие медицинского персонала, юристов, педагогов, психологов и работников социальной сферы - психолого-медико-социальные центры для детей, подвергшихся жестокому обращению и насилию.

    Основа профилактики – формирование правильных основ семейного поведения и соблюдение принципов морали в общении между людьми.
    Социально-опасное положение детей

    Отрицательно сказывается на здоровье детей и подростков воздействие личностных факторов риска, которые, ослабляя организм, значительно усиливая вероятность возникновения патологии и переход ее в хроническую стадию. Речь идет о «рисковых» или, как их все чаще называют в литературе, «саморазрушающих» формах поведения современных детей, подростков, молодых людей.

    Перечень «саморазрушающих» форм поведения:
    смена идеалов, падение нравственности, морали;
  • ориентация, начиная с детского возраста, на иждивенчество, потребительство, корысть, наживу, паразитизм;
  • употребление алкоголя;
  • табакокурение;
  • наркомания;
  • токсикомания;
  • ранняя сексуальная активность (и ее последствия);
  • жестокое обращение с детьми, жестокость детей;
  • синдром одиночества, ощущение ненужности, суициды;
  • безнадзорность, бродяжничество, жизнь в притонах ("дети улиц");
  • правонарушения несовершеннолетних и другие.
    Профилактика социально-опасного положения детей и подростков

    То, что заложено в раннем детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека.

    Рано надо сформировать высшие социальные потребности, выработать правильные представления о поведении человека, о смысле жизни, идеале, счастье, то есть, сформировать духовность. Знания, умения и навыки, заложенные в детском возрасте, должны стать прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
    Суицид (от лат. sui – себя + caedere – убивать) - поведение, имеющее цель самоубийство. В большинстве случаев осуществляется как форма агрессии против собственного Я. Суицид характерен, прежде всего, для психических больных, в значительно меньшей степени встречается у индивидов с пограничными расстройствами и психически здоровых.

    Наиболее типичным состоянием перед суицидом является депрессия. Кроме того, непосредственным стимулом обычно выступает конкретная стрессовая ситуация.

    Обнаружение психологом или педагогом у подростка суицидальных мыслей, высказываний, попыток, требует срочного вмешательства психолога и психиатра!
    Перечень контрольных вопросов.
    Аддиктивное поведение, понятие, клинико-психологический смысл. Формы аддикций (химические и нехимические). Факторы, влияющие на манифестацию аддиктивности.
  • Девиантное поведение, понятие. Кризис подросткового периода. Основные проявления подросткового возраста.
  • Основные виды аддиктивных проявлений.
  • Способы профилактики и коррекции аддиктивного и девиантного поведения.
  • Суицид, понятие. Профилактика суицида у детей и подростков.
  • Жестокое обращение с детьми, понятие, клинический смысл.
  • Состояния, характеризующие синдром жестокого обращения с детьми
  • Современные технологии профилактики жестокого обращения с детьми.
  • Социально-опасное положение детей. «Саморазрушающие» формы поведения. Профилактика социально-опасного положения детей и подростков.


    Практические навыки
    Проанализировать факторы риска, влияющие на манифестацию аддиктивности у детей и подростков.
  • Дать рекомендации по профилактике и коррекции аддиктивного поведения подростков.
  • Дать рекомендации по профилактике суицида у детей и подростков.
  • Распознать основные проявления подросткового возраста (критический период).
  • Распознать девиантное поведение.
  • Дать рекомендации по профилактике и коррекции девиантного поведения.
  • Применить современные технологии профилактики жестокого обращения с детьми.
  • Дать рекомендации по профилактике социально-опасного положения детей и подростков.



    перейти в каталог файлов


  • связь с админом