Главная страница
qrcode

Психология оценки и принятия решений


НазваниеПсихология оценки и принятия решений
АнкорС. Плаус-Психология оценки и принятия решений.doc
Дата02.04.2018
Размер1.84 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаС. Плаус-Психология оценки и принятия решений.doc
ТипКнига
#39272
страница1 из 24
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


Психология оценки и принятия решений

Скотт Плаус

The Psychology of Judgment and Decision Making

Scott Plous

Wesleyan University

Плаус С. Психология оценки и принятия решений / Перевод с англ. — М.: Информационно-издательский дом “Филинъ”, 1998. — 368 с.

ISBN 5-89568-083-6

ISBN 0-07-050477-6 (англ.)

УДК 159.955

ББК 88.4

П 37

Книга посвящена психологии принятия решений — теме, находящейся на стыке когнитивной и социальной психологии и практически не освещенной в современной литературе. Автор в доступной форме анализирует особенности восприятия, памяти, модели принятия решений, социальную сторону оценки, выбора и принятия решений, типичные ситуации. Книга насыщена примерами из реальной жизни, тестами и уникальными упражнениями. Она поможет читателю понять механизм формирования оценки и принятия решений, а значит, избежать многих ошибок, просчетов и ловушек, подстерегающих его на этом пути.

Издание будет интересно и полезно как специалистам, так и широкому кругу читателей.

Original edition copyright © 1993 by McGraw-Hill, Inc. All rights reserved.

© ИИД “Филинъ”, 1998

© Перевод на русский язык ИИД “Филинъ”, 1998

© Составление, оформление и репродуцируемый оригинал-макет ИИД “Филинъ”, 1998

Содержание


Содержание 1

Об авторе 5

Предисловие 5

Об этой книге 6

Почему «сачки» стремятся работать в коллективе? 6

Вступительное слово автора 8

Замечания о психологическом экспериментировании 9

Благодарность 10

Анкета 10

Раздел I. Восприятие, память и контекст 18

Глава 1. Избирательное восприятие 18

Назовём вещи своими именами 18

Сила ожиданий 19

Когда игра становится грубой 20

Эффект средств массовой информации 21

Заключение 22

Глава 2. Когнитивный диссонанс 23

Притча о когнитивном диссонансе 23

И скучать можно с удовольствием 23

Теория самовосприятия 24

Пример предваряющего диссонанса 25

Другой пример предваряющего диссонанса 26

Примеры последующего после решения диссонанса 27

Заключение 27

Глава 3. Память и ретроспективные субъективные смещения 28

Разрушенные воспоминания 29

Приятные воспоминания 30

Я все это знал 31

Ослабление ретроспективного предубеждения 32

Заключение 33

Глава 4. Зависимость от контекста 33

Эффект контраста 33

Эффект первичности 36

Эффект недавности 36

Эффект ореола 38

Заключение 39

Раздел II. Как вопросы влияют на ответы 40

Глава 5. Гибкость 40

Эффекты порядка 41

Псевдомнения 42

Псевдомнения в политике 43

Отфильтровывание псевдомнений 44

Несогласованность установок 45

Снова в пути 46

Притча для нашего времени 46

И вновь несогласованность 47

Заключение 48

Глава 6. Последствия формулирования и построения вопросов 48

Хитрое назначение 49

Открытые приоритеты 50

Социальная желательность 51

Позволить или не позволить? 52

Оформление 52

Горькая пилюля 54

Логика вычитания 54

Психологический учет 55

Заключение 56

Раздел II. Модели принятия решений 57

Глава 7. Теория ожидаемой полезности 57

Теория ожидаемой выгоды 58

Дополнения 59

Заключение 60

Глава 8. Парадоксы рациональности 60

Парадокс Аллайса 60

Парадокс Эллсберга 62

Нетранзитивность 63

Обратимость предпочтений 64

Действительно ли нарушения теории ожидаемой выгоды нерациональны? 66

Заключение 66

Глава 9. Описательные модели принятия решений 66

Удовлетворенность 67

Теория перспективы 67

Эффект убежденности 70

Псевдоуверенность 71

Теория раскаяния 71

Выбор со множеством атрибутов 72

Некомпенсирующие стратегии 73

Более важные параметры 74

Заключение 74

Раздел IV. Эвристика и субъективные смещения 75

Глава 10. Эвристика репрезентативности 75

Клинический прогноз в сравнении с предположительным 76

Заключение 76

Глава 11. Эвристика доступности 77

Доступность выходит боком 77

Отречение 77

Заключение 78

Глава 12. Вероятность и риск 78

Рекомендации 79

Заключение 80

Глава 13. Привязка и подгонка 80

Думая о невообразимом 81

Заключение 82

Глава 14. Восприятие случайностей 83

Невероятное совпадение 83

Учиться поступать случайно 84

Заключение 84

Глава 15. Корреляция, причинность и контроль 85

Помощь, которая не помогает 85

Заключение 86

Глава 16. Теория атрибуции 86

Недостаток консенсуса 88

Выпуклость 89

Фундаментальная ошибка атрибуции 90

Моя ситуация — это ваша диспозиция 91

Перемена мест 92

Клинические импликации 93

Другие предрассудки атрибутивности 94

Заключение 95

Раздел V. Социальная сторона оценки и принятия решений 96

Глава 17. Социальные воздействия 96

Социальная фасилитация 97

Социальная леность 97

Сцена 1: «отстань от девушки!» 98

Сцена 2: видение в тоннеле 99

Сцена 3: собрать кусочки 99

Вмешательство свидетеля 99

Теория социального сравнения 101

Сигналы тех, кто похож 101

Социальное болеутоляющее 102

Конформизм 103

Влияние меньшинства 104

Групповое мышление 105

Заключение 106

Глава 18. Групповые оценки и решения 106

Ошибки и предубеждения групп 106

Групповая поляризация 107

Заключение 112

Раздел VI. Типичные ловушки 112

Глава 19. Самоуверенность 113

Случай Джозефа Кидда 113

Экстремальная самоуверенность 115

Когда самоуверенность становится уголовным преступлением 116

Градуирование 116

Тест для самопроверки переоценки себя 118

Корреляция между уверенностью и точностью 118

Как можно снизить переоценку? 120

Заключение 121

Глава 20. Пророчества, сбывающиеся сами собой 122

Опять угадал 122

Самосохраняющиеся социальные убеждения 123

Эффект Пигмалиона 124

В умах людей 125

Расовые стереотипы 125

Заключение 126

Глава 21. Поведенческие ловушки 127

Классификация ловушек 128

Ловушки отсрочки 128

Ловушки неведения 129

Ловушки вклада 129

Ловушки ухудшающейся ситуации 130

Коллективные ловушки 131

Сколько вы заплатите за доллар? 132

По колено в грязи 133

Великий исход 134

Заключение 135

Послесловие: взгляд назад 135

Предубеждения не всегда иррациональны 136

Рекомендуемая литература 142

Дополнительная литература 143

Заимствованные рисунки и таблицы 164

Авторский указатель 165

Предметный указатель 169


Предисловие 9

Почему «сачки» стремятся работать в коллективе? 11

Вступительное слово автора 15

Анкета 19

Раздел I: Восприятие, память и контекст 29

Глава 1: Избирательное восприятие 31

Глава 2: Когнитивный диссонанс 39

Глава 3: Память и ретроспективные субъективные смещения 49

Глава 4: Зависимость от контекста 58

Раздел II: Как вопросы влияют на ответы 71

Глава 5: Гибкость 73

Глава 6: Последствия формулирования и построения вопросов 89

Раздел III: Модели принятия решений 105

Глава 7: Теория ожидаемой полезности 107

Глава 8: Парадоксы рациональности 113

Глава 9: Описательные модели принятия решений 124

Раздел IV: Эвристика и субъективные смещения 139

Глава 10: Эвристика репрезентативности 141

Глава 11: Эвристика доступности 155 (8:)

Глава 12: Вероятность и риск 166

Глава 13: Привязка и подгонка 183

Глава 14: Восприятие случайностей 192

Глава 15: Корреляция, причинность и контроль 202

Глава 16: Теория атрибуции 217

Раздел V: Социальная сторона оценки и принятия решений 235

Глава 17: Социальные воздействия 237

Глава 18: Групповые оценки и решения 254

Раздел VI: Типичные ловушки 267

Глава 19: Самоуверенность 269

Глава 20: Пророчества, сбывающиеся сами собой 285

Глава 21: Поведенческие ловушки 296

Послесловие: взгляд назад 310

Рекомендуемая литература 321

Дополнительная литература 323

Заимствованные рисунки и таблицы 353

Авторский указатель 355

Предметный указатель 360

Об авторе


Скотт Плаус — доцент психологии Уэслианского университета. Он окончил университет Миннесоты и получил степень доктора философии по кафедре психологии в Стэнфордском университете, где после этого посвятил два года изучению политической психологии. Два года Плаус читал курс лекций в Иллинойском университете (кампус Чампейн-Урбана).

Скотт Плаус — лауреат различных наград и премий, в том числе стипендии фонда Макартуров, премии Оллпорта, премии Слассера за лучшее эссе по вопросам мира. Он преподает курс по оценке и принятию решения, по социальной психологии, статистике и исследовательским методам. Им опубликовано более 20 статей в таких периодических изданиях, как Psychology Today, Psychological Science, Journal of Consulting and Clinical Psychology, Journal of Conflict Resolution и Journal of Applied Social Psychology.

Однако Плаус более известен своими исследованиями психологии гонки ядерных вооружений, а также работами, центральной темой которых стали этические споры об отношении к животным и окружающей среде. В 1991 году он опубликовал свою первую большую работу, посвященную обзору идей борцов за права животных, интересуется вопросами, посвященными роли животных в человеческом обществе. Кроме научной работы, Плаус является политическим и деловым консультантом в многочисленных проектах, полученные знания легли в основу данной работы.

П. Дж. З. и К. М., которые верили, когда другие не верили

Предисловие


Чтобы выяснить, как психологией определяется действие, обратимся к социальной психологии. В последние годы именно эта область стала основной в поисках понимания человеческих мыслей, чувств и поведения. Социальная психология включает в себя также ряд дисциплин, появившихся в результате ее взаимодействия с другими науками, например, такие новые области знания, как психология социального познания, психология общественного развития, взаимоотношений личности и социума и т.д.

Социопсихология помогает в области наиболее сложных для изучения общественных проблем. Как наиболее общая область психологии, она включает в себя и психофизиологию, и психологию мира, и проблемы студента- неудачника, и разъяснение опасности заболевания СПИДом. Новые политические и экономические изменения, происходящие в Европе и Азии, и крушение просоветских коммунистических режимов побудили социопсихологов исследовать новые пути установления демократии и свободы выбора в странах, где общество долгое время находилось под гнетом авторитаризма.

McGrawill Series in Social Psychology представляет собой реализацию вклада в науку наиболее видных исследователей, теоретиков и практиков нашего дела. Каждый автор нашей серии объединяет в своей работе точное научное знание со стремлением донести его до самых широких читательских кругов: педагогов, исследователей, студентов и всех, кого заинтересуют рассмотренные в книге вопросы. В этой серии мы стремились дать наиболее полный материал по социальной психологии, указывая в названии как общую, так и более узкую направленность работы. Преподаватели могут использовать любую из этих книг как дополнение к основному материалу лекции или выбранные из них тексты для углубленной проработки материала. (10:)

Об этой книге


Тогда как когнитивные психологи лишь наметили границы исследования, указав на определенные недостатки традиционной «рациональной» модели принятия решений, социопсихологи значительно обогатили эту область знания, раздвинув ее границы во многих направлениях. Оперируя наработками этого нового и оригинального соединения дисциплин, Скотт Плаус показывает, что социальная перспектива оценки и принятия решений может дать практические советы для избавления от множества бытовых проблем в повседневной жизни. Плаус не только дает доступный обзор исследовательской литературы, его книга предлагает значительное количество поясняющих примеров, новых терминов и интересных выводов.

Что, на мой взгляд, читатели найдут наиболее притягательным здесь, так это соединение высокой образованности и присущего Плаусу интереса к созданию эффективного комплекса рекомендаций по общению для наиболее широкой аудитории: от студентов до бизнесменов, врачей и национальных лидеров. В этой книге много педагогических находок, новых формул, обогащающих старые идеи, уникальных упражнений по критической оценке, делающих обучение увлекательным, в ней представлены также провокационные сопоставления несвязанных, казалось бы, ситуаций. Словом, редко встретишь первую книгу молодого ученого, предлагающую так много и для многих по столь насущным вопросам.

Филипп Зимбардо

Почему «сачки» стремятся работать в коллективе?


Российский читатель отнюдь не избалован переводной литературой по социальной и когнитивной психологии. До недавнего времени все издания этого рода легко можно было пересчитать буквально по пальцам одной руки, причем некоторые из них пользовались повышенным спросом и считались хорошими лишь потому, что на безрыбье, как говорится, и рак — рыба. В настоящее время ситуация понемногу исправляется. Особенно радуют переводы таких фундаментальных обзорных книг, как «Когнитивная психология» Р. Солсо (1966), «Социальная психология» Д. Майерса (1997), «Психология личности» Л. Хьелла и Д. Зиглера (1997).

Если исходить из принципа экономии мышления и прочих ценных ресурсов, то можно, конечно, удовлетвориться перечисленными выше работами. Однако в этом случае нас ждет неприятный сюрприз. Большинство вопросов, которые рассматриваются в книге С. Плауса, обращены к области пересечения когнитивной и социальной психологии, а она-то как раз хуже всего освещается в иных, даже очень внушительных по объему, монографиях, в том числе и упомянутых.

Нет сомнений, что книга Скотта Плауса будет интересна во многих отношениях как для широкого круга читателей, так и для специалистов. Прежде всего в ней привлекает внушительный по объему фактический материал, представленный общедоступно и увлекательно. При этом автору удается лаконично и в то же время достаточно точно передать саму суть. Книга служит прекрасным образцом простого, ясного и вполне научного стиля изложения.

Немаловажно отметить, что Скотт Плаус принадлежит к той категории авторов, которые не выискивают недостатки в работах своих коллег, не относятся к ним лишь как к соперникам и (12:) оппонентам. Свою задачу он видит в том, чтобы предложить читателю наиболее интересные и ценные результаты исследований большого научного сообщества. Именно этот жанр является более трудным и конструктивным, чем изрядно приевшийся жанр резкой критики, язвительной оценки и так называемой методологической рефлексии, которая в своем высокомерии порой отрицает даже элементарные принципы научности.

Вся книга проникнута каким-то светлым и бодрым духом уважения к проблемам, методам и процессу познания людей, к исследователям, да и к самим исследуемым. И это при всем том, что по большей части описываемые эксперименты обнаруживают у испытуемых всевозможные заблуждения и предубеждения, ошибки и просчеты, непоследовательности и противоречия как в суждении, так и поведении. При желании автор вполне мог бы снабдить титульный лист подзаголовком вроде «как легко нас одурачить» или «книга о нормальной человеческой глупости». И хотя глупость не знает никаких границ, совершенно невозможно поверить, что подобные исследования в нашей стране были бы опубликованы при развитом социализме, разве что с грифом «совершенно секретно». И очень жаль, ибо такие исследования ценны не только тем, что они демонстрируют человеческие недостатки, но и своим терапевтическим эффектом. Как писал в XVIII веке Георг Лихтенберг, «наши слабости нам уже не вредят, когда мы их знаем». Скотт Плаус еще более усиливает этот терапевтический эффект с помощью ценных советов и рекомендаций в конце многих глав.

Представленные в этой книге факты убедительно показывают, что несмотря на провозглашенную М. Вебером и рядом других социологов всеобщую рационализацию экономики, политики, образа жизни и мышления, несмотря на удлинение сроков образования и высокий уровень жизни, люди по- прежнему весьма далеки от идеала рационального поведения. Их когнитивные процессы подвержены влиянию собственной мотивации (эффекты пристрастности) и мнений окружающих людей (эффекты конформности). Сами когнитивные процессы опираются не на строгие и исчерпывающие алгоритмы, а на шаткие, полуосознанные и ненадежные эвристики. Так что и в двадцатом веке не перевелись еще герои, принимающие таз для бритья за Мамбринов шлем, хотя лабораторные эксперименты по (13:) конформизму заканчиваются, как правило, не столь трагически, как изобразил в своем великом романе Сервантес.

Чрезвычайно любопытные результаты получены в исследованиях, сравнивающих эффективность одной и той же деятельности, выполняемой либо коллективно, либо индивидуально. Если судить по приводимым в книге данным, оказывается, что общая производительность коллектива не достигает суммы производительностей индивидуумов. То, что целое не равно сумме своих частей, известно давно, но получается, что оно и не лучше этой суммы. Иначе говоря, в коллективе, несмотря на все старания его членов, им не удается достигнуть своих максимальных показателей. Этот вывод сделан как в отношении физических видов деятельности, так и интеллектуальных. Теперь понятно, почему «сачки» стремятся работать в коллективе?! Кстати сказать, наблюдения за командами знатоков в популярной теле-игре «Что? Где? Когда?», на мой взгляд, довольно часто находятся в согласии с результатами психологических экспериментов, выяснявших, какие способы взаимодействия в команде ведут к наилучшим решениям. Команде нужен интеллектуальный лидер (в книге он назван зловещим словом «диктатор»), который имел бы моральное право отвергнуть коллективное мнение, если он уверен в своем.

Тем из читателей, кто стремится получить от чтения максимум пользы, С. Плаус предлагает не полениться и ответить на вопросы специально подготовленной им анкеты (она приведена в самом начале текста). Позже, по ходу знакомства с материалом, у них появится возможность сравнить свой стиль мышления и поведения с тем, который обнаруживается в экспериментальных ситуациях. Данный способ вовлечения читателя в обсуждаемые проблемы гораздо более продуктивен, чем трафаретные формы навязчивого «общения», когда автор то и дело обращается к мнимому читателю, а настоящий читатель реально содрогается от чрезмерного количества неуместных директив мнимого автора.

Нет смысла дополнительно комментировать изложенные в книге эксперименты. С. Плаус превосходно это делает сам. Остается только добавить, что он не ограничивается описанием лишь экспериментов и фактов. Не меньше внимания уделено и теоретическим представлениям западных психологов о процессах принятия решения, суждений (особенно типа каузальных (14:) атрибуций), мотивации, изменения установок (аттитюдов). Здесь возникает немало поводов и соблазнов спорить, возражать, интерпретировать факты посредством других теоретических понятий. Например, введенное советским психологом А. Н. Леонтьевым понятие личностного смысла вполне подходит для психологического анализа истории из еврейского фольклора, которая остроумно использована в главе 2 в качестве иллюстрации теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера.

Однако нельзя забывать, что научная ценность теории, при прочих равных обстоятельствах, доказывается ее экспериментальной продуктивностью — способностью порождать новые и красивые факты, двигать вперед искусство эксперимента. С этой точки зрения надо признать блестящим успехом теорию деятельности А. Н. Леонтьева, когда с ее помощью П. И. Зинченко в конце 30-х годов открыл несколько эффектов памяти, причем один из них американские психологи «открыли» спустя почти 40 лет и назвали «эффектом генерации» (подробно об этом написано в предисловии ко второму изданию книги П. И. Зинченко «Непроизвольное запоминание»).

Есть все основания надеяться, что книга С. Плауса поможет молодым и начинающим исследователям в когнитивной и социальной психологии, а также всем, кому просто интересны результаты исследований в этих быстро развивающихся областях психологии, познакомиться с современным искусством психологического эксперимента, которое далеко ушло от классических, но устаревших образцов второй половины прошлого столетия.

В. Г. Мещеряков

Вступительное слово автора


Сегодня американцы могут выбирать в супермаркетах более чем 25 тысяч товаров, читать любые из 11 тысяч журналов и газет, смотреть каналы более чем 50 телестанций (Уилльямс, 1990, 14 февраля). Таким образом, они постоянно сталкиваются с проблемой выбора.

Как же люди принимают решения? Как они отсеивают ненужную информацию, не утонув в океане альтернатив? И каковы факторы, определяющие их путь?

В этой книге вашему вниманию предлагаются некоторые варианты ответов, рассматривается множество экспериментальных исследований. Она предназначена для желающих получить представление о психологических исследованиях в области вынесения оценок и принятия решений. Мы надеемся, что эта занимательная книга заставит вас задуматься о психологии принятия решений.

Книга состоит из шести разделов. Первые два содержат несколько основных блоков вынесения оценок и принятия решения: восприятия, памяти, ситуации и формы вопроса. В третьем и четвертом разделах исторические модели принятия решения противопоставляются современным моделям, учитывающим существование различных предубеждений при вынесении суждений. В пятом разделе рассматриваются суждения, сделанные группами и по поводу групп. В шестом разделе обсуждаются распространенные ловушки, в которые попадают люди, делая вывод и принимая решение. Каждая глава задумана как относительно самостоятельный обзор темы, представленной так, что читатели могут с легкостью опускать главы или знакомиться с ними в любом порядке.

Книга начинается с Анкеты для читателей. Она составлена из вопросов, которые так или иначе отражают то, о чем мы будем говорить дальше. Заполнив Анкету, вы сможете сравнить свои ответы с изложенными в книге ответами людей, полученными в процессе изучения. Иногда они будут совпадать с ними, иногда нет. Во всяком случае, у вас будет письменное свидетельство (16:) того, каков был ваш собственный стиль суждения и принятия решений до того, как вы прочтете эту книгу. Поскольку ваши ответы на вопросы будут обсуждаться на протяжении всей книги, очень важно, чтобы вы заполнили Анкету допрочтения какой- либо из глав.

Замечания о психологическом экспериментировании


Для читателя, не знакомого с психологией, некоторые термины и экспериментальные процедуры, обсуждаемые в этой книге, могут показаться грубыми или бесчувственными. Например, участники эксперимента обозначаются безлично как «испытуемые». Некоторые экспериментальные процедуры первоначально вводят участников в заблуждение относительно настоящего назначения исследования так, что конечные результаты демонстрируют в основном предвзятость или в какой-то степени ущербность человеческих решений.

Эти факторы очень важны и заслуживают некоторых комментариев.

Во-первых, причиной использования термина «испытуемый» является то, что это слово часто более точно, чем такие типичные, как «личность» или «индивид», а также менее неуклюже, чем «участник» или «доброволец». Слово «испытуемый» — стандартное для психологии — не означает, что психологи относятся к ним, как к неодушевленным объектам. Фактически, истинным «испытуемым» психологического исследования является не участник эксперимента как таковой, а его поведение.

Во-вторых, существует несколько причин, по которым обман иногда присутствует в психологических исследованиях. Во многих случаях испытуемым дают неопределенные или ложные «главные темы» и, таким образом, они не попадают под влияние истинной цели эксперимента. Например, при исследованиях групповой динамики испытуемым могут сказать, что проводится эксперимент по «обучению и памяти», чтобы отвлечь внимание от деления их на группы. В других случаях обман применяется, чтобы смоделировать ситуацию, которую иным способом невозможно создать. Например, в эксперименте по исследованию творческих возможностей добровольцы могут быть выбраны случайно для получения положительных или отрицательных (17:) реакций в ответ на их решения проблем. Если бы они заранее были информированы, что они будут получать случайные ответы, тогда они не смотрели бы на них, как на значащие.

Хотя существуют достаточно веские аргументы против использования обмана в исследованиях (Уорвик, 1975, февраль), важно отметить, что Американская ассоциация психологов (1989) установила ряд правил этического порядка, защищающих испытуемых в случае использования обмана. Правила предусматривают, что испытуемому должны сообщать об эксперименте достаточно для того, чтобы он мог дать основанное на этой информации согласие на участие в исследованиях; обман должен использоваться только, когда без него нельзя обойтись; испытуемые должны быть защищены от ущерба и серьезных неудобств; испытуемый может отказаться от участия в эксперименте в любой момент; информация о его личности считается конфиденциальной, и любая используемая для обмана информация должна быть указана после окончания эксперимента. Большинство университетов требуют от исследователей неукоснительного соблюдения этих правил.

Наконец, существует несколько причин, по которым изучение отклонений и недостатков (их значительно больше в жизни) оказывается важнее исследования успехов (Канеман, 1991). Академические журналы предпочитают публиковать результаты исследований, опровергающие обыденную интуицию. В результате — опубликовано гораздо больше исследований, посвященных именно неудачам в процессе принятия решений. В этом отношении профессиональные издания идут по пути газет и журналов, стремящихся удивить и заинтриговать читателя. Согласно одной оценке (Кристенсен-Шалански и Бич, 1984), журнальные статьи обращаются к исследованиям неудачных решений в шесть раз чаще, чем к исследованиям удач. Поскольку эта книга написана как введение к исследованиям по психологии вынесения суждения и принятия решения, она, естественно, отражает более широкий спектр интересов исследователей.

Есть, однако, и более важная причина сосредоточиться на неудачах. Ошибки в принятии решений зачастую более поучительны, чем успехи, особенно, когда последние становятся нормой. Внимание этой книги к неудачам и просчетам не означает, что большинство людей не умеют принимать верные решения, но ошибки нагляднее показывают, как происходит этот (18:) процесс, так же как поломки автомобиля заставляют нас обратить внимание на устройство мотора. Следуя объяснению Ричарда Нисбетта и Ли Росса (1980, с. xii), этот подход основан «на той же посылке, которой руководствуются наши коллеги, исследующие иллюзии восприятия или расстройства рассудка, — убеждении, что природа мыслительных структур и процессов может быть раскрыта в отклонениях, которые они порождают».

И, конечно, акцент на ошибках дает дополнительное преимущество в легкости использования результатов. Если вы узнаете, что та или иная ситуация постоянно приводит к отклонениям и ошибкам, то сможете избежать ее или вовремя исправить положение. Чтобы содействовать этому процессу, я включил в книгу примеры из повседневной жизни: медицины, права, бизнеса, образования, контроля над ядерными вооружениями (моя специализация) и других областей. В самом деле, большинство выводов этой книги достаточно общедоступно, и это позволяет мне заверить читателей, еще не слишком знакомых с исследованиями по психологии оценки и принятия решений: здраво пользуясь результатами опытов, описанными в этой книге, вы сможете легче избегать ошибок, просчетов и ловушек, а также лучше понимать решения, принятые другими людьми.

Благодарность


Я хочу поблагодарить за помощь на ранней стадии работы над этой книгой Джоела Брокнера, Баруха Фишхоффа, Нэнси Галахер, Бет Лофтус, Дункана Люса, Дейва Майерза, Хезера Нэша, Джима Плауса, Поля Словика, Джанет Снайзек, Марка Шнайдера, Амоса Тверски, Вилема Вагенаара, Элле Вебер, Фила Зимбардо.

Я также благодарен за помощь в библиотечной работе Тамре Уилльямс, Хезеру Нэшу и Стивену Либерготту.

Было приятно работать с членами редколлегии издательства McGraw- Hill.

За любовь, поддержку и ободрение на всем пути благодарю Дайану Эрсепке.

Скотт Плаус

Анкета


Очень важно, чтобы вы заполнили эту Анкету до чтения книги. Таким образом, вы не станете жертвой ретроспективных предубеждений или «эффекта всезнайки» (описываемых в 3 главе). Если вы предпочитаете не писать в книге, просто выпишите ответы на листок бумаги и используйте его как отметки в книге.
(1) Линде 31 год. Она не замужем, открытая и очень красивая. Она училась на философском факультете и, будучи студенткой, была очень озабочена проблемами дискриминации и социального неравенства, а также участвовала в демонстрациях протеста против ядерного вооружения. Отметьте более вероятную, на ваш взгляд, альтернативу:


  • Линда — банковская служащая.

  • Линда — банковская служащая и феминистка.


(2) Если вы столкнетесь со следующим выбором, что вы выберете:


  • 100%-ную вероятность потери 50 долл.

  • 25%-ную вероятность потери 200 долл. и 75%- ную вероятность не потерять ничего.


(3) Джон завистлив, упрям, склонен к критике, импульсивен, трудолюбив и умен. Насколько он, по-вашему, эмоционален (выбирайте в подобных вопросах одну оценку)?
Неэмоционален 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Очень эмоционален
(4) Джим умен, умел, трудолюбив, дружелюбен, решителен, практичен и предусмотрителен. Как вы думаете, какие еще черты ему присущи? (Ответы обводите кружком.)


Щедр

—— Скуп

Несчастлив

—— Счастлив

Раздражителен

—— Терпелив

С чувством юмора

—— Без чувства юмора (20:)


(5) Этот вопрос предназначен только для студентов. Сравнивая себя с другими студентами вашего пола и возраста, как вы оцениваете (в процентах) вероятность того, что нижеперечисленные события могут произойти с вами?
(5а) У вас возникнут проблемы с алкоголем.

  • 60+

  • 40

  • 20



  • 20

  • 40

  • 60+


(5б) Вы приобретете собственный дом.

  • 60+

  • 40

  • 20



  • 20

  • 40

  • 60+


(5в) После окончания института вы будете зарабатывать более 15000 долларов.

  • 60+

  • 40

  • 20



  • 20

  • 40

  • 60+


(5г) Вы получите инфаркт до 40 лет.

  • 60+

  • 40

  • 20



  • 20

  • 40

  • 60+


(6) Являясь президентом авиакомпании, вы вложили 10 млн. долларов в разработку самолета, невидимого для радаров, (21:) самолета- невидимки. Когда проект был завершен на 90%, конкурирующая фирма начала продавать самолеты- невидимки, которые к тому же быстрее и экономичнее ваших. Вопрос: будете ли вы вносить оставшиеся 10% средств в завершение разработок?


  • Нет, не имеет больше смысла вкладывать деньги в этот проект.

  • Да, внеся уже 10 млн. долларов, я должен довести дело до конца.


(7) Как вероятней умереть в США:


  • Быть раздавленным упавшими обломками самолета.

  • Быть съеденным акулой.


(8) Из каждой пары выберите причину смерти, на ваш взгляд, более распространенную в США:


  • Диабет — Убийство.

  • Смерч — Молния.

  • Автокатастрофа — Рак желудка.


(9) Обдумайте следующий исторический сценарий: «Правительство некоторой страны, расположенной недалеко от супердержавы А, после обсуждения неких партийных перемен начало расширять свои торговые отношения с супердержавой Б. Чтобы остановить эти перемены, супердержава А посылает свои войска и путем военного вмешательства восстанавливает прежнее правительство».
(9а) Что за страна супердержава А?

  • СССР

  • США


(9б) Насколько вы уверены в своем ответе?
Совсем не уверен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Очень уверен
(10) Рассмотрите другой сценарий: «В 1960-х супердержава А организовала неожиданное вторжение в небольшую страну у своих границ с намерением свергнуть существующее правительство. Вторжение провалилось, и большинство оккупантов были убиты или взяты в плен».
(10а) Что за страна супердержава А?

  • Q СССР

  • О США (22:)


(10б) Насколько вы уверены в своем ответе?
(11) Какой вариант развития событий в ближайшие 10 лет кажется вам наиболее вероятным?


  • Тотальная атомная война между США и Россией.

  • Тотальная атомная война между США и Россией, в которую ни одна из стран вступать не собиралась, но обе были втянуты третьей страной, например, Ираком, Ливией, Израилем или Пакистаном.


(12) Лист бумаги сложили пополам, снова сложили, снова и снова. После ста сложений какой будет он толщины?

(12а) Мне кажется, что бумага будет толщиной ________.

(12б) Я на 90% уверен, что правильный ответ находится в промежутке между _____ и _____.
(13) Включая 29 февраля, в году 366 возможных дней рождения. Следовательно, 367 человек могут быть на 100% уверены, что двое из них родились в один день. Сколько людей могут быть уверены в этом на 50%?

(14) Представьте себе обследование 250 пациентов врачом-невропатологом.


ОПУХОЛИ







Есть

Нет

Головокружения

Есть

160

40

Нет

40

10


(14а) Какие ячейки таблицы потребуются для отчета, определяющего связь головокружений с опухолями мозга?


  • Верхняя левая

  • Нижняя левая

  • Верхняя правая

  • Нижняя правая


(14б) Согласно сведениям в таблице, головокружения связаны с опухолями мозга?

  • Да

  • Нет

  • Не уверен


(15) Значение среднего коэффициента умственного развития (IQ) учеников 8 начальных школ в городе известно и равно 100. Вы выбрали наугад 50 детей для исследования. Первый ребенок показал IQ 150. Как вы полагаете, каким будет среднее значение IQ для всей группы?

ОТВЕТ ______
(16) В целом, считаете ли вы себя сторонником превосходства мужчин над женщинами?

  • Да

  • Нет

  • Не уверен


(17) Если кровь всех людей в мире налить в кубический резервуар, как вы думаете, какой длины была бы его сторона?

Сторона была бы равна ______.
(18) Как вы думаете, какая из нижеследующих интерпретаций теста Роршаха наиболее ярко свидетельствует о мужском гомосексуализме? (Если вы никогда не слышали об этом тесте, просто пропустите вопрос). Пронумеруйте приведенные ниже интерпретации от 1 (наиболее указывающая на гомосексуализм) до 6 (наименее указывающая на гомосексуализм).

_____ Человеческие фигуры неопределенного пола.

_____ Человеческие фигуры с мужскими и женскими чертами.

_____ Ягодицы или анальное отверстие.

_____ Гениталии.

_____ Искривленные, уродливые фигуры.

_____ Женская одежда.
(19) «Память похожа на шкаф с ящичками в мозгу, в которые мы складываем информацию и откуда мы можем доставать ее по мере необходимости. Иногда из ящичков что- то пропадает, и тогда мы говорим, что забыли».

Похоже ли это, по-вашему, на описание работы памяти?


  • Да

  • Нет

  • Не уверен


(20) Человек купил лошадь за 60 долл. и продал ее за 70 долл., после чего опять купил ее за 80 долл. и продал за 90. Сколько он заработал?

Он заработал _______ долл.
(21а) Абсент — это:

  • Ликер.

  • Минерал. (24:)


(21б) Какова вероятность того, что ваш ответ верен?

50%, 55%, 60%, 65%, 70%, 75%, 80%, 85%, 90%, 95%, 100%
(22) Без вычислений (секунд за пять) дайте приблизительный ответ

8 x 7 x 6 x 5 x 4 x 3 x 2 x 1=______
(23) Предположим, вы решили застраховаться от убытков, например, в случае пожара или наводнения. Однако стоимость страховки и выплачиваемая сумма не очень- то различаются.

Тогда вам предлагают программу так называемого «вероятностного страхования». Она состоит в том, что вы вносите половину страхового взноса, а компания покрывает ущерб в 50% случаев (например, только если дата несчастья пришлась на четное число), если же ущерб не покрывается, компания возвращает вам взнос в полном объеме.

Воспользуетесь ли вы такой страховкой?

  • Да

  • Нет


(24) Представьте, что, несмотря на ряд обстоятельств, вы хорошо справляетесь с различными тестами и проверками, другие же не слишком удачно выполняют задания. Чем вы склонны это объяснять?

  • А: Мне доставались легкие задания.

  • Б: Вероятно, другие обладают не слишком большими способностями.

  • В: Я хорошо знаю материал.


Далее вам будут заданы некоторые вопросы относительно нижеследующих фраз. Пожалуйста, прочитайте их внимательно и продолжайте заполнять Анкету.

  • Муравьи съели сладкое желе, которое было на столе.

  • Муравьи были на кухне.

  • Муравьи съели сладкое желе.

  • Муравьи съели сладкое желе, которое было на столе.

  • Желе было на столе.

  • Муравьи на кухне съели желе.


(25) Если вы столкнетесь со следующим выбором, то что предпочтете:

  • 100%-ную уверенность в потере 240 долл.

  • 25%-ную вероятность потери 1000 долл. и 75%-ную вероятность того, что не потеряете ничего. (25:)


(26) Если вы столкнетесь со следующим выбором, то что предпочтете:

  • 100%-ную уверенность в потере 750 долл.

  • 75%-ную вероятность потери 1000 долл. и 25%-ную вероятность того, что не потеряете ничего.


(27) Как вы думаете, с какой наиболее важной проблемой сталкивается эта страна сегодня?

Наиболее важной проблемой является ______________________
(28а) Если бы вам предоставили такой выбор, то вы бы


  • предпочли гарантированное получение 1 млн. долл.

  • рискнули бы: 10% получения 2,5 млн. долл.; 89% получения 1 млн. долл. и 1%-ная вероятность не получить ничего.

(28б) Если бы вам предоставили такой выбор, то вы бы

  • предпочли 11%- ную вероятность получения 1 млн. долл. и 89%- ную вероятность не получить ничего.

  • 10%- ную вероятность получения 2,5 млн. долл. и 90%- ную вероятность не получить ничего.

(29) Представьте себе две урны, наполненные миллионами покерных фишек. В одной из них 70% красных фишек и 30% синих, а в другой 70% синих и 30% красных. Из одной урны взяли наугад 12 фишек: 8 красных и 4 синих. Какова вероятность того, что фишки взяты из той урны, где красных фишек больше?

ОТВЕТ: ______%
(30) Сколько бы вы заплатили, чтобы сыграть в игру по следующим правилам: монетка подкидывается до тех пор, пока не выпадет решка, причем ставка составляет (2 долл.)*, где К — число подбрасываний, т.е. в первый раз — 2 долл., во второй — 4 долл., в третий — 8 долл. и т.д.

Я бы заплатил __________долл., чтобы сыграть в эту игру.
(31) Представьте, что монетку подбрасывают три раза и все три раза выпадает решка. Если бы вам предложили пари на 100 долл. на следующее бросание, на какую сторону вы бы поставили?

  • Решка

  • Орел

  • Все равно (26:)


(32) Сравните приведенные линии 1, 2 и 3 с линией А. Какая из них равна ей?



  • Линия 1.

  • Линия 2.

  • Линия 3.


(33) Как вы думаете, сколько раз буква f появляется в следующей фразе:

These functional fuses have been developed after years of scientific investigation of electric phenomena, combined with the fruit of long experience on the part of the two investigators who have come forward with them for our meetings today.

Буква f появляется в этой фразе________раз.
(34) Не заглядывая в предыдущие страницы, скажите, появлялись ли там следующие фразы. Определите в процентах свою уверенность.
(34а) Муравьи съели желе, которое было на столе.

  • Эта фраза появлялась ранее.

  • Эта фраза ранее не появлялась.

Я уверен на ______ % (27:)

(34б) Муравьи на кухне съели сладкое желе, которое было на столе.

  • Эта фраза появлялась ранее.

  • Эта фраза ранее не появлялась.

Я уверен на _____%
(34в) Муравьи съели сладкое желе.

  • Эта фраза появлялась ранее.

  • Эта фраза ранее не появлялась.

Я уверен на _____ %
(35) Предположим, что оценки за школьные тесты связаны с оценками в колледже. Дано процентное отношение. Какие оценки в колледже должен иметь студент, получивший за школьный тест оценку 725?

Процентное отношение

Школьный тест

GPA

Выше 10%

>750

>3,7

Выше 20%

>700

>3,5

Выше 30%

>650

>3,2

Выше 40%

>600

>2,9

Выше 50%

>500

>2,5





(36) Изменяет ли участие в голосовании за какого-то кандидата ваше мнение о вероятности его победы в выборах?

  • Да

  • Нет

  • Не уверен


(37) Рассмотрите две структуры, приведенные ниже.

(28:)
Траекторией будем называть линию, соединяющую X в верхней строчке и X в нижней строчке и проходящую только через один X в каждой строчке. Иными словами, в структуре А в траекторию входят три X, а в структуре Б — 8. По одному примеру траектории показано на каждом рисунке.
(37а) Через какую из структур можно провести больше траекторий?

  • Структура A

  • Структура Б


(37б) Сколько приблизительно траекторий можно провести в структуре А? _________
(37в) Сколько приблизительно траекторий можно провести в структуре Б?_________
(38) Какая из нижеприведенных последовательностей кажется вам более похожей на полученную случайным путем?

  • хохххоооохоххооохххох

  • хохохоооххохохоохххох


(39) Представьте, что каждая из изображенных внизу карт имеет букву с одной стороны и цифру с другой. Вам сообщают: если карта с одной стороны имеет гласную, то с обратной на ней — четное число. Какие карты нужно перевернуть, чтобы проверить, не ложно ли это утверждение?



  • Е

  • 4

  • К

  • 7

(29:)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

перейти в каталог файлов


связь с админом