Главная страница
qrcode

Протокол 7 Сокольники от 28 декабря 2017 г. А. И. Маликова 28 декабря 2017 год


НазваниеПротокол 7 Сокольники от 28 декабря 2017 г. А. И. Маликова 28 декабря 2017 год
Дата24.02.2020
Размер1.04 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаurl.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипПротокол
#67948
страница1 из 5
Каталог
  1   2   3   4   5
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
города Москвы
«Московская городская объединенная школа искусств « Сокольники»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ на заседании Генеральный директор ГБУДО педагогического совета г. Москвы «МГОДШИ
Протокол № 7 «Сокольники» от «28» декабря 2017 г. _________________ А.И. Маликова
28 декабря 2017 год
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИНСТРУМЕНТЫ ЭСТРАДНОГО ОРКЕСТРА»
предметная область
В.00. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Вариативная часть
ПРОГРАММА
по учебному предмету
В.04.УП.04.
Аранжировка
Рекомендована
Институтом развития образования в сфере культуры и искусств
Москва 2017
Разработчик: В.В.Рыжков, преподаватель Государственного музыкального училища эстрадного и джазового искусства (техникума)
Главный редактор: И.Е.Домогацкая, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук
Технический редактор: С.М.Пелевина, научный сотрудник Института развития образования в сфере культуры и искусства
Рецензент: Т.А.Чудова, преподаватель Детской музыкальной школы имени
В.А.Моцарта города Москвы, заслуженный деятель искусств Российской
Федерации
Структура программы учебного предмета
I.
Пояснительная записка
– Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
– Сроки освоения учебного предмета;
– Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета;
– Форма проведения учебных аудиторных занятий;
– Цель и задачи учебного предмета;
– Структура программы учебного предмета;
– Материально-технические условия реализации учебного предмета;
II.
Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план;
Распределение учебного материала по годам обучения;
– Формы работы на уроках аранжировки;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
– Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
– Критерии оценки;
– Контрольные требования на разных этапах обучения;
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
– Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам
работы;
– Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся;
VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
– Учебная литература,
– Учебно-методическая литература;
– Методическая литература.
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Аранжировка» разработана на основе федеральных государственных требований (ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства
«Инструменты эстрадного оркестра» и сроку обучения по этой программе.
Аранжировка является учебным предметом, который включается в учебный план предпрофессиональной программы образовательной организацией самостоятельно (вариативная часть учебного плана). Предметы вариативной части дают возможность расширения и (или) углубления подготовки учащихся, определяемой содержанием обязательной части, получения учащимися дополнительных знаний, умений и навыков.
Занятия на уроках аранжировки закрепляют теоретические знания, развивают музыкальные способности (внутреннее слуховое представление) и творческий потенциал учеников, знакомят с практическими основами инструментовки и аранжировки, компьютерной аранжировки, способствуют общемузыкальному развитию, формированию эстетической позиции.
Полученные на занятиях аранжировки знания и умения полезны для более эффективного освоения основ музыкального исполнительства и творчества.
2. Срок освоения учебного предмета «Аранжировка» для детей, поступивших в образовательную организацию в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 4 года (5–8 классы).
Срок освоения учебного предмета «Аранжировка» для детей, поступивших в образовательную организацию в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, также составляет 4 года (2–5 классы).
Для детей, которым срок освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Инструменты эстрадного оркестра» увеличен на один год (9-й, 6-й классы), возможна реализация предмета «Аранжировка» в индивидуальной форме.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
«Аранжировка»:
Таблица 1
Нормативный срок обучения – 8 (9) лет
Классы
5– 8 9
Максимальная учебная нагрузка
(в часах)
132 33
Количество часов на аудиторные занятия
66 16,5
Количество часов на самостоятельную
(внеаудиторную) работу
66 16,5
Таблица 2
Нормативный срок обучения – 5 (6) лет
Классы
1– 5 6
Максимальная учебная нагрузка
(в часах)
132 33
Количество часов на аудиторные занятия
66 16,5
Количество часов на самостоятельную
(внеаудиторную) работу
66 16,5
Образовательная организация самостоятельно может увеличить количество часов на освоение учебного предмета «Аранжировка», как аудиторной, так и самостоятельной работы.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальные занятия, рекомендуемая продолжительность урока – 22,5 минуты.
5. Цель и задачи предмета «Аранжировка»
Цель: изучение теоретических основ аранжировки, развитие творческого потенциала учащегося на основе практической работы с музыкальными произведениями, выявление одаренных детей в области музыкального искусства, формирование творческой и исполнительской самостоятельности.
Задачи:
 изучение основ инструментоведения, музыкальной информатики, работы с клавишными синтезаторами, необходимых для создания инструментовок и аранжировок;
 творческое применение теоретических сведений, полученных на занятиях аранжировкой и других теоретических предметах предпрофессиональной программы (например, сольфеджио);
 воплощение (воспроизведение) результатов учебной работы над инструментовками и аранжировками в звуковом формате;
 практическое применение приобретенных на занятиях аранжировкой навыков и умений в исполнительской деятельности.
6. Структура программы учебного предмета
Структура программы определяется ФГТ, отражающими все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о количестве учебных часов, предусмотренных на освоение учебного предмета;
 распределение изучаемого материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки учащихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 обеспечение учебного процесса методическими материалами.
В соответствии с данными направлениями построен основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Материально-технические условия реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательной организации формируется в соответствии с санитарными и противопожарными нормами, нормами охраны труда.
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам детской школы искусств. Также учащиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет (во время самостоятельной работы).
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями учебников и учебно-методической литературы по аранжировке и компьютерной аранжировке, а также изданиями музыкальных произведений, хрестоматиями, партитурами, клавирами, сборниками джазовых стандартов, справочниками и другими материалами, необходимыми для занятий на уроках по предмету «Аранжировка».
Учебные аудитории, в которых проводятся занятия по учебному предмету «Аранжировка», оснащаются пианино или роялями, клавишными синтезаторами, а также звукотехническим и компьютерным оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.
Оснащение занятий
На начальном этапе обучения активно используется наглядные пособия
– плакаты и картинки с изображением инструментов, схемы их устройства, таблицы диапазонов и т. д. В дальнейшем – схемы коммуникации
синтезаторов, звукового оборудования, таблицы MIDI-контроллеров и инструментов GM, таблицы музыкальных стилей.
Для воспроизведения образцов инструментальных и электронных звуков, примеров аранжировок и работ учащихся необходимо звуковоспроизводящее оборудование: проигрыватель CD-дисков разных форматов, усилитель, микшерный пульт, акустические мониторы.
Для практического воспроизведения и работы над аранжировками необходимы один или два клавишных синтезатора (желательно различных типов – синтезатор с автоаккомпанементом, интерактивный синтезатор, рабочая станция), микрофон (микрофоны) для записи «живого» исполнения.
Для изучения основ компьютерной аранжировки желательно наличие высокопроизводительного компьютера, оснащенного профессиональным
MIDI- и аудио-интерфейсом, MIDI-клавиатурой и установленным программным обеспечением: программы нотного набора (Finale), музыкальные редакторы (Sound Forge), многоканальные секвенсоры и аудиоредакторы (Cubase, Nuendo), библиотеки VST-инструментов и эффектов.
Материал для инструментовок и аранжировок подбирается педагогом на основе существующих сборников мелодий и фортепианных композиций, джазовых стандартов, а также может разрабатываться педагогом самостоятельно. Возможная работа с мелодическим материалом, сочиненным учеником или другими учениками.
II.
Содержание учебного предмета
Учебный предмет «Аранжировка» направлен на развитие творческого потенциала учащегося и формирование комплекса знаний и умений, необходимых в практической деятельности музыканта-исполнителя на инструментах эстрадного оркестра, предполагающей активную деятельность в составе инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей, специфика которых требует формирования и развития оригинального репертуара.
Занятия по учебному предмету «Аранжировка» можно рассматривать также как творческую форму закрепления теоретических знаний, полученных на занятиях по другим учебным предметам, в частности,
«Сольфеджио». С другой стороны, активно используются и навыки, приобретенные на занятиях специальным инструментом, ансамблем. В связи с этим актуальной представляется проблема координации учебнотематических планов различных предметов, а также необходимость учитывать данный подход в индивидуальном порядке.
Теоретическая часть содержания учебного предмета «Аранжировка» в общих чертах составлена в соответствии с порядком и сроками изучения теоретического материала на занятиях по учебному предмету «Сольфеджио» и с учетом общего развития учащихся на том или ином этапе обучения.
Отдельные темы могут изучаться раньше, чем на занятиях сольфеджио или на занятиях по другим учебным предметам. В подобных случаях
преподавателю необходимо скорректировать работу с учащимся в индивидуальном порядке.
Собственно содержание учебного предмета «Аранжировка» строится по следующим направлениям:
1) Изучение основ инструментоведения.
2) Изучение основ инструментовки (аранжировка по фортепианной фактуре).
3) Теоретические основы написания аранжировки.
4) Анализ примеров аранжировки.
5) Аранжировка с помощью клавишных синтезаторов.
6) Основы компьютерной аранжировки.
7) Аранжировка на основе заданных стилей.
Данные направления не являются этапами освоения учебного предмета
«Аранжировка» – программа нацелена на такую форму работы с учащимися, которая позволяет им на разных этапах создавать законченные работы различной сложности, а освоение материала названных направлений изучается на каждом этапе по мере усложнения поставленных задач.
В заключение необходимо добавить, что в программе нет четкой ориентации на стилистику выполняемых заданий. Рекомендуется дать представление ученику о различных музыкальных стилях, но выбор конкретных предпочтений для аранжировок оставить на усмотрение ученика, если у него есть подобные предпочтения.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план включает примерное распределение учебного материала по классам в течение всего срока обучения. Учебнотематический план для детей, поступивших в образовательную организацию в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, в целом совпадает с учебно-тематическим планом для детей, поступивших в образовательную организацию в первый класс в возрасте от десяти до двенадцати лет, отличаясь лишь в деталях. Некоторое различие в теоретической подготовке учащихся компенсируется сложностью исходного материала для заданий и сложностью конкретно поставленных задач. Исходя из уровня подготовки учащихся, степени развития материально-технической базы и других причин, преподаватель может скорректировать план в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, поставленными задачами и целями.
При внесении коррекции в учебно-тематический план желательно сохранить наиболее полное разнообразие методов и форм работы, нацеленность на «звуковой» результат и практическое применение полученных знаний и умений в исполнительской учебной деятельности.
Срок обучения 8 (9) лет
5 класс
Таблица 3

Наименование
Вид
Общий объем времени (в часах)
№ раздела, темы учебного занятия
Максимальн ая учебная нагрузка
Самостояте льная работа
Аудиторные занятия
1
Инструменты эстрадного оркестра
(общая характеристика)
Урок
1 0,5 0,5 2
Семейство саксофонов
Урок
1 0,5 0,5 3
Семейство труб
Урок
1 0,5 0,5 4
Семейство тромбонов
Урок
1 0,5 0,5 5
Деревянные духовые инструменты
Урок
2 1
1 6
Ритм-секция
Урок
1 0,5 0,5 7
Текущий контроль
Контрольный урок
1 0,5 0,5 8
Мелодия, основные элементы, регистр изложения, диапазон
Урок
1 0,5 0,5 9
Простая аранжировка одноголосной мелодической линии
Урок
2 1
1 10 Октавное транспонирование мелодии
Урок
2 1
1 11 Дублировка и удвоение мелодии
Урок
2 1
1 12 Текущий контроль
Контрольный урок
1 0,5 0,5 13 Простая аранжировка баса (на основе фортепианной фактуры)
Урок
2 1
1 14 Аранжировка баса по
«цифровке»
(указанной гармонии)
Урок
2 1
1 15 Простейшие ритмогармонические басовые фигурации
Урок
3 1,5 1,5
16 Текущий контроль
Контрольный урок
1 0,5 0,5 17 Простейшие виды гармонической фигурации
Урок
1 0,5 0,5 18 Аккордовое изложение аккомпанемента, простейшие ритмические формулы аккордового аккомпанемента
Урок
1 0,5 0,5 19 Аранжировка аккордового аккомпанемента по фортепианной фактуре
Урок
2 1
1 20 Расшифровка несложных
«цифровок», плавное соединение аккордов
Урок
2 1
1 21 Аранжировка аккордового аккомпанемента одним инструментом
Урок
1 0,5 0,5 22 Аранжировка аккордового аккомпанемента группой инструментов
Урок
1 0,5 0,5 23 Промежуточный контроль
Контрольный урок
1 0,5 0,5
ИТОГО:
33 16,5 16,5
6 класс
Таблица 4
1
Ударные инструменты (общий обзор)
Урок
1 0,5 0,5
2
Ударная установка.
Состав, функции компонентов, нотация
Урок
1 0,5 0,5 3
Перкуссия (общий обзор)
Урок
1 0,5 0,5 4
Простейшая аранжировка партии ударных инструментов
Урок
3 1,5 1,5 5
Простейшая аранжировка партии ударных на основе
«перкуссионных» инструментов
Урок
2 1
1 6
Текущий контроль
Контрольный урок
1 0,5 0,5 7
Структура мелодии
Урок
1 0,5 0,5 8
Мультитембральная аранжировка одноголосной мелодии
Урок
2 1
1 9
Регистровая аранжировка одноголосной мелодии
Урок
2 1
1 10 Удвоения и дублировки в мультитембральной аранжировке мелодии
Урок
2 1
1 11 Текущий контроль
Контрольный урок
1 0,5 0,5 12 Простейшие басовые фигурации на основе аккордовых звуков
Урок
1 0,5 0,5 13 Басовые фигурации с использованием вспомогательных звуков
Урок
2 1
1
14 Полная и неполная дублировка баса, разделение функций инструментов басового регистра
Урок
2 1
1 15 Простые басовые solo с использованием вспомогательных и проходящих звуков
Урок
2 1
1 16 Текущий контроль
Контрольный урок
1 0,5 0,5 17 Аккордовые педали.
Сочетание аккордового аккомпанемента и педали
Урок
1 0,5 0,5 18 Использование инструментальных групп в аккордовых педалях. Strings
Урок
1 0,5 0,5 19 Другие инструменты и тембры в аккордовых педалях
Урок
1 0,5 0,5 20 Высокорегистровая аккордовая педаль.
Удвоения в аккордовых педалях
Урок
1 0,5 0,5 21 Мультитембральная педаль, формообразующий принцип аранжировки
Урок
3 1,5 1,5 22 Промежуточный контроль
Контрольный урок
1 0,5 0,5
ИТОГО:
33 16,5 16,5
7 класс
Таблица 5
1
Двухголосное изложение мелодии.
Простое
Урок
1 0,5 0,5
двухголосие. 4 вида сочетания голосов
2
Выразительные возможности простого двухголосия.
Комбинированная аранжировка простого двухголосия
Урок
2 1
1 3
Простое двухголосие в условиях гармонии.
Неаккордовые звуки в дополнительном голосе
Урок
2 1
1 4
Элементы ритмического развития во втором голосе
Урок
2 1
1 5
Текущий контроль
Контрольный урок
1 0,5 0,5 6
Понятие о гармонической фигурации. Обзор инструментов, используемых в гармонической фигурации
Урок
1 0,5 0,5 7
Простейшие виды гармонической фигурации, равномерное движение
Урок
1 0,5 0,5 8
Более сложные виды гармонической фигурации, синкопированное движение
Урок
1 0,5 0,5 9
Использование интервалов и аккордов в гармонической
Урок
1 0,5 0,5
фигурации
10 Неаккордовые звуки в гармонической фигурации
Урок
2 1
1 11 Сочетание гармонической фигурации и аккордовой педали
Урок
1 0,5 0,5 12 Текущий контроль
Контрольный урок
1 0,5 0,5 13 Использование клавишных синтезаторов для аранжировки.
Общий обзор возможностей
Урок
1 0,5 0,5 14 Общие понятия о
MIDI
Урок
1 0,5 0,5 15 Функция Split
Урок
1 0,5 0,5 16
Автоаккомпанемент.
Обзор стилей
Урок
2 1
1 17 Секвенсор. Запись аранжировки с использованием секвенсора
Урок
2 1
1 18 Промежуточный контроль
Контрольный урок
1 0,5 0,5 19 «Блуждающий бас».
Движение по аккордовым звукам
Урок
1 0,5 0,5 20 «Блуждающий бас» на основе диатоники
Урок
1 0,5 0,5 21 «Блуждающий бас» на основе хроматических вспомогательных и проходящих звуков
Урок
2 1
1 22 Комбинированное движение баса
Урок
2 1
1
23 Сочетание
«блуждающего баса» и аккордового аккомпанемента
Урок
2 1
1 24 Промежуточный контроль
Контрольный урок
1 0,5 0,5
ИТОГО:
33 16,5 16,5
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов


связь с админом