Главная страница
qrcode

Пояснительная записка Коррекционно-развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста Конспект занятий


НазваниеПояснительная записка Коррекционно-развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста Конспект занятий
Анкор24560 104 6 1358235400.doc
Дата12.11.2017
Размер0.56 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла24560_104_6_1358235400.doc
ТипПояснительная записка
#33629
страница1 из 5
Каталог
  1   2   3   4   5



Психологическое сопровождение тревожных детей старшей и подготовительной к школе групп.

Рыкманова Ольга Юрьевна
педагог – психолог
МБДОУ № 388 г. Челябинска

СОДЕРЖАНИЕ




  1. Пояснительная записка

  2. Коррекционно-развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста

  3. Конспект занятий

  4. Консультация для педагогов

  5. Консультации для родителей

  6. Литература


Психологическое сопровождение тревожных детей старшей и подготовительной к школе групп.
1. Пояснительная записка.
В последние годы по результатам мониторинговых исследований МБДОУ № 388 по готовности детей к обучению в школе значительно увеличилось количество, так называемых, тревожных детей старшего дошкольного возраста, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, не умением общаться как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. Таким образом, проблема детской тревожности, и в особенности ее коррекции, на современном этапе является весьма важной и актуальной. И особенно здесь важна роль психолога, как в диагностике, так и в коррекционно-развивающей работе с такими детьми, что позволяет оптимизировать процесс их дальнейшей адаптации к школе.

Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, тревожность представляет собой специфическое эмоциональное состояние - генерализованную беспредметную настороженность. Она свидетельствует о постоянном присутствии какого-то источника беспокойства, который не осознается, не объективируется, не воспринимается в качестве фрустратора.

Тревожность – это беспричинный, немотивированный страх. В психологической сфере тревожность проявляется в изменении уровня притязаний личности, в снижении самооценки, решительности, уверенности в себе. При повышенном уровне личной тревожности преобладают пессимистические установки: ожидания неудач, неприятностей, неуспеха. Обычно при высокой тревожности блокируется активность. Ребенок действует по принципу: чтобы избежать неприятностей лучше ничего не делать. Снижение активности может привести к торможению развития ребенка. Если активность не снижается, в случаях, когда повышенная тревожность сочетается с такими особенностями личности ребенка, как: социальная активность, принципиальность, добросовестность, стремление к лидерству, развивается невроз или формируется психологическая защита «Я», искажаются самовосприятие и самооценка.

Тревожность может расти вследствие неуспехов в детском саду, проблем в общении с детьми, повышенной чувствительности, впечатлительности ребенка, а также особенностями внутрисемейных отношений: излишний протекционизм родителей, опека; условия, создавшиеся в семье после появления второго ребенка; плохая приспособленность ребенка и т.д.

Исходя из проанализированных характеристик тревожности, можно предположить, что ее высокий уровень может оказать отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности ребенка, а также может усугубить проявление негативных сторон описанного в возрастной психологии так называемого кризиса 7 лет.

В связи с этим была составлена программа коррекционно – развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель данной программы снижение уровня тревожности, повышения уверенности в себе и эмоциональной устойчивости у дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.

В структуру программы входит работа психолога с детьми, родителями и педагогами.

Задачи:

  1. Создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу «безопасности» в группе;

  2. Снизить уровень тревожности у детей, за счет преодоления ими своих страхов, снятия чрезмерного напряжения и состояния психического дискомфорта;

  3. Повысить уровень активности и навыки самоконтроля у детей;

  4. Выработать у детей чувства самоценности;

  5. Способствовать формированию у детей адекватной самооценки и повысить уверенность в своих силах;

  6. Способствовать снижению тревожности в процессе межличностных взаимодействий через овладение способами установления отношений с другими детьми;

  7. Помочь детям научиться различать и определять собственные чувства, переживания и развивать их эмоциональное самовыражение;

  8. Помочь освоить детям новые социально приемлемые стратегии поведения;

  9. Повысить педагогическую и психологическую грамотность воспитателей и родителей.


2. Коррекционно-развивающие занятия с детьми

старшего дошкольного возраста.
Организация занятий

Состав группы: 6- 8 человек

Время занятий: 30-40 минут

Цель: Снизить уровень тревожности, повысить уверенность в себе и эмоциональную устойчивость у дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.

Тематическое планирование


Тема занятия

Задачи

Игры, задания, упражнения

Занятие №1

«Знакомство»

Установление положительной эмоциональной атмосферы, чувства психологической защищенности и безопасности в группе.

  1. «Это мое имя» [см. 2, с. 109].

  2. «Насос и мяч» (релаксациония) [см. 4, с. 68].

  3. «Игра в рисунки» [см. 2, с. 94].

  4. «Разрывание бумаги» [см. 2, с. 96].

  5. «Прощание»:

Дети берутся за руки и хором говорят: «До свидания!».

Занятие №2

«Я и мое тело»

Достижение чувства сплоченности в группе. Обучение детей комплексом «Бэби-йоги». Развитие у детей умения управлять своим телом, дыханием, освобождаться от стрессов и перенапряжения.

  1. «Приветствие»: детям предлагается поздороваться друг с другом без слов; обсуждение как это можно было сделать.

  2. «Бэби-йога» [см. 3, с. 106].

  3. «Зеркало» [см. 1, с. 85].

  4. «Прощание»

Дети прощаются, прикоснувшись, друг к другу.

Занятие №3

«Я и Я»

Снижение уровня тревожности, повышение активности, а также преодоление замкнутости, скованности у детей. Повышение уровня самооценки, достижение чувства принятие самого себя, чувства самоценности у ребенка.

  1. «Это Я – такой…» [см. 2, с. 109].

  2. Упражнение «Тишина».

- Дети сидят с закрытыми глазами и слушают внутри себя. Затем рассказывают о том, какие звуки были услышаны ими в тишине.

3. Упражнение «Самый лучший» - ролевой тренинг уверенности в себе.

- Использовать картонную рамку – это телевизор. Ребенок рассказывает по «телевизору» о себе, о своем будущем.

4. Игра «Красивое имя (контур)» [см. 2, с. 110].

5. Прощание глазами.


Занятие №4

«Я и мои эмоции»

Эмоциональное сближение детей. Обучение ребенка различать и определять собственные чувства и переживания. Развить эмоциональное самовыражение у данной группы детей.

  1. «Комплименты» [см. 3, с. 68].

  2. Беседа «На что похоже настроение» [см. 3, с. 69].

  3. «Полет птицы» [см. 3, с. 103].

  4. Прощание ладонями.




Занятие №5

«Я и мои эмоции» (продолжение)

Самовыражение ребенка в группе. Невербальное выражение переживаний и мыслей.

  1. «Приветствие».

  2. Игра «Звериные чувства» [см. 2, с. 116].

  3. «Путешествие на голубую звезду» [см. 3, с. 102].

Прощание – на распев «До свидания!».


Занятие №6

«Я и мои эмоции» (продолжение – мои страхи)

Осознание и отреагирование детьми страхов, напряжений. Позволить ребенку проявить свои чувства, переживания. Снизить уровень тревожности. Активизация жизненных сил детей. Перестройка отношений.

  1. «Приветствие».

  2. «Твое настроение»

- Использовать набор карточек с эмоциями. Ребенку предлагается выбрать ту карточку, какое у него настроение.

3. Игра «Спрятанные проблемы» [см. 2, с. 100].

4. Игра «Очищение от тревог» [см. 3, с. 104].

5. «Прощание».



Занятие №7

«Я и мои эмоции» (продолжение – мои страхи)




  1. «Приветствие» - соприкоснуться ладошками.

  2. «Гармоничный танец» [см. 3, ст. 80].

  3. «Расскажи свой страх» [см. 3, ст. 84].

  4. «Нарисуй свой страх, победи его» [см. 3, ст. 81].

  5. «Прощание»

- громко крикнуть: «До свидания!».



Занятие №8

«Я и мои друзья»


Эмоциональное сближение детей. Обучение способам установления отношений с другими детьми. Снижение тревожности в процессе межличностных взаимодействий. Развивать в детях чувство сопереживания и поддержки.

  1. «Приветствие».

  2. «Соломинка на ветру» [см. 3, ст. 80].

  3. Игра «Выключенный звук» [см. 2, ст. 114].

Прощание–упражнение Клубочек»: Все берутся за руки и получается «ниточка». Первый- «катушка». Ведущий берет за руку последнего ребенка и начинает крутиться до тех пор, пока вся нитка не «намотается» на катушку. Затем раскручиваются и прощаясь, уходят.



Занятие №9

«Я и мои друзья» (продолжение)

  1. «Приветствие» - с мягкой игрушкой.

  2. Игра «Подарок» [см. 2, ст. 115].

  3. Игра «Ладошки» [см. 2, ст. 115].

  4. «Портрет группы»

Каждый рисует свой портрет и располагает на листе ватмана.

  1. «Прощание»

Все встают в круг, берутся за руки и улыбаются друг другу.





  1. Конспект занятий

Занятие №1

Тема: «Знакомство».

Цель: Организовать работу группы, познакомить детей друг с другом, научить вступать в контакт и общаться в позитивном ключе, создать обстановку доверия, эмоционального комфорта и чувства безопасности.

Задачи: Помочь каждому ребенку адаптироваться в данной группе детей, почувствовать себя в безопасности, повысить его чувство самоценности; помочь снизить уровень тревожности, вызванной у детей первой встречей с психологом и установить в группе положительные взаимоотношения как с психологом, так и другими детьми в группе.

Продолжительность занятия: 30 – 40 минут.

Количество детей в группе: 6 - 9 человек.

Требования к ведущему: проведение занятия требует отдельного помещения, расположенного вдали от источников повышенного шума; большой ковер; аудиоаппаратура; 10 стульев; стол для рисования; 1 лист ватмана или доска; 10 листов бумаги для рисования; карандаши; фломастеры; маркеры; старые газеты или бумага.

План занятия:

  1. Организационный момент.

  2. «Это мое имя»

  3. «Насос и мяч» (релаксациония).

  4. «Игра в рисунки».

  5. «Разрывание бумаги».

  6. «Прощание»


Ход занятия:

  1. Организационный момент


-Здравствуйте, ребята! Сегодняунассваминачинаютсянеобычныезанятия. Нанихмыбудеммногоразговаривать, играть, рисовать, общаться. Мыузнаем, чтонужноделать, чтобыбытьвеселымисчастливым. Нашивстречибудутпроходитьближайшиеполторамесяца, каждыйпонедельникисреду. Итакначнем!
2. Игра «Это мое имя» (Данная игра позволяет познакомиться с детьми, а также узнать слабые и сильные стороны каждого ребенка за счет переноса).

- Сейчас мы поиграем с Вами в игру, которая называется «Это мое имя». Я предлагаю Вам поискать в этой комнате такой предмет, которому Вы бы могли дать свое имя.

После того как ребенок сделает выбор, психолог предлагает ребенку описать этот предмет, отмечая все его положительные стороны и недостатки. Психолог помогает ребенку в описании, а затем спрашивает, подходит ли это описание самому ребенку.
3. Игра Насос и мяч (релаксациония)

- А сейчас мы поиграем в одну очень интересную игру. Она поможет нам расслабиться, а за тем собраться и настроится на рабочий лад. Она называется: «Насос и мяч». Я буду насос, а Вы будите мячами. Сначала Вы стоите, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом).

Затем Я начинаю надувать мячи, то есть Вас, сопровождая движение рук звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук, Вы вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Я- Насос перестал накачивать.

Теперь Я выдергиваю из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком « ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение.

Попробуем еще раз!
4. «Игра в рисунки» (Данная игра позволяет снизить у детей уровень тревожности и дает возможность установить положительные взаимоотношения ребенка с психологом).
- Кто из Вас играл в эту игру? Никто? При этом психолог начинает рисовать и одновременно комментировать. Со словами: «Нарисуем-кадомик», - он рисует квадрат, а в нем два квадратика поменьше (окна) и прямоугольник посередине (дверь). «Это - обычныйдомик, сдвумяокнами, крышейитрубами» (треугольниккрыша, двапрямоугольника - трубы).

«Вэтомдомикежилмальчик (девочка)». Далее психолог обращается к детям: «Как звали этого мальчика (девочку)?» Если ребенок не отвечает, психолог говорит сам и обращается к ребенку чтобы тот подтвердил. Для примера возьмем имя Саша: «Сашажилвдомесосвоимиродителями. Однаждыоникупилиемущенка». Психолог обращается к одному ребенку: «КакжеСашаназвалщенка Ребенок может предложить какую-нибудь кличку. Если он этого не делает, психолог сам ее предлагает. «НазовемегоРексом. ОднаждыСашавернулсяизсадикаиненашелдомаРекса. Онвышелнаулицупоискатьсобаку». Психолог проводит прямую линию от двери вниз.

Затем он обращается к детям: «Какдумаете, нашелСашатамсвоюсобачку Если дети отвечают «нет» или молчат, психолог продолжает рассказ. Если ребенок отвечает «да», психолог говорит: «Подойдяксобачке, Сашаувидел, чтоонатолькопохожанаРекса, ноэтонеРекс». Затем продолжает рассказ: «СашасталдальшеискатьРекса». Психолог проводит несколько линий до тех пор, пока не получится что-то похожее на четыре лапы, и тогда говорит: «Сашавспомнил, чтоРекслюбитгулятьвпаркеипошелтуда». При этом нужно провести линию немного вверх, а затем в сторону, чтобы было похоже на хвост. «Сашаходилпопарку (завитушканахвосте), нотакиненашелРекса. Итогдаонпошелдомой». Здесь можно спросить, какое настроение было у Саши, как быстро он шел домой, что делал по дороге. Затем психолог проводит горизонтальную линию влево и соединяет парк (хвост) и дом (голова собаки). В итоге должен получиться рисунок, похожий на собаку. Затем психолог спрашивает: «Чтослучилосьснашимрисунком Если дети отвечают, психолог завязывает с ними разговор. Если они молчат, то психологу самому нужно сказать, что рисунок превратился в собачку. Затем можно предложить детям порисовать самим.
5. Игра «Разрывание бумаги» (Данная игра способствует снижению напряжения, дает ребенку возможность выразить эмоции и снизить состояние тревоги у детей.)
Для работы необходимо иметь старые газеты или любую другую ненужную бумагу.

- А сейчас Мы с Вами будем немножко хулиганить! У меня здесь есть старые ненужные газеты/бумага берите и начинаете их рвать на мелки клочки и бросайте все в центр!

Если какой-то ребенок не подключается сразу к работе, его нельзя заставлять. Психолог может встать спиной к ребенку, делая вид, что не замечает его. Как правило, дети включаются в игру. Когда куча в центре комнаты становится большой, психолог предлагает ребенку поиграть с кусочками и начинает энергично подбрасывать их вверх, разбрасывать по комнате. Можно также делать кучки и прыгать на них, обсыпать кусочками друг друга или подбрасывать кусочки горстями вверх.

- Похулиганили? Атеперьпомогитемнесобратьвсенаши «снежинки».

6. «Прощание»
- МысегоднясВамимногоиграли, рисовали, общались. ПонравилосьВамнашезанятие?. . . Атеперьпришловремяпопрощатьсянамсвамидоследующегозанятия. Давайтевстанемвкруг, возьмемсязарукиихоромскажемдругдругу: «Досвидания

Занятие № 2

  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов


связь с админом