Главная страница
qrcode

Ценностно-смысловые ориентации как фактор выбор... Работы


Скачать 336.03 Kb.
НазваниеРаботы
АнкорЦенностно-смысловые ориентации как фактор выбор.
Дата12.09.2017
Размер336.03 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаTsennostno-smyslovye_orientatsii_kak_faktor_vybor.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#30205
Каталог

______________
© К.С. Шарков, Р.А. Березовская, 2014
АННОТАЦИЯ
В статье представлены результаты исследования, цель которого – изучение ценностно-смысловых ориентаций практикующих психологов и врачей-психотерапевтов – представителей различных методологических направлений, а также процесса и результата выбора специалистами соответствующего направления практической работы. Было обследо- вано 58 психологов и врачей-психотерапевтов. Кратко описаны результаты теоретического анализа по теме работы.
Результаты исследования показали, что ведущей ценностью респондентов выборки оказалась «Самостоятель- ность», а ведущими жизненными смыслами – «Самореализация» и «Экзистенциальные». Факторный анализ выявил 5 факторов субъективного отношения к процессу выбора и 4 фактора отношения к результату выбора направления. Наибо- лее интегрированным фактором процесса выбора оказался фактор «Отсутствие осмысленности выбора». Наиболее интег- рированный фактор результата выбора – фактор «Удовлетворенность выбором».
Респонденты-мужчины выборки более удовлетворенны выбором направления практической работы, чем респон- денты-женщины. Респонденты-психологи более удовлетворенны результатом выбора направления, чем врачи- психотерапевты. Представители гуманистического направления в процессе выбора меньше полагаются на свой разум и рациональность, чем представители психодинамического и когнитивно-поведенческого направлений. Представители гу- манистического направления склонны оценивать результат выбора направления как более рискованный, в отличие от представителей когнитивно-поведенческого направления.
ABSTRACT
The paper contains the results of research, which purpose is a study of values and meaning orientations of psychologists and psychotherapists, who are the representatives of different methodological approaches. The purpose of research is also a study of process and result of the choice of appropriate approach to practical work. 58 psychologists and psychotherapists were surveyed.
The results of theoretical review of research topic are described briefly.
The results showed that the leading value in sample of respondents was «Independence», and the leading life meanings were «Self-realization» and «Existential». The factor analysis revealed 5 factors of a subjective attitude to the process of choice and 4 factors relate to the result of the choice of approach. The most integrated factor of the choice process was «Lack of compre- hension of choice». The most integrated factor of the choice result was «the Satisfaction of choice».
Male respondents of the sample were more satisfied with the choice of approach to practical work than women. Psycholo- gists were more satisfied with the result of the choice of approach than phychotherapists. Representatives of humanistic approach in the process of a choice rely less on their mind and rationality than the representatives of the psychodynamic and cognitive- behavioral approaches. Representatives of humanistic approach tend to evaluate the result of the choice of approach as more risky, unlike representatives of cognitive-behavioral approach.
Ключевые слова: ценность, смысл, ценностно-смысловые ориентации, психолог, врач-психотерапевт, практическая психология, выбор, психодинамическое, когнитивно-поведенческое и гуманистическое направления в психотерапии.
Keywords: value, meaning, values and meaning orientations, psychologist, psychotherapist, practical psychology, subjec- tive construction of choice, psychodynamic, cognitive-behavioral and humanistic approaches in psychotherapy.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
За последние два десятилетия практическая психология и психотерапия в нашей стране совершили значимый скачок в развитии. Функционирует большое количество учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов, в практической работе используется множество различных методов и подходов, постоянно увеличивается количество самих практикующих специалистов – в первую очередь психологов и врачей-психотерапевтов. Безусловно, бурное развитие практической психологии и психотерапии невозможно без преодоления вопросов и трудностей, порождаемых этим развитием. Важно, что лежит в основе выбора конкретным начинающим психологом и врачом-психотерапевтом того или иного метода. В настоящее время принято выделять несколько ведущих направлений практической психологии и психотерапии, к которым относится большинство существующих методов: психодинамическое, когнитивно- поведенческое и гуманистическое.
Большое разнообразие существующих методов, доступность образовательных программ, высокий интерес в обществе к «психологическому» и отсутствие ясных критериев в вопросах
К.С. ШАРКОВ, Р.А. БЕРЕЗОВСКАЯ
e-mail: kirill.s.sharkov@gmail.com
Профессиональная переподготовка по специальности «Психология менеджмента и орга- низационная психология»
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ФАКТОР ВЫБОРА
ПСИХОЛОГАМИ И ВРАЧАМИ-ПСИХОТЕРАПЕВТАМИ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Ценностно-смысловые ориентации как фактор выбора психологами и врачами-психотерапевтами …
321 эффективности и безопасности методов дают широкие возможности для выбора того, куда пойти учиться и приверженцем какого методологического направления становиться. Но как осуществляется этот выбор? Что лежит в его основе? На наш взгляд, эти вопросы важны и весьма интересны для изучения.
Проблема выбора в традициях академической психологии чаще всего выступает как состав- ная часть процессов планирования, принятия решения. В последнее время во многом под влиянием экзистенциальной психологии выбор все чаще рассматривается в более широком контексте про- блемы неустранимой неопределенности будущего, выступая средством ее разрешения (Наумова
1988). Такое понимание выбора требует выхода на вопросы принятия ответственности, принятия риска, неопределенности и неоднозначных последствий действий.
Д. А. Леонтьевым была предложена уровневая классификация, в соответствии с которой си- туации выбора различаются по возможностям рационального анализа – простой выбор, смысловой выбор и экзистенциальный выбор (Леонтьев, Пилипко 1995; Леонтьев 2006). Выбор методологиче- ского направления, который исследовали мы, относится к ситуациям смыслового выбора (альтерна- тивы даны, но критерии сравнения не однозначны).
По мнению Д. А. Леонтьева (Личностный смысл … 2011), к характеристикам выбора отно- сится его специфика, деятельностные ресурсы, которые обеспечивают процесс выбора, амбива- лентность выбора, удовлетворенность выбором. Указанные характеристики выбора ключевые для определения готовности к выбору. Готовность к выбору понимается как комплексная индивидуаль- но-психологическая характеристика личности, отражающая ее способность делать значимые выбо- ры осознанно, самостоятельно, с осмыслением возможных последствий и принятием на себя ответ- ственности и риска. Д. А. Леонтьев полагает, что готовность к выбору развивается в процессе инди- видуального развития и прямо связана со становлением такого понятия как личностный потенциал
(Леонтьев 2002; 2006).
Мы предположили, что в основе выбора психологами и врачами-психотерапевтами методоло- гического направления практической работы лежит различная система ценностей и жизненных смыслов личности, и что сам выбор направления представителями разных методологических на- правлений осуществляется отличным образом.
Под ценностными ориентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. В 1990-е годы Ш. Шварц выделил базовые человеческие ценности, которые обнаруживаются во всех культурах независимо от возраста, пола и других характеристик. Он сгруппировал их в 10 типов ценностей в соответствии с общностью их целей – власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, доброта, традиции, конформность, безопасность (Карандашев 2004). Проблеме ценностей также уделяется особое внимание в гуманистической психологии (Франкл 2000; Маслоу 2003). В отечественной психологии ценностные ориентации определяются, как правило, через понятия отношения, установки, отражения, «направленности личности» (Ядов 1975).
В психологии понятие «смысл» неразрывно связано с гармонично развивающейся личностью.
Стремление человека к смыслу выступает одной из важнейших потребностей человека. Ключевым показателем наличия личностного смысла выступает осмысленность жизни, которая определяется как осмысленность прошлого, настоящего и будущего, как наличие цели в жизни, как переживание индивидом онтологической значимости жизни (Франкл 2000). Изучение смысложизненных ориентаций личности в первую очередь также связано с теорией личности В. Франкла. В ней смысл представлен как жизненная задача.
Психологической основой ценностно-смысловых ориентаций личности является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения. Ценностно-смысловые ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации (Дарвиш 2003). Ценностно-смысловые ориентации как устойчивые свойства личности формулируются, развиваются и в процессе трудовой деятельности. По словам
Б. Г. Ананьева, с началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности строится общественный статус человека. В частности, это касается ценностей профессионального самоопределения. Выбор профессии напрямую связан с ценностно-смысловыми ориентациями.
Ценностно-смысловые ориентации личности проявляются, закрепляются и корректируются в профессиональной деятельности индивида (Дарвиш 2003).
Цель исследования изучение ценностно-смысловых характеристик (ориентаций) практикующих психологов и врачей-психотерапевтов
– представителей различных

К.С. Шарков, Р.А. Березовская
322 методологических направлений, а также процесса и результата выбора специалистами соответствующего направления практической работы.
Задачи исследования.
1. Изучить ценностно-смысловые ориентации практикующих психологов и врачей- психотерапевтов.
2. Изучить процесс и результат выбора направления практической деятельности психологами и врачами-психотерапевтами.
3. Выявить взаимосвязи между показателями возраста, стажа работы по специальности, цен- ностями и жизненными смыслами, а также факторами процесса / результата выбора направления.
4. Выявить различия в ценностно-смысловых характеристиках психологов и врачей- психотерапевтов, а также различия в процессе и результате выбора направления в зависимости от выбранного методологического направления (психодинамическое / когнитивно-поведенческое / гуманистическое), пола (мужчины / женщины) и от образования (медицинское / психологическое).
Были сформулированы следующие гипотезы.
1. Ведущие ценностно-смысловые ориентации у представителей различных методологических направлений практической психологии и психотерапии отличаются: у представителей психодинамического направления более выражены ценности «доброты» и
«самостоятельности», а также смыслы «самореализации»; у представителей когнитивно- поведенческого направления – ценность «универсализм» и «когнитивные» смыслы; у представителей гуманистического направления – ценности «самостоятельность», «гедонизм» и
«экзистенциальные» смыслы.
2. Процесс выбора направления у представителей разных направлений отличается: представители психодинамического и гуманистического направлений делают его, скорее, спонтанно и вовлекаясь эмоционально, представители когнитивно-поведенческого направления – вдумчиво и рационально.
3. Ценностно-смысловые характеристики, а также процесс и результат выбора существенно не различаются в зависимости от пола и образования (специализации) респондентов.
Предмет исследования – ценностно-смысловые характеристики (ориентации) специалистов и процесс / результат выбора.
Объект исследования – ценностно-смысловая сфера практикующих психологов и врачей- психотерапевтов.
ВЫБОРКА УЧАСТНИКОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Общее количество респондентов в нашем исследовании, в качестве которых выступали практикующие психологи и врачи-психотерапевты, составило 58 человек, из них 22 мужчины, 36 женщин. Возраст респондентов составил от 24 до 42 лет (средний возраст – 33,47 лет). Стаж работы по специальности составил от 0,5 года до 18 лет (средний стаж – 8 лет).
По базовому образованию нами были выделены две группы:

имеющие первичное медицинское образование – 27 респондентов;

имеющие базовое психологическое образование – 31 респондент.
По направлению практической работы – три группы:

представители психодинамического направления – 17 респондентов;

представители когнитивно-поведенческого направления – 15 респондентов;

представители гуманистического направления – 26 респондентов.
МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Для решения поставленных исследовательских задач были использованы следующие методики:

методика Ш. Шварца по изучению ценностей личности;

методика исследования системы жизненных смыслов В. Ю. Котлякова;

методика «Субъективное качество выбора» (СКВ) Д. А. Леонтьева;

специально разработанная анкета, в которой респондентам в анонимной форме предлагалось обозначить свой возраст, пол, базовое образование (медицинское или психологическое), стаж работы по основной специальности. Также в анкете необходимо было ука- зать, к какому направлению психологии/психотерапии респондент относит себя как специалиста – к психодинамическому, когнитивно-поведенческому или гуманистическому. Необходимо отметить,

Ценностно-смысловые ориентации как фактор выбора психологами и врачами-психотерапевтами …
323 что этот показатель каждый респондент определял самостоятельно. То значение, которое вкладывал каждый респондент в название и смысл всех трёх предлагаемых ему на выбор направлений, могло отличаться от смысла, который обозначается в соответствующей профессиональной и научной литературе по психологии и психотерапии.
Эмпирическое исследование проводилось в индивидуальной дистанционной форме. Полу- ченные данные были обработаны с помощью программы SPSS с использованием таких видов ана- лиза, как первичные описательные статистики, факторный анализ, корреляционный анализ с ис- пользованием коэффициента корреляции Спирмена, дисперсионный анализ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Особенности ценностных ориентаций практикующих психологов и врачей-психотерапевтов.
Результаты исследования показали, что наиболее значимыми ценностями на уровне нормативных идеалов для наших респондентов оказались «Самостоятельность» (M=5,17; σ=0,856), «Достижения»
(M=4,69; σ=0,851) и «Доброта» (M=4,36; σ=0,983). Переходя к описанию ценностей на уровне индивидуальных приоритетов, напомним, что ценности этого уровня более зависимы от внешней среды, например, от группового давления, и соотносятся с поступками конкретного человека. Для исследованной выборки на первом месте, заметно выделяясь среди других ценностей, также оказалась ценность «Самостоятельность» (M=2,86; σ=0,630). Высокие значения показали ценности
«Доброта» (M=1,94; σ=0,805), «Гедонизм» (M=1,89; σ=0,931) и «Универсализм» (M=1,88; σ=0,958).
Особенности системы жизненных смыслов практикующих психологов и врачей-
психотерапевтов. Результаты, полученные с помощью методики В. Ю. Котлякова, позволили ответить на вопрос о том, какие категории жизненных смыслов и в каком соотношении представлены в системе жизненных смыслов респондентов. Наиболее значимыми по уровню средних значений по всей выборки среди жизненных смыслов оказались «Самореализация»
(M=9,69; σ=3,141) и «Экзистенциальные» жизненные смыслы (M=9,86; σ=3,850), наименее значимыми – «Статусные» жизненные смыслы (M=18,48; σ=4,160).
Психологические особенности отношения психологов и врачей-психотерапевтов к процессу и
результату выбора методологического направления практической деятельности. Благодаря использованию методики «Субъективное качество выбора» нам удалось получить результаты, позволяющие судить о предпочтениях респондентов выборки в отношении того, как происходил процесс выбора ими направления практической работы и какой был получен результат выбора. Эти методики были подвергнуты факторному анализу методом анализа главных компонент. В результате анализа отношения к процессу выбора направления выделилось пять факторов:
1. Легкость выбора (максимальные нагрузки по данному фактору показали переменные
«безболезненно», «уверенно», «легко и просто», «быстро», «смело и решительно»); 2. Отсутствие осмысленности выбора(«недобросовестно», «без опоры на совесть», «из двух зол», «бездумно»,
«безответственно», «без учета последствий»); 3. Рациональность выбора; 4. Отрицательный эмоциональный знак выбора («равнодушно», «с отвращением», «с горечью»); 5. Экстернальность выбора («после совета близких людей» и «рассчитывая на помощь внешних сил»).
По субъективному отношению респондентов к результату выбора направления в результате проведенного факторного анализа было выявлено четыре фактора: 1. Удовлетворенность выбором
(максимальную нагрузку по этому фактору показали переменные «ободряет», «правильно», «хоро- шее», «верно»); 2. Неоднозначность результата («дисгармонично», «искусственно», «неоднознач- но»); 3. Случайность результата («случайно», «туманно», «необдуманно»); 4. Рискованность ре- зультата («рискованно-проверено», «рискованно-безопасно»).
Взаимосвязи ценностно-смысловых ориентаций и субъективных характеристик выбора на-
правления психологами и врачами-психотерапевтами. Для выявления и описания взаимосвязей изучаемых переменных нами был проведен корреляционный анализ с использованием коэффици- ента ранговой корреляции Спирмена; корреляционный анализ проводился для всей выборки в це- лом. В качестве показателей субъективных характеристик процесса и результата выбора направле- ния нами использовались значения девяти факторов, описанных выше.
Выявленные значимые корреляционные связи между факторами процесса выбора направления и жизненными смыслами/ ценностями представлены в табл. 1.
Наиболее интегрированным фактором процесса выбора по методике СКВ оказался фактор
«Отсутствие осмысленности выбора». Он показал значимую положительную связь со «Статусны- ми» жизненными смыслами (r=0,356; p<0,01) и отрицательные связи с ценностями «Универсализм»

К.С. Шарков, Р.А. Березовская
324
(r= –0,384; p<0,01) и «Власть» (r= –0,264; p<0,05) на уровне нормативных идеалов, а также с ценно- стью«Стимуляция» на уровне индивидуальных приоритетов (r= –0,369; p<0,01). Для корректной интерпретации необходимо помнить, что жизненные смыслы в методике Котлякова имеют тем большую значимость, чем меньшее числовое значение им приписано. Таким образом, респонденты, ценящие понимание, терпимость, защиту благополучия всех людей и природы, стремящиеся в своем ре- альном поведении к новизне и глубоким переживаниям, для кого авторитет, социальное доминиро- вание, сохранение своего имиджа и статуса являются важными ценностями и жизненными смысла- ми, более склонны делать выбор направления своей работы осмысленно и добросовестно.
Таблица 1. Корреляционные связи факторов процесса выбора, жизненных смыслов / ценностей
Жизненные смыслы /
Ценности
Факторы процесса выбора направления
Отсутствие осмысленности
Экстернальность
Легкость
Статусные смыслы
,356
**
Коммуникативные смыслы
-,435
**
Когнитивные смыслы
,290
*
Ценность «Универсализм» (норм.)
-,384
**
Ценность «Власть» (норм.)
-,264
*
Ценность «Стимуляция» (инд.)
-,369
**
Ценность «Безопасность» (инд.)
-,263
*
Пр и меч ан ие . * Корреляция значима на уровне 0,05 (2-сторонняя). ** Корреляция значима на уровне 0,.01 (2- сторонняя). (норм) – ценности на уровне нормативных идеалов; (инд.) – ценности на уровне индивидуальных приоритетов.
Теперь рассмотрим полученные корреляционные связи между факторами результата выбора направления и жизненными смыслами / ценностями. Все значимые корреляционные связи представлены в табл. 2.
Таблица 2. Корреляционные связи факторов результата выбора и жизненных смыслов/ ценностей
Жизненные смыслы /Ценности
Факторы результата выбора направления
Удовлетворен- ность
Неоднознач- ность
Случайность
Рискован- ность
Альтруистические смыслы
-,302
*
Экзистенциальные смыслы
,306
*
Статусные смыслы
,289
*
Ценость «Доброта» (норм.)
,293
*
Ценность «Универсализм» (норм.)
,295
*
Ценность «Доброта» (инд.)
,282
*
Ценность «Самостоятельность» (инд.)
-,282
*
Ценность «Гедонизм» (инд.)
-,309
*
Ценность «Достижения» (инд.)
,284
*
Ценность «Власть» (инд.)
-,283
*
,388
**
Пр и меч ан ие . * Корреляция значима на уровне 0,05 (2-сторонняя). ** Корреляция значима на уровне 0,.01 (2- сторонняя). (норм) – ценности на уровне нормативных идеалов; (инд.) – ценности на уровне индивидуальных приоритетов.
Наиболее интегрированным фактором результата выбора оказался фактор «Удовлетворен- ность выбором». Этот фактор показал отрицательные связи с ценностью «Гедонизм» (r= –0,309; p<0,05), «Альтруистическими» жизненными смыслами (r= –0,302; p<0,05) и положительные связи с ценностями «Универсализм» (r=0,295; p<0,05) и «Доброта» (норм. – r=0,293; p<0,05; инд. – r=0,282;

Ценностно-смысловые ориентации как фактор выбора психологами и врачами-психотерапевтами …
325 p<0,05). Те респонденты, для кого менее значимо получение наслаждения и чувственное удовольст- вие, наслаждение жизнью, для кого важные смыслы – это альтруизм, помощь другим людям, добро- та, для которых на уровне их внутренних установок оказываются важными и ценными понимание, терпимость, защита и сохранение благополучия других людей и природы, оказались более удовлетворены результатом выбора направления.
Различия ценностно-смысловых характеристик психологов и врачей-психотерапевтов, а
также особенностей процесса и результата выбора направления в зависимости от выбранного
методологического направления, пола и образования. Для изучения различий между группами был использован дисперсионный анализ. Рассмотрим выявленные различия.
Фактор результата выбора «Удовлетворенность выбором» показал значимые различия в зави- симости от пола и образования. Так, мужчины нашей выборки (M=0,353) более удовлетворенны выбором направления практической работы, чем респонденты-женщины (M=–0,359). Респонденты- психологи (M=0,270) более удовлетворенны результатом выбора направления, чем врачи- психотерапевты (М=–0,276).
В зависимости от направления практической работы были получены следующие значимые различия:

представители гуманистического направления в процессе выбора направления своей деятель- ности меньше полагаются на свой разум и рациональность (M=–0,577), в отличие от предста- вителей психодинамического (M=0,123) и когнитивно-поведенческого направлений
(M=0,629) – представители обоих больше опираются в процессе выбора направления на ра- циональность;

представители гуманистического направления склонны оценивать результат выбора направ- ления – фактор «Рискованность результата выбора» – как более рискованный (M=0,325), в от- личие от представителей когнитивно-поведенческого направления, которые не оценивают свой выбор как рискованный (M=-0,589).
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫВОДЫ
1. Для практикующих психологов и врачей-психотерапевтов наиболее важная ценность –
«Самостоятельность» на уровне как нормативных идеалов, так и индивидуальных приоритетов. В системе жизненных смыслов у психологов и психотерапевтов наиболее значимы – смыслы
«Самореализации» и «Экзистенциальные» смыслы, наименее значимы – «Статусные» смыслы.
По нашему мнению, высокие показатели близких по значению ценности
«Самостоятельность» и жизненных смыслов «Самореализации»связаны в первую очередь с тем, что профессиональная деятельность психолога и врача-психотерапевта предполагает свободу мышления и действий; консультативная деятельность с большим трудом поддается стандартизации и алгоритмизации и предполагает во многом творческий подход к каждому случаю и клиенту.
2.
Факторную структуру отношения к процессу выбора методологического направления практической деятельности психологов и психотерапевтов составляют такие субъективные харак- теристики выбора, как его «легкость», «отсутствие осмысленности» в отношении последствий, «ра- циональность», «отрицательный эмоциональный знак» и «экстернальность». Факторную структуру субъективного отношения к результату выбора составляют такие характеристики, как «удовлетво- ренность», «неоднозначность», «случайность» и «рискованность результата выбора».
3.
Наиболее интегрированным фактором процесса выбора оказался фактор «Отсутствие ос- мысленности выбора», а наиболее интегрированным фактором результата выбора оказался фактор
«Удовлетворенность выбором». То, что именно эти два фактора имеют максимальный вес, по на- шему мнению, неслучайно. Осмысленность выбора напрямую связана с осмысленностью жизни в целом, о чем шла речь в работах ряда представителей гуманистической психологии, в частности,
В. Франкла (2000). Удовлетворенность же выбором, по мнению Д. А. Леонтьева, относится к веду- щим характеристикам выбора.

К.С. Шарков, Р.А. Березовская
326 4. Респонденты-психологи оказываются более удовлетворенными результатом выбора направления, чем врачи-психотерапевты. Это может быть связано со следующим: базовое медицинское образование не предполагает подробного рассмотрения психотерапии и ее основных направлений, в то время как в психологическом образовании эти вопросы освещены более подробно. Поэтому, возможно, представления психологов о том, что можно ожидать от каждого из направлений, более ясные и обоснованные, и полученный результат их больше удовлетворяет.
Выявленные различия в значении фактора «Рациональность выбора» могут быть связаны со следующим. Если проанализировать те подходы, которые лежат в основе каждого из направлений, то можно увидеть, что такой структурированности консультирования, как в когнитивно- поведенческом направлении, более нигде нет – психотерапевтические сессии имеют ясную, рацио- нально просчитываемую и прописываемую последовательность и этапы. Среди представителей гу- манистического направления гораздо чаще звучат тезисы о спонтанности, самоактуализации, важ- ности чувств и их проявления, а также о том, что результат консультирования нельзя просчитать заранее, что он, как и сама психотерапия, в общем-то, иррациональны.
Представители гуманистического направления полученный результат выбора направления склонны оценивать как рискованный, в отличие от представителей когнитивно-поведенческого на- правления. Возможно, это связано с культуральным восприятием этих направлений. Когнитивно- поведенческое направление, имеющее определенные алгоритмы, построенное на результат- ориентированном принципе, проведение которого оплачивается в странах Запада страховыми ком- паниями, легче воспринимать как менее рискованное, чем процесс-ориентированные методы гума- нистического направления.
Важным ограничением, с которым мы столкнулись в ходе проведения исследования, стало то, что у нас не было технической возможности выявить истинную принадлежность респондентов к тому или иному методологическому направлению. Принадлежность респондента к одному из направлений определялась им самостоятельно, в форме самоотчета. Если допустить чисто гипотетическую ситуацию, что группа экспертов смогла бы попасть в кабинет практикующего специалиста во время его работы и определить методом экспертных оценок то, к какому направлению он объективно относится, то мы предполагаем, что результаты исследования могли бы претерпеть существенные изменения.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред.
В. Е. Клочко. М., 2003.
2.
Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб., 2004.
3.
Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как основа самодетерминации // Учен. зап. кафедры общей психологии Мос. гос. ун-та им. М. В. Ломоносова / под общ. ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева.
Вып. 1. М., 2002. С. 56–65.
4.
Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции // Учен. зап. кафедры общей психологии Мос. гос. ун-та им. М. В. Ломоносова / под ред. Б. С. Братуся, Е. Е. Соколовой. Вып. 2.
М., 2006. С. 85–105.
5.
Леонтьев Д.А., Пилипко Н.В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 97–110.
6.
Личностный смысл. Структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М., 2011.
7.
Маслоу А. Мотивация и личность: 3-е изд. СПб., 2003.
8.
Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.,
1988.
9.
Франкл В. Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб., 2000.
10.
Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 89–106.

перейти в каталог файлов


связь с админом