Главная страница
qrcode

право. Признаками государства являются


Скачать 37.55 Kb.
НазваниеПризнаками государства являются
Дата09.04.2020
Размер37.55 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаправо.docx
ТипДокументы
#68724
Каталог

Государство – политическая организация общества, действующая на определенной территории в качестве средства, выражающего интересы всех слоев общества, и механизма регулирования, управления и подавления общества.

Признаками государства являются:

1. наличие определенной территории, границ, на которых действует его юрисдикция,

2. население,

3. политическая организация (власть) это система органов и организаций, с помощью которых осуществляется управление обществом,

4. суверенитет – полная независимость государства от других государств в его внутренней деятельности и внешних отношениях,

5. право осуществлять определенные действия в принудительном порядке (например, сбор налогов и пошлин),

6. наличие правовой системы и права осуществлять правотворчество.

Формы Государства

1. форма правления – система организации государственных органов, порядок их образования, деятельности и компетенция,

2. форма государственного устройства – территориальная организация государства с соответствующим распределением полномочий между центральным и региональным уровнем власти,

3. политический режим – методы осуществления государственной власти, с помощью которых происходит реализация функций государства.

Основные формы правления:

1.

• Абсолютная монархия (неограниченная) (Саудовская Аравия) –в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти. Он сам издает законы, может руководить административной деятельностью, назначать для этого правительство. Никаких ограничений его власти нет, подданные юридически бесправны, так как все их права принадлежат монарху.

• Дуалистическая монархия – первоначальная форма ограниченной или конституционной монархии. При такой форме происходит отделение законодательной ветви от исполнительной. Парламент избирается подданными, а исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство. Хотя законы принимаются парламентом, монарх имеет право абсолютного вето, то есть без его утверждения закон не вступит в силу.

• Парламентарная монархия –разделение властей при признании верховенства парламента над исполнительной властью. Правительство назначается монархом. Монарх при данной форме правления «царствует, но не правит», как правило, он лишен возможности действовать самостоятельно и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством.

2.
• Президентская (США)– принцип разделения властей, предусмотрена система сдержек и противовесов. Наибольшими полномочиями среди органов государственной власти наделен президент страны, который избирается народом, является верховным главнокомандующим и вправе издавать нормативные акты.

• Парламентская (Италия, Германия) - основные полномочия в управлении страной принадлежат парламенту, правительство формируется из числа партий, победивших на выборах. Должность президента в этих странах номинальная, как правило, он выбирается парламентом.

• Смешанная (РФ) – такая форма правления сочетает в себе признаки и президентской и парламентской республики. Она является эффективной при условии, что правительство, опирающееся на парламентское большинство, и президент придерживаются одной политической направленности.

Формы государственного устройства:

1.
2.
• Территориальные – большие государства делятся на части по территориальному принципу (США).

• Национальные – деление страны производится по национальному принципу. Данное государственно-территориальное устройство является непрочным (Бельгия).

• Смешанные – разделение страны произошло и по национальному и по территориальному принципу (РФ).

3.
Политический режим

Политический режим отражает отношения между государством и обществом. Виды политического режима:

1.
2.


НОРМЫ ПРАВА

Нормы права выражаются в официальной форме – законы, подзаконные акты, судебные решения и договора; они письменные и четко определяют границы должного поведения.

норма права – правило поведения, имеющая обязательный характер и поддерживаемая силой государственного принуждения. Она обладает собственным содержанием и формой. Нормы права различаются по своему содержанию. Они могут разрешать, запрещать, предписывать либо указывать на тот или иной вид поведения субъектами правоотношений. Норма права адресована кругу лиц, определяемых исходя из ее содержания, ее действие рассчитано на неограниченное количество случаев.

Норма права состоит из трех элементов:

1.
2.
3.
Логическая структура нормы представляет собой формулу: «Если…, то… иначе…». После «если» идет гипотеза, «то» - диспозиция, «иначе» - санкция.

Обстоятельства, которые вызывают появление нормы права, источники права.

1.
2.
3.
Нормативно-правовые акты

создаются в основном государственными органами, имеющими на то право.

Любой нормативный акт, должен соответствовать Конституции и не противоречить ей, а также тем нормативным актам, которые имеют большую юридическую силу.

Нормативно-правовые акты образуют иерархически организованную систему, отражающую юридическую силу каждого акта.

Конституция
  • Федеральные конституционные законы
  • Кодексы; Федеральные законы.
  • ФЗ субъектов РФ
    Указы Президента
  • Постановления Правительства РФ.
  • Акты органов исполнительной власти
  • Акты исполнительных органов субъектов РФ
  • Акты глав местной администрации
  • локальные – внутренние документы различных организаций, имеющие юридическую силу.
    ПРАВООТНОШЕНИЕ, ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

    Правоотношение – это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой выступают носители субъективных прав и юридических обязанностей, обеспеченных государством.

    Элементами любого правоотношения являются субъекты, объекты, содержание.


    Для субъектов правоотношений характерны:

    1. правоспособность - т.е. наличие у лица определенных прав и обязанностей, которые у него возникают с момента рождения.

    2. дееспособность- способность лица использовать свои права и обязанности.

    3. деликтоспособность – установленная законом способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.


    - материальные блага (вещи, ценности)

    - нематериальные блага (жизнь, здоровье…)

    - продукты духовного творчества (произведение искусства)

    - поведение участников правоотношений (дача свидетельских показаний)

    - результаты действий участников правоотношений (оказание услуги).


    Юридические факты – это такие жизненные обстоятельства (события или действия, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение юридических отношений).

    Противоправное, общественно опасное, виновное деяние (действие или бездействие) личности, которое причиняет вред обществу, личности, государству называется правонарушением.

    Состав правонарушения представляет собой совокупность элементов, достаточных для привлечения личности к правовой ответственности, и образовывается из субъективных и объективных признаков:

    1.
    2.
    3.
    4.

    делится на прямой и косвенный.

    Прямой умысел проявляется в том, что лицо осознает противоправность своего деяния и желает наступления общественно опасных последствий.

    При косвенном умысле лицо знает о противоправности своего деяния и сознательно допускает наступление вредных последствий.

    имеет две формы:

    Небрежность состоит в том, что лицо не отдает себе отчета в противоправности своего поведения, не предвидит его последствий, хотя может и должно их предвидеть (сброс мусора с крыши).

    Самонадеянность означает, что лицо осознает противоправность своего деяния, предвидит его опасный результат, но легкомысленно рассчитывает его предотвратить (превышение скорости).

    В зависимости от степени общественной опасности правонарушения делятся на преступления и проступки.

    Преступлениями -общественно опасные виновные деяния, предусмотренные уголовным законодательством. строгие меры государственного принуждения. Признать виновным в совершении преступления и назначить наказание может только суд.

    Проступками называются виновные противоправные деяния, не являющиеся общественно опасными, влекущие применение не наказаний, а взысканий. Виды проступков: административный, дисциплинарный, гражданско-правовой, процессуальный и т.д.

    За совершение правонарушения к лицу, его совершившему применяются нормы юридической ответственности.

    Юридическая ответственность – возможность наступления неблагоприятных последствий личного, имущественного и специального характера, которые возлагаются уполномоченными государственными органами с соблюдением процессуального законодательства на правонарушителя.

    Принципами юридической ответственности являются:

    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    В зависимости от того, на нормы какой отрасли права посягает правонарушение ответственность может быть: административная, материальная, уголовная, дисциплинарная и т.д.

    По цели и способу реализации различают штрафную и правовосстановительную ответственность. Штрафная - применяется за дисциплинарные и административные проступки, а также за преступления. Правовосстановительная заключается в восстановлении нарушенного права, в исполнении невыполненной обязанности.

    Целью юридической ответственности является восстановление положения потерпевшего, то есть компенсацией имущественных потерь и морального вреда.

    Существуют следующие виды юридической ответственности:






    Конституция — основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

    Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием (референдумом) и состоит из 9 глав:

    Основы конституционного строя — главные устои государства, его основные принципы, обеспечивающие конституционный характер данного государства.


    • признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;

    • демократический характер государства;

    • правовой характер государства;

    • социальный характер государства;

    • федеративная форма государственного устройства;

    • республиканская форма правления;

    • признание частной собственности, равенство всех форм собственности;

    • суверенитет;

    • единое экономическое пространство.

    СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

    Согласно Конституции РФ Президентом России может быть гражданин Российской Федерации, не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет, полностью дееспособный и не судимый. Президент избирается на срок 6 лет, нельзя занимать пост президента более двух сроков подряд.

    Президент обладает неприкосновенностью, то есть его нельзя привлечь ни к одному виду юридической ответственности, нельзя задержать, подвергнуть досмотру и обыску и т.д. Единственно возможная ответственность Президента — это отрешение его от должности (импичмент). Конституция РФ предусматривает отрешение от должности только по двум основаниям: государственная измена и совершение тяжкого преступления. В этом случае формирует обвинение нижняя палата
    Президент избирается путем всеобщих прямых равных выборов при тайном голосовании.

    Федеральное Собрание (Парламент) - высший представительный законодательный орган государственной власти Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат.



    Депутатом Государственной Думы может быть гражданин РФ, достигший 21 года, дееспособный, не содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Государственная Дума избирается на 5 лет. Срок полномочий Совета Федерации не определен.

    Федеральные законы принимает Государственная Дума. Обычные текущие законы Дума принимает простым большинством голосов (50 процентов плюс 1 голос от общего количества депутатов). Федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным большинством — двумя третями голосов депутатов.

    Текущая работа Государственной Думы осуществляется в Комитетах и комиссиях, где идет разработка законопроектов.

    Помимо законодательной работы Государственная Дума обладает рядом полномочий по назначению должностных лиц (например, Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ.

    В Совете Федерации также формируются комитеты и комиссии. Он обладает рядом полномочий по назначению должностных лиц, назначает Генерального Прокурора РФ, Судей Высших федеральных судов РФ, Заместителя Председателя Счетной Палаты и вторую половину ее аудиторов.

    Совет Федерации обладает правом законодательной инициативы и правом рассмотрения принятых Государственной Думой законов. В течение 14 календарных дней Совет Федерации должен рассмотреть законопроект, принятый Государственной Думой и либо одобрить его, либо отклонить. При этом ряд законопроектов, касающихся финансов, вопросов войны и мира и т.п. (ст. 106 Конституции РФ), обязателен к рассмотрению в Совете Федерации. По рассмотренным законопроектам верхняя палата обладает также, как и Президент правом отлагательного вето, может вернуть законопроект в Государственную Думу.

    Совет Федерации утверждает Указы Президента РФ о введении на территории РФ либо ее части чрезвычайного или военного положения, а также ратифицирует (утверждает) и денонсирует (отменяет) международные договоры Российской Федерации.

    Согласно Конституции РФ, Правительство России осуществляет исполнительную власть РФ и возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ.

    Правительство РФ — это коллегиальный орган. В него входят Председатель Правительства РФ, его Заместители и федеральные министры. Непосредственно возглавляет и организует работу Правительства РФ его Председатель.

    Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента России и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Оно может уйти в отставку: по инициативе Президента РФ или по собственной инициативе. Президент РФ в любое время может отстранить от должности как любого министра, так и Председателя Правительства. Государственная Дума также может выразить недоверие Правительству.


    1) организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

    2) осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

    3) разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

    4) обеспечивает в России единую финансовую, кредитную, денежную политику; осуществляет управление федеральной собственностью;

    5) разрабатывает федеральные программы и реализует единую политику в сферах экономического развития, здравоохранения, науки, образования, культуры, социального обеспечения и т.д.;

    6) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, обороны страны, государственной безопасности;

    7) обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

    8) реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

    В системе разделения властей судебная власть играет особую роль, она является независимым арбитром для органов государственной власти и физических лиц при разрешении различного рода социальных конфликтов и проблем.

    Судебная власть в РФ осуществляется системой судов, которые осуществляют правосудие.

    Конституционное судопроизводство осуществляет Конституционный Суд Российской Федерации. Это орган конституционного надзора и контроля. Его основная задача — следить за тем, чтобы все издаваемые в стране законы и нормативно-правовые акты не противоречили нормам Конституции РФ (ст. 125 Конституции). Помимо этого, Конституционный Суд РФ дает толкование Конституции, то есть разъясняет ее положения.

    Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые разделены на две коллегии. Председатель Суда и председатели коллегий избираются тайным голосованием из числа судей Конституционного Суда РФ. Сами судьи (как указывалось выше) назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин РФ в возрасте от 40 до 70 лет, имеющий юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 15 лет и обладающий высокими моральными качествами. Срок полномочий судей — 12 лет, после чего судья уходит в отставку и остается Почетным Судьей.

    Систему судов общей юрисдикции возглавляет

    Верховный Суд Российской Федерации (ст. 126 Конституции).

    Суды общей юрисдикции осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам.


    Независимость и самостоятельность судов определяется статусом судей и общими принципами организации судопроизводства. Судьи в Российской Федерации несменяемы, независимы и неприкосновенны.

    Судьей может быть: районного (городского) суда — гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет;

    судов субъектов федерации — гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, при стаже работы не менее 5 лет;

    судьей высших федеральных судов (за исключением Конституционного Суда РФ) — гражданин РФ, достигший 35 лет при стаже работы не мене 10 лет. При этом во всех случаях речь идет о дееспособных и не содержащихся в местах лишения свободы гражданах.

    Общими принципами судопроизводства в РФ являются:

    1)
    2)
    3)
    4)

  • перейти в каталог файлов


    связь с админом